КОНСУЛЬТАЦИЯ N 2 ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ. Телеграмма. Центральный банк РФ (ЦБР). 03.02.95 15-2-3/193

        КОНСУЛЬТАЦИЯ N 2 ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ

                              ТЕЛЕГРАММА

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                          3 февраля 1995 г.
                             N 15-2-3/193

                                 (Д)


     В связи  с  выходом  совместной  телеграммы Министерства финансов
Российской Федерации и  Государственной  налоговой  службы  Российской
Федерации  от  30.01.95  N  4-1-21  и  N  НП-6-01/46  разъясняем,  что
требования, изложенные в ней, противоречат Постановлению Правительства
Российской   Федерации   от   16.05.94   N   490.  Эта  телеграмма  не
зарегистрирована  в  установленном  порядке  в  Министерстве   юстиции
Российской  Федерации,  и,  следовательно,  не  может служить законным
основанием   для   регулирования    соответствующих    правоотношений,
применения  каких бы то ни было санкций за невыполнение содержащихся в
ней предписаний и не  является  основанием  при  разрешении  споров  в
соответствии с п.  1 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.93
N  104  "О  нормативных  актах  центральных  органов  государственного
управления Российской Федерации".
     Порядок формирования и использования резерва на возможные  потери
по  ссудам изложен во Временной инструкции Банка России по составлению
общей финансовой отчетности коммерческими банками N 17 от  24.08.93  и
дополнениях  к  ней,  в  телеграмме  от  30.06.94 N 146-94 и письме от
20.12.94 N 130а.  Порядок создания  резервов  под  обесценение  ценных
бумаг  изложен  в  письме  Банка  России  от 08.12.94 N 127.  При этом
нормативные акты  Центрального  банка  Российской  Федерации  (включая
перечисленные)  не подлежат государственной регистрации согласно п.  1
Разъяснений  "О  применении  Положения   о   порядке   государственной
регистрации    ведомственных    нормативных    актов"    от   31.05.93
(подготовленных в соответствии  с  п.  2  Постановления  Правительства
Российской Федерации от 08.05.92 N 305).
     Вместе с тем,  в соответствии с п.  50 Положения "Об особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками
и  другими  кредитными  учреждениями",  утвержденного   Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, отчисления
в указанные резервы производятся банками в порядке,  установленном  ЦБ
РФ,  и  не  указывается,  что  этот  порядок  должен быть согласован с
Минфином России и Росналогслужбой.

     23. Обязательно ли исполнение Разъяснений (письмо Банка России от
20.12.94 N 130а) по истечении 1994 года в  части  пересмотра  величины
созданного  резерва  на  возможные потери по ссудам за 1994 год,  если
резерв создан в соответствии с Инструкцией N 17?
     Да, обязательно, так как данными Разъяснениями вносятся уточнения
в методологические рекомендации оценки кредитных рисков,  изложенные в
приложении N 6 Инструкции Банка России по составлению общей финансовой
отчетности коммерческими банками от 24.08.93 N  17.  Однако,  если  на
01.01.95  банк  не  смог пересмотреть величину созданного резерва,  то
санкции к банкам применять не следует.

     24. Письмом   Банка  России  от  20.12.94  N  130а  предусмотрено
списание остатка б/сч.  N 948 равными  долями  ежеквартально  до  1999
года.   Однако  не  оговорены  условия  закрытия  б/сч.  N  948,  если
задолженность по ссудам будет погашена  ранее  указанных  сроков.  Как
должна  такая  сумма  относиться  на б/сч.  N 970:  в момент погашения
задолженности или по установленным срокам?
     Если ссудная  задолженность,  под которую ранее был создан резерв
на  возможные  потери  по  ссудам,   погашается,   то   соответственно
уточняется и сумма указанного резерва, при этом делаются бухгалтерские
проводки,  приведенные в п. 17 письма Банка России от 20.12.94 N 130а.
В  том случае,  если резерв на возможные потери по ссудам был создан с
отнесением на расходы банка (б/сч.  970) и на  б/сч.  948  (см.  п.  2
письма  Банка  России  от  20.12.94  N  130а),  то,  в первую очередь,
закрывается б/сч. 948, а затем восстанавливаются доходы банка.

     25. Производится ли банками  перерасчет  с  бюджетом  по  излишне
внесенным   суммам   налога   на  прибыль  в  связи  с  произведенными
отчислениями в резерв на возможные потери по ссудам?
     Банки имеют  право  произвести перерасчет с бюджетом по налогу на
прибыль за 1994 год в соответствии с п.  5  ст.  9  Закона  Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

     26. Должен  ли  головной  банк  формировать  резерв  на возможные
потери по ссудам по своим филиалам (когда часть филиалов  -  убыточны,
остальные  филиалы  имеют  недостаточно средств для создания резерва в
полном размере) или филиалы должны отнести разницу на б/сч.  N 948,  а
головной банк покажет его в сводном балансе?
     Головной банк,  а также его  филиалы  (независимо  от  финансовых
результатов  деятельности)  обязаны  формировать  резерв  на возможные
потери по ссудам самостоятельно - см.  п.  п.  2,  3,  12 письма Банка
России  от  20.12.94  N  130а.  В  сводном балансе коммерческого банка
должна быть отражена общая сумма остатком по б/сч.  N  945  и  N  948,
числящихся на балансах его филиалов.

     27. Требовать     ли    Главным    территориальным    управлениям
(Национальным банкам) Банка России обязательного создания  резерва  на
возможные  потери  по  ссудам  у банков,  по которым направлены в Банк
России документы на отзыв лицензии на совершение банковских операций?
     Даже если   Главным   территориальным  управлением  (Национальным
банком) Банка России уже направлены документы в Банк России на отзыв у
коммерческого  банка  лицензии  на проведения банковских операций,  то
Главное  управление   (Национальный   банк)   обязано   требовать   от
коммерческого банка создания резерва на возможные потери по ссудам.

     28. Баланс  с  заключительными  оборотами  банк  сдал  в  Главное
управление (Национальный банк) Банка России 15 января 1995  года  (как
это  требовалось,  например,  Главным  управлением  Банка России по г.
Москве), - резерв на возможные потери по ссудам не создан (б/сч. 945).
Можно ли внести изменения при сдаче годового отчета?
     В 1994 году банк обязан был создать резерв на возможные потери по
ссудам   в   полном  размере  (б/сч.  N  945)  и  представить  годовой
бухгалтерский баланс с учетом заключительных оборотов и  другие  формы
отчетности  в  Главные управления (Национальные банки) Банка России не
позднее 25 января 1995 года.  Сданный бухгалтерский баланс до 25.01.95
должен соответствовать балансу, сдаваемому коммерческими банками 1 или
10  февраля  1995  года  в  составе  всего  комплекта  форм   годового
бухгалтерского отчета.

     29. Пример  создания  и  регулирования  общей величины резерва на
возможные потери по ссудам (б/сч. N 945):
     945001 (К-т) 10 млн. руб.
     945002 (К-т) 1 млн. руб.
     В результате частичного погашения первой ссуды и изменения группы
риска по второй ссуде должно быть:
     945001 (К-т) 6 млн. руб.
     945002 (К-т) 5 млн. руб.
     Можно ли сделать следующие бухгалтерские проводки:
     Д-т 945001 4 млн. руб.
     К-т 945002?
     Нет, нельзя. Порядок бухгалтерского учета операций при начислении
и   уменьшении   резерва   на   возможные   потери  по  ссудам  должен
осуществляться в соответствии с требованиями п.  15  и  п.  17  письма
Банка России от 20.12.94 N 130а.

     30. Поскольку  перенесение ссудной задолженности на внебалансовые
счета банка  осуществляется  только  после  принятия  соответствующего
решения  судебными  органами,  то  отпадает  необходимость в последнем
предложении  абзаца  второго  п.  11 письма Банка России  от  20.12.94
N 130а.  В дальнейшем в указанное письмо будет внесено соответствующее
изменение.

     31. Поскольку резерв на возможные потери по  ссудам,  выданным  в
иностранной  валюте,  не  создается,  а  резерв по ссудам,  выданным в
рублях,  создается в пределах полученных доходов,  включая  доходы  по
валютным  операциям,  следует  ли исключать из общей суммы доходов при
создании резерва по рублевым ссудам доходы по валютным операциям?
     В 1994  году  банк обязан создавать резерв на возможные потери по
ссудам,  выданным в рублях,  в полном размере (б/сч.  N 945).  В то же
время  банк  может  создавать  указанный резерв по ссудам,  выданным в
иностранной валюте,  поскольку это не противоречит законодательству, в
том числе налоговому,  и нормативным актам Банка России.  При создании
резерва на возможные потери по ссудам,  выданным в рублях,  из состава
доходов  не  исключаются доходы по валютным операциям (см.  приложение
N 1 к письму Банка России от 20.12.94 N 130а).

     32. Создается  ли  резерв  на  возможные  потери  по  ссудам   по
задолженности,  учитываемой  на балансовых счетах 074 "Ссудные счета в
иностранной валюте",  195 "Учтенные банками векселя в портфеле банка",
721   "Счета   хозорганов   по   межгосударственному  зачету  взаимных
требований", 725 "Расчеты хозорганов по разовым зачетам"?
     В соответствии   с   Временной   инструкцией   Банка   России  по
составлению  общей  финансовой  отчетности  коммерческими  банками  от
24.08.93  N  17  и  дополнениями к ней банки могут создавать резерв на
возможные  потери  по  ссудам  по задолженности,  учитываемой на б/сч.
N N 074,  195,  поскольку это не противоречит законодательству,  в том
числе налоговому, и нормативным актам Банка России.
     Резерв на   возможные   потери   по   ссудам   не   создается  по
задолженности, учитываемой на балансовых счетах 721 и 725.

     33. Письмом  Банка  России  от  20.12.94  N  130а   предусмотрено
создание   резерва   по  ссудам,  выданным  в  рублях,  следовательно,
возникает расхождение с величиной созданного резерва (б/сч.  N 945)  и
резервом, рассчитанным в соответствии с Временной инструкцией ЦБ РФ по
составлению  общей  финансовой  отчетности  коммерческими  банками  от
24.08.94 N 17,  например,  в части б/сч. N N 195 - 197, 728 "Суммы, не
взысканные по банковским гарантиям" и других балансовых счетов.
     Да, такое  несоответствие возникает.  Однако банк может создавать
резерв на возможные потери по ссудам по задолженности,  учитываемой на
б/сч. N N 195 - 197, поскольку это не противоречит законодательству, в
том числе налоговому,  и нормативным актам  Банка  России.  Резерв  на
возможные  потери  по  ссудам  по задолженности,  учитываемой на б/сч.
N 728,  создается в соответствии с требованиями письма Банка России от
20.12.94 N 130а.

     34. Как в приложении N 1 к письму Банка России от 20.12.94 N 130а
учитывать сумму резерва, созданного до 1 января 1994 года?
     Отчисления в  резерв на возможные потери по ссудам,  производимым
до  1  января  1994 года,  также относились на  расходы  банка  (б/сч.
N 970),  но не уменьшали налогооблагаемую базу налога на доходы банка.
     Поэтому если в балансе банка в 1994 году все еще числится ссудная
задолженность  (резерв  под которую создавался в 1993 году),  то сумма
указанного резерва уточняется (производится доначисление  резерва  при
переходе  задолженности в группу с повышенным риском) в соответствии с
п. п. 2 и 14 письма Банка России от 20.12.94 N 130а.
     Доведите до сведения коммерческих банков.

Директор Департамента
банковского надзора                            А.Г.РЫЧЕНКОВ