О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 15.02.95 08-19-42/0-95

              О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВИЛ
             РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
                          15 февраля 1995 г.
                           N 08-19-42/0-95
     
                                 (Д)
     
     Направляем подготовленную  Управлением  по  делам  общественных и
религиозных объединений информационную справку о некоторых вопросах по
применению   Правил   регистрации   уставов   (положений)  религиозных
объединений для использования в практической деятельности.
     

Первый заместитель Министра                                В.М.Кузьмин
     
     
     
                                                            Приложение
                                         к письму Министерства юстиции
                                                  Российской Федерации
                                        от 15.02.95 г. N 08-19-42/0-95
     
             Информационная справка о некоторых вопросах
                   по применению Правил регистрации
             уставов (положений) религиозных объединений
     
     В связи с поступающими запросами органов  юстиции  по  применению
Правил   регистрации   уставов   (положений)  религиозных  объединений
сообщаем следующее:
     1. Направленные    7.06.94   г.   Правила   регистрации   уставов
(положений) религиозных объединений утверждены  Приказом  Министерства
юстиции  от  30.11.94  г.  N  19-01-159-94,  в  установленном  порядке
зарегистрированы 15.12.94 г.  рег.  N 747 и переданы для  официального
публикования в газету "Российские вести".
     Указанные Правила  действуют  за  исключением  положений   п.3.7,
поскольку  в  соответствии  со ст.61 части первой Гражданского кодекса
Российской  Федерации   предусмотрен   судебный   порядок   ликвидации
юридического  лица,  в  случае  допущенных  при его создании нарушений
закона или иных правовых актов, имеющих неустранимый характер.
     2. В  соответствии  с  решением Государственной Думы Федерального
Собрания  Российской   Федерации   от   21.07.94   г.   при   Комитете
Государственной  Думы  по делам общественных объединений и религиозных
организаций создан Экспертно-консультативный совет по вопросам свободы
совести.  Совет  будет  действовать  в  рамках  функций  и полномочий,
установленных ст.12 и 20 Закона РСФСР "О свободе  вероисповеданий",  и
давать  экспертные заключения по запросам органов юстиции,  внутренних
дел,  суда и прокуратуры.  Заключения Совета носят  консультативный  и
рекомендательный характер.
     За заключением Совета следует обращаться в  случаях,  если  орган
юстиции  затрудняется  определить  религиозный  характер  создаваемого
объединения,  идентифицировать вероисповедную принадлежность, а также,
если  заявители  исповедуют  нетрадиционное (ранее не существовавшее в
России) вероисповедание.  При этом не следует направлять на экспертизу
учредительные   документы   всех   автономно  действующих  религиозных
объединений,  не представивших подтверждение о  своей  принадлежности,
поскольку  Закон  и  канонические  установления  большинства конфессий
такую деятельность не запрещают.
     Адрес Совета:    103009,    г.Москва,   Георгиевский   пер.,   2,
Государственная Дума,  Комитет по  делам  общественных  объединений  и
религиозных  организаций, Эспертно - консультативный совет по вопросам
свободы совести.  Председатель  Совета  Алексеев  В.А.,  ответственный
секретарь Заргишев М.Р. (тел. 292-90-76).
     3. В   соответствии   со   ст.18   Закона   РСФСР   "О    свободе
вероисповеданий"   религиозное   объединение,   пользующееся   правами
юридического лица,  может учреждать другие религиозные  объединения  с
правами   юридического   лица.  В  связи  с  этим  многие  религиозные
объединения  устанавливают  в  своих  представляемых  для  регистрации
уставах  (положениях)  право  учреждать любые религиозные объединения,
что противоречит действующему законодательству.
     В соответствии  со ст.17 Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий"
и  ст.117  части  первой  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
религиозные    организации    (объединения)    являются   добровольным
объединением   граждан   и   создаются    путем    их    добровольного
волеизъявления.
     В соответствии с частью третьей ст.17  Закона  РСФСР  "О  свободе
вероисповеданий"  и  п.2  ст.121  части  первой  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации   религиозные   объединения   могут   составлять
региональные  и  централизованные  религиозные  объединения  со своими
органами управления, объединяться в ассоциации и союзы.
     Положения части    второй   ст.18   Закона   РСФСР   "О   свободе
вероисповеданий" следует понимать,  как право религиозных  объединений
создавать  религиозно  - управленческие организации и иные религиозные
учреждения  с  правами  юридического  лица   в   соответствии   с   их
иерархической    и    организационной   структурой,   закрепленной   в
зарегистрированном уставе (положении).
     4. В  соответствии  с  Правилами  регистрации уставов (положений)
религиозных объединений под местом  нахождения  (юридическим  адресом)
религиозного  объединения  понимается адрес культового здания (церкви,
молитвенного дома,  арендуемого помещения) или адрес его  руководящего
органа для региональных, централизованных религиозных объединений и их
учреждений.  Закон РСФСР  "О  свободе  вероисповеданий"  не  запрещает
регистрацию  религиозного  объединения  по  домашнему адресу одного из
единоверцев,  поскольку в соответствии  со  ст.22  Закона  граждане  и
религиозные   объединения   имеют   право  беспрепятственно  проводить
богослужения,  религиозные обряды и  церемонии  в  квартирах  и  домах
граждан  с их согласия.  Но при этом не должны нарушаться и ущемляться
права других лиц, проживающих в многоквартирном доме.
     5. На  основании  части  третьей  ст.22  Закона  РСФСР "О свободе
вероисповеданий" отдельные религиозные организации закрепляют в  своих
представляемых  для  регистрации  уставах (положениях) право проводить
богослужения,  религиозные  обряды  и  церемонии  в  воинских  частях,
лечебных   учреждениях,   детских   домах,   местах   предварительного
заключения и  отбывания  наказания,  что  противоречит  смыслу  данной
статьи.   Часть   третья  ст.22  устанавливает  не  право  религиозных
объединений,  а право граждан,  находящихся в воинских частях  и  этих
учреждениях,  совершать религиозные обряды и приглашать при содействии
администрации  данных  учреждений  священнослужителей  для   свершения
обрядов и церемоний.
     Кроме того, в соответствии с УПК РСФСР посещение подследственных,
содержащихся в местах предварительного заключения,  допускается только
с разрешения органов следствия, дознания, суда и прокуратуры.
     

Управление по делам общественных
и религиозных объединений