О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ" (С ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 28 ЯНВАРЯ 1997 ГОДА). Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 16.03.95 14-4/95

        О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ
              КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
               И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ"
                (С ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 28 ЯНВАРЯ 1997 ГОДА)

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           16 марта 1995 г.
                              N 14-4/95

                                 (Д)

     Департамент регулирования    денежного    обращения    направляет
разъяснения по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации" и условий  работы  с  денежной  наличностью  для
руководства в практической деятельности.

Директор Департамента
регулирования денежного обращения
                                                         А.Л. Зинченко
16 марта 1995 г.
N 14-4/95


                                                            Приложение

                                           к письму Центрального банка
                                                  Российской Федерации
                                                 от 16 марта 1995 года
                                                             N 14-4/95

                             РАЗЪЯСНЕНИЯ

      по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в
    Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью

     1. Как часто  одна  организация  может  рассчитываться  наличными
деньгами   с   другой  организацией  в  пределах  сумм,  установленных
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г.
N   1258  "Об  установлении  предельного  размера  расчетов  наличными
деньгами а Российской Федерации между юридическими лицами" ?
     Что значит  один платеж до 2 млн.  рублей - 1 счет,  1 накладная,
чек?

     Расчеты наличными  деньгами  осуществляются по мере возникновения
потребности.
     Вышеназванным постановлением    введены    ограничения   расчетов
наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн.  рублей по
одному платежу. При этом под термином "один платеж" понимаются расчеты
наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом
за  приобретаемые  товарно-материальные ценности в один день по одному
или нескольким денежным документам в сумме до 2 млн. рублей.
     Согласно постановлению  Правительства РФ от 3 июля 1997 г.  N 810
постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г.  N  1258  утратило
силу
     Письмом ЦБР от 29  сентября  1997  г.  N  525  предельный  размер
расчетов  наличными  деньгами  между  юридическими  лицами  по  одному
платежу установлен в сумме 3 миллиона рублей

     Подтверждением расходования   наличных   денег   являются:  копия
товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании
полученных наличных денег с приложением первичных документов.
     Юридическим лицам,  заключившим долговременные договоры,  в целях
сокращения    налично-денежного    оборота    следует    рекомендовать
осуществлять платежи в безналичном порядке.

     2. Правомерна ли выдача наличных денег на  покупку  ценных  бумаг
различным   финансовым  компаниям,  инвестиционным  фондам  и  частным
предпринимателям, которыми покупаются ценные бумаги как у юридических,
так и у физических лиц. Какие документы должны при этом представляться
в банк?

     В соответствии с разъяснениями Министерства  финансов  Российской
Федерации от 6 июля 1992 г.  N 53 "О правилах совершения и регистрации
сделок с ценными  бумагами"  стороны,  заключающие  сделку  с  ценными
бумагами, должны прийти к соглашению об условиях их оплаты.
     Согласно действующему законодательству предприятия самостоятельно
распоряжаются   денежными  средствами,  хранящимися  на  их  счетах  в
учреждениях  банков,  в  соответствии  с  целевым   назначением   этих
расходов.
     Предприятие может получить в банке наличные деньги в  необходимой
ему  сумме,  однако  расходование  их  осуществляется в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г.
N  1258,  которым  введены ограничения налично-денежных расчетов между
юридическими лицами, в том числе по покупке ценных бумаг.
     Согласно постановлению  Правительства РФ от 3 июля 1997 г.  N 810
постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г.  N  1258  утратило
силу

     Расчеты между   юридическими   и   физическими    лицами    могут
осуществляться как в безналичном порядке,  так и наличными деньгами по
договоренности.

     3. Как  увязать  Указ  Президента  Российской Федерации от 23 мая
1994 г.  N 1005 "О дополнительных мерах  по  нормализации  расчетов  и
укреплению  платежной  дисциплины  в  народном хозяйстве",  касающийся
выдачи средств на неотложные  нужды  с  ограничением  выдачи  наличных
денег до 2 млн, рублей?

     Указ Президента Российской Федерации от 23 мая  1994  г.  N  1005
определяет  временный  порядок  использования средств юридических лиц,
поступающих на их расчетные (текущие) счета.
     В соответствии с п.  2.6 письма Банка России от 30.06.94 г.  N 98
"О  выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г.
N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов  и  укреплению
платежной  дисциплины  а  народном  хозяйстве"  наличные деньги в счет
неотложных   нужд   выдаются   банками    только    неплатежеспособным
предприятиям  в  размере,  предусмотренном  п.  1  "б"  вышеуказанного
письма.
     Постановление Правительства  Российской  Федерации  от  17 ноября
1994 г.  N 1258 вводит ограничения расчетов наличными деньгами  методу
всеми юридическими лицами.

     4. Распространяются  ли  на  коммерческие  банки  предусмотренные
Указом Президента Российской Федерации  от  23  мая  1994  г.  N  1006
санкции за превышение лимита остатка операционных касс?

     Не распространяются.  В  данном  случае следует руководствоваться
письмом Банка России от 6 июля 1994 г. N 99,

     5. Штраф в 2-кратном размере за осуществление расчетов  наличными
деньгами  с  другими предприятиями сверх установленных предельных сумм
берется от всей суммы  произведенного  платежа  или  только  от  суммы
превышения, с обоих участников расчетов или только с покупателя?

     Согласно Указу  Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г.
N 1006 штраф берется в 2-кратком размере суммы произведенного платежа.
При  этом  штраф  взыскивается  в одностороннем порядке с юридического
лица, совершившего платеж (с покупателя).

     6. Существует  ли  несоответствие  между пунктами 41 и 44 Порядка
ведения кассовых операций в Российской Федерации в  части  организации
проверок бюджетных организаций?

     Порядок ведения  кассовых   операций   в   Российской   Федерации
распространяется на все предприятия независимо от форм собственности и
сферы деятельности,  включая бюджетные организации.  В  связи  с  этим
проверки  бюджетных  организаций  могут осуществлять как банки,  так и
финансовые органы,  следовательно,  несоответствия между пунктами 41 и
44 нет.

     7. По сообщению коммерческих банков, ряд предприятий, несмотря на
неоднократные напоминания,  не обращается в банк за  установлением  им
лимита   остатка   кассы.   Считать  ли  находящиеся  в  кассе  деньги
сверхлимитным остатком?

     Лимит остатка   наличных   денег    в    кассе    устанавливается
обслуживающим  банком  всем  предприятиям,  организациям и учреждениям
независимо от формы собственности и сферы  деятельности.  Предприятия,
не имеющие его, должны ежедневно сдавать банк всю денежную наличность.
Следовательно,  не  сданная  и  банк  денежная  наличность   считается
сверхлимитной.

     8. В  пункте  8  Указа  Президента Российской Федерации от 23 мая
1994 г.  N 1006 предусматривается,  что  банки  обязаны  информировать
налоговые  органы  о  совершении физическими лицами операций на сумму,
эквивалентную 10 тысячам долларов США И выше.  В то же время в ст.  25
Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" сказано, что банки
обязаны хранить тайну по вкладам граждан. Как это совместить?
     Федеральным законом  от 3 февраля 1996 г.  N 17-ФЗ Закон РСФСР "О
банках и банковской деятельности в РСФСР" изложен в новой редакции
     Пункт 8.2   Порядка   применения   положений   Указа   Президента
Российской Федерации от 23  мая  1994  г.  N  1006  "Об  осуществлении
комплексных  мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов
и иных обязательных платежей"  предусматривает  обязанность  налоговых
органов   обеспечивать   сохранность  и  конфиденциальность  указанной
информации   а    соответствии    с    требованиями,    установленными
законодательством Российской Федерации, поэтому противоречия между ст.
25 вышеназванного Закона и п. 8 Указа нет.

     9. Могут ли быть применены налоговыми органами  штрафные  санкции
на  основании проверки ими снятия остатков кассы за один день вместо 3
месяцев?
     В соответствии   с   порядком  ведения  кассовых  операций  банки
осуществляют проверки  кассовой  дисциплины,  но  не  снятие  остатков
кассы.  Налоговыми  органами штрафные санкции применяются на основании
проверок,  осуществляемых учреждениями банков за период не менее чем 3
месяца.

     10. Что  является  основанием  выдачи  наличных денег для закупки
сельхозпродукции у населения?

     Закупка сельхозпродукции осуществляется в соответствии с уставной
деятельностью  предприятия или лицензией на осуществление данного вида
деятельности.
     Выдачи наличных денег из касс банков на закупку  сельхозпродукции
у населения осуществляются без ограничения,
     Целевое использование полученных  предприятием  денежных  средств
проверяется  обслуживающим учреждением банка в последующем порядке при
выходе на место по вопросам соблюдения предприятиями условий работы  с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
     Основанием для     определения     обоснованности    расходования
предприятиями денежных средств на указанные цели и  их  подтверждением
могут  служить  смета  затрат,  устав,  положение,  решение о создании
предприятия  или  договор  учредителей,  лицензии   на   осуществление
отдельных видов деятельности и другие документы, договоры (контракты),
отчеты  подотчетных  лиц  о  расходовании   полученных   для   закупки
сельхозпродукции наличных денег.
     При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели,  указанные в
чеке,  банки  могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые
документы.
     Согласно письму ЦБР от 28 января 1997 г. N 14-4/50 при применении
пункта 11 настоящего письма следует руководствоваться пунктами 2  и  3
Указаний Банка России от 12 ноября 1996 г. N 360

     11. Может  ли  комбанк  принять  решение  о расходовании на месте
клиентом  постоянной  денежной  выручки  на   выплату   зарплаты   или
сельхоззаготовки (т. е. по п. 7 Порядка), если к счету клиента имеются
постоянные претензии, в том числе платежи в бюджет?

     Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию
с  обслуживающими  их  банками  могут  расходовать ее на оплату труда,
закутку  сельскохозяйственной  продукции,  скупку  тары  и   вещей   у
населения.  В действующих законодательных актах не предусмотрено,  что
банк может лишать предприятие права расходования средств на заработную
плату или закупку сельхозпродукции из выручки по причине наличия к его
счету картотеки не оплаченных в срок расчетных документов.  Однако при
систематическом  наличии претензий к расчетному счету у хозоргана банк
вправе поставить вопрос о прекращении расходования выручки,

     12. Разъяснить пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в части:
должен ли банк давать письменное разрешение на указанные в этом пункте
выплаты или достаточно информированности банка, чтобы подобные выплаты
имели законную силу?

     Порядок согласования данного вопроса может  быть  предусмотрен  в
договорах  на  расчетно-кассовое  обслуживание  клиентов,  а  также  в
примерной форме документа на установление им лимита остатка кассы,

     13. Какие   меры   ответственности  применяются  к  предприятиям,
допустившим нецелевое  использование  денег,  полученных  в  банке,  и
расходование средств из выручки, не согласовывая с банком?

     Согласно действующему  законодательству  меры  ответственности за
названные  нарушения  не  предусмотрены.  Однако  коммерческим  банкам
следует  проверять  целевое  использование  полученных предприятиями в
банках денежных средств, а также расходование средств из выручки и при
необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.
     Согласно письму ЦБР от 28 января  1997  г.  N  14-4/50  пункт  14
настоящего письма утратил силу

     14. Имеют  ли  право  предприятия использовать ежедневно частично
денежно выручку на;
     приобретение ГСМ;
     оплату командировочных расходов;
     выплату страховыми    компаниями    возмещений    по    договорам
страхования;
     приобретение у населения акций, других ценных бумаг?
     Расчеты за   приобретаемые    горюче-смазочные    материалы    на
автозаправочных  станциях  для  собственных  нужд  осуществляются  без
ограничения предельными суммами на основании смет  по  этим  расходам.
Предприятия  могут  по  согласованию  с банком использовать выручку на
указанные цели.  Приобретение  горюче-смазочных  материалов  у  других
юридических лиц (помимо автозаправочных станций) производится с учетом
установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17
ноября 1994 г.  N 1258 предельного размера расчетов наличными деньгами
между юридическими лицами.
     Согласно постановлению  Правительства РФ от 3 июля 1997 г.  N 810
постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г.  N  1258  утратило
силу

     Расчеты за    горюче-смазочные    материалы   со   странами   СНГ
осуществляются в безналичном порядке.
     Страховые фирмы  по  согласованию  с  обслуживающим  банком могут
расходовать  выручку  для  выплаты  населению   страховых   сумм   при
наступлении страхового случая в соответствии с договором страхования.
     Командировочные расходы по согласованию  с  обслуживающим  банком
также  могут производиться из выручки с соблюдением норм расходования,
установленных Министерством финансов Российской Федерации.
     Наличие у  предприятия  постоянной  денежной выручки не связано с
правом на приобретение у населения акций и других  ценных  бумаг.  Для
совершения   этой   операции   предприятие  должно  иметь  специальное
разрешение, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

     15. Можно ли рекомендовать банку устанавливать  для  организации,
торгующей в субботу и воскресенье, два лимита остатка кассы?

     Лимит остатка  кассы  для  предприятий,  организаций,  учреждений
устанавливается  один  а   размерах,   необходимых   для   обеспечения
нормальной   работы   предприятий  в  соответствии  с  п.  5  указаний
Центрального банка Российской Федерации от 30 сентября 1994 г. N 113.

     16. Будет  ли  являться  нарушением  постановления  Правительства
Российской  Федерации от 17 ноября 1994 г.  N 1258,  если сделка между
юридическими лицами заключена на 10 млн.  рублей,  а  расчеты  ведутся
наличными деньгами в течение 5 дней по 2 млн. рублей в день?

     Согласно постановлению Правительства РФ от 3 июля 1997 г.  N  810
постановление  Правительства  РФ от 17 ноября 1994 г.  N 1258 утратило
силу
     Если одно юридическое лицо ежедневно производит  платеж  в  адрес
другого  юридического  лица  наличными деньгами при условии соблюдения
установленного Правительством Российской Федерации предельного размера
расчетов наличными деньгами в сумме 2 млн.  рублей,  то нарушением это
не является.
     В то  же  время  юридическим  лицам,  заключившим  долговременные
договоры,   в   целях  сокращения  налично-денежного  оборота  следует
рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.

     17. Следует  ли  требовать  разбивку получаемых по чекам наличных
средств по целям расхода?

     Направление использования   денежных   средств   и   их   целевое
назначение  предприятие  определяет  по своему усмотрению.  Клиенты на
обороте  денежных  чеков  указывают  целевое   назначение   получаемых
денежных  сумм  (письмо Госбанка СССР от 11 апреля 1991 г.  N 348,  ч.
II).

     18. Распространяется ли на счет 717  "Средства  юридических  лиц,
депонированные  в  банке  для расчетов с применением пластиковых карт"
порядок получения денежных средств на неотложные нужды (письмо  ЦБ  РФ
от  30  июня  1994  г.  N  98) и порядок работы с денежной наличностью
(совместное письмо от 13 августа 1994 г.  ГНС РФ N ВГ-4-13/94н,  МФ РФ
N 104 и ЦБ РФ N 104)?

     На данный   счет  не  может  распространяться  порядок  получения
денежных  средств  на  неотложные  нужды,   изложенный   а   указаниях
Центрального  банка  Российской  Федерации  от  30 июня 1994 г.  N 98,
поскольку  ими  предусматривается   проведение   таких   операций   по
расчетному (текущему) счету.
     Что касается   порядка   использования    денежной    наличности,
получаемой   с   применением   пластиковых  карт,  то  предприятиям  и
организациям следует  руководствоваться  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  17  ноября 1994 г.  N 1258 "Об установлении
предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации
между  юридическими  лицами",  согласно  которому  введены ограничения
налично-денежных расчетов между юридическими лицами  в  сумме  2  млн.
рублей по одному платежу.
     Согласно письму ЦБР от 28 января  1997  г.  N  14-4/50  пункт  19
настоящего письма был изложен в новой редакции
     см. предыдущую редакцию

     19. Просим   разъяснить   порядок   применения  Указа  Президента
Российской Федерации от 23 мая 1994 г.  N 1006 (п.  9, абзацы 1 и 2) в
отношении   предпринимателей,  осуществляющих  свою  деятельность  без
образования юридического лица.

     В соответствии  с  п.  3  ст.  23 Гражданского кодекса Российской
Федерации к предпринимательской  деятельности  гражданина  применяются
правила  Кодекса,  регулирующие деятельность коммерческих организаций,
если иное не вытекает  из  закона,  иных  правовых  актов  и  существа
правоотношений.
     При этом необходимо учитывать, что соблюдение физическими лицами,
осуществляющими   предпринимательскую   деятельность  без  образования
юридического   лица,   условий   работы   с    денежной    наличностью
контролируется   Госналогслужбой   России   в  порядке,  установленном
налоговым законодательством.  (Раздел IV Инструкции N 35 от 29.06.1995
г.   с  изменениями  по  применению  Закона  Российской  Федерации  "О
подоходном налоге с физических лиц).

     20. Утратила  ли  силу  Инструкция  от  03.12.86  г.  N   6   "Об
организации     работы    по    денежному    обращению    учреждениями
Государственного банка СССР"?
     Распространяется ли  данный  нормативный документ на предприятия,
имеющие торговую выручку и выручку от услуг?

     Данный документ не  утратил  силу.  Вместе  с  тем  по  отдельным
вопросам  следует  руководствоваться указаниями и рекомендациями Банка
России,  а частности - письмом  Департамента  регулирования  денежного
обращения  от 1 июня 1993 г.  N 14-151 "О некоторых вопросах работы по
денежному обращению".
     Согласно письму  ЦБР  от  28  января  1997 г.  N 14-4/50 пункт 21
настоящего письма был изложен в новой редакции
     см. предыдущую редакцию

     21. Остается ли в силе пункт 11  разъяснений  Центрального  банка
Российской  Федерации  от  17 февраля 1994 г.  N 14-4/35 по применению
Порядка ведения кассовых  операций  в  Российской  Федерации  в  части
организаций,    которые    а   силу   специфики   своей   деятельности
руководствуются Законом "Об общественных объединениях" ?

     Порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями
на территории Российской Федерации,  включая общественные организации,
а  контроль  за  их  деятельностью  осуществляется  в  соответствии  с
Федеральным законом "Об общественных объединениях"  от  19.05.1995  г.
N 82-ФЗ (статья 38)

Отдел методологии и организации
налично-денежного обращения
регионов России