ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ (КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ, ОКРУЖНОЙ) БОЛЬНИЦЕ И О МЕДИЦИНСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ. Приказ. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром России). 13.01.95 6

     МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ
     
                          13 января 1995 г.
                                 N 6
     
                                 (Д)


     В целях совершенствования деятельности республиканских  (краевых,
областных, окружных) больниц и медицинских диагностических центров при
переходе к медицинскому страхованию населения утверждаю:
     1. Положение  о  республиканской (краевой,  областной,  окружной)
больнице (Приложение 1).
     2. Положение о медицинском диагностическом центре (Приложение 2).
     Приказываю:
     1. Руководителям    органов    здравоохранения   административных
территорий  Российской  Федерации  принять  утвержденные  Положения  к
руководству и исполнению.
     2. Принять к сведению,  что в данные  Положения  могут  вноситься
изменения   и   дополнения   в   соответствии   с  вновь  принимаемыми
законодательными и другими правовыми актами.
     3. Рассмотреть  в  соответствии  с  местными  условиями  вопрос о
создании   объединений   диагностических   центров   с    клиническими
больницами.
     4. Считать утратившими силу приложения 3,  4,  5, 6, утвержденные
Приказом Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об организации медицинских
диагностических центров",  Приказ Минздрава СССР от 30.08.90 N 360  "О
дальнейшем    развитии    и   совершенствовании   работы   медицинских
диагностических центров".

Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации                           Э.А. НЕЧАЕВ


                                                          Приложение 1
                                                             к Приказу
                                          Министерства здравоохранения
                                          и медицинской промышленности
                                                  Российской Федерации
                                              от 13 января 1995 г. N 6

                              ПОЛОЖЕНИЕ
           О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ (КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ, ОКРУЖНОЙ)
                         БОЛЬНИЦЕ (Сноска 1)

                          1. Общие положения

     1.1. Республиканская  (краевая,  областная,  окружная)   больница
(далее    -   больница)   является   ведущим   высококвалифицированным
многопрофильным медицинским учреждением  административной  территории.
--------------------------------
     Сноска 1.  1.  При наличии в территории  самостоятельной  детской
республиканской (краевой,    областной,    окружной)    больницы    ее
деятельность организуется в  соответствии  с  основными  направлениями
настоящего Положения.
     2. Деятельность  специализированных   республиканских   (краевых,
областных, окружных)  больниц  регулируется  отдельными положениями об
этих учреждениях.

     1.2. Больница      является      государственным      учреждением
здравоохранения,  относится  к  государственной собственности субъекта
федерации  (республики,  края,  области,  округа)  и  приватизации  не
подлежит.
     1.3. Учредителем   больницы   является   государственный    орган
управления здравоохранением административной территории.
     1.4. Больница   является   хозяйствующим   субъектом   с   правом
юридического   лица,   имеет  регистрационный  номер,  самостоятельный
баланс,  расчетный и иные счета в учреждениях банков,  печать со своим
наименованием,   бланки   и   другие  реквизиты,  необходимые  для  ее
деятельности.
     1.5. Деятельность   больницы  регламентируется  законодательством
Российской  Федерации,  приказами  и  указаниями  вышестоящих  органов
управления  здравоохранением,  уставом  больницы  как государственного
учреждения здравоохранения и настоящим Положением.
     1.6. При  размещении  на  базе больницы клинических подразделений
медицинских,   научно-исследовательских   институтов,   институтов   и
факультетов   усовершенствования   врачей,   медицинских   факультетов
университетов на больницу распространяется  "Положение  о  клиническом
лечебно-профилактическом учреждении",  утвержденное Приказом Минздрава
России от 29.09.93 N 228.
     1.7. На  базе больницы могут быть организованы межтерриториальные
специализированные  медицинские  центры.  Условия   взаимодействия   и
взаиморасчетов   между   центрами   и  административными  территориями
определяются в соответствии  с  порядком,  утверждаемым  Министерством
здравоохранения  и  медицинской промышленности Российской Федерации на
договорной основе.
     1.8. В  случае  отсутствия  в административной территории детской
республиканской (краевой,  областной,  окружной) больницы в  указанной
больнице   организуются  подразделения,  выполняющие  функции  детской
больницы.

                     2. Основные задачи больницы

     2.1. Оказание     высококвалифицированной      специализированной
консультативно-диагностической    и    лечебной    помощи    населению
административной территории в амбулаторных и стационарных  условиях  с
применением высокоэффективных медицинских технологий.
     2.2. Оказание   консультативной   и   организационно-методической
помощи   специалистам   других   лечебно-профилактических   учреждений
административной территории.
     2.3. Организация   и   оказание  квалифицированной  экстренной  и
плановой консультативной медицинской помощи с  использованием  средств
санитарной авиации и наземного транспорта.
     2.4. Осуществление экспертизы  качества  лечебно-диагностического
процесса в медицинских учреждениях административной территории.
     2.5. Осуществление иных экспертных функций на договорной основе с
органами   управления  здравоохранением  и  медицинскими  учреждениями
административных территорий, лицензионно-аккредитационными комиссиями,
фондами     медицинского    страхования,    страховыми    медицинскими
организациями и др.
     2.6. Выполнение    по    договорам    с    органами    управления
здравоохранением и  разработка  мер  по  реализации  целевых  программ
развития медицинской помощи.
     2.7. Внедрение  в  практику  лечебно-профилактических  учреждений
административной   территории   современных   медицинских  технологий,
экономических методов управления и принципов медицинского страхования.
     2.8. Участие    в    подготовке,   переподготовке   и   повышении
квалификации медицинских работников.

                             3. Структура

     3.1. Больница,    независимо     от     численности     населения
административной территории и коечной мощности, должна иметь следующие
структурные подразделения:
     - консультативную поликлинику;
     - диагностический отдел;
     - стационар с приемным отделением;
     - отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;
     - отделение экстренной и планово-консультативной помощи;
     - патолого-анатомическое   отделение  (бюро  -  при  отсутствии
самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро);
     - прочие структурные подразделения,  необходимые  для  выполнения
функций    больницы   (пищеблок,   бухгалтерию,   медицинский   архив,
библиотеку, гараж и т.д.);
     - пансионат для пациентов;
     - общежитие для медицинских работников.
     3.2. Структура    больницы    утверждается   органом   управления
здравоохранением административной территории.

           4. Организация деятельности основных структурных
                        подразделений больницы

                   4.1. Консультативная поликлиника

     4.1.1. Структура  поликлиники  формируется  с  учетом потребности
населения  республики  (края,   области,   округа)   во   всех   видах
специализированной консультативной медицинской помощи и наличия других
консультативных поликлиник.
     4.1.2. Консультативная поликлиника,  в соответствии с полученными
лицензиями и сертификатом, осуществляет консультативно-диагностическую
и  лечебную  помощь  с применением современных медицинских технологий,
привлекает  для  этих  целей,  при  необходимости,  специалистов  иных
лечебно-профилактических        учреждений,        медицинских       и
научно-исследовательских институтов в  порядке,  утверждаемом  органом
управления здравоохранением.
     4.1.3. Проводит      консультации       специалистов       других
лечебно-профилактических учреждений административной территории, в том
числе заочные, осуществляет выездную консультативную помощь больным.
     4.1.4. Обеспечивает    ведение   больных   с   тяжелыми   формами
заболеваний,  требующими в процессе динамического  наблюдения  высокой
квалификации  специалистов,  применения сложных медицинских технологий
обследования, коррекции лечения.
     4.1.5. В   установленном   порядке  организует  госпитализацию  в
профильные  отделения  больницы  или  другие  лечебно-профилактические
учреждения.
     4.1.6. Выдает медицинские заключения по результатам  консультации
и рекомендации по лечению больных.
     4.1.7. Осуществляет экспертную оценку тактики и качества  ведения
пациентов  на  предыдущих  этапах  оказания медицинской помощи и,  при
наличии  серьезных  дефектов,  информирует  соответствующие   лечебные
учреждения,  страховые  медицинские  организации  и  органы управления
здравоохранением.
     4.1.8. Консультативная   поликлиника  возглавляется  заместителем
руководителя больницы.

                      4.2. Диагностический отдел

     4.2.1. Диагностический отдел организуется  путем  функционального
объединения   всех   диагностических   подразделений   поликлиники   и
стационара.
     4.2.2. В   структуру  диагностического  отдела  входят  отделения
лучевой,      функциональной,       эндоскопической       диагностики,
клинико-диагностические лаборатории и другие подразделения.
     4.2.3. Диагностический   отдел   совместно   с    консультативной
поликлиникой    обеспечивает    внедрение    в    практику    больницы
высокотехнологичных диагностических и лечебно-диагностических методик,
максимальную            доступность            высококвалифицированной
консультативно-диагностической   помощи   населению   административной
территории   с   применением   алгоритмов   диагностики,   эффективное
использование медицинской диагностической техники и оборудования.
     4.2.4. При     отсутствии     в    административной    территории
самостоятельного медицинского диагностического центра  диагностический
отдел больницы выполняет задачи, определенные Положением о медицинском
диагностическом центре (Приложение 2).
     4.2.5. Диагностический  отдел возглавляется одним из заместителей
руководителя больницы.

                 4.3. Стационар с приемным отделением

     4.3.1. Структура  стационара  формируется  с  учетом  потребности
населения      республики      (края,      области,      округа)     в
высококвалифицированной, специализированной стационарной помощи.
     4.3.2. В    стационаре   могут   создаваться   специализированные
отделения   различной   степени   интенсивности   лечебного   процесса
(отделения    интенсивного    лечения,    долечивания,   реабилитации,
кратковременного и дневного пребывания).
     4.3.3. Прием,  перевод в иные лечебно-профилактические учреждения
и  выписка  пациентов,  в  том  числе  иногородних,  кроме   пациентов
межтерриториальных   специализированных   центров,   осуществляются  в
порядке,    утвержденном    органом    управления     здравоохранением
административной территории.
     4.3.4. Отбор  больных  на  стационарное  лечение   осуществляется
специалистами  консультативной поликлиники и (или) приемного отделения
больницы  с  учетом  состояния  больного,   объема   обследования   на
догоспитальном   этапе  и  показанности  госпитализации  в  профильное
отделение стационара.
     4.3.5. При  выписке  из  стационара  больных  с  тяжелыми формами
заболеваний, требующими периодического наблюдения специалистов высокой
квалификации, коррекции лечения, соответствующая информация передается
в консультативную поликлинику.
     4.3.6. Направление на патолого-анатомическое исследование умерших
осуществляется в установленном порядке.
     4.3.7. Стационар  и приемное отделение возглавляются заместителем
руководителя больницы.

                   4.4. Отдел клинико-экспертной и
                 организационно-экономической работы

     4.4.1. В  структуру отдела входят:  клинико-экспертное отделение,
организационно-экономическое    отделение,    отделение    медицинской
статистики и вычислительной техники.
     4.4.2. Клинико-экспертное отделение:
     - по   заданию  органа  управления  здравоохранением  анализирует
деятельность учреждений здравоохранения различных форм  собственности,
проводит  экспертизу  организации  плановой  и  экстренной медицинской
помощи  населению  по  различным  профилям;  готовит   соответствующие
рекомендации;
     - осуществляет клинико-экспертную  работу  по  контролю  качества
оказания  лечебно-диагностической помощи в учреждениях здравоохранения
административной   территории,   привлекая   для   этих   целей,   при
необходимости, специалистов       других      лечебно-профилактических
учреждений,   медицинских   и   научно-исследовательских   институтов,
медицинских ассоциаций и т.д.;
     - организует и проводит экспертизу временной нетрудоспособности;
     - осуществляет  иные экспертные функции по договорам с органами и
учреждениями  здравоохранения,   фондами   медицинского   страхования,
лицензионно-аккредитационными   комиссиями,   медицинскими  страховыми
организациями;
     - разрабатывает  внутрибольничную  систему  управления  качеством
лечебно-диагностического  процесса  и,  с   привлечением   необходимых
специалистов,  организует  ее  внедрение  в структурных подразделениях
больницы;
     - порядок проведения клинико-экспертной работы и использования ее
результатов  устанавливается   органом   управления   здравоохранением
административной территории.
     4.4.3. Организационно-экономическое отделение по  заданию  органа
управления здравоохранением:
     - анализирует медико-демографическую ситуацию в  административной
территории;
     - принимает  участие  в   разработке   территориальных   программ
медицинской помощи населению и контроле за их реализацией;
     - разрабатывает территориальные медико-экономические стандарты;
     - на  основе  утвержденных  единых методик разрабатывает тарифы и
цены на медицинские услуги;
     - определяет  порядок взаиморасчетов и финансирования медицинских
учреждений,  их подразделений  и  специалистов  за  объем  и  качество
медицинской  помощи  и представляет органу управления здравоохранением
для утверждения.
     4.4.4. Отделение медицинской статистики и вычислительной техники:
     - обеспечивает достоверный  статистический  учет  и  представляет
отчетность о деятельности больницы по формам и в сроки,  установленные
органами статистики и здравоохранения;
     - при      отсутствии      в      территории     самостоятельного
информационно-вычислительного   центра   способствует   внедрению    и
использованию    в    лечебно-профилактических    учреждениях   единых
информационных технологий,  в том числе сертифицированных  программных
средств, определяет единую техническую политику, осуществляет контроль
за     использованием     средств     вычислительной     техники     в
лечебно-профилактических  учреждениях;  проводит  подготовку персонала
учреждений здравоохранения  к  пользованию  средствами  вычислительной
техники.
     4.4.5. Отдел возглавляется заместителем руководителя больницы.

     4.5. Отделение  экстренной   и   планово-консультативной   помощи
предназначено для:
     - обеспечения по заявкам  органов  и  учреждений  здравоохранения
квалифицированной  экстренной  и  планово-консультативной  медицинской
помощи с  использованием  средств  санитарной  авиации  или  наземного
санитарного транспорта,  эвакуации больных и пострадавших в учреждения
здравоохранения в соответствии с медицинскими показаниями;
     - транспортировки консультантов и медицинских грузов, необходимых
для спасения жизни больных.
     4.5.1. С целью выполнения поставленных задач отделение:
     - организует круглосуточную диспетчерскую службу;
     - оперативно  привлекает  для  выполнения заданий соответствующих
специалистов медицинских учреждений, обеспечивает их транспортировку и
страхование от несчастных случаев.
     4.5.2. Отделение работает в режиме повседневной деятельности и  в
условиях чрезвычайных ситуаций.
     4.5.3. В режиме повседневной деятельности  отделение  работает  в
подчинении руководителей больницы:
     - оказывает экстренную  и  плановую  консультативную  медицинскую
помощь по заявкам органов и учреждений здравоохранения;
     - анализирует    показанность    и     своевременность     вызова
консультантов,  тактику  ведения  больного  до прибытия консультанта и
вносит   предложения   руководству   больницы   по   совершенствованию
экстренной медицинской помощи больным;
     - контролирует состояние здоровья больного до выхода из кризисной
ситуации.
     4.5.4. В условиях чрезвычайных ситуаций  отделение  работает  под
руководством органа управления здравоохранением, руководителя больницы
при  оперативном  управлении  территориального  центра   экстремальной
медицины по утвержденному плану:
     - оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим;
     - осуществляет,   с  учетом  оптимальных  маршрутов  и  способов,
быструю  доставку  медицинских  сил  и  средств  в  зону  чрезвычайной
ситуации;
     - организует эвакуацию пострадавших;
     - обеспечивает  круглосуточную  оперативную  связь  по  приему  и
передаче  информации  о  ходе  ликвидации   последствий   чрезвычайной
ситуации.

                        5. Имущество и финансы

     5.1. Имущественные  права,  порядок  и  источники финансирования,
порядок  учета  и  отчетности  закрепляются   за   больницей   уставом
государственного   учреждения   здравоохранения,  учрежденным  органом
управления  здравоохранением  и  комитетом  по  управлению  имуществом
административной территории.

              6. Управление и планирование деятельности

     6.1. Управление     больницей    осуществляется    руководителем,
назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом управления
здравоохранением.
     6.2. Руководитель    осуществляет    управление    больницей    в
соответствии   с   действующим   законодательством  в  пределах  своей
компетенции, определенной уставом учреждения.
     6.3. При  больнице  создаются  советы  и  комиссии,  положения  о
которых и их состав утверждаются руководителем учреждения.
     6.4. Основной  формой планирования деятельности больницы является
план, в котором отражается объем медицинских и других услуг, ожидаемое
поступление  средств из всех источников финансирования и использование
их по элементам затрат,  планируемые  размеры  формируемых  финансовых
фондов.
     6.5. Планирование деятельности больницы и определение перспективы
ее  развития  осуществляется  по  согласованию  с  органом  управления
здравоохранением.  Медицинские услуги  по  добровольному  медицинскому
страхованию  и платные услуги по договорам не должны превышать 20%  от
общего объема деятельности больницы.

     7. Контроль    за    производственной,    финансово-хозяйственной
деятельностью,  реорганизация  и  ликвидация больницы осуществляются в
соответствии с действующим законодательством  и  закрепляются  уставом
учреждения.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению                               А.Н. ДЕМЕНКОВ

Начальник Управления
охраны здоровья
матери и ребенка                               Д.И. ЗЕЛИНСКАЯ


                                                          Приложение 2
                                                             к Приказу
                                          Министерства здравоохранения
                                          и медицинской промышленности
                                                  Российской Федерации
                                              от 13 января 1995 г. N 6

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                 О МЕДИЦИНСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

                          1. Общие положения

     1.1. Медицинский  диагностический  центр  (далее   -   Центр)   -
лечебно-профилактическое           учреждение,          обеспечивающее
высококвалифицированную     консультативно-диагностическую      помощь
населению  и  организационно-методическое руководство диагностическими
службами    лечебно-профилактических    учреждений    административной
территории.
     1.2. Центр является государственным  (муниципальным)  учреждением
здравоохранения,    относится    к   государственной   (муниципальной)
собственности и приватизации не подлежит.
     1.3. Учредителем     Центра     является     орган     управления
здравоохранением административной территории.
     1.4. Медицинский   диагностический   центр  является  структурным
подразделением   республиканской   (областной,   краевой,    окружной)
городской  больницы  или хозяйствующим субъектом с правом юридического
лица.
     1.5. Деятельность   Центра   регламентируется   законодательством
Российской  Федерации,  приказами  и  указаниями  вышестоящих  органов
здравоохранения,  уставом государственного (муниципального) учреждения
здравоохранения и Положением.
     1.6. При  размещении  на  базе  Центра  клинических подразделений
медицинских   и   научно-исследовательских   институтов,   факультетов
усовершенствования  врачей,  медицинских  факультетов университетов на
Центр    также    распространяется     Положение     о     клиническом
лечебно-профилактическом  учреждении,  утвержденное Приказом Минздрава
России от 29.09.93 N 228.
     1.7. В  случае  отсутствия в административной территории детского
медицинского    диагностического     центра     Центр     обеспечивает
консультативно-диагностическую помощь детскому населению.

                          2. Основные задачи

     2.1. Оказание                             высококвалифицированной
консультативно-диагностической   и   лечебной   помощи   населению   с
применением высокоэффективных медицинских технологий.
     2.2. Разработка по заданию  органов  управления  здравоохранением
территориальных  программ  организации  и  совершенствования различных
видов    диагностики    в     лечебно-профилактических     учреждениях
административной территории и контроль за их реализацией.
     2.3. Разработка и внедрение в практику  безопасных,  экономически
обоснованных,   клинически   эффективных  методов  диагностики,  новых
организационных  форм  работы  с  учетом  действующего  хозяйственного
механизма.
     2.4. Комплексирование    и     интеграция     различных     видов
диагностических  исследований,  внедрение диагностических алгоритмов с
целью   получения   в   минимальные   сроки   полной   и   достоверной
диагностической информации.
     2.5. Подготовка    медицинского    и    технического    персонала
лечебно-профилактических  учреждений  административной  территории для
работы с новой медицинской диагностической техникой,  а также врачей -
клиницистов по вопросам интерпретации результатов исследований.
     2.6. Разработка,   по   согласованию   с    органом    управления
здравоохранением,  единой  политики оснащения лечебно-профилактических
учреждений медицинским диагностическим оборудованием.
     2.7. Участие в клинико-экспертной  работе  по  контролю  качества
медицинской  помощи  пациентам в лечебно-профилактических учреждениях,
осуществление иных  экспертных  функций  по  договорам  с  органами  и
учреждениями       здравоохранения,      лицензионно-аккредитационными
комиссиями,  фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими
организациями и др.

                         3. Структура Центра

     3.1. Центр,  независимо от численности обслуживаемого  населения,
должен иметь следующие структурные подразделения:
     - отдел  (отделение)  лучевой  диагностики,  включающий  в   себя
отделения,       кабинеты,       лаборатории       рентгенологической,
рентгеноэндоскопической,  ангиографической,   рентгенотомографической,
магнитнорезонансной,          радионуклидной,          ультразвуковой,
экспресс-патоморфологической и других видов диагностики в  зависимости
от местных условий;
     - отдел  (отделение)   функциональной   диагностики   заболеваний
сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем;
     - эндоскопическое     отделение     с     диагностическими      и
лечебно-диагностическими кабинетами;
     - клинико-диагностическую  лабораторию  с   подразделениями   для
биохимических,  иммунологических,  микробиологических,  радиоиммунных,
цитологических и других исследований;
     - отделение клинической патоморфологии;
     - консультативный отдел;
     - дневной стационар;
     - отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;
     - выездные медицинские диагностические подразделения;
     - прочие  структурные  подразделения,  необходимые для выполнения
функций Центра               (технические,              хозяйственные,
информационно-вычислительные и др.).
     3.2. Структура    Центра    утверждается    органом    управления
здравоохранением административной территории.
     4. Организация  деятельности  основных  структурных подразделений
Центра  осуществляется  в  соответствии   с   действующими   приказами
Министерства  здравоохранения  и медицинской промышленности Российской
Федерации по отдельным диагностическим службам.

                        5. Имущество и финансы

     5.1. Имущественные права,  порядок  и  источники  финансирования,
учета  и  отчетности  закрепляются за Центром уставом государственного
учреждения   здравоохранения,    утвержденным    органом    управления
здравоохранением и комитетом по управлению имуществом административной
территории.

              6. Управление и планирование деятельности

     6.1. Управление Центром осуществляется руководителем, назначаемым
и   освобождаемым   от   занимаемой   должности   органом   управления
здравоохранением.
     6.2. Руководитель  осуществляет управление Центром в соответствии
с  действующим  законодательством  в   пределах   своей   компетенции,
определенной уставом учреждения.
     6.3. При Центре  создаются  советы  и  комиссии  по  направлениям
деятельности,   положения   о   которых   и   их  состав  утверждаются
руководителем учреждения.
     6.4. Основной  формой  планирования  деятельности Центра является
план, в котором отражается объем медицинских и других услуг, ожидаемое
поступление  средств из всех источников финансирования и использование
их по элементам затрат,  планируемые  размеры  формируемых  финансовых
фондов.
     6.5. Планирование деятельности Центра и  определение  перспективы
его  развития  осуществляется  по  согласованию  с  органом учреждения
здравоохранением   субъекта   Федерации.   Медицинские    услуги    по
добровольному  медицинскому  страхованию и платные услуги по договорам
не должны превышать 10% от общего объема деятельности Центра.
     7. Контроль    за    производственной,    финансово-хозяйственной
деятельностью,   создание,   реорганизация   и    ликвидация    Центра
осуществляется   в  соответствии  с  действующим  законодательством  и
закрепляется уставом учреждения.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению                               А.Н. ДЕМЕНКОВ

Начальник Управления
охраны здоровья матери и ребенка               Д.И. ЗЕЛИНСКАЯ