ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ. Приказ. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром России). 14.03.95 60


Страницы: 1  2  3  



       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
      ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ
                   МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

                                ПРИКАЗ

              МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
                          ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

                           14 марта 1995 г.
                                 N 60

                                (НЦПИ)


     В целях совершенствования охраны  и  укрепления  здоровья  детей,
улучшения   качества   и   эффективности  проведения  профилактических
осмотров детей дошкольного и школьного возрастов приказываю:
     1. Утвердить  "Инструкцию по проведению профилактических осмотров
детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических
нормативов" (далее - инструкция).
     2. Руководителям     территориальных      органов      управления
здравоохранением:
     2.1. Разработать и утвердить  территориальные  целевые  программы
профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов.
     2.2. Внедрить    "Инструкцию"    в    деятельность     учреждений
здравоохранения,  размножить в необходимом количестве,  обеспечить все
лечебно-профилактические учреждения.
     2.3. При  лицензировании  учреждений  здравоохранения  определить
объем медико-экономических нормативов,  выполняемый на  каждом  уровне
оказания  медицинской  помощи (детская поликлиника,  ЦРБ,  ФАП и др.).
Обеспечить профилактические осмотры в полном объеме каждому ребенку за
счет выездных и др. организационных форм работы.
     3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И.  Зелинская),
Управлению   медицинской   статистики  (Э.И.  Погорелова)  разработать
автоматизированные  рабочие  места  для  медицинских   работников   по
оказанию   профилактической   помощи  детям  дошкольного  и  школьного
возрастов (1995-96 г.г.)
     4. Управлению  охраны здоровья матери и ребенка (Д.И.  Зелинская)
провести методические семинары-совещания для врачей территорий  РФ  по
работе с "Инструкцией" (1995 г., IV кв.).
     5. Информацию о ходе выполнения приказа представить в  Управление
охраны здоровья матери и ребенка к 01.02.96 г.
     Контроль за   выполнением   приказа   возложить   на   начальника
Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И. Зелинскую.

Заместитель Министра
                                                     А.Д. Царегородцев
14 марта 1995 г.
N 60


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          приказом Минздравмедпрома РФ
                                                 от 14 марта 1995 года
                                                                  N 60

                              ИНСТРУКЦИЯ

            по проведению профилактических осмотров детей
             дошкольного и школьного возрастов на основе
                   медико-экономических нормативов

                               Введение

     Объективный мониторинг  здоровья  детей  дошкольного  и школьного
возраста с разработкой адекватных программ,  обеспечивающих его охрану
и укрепление,  является не только актуальной медицинской,  но и острой
социальной проблемой.
     Основным источником   сведений   о  состоянии  здоровья  детского
населения  служат  результаты  обязательных  медицинских  осмотров   в
дошкольном  возрасте,  перед  поступлением  в школу,  а также в период
школьного обучения.  Достоверность этой информации впрямую зависит  от
качества  организации  и  содержания таких осмотров на всей территории
страны.  В  этой  связи,  а  также  учитывая  переход   отечественного
здравоохранения на принципы страховой медицины,  разработаны нормативы
профилактических осмотров дошкольников  и  школьников.  Представленные
ниже  медико-экономические  нормативы  базируются на новом Положении о
профилактических   осмотрах    детей,    посещающих    образовательные
учреждения,     утвержденном    совместным    приказом    Министерства
здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 N 186/272
"О   совершенствовании   системы   медицинского  обеспечения  детей  в
образовательных  учреждениях"  (приложение  N  1  к  приказу).  Данным
положением     стандартизованы     сроки,     структура,    этапность,
медико-социальные  и  психолого-педагогические   задачи   обязательных
медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет.*

                              Положение
                  о профилактических осмотрах детей,
                посещающих образовательные учреждения

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Переломные         | Доврачебный этап |     Врачебно-педагогический этап               | Специализированный      |
| возрастные         | (скрининг и      |------------------------------------------------| этап                    |
| периоды            | лабораторное     |         педиатр          | педагог,            |                         |
|                    | обследование)    |                          | психолог            |                         |
|--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------|
|   1                |   2              |        3                 |       4             |       5                 |
|--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------|
| Перед              | Средний          | Осмотр с анализом данных | Рекомендации по     | Невропатолог, окулист,  |
| поступлением в     | медработник      | скрнингтеста и           | режиму адаптации в  | отоларинголог,          |
| дошкольное         | лечебно-профила- | лабораторного            | дошкольном          | хирург-ортопед          |
| учреждение         | ктического       | обследования.            | учреждении          | стоматолог, логопед (с  |
|                    | учреждения       | Распределение по группам |                     | 3-х лет), по показаниям |
|                    |                  | здоровья                 |                     | психиатр и другие       |
|                    |                  |                          |                     | специалисты             |
|--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------|
| За год до          | Средний          | Осмотр с анализом данных | Определение         | Невропатолог, окулист,  |
| поступления в      | медработник      | скринингтеста и          | функциональной      | отоларинголог,          |
| школу              | дошкольного      | лабораторного            | готовности к        | хирург-ортопед          |
|                    | учреждения       | обследования             | обучению в школе    | стоматолог, по          |
|                    |                  |                          |                     | показаниям логопед,     |
|                    |                  |                          |                     | психиатр                |
|--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------|
| Перед              | Средний          | Осмотр с анализом данных | Определение         | Невропатолог, окулист,  |
| поступлением в     | медработник      | скринингтеста и          | функциональной      | отоларинголог,          |
| школу              | дошкольного      | лабораторного            | готовности к        | хирург-ортопед          |
|                    | учреждения       | обследования.            | обучению в школе    | стоматолог, по          |
|                    |                  | Распределение на         |                     | показаниям психиатр,    |
|                    |                  | медицинские группы для   |                     | логопед                 |
|                    |                  | занятий физической       |                     |                         |
|                    |                  | культурой                |                     |                         |
|--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------|
| Конец первого      | Средний          | Рекомендации для         | Оценка адаптации к  |      -"-                |
| года обучения      | медработник      | оздоровления в летние    | обучению в школе,   |                         |
|                    | школы            | каникулы                 | рекомендации на     |                         |
|                    |                  |                          | каникулы            |                         |
|--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------|
| Переход к          |  -"-             | Оценка                   | Оценка адаптации    |      -"-                |
| предметному        |                  | нервно-психического и    |                     |  и гинеколог            |
| обучению           |                  | физического развития,    |                     |                         |
|                    |                  | определение              |                     |                         |
|                    |                  | биологического возраста  |                     |                         |
|                    |                  | ребенка и соответствие   |                     |                         |
|                    |                  | паспортному              |                     |                         |
|--------------------|------------------|------------------------------------------------|-------------------------|
|                    |                  | Профессиональная ориентация                    |      -"-                |
|--------------------|------------------|------------------------------------------------|-------------------------|
| Пубертатный        |                  | Врачебно -               | Педагог, психолог   | Невропатолог, окулист,  |
| период (14-15      |                  | профессиональная         | Врачебно -          | отоларинголог,          |
| лет)               |                  | консультация, передача   | профессиональная    | хирург-ортопед          |
|                    |                  | сведений на юношей       | консультация        | стоматолог, по          |
|                    |                  | допризывного возраста в  |                     | показаниям              |
|                    |                  | военкоматы               |                     |                         |
|--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------|
| Перед              | Средний          | Врачебно -               | Педагог, психолог   | психиатр, логопед и     |
| окончанием         | медработник      | профессиональная         | Врачебно -          | гинеколог               |
| образовательного   | школы            | консультация, передача   | профессиональная    |                         |
| учреждения         |                  | сведений на юношей       | консультация        |                         |
| 10 - 11 - ый       |                  | допризывного возраста в  |                     |                         |
| класс (16-17       |                  | военкоматы               |                     |                         |
| лет)               |                  |                          |                     |                         |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание:
     - в остальные возрастные периоды  проводится  скринирование  всех
детей  средними  медицинскими  работниками,  включая  тестовую  оценку
физической  подготовки  и  развития.   Врачебные   осмотры,   в   т.ч.
специалистов, проводятся по показаниям;
     - скринирование  проводится  в   соответствии   с   методическими
указаниями  "Использование  скрининг-тестов  при  массовых медицинских
обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов";
     - детям   с   выявленными   отклонениями   в  состоянии  здоровья
назначаются  оздоровительные   мероприятия,   которые   проводятся   в
территориальных  лечебно-профилактических  учреждениях,  а при наличии
условий - в образовательном учреждении;
     - дети  с  хроническими заболеваниями,  состоящие на диспансерном
учете,  наблюдаются  в  соответствии  с   действующими   методическими
рекомендациями.
     Нормативы содержат   протоколы   действий   (перечни    элементов
обследования  и  реестры  диагностических  процедур,  необходимых  при
обследовании   детей   с   разным   уровнем    здоровья    в    рамках
профилактического    осмотра    на   доврачебном,   педиатрическом   и
специализированном его этапах.  Затраты времени среднего  медицинского
работника,  педиатра,  врачей-специалистов  на  обследование ребенка в
соответствии  с  нормативом  определены  хронометражем  в  специальном
эксперименте   по   оценке   реализуемости   нормативов   в   условиях
образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники **.
     Расчет себестоимости профилактических осмотров, с учетом возраста
детей и программы обследования,  также базируется на экспериментальных
данных (глава VI).
     Для обеспечения качественного выполнения осмотров в  соответствии
с нормативами, в настоящий документ в виде "дополнительной информации"
введены справочные материалы,  позволяющие врачу правильно  определить
объем   диагностических   процедур,   необходимых  и  достаточных  при
обследовании как здоровых,  так и детей  с  отклонениями  в  состоянии
здоровья (главы II, III, IV, V). ***

            I. Доврачебный этап профилактического осмотра
                        детей от 3-х до 17 лет
                (Скрининг и лабораторное обследование)

    Осмотр медицинской сестрой (фельдшером) по скрининг-программе

-----------------------------------------------------------------------
| N    |     Вид деятельности *)             | Затраты времени на     |
| п/п  |                                     | обследование 1 ребенка |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   1. | Суммирование результатов            |                        |
|      | анкетного теста                     |     1 мин.             |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   2. | Определение роста и массы тела      |     1 мин.             |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   3. | Оценка физического развития с       |                        |
|      | помощью таблицы                     |     20 сек.            |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   4. | Измерение АД с корректировкой       |                        |
|      | цифр с помощью специальной          |                        |
|      | таблицы (у школьников)              |     50 сек.            |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   5. | Плантография (получение отпечатка   |                        |
|      | стоп, оценка плантограммы)          |     1 мин.             |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   6. | Определение остроты зрения          |     30 сек.            |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   7. | Исследование тестом Малиновского    |     30 сек.            |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   8. | Исследование бинокулярного зрения   |     10 сек.            |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|   9. | Исследование слуха с помощью        |                        |
|      | шепотной речи                       |     30 сек.            |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|  10. | Определение сахара и белка в моче   |     1 мин.             |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|  11. | Оформление документации тестового   |                        |
|      | обследования                        |     2 мин.             |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|  12. | Вспомогательная работа (контроль за |                        |
|      | сбором мочи, беседа с ребенком в    |                        |
|      | процессе обследования и др.)        |  1 мин. 20 сек.        |
|------|-------------------------------------|------------------------|
|      |                                     |      10 мин.           |
-----------------------------------------------------------------------

                       Дополнительная информация

     Подробное описание каждого  теста  базовой  скрининг-программы  и
принципов  организации осмотров на основе скрининг-тестов содержится в
методическом пособии "Организация медицинского контроля за развитием и
здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов
и их оздоровление в условиях  детского  сада,  школы"  (под  редакцией
академика  РАМН  Г.Н.  Сердюковской),  М.,  1993.  Пособие  утверждено
Министерством здравоохранения РФ в 1992 г.

     Возрастная дифференцировка программы доврачебного тестового
       обследования для детей дошкольного и школьного возрастов

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Возраст в годах | Исследования                                                                                                                                                    |
|-----------------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                 | Анкетный   | физического | артериального | опорно - двигательный аппарат   |  органа зрения:                         | органа      | определение  | определение |
|                 | тест       | развития    | давления      |                                 |                                         | слуха:      | белка        | глюкозы в   |
|                 |            |             |               |---------------------------------|-----------------------------------------| шопотная    | в моче       | моче        |
|                 |            |             |               | определение    | определение    | определение | определение | определение | речь        |              |             |
|                 |            |             |               | осанки         | стопы *)       | остроты     | предмиопии  | бинокул.    |             |              |             |
|                 |            |             |               |                |                | зрения      |             | зрения      |             |              |             |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
|   1             |   2        |   3         |    4          |   5            |    6           |   7         |   8         |   9         |   10        |     11       |     12      |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
|  3***)          |   +        |   +         |               |   +            |   +            |   +         |             |             |   +         |      +       |       +     |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
|  4              |            |   +         |               |   +            |                |             |             |    +        |             |              |             |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
|  5***)          |   +        |   +         |               |   +            |   +            |   +         |             |   или       |             |      +       |       +     |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
|  6              |            |   +         |               |   + или        |                |             |   + или     |             |             |              |             |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
|  7***)          |   +        |   +         |   +           |   +            |   +            |   +         |   +         |             |   + или     |      +       |       +     |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
|  8              |            |   +         |   +           |                |                |             |             |             |   +         |              |             |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
|  9              |            |   +         |   +           |                |   +            |             |             |    +        |             |      +       |       +     |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
| 10***)          |   +        |   +         |   +           |   +            |                |   +         |             |             |             |              |             |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
| 11              |            |   +         |   +           |                |   +            |             |             |             |             |      +       |       +     |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
| 12              |            |   +         |   +           |                |                |             |             |             |             |              |             |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
| 13              |            |   +         |   +           |                |   +            |   +         |             |             |             |      +       |       +     |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
| 14***)          |   +        |   +         |   +           |   +            |                |             |             |             |             |              |             |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
| 15              |            |   +         |   +           |                |   +            |             |             |             |             |      +       |       +     |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
| 16              |            |   +         |   +           |                |                |   +         |             |             |             |              |             |
|-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------|
| 17***)          |   +        |   +         |   +           |                |   +            |   +         |             |             |             |      +       |       +     |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

             Лабораторные и иструментальные исследования,
              обязательные при профилактических осмотрах
                      дошкольников и школьников

--------------------------------------------------------------------------
| Возраст                |                 Вид исследования *            |
|------------------------|-----------------------------------------------|
|                        | клинический  | общий  | анализ  | флюрография |
|                        | анализ       | анализ | кала на | органов     |
|                        | крови        | мочи   | яйца    | грудной     |
|                        |              |        | глистов | клетки      |
|------------------------|--------------|--------|---------|-------------|
| 3 г. (перед            |              |        |         |             |
| поступлением в дошкол. |              |        |         |             |
| учреждение)            |    +         |   +    |    +    |             |
|------------------------|--------------|--------|---------|-------------|
| 5 или 6 лет (за год до |              |        |         |             |
| постуния в школу)      |    +         |   +    |    +    |             |
|------------------------|--------------|--------|---------|-------------|
| 6 или 7 лет (перед     |              |        |         |             |
| поступлением в школу)  |    +         |   +    |    +    |             |
|------------------------|--------------|--------|---------|-------------|
| 10 лет (5-й класс -    |              |        |         |             |
| переход на предметное  |              |        |         |             |
| обучение)              |    +         |   +    |    +    |     +       |
|------------------------|--------------|--------|---------|-------------|
| 14-15 лет (пубертатный |              |        |         |             |
| период)                |    +         |   +    |    +    |     +       |
|------------------------|--------------|--------|---------|-------------|
| 16-17 лет (11 класс -  |              |        |         |             |
| окончание школы)       |    +         |   +    |    +    |     +       |
--------------------------------------------------------------------------

       II. Педиатрический этап профилактического осмотра детей
                           от 3-х до 17 лет

                           Осмотр педиатра

-----------------------------------------------------------------------------------------------
| NN  |  Вид деятельности           | Затрата      |  Необходимые        |  Дополнительные    |
| п/п |                             | времени  на  |  обследования       |  обследования      |
|     |                             | обследование |                     |  по показаниям     |
|     |                             | I ребенка    |                     |                    |
|-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------|
|  1. | Сбор анамнеза               | 1 мин.       | Клинический         | Копрологический    |
|-----|-----------------------------|--------------| анализ   крови,     | анализ    кала,    |
|  2. | Осмотр кожных покровов и    | 30 сек.      | общий    анализ     | анализ кала  на    |
|     | волосистой части головы     |              | мочи.    Анализ     | дисбактериоз.      |
|-----|-----------------------------|--------------| кала   на  яйца     | Анализ слизи из    |
|  3. | Осмотр видимых слизистых    | 30 сек.      | глистов             | зева и носа.       |
|     | оболочек: конъюктивы глаз,  |              | (аскаридоз,         | Анализ мочи  по    |
|     | полости рта, зева           |              | энтеробиоз,         | Нечипоренко,       |
|-----|-----------------------------|--------------| простейшие).        | Аддис -            |
|  4. | Осмотр и пальпация области  | 30 сек.      | Антропометрия,      | Каковскому,        |
|     | щитовидной железы           |              | измерения   АД,     | по Зимницкому.     |
|-----|-----------------------------|--------------| частоты пульса,     | и др.              |
|  5. | Пальпация периферических    | 30 сек.      | дыхания.            |                    |
|     | лимфо-узлов: подчелюстных,  |              |                     |                    |
|     | паховых, подмышечных        |              |                     |                    |
|-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------|
|  6. | Исследование органов        | 2 мин.       |                     |                    |
|     | кровообращения (осмотр,     |              |                     |                    |
|     | перкуссия, аускультация     |              |                     |                    |
|     | сердца)                     |              |                     |                    |
|-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------|
|  7. | Исследование органов        | 2 мин.       |                     |                    |
|     | дыхания (перкуссия и        |              |                     |                    |
|     | аускультация легких)        |              |                     |                    |
|-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------|
|  8. | Исследование органов        | 2 мин.       |                     |                    |
|     | пищеварения (пальпация      |              |                     |                    |
|     | органов брюшной полости,    |              |                     |                    |
|     | области правого подреберья, |              |                     |                    |
|     | печени, эпигастральной      |              |                     |                    |
|     | области, селезенки, правой  |              |                     |                    |
|     | и левой повздошной          |              |                     |                    |
|     | областей, надлобковой       |              |                     |                    |
|     | области)                    |              |                     |                    |
|     |                             |              |                     |                    |
|-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------|
|  9. | Осмотр половых органов -    | 30 сек.      |                     |                    |
|     | внешний осмотр              |              |                     |                    |
|-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------|
| 10. | Осмотр грудных желез у      | 30 сек.      |                     |                    |
|     | девочек                     |              |                     |                    |
|-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------|
| 11. | Оформление первичной        | 5 мин.       |                     |                    |
|     | медицинской документации по |              |                     |                    |
|     | данным осмотра              |              |                     |                    |
|-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------|
|     |                             |  15 мин.     |                     |                    |
-----------------------------------------------------------------------------------------------

     Осмотр ротовой  полости  и  зева  следует  проводить  при  помощи
шпателя и с произнесением ребенком гласной "А". Обращается внимание на
состояние зубов,  прикус, высоту стояния твердого неба, величину и вид
небных миндалин.
     Различают 3 степени гипертрофии миндалин:

     I степень - миндалины заполняют  латеральную  треть  пространства
между небными дужками и маленьким язычком
     II степень - миндалины заполняют 2/3 этого пространства
     III степень - миндалины соприкасаются между собой.
     При осмотре  необходимо  пальпировать  подчелюстные,  передние  и
задние   шейные,  заушные  лимфоузлы.  Обращается  также  внимание  на
голосовую функцию - звучность голоса.  Осматриваются слуховые  проходы
(наличие выделений).
     Исследование органов  кровообращения   начинают   с   определения
частоты сокращений, наполнения пульса, ритма, напряжения. Перкуссией и
пальпацией  определяются  границы  сердца,  верхушечный  и   сердечный
толчок. При аускультации отмечают звучность и чистоту тонов. В случаях
выявления сердечных шумов проводят исследования в различных положениях
(стоя,   лежа)   и  функциональные  пробы  с  дозированной  физической
нагрузкой.  Устанавливают  характер  шумов,  локализацию   оптимальной
слышимости.
     Оценка результатов ортостатической пробы:  учащение пульса  за  1
минуту менее 16 - хороший результат, от 16 до 20 - средний, более 20 -
ниже среднего результат.
     Оценка результатов  пробы  с 20 приседаниями за 30 секунд:  время
восстановления пульса к исходному уровню:  менее 3-х минут  -  хороший
результат,  от  3-х  до  4-х  минут - средний,  более 4-х минут - ниже
среднего результат.
     В процессе  исследования  органов  пищеварения выясняют состояние
аппетита,  характер стула, наличие и характер болей в животе, связь их
с  приемом  пищи  (до или после еды) и наличием диспептических явлений
(тошноты, рвоты, отрыжки, изжоги).
     Осмотр начинают  с  полости  рта:  отмечают  состояние слизистых,
обложенность языка,  десен,  верхнего неба, зубов. Выявляются симптомы
хронической   интоксикации  (бледность  кожных  покровов,  орбитальные
тени).
     Пальпаторно определяют   состояние   (напряжение)   мышц  живота,
наличие   и    локализацию    болевых    точек    (эпигастральная    и
пилородуоденальной   областей,   точка   желчного   пузыря   в  правом
подреберье, левое подреберье, область сигмы).
     Устанавливают размеры   печени   и  селезенки,  их  консистенцию,
чувствительность,  симптомы  раздражения  желчного  пузыря   (Ортнера,
Мюсси, Менделя) для сравнения проверяются с обеих сторон.
     При оценке состояния мочевыделительной системы выявляют наличие в
анамнезе   частых   простудных   заболеваний  и  ангин,  бессимптомных
повышений  температуры,  отягощенной  наследственности   по   почечной
патологии, в том числе при беременности у матери.
     Уточняют жалобы на частые и болезненные мочеиспускания,  задержки
и недержание мочи, боли в животе и пояснице.
     При осмотре   обращают   внимание   на   цвет   кожных   покровов
(бледность),   отеки,  повышение  АД,  наличие  вагинитов  у  девочек,
положительный симптом Пастернацкого, изменения в анализах мочи.
     При осмотре   девочек   5-10   классов  особое  внимание  уделяют
гинекологическому анамнезу,  жалобам. Наличие отклонений или нарушений
в темпах полового развития,  менструальной функции,  состоянии половых
органов требуют направления в гинекологический  кабинет  для  детей  и
подростков.

                      Дополнительная информация

     При осмотре   необходимо  учитывать  информацию,  содержащуюся  в
анкетном  скрининг-тесте,*  данные  лабораторных  исследований  крови,
мочи,  кала,  показатели  АД.  При  отсутствии  в бригаде гинеколога и
эндокринолога оценку полового развития дает педиатр.
     При осмотре  обращают  внимание  на  внешний  вид,  телосложение,
конституцию,  питание,  выражение лица,  состояние кожных  покровов  и
слизистых оболочек.
     При изучении состояния кожи  обращается  внимание  на  наличие  в
анамнезе   экссудативного   диатеза,  кожных  реакций  на  прививки  и
лекарства,  нарушений пигментного обмена,  а также  на  наследственную
отягощенность по кожным, обменным и эндокринным заболеваниям.
     При осмотре  обращается  внимание  на  патологические   изменения
кожных покровов,  волос,  ногтей.  Описывается локализация, характер и
размеры сыпи или  других  изменений,  их  связь  с  приемом  пищи  или
лекарств, состояние лимфатических узлов.
     При оценке  состояния  дыхательной  системы  выявляют  наличие  в
анамнезе частых простудных заболеваний, аллергий, коклюша.
     Уточняют жалобы  на  кашель,  одышку,   изменение   голоса.   При
объективном  обследовании  определяют  состояние  верхних  дыхательных
путей  (носа,  гортани),  характер  перкуторного  звука  над  легкими,
состояние дыхания и наличие хрипов в легких при аускультации.
     Проверить дыхательную функцию носа  можно  с  помощью  небольшого
кусочка  ваты,  поднесенного  сначала  к одной,  затем к другой ноздре
ребенка.  При свободном носовом дыхании  ватка  быстро  отклоняется  в
сторону  (наиболее  частой  причиной  затрудненного носового дыхания у
детей  является  ринит,  аденоидные  вегетации,  искривление   носовой
перегородки).
     При исследовании состояния эндокринной системы обращают  внимание
на внешний вид исследуемого (пропорциональность телосложения,  длина и
масса  тела,  состояние  подкожно-жирового  слоя),  отмечают   степень
развития  вторичных  половых признаков:  Ах - оволосение в подмышечных
впадинах, Р - развитие волос на лобке, Ма - развитие грудных желез, Ме
- возраст появления менструаций.
     1. Стадии развития волосяного покрова на лобке:  Р0 -  отсутствие
волос;  Р1  -  единичные короткие волосы;  Р2 - волосы в центре лобка,
густые,  длинные;  Р3 - волосы на  всем  треугольнике  лобка,  густые,
длинные  ;  Р4 - волосы на всем треугольнике лобка,  густые,  длинные,
распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и  вверх  по  белой
линии живота (мужской тип оволосения).
     2. Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах; Ах0
-  отсутствие  волос;  Ах1 - единичные волосы;  Ах 2 - волосы в центре
впадины,  хорошо выражены;  Ах3 - волосы по всей подмышечной  области,
густые.
     3. Стадии развития грудных желез:  Ма -  детская  стадия;  Ма1  -
сосок приподнят над околососковом кружком, железы не выделяются; Ма2 -
околососковый кружок увеличен,  вместе с соском образует конус, железы
несколько  выделяются;  Ма3  -  сосок и околососковый кружок сохраняют
форму конуса,  железы поднимаются на большом участке;  Ма4  -  женская
стадия:  сосок  приподнят над околососковым кружком,  железы принимают
размеры и форму, свойственные взрослой женщине.
     Степень полового   созревания   обозначают  формулой,  в  которой
фиксируются стадии  развития  всех  указанных  компонентов.  Например,
Ах1Р2  у мальчиков или Ма1Ах1Р2 у девочек и т.д.  Возрастные нормативы
развития вторичных половых признаков у детей приведены  в  таблице.  С
11-летнего   возраста   у   девочек   к  формуле  полового  созревания
добавляются данные о наличии (Ме+, Ме-) регул.

     Текст документа приводится согласно источнику

             Основные показания для направления педиатром
             ребенка на консультацию к врачу-специалисту

-----------------------------------------------------------------------------
| NN   | Врач-специалист  |                    Основные показания           |
| п/п  |                  |                                                 |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  1   |       2          |                            3                    |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  1.  | Эндокринолог     | 1. Наличие сведений   об           эндокринных  |
|      |                  |    заболеваниях (сахарный              диабет,  |
|      |                  |    тиреотоксикоз,  ожирение и др.) у ближайших  |
|      |                  |    родственников.                               |
|      |                  | 2. Жалобы на повышенную жажду, диурез, сухость  |
|      |                  |    во  рту,  значительную  потерю  в  весе при  |
|      |                  |    нормальном или  даже  повышенном  аппетите,  |
|      |                  |    чрезмерную раздражительность, беспокойство.  |
|      |                  | 3. Наличие  клинических  проявлений  различных  |
|      |                  |    эндокринных  расстройств:  гиперпигментация  |
|      |                  |    на коже, слизистой оболочке рта, конъюктиве  |
|      |                  |    глаз; гипертрихоз, гирсутизм, наличие полос  |
|      |                  |    растяжения,  экзофтальм,  избыточная  масса  |
|      |                  |    тела   (более,   чем  на  16%),  истощение,  |
|      |                  |    крипторхизм, высокое артериальное давление,  |
|      |                  |    наличие сахара в моче.                       |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  2.  | Гинеколог        | 1. Наличие в анамнезе сведений об отставании в  |
|      |                  |    физическом и  половом   развитии,   высоком  |
|      |                  |    инфекционном       индексе,      отсутствии  |
|      |                  |    менструаций   после   13   лет,   появлении  |
|      |                  |    вторичных половых признаков до 9 лет.        |
|      |                  | 2. Жалобы на боли  в  животе,  соматически  не  |
|      |                  |    обусловленные,        на       болезненные,  |
|      |                  |    нерегулярные,  длительные (более  8  дней),  |
|      |                  |    обильные менструации,  гнойные выделения из  |
|      |                  |    половых  путей,  зуд  в   области   половых  |
|      |                  |    органов.                                     |
|      |                  | 3. Наличие  отставания  в  развитии  вторичных  |
|      |                  |    половых      признаков,      патологическое  |
|      |                  |    оволосение; опухоли в животе; лейкоцитурия.  |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  3.  | Невропатолог     | 1. Наличие  в  анамнезе  травм  черепа,  в том  |
|      |     и            |    числе и родовых,  инфекционных  заболеваний  |
|      |  психиатр        |    нервной         системы         (менингиты,  |
|      |                  |    менингоэнцефалиты), судорожных    синдромов  |
|      |                  |    при  заболеваниях,  обморочных   состояний,  |
|      |                  |    ночного недержания мочи.                     |
|      |                  | 2. Жалобы   на   стойкие   головные   боли   у  |
|      |                  |    соматически       здорового      школьника,  |
|      |                  |    головокружение,  тошноты, рвота, обморочные  |
|      |                  |    состояния,     нарушения    формулы    сна,  |
|      |                  |    снохождение,    сноговорение,    бессоница,  |
|      |                  |    раздражительность,             плаксивость,  |
|      |                  |    беспокойство,    рассеянность,     снижение  |
|      |                  |    памяти.                                      |
|      |                  | 3. Наличие клинических проявлений психонервных  |
|      |                  |    расстройств:   асимметрия  лица,  параличи,  |
|      |                  |    парезы  конечностей,   миотонии,   мышечные  |
|      |                  |    атрофии,     признаки     болезни    Дауна,  |
|      |                  |    расстройства вегетативной  нервной  системы  |
|      |                  |    (лабильность       пульса,      акроцианоз,  |
|      |                  |    гипергидроз),    нарушения    артериального  |
|      |                  |    давления,      насильственные     движения,  |
|      |                  |    умственная отсталость,  неправильные  формы  |
|      |                  |    поведения   (психопатоподобные,  выраженная  |
|      |                  |    двигательная расторможенность)               |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  4.  | Отоларинголог    | 1. Наличие   в    анамнезе  частых      острых  |
|      |                  |    респираторных заболеваний,  ангин,  отитов,  |
|      |                  |    носовых кровотечений.                        |
|      |                  | 2. Жалобы   на  снижение  слуха,  затрудненное  |
|      |                  |    носовое дыхание,  упорные головные  боли  в  |
|      |                  |    лобной  части,  головокружения,  повышенную  |
|      |                  |    возбудимость   вестибулярного   анализатора  |
|      |                  |    ("укачивание в транспорте").                 |
|      |                  | 3. Наличие снижения остроты слуха, гипертрофии  |
|      |                  |    небных миндалин, увеличения и болезненности  |
|      |                  |    подчелюстных    и    шейных     лимфоузлов,  |
|      |                  |    аденоидного  типа  выражение лица,  гнойные  |
|      |                  |    выделения из носа и уха.                     |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  5.  | Хирург           | 1. Наличие   в   анамнезе  локальных  болей  в  |
|      |                  |    позвоночнике, в   коленном,   тазобедренном  |
|      |                  |    суставах  (туберкулезный  гонит,   коксит),  |
|      |                  |    выпадение прямой кишки.                      |
|      |                  | 2. Жалобы  на  часто  повторяющиеся   приступы  |
|      |                  |    острых  болей в животе,  постоянные запоры,  |
|      |                  |    примеси свежей крови в  кале,  затрудненное  |
|      |                  |    мочеиспускание     с     резями,    быстрая  |
|      |                  |    утомляемость нижних конечностей в сочетании  |
|      |                  |    с непереносимостью физических нагрузок.      |
|      |                  | 3. Наличие  диспропорции  телосложения  (резко  |
|      |                  |    развита    верхняя    половина   туловища),  |
|      |                  |    венозного   рисунка   живота,   варикозного  |
|      |                  |    расширения    вен    нижних    конечностей,  |
|      |                  |    расширения   пупочного,   паховых    колец,  |
|      |                  |    грыжевых  выпячиваний в области белой линии  |
|      |                  |    живота, крипторхизма.                        |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  6.  | Ортопед          | 1. Наличие   в  анамнезе  переломов  костей  с  |
|      |                  |    нарушением функции,   повторных  переломов,  |
|      |                  |    остаточных      явлений       перенесенного  |
|      |                  |    полиомелита, родовой травмы.                 |
|      |                  | 2. Жалобы  на  упорные  боли  в   конечностях,  |
|      |                  |    суставах, позвоночнике.                      |
|      |                  | 3. Наличие   при   объективном    исследовании  |
|      |                  |    деформаций   конечностей,  грудной  клетки,  |
|      |                  |    позвоночника,       нарушений       осанки,  |
|      |                  |    плоскостопия  (площадь  опоры  более  трети  |
|      |                  |    поверхности  подошвы),  нарушения   функции  |
|      |                  |    крупных и мелких суставов.                   |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  7.  | Кардиоревматолог | 1. Наличие в анамнезе частых ангин,   высокого  |
|      |                  |    инфекционного    индекса,    функциональных  |
|      |                  |    изменений в сердце, подозрения о врожденных  |
|      |                  |    пороках,     ревматизме.     Наследственная  |
|      |                  |    отягощенность  по  гипертонии,  ишемической  |
|      |                  |    болезни сердца, заболеваниям суставов.       |
|      |                  | 2. Жалобы на боли в области сердца,  суставов,  |
|      |                  |    изменения  конфигурации  суставов,  одышку,  |
|      |                  |    быструю   утомляемость  при  незначительной  |
|      |                  |    физической нагрузке, сердцебиение.           |
|      |                  | 3. Наличие клинических проявление кардиопатий,  |
|      |                  |    глухость сердечных тонов,  аритмия, тахи- и  |
|      |                  |    брадикардия,  различные шумы,  артериальная  |
|      |                  |    гипер- и гипотония.                          |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  8.  | Гасторэнтеролог  | 1. Наличие в  анамнезе  сведений  о  патологии  |
|      |                  |    беременности    и   родов,  смешанном   или  |
|      |                  |    искусственном вскармливании;        наличии  |
|      |                  |    отклонений   со   стороны   пищеварительной  |
|      |                  |    системы в раннем  возрасте.  Наследственная  |
|      |                  |    отягощенность   по   гастроэнтерологической  |
|      |                  |    патологии.                                   |
|      |                  | 2. Жалобы  на  повторяющиеся  боли  в животе и  |
|      |                  |    диспепсические явления;  нарушения аппетита  |
|      |                  |    и стула;                                     |
|      |                  | 3. Наличие   болезненности    при    пальпации  |
|      |                  |    основных  областей  живота (эпигастральной,  |
|      |                  |    пилородуоденальной,  правого  подреберья  и  |
|      |                  |    др.),    симптомов   раздражения   желчного  |
|      |                  |    пузыря.                                      |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  9.  | Нефролог         | 1. Наличие в   анамнезе   частых респираторных  |
|      |                  |    заболеваний и      ангин;     бессимптомных  |
|      |                  |    повышений  температуры.  Наличие   почечной  |
|      |                  |    патологии  у  родственников,  в том числе у  |
|      |                  |    матери при беременности.                     |
|      |                  | 2. Жалобы     на    частые    и    болезненные  |
|      |                  |    мочеиспускания, задержки и недержания мочи;  |
|      |                  |    боли в животе и пояснице.                    |
|      |                  | 3. Наличие   при   объективном    исследовании  |
|      |                  |    вагинитов   (у  девочек),  повышенного  АД,  |
|      |                  |    стеков,       положительных       симптомов  |
|      |                  |    Пастернацкого, изменений в анализах мочи.    |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  10. |  Офтальмолог     | 1. Наличие      в    анамнезе      заболеваний  |
|      |                  |    поджелудочной железы,  почек,   ревматизма,  |
|      |                  |    болезней   крови,   менингита,  энцефалита,  |
|      |                  |    арахосидита,    черепно-мозговой    травмы.  |
|      |                  |    Глубокая  недоношенность  (вес при рождении  |
|      |                  |    900-1500 г).  Наследственная  отягощенность  |
|      |                  |    по   заболеваниям  органа  зрения:  миопия,  |
|      |                  |    астигматизм, гиперметропия и др.             |
|      |                  | 2. Жалобы     на    плохое    зрение    вдаль,  |
|      |                  |    прищуривание,  зрительную утомляемость  при  |
|      |                  |    работе вблизи, ухудшение зрения в сумерках,  |
|      |                  |    светобоязнь, боли в глазах, слезотечение.    |
|      |                  | 3. Наличие  при  внешнем  осмотре изменений со  |
|      |                  |    стороны век  (колобома,  опущение  верхнего  |
|      |                  |    века,  выворот  нижнего века,  неправильный  |
|      |                  |    рост  ресниц),  асимметричное  расположение  |
|      |                  |    глазных  яблок,  воспалительные заболевания  |
|      |                  |    (слизисто-гнойное отделяемое,  покраснение,  |
|      |                  |    зуд и т.д.).                                 |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  11. |  Аллерголог      | 1. Наличие в анамнезе  экссудативного диатеза,  |
|      |                  |    ложного крупа,    ОРЗ    с    астматическим  |
|      |                  |    компонентом,    реакции   на   прививки   и  |
|      |                  |    лекарства.  Наследственная отягощенность по  |
|      |                  |    бронхиальной        астме,       поллинозу,  |
|      |                  |    нейродермиту.                                |
|      |                  | 2. Жалобы   на   кожные  проявления  аллергии;  |
|      |                  |    приступы  затрудненного  дыхания,  чихания,  |
|      |                  |    слезотечения.                                |
|      |                  | 3. Клинические    проявления    кожной     или  |
|      |                  |    респираторной   аллергии   (сыпь:   кашель,  |
|      |                  |    насморк,  явления   конъюктивита,   наличие  |
|      |                  |    свистящих и проводных хрипов в легких)       |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  12. |  Дерматолог      | 1. Наличие в анамнезе экссудативного  диатеза,  |
|      |                  |    реакции на прививки и лекарства,  нарушений  |
|      |                  |    пигментного      обмена.     Наследственная  |
|      |                  |    отягощенность   по   кожным,   обменным   и  |
|      |                  |    эндокринным заболеваниям.                    |
|      |                  | 2. Жалобы на патологические  изменения  кожных  |
|      |                  |    покровов, волос, ногтей.                     |
|      |                  | 3. Наличие воспалительных, пигментных и других  |
|      |                  |    изменений кожи;  нарушение роста и развития  |
|      |                  |    ногтей и волос.                              |
|------|------------------|-------------------------------------------------|
|  13. |  Пульмонолог     | 1. Наличие в   анамнезе   частых    простудных  |
|      |                  |    заболеваний, врожденного           стидора,  |
|      |                  |    астматического синдрома.                     |
|      |                  | 2. Жалобы на кашель, одышку, боли в груди.      |
|      |                  | 3. Клинические проявления  легочной  патологии  |
|      |                  |    (изменения характера дыхания,  перкуторного  |
|      |                  |    звука, наличие хрипов при аускультации).     |
-----------------------------------------------------------------------------

              III. Обязательный специализированный этап
           профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет

     осмотр отоларинголога
     осмотр хирурга-ортопеда
     осмотр невропатолога
     осмотр офтальмолога
     осмотр гинеколога
     осмотр стоматолога
     осмотр логопеда

                        Осмотр отоларинголога

---------------------------------------------------------------------------------------
| NN   |    Вид деятельности        | Затрата       | Дополнительные                  |
| п/п  |                            | времени на    | обследования                    |
|      |                            | обследование  | по  показаниям                  |
|      |                            | I ребенка     |                                 |
|------|----------------------------|---------------|---------------------------------|
|  1.  | Сбор анамнеза              |   1 мин.      | Рентгеновский           снимок  |
|------|----------------------------|---------------| придаточных пазух носа.         |
|  2.  | Передняя риноскопия  и     |  30 сек.      | Рентгеновский снимок  височных  |
|      | проверка   дыхательной     |               | костей в 2-х проекциях.         |
|      | функции носа.              |               | Инфрокрасная термография.       |
|------|----------------------------|---------------| Тональная аудиометрия.          |
|  3.  | Задняя риноскопия.         |   2 мин.      | Исследование    вестибулярного  |
|------|----------------------------|---------------| аппарата.                       |
|  4.  | Фарингоскопия              |  30 сек.      | Пальпаторное      обследование  |
|------|----------------------------|---------------| носоглотки.                     |
|  5.  | Обратная ларингоскопия     |   2 мин.      | Прямая ларингоскопия*           |
|------|----------------------------|---------------| Бронхоскопия.*                  |
|  6.  | Пальпация шейных           |  30 сек.      | Эзофагоскопия.*                 |
|      | лимфоузлов (подчелюстных,  |               | Консультация        сурдолога,  |
|      | передних и задних шейных,  |               | фониатра,                       |
|      | заушных)                   |               | аллерголога, ревматолога,       |
|------|----------------------------|---------------| стоматолога.                    |
|  7.  | Отоскопия                  |  30 сек.      | Клинический анализ      крови;  |
|------|----------------------------|---------------| анализ крови                на  |
|  8.  | Исследование слуха         |   2 мин.      | гемморагический        синдром  |
|------|----------------------------|---------------| (свертываемость,         время  |
|  9.  | Оформление документаци     | и 1 мин.      | кровотворения, тромбоциты).     |
|------|----------------------------|---------------| Анализ мочи.                    |
|      |                            |  10 мин.      | ЭКГ.                            |
|      |                            |               | Анализ отделяемого   из  носа,  |
|      |                            |               | придаточных пазух, уха          |
|      |                            |               |                                 |
---------------------------------------------------------------------------------------

                      Дополнительная информация

-----------------------------------------------------------------------------
| NN   | Наименование отклонений  |   Необходимый объем обследований        |
| п/п  | и заболеваний            |                                         |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  1.  | Хронический тонзилит     |                                         |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|      | компенсированный         | обследование носоглотки  (задняя        |
|      |                          | риноскопия, пальцевое обследование или  |
|      |                          | рентгенография).                        |
|      |                          | Консультация стоматолога,               |
|      |                          | по показаниям -ревматолога.             |
|      |                          | Клинический анализ крови и мочи.        |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|      | декомпенсированный       | обследование носоглотки  (задняя        |
|      |                          | риноскопия, пальцевое              или  |
|      |                          | рентгенография).                        |
|      |                          | Консультация стоматолога,  ревматолога, |
|      |                          | аллерголога.                            |
|      |                          | Клинический анализ крови, мочи. ЭКГ.    |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  2.  | Гипертрофия     небных   | обследование носоглотки  (задняя        |
|      | миндалин (второй     и   | риноскопия, пальцевое обследование,     |
|      | более степеней)          | рентгенография).                        |
|      |                          | Консультация стоматолога.  Клинический  |
|      |                          | анализ крови и мочи.                    |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  3.  | Аденоидные   вегетации   | Задняя риноскопия   и   определение     |
|      | второй степени       и   | величины аденоидных вегетаций.          |
|      | более,      аденоидные   | При невозможности  провести заднюю      |
|      | вегетации      меньших   | риноскопию - пальцевое обследование     |
|      | размеров         (I-II   | или рентгенография носоглотки.          |
|      | степени) с хроническим   | Рентгенография придаточных пазух носа   |
|      |                          | по адекоидитом показаниям.              |
|      |                          | Консультация стоматолога, по            |
|      |                          | показаниям  - аллерголога.              |
|      |                          | Клинический анализ крови и мочи.        |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  4.  | Хронический фарингит,    | Выявление очагов инфекции ЛОР-органов;  |
|      | хронический нозофарингит | рентгенография придаточных пазух носа   |
|      |                          | и носоглотки.                           |
|      |                          | Консультация стоматолога;  аллерголога  |
|      |                          | по показаниям.                          |
|      |                          | Клинический анализ крови и мочи.        |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  5.  | Хронический     ринит,   | Обследование носоглотки  (задняя        |
|      | аллергический            | риноскопия, пальцевое, рентгенография   |
|      | вазомоторный    синит,   | по показаниям).                         |
|      | поллиноз, синусопатия    | Рентгенография придаточных пазух носа,  |
|      |                          | приналичии тепловизора - термография.   |
|      |                          | Консультация стоматолога, аллерголога.  |
|      |                          | Клинический анализ крови, мочи.         |
|      |                          | Анализ слизи из носа.                   |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  6.  | Хронический  гайморит,   | Обследование носоглотки  (задняя        |
|      | хронический   фронтит,   | риноскопия, пальцевое, рентгенография   |
|      | пансинусит,      киста   | по показаниям).                         |
|      | носовой пазухи,          | Рентгенография придаточных пазух носа,  |
|      | полипы носа              | приналичии тепловизора -  инфракрасная  |
|      |                          | термография. Исследование  отделяемого  |
|      |                          | из    пазухи    на    микрофлору     и  |
|      |                          | чувствительность ее к антибиоткам.      |
|      |                          | Консультация стоматолога, аллерголога.  |
|      |                          | Клинический анализ крови и мочи.        |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  7.  | Искривление    носовой   | Обследование носоглотки  (задняя        |
|      | перегородки          с   | риноскопия, пальцевое, рентгенография)  |
|      | нарушением     функции   | Рентгенография придаточных пазух носа.  |
|      | дыхания                  | Консультация стоматолога.               |
|      |                          | Клинический анализ крови и мочи.        |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  8.  | Адгезивный     средний   | Обследование носоглотки и  придоточных  |
|      | отит,       негноидный   | пазух носа (рентгенография).            |
|      | средний отит (туботит)   | Тональная аудиометрия.                  |
|      |                          | По показаниям рентгенография  височных  |
|      |                          | костей.  Клинический  анализ  крови  и  |
|      |                          | мочи.                                   |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
|  9.  | Хронический    гнойный   | Рентгенография височных костей в   2-х  |
|      | средний          отит,   | проекциях при  эпитинмпаните, при       |
|      | мезотимпанит,            | мезотимпаните -  по показаниям -        |
|      | эпитимапанит,            | обследование носоглотки и придаточных   |
|      | эпимезотимпанит          | пазух носа (рентгенография).            |
|      |                          | Исследование отделяемого их уха на      |
|      |                          | микрофлору и  чувствительность  ее   к  |
|      |                          | антибиотикам.                           |
|      |                          | Тональная аудиометрия.                  |
|      |                          | Исследование вистибулярного аппарата.   |
|      |                          | Консультация            навропатолога,  |
|      |                          | офтальмолога - по показаниям.           |
|      |                          | Клинический анализ крови и мочи.        |
|------|--------------------------|-----------------------------------------|
| 10.  | Кохлеарный неврит        | Тональная аудиометрия, исследование     |
|      |                          | вестибулярного аппарата.                |
|      |                          | Консультация сурдолога, невропатолога.  |
|      |                          | Обследование носоглотки и  придаточных  |
|      |                          | пазух носа (рентгенография).            |
|      |                          | Клинический анализ крови и мочи.        |
-----------------------------------------------------------------------------

                       Осмотр хирурга-ортопеда

-----------------------------------------------------------------------
| NN  |      Вид деятельности | Затрата    | Дополнительные           |
| п/п |                       | времени    | обследования             |
|     |                       |            | по  показаниям           |
|-----|-----------------------|------------|--------------------------|
|  1. | Сбор анамнеза         |    1 мин.  | R-графия позвоночника;   |
|     |                       |            | R-графия стоп;           |
|-----|-----------------------|------------|--------------------------|
|  2. | Визуальный осмотр:    |    4 мин.  | Генетические исследовани |
|     | спереди, сзади,       |            | Консультация невропатоло |
|     | при движении          |            | га, эндокринолога        |
|-----|-----------------------|------------|--------------------------|
|  3. | Осмотр состояния      |    3 мин.  |                          |
|     | сводов стоп:          |            |                          |
|     | - пальпаторное        |            |                          |
|     | - оценка плантограммы |            |                          |
|     | - оценка походки      |            |                          |
|-----|-----------------------|------------|--------------------------|
|  4. | Оформление            |    2 мин.  |                          |
|     | документации          |            |                          |
|-----|-----------------------|------------|--------------------------|
|     |                       |   10 мин.  |                          |
-----------------------------------------------------------------------

                      Дополнительная информация

--------------------------------------------------------------------------
| NN   | Наименование      | Необходимые            | Дополнительные     |
| п/п  | отклонения        | обследования           | обследования       |
|------|-------------------|------------------------|--------------------|
|  1.  | Нарушения осанки  | Визуальный осмотр.     | При выраженности   |
|      | (1, 2, 3 степени) | Учет результатов       | отклонений     3   |
|      |                   | наблюдения за          | степени -          |
|      |                   | последние 1-3 года.    | проверка на торсию.|
|      |                   | Оценка выраженности    |                    |
|      |                   | отклонений.            |                    |
|------|-------------------|------------------------|--------------------|
|  2.  | Сколиоз,          | Визуальный осмотр.     | Плантография.      |
|      | кифостколиоз      | Проверка на торсию     |                    |
|      |                   | R-графия позвоночника  |                    |
|------|-------------------|------------------------|--------------------|
|  3.  | Плоскостопие      | Плантография.          | При выраженности   |
|      | (1, 2 степени)    |                        | отклонения     2   |
|      |                   |                        | степени R-графия   |
|      |                   |                        | стоп.     Оценка   |
|      |                   |                        | состояния  осанки. |
|------|-------------------|------------------------|--------------------|
|  4.  | Врожденные        | Визуальный осмотр.     | R-графия           |
|      | аномалии          | Консультация с         | по покзаниям.      |
|      | развития          | врачами -              |                    |
|      |                   | специалистами.         |                    |
--------------------------------------------------------------------------

     Примечание: пункт I - может диагностироваться педиатром;  диагноз
"плоскостопие может быть поставлен только с 6-летнего возраста.

                       Осмотр невропатолога

----------------------------------------------------------------------------------
| NN  |      Вид деятельности         | Затраты |        Дополнительные          |
| п/п |                               | времени |        обследования            |
|     |                               |         |        по  показаниям          |
|-----|-------------------------------|---------|--------------------------------|
|  1. | Сбор анамнеза                 |  5 мин. | ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, R-снимок черепа,  |
|     |                               |         | компьютерная томография,  РЭГ, |
|-----|-------------------------------|---------|--------------------------------|
|  2. | Обследование:                 |  7 мин. | ЭКГ, исследование     глазного |
|     |  1) общий осмотр (определение |         | дна, полей зрения.             |
|     | наличия деграфических черт    |         | Осмотр уролога.                |
|     | строения, сосудистого рисунка |         | Осмотр кардиоревматолога.      |
|     | и др.);                       |         | Осмотр офтальмолога.           |
|     |  2) исследование состояния    |         | Генетические исследования.     |
|     | черепно-мозговых нервов;      |         |                                |
|     |  3) длигательных функций;     |         |                                |
|     |  4) сухожильных, периосталь,  |         |                                |
|     | кожных рефлексов;             |         |                                |
|     |  5) оценка вегетативной       |         |                                |
|     | регуляции.                    |         |                                |
|-----|-------------------------------|---------|--------------------------------|
|  3. |  Оформление документации      |  3 мин. |                                |
----------------------------------------------------------------------------------

                    Дополнительная информация

---------------------------------------------------------------------------
| NN  |       Клинические синдромы         | Необходимое дополнительное   |
| п/п |                                    | обследование                 |
|     |                                    |                              |
|-----|------------------------------------|------------------------------|
|  1. | Дети, перенесшие осложнения        | ЭХО; исследование глазного   |
|     | беременности и родов               | дна и полей зрения.          |
|-----|------------------------------------|------------------------------|
|  2. | Подозрение       на       наличие  | ЭЭГ, генетические            |
|     | наследственных болезней,   в  том  | исследования, ЭМГ.           |
|     | числе различные  формы   задержки  |                              |
|     | психического развития, нервно -    |                              |
|     | мышечные нарушения.                |                              |
|-----|------------------------------------|------------------------------|
|  3. | Эпилепсия, эпилептиформный синдром | ЭЭГ, ЭХО,  глазное дно по    |
|     |                                    | показаниям, компьютерная     |
|     |                                    | томография.                  |
|-----|------------------------------------|------------------------------|
|  4. | Гидроцефалия, гипертензионно -     | ЭЭГ, ЭХО глазное дно.        |
|     | гидроцефальный синдром             | R-снимок черепа.             |
|-----|------------------------------------|------------------------------|
|  5. | Синдромы органического  поражения  | ЭЭГ, ЭХО  глазное  дно.      |
|     | после  перенесенного  энцефалита,  |                              |
|     | менингита, травмы головного мозга. |                              |
|-----|------------------------------------|------------------------------|
|  6. | Вегетативные,   вегетативно -      | ЭЭГ, РЭГ, ЭКГ                |
|     | сосудистые нарушения (мигреньВСД,  |                              |
|     | мигренеподобные синдромы).         |                              |
|-----|------------------------------------|------------------------------|
|  7. | Тикозные гиперкинезы.              | ЭЭГ, анализ крови            |
|     |                                    | (ревматические пробы), ЭКГ.  |
|-----|------------------------------------|------------------------------|
|  8. | Ночное недержание мочи.            | ЭЭГ, консультация уролога,   |
|     |                                    | анализ мочи, анализ кала     |
|     |                                    | на яйца глист.               |
---------------------------------------------------------------------------

                         Осмотр офтальмолога

-----------------------------------------------------------------------
| NN  |      Вид деятельности  |  Затраты    | Дополнительные         |
| п/п |                        |  времени    | обследования           |
|     |                        |             | по  показаниям         |
|-----|------------------------|-------------|------------------------|
|  1. | Сбор анамнеза, жалобы  |   1 мин.    | Биомикроскопия         |
|-----|------------------------|-------------|------------------------|
|  2. | Определение остроты    |   3 мин.    | Гониоскопия            |
|     | зрения                 |             | Офтальмотомометрия     |
|-----|------------------------|-------------|------------------------|
|  3. | Внешний осмотр         |  30 сек.    | Цветовое зрение        |
|     | органа зрения          |             | Характер зрения        |
|     |                        |             | Рефракция              |
|-----|------------------------|-------------|------------------------|
|  4. | Осмотр с    боковым    |  30 сек.    | Аккомодация            |
|     | освещением             |             |                        |
|-----|------------------------|-------------|------------------------|
|  5. | Осмотр  в  проходящем  |  30 сек.    | Осмотр нейрофтльмолога |
|     | свете                  |             | Осмотр невропатолога   |
|-----|------------------------|-------------|------------------------|
|  6. | Офтальмоскопия         |   2 мин.    | Осмотр эндокринолога   |
|-----|------------------------|-------------|------------------------|
|  7. | Оформление             |   1 мин.    |                        |
|     | документации           |             |                        |
|-----|------------------------|-------------|------------------------|
|     |                        |   8,5 мин.  |                        |
-----------------------------------------------------------------------

                      Дополнительная информация

----------------------------------------------------------------------------
| NN  | Наименование             | Необходимый объем исследований          |
| п/п | отклонений и заболеваний |                                         |
|-----|--------------------------|-----------------------------------------|
|  1. | Воспалительные           | Соскобы и посев с конъюктивы и другие   |
|     | заболевания глаз:        | пробы; цитология, Р.Манту               |
|     | - конъюктивит,           |                                         |
|     |   кератит                |                                         |
|-----|--------------------------|-----------------------------------------|
|     | - дакриоцистит           | Анализ крови клинический, Проба Веста.  |
|     |                          | Рентгено-контрастное исследование (по   |
|     |                          | показаниям)                             |
|-----|--------------------------|-----------------------------------------|
|     | - увеит                  | Ультразвуковое исследование,            |
|     |                          | электрофизиологические исследования.    |
|     |                          | Иммунологическое обследование и др.     |
|-----|--------------------------|-----------------------------------------|
|  2. | Конъюнктивит             | Аллергологическое обследование. По      |
|     | аллергический            | показаниям консультация аллерголога     |
|     | (весенний катар)         |                                         |
|-----|--------------------------|-----------------------------------------|
|  3. | Аномалии рефракции:      | Визометрия, исследование относительной  |
|     | - предмиопическое        | аккомодации, скиаскопия,                |
|     |   состояние              | офтальмоскопия, рефрактометрия,         |
|-----|--------------------------|-----------------------------------------|
|     | - миопия (близорукость)  | -"- , а также ЭХО-биосиметрия глаза     |
|     |                          | (длина оси глаза)                       |
|-----|--------------------------|-----------------------------------------|
|     | - гиперметропия,         | Вазометрия, скиаскопия, возрастная      |
|     |   астигматизм            | рефракция, офтальмоскопия               |
|     |   (миопический,          |                                         |
|     |   гиперметропический,    |                                         |
|     |   смешанный)             |                                         |
|-----|--------------------------|-----------------------------------------|
|  4. | Косоглазие               | Определение зрительной фиксации,        |
|     |                          | величины отклонения угла глаза,         |
|     |                          | бинокулярный статус, коордиометрия,     |
|     |                          | офтальмоскопия, рефрактометрия и        |
|     |                          | визометрия                              |
----------------------------------------------------------------------------

                          Осмотр гинеколога

------------------------------------------------------------------------
| NN  |      Вид деятельности   | Затрата    | Дополнительные          |
| п/п |                         | времени    | обследования            |
|     |                         |            | по показаниям           |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|  1. | Сбор анамнеза           |  1 мин.    | УЗИ органов малого таза |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|  2. | Осмотр наружных половых |            |                         |
|     | органов                 | 30 сек.    |                         |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|  3. | Осмотр вторичных        |            | вагиноскопия            |
|     | половых признаков       | 30 сек.    |                         |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|  4. | Ректальное              |            |                         |
|     | исследование: осмотр    |            |                         |
|     | матки, придатков матки, |            |                         |
|     | сводов малого таза      | 5 мин.     |                         |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|  5. | Взятие мазка на м/флору | 4 мин.     |                         |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|  6. | Посев выделений на      |            |                         |
|     | микрофлору и            |            |                         |
|     | чувствительность к      |            |                         |
|     | антибиотикам            | 4 мин.     |                         |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|  7. | Осмотр грудных желез у  |            |                         |
|     | девочек                 | 1 мин.     |                         |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|  8. | Оформление документации |            |                         |
|     |                         | 4 мин.     |                         |
|-----|-------------------------|------------|-------------------------|
|     |                         |  20 мин.   |                         |
------------------------------------------------------------------------

                      Дополнительная информация

---------------------------------------------------------------------------------
| NN  | Наименование отклонений   | Необходимый объем исследований              |
| п/п | и заболеваний             |                                             |
|-----|---------------------------|---------------------------------------------|
|  1. | Вульвовагинит             | Исследование отделяемого из влагалища и     |
|     |                           | уретры на флору и чувствительность к        |
|     |                           | антибиотикам, соскоб с перианальных складок |
|     |                           | на яйца глистов, фракционный анализ мочи,   |
|     |                           | анализ мочи на сахар. Вагиноскопия по       |
|     |                           | показаниям.                                 |
|-----|---------------------------|---------------------------------------------|
|  2. | Воспаление придатков      | Клинический анализ крови, общий анализ      |
|     | матки                     | мочи; Р.Манут; исследоавание отделяемого из |
|     |                           | влагалища на флору, чувствительность к      |
|     |                           | антибиотикам. УЗИ органов малого таза.      |
|     |                           | Лапароскопия - по показаниям                |
|-----|---------------------------|---------------------------------------------|
|  3. | Альгоменорея (тяжелая     | УЗИ органов малого таза, гистероскопия,     |
|     | форма)                    | измерение базальной температуры,            |
|     |                           | лапароскопия - по показаниям                |
|-----|---------------------------|---------------------------------------------|
|  4. | Маточные кровотечения в   | Клинический анализ крови с определением     |
|     | период становления        | эритроцитов, гемоглобина, ретикулоцитов,    |
|     | менструальной функции     | тромбоцитов. Гемостазиограмма (при          |
|     |                           | длительном кровотечении). УЗИ органов       |
|     |                           | малого таза - по показаниям                 |
|-----|---------------------------|---------------------------------------------|
|  5. | Гипоменструальный синдром | Кольпоцитология, определение костного       |
|     | Аменорея                  | возрастра, изменение базальной температуры, |
|     |                           | R-графия черепа. Гормональный профиль по    |
|     |                           | показаниям                                  |
---------------------------------------------------------------------------------

                          Осмотр стоматолога

---------------------------------------------------------------------------
| NN  |   Вид деятельности    | Затраты  | Дополнительные                 |
| п/п |                       | времени  | обследования                   |
|     |                       |          | по показаниям                  |
|-----|-----------------------|----------|--------------------------------|
|     | Комплексное первичное |          | R-грамма (при  лечении всех    |
|     | обследование  ребенка |          | постоянных зубов: при          |
|     | с регистрацией      в |          | заболевании   пародонта и      |
|     | учетной  документации |          | височно-нижнечелюстного        |
|     | состояния    прикуса, |          | сустава, при патологии         |
|     | пародонта,   индексов |          | прикуса).                      |                             |
|     | гигиены, РМА,    КПУ, |          |                                |
|     | степени    активности |          |                                |
|     | кариеса,        плана |          |                                |
|     | диспансеризации, реа  |          |                                |
|     | реабилитации и        |          |                                |
|     | профилактики          |          |                                |
|-----|-----------------------|----------|--------------------------------|
|     |                       | 15 мин.  |                                |
---------------------------------------------------------------------------

                           Осмотр логопеда

----------------------------------------------------------------------------
| NN  |      Вид деятельности | Затраты  | Дополнительные                  |
| п/п |                       | времени  | обследования                    |
|     |                       |          | по показаниям                   |
|-----|-----------------------|----------|---------------------------------|
|     | Обследование детей    |          |                                 |
|-----|-----------------------|----------|---------------------------------|
|  1) | с недоразвитием речи  | 30 мин.  |  Консультации психиатра,        |
|     |                       |          |  оториноларинголога             |
|-----|-----------------------|----------|---------------------------------|
|  2) | с задержкой  речевого | 30 мин.  |  Консультации психиатра,        |
|     | развития              |          |  оториноларинголога             |
|-----|-----------------------|----------|---------------------------------|
|  3) | с дислалией и ФФП     | 20 мин.  | Консультации оторинолагинголога |
|-----|-----------------------|----------|---------------------------------|
|  4) | с заиканием           | 30 мин.  |                                 |
|-----|-----------------------|----------|---------------------------------|
|  5) | с дизартрией          | 20 мин.  |                                 |
|     |                       |          |  Консультации психиатра         |
|  6) | с ринолалией          | 30 мин.  |                                 |
|-----|-----------------------|----------|---------------------------------|
|  7) | с дисграфией          | 40 мин.  |                                 |
|--------------------------------------------------------------------------|
|                IV. Консультации врачей-специалистов в рамках             |
|                          профилактических осмотров                       |
|--------------------------------------------------------------------------|
|     |  кардиоревматолог     |          |                                 |
|     |  гастроэнтеролог      |          |                                 |
|     |  нефролог             |          |                                 |
|     |  эндокринолог         |          |                                 |
|     |  психиатр             |          |                                 |
|     |  аллерголог           |          |                                 |
|     |  дерматолог           |          |                                 |
----------------------------------------------------------------------------

     При педиатрическом  и  обязательном  специализированном   осмотре
может  возникнуть  потребность  в  консультации детей с отклонениями в
состоянии здоровья врачами других специальностей.
     В настоящем резделе представлены специалисты и объем обследований
при наиболее часто встречающейся патологии у детей в ворасте от 3-х до
17-лет.

                           Кардиоревматолог

------------------------------------------------------------------------------------
| NN   | Наименование отклонений | Необходимые             | Дополнительные        |
| п/п  | и заболеваний           | обследования            | обследования          |
|------|-------------------------|-------------------------|-----------------------|
|  1.  | Функциональный          | 1. Аускультация в       | Ренгенография         |
|      | систолический шум       | положении лежа и стоя.  | сердца                |
|      |                         | 2. Функциональные пробы |                       |
|      |                         | с дозированной          |                       |
|      |                         | физической нагрузкой.   |                       |
|      |                         | 3. ЭКГ                  |                       |
|      |                         | 4. ФКГ                  |                       |

Страницы: 1  2  3