МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ 13 января 1995 г. N 6 (Д) В целях совершенствования деятельности республиканских (краевых, областных, окружных) больниц и медицинских диагностических центров при переходе к медицинскому страхованию населения утверждаю: 1. Положение о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице (Приложение 1). 2. Положение о медицинском диагностическом центре (Приложение 2). Приказываю: 1. Руководителям органов здравоохранения административных территорий Российской Федерации принять утвержденные Положения к руководству и исполнению. 2. Принять к сведению, что в данные Положения могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с вновь принимаемыми законодательными и другими правовыми актами. 3. Рассмотреть в соответствии с местными условиями вопрос о создании объединений диагностических центров с клиническими больницами. 4. Считать утратившими силу приложения 3, 4, 5, 6, утвержденные Приказом Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об организации медицинских диагностических центров", Приказ Минздрава СССР от 30.08.90 N 360 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы медицинских диагностических центров". Министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Э.А. НЕЧАЕВ Приложение 1 к Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 января 1995 г. N 6 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ (КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ, ОКРУЖНОЙ) БОЛЬНИЦЕ (Сноска 1) 1. Общие положения 1.1. Республиканская (краевая, областная, окружная) больница (далее - больница) является ведущим высококвалифицированным многопрофильным медицинским учреждением административной территории. -------------------------------- Сноска 1. 1. При наличии в территории самостоятельной детской республиканской (краевой, областной, окружной) больницы ее деятельность организуется в соответствии с основными направлениями настоящего Положения. 2. Деятельность специализированных республиканских (краевых, областных, окружных) больниц регулируется отдельными положениями об этих учреждениях. 1.2. Больница является государственным учреждением здравоохранения, относится к государственной собственности субъекта федерации (республики, края, области, округа) и приватизации не подлежит. 1.3. Учредителем больницы является государственный орган управления здравоохранением административной территории. 1.4. Больница является хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет регистрационный номер, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки и другие реквизиты, необходимые для ее деятельности. 1.5. Деятельность больницы регламентируется законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями вышестоящих органов управления здравоохранением, уставом больницы как государственного учреждения здравоохранения и настоящим Положением. 1.6. При размещении на базе больницы клинических подразделений медицинских, научно-исследовательских институтов, институтов и факультетов усовершенствования врачей, медицинских факультетов университетов на больницу распространяется "Положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении", утвержденное Приказом Минздрава России от 29.09.93 N 228. 1.7. На базе больницы могут быть организованы межтерриториальные специализированные медицинские центры. Условия взаимодействия и взаиморасчетов между центрами и административными территориями определяются в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации на договорной основе. 1.8. В случае отсутствия в административной территории детской республиканской (краевой, областной, окружной) больницы в указанной больнице организуются подразделения, выполняющие функции детской больницы. 2. Основные задачи больницы 2.1. Оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению административной территории в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий. 2.2. Оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждений административной территории. 2.3. Организация и оказание квалифицированной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта. 2.4. Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях административной территории. 2.5. Осуществление иных экспертных функций на договорной основе с органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями административных территорий, лицензионно-аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и др. 2.6. Выполнение по договорам с органами управления здравоохранением и разработка мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи. 2.7. Внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования. 2.8. Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников. 3. Структура 3.1. Больница, независимо от численности населения административной территории и коечной мощности, должна иметь следующие структурные подразделения: - консультативную поликлинику; - диагностический отдел; - стационар с приемным отделением; - отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы; - отделение экстренной и планово-консультативной помощи; - патолого-анатомическое отделение (бюро - при отсутствии самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро); - прочие структурные подразделения, необходимые для выполнения функций больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский архив, библиотеку, гараж и т.д.); - пансионат для пациентов; - общежитие для медицинских работников. 3.2. Структура больницы утверждается органом управления здравоохранением административной территории. 4. Организация деятельности основных структурных подразделений больницы 4.1. Консультативная поликлиника 4.1.1. Структура поликлиники формируется с учетом потребности населения республики (края, области, округа) во всех видах специализированной консультативной медицинской помощи и наличия других консультативных поликлиник. 4.1.2. Консультативная поликлиника, в соответствии с полученными лицензиями и сертификатом, осуществляет консультативно-диагностическую и лечебную помощь с применением современных медицинских технологий, привлекает для этих целей, при необходимости, специалистов иных лечебно-профилактических учреждений, медицинских и научно-исследовательских институтов в порядке, утверждаемом органом управления здравоохранением. 4.1.3. Проводит консультации специалистов других лечебно-профилактических учреждений административной территории, в том числе заочные, осуществляет выездную консультативную помощь больным. 4.1.4. Обеспечивает ведение больных с тяжелыми формами заболеваний, требующими в процессе динамического наблюдения высокой квалификации специалистов, применения сложных медицинских технологий обследования, коррекции лечения. 4.1.5. В установленном порядке организует госпитализацию в профильные отделения больницы или другие лечебно-профилактические учреждения. 4.1.6. Выдает медицинские заключения по результатам консультации и рекомендации по лечению больных. 4.1.7. Осуществляет экспертную оценку тактики и качества ведения пациентов на предыдущих этапах оказания медицинской помощи и, при наличии серьезных дефектов, информирует соответствующие лечебные учреждения, страховые медицинские организации и органы управления здравоохранением. 4.1.8. Консультативная поликлиника возглавляется заместителем руководителя больницы. 4.2. Диагностический отдел 4.2.1. Диагностический отдел организуется путем функционального объединения всех диагностических подразделений поликлиники и стационара. 4.2.2. В структуру диагностического отдела входят отделения лучевой, функциональной, эндоскопической диагностики, клинико-диагностические лаборатории и другие подразделения. 4.2.3. Диагностический отдел совместно с консультативной поликлиникой обеспечивает внедрение в практику больницы высокотехнологичных диагностических и лечебно-диагностических методик, максимальную доступность высококвалифицированной консультативно-диагностической помощи населению административной территории с применением алгоритмов диагностики, эффективное использование медицинской диагностической техники и оборудования. 4.2.4. При отсутствии в административной территории самостоятельного медицинского диагностического центра диагностический отдел больницы выполняет задачи, определенные Положением о медицинском диагностическом центре (Приложение 2). 4.2.5. Диагностический отдел возглавляется одним из заместителей руководителя больницы. 4.3. Стационар с приемным отделением 4.3.1. Структура стационара формируется с учетом потребности населения республики (края, области, округа) в высококвалифицированной, специализированной стационарной помощи. 4.3.2. В стационаре могут создаваться специализированные отделения различной степени интенсивности лечебного процесса (отделения интенсивного лечения, долечивания, реабилитации, кратковременного и дневного пребывания). 4.3.3. Прием, перевод в иные лечебно-профилактические учреждения и выписка пациентов, в том числе иногородних, кроме пациентов межтерриториальных специализированных центров, осуществляются в порядке, утвержденном органом управления здравоохранением административной территории. 4.3.4. Отбор больных на стационарное лечение осуществляется специалистами консультативной поликлиники и (или) приемного отделения больницы с учетом состояния больного, объема обследования на догоспитальном этапе и показанности госпитализации в профильное отделение стационара. 4.3.5. При выписке из стационара больных с тяжелыми формами заболеваний, требующими периодического наблюдения специалистов высокой квалификации, коррекции лечения, соответствующая информация передается в консультативную поликлинику. 4.3.6. Направление на патолого-анатомическое исследование умерших осуществляется в установленном порядке. 4.3.7. Стационар и приемное отделение возглавляются заместителем руководителя больницы. 4.4. Отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы 4.4.1. В структуру отдела входят: клинико-экспертное отделение, организационно-экономическое отделение, отделение медицинской статистики и вычислительной техники. 4.4.2. Клинико-экспертное отделение: - по заданию органа управления здравоохранением анализирует деятельность учреждений здравоохранения различных форм собственности, проводит экспертизу организации плановой и экстренной медицинской помощи населению по различным профилям; готовит соответствующие рекомендации; - осуществляет клинико-экспертную работу по контролю качества оказания лечебно-диагностической помощи в учреждениях здравоохранения административной территории, привлекая для этих целей, при необходимости, специалистов других лечебно-профилактических учреждений, медицинских и научно-исследовательских институтов, медицинских ассоциаций и т.д.; - организует и проводит экспертизу временной нетрудоспособности; - осуществляет иные экспертные функции по договорам с органами и учреждениями здравоохранения, фондами медицинского страхования, лицензионно-аккредитационными комиссиями, медицинскими страховыми организациями; - разрабатывает внутрибольничную систему управления качеством лечебно-диагностического процесса и, с привлечением необходимых специалистов, организует ее внедрение в структурных подразделениях больницы; - порядок проведения клинико-экспертной работы и использования ее результатов устанавливается органом управления здравоохранением административной территории. 4.4.3. Организационно-экономическое отделение по заданию органа управления здравоохранением: - анализирует медико-демографическую ситуацию в административной территории; - принимает участие в разработке территориальных программ медицинской помощи населению и контроле за их реализацией; - разрабатывает территориальные медико-экономические стандарты; - на основе утвержденных единых методик разрабатывает тарифы и цены на медицинские услуги; - определяет порядок взаиморасчетов и финансирования медицинских учреждений, их подразделений и специалистов за объем и качество медицинской помощи и представляет органу управления здравоохранением для утверждения. 4.4.4. Отделение медицинской статистики и вычислительной техники: - обеспечивает достоверный статистический учет и представляет отчетность о деятельности больницы по формам и в сроки, установленные органами статистики и здравоохранения; - при отсутствии в территории самостоятельного информационно-вычислительного центра способствует внедрению и использованию в лечебно-профилактических учреждениях единых информационных технологий, в том числе сертифицированных программных средств, определяет единую техническую политику, осуществляет контроль за использованием средств вычислительной техники в лечебно-профилактических учреждениях; проводит подготовку персонала учреждений здравоохранения к пользованию средствами вычислительной техники. 4.4.5. Отдел возглавляется заместителем руководителя больницы. 4.5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи предназначено для: - обеспечения по заявкам органов и учреждений здравоохранения квалифицированной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации или наземного санитарного транспорта, эвакуации больных и пострадавших в учреждения здравоохранения в соответствии с медицинскими показаниями; - транспортировки консультантов и медицинских грузов, необходимых для спасения жизни больных. 4.5.1. С целью выполнения поставленных задач отделение: - организует круглосуточную диспетчерскую службу; - оперативно привлекает для выполнения заданий соответствующих специалистов медицинских учреждений, обеспечивает их транспортировку и страхование от несчастных случаев. 4.5.2. Отделение работает в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций. 4.5.3. В режиме повседневной деятельности отделение работает в подчинении руководителей больницы: - оказывает экстренную и плановую консультативную медицинскую помощь по заявкам органов и учреждений здравоохранения; - анализирует показанность и своевременность вызова консультантов, тактику ведения больного до прибытия консультанта и вносит предложения руководству больницы по совершенствованию экстренной медицинской помощи больным; - контролирует состояние здоровья больного до выхода из кризисной ситуации. 4.5.4. В условиях чрезвычайных ситуаций отделение работает под руководством органа управления здравоохранением, руководителя больницы при оперативном управлении территориального центра экстремальной медицины по утвержденному плану: - оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим; - осуществляет, с учетом оптимальных маршрутов и способов, быструю доставку медицинских сил и средств в зону чрезвычайной ситуации; - организует эвакуацию пострадавших; - обеспечивает круглосуточную оперативную связь по приему и передаче информации о ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. 5. Имущество и финансы 5.1. Имущественные права, порядок и источники финансирования, порядок учета и отчетности закрепляются за больницей уставом государственного учреждения здравоохранения, учрежденным органом управления здравоохранением и комитетом по управлению имуществом административной территории. 6. Управление и планирование деятельности 6.1. Управление больницей осуществляется руководителем, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом управления здравоохранением. 6.2. Руководитель осуществляет управление больницей в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции, определенной уставом учреждения. 6.3. При больнице создаются советы и комиссии, положения о которых и их состав утверждаются руководителем учреждения. 6.4. Основной формой планирования деятельности больницы является план, в котором отражается объем медицинских и других услуг, ожидаемое поступление средств из всех источников финансирования и использование их по элементам затрат, планируемые размеры формируемых финансовых фондов. 6.5. Планирование деятельности больницы и определение перспективы ее развития осуществляется по согласованию с органом управления здравоохранением. Медицинские услуги по добровольному медицинскому страхованию и платные услуги по договорам не должны превышать 20% от общего объема деятельности больницы. 7. Контроль за производственной, финансово-хозяйственной деятельностью, реорганизация и ликвидация больницы осуществляются в соответствии с действующим законодательством и закрепляются уставом учреждения. Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.Н. ДЕМЕНКОВ Начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И. ЗЕЛИНСКАЯ Приложение 2 к Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 января 1995 г. N 6 ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ 1. Общие положения 1.1. Медицинский диагностический центр (далее - Центр) - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированную консультативно-диагностическую помощь населению и организационно-методическое руководство диагностическими службами лечебно-профилактических учреждений административной территории. 1.2. Центр является государственным (муниципальным) учреждением здравоохранения, относится к государственной (муниципальной) собственности и приватизации не подлежит. 1.3. Учредителем Центра является орган управления здравоохранением административной территории. 1.4. Медицинский диагностический центр является структурным подразделением республиканской (областной, краевой, окружной) городской больницы или хозяйствующим субъектом с правом юридического лица. 1.5. Деятельность Центра регламентируется законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями вышестоящих органов здравоохранения, уставом государственного (муниципального) учреждения здравоохранения и Положением. 1.6. При размещении на базе Центра клинических подразделений медицинских и научно-исследовательских институтов, факультетов усовершенствования врачей, медицинских факультетов университетов на Центр также распространяется Положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении, утвержденное Приказом Минздрава России от 29.09.93 N 228. 1.7. В случае отсутствия в административной территории детского медицинского диагностического центра Центр обеспечивает консультативно-диагностическую помощь детскому населению. 2. Основные задачи 2.1. Оказание высококвалифицированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению с применением высокоэффективных медицинских технологий. 2.2. Разработка по заданию органов управления здравоохранением территориальных программ организации и совершенствования различных видов диагностики в лечебно-профилактических учреждениях административной территории и контроль за их реализацией. 2.3. Разработка и внедрение в практику безопасных, экономически обоснованных, клинически эффективных методов диагностики, новых организационных форм работы с учетом действующего хозяйственного механизма. 2.4. Комплексирование и интеграция различных видов диагностических исследований, внедрение диагностических алгоритмов с целью получения в минимальные сроки полной и достоверной диагностической информации. 2.5. Подготовка медицинского и технического персонала лечебно-профилактических учреждений административной территории для работы с новой медицинской диагностической техникой, а также врачей - клиницистов по вопросам интерпретации результатов исследований. 2.6. Разработка, по согласованию с органом управления здравоохранением, единой политики оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинским диагностическим оборудованием. 2.7. Участие в клинико-экспертной работе по контролю качества медицинской помощи пациентам в лечебно-профилактических учреждениях, осуществление иных экспертных функций по договорам с органами и учреждениями здравоохранения, лицензионно-аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и др. 3. Структура Центра 3.1. Центр, независимо от численности обслуживаемого населения, должен иметь следующие структурные подразделения: - отдел (отделение) лучевой диагностики, включающий в себя отделения, кабинеты, лаборатории рентгенологической, рентгеноэндоскопической, ангиографической, рентгенотомографической, магнитнорезонансной, радионуклидной, ультразвуковой, экспресс-патоморфологической и других видов диагностики в зависимости от местных условий; - отдел (отделение) функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем; - эндоскопическое отделение с диагностическими и лечебно-диагностическими кабинетами; - клинико-диагностическую лабораторию с подразделениями для биохимических, иммунологических, микробиологических, радиоиммунных, цитологических и других исследований; - отделение клинической патоморфологии; - консультативный отдел; - дневной стационар; - отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы; - выездные медицинские диагностические подразделения; - прочие структурные подразделения, необходимые для выполнения функций Центра (технические, хозяйственные, информационно-вычислительные и др.). 3.2. Структура Центра утверждается органом управления здравоохранением административной территории. 4. Организация деятельности основных структурных подразделений Центра осуществляется в соответствии с действующими приказами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации по отдельным диагностическим службам. 5. Имущество и финансы 5.1. Имущественные права, порядок и источники финансирования, учета и отчетности закрепляются за Центром уставом государственного учреждения здравоохранения, утвержденным органом управления здравоохранением и комитетом по управлению имуществом административной территории. 6. Управление и планирование деятельности 6.1. Управление Центром осуществляется руководителем, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом управления здравоохранением. 6.2. Руководитель осуществляет управление Центром в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции, определенной уставом учреждения. 6.3. При Центре создаются советы и комиссии по направлениям деятельности, положения о которых и их состав утверждаются руководителем учреждения. 6.4. Основной формой планирования деятельности Центра является план, в котором отражается объем медицинских и других услуг, ожидаемое поступление средств из всех источников финансирования и использование их по элементам затрат, планируемые размеры формируемых финансовых фондов. 6.5. Планирование деятельности Центра и определение перспективы его развития осуществляется по согласованию с органом учреждения здравоохранением субъекта Федерации. Медицинские услуги по добровольному медицинскому страхованию и платные услуги по договорам не должны превышать 10% от общего объема деятельности Центра. 7. Контроль за производственной, финансово-хозяйственной деятельностью, создание, реорганизация и ликвидация Центра осуществляется в соответствии с действующим законодательством и закрепляется уставом учреждения. Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.Н. ДЕМЕНКОВ Начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И. ЗЕЛИНСКАЯ |