ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И ВНЕСЕНИЮ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 16 ноября 2001 г. N 07-08/1/52749 (Д) Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве направляет для применения в практической работе ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы инспекций МНС России города Москвы при исчислении и внесении в бюджет платы за пользование водными объектами. Вопрос: Статьей 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" установлено, что при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных, годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными законодательными органами субъектов Российской Федерации. Какой должен быть указан лимит в налоговой декларации по плате за пользование водными объектами за соответствующий календарный месяц, если в лицензии на водопользование установлен годовой лимит забора воды? Ответ: В соответствии с пунктом 15 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" расчет сверхлимитного пользования водными объектами (при заборе и (или) сбросе воды) производится исходя из фактического объема водопользования и установленных месячных (годовых) лимитов. В случае если предприятию - водопользователю установлен годовой лимит, то перерасчет платы за сверхлимитное водопотребление производится по итогам календарного года. При этом в налоговой декларации, заполняемой по итогам месяца (квартала), лимит за забор (сброс) воды не указывается (письмо МНС России от 18.11.99 N 04-2-08). Вопрос: Ставка платы за используемую площадь для плательщиков, осуществляющих пользование водными объектами без изъятия воды, установлена в тысячах рублей в год за 1 квадратный километр площади использования акватории водных объектов. Как следует исчислять и вносить в бюджет плату за пользование водными объектами с учетом сезонного характера использования акватории водного объекта? Ответ: Согласно инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 отчетным периодом, за который взимается плата за пользование водными объектами, для плательщиков, использующих акваторию водного объекта, является каждый календарный квартал. При этом сумма платы в расчете на отчетный период определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25. Вопрос: Если водопользователь использует забранную воду не только для собственных нужд, а также передает ее своим абонентам, то за какой объем забранной воды водопользователь исчисляет и вносит в бюджет плату за пользование водными объектами? Ответ: Согласно пункту 16 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 в случаях, когда водопользователь осуществляет забор воды не только для удовлетворения собственных нужд, но и для передачи другим водопотребителям, он вносит плату за весь объем, включая воду, переданную своим абонентам. Вопрос: Согласно статье 5 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Каким водопользователям города Москвы предоставлены льготы по уплате платежей за пользование водными объектами? Ответ: В соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 10.02.99 N 5 "О ставках и льготах по плате за пользование водными объектами" от платы в пределах суммы, подлежащей уплате в бюджет города Москвы, освобождаются организации, предоставляющие услуги водопровода и канализации. Согласно письму Управления жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы от 21.05.99 N 12-233/9 и от 13.07.2000 N 12-233/9-1 от платы за пользование водными объектами в пределах суммы, подлежащей уплате в бюджет города Москвы, освобождены организации: МГП "Мосводоканал", ГУП "Мосводосток" и ГУП "Промотходы". Вопрос: Какими исходными данными следует руководствоваться при проверке фактического объема забора (сброса) воды, отраженного налогоплательщиком в налоговой декларации по плате за пользование водными объектами? Ответ: При проведении камеральной проверки фактический объем забора (сброса) воды, отраженный налогоплательщиком в налоговой декларации, по окончании календарного года следует сравнить с данными формы государственной статистической отчетности N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", которая ежегодно представляется водопользователями, осуществляющими пользование водными объектами на территории г. Москвы, в Московско - Окское бассейновое водное управление (письмо МНС России от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@). Вопрос: Организация - водопользователь зарегистрирована в г. Москве, а осуществляет пользование водными объектами, расположенными на территории Московской области. В какой налоговый орган следует уплачивать плату за пользование водными объектами? Ответ: Согласно статье 124 Водного кодекса РФ от 16.11.95 N 167-ФЗ плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. В соответствии с пунктом 23 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: 40 процентов - федеральный бюджет, 60 процентов - бюджет субъекта, на территории которого находятся водные объекты. Статьей 9 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что платежи за пользование водными объектами подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства. При пользовании водными объектами, расположенными только на территории одного субъекта Российской Федерации, в данном случае на территории Московской области, соответствующая плата в полном объеме должна поступать на счета органов федерального казначейства по месту водопользования, т.е. на счета органов федерального казначейства Московской области (письмо МНС России от 18.09.2001 N 21-2-05/26-Ю504). Вопрос: С какого времени прекращается взимание платы за воду, уплачиваемой промышленными предприятиями в соответствии с письмом Минфина РСФСР от 27.05.91 N 16/111? Ответ: В соответствии с приказом Минфина РФ от 01.11.98 N 49н при определении органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации конкретных ставок платы за пользование водными объектами письмо Министерства финансов РСФСР от 27 мая 1991 г. N 16/111 "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду" на территории этого субъекта Российской Федерации не применяется. Для водопользователей, осуществляющих пользование водными объектами на территории города Москвы, плата за пользование водными объектами введена с 1 апреля 1999 года с момента вступления в силу Закона города Москвы от 10.02.99 N 5 "О ставках и льготах по плате за пользование водными объектами". Таким образом, с 1 апреля 1999 года для предприятий города Москвы письмо Минфина РСФСР от 27.05.91 N 16/111 утратило силу. Вопрос: Организация имеет на своем балансе ТЭЦ с использованием прямоточной схемы водоснабжения в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод, при этом исчисляет плату за пользование водными объектами по ставкам в размере 30 процентов от ставок, установленных Законом города Москвы от 10.02.99 N 5. Какие следует применять ставки платы в случае забора и сброса воды сверх установленных лимитов? Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, устанавливаются в размере 30 процентов ставок платы, установленных пунктом 1 данной статьи. Согласно пункту 3 статьи 4 указанного Закона ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Таким образом, при заборе воды и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов ставки платы для ТЭЦ в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными Законом города Москвы от 10.02.99 N 5. Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы II ранга Л.Я. Сосихина 16 ноября 2001 г. N 07-08/1/52749 |