О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИЩУЩИХ УБЕЖИЩА НА ТЕРРИТОРИИ РФ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ N 26 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА РФ 7 февраля 1995 г. N 14 ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РФ 7 февраля 1995 г. N 30 (Д) В целях реализации государственной миграционной политики, направленной на регулирование миграционных процессов в Российской Федерации, защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечение их санитарно-эпидемиологического благополучия и гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории России, Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 одобрена Федеральная миграционная программа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции" Федеральной миграционной службе России (ФМС России), Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации поручено в 1994 году создать места временного содержания при постах иммиграционного контроля и центры временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории России, в субъектах Российской Федерации. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в территориях, определенных для временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации (далее именуемых иммигрантами) и проживания беженцев, соблюдения прав на охрану здоровья этих категорий граждан приказываем 1. Утвердить: 1.1. Положение о порядке оказания медико-санитарной помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации (Приложение 1). 1.2. Медицинский сертификат лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации (Приложение 2). 1.3. Положение о взаимодействии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Федеральной миграционной службы России, их территориальных органов и учреждений на местах по вопросам оказания медико-санитарной помощи иммигрантам (Приложение 3). 2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и главным врачам центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации в пределах бюджетных средств, выделенных для реализации Федеральной миграционной программы. 2.1. Заключить договоры с территориальными органами и учреждениями Федеральной миграционной службы России на оказание медико-санитарной помощи иммигрантам и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 2.2. В соответствии с заключенными договорами: 2.2.1. Обеспечить иммигрантам оказание первой медицинской помощи, проведение профилактических осмотров с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление санитарно-противоэпидемических мероприятий в местах временного содержания иммигрантов при постах иммиграционного контроля по вызову сотрудников территориальных органов и учреждений Федеральной миграционной службы России. 2.2.2. Организовать фельдшерско-акушерские (по согласованию с ФМС России - врачебные) пункты (далее - ФАП) в центрах временного размещения иммигрантов и обеспечить деятельность ФАПов в соответствии с нормативными документами Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России. 2.2.3. Организовать в центрах временного размещения и, при необходимости, в местах временного содержания иммигрантов санитарные пропускники. 2.2.4. Оказывать медико-санитарную помощь иммигрантам в объемах не ниже программ обязательного медицинского страхования в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях. 2.2.5. Обеспечить осмотр и обследование в объеме требований медицинского сертификата лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации, и выдачу сертификата в территориальных лечебно-профилактических учреждениях. 2.2.6. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия. 2.3. Представлять в установленном порядке отчеты о деятельности ФАПов и санпропускников в центрах временного размещения иммигрантов и местах временного содержания при постах иммиграционного контроля. 3. Руководителям территориальных органов и учреждений Федеральной миграционной службы России 3.1. Заключить по согласованию с ФМС России договоры на оказание медико-санитарной помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов в пределах финансирования мероприятий, предусмотренных Федеральной миграционной программой. 3.2. Обеспечить места временного содержания при постах иммиграционного контроля, ФАПы в центрах временного размещения иммигрантов и санитарные пропускники необходимым медицинским имуществом, оборудованием, медикаментами и дез. средствами. 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Царегородцева А.Д., заместителя председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации Монисова А.А. и заместителя руководителя Федеральной миграционной службы России Волоха В.А. Министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Э.А.НЕЧАЕВ Председатель Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации Е.Н.БЕЛЯЕВ N 14 7 февраля 1995 г. Руководитель Федеральной миграционной службы России Т.М.РЕГЕНТ N 30 7 февраля 1995 г. Приложение 1 к Приказу Минздравмедпрома России, Госкомсанэпиднадзора России и ФМС России от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИЩУЩИХ УБЕЖИЩА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Медико-санитарная помощь и обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации (далее - иммигрантам), осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения России. 2. Медико-санитарная помощь и обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия иммигрантов осуществляются территориальными органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпиднадзора, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности: в соответствии с договорами и в пределах финансирования мероприятий Федеральной миграционной программы; за счет личных средств иммигрантов, а также благотворительных взносов и пожертвований организаций, предприятий, в том числе международных, а также других внебюджетных источников. 3. Медико-санитарная помощь и государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на основании и в пределах заключенных договоров: 3.1. В местах временного содержания иммигрантов при постах иммиграционного контроля - по вызову сотрудников территориальных органов и учреждений Федеральной миграционной службы России. 3.2. На фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) в центрах временного размещения иммигрантов. 3.3. При необходимости консультативная помощь и лечебно - диагностические мероприятия проводятся в лечебно-профилактических учреждениях по направлению сотрудника ФАПа центра временного размещения иммигрантов. 4. Объем оказания медико-санитарной помощи иммигрантам: 4.1. В местах временного содержания при постах иммиграционного контроля, при подозрении на инфекционные и паразитарные заболевания, проводится медицинских осмотр иммигранта и необходимые санитарно-противоэпидемические мероприятия, а также оказание первой медицинской помощи при острых внезапных состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного и окружающих, несчастных случаях, отравлениях и травмах, родах и острых состояниях в период беременности. 4.2. На ФАПах в центрах временного размещения иммигрантов осуществляются: 4.2.1. Осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний; направление в территориальные лечебно - профилактические учреждения для обследования в объеме требований медицинского сертификата лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации. 4.2.2. Санитарная обработка прибывающих лиц и багажа. 4.2.3. Карантинная изоляция лиц, прибывших без документов, по эпидпоказаниям, а также из стран, неблагополучных по особо опасным инфекциям. 4.2.4. Проведение обязательных профилактических прививок детям против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита; взрослым против дифтерии и столбняка, а также других прививок по показаниям, в зависимости от эпидситуации в территории предполагаемого размещения иммигранта на постоянное место жительства. 4.2.5. Оказание медицинской помощи в пределах своей компетенции при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях, отравлениях. Патронирование беременных и рожениц, а также новорожденных и детей до 1 года. 4.3. В территориальных лечебно-профилактических учреждениях: 4.3.1. Медицинское освидетельствование в объеме медицинского сертификата лица, ищущего убежища на территории России. Обязательное лабораторное обследование осуществляется с целью выявления: туберкулеза, ВИЧ-инфекции, кожно-венерических заболеваний; холеры, дифтерии, малярии и гельминтозов (по клиническим и эпидемиологическим показаниям). Дополнительные лабораторные обследования проводятся по эпидпоказаниям и с учетом эпидситуации в стране выбытия иммигранта. Оформление и выдача медицинского сертификата. 4.3.2. Оказание скорой и неотложной медицинской помощи, а также обследование и лечение по направлению сотрудников ФАПа центра временного размещения иммигрантов. 5. Дорогостоящие визы медицинской помощи, подлежащие финансированию из республиканского бюджета Российской Федерации, предоставляются иммигрантам только при наличии предварительной оплаты. 6. Медико-санитарная помощь и обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия иммигрантов, получивших в установленном порядке статус беженца или вынужденного переселенца, оказываются органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпидслужбы Российской Федерации в соответствии с Федеральной миграционной программой и в пределах бюджетных средств, выделенных для ее реализации. Заместитель Министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Н.Н.ВАГАНОВ Первый заместитель Председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации С.В.СЕМЕНОВ Первый заместитель Руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации Ю.В.РОЩИН Приложение 2 к Приказу Минздравмедпрома России, Госкомсанэпиднадзора России и ФМС России от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30 МЕДИЦИНСКИЙ СЕРТИФИКАТ ЛИЦА, ИЩУЩЕГО УБЕЖИЩА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ______________________________________________________________________ (наименование лечебно-профилактического учреждения) ______________________________________________________________________ (адрес) (N телефона) Дан ________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Дата рождения (число, месяц, год) ____________________________________ Прибывшему(ей) из ____________________________________________________ Проживающему в Российской Федерации временно / постоянно (ненужное зачеркнуть) по адресу ______________________________________ ______________________________________________________________________ в том, что он(она) прошел(а) медицинское освидетельствование лабораторное обследование на: ------------------------------------------------------------------ | N | Вид обследования, осмотра | Дата | Результат | |------------------------------------+---------------------------| | 1. | Туберкулез (флюорография) | | | | 2. | ВИЧ-инфекция | | | | 3. | Кожно-венерические | | | | | заболевания | | | | 4. | Холера (по показаниям) | | | | 5. | Малярия (по показаниям) | | | | 6. | Бактерионосительство | | | | | дифтерии (по показаниям) | | | | 7. | Гельминтозы (по показаниям) | | | | 8. | Осмотр на: педикулез | | | | | чесотку | | | | 9. | Прочие | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Осмотр специалистами --------------------------------------------------------------------- | Специалист | Дата | Данные осмотра | Ф.И.О. врача, | Личная | | | | | подпись | печать | | | | | разборчиво | врача | |--------------+------+------------------+---------------+----------| | ТЕРАПЕВТ | | | | | | ХИРУРГ | | | | | | НЕВРОПАТОЛОГ | | | | | | ОКУЛИСТ | | | | | | ЛОР | | | | | | ГИНЕКОЛОГ | | | | | | ПЕДИАТР | | | | | | ДРУГИЕ | | | | | --------------------------------------------------------------------- Сведения о профилактических прививках, подтвержденных документами --------------------------------------------------------------------------------- | Прививки против | Вакцинация | Ревакцинация | Подпись, | | |-------------------------------------------------| печать | | | Дата | Препарат | Доза | Дата | Препарат | Доза | | | |-------------------------------------------------| | | | Серия, N контроля | Серия, N контроля | | |------------------+------------------------+------------------------+----------| | 1. Туберкулез | | | | | 2. Полиомиелит | | | | | 3. Дифтерия, | | | | | коклюш, | | | | | столбняк | | | | | 4. Корь | | | | | 5. Паротит | | | | | 6. Другие по | | | | | показаниям | | | | --------------------------------------------------------------------------------- Заключение о состоянии здоровья иммигранта: __________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ М.П. Главный врач ______________________________ (подпись) Заместитель Министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Н.Н.ВАГАНОВ Первый заместитель Председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации С.В.СЕМЕНОВ Первый заместитель Руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации Ю.В.РОЩИН Приложение 3 к Приказу Минздравмедпрома России, Госкомсанэпиднадзора России и ФМС России от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30 ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ, ИХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ НА МЕСТАХ ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ИММИГРАНТАМ Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России, их территориальные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными обязательствами России, а также настоящим Положением. Раздел 1. Основные направления взаимодействия 1.1. Координация деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций, независимо от форм собственности, по реализации государственной миграционной политики, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану здоровья населения Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. 1.2. Разработка и участие в пределах своей компетенции в реализации федеральных и региональных целевых программ. 1.3. Организация и осуществление медицинской помощи иммигрантам. 1.4. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов и населения принимающих территорий. 1.5. Разработка необходимых для регулирования миграционных процессов руководящих, методических и нормативных документов по вопросам медико-санитарной помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов. 1.6. Взаимный обмен соответствующей информацией в пределах компетенции с учетом существующих и предполагаемых миграционных потоков. 1.7. Совместное участие в международном сотрудничестве по проблемам миграции населения. Раздел 2. Основные принципы 2.1. Обеспечение единства требований в реализации государственной миграционной политики. 2.2. Исключительное право Федеральной миграционной службы России, ее территориальных органов и учреждений на выбор и ежегодное уточнение территорий для временного размещения иммигрантов и постоянного проживания беженцев и вынужденных переселенцев с учетом рекомендаций органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а также на выбор учреждений и организаций, осуществляющих медико-санитарную помощь иммигрантам; приоритет законодательства в области миграции в определении и направлении миграционных потоков. 2.3. Исключительное право органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на определение государственной политики по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья граждан России и иммигрантов, на организацию и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в местах приема, временного размещения и постоянного расселения мигрантов; приоритет санитарного законодательства в области государственного управления, контроля санитарно-эпидемиологической обстановки и профилактики инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний в территориях размещения мигрантов. 2.4. Исключительное право органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на определение государственной политики по охране здоровья граждан России и иммигрантов; приоритет законодательства по охране здоровья населения в определении объемов и качества медицинской помощи иммигрантам. Раздел 3. Основные виды деятельности и функции Минздравмедпрома России, Госкомсанэпиднадзора России и Федеральной миграционной службы России 3.1. Минздравмедпром России, органы и учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции осуществляют: - разработку основ государственной политики в области охраны здоровья иммигрантов; - проведение совместно с территориальными учреждениями госсанэпидслужбы медицинского освидетельствования иммигрантов и выдачу медицинского сертификата; - оказание медицинской помощи иммигрантам в местах временного содержания при пунктах иммиграционного контроля, на фельдшерско-акушерских пунктах в центрах временного размещения иммигрантов и в территориальных лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с заключенными договорами; - контроль за качеством оказания медицинской помощи, предоставляемой иммигрантам в лечебно-профилактических учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; - лицензирование и сертификацию медицинских учреждений государственной (муниципальной) и негосударственной систем здравоохранения, оказывающих медико-санитарную помощь иммигрантам, на этот вид деятельности; - разработку нормативов и стандартов медицинской помощи иммигрантам, контроль за их соблюдением; - разработку предложений по совершенствованию системы обязательного и добровольного медицинского страхования иммигрантов, а также по использованию внебюджетных источников финансирования медико-санитарной помощи этой категории граждан; - координацию деятельности лечебно-профилактических учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности по оказанию медико-санитарной помощи мигрантам; - участие в международном сотрудничестве, в разработке и выполнении международных договоров Российской Федерации по вопросам обеспечения прав иммигрантов на охрану здоровья. 3.2. Госкомсанэпиднадзор России, органы и учреждения госсанэпидслужбы в пределах своей компетенции осуществляют: - разработку основ государственной политики по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения России и иммигрантов; - выдачу заключений о возможности размещения беженцев, вынужденных переселенцев и иммигрантов в местах их временного содержания и постоянного проживания с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки; - приостановление или полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции и вводу в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов жизнеобеспечения иммигрантов в случае нарушения гигиенических нормативов, санитарных норм и правил, а также невыполнения мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения; - государственный контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, планов, программ и т.д.; - государственный санитарно-эпидемиологический надзор в местах размещения беженцев, вынужденных переселенцев и иммигрантов; - проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на основе заключенных договоров; - привлечение в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направление материалов о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в случае нарушения требований санитарного законодательства, причинения или угрозы причинения вреда вследствие этого здоровью человека; - участие в международном сотрудничестве, разработке и выполнении международных договоров Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. 3.3. Федеральная миграционная служба России в пределах своей компетенции осуществляет: - разработку государственной политики в области миграции; - определение мест временного размещения иммигрантов и территорий постоянного места жительства беженцев и вынужденных переселенцев; - финансовое обеспечение оснащения и деятельности мест временного содержания иммигрантов при постах иммиграционного контроля и фельдшерско-акушерских пунктов в центрах временного размещения иммигрантов, а также оказания медико-санитарной помощи органами и учреждениями здравоохранения и санэпидслужбы в пределах заключенных договоров; - участие в международном сотрудничестве, разработке и выполнении международных договоров Российской Федерации по проблемам миграции. Раздел 4. Обмен информацией Федеральная миграционная служба России, Госкомсанэпиднадзор России и Минздравмедпром России, а также их территориальные органы и учреждения обмениваются информацией без взаимных расчетов. 4.1. Федеральная миграционная служба России, ее территориальные органы и учреждения представляет: правила, инструкции, нормативные и другие документы по реализации государственной миграционной политики; сведения о прибывающих иностранных гражданах, лицах без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации, и, при необходимости, о лицах, следующих транзитом; информацию о предполагаемых местах временного размещения и расселения на постоянное место жительства иммигрантов; своевременную информацию о расторжении договоров на оказание медико-санитарной помощи, об изменении порядка финансирования мероприятий федеральной миграционной программы. 4.2. Госкомсанэпиднадзор России, органы и учреждения госсанэпидслужбы представляют: правила, инструкции, нормативные и другие документы по организации и осуществлению государственного санитарно - эпидемиологического надзора, утвержденные Госкомсанэпиднадзором России; заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы мест предполагаемого временного размещения и постоянного места жительства иммигрантов; в соответствии с информацией ВОЗ, перечень стран, неблагополучных по особо опасным инфекциям, а также сведения о заболеваемости особо опасными инфекциями на территории Российской Федерации. 4.3. Минздравмедпром России, территориальные органы управления здравоохранением представляют: правила, инструкции, нормативные и другие документы по оказанию медицинской помощи населению, утвержденные Минздравмедпромом России, в рамках которых оказывается медицинская помощь мигрантам; информацию о состоянии здоровья и заболеваемости населения; перечень лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющих лицензию на оказание медико-санитарной помощи иммигрантам. Заместитель Министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Н.Н.ВАГАНОВ Первый заместитель Председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации С.В.СЕМЕНОВ Первый заместитель Руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации Ю.В.РОЩИН |