ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ 14 марта 1995 г. N 60 (НЦПИ) В целях совершенствования охраны и укрепления здоровья детей, улучшения качества и эффективности проведения профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов приказываю: 1. Утвердить "Инструкцию по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов" (далее - инструкция). 2. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением: 2.1. Разработать и утвердить территориальные целевые программы профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов. 2.2. Внедрить "Инструкцию" в деятельность учреждений здравоохранения, размножить в необходимом количестве, обеспечить все лечебно-профилактические учреждения. 2.3. При лицензировании учреждений здравоохранения определить объем медико-экономических нормативов, выполняемый на каждом уровне оказания медицинской помощи (детская поликлиника, ЦРБ, ФАП и др.). Обеспечить профилактические осмотры в полном объеме каждому ребенку за счет выездных и др. организационных форм работы. 3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская), Управлению медицинской статистики (Э.И. Погорелова) разработать автоматизированные рабочие места для медицинских работников по оказанию профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов (1995-96 г.г.) 4. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская) провести методические семинары-совещания для врачей территорий РФ по работе с "Инструкцией" (1995 г., IV кв.). 5. Информацию о ходе выполнения приказа представить в Управление охраны здоровья матери и ребенка к 01.02.96 г. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И. Зелинскую. Заместитель Министра А.Д. Царегородцев 14 марта 1995 г. N 60 УТВЕРЖДЕНА приказом Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 года N 60 ИНСТРУКЦИЯ по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов Введение Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой. Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях" (приложение N 1 к приказу). Данным положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет.* Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Переломные | Доврачебный этап | Врачебно-педагогический этап | Специализированный | | возрастные | (скрининг и |------------------------------------------------| этап | | периоды | лабораторное | педиатр | педагог, | | | | обследование) | | психолог | | |--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------| | Перед | Средний | Осмотр с анализом данных | Рекомендации по | Невропатолог, окулист, | | поступлением в | медработник | скрнингтеста и | режиму адаптации в | отоларинголог, | | дошкольное | лечебно-профила- | лабораторного | дошкольном | хирург-ортопед | | учреждение | ктического | обследования. | учреждении | стоматолог, логопед (с | | | учреждения | Распределение по группам | | 3-х лет), по показаниям | | | | здоровья | | психиатр и другие | | | | | | специалисты | |--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------| | За год до | Средний | Осмотр с анализом данных | Определение | Невропатолог, окулист, | | поступления в | медработник | скринингтеста и | функциональной | отоларинголог, | | школу | дошкольного | лабораторного | готовности к | хирург-ортопед | | | учреждения | обследования | обучению в школе | стоматолог, по | | | | | | показаниям логопед, | | | | | | психиатр | |--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------| | Перед | Средний | Осмотр с анализом данных | Определение | Невропатолог, окулист, | | поступлением в | медработник | скринингтеста и | функциональной | отоларинголог, | | школу | дошкольного | лабораторного | готовности к | хирург-ортопед | | | учреждения | обследования. | обучению в школе | стоматолог, по | | | | Распределение на | | показаниям психиатр, | | | | медицинские группы для | | логопед | | | | занятий физической | | | | | | культурой | | | |--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------| | Конец первого | Средний | Рекомендации для | Оценка адаптации к | -"- | | года обучения | медработник | оздоровления в летние | обучению в школе, | | | | школы | каникулы | рекомендации на | | | | | | каникулы | | |--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------| | Переход к | -"- | Оценка | Оценка адаптации | -"- | | предметному | | нервно-психического и | | и гинеколог | | обучению | | физического развития, | | | | | | определение | | | | | | биологического возраста | | | | | | ребенка и соответствие | | | | | | паспортному | | | |--------------------|------------------|------------------------------------------------|-------------------------| | | | Профессиональная ориентация | -"- | |--------------------|------------------|------------------------------------------------|-------------------------| | Пубертатный | | Врачебно - | Педагог, психолог | Невропатолог, окулист, | | период (14-15 | | профессиональная | Врачебно - | отоларинголог, | | лет) | | консультация, передача | профессиональная | хирург-ортопед | | | | сведений на юношей | консультация | стоматолог, по | | | | допризывного возраста в | | показаниям | | | | военкоматы | | | |--------------------|------------------|--------------------------|---------------------|-------------------------| | Перед | Средний | Врачебно - | Педагог, психолог | психиатр, логопед и | | окончанием | медработник | профессиональная | Врачебно - | гинеколог | | образовательного | школы | консультация, передача | профессиональная | | | учреждения | | сведений на юношей | консультация | | | 10 - 11 - ый | | допризывного возраста в | | | | класс (16-17 | | военкоматы | | | | лет) | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание: - в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям; - скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями "Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов"; - детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении; - дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями. Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Затраты времени среднего медицинского работника, педиатра, врачей-специалистов на обследование ребенка в соответствии с нормативом определены хронометражем в специальном эксперименте по оценке реализуемости нормативов в условиях образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники **. Расчет себестоимости профилактических осмотров, с учетом возраста детей и программы обследования, также базируется на экспериментальных данных (глава VI). Для обеспечения качественного выполнения осмотров в соответствии с нормативами, в настоящий документ в виде "дополнительной информации" введены справочные материалы, позволяющие врачу правильно определить объем диагностических процедур, необходимых и достаточных при обследовании как здоровых, так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы II, III, IV, V). *** I. Доврачебный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет (Скрининг и лабораторное обследование) Осмотр медицинской сестрой (фельдшером) по скрининг-программе ----------------------------------------------------------------------- | N | Вид деятельности *) | Затраты времени на | | п/п | | обследование 1 ребенка | |------|-------------------------------------|------------------------| | 1. | Суммирование результатов | | | | анкетного теста | 1 мин. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 2. | Определение роста и массы тела | 1 мин. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 3. | Оценка физического развития с | | | | помощью таблицы | 20 сек. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 4. | Измерение АД с корректировкой | | | | цифр с помощью специальной | | | | таблицы (у школьников) | 50 сек. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 5. | Плантография (получение отпечатка | | | | стоп, оценка плантограммы) | 1 мин. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 6. | Определение остроты зрения | 30 сек. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 7. | Исследование тестом Малиновского | 30 сек. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 8. | Исследование бинокулярного зрения | 10 сек. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 9. | Исследование слуха с помощью | | | | шепотной речи | 30 сек. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 10. | Определение сахара и белка в моче | 1 мин. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 11. | Оформление документации тестового | | | | обследования | 2 мин. | |------|-------------------------------------|------------------------| | 12. | Вспомогательная работа (контроль за | | | | сбором мочи, беседа с ребенком в | | | | процессе обследования и др.) | 1 мин. 20 сек. | |------|-------------------------------------|------------------------| | | | 10 мин. | ----------------------------------------------------------------------- Дополнительная информация Подробное описание каждого теста базовой скрининг-программы и принципов организации осмотров на основе скрининг-тестов содержится в методическом пособии "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской), М., 1993. Пособие утверждено Министерством здравоохранения РФ в 1992 г. Возрастная дифференцировка программы доврачебного тестового обследования для детей дошкольного и школьного возрастов ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Возраст в годах | Исследования | |-----------------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Анкетный | физического | артериального | опорно - двигательный аппарат | органа зрения: | органа | определение | определение | | | тест | развития | давления | | | слуха: | белка | глюкозы в | | | | | |---------------------------------|-----------------------------------------| шопотная | в моче | моче | | | | | | определение | определение | определение | определение | определение | речь | | | | | | | | осанки | стопы *) | остроты | предмиопии | бинокул. | | | | | | | | | | | зрения | | зрения | | | | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 3***) | + | + | | + | + | + | | | + | + | + | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 4 | | + | | + | | | | + | | | | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 5***) | + | + | | + | + | + | | или | | + | + | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 6 | | + | | + или | | | + или | | | | | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 7***) | + | + | + | + | + | + | + | | + или | + | + | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 8 | | + | + | | | | | | + | | | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 9 | | + | + | | + | | | + | | + | + | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 10***) | + | + | + | + | | + | | | | | | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 11 | | + | + | | + | | | | | + | + | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 12 | | + | + | | | | | | | | | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 13 | | + | + | | + | + | | | | + | + | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 14***) | + | + | + | + | | | | | | | | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 15 | | + | + | | + | | | | | + | + | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 16 | | + | + | | | + | | | | | | |-----------------|------------|-------------|---------------|----------------|----------------|-------------|-------------|-------------|-------------|--------------|-------------| | 17***) | + | + | + | | + | + | | | | + | + | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Лабораторные и иструментальные исследования, обязательные при профилактических осмотрах дошкольников и школьников -------------------------------------------------------------------------- | Возраст | Вид исследования * | |------------------------|-----------------------------------------------| | | клинический | общий | анализ | флюрография | | | анализ | анализ | кала на | органов | | | крови | мочи | яйца | грудной | | | | | глистов | клетки | |------------------------|--------------|--------|---------|-------------| | 3 г. (перед | | | | | | поступлением в дошкол. | | | | | | учреждение) | + | + | + | | |------------------------|--------------|--------|---------|-------------| | 5 или 6 лет (за год до | | | | | | постуния в школу) | + | + | + | | |------------------------|--------------|--------|---------|-------------| | 6 или 7 лет (перед | | | | | | поступлением в школу) | + | + | + | | |------------------------|--------------|--------|---------|-------------| | 10 лет (5-й класс - | | | | | | переход на предметное | | | | | | обучение) | + | + | + | + | |------------------------|--------------|--------|---------|-------------| | 14-15 лет (пубертатный | | | | | | период) | + | + | + | + | |------------------------|--------------|--------|---------|-------------| | 16-17 лет (11 класс - | | | | | | окончание школы) | + | + | + | + | -------------------------------------------------------------------------- II. Педиатрический этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет Осмотр педиатра ----------------------------------------------------------------------------------------------- | NN | Вид деятельности | Затрата | Необходимые | Дополнительные | | п/п | | времени на | обследования | обследования | | | | обследование | | по показаниям | | | | I ребенка | | | |-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------| | 1. | Сбор анамнеза | 1 мин. | Клинический | Копрологический | |-----|-----------------------------|--------------| анализ крови, | анализ кала, | | 2. | Осмотр кожных покровов и | 30 сек. | общий анализ | анализ кала на | | | волосистой части головы | | мочи. Анализ | дисбактериоз. | |-----|-----------------------------|--------------| кала на яйца | Анализ слизи из | | 3. | Осмотр видимых слизистых | 30 сек. | глистов | зева и носа. | | | оболочек: конъюктивы глаз, | | (аскаридоз, | Анализ мочи по | | | полости рта, зева | | энтеробиоз, | Нечипоренко, | |-----|-----------------------------|--------------| простейшие). | Аддис - | | 4. | Осмотр и пальпация области | 30 сек. | Антропометрия, | Каковскому, | | | щитовидной железы | | измерения АД, | по Зимницкому. | |-----|-----------------------------|--------------| частоты пульса, | и др. | | 5. | Пальпация периферических | 30 сек. | дыхания. | | | | лимфо-узлов: подчелюстных, | | | | | | паховых, подмышечных | | | | |-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------| | 6. | Исследование органов | 2 мин. | | | | | кровообращения (осмотр, | | | | | | перкуссия, аускультация | | | | | | сердца) | | | | |-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------| | 7. | Исследование органов | 2 мин. | | | | | дыхания (перкуссия и | | | | | | аускультация легких) | | | | |-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------| | 8. | Исследование органов | 2 мин. | | | | | пищеварения (пальпация | | | | | | органов брюшной полости, | | | | | | области правого подреберья, | | | | | | печени, эпигастральной | | | | | | области, селезенки, правой | | | | | | и левой повздошной | | | | | | областей, надлобковой | | | | | | области) | | | | | | | | | | |-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------| | 9. | Осмотр половых органов - | 30 сек. | | | | | внешний осмотр | | | | |-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------| | 10. | Осмотр грудных желез у | 30 сек. | | | | | девочек | | | | |-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------| | 11. | Оформление первичной | 5 мин. | | | | | медицинской документации по | | | | | | данным осмотра | | | | |-----|-----------------------------|--------------|---------------------|--------------------| | | | 15 мин. | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------- Осмотр ротовой полости и зева следует проводить при помощи шпателя и с произнесением ребенком гласной "А". Обращается внимание на состояние зубов, прикус, высоту стояния твердого неба, величину и вид небных миндалин. Различают 3 степени гипертрофии миндалин: I степень - миндалины заполняют латеральную треть пространства между небными дужками и маленьким язычком II степень - миндалины заполняют 2/3 этого пространства III степень - миндалины соприкасаются между собой. При осмотре необходимо пальпировать подчелюстные, передние и задние шейные, заушные лимфоузлы. Обращается также внимание на голосовую функцию - звучность голоса. Осматриваются слуховые проходы (наличие выделений). Исследование органов кровообращения начинают с определения частоты сокращений, наполнения пульса, ритма, напряжения. Перкуссией и пальпацией определяются границы сердца, верхушечный и сердечный толчок. При аускультации отмечают звучность и чистоту тонов. В случаях выявления сердечных шумов проводят исследования в различных положениях (стоя, лежа) и функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. Устанавливают характер шумов, локализацию оптимальной слышимости. Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за 1 минуту менее 16 - хороший результат, от 16 до 20 - средний, более 20 - ниже среднего результат. Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 секунд: время восстановления пульса к исходному уровню: менее 3-х минут - хороший результат, от 3-х до 4-х минут - средний, более 4-х минут - ниже среднего результат. В процессе исследования органов пищеварения выясняют состояние аппетита, характер стула, наличие и характер болей в животе, связь их с приемом пищи (до или после еды) и наличием диспептических явлений (тошноты, рвоты, отрыжки, изжоги). Осмотр начинают с полости рта: отмечают состояние слизистых, обложенность языка, десен, верхнего неба, зубов. Выявляются симптомы хронической интоксикации (бледность кожных покровов, орбитальные тени). Пальпаторно определяют состояние (напряжение) мышц живота, наличие и локализацию болевых точек (эпигастральная и пилородуоденальной областей, точка желчного пузыря в правом подреберье, левое подреберье, область сигмы). Устанавливают размеры печени и селезенки, их консистенцию, чувствительность, симптомы раздражения желчного пузыря (Ортнера, Мюсси, Менделя) для сравнения проверяются с обеих сторон. При оценке состояния мочевыделительной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний и ангин, бессимптомных повышений температуры, отягощенной наследственности по почечной патологии, в том числе при беременности у матери. Уточняют жалобы на частые и болезненные мочеиспускания, задержки и недержание мочи, боли в животе и пояснице. При осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов (бледность), отеки, повышение АД, наличие вагинитов у девочек, положительный симптом Пастернацкого, изменения в анализах мочи. При осмотре девочек 5-10 классов особое внимание уделяют гинекологическому анамнезу, жалобам. Наличие отклонений или нарушений в темпах полового развития, менструальной функции, состоянии половых органов требуют направления в гинекологический кабинет для детей и подростков. Дополнительная информация При осмотре необходимо учитывать информацию, содержащуюся в анкетном скрининг-тесте,* данные лабораторных исследований крови, мочи, кала, показатели АД. При отсутствии в бригаде гинеколога и эндокринолога оценку полового развития дает педиатр. При осмотре обращают внимание на внешний вид, телосложение, конституцию, питание, выражение лица, состояние кожных покровов и слизистых оболочек. При изучении состояния кожи обращается внимание на наличие в анамнезе экссудативного диатеза, кожных реакций на прививки и лекарства, нарушений пигментного обмена, а также на наследственную отягощенность по кожным, обменным и эндокринным заболеваниям. При осмотре обращается внимание на патологические изменения кожных покровов, волос, ногтей. Описывается локализация, характер и размеры сыпи или других изменений, их связь с приемом пищи или лекарств, состояние лимфатических узлов. При оценке состояния дыхательной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний, аллергий, коклюша. Уточняют жалобы на кашель, одышку, изменение голоса. При объективном обследовании определяют состояние верхних дыхательных путей (носа, гортани), характер перкуторного звука над легкими, состояние дыхания и наличие хрипов в легких при аускультации. Проверить дыхательную функцию носа можно с помощью небольшого кусочка ваты, поднесенного сначала к одной, затем к другой ноздре ребенка. При свободном носовом дыхании ватка быстро отклоняется в сторону (наиболее частой причиной затрудненного носового дыхания у детей является ринит, аденоидные вегетации, искривление носовой перегородки). При исследовании состояния эндокринной системы обращают внимание на внешний вид исследуемого (пропорциональность телосложения, длина и масса тела, состояние подкожно-жирового слоя), отмечают степень развития вторичных половых признаков: Ах - оволосение в подмышечных впадинах, Р - развитие волос на лобке, Ма - развитие грудных желез, Ме - возраст появления менструаций. 1. Стадии развития волосяного покрова на лобке: Р0 - отсутствие волос; Р1 - единичные короткие волосы; Р2 - волосы в центре лобка, густые, длинные; Р3 - волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные ; Р4 - волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения). 2. Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах; Ах0 - отсутствие волос; Ах1 - единичные волосы; Ах 2 - волосы в центре впадины, хорошо выражены; Ах3 - волосы по всей подмышечной области, густые. 3. Стадии развития грудных желез: Ма - детская стадия; Ма1 - сосок приподнят над околососковом кружком, железы не выделяются; Ма2 - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются; Ма3 - сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железы поднимаются на большом участке; Ма4 - женская стадия: сосок приподнят над околососковым кружком, железы принимают размеры и форму, свойственные взрослой женщине. Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. Например, Ах1Р2 у мальчиков или Ма1Ах1Р2 у девочек и т.д. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице. С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созревания добавляются данные о наличии (Ме+, Ме-) регул. Текст документа приводится согласно источнику Основные показания для направления педиатром ребенка на консультацию к врачу-специалисту ----------------------------------------------------------------------------- | NN | Врач-специалист | Основные показания | | п/п | | | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 1. | Эндокринолог | 1. Наличие сведений об эндокринных | | | | заболеваниях (сахарный диабет, | | | | тиреотоксикоз, ожирение и др.) у ближайших | | | | родственников. | | | | 2. Жалобы на повышенную жажду, диурез, сухость | | | | во рту, значительную потерю в весе при | | | | нормальном или даже повышенном аппетите, | | | | чрезмерную раздражительность, беспокойство. | | | | 3. Наличие клинических проявлений различных | | | | эндокринных расстройств: гиперпигментация | | | | на коже, слизистой оболочке рта, конъюктиве | | | | глаз; гипертрихоз, гирсутизм, наличие полос | | | | растяжения, экзофтальм, избыточная масса | | | | тела (более, чем на 16%), истощение, | | | | крипторхизм, высокое артериальное давление, | | | | наличие сахара в моче. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 2. | Гинеколог | 1. Наличие в анамнезе сведений об отставании в | | | | физическом и половом развитии, высоком | | | | инфекционном индексе, отсутствии | | | | менструаций после 13 лет, появлении | | | | вторичных половых признаков до 9 лет. | | | | 2. Жалобы на боли в животе, соматически не | | | | обусловленные, на болезненные, | | | | нерегулярные, длительные (более 8 дней), | | | | обильные менструации, гнойные выделения из | | | | половых путей, зуд в области половых | | | | органов. | | | | 3. Наличие отставания в развитии вторичных | | | | половых признаков, патологическое | | | | оволосение; опухоли в животе; лейкоцитурия. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 3. | Невропатолог | 1. Наличие в анамнезе травм черепа, в том | | | и | числе и родовых, инфекционных заболеваний | | | психиатр | нервной системы (менингиты, | | | | менингоэнцефалиты), судорожных синдромов | | | | при заболеваниях, обморочных состояний, | | | | ночного недержания мочи. | | | | 2. Жалобы на стойкие головные боли у | | | | соматически здорового школьника, | | | | головокружение, тошноты, рвота, обморочные | | | | состояния, нарушения формулы сна, | | | | снохождение, сноговорение, бессоница, | | | | раздражительность, плаксивость, | | | | беспокойство, рассеянность, снижение | | | | памяти. | | | | 3. Наличие клинических проявлений психонервных | | | | расстройств: асимметрия лица, параличи, | | | | парезы конечностей, миотонии, мышечные | | | | атрофии, признаки болезни Дауна, | | | | расстройства вегетативной нервной системы | | | | (лабильность пульса, акроцианоз, | | | | гипергидроз), нарушения артериального | | | | давления, насильственные движения, | | | | умственная отсталость, неправильные формы | | | | поведения (психопатоподобные, выраженная | | | | двигательная расторможенность) | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 4. | Отоларинголог | 1. Наличие в анамнезе частых острых | | | | респираторных заболеваний, ангин, отитов, | | | | носовых кровотечений. | | | | 2. Жалобы на снижение слуха, затрудненное | | | | носовое дыхание, упорные головные боли в | | | | лобной части, головокружения, повышенную | | | | возбудимость вестибулярного анализатора | | | | ("укачивание в транспорте"). | | | | 3. Наличие снижения остроты слуха, гипертрофии | | | | небных миндалин, увеличения и болезненности | | | | подчелюстных и шейных лимфоузлов, | | | | аденоидного типа выражение лица, гнойные | | | | выделения из носа и уха. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 5. | Хирург | 1. Наличие в анамнезе локальных болей в | | | | позвоночнике, в коленном, тазобедренном | | | | суставах (туберкулезный гонит, коксит), | | | | выпадение прямой кишки. | | | | 2. Жалобы на часто повторяющиеся приступы | | | | острых болей в животе, постоянные запоры, | | | | примеси свежей крови в кале, затрудненное | | | | мочеиспускание с резями, быстрая | | | | утомляемость нижних конечностей в сочетании | | | | с непереносимостью физических нагрузок. | | | | 3. Наличие диспропорции телосложения (резко | | | | развита верхняя половина туловища), | | | | венозного рисунка живота, варикозного | | | | расширения вен нижних конечностей, | | | | расширения пупочного, паховых колец, | | | | грыжевых выпячиваний в области белой линии | | | | живота, крипторхизма. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 6. | Ортопед | 1. Наличие в анамнезе переломов костей с | | | | нарушением функции, повторных переломов, | | | | остаточных явлений перенесенного | | | | полиомелита, родовой травмы. | | | | 2. Жалобы на упорные боли в конечностях, | | | | суставах, позвоночнике. | | | | 3. Наличие при объективном исследовании | | | | деформаций конечностей, грудной клетки, | | | | позвоночника, нарушений осанки, | | | | плоскостопия (площадь опоры более трети | | | | поверхности подошвы), нарушения функции | | | | крупных и мелких суставов. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 7. | Кардиоревматолог | 1. Наличие в анамнезе частых ангин, высокого | | | | инфекционного индекса, функциональных | | | | изменений в сердце, подозрения о врожденных | | | | пороках, ревматизме. Наследственная | | | | отягощенность по гипертонии, ишемической | | | | болезни сердца, заболеваниям суставов. | | | | 2. Жалобы на боли в области сердца, суставов, | | | | изменения конфигурации суставов, одышку, | | | | быструю утомляемость при незначительной | | | | физической нагрузке, сердцебиение. | | | | 3. Наличие клинических проявление кардиопатий, | | | | глухость сердечных тонов, аритмия, тахи- и | | | | брадикардия, различные шумы, артериальная | | | | гипер- и гипотония. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 8. | Гасторэнтеролог | 1. Наличие в анамнезе сведений о патологии | | | | беременности и родов, смешанном или | | | | искусственном вскармливании; наличии | | | | отклонений со стороны пищеварительной | | | | системы в раннем возрасте. Наследственная | | | | отягощенность по гастроэнтерологической | | | | патологии. | | | | 2. Жалобы на повторяющиеся боли в животе и | | | | диспепсические явления; нарушения аппетита | | | | и стула; | | | | 3. Наличие болезненности при пальпации | | | | основных областей живота (эпигастральной, | | | | пилородуоденальной, правого подреберья и | | | | др.), симптомов раздражения желчного | | | | пузыря. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 9. | Нефролог | 1. Наличие в анамнезе частых респираторных | | | | заболеваний и ангин; бессимптомных | | | | повышений температуры. Наличие почечной | | | | патологии у родственников, в том числе у | | | | матери при беременности. | | | | 2. Жалобы на частые и болезненные | | | | мочеиспускания, задержки и недержания мочи; | | | | боли в животе и пояснице. | | | | 3. Наличие при объективном исследовании | | | | вагинитов (у девочек), повышенного АД, | | | | стеков, положительных симптомов | | | | Пастернацкого, изменений в анализах мочи. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 10. | Офтальмолог | 1. Наличие в анамнезе заболеваний | | | | поджелудочной железы, почек, ревматизма, | | | | болезней крови, менингита, энцефалита, | | | | арахосидита, черепно-мозговой травмы. | | | | Глубокая недоношенность (вес при рождении | | | | 900-1500 г). Наследственная отягощенность | | | | по заболеваниям органа зрения: миопия, | | | | астигматизм, гиперметропия и др. | | | | 2. Жалобы на плохое зрение вдаль, | | | | прищуривание, зрительную утомляемость при | | | | работе вблизи, ухудшение зрения в сумерках, | | | | светобоязнь, боли в глазах, слезотечение. | | | | 3. Наличие при внешнем осмотре изменений со | | | | стороны век (колобома, опущение верхнего | | | | века, выворот нижнего века, неправильный | | | | рост ресниц), асимметричное расположение | | | | глазных яблок, воспалительные заболевания | | | | (слизисто-гнойное отделяемое, покраснение, | | | | зуд и т.д.). | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 11. | Аллерголог | 1. Наличие в анамнезе экссудативного диатеза, | | | | ложного крупа, ОРЗ с астматическим | | | | компонентом, реакции на прививки и | | | | лекарства. Наследственная отягощенность по | | | | бронхиальной астме, поллинозу, | | | | нейродермиту. | | | | 2. Жалобы на кожные проявления аллергии; | | | | приступы затрудненного дыхания, чихания, | | | | слезотечения. | | | | 3. Клинические проявления кожной или | | | | респираторной аллергии (сыпь: кашель, | | | | насморк, явления конъюктивита, наличие | | | | свистящих и проводных хрипов в легких) | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 12. | Дерматолог | 1. Наличие в анамнезе экссудативного диатеза, | | | | реакции на прививки и лекарства, нарушений | | | | пигментного обмена. Наследственная | | | | отягощенность по кожным, обменным и | | | | эндокринным заболеваниям. | | | | 2. Жалобы на патологические изменения кожных | | | | покровов, волос, ногтей. | | | | 3. Наличие воспалительных, пигментных и других | | | | изменений кожи; нарушение роста и развития | | | | ногтей и волос. | |------|------------------|-------------------------------------------------| | 13. | Пульмонолог | 1. Наличие в анамнезе частых простудных | | | | заболеваний, врожденного стидора, | | | | астматического синдрома. | | | | 2. Жалобы на кашель, одышку, боли в груди. | | | | 3. Клинические проявления легочной патологии | | | | (изменения характера дыхания, перкуторного | | | | звука, наличие хрипов при аускультации). | ----------------------------------------------------------------------------- III. Обязательный специализированный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет осмотр отоларинголога осмотр хирурга-ортопеда осмотр невропатолога осмотр офтальмолога осмотр гинеколога осмотр стоматолога осмотр логопеда Осмотр отоларинголога --------------------------------------------------------------------------------------- | NN | Вид деятельности | Затрата | Дополнительные | | п/п | | времени на | обследования | | | | обследование | по показаниям | | | | I ребенка | | |------|----------------------------|---------------|---------------------------------| | 1. | Сбор анамнеза | 1 мин. | Рентгеновский снимок | |------|----------------------------|---------------| придаточных пазух носа. | | 2. | Передняя риноскопия и | 30 сек. | Рентгеновский снимок височных | | | проверка дыхательной | | костей в 2-х проекциях. | | | функции носа. | | Инфрокрасная термография. | |------|----------------------------|---------------| Тональная аудиометрия. | | 3. | Задняя риноскопия. | 2 мин. | Исследование вестибулярного | |------|----------------------------|---------------| аппарата. | | 4. | Фарингоскопия | 30 сек. | Пальпаторное обследование | |------|----------------------------|---------------| носоглотки. | | 5. | Обратная ларингоскопия | 2 мин. | Прямая ларингоскопия* | |------|----------------------------|---------------| Бронхоскопия.* | | 6. | Пальпация шейных | 30 сек. | Эзофагоскопия.* | | | лимфоузлов (подчелюстных, | | Консультация сурдолога, | | | передних и задних шейных, | | фониатра, | | | заушных) | | аллерголога, ревматолога, | |------|----------------------------|---------------| стоматолога. | | 7. | Отоскопия | 30 сек. | Клинический анализ крови; | |------|----------------------------|---------------| анализ крови на | | 8. | Исследование слуха | 2 мин. | гемморагический синдром | |------|----------------------------|---------------| (свертываемость, время | | 9. | Оформление документаци | и 1 мин. | кровотворения, тромбоциты). | |------|----------------------------|---------------| Анализ мочи. | | | | 10 мин. | ЭКГ. | | | | | Анализ отделяемого из носа, | | | | | придаточных пазух, уха | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------- Дополнительная информация ----------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование отклонений | Необходимый объем обследований | | п/п | и заболеваний | | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 1. | Хронический тонзилит | | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | | компенсированный | обследование носоглотки (задняя | | | | риноскопия, пальцевое обследование или | | | | рентгенография). | | | | Консультация стоматолога, | | | | по показаниям -ревматолога. | | | | Клинический анализ крови и мочи. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | | декомпенсированный | обследование носоглотки (задняя | | | | риноскопия, пальцевое или | | | | рентгенография). | | | | Консультация стоматолога, ревматолога, | | | | аллерголога. | | | | Клинический анализ крови, мочи. ЭКГ. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 2. | Гипертрофия небных | обследование носоглотки (задняя | | | миндалин (второй и | риноскопия, пальцевое обследование, | | | более степеней) | рентгенография). | | | | Консультация стоматолога. Клинический | | | | анализ крови и мочи. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 3. | Аденоидные вегетации | Задняя риноскопия и определение | | | второй степени и | величины аденоидных вегетаций. | | | более, аденоидные | При невозможности провести заднюю | | | вегетации меньших | риноскопию - пальцевое обследование | | | размеров (I-II | или рентгенография носоглотки. | | | степени) с хроническим | Рентгенография придаточных пазух носа | | | | по адекоидитом показаниям. | | | | Консультация стоматолога, по | | | | показаниям - аллерголога. | | | | Клинический анализ крови и мочи. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 4. | Хронический фарингит, | Выявление очагов инфекции ЛОР-органов; | | | хронический нозофарингит | рентгенография придаточных пазух носа | | | | и носоглотки. | | | | Консультация стоматолога; аллерголога | | | | по показаниям. | | | | Клинический анализ крови и мочи. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 5. | Хронический ринит, | Обследование носоглотки (задняя | | | аллергический | риноскопия, пальцевое, рентгенография | | | вазомоторный синит, | по показаниям). | | | поллиноз, синусопатия | Рентгенография придаточных пазух носа, | | | | приналичии тепловизора - термография. | | | | Консультация стоматолога, аллерголога. | | | | Клинический анализ крови, мочи. | | | | Анализ слизи из носа. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 6. | Хронический гайморит, | Обследование носоглотки (задняя | | | хронический фронтит, | риноскопия, пальцевое, рентгенография | | | пансинусит, киста | по показаниям). | | | носовой пазухи, | Рентгенография придаточных пазух носа, | | | полипы носа | приналичии тепловизора - инфракрасная | | | | термография. Исследование отделяемого | | | | из пазухи на микрофлору и | | | | чувствительность ее к антибиоткам. | | | | Консультация стоматолога, аллерголога. | | | | Клинический анализ крови и мочи. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 7. | Искривление носовой | Обследование носоглотки (задняя | | | перегородки с | риноскопия, пальцевое, рентгенография) | | | нарушением функции | Рентгенография придаточных пазух носа. | | | дыхания | Консультация стоматолога. | | | | Клинический анализ крови и мочи. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 8. | Адгезивный средний | Обследование носоглотки и придоточных | | | отит, негноидный | пазух носа (рентгенография). | | | средний отит (туботит) | Тональная аудиометрия. | | | | По показаниям рентгенография височных | | | | костей. Клинический анализ крови и | | | | мочи. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 9. | Хронический гнойный | Рентгенография височных костей в 2-х | | | средний отит, | проекциях при эпитинмпаните, при | | | мезотимпанит, | мезотимпаните - по показаниям - | | | эпитимапанит, | обследование носоглотки и придаточных | | | эпимезотимпанит | пазух носа (рентгенография). | | | | Исследование отделяемого их уха на | | | | микрофлору и чувствительность ее к | | | | антибиотикам. | | | | Тональная аудиометрия. | | | | Исследование вистибулярного аппарата. | | | | Консультация навропатолога, | | | | офтальмолога - по показаниям. | | | | Клинический анализ крови и мочи. | |------|--------------------------|-----------------------------------------| | 10. | Кохлеарный неврит | Тональная аудиометрия, исследование | | | | вестибулярного аппарата. | | | | Консультация сурдолога, невропатолога. | | | | Обследование носоглотки и придаточных | | | | пазух носа (рентгенография). | | | | Клинический анализ крови и мочи. | ----------------------------------------------------------------------------- Осмотр хирурга-ортопеда ----------------------------------------------------------------------- | NN | Вид деятельности | Затрата | Дополнительные | | п/п | | времени | обследования | | | | | по показаниям | |-----|-----------------------|------------|--------------------------| | 1. | Сбор анамнеза | 1 мин. | R-графия позвоночника; | | | | | R-графия стоп; | |-----|-----------------------|------------|--------------------------| | 2. | Визуальный осмотр: | 4 мин. | Генетические исследовани | | | спереди, сзади, | | Консультация невропатоло | | | при движении | | га, эндокринолога | |-----|-----------------------|------------|--------------------------| | 3. | Осмотр состояния | 3 мин. | | | | сводов стоп: | | | | | - пальпаторное | | | | | - оценка плантограммы | | | | | - оценка походки | | | |-----|-----------------------|------------|--------------------------| | 4. | Оформление | 2 мин. | | | | документации | | | |-----|-----------------------|------------|--------------------------| | | | 10 мин. | | ----------------------------------------------------------------------- Дополнительная информация -------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование | Необходимые | Дополнительные | | п/п | отклонения | обследования | обследования | |------|-------------------|------------------------|--------------------| | 1. | Нарушения осанки | Визуальный осмотр. | При выраженности | | | (1, 2, 3 степени) | Учет результатов | отклонений 3 | | | | наблюдения за | степени - | | | | последние 1-3 года. | проверка на торсию.| | | | Оценка выраженности | | | | | отклонений. | | |------|-------------------|------------------------|--------------------| | 2. | Сколиоз, | Визуальный осмотр. | Плантография. | | | кифостколиоз | Проверка на торсию | | | | | R-графия позвоночника | | |------|-------------------|------------------------|--------------------| | 3. | Плоскостопие | Плантография. | При выраженности | | | (1, 2 степени) | | отклонения 2 | | | | | степени R-графия | | | | | стоп. Оценка | | | | | состояния осанки. | |------|-------------------|------------------------|--------------------| | 4. | Врожденные | Визуальный осмотр. | R-графия | | | аномалии | Консультация с | по покзаниям. | | | развития | врачами - | | | | | специалистами. | | -------------------------------------------------------------------------- Примечание: пункт I - может диагностироваться педиатром; диагноз "плоскостопие может быть поставлен только с 6-летнего возраста. Осмотр невропатолога ---------------------------------------------------------------------------------- | NN | Вид деятельности | Затраты | Дополнительные | | п/п | | времени | обследования | | | | | по показаниям | |-----|-------------------------------|---------|--------------------------------| | 1. | Сбор анамнеза | 5 мин. | ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, R-снимок черепа, | | | | | компьютерная томография, РЭГ, | |-----|-------------------------------|---------|--------------------------------| | 2. | Обследование: | 7 мин. | ЭКГ, исследование глазного | | | 1) общий осмотр (определение | | дна, полей зрения. | | | наличия деграфических черт | | Осмотр уролога. | | | строения, сосудистого рисунка | | Осмотр кардиоревматолога. | | | и др.); | | Осмотр офтальмолога. | | | 2) исследование состояния | | Генетические исследования. | | | черепно-мозговых нервов; | | | | | 3) длигательных функций; | | | | | 4) сухожильных, периосталь, | | | | | кожных рефлексов; | | | | | 5) оценка вегетативной | | | | | регуляции. | | | |-----|-------------------------------|---------|--------------------------------| | 3. | Оформление документации | 3 мин. | | ---------------------------------------------------------------------------------- Дополнительная информация --------------------------------------------------------------------------- | NN | Клинические синдромы | Необходимое дополнительное | | п/п | | обследование | | | | | |-----|------------------------------------|------------------------------| | 1. | Дети, перенесшие осложнения | ЭХО; исследование глазного | | | беременности и родов | дна и полей зрения. | |-----|------------------------------------|------------------------------| | 2. | Подозрение на наличие | ЭЭГ, генетические | | | наследственных болезней, в том | исследования, ЭМГ. | | | числе различные формы задержки | | | | психического развития, нервно - | | | | мышечные нарушения. | | |-----|------------------------------------|------------------------------| | 3. | Эпилепсия, эпилептиформный синдром | ЭЭГ, ЭХО, глазное дно по | | | | показаниям, компьютерная | | | | томография. | |-----|------------------------------------|------------------------------| | 4. | Гидроцефалия, гипертензионно - | ЭЭГ, ЭХО глазное дно. | | | гидроцефальный синдром | R-снимок черепа. | |-----|------------------------------------|------------------------------| | 5. | Синдромы органического поражения | ЭЭГ, ЭХО глазное дно. | | | после перенесенного энцефалита, | | | | менингита, травмы головного мозга. | | |-----|------------------------------------|------------------------------| | 6. | Вегетативные, вегетативно - | ЭЭГ, РЭГ, ЭКГ | | | сосудистые нарушения (мигреньВСД, | | | | мигренеподобные синдромы). | | |-----|------------------------------------|------------------------------| | 7. | Тикозные гиперкинезы. | ЭЭГ, анализ крови | | | | (ревматические пробы), ЭКГ. | |-----|------------------------------------|------------------------------| | 8. | Ночное недержание мочи. | ЭЭГ, консультация уролога, | | | | анализ мочи, анализ кала | | | | на яйца глист. | --------------------------------------------------------------------------- Осмотр офтальмолога ----------------------------------------------------------------------- | NN | Вид деятельности | Затраты | Дополнительные | | п/п | | времени | обследования | | | | | по показаниям | |-----|------------------------|-------------|------------------------| | 1. | Сбор анамнеза, жалобы | 1 мин. | Биомикроскопия | |-----|------------------------|-------------|------------------------| | 2. | Определение остроты | 3 мин. | Гониоскопия | | | зрения | | Офтальмотомометрия | |-----|------------------------|-------------|------------------------| | 3. | Внешний осмотр | 30 сек. | Цветовое зрение | | | органа зрения | | Характер зрения | | | | | Рефракция | |-----|------------------------|-------------|------------------------| | 4. | Осмотр с боковым | 30 сек. | Аккомодация | | | освещением | | | |-----|------------------------|-------------|------------------------| | 5. | Осмотр в проходящем | 30 сек. | Осмотр нейрофтльмолога | | | свете | | Осмотр невропатолога | |-----|------------------------|-------------|------------------------| | 6. | Офтальмоскопия | 2 мин. | Осмотр эндокринолога | |-----|------------------------|-------------|------------------------| | 7. | Оформление | 1 мин. | | | | документации | | | |-----|------------------------|-------------|------------------------| | | | 8,5 мин. | | ----------------------------------------------------------------------- Дополнительная информация ---------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование | Необходимый объем исследований | | п/п | отклонений и заболеваний | | |-----|--------------------------|-----------------------------------------| | 1. | Воспалительные | Соскобы и посев с конъюктивы и другие | | | заболевания глаз: | пробы; цитология, Р.Манту | | | - конъюктивит, | | | | кератит | | |-----|--------------------------|-----------------------------------------| | | - дакриоцистит | Анализ крови клинический, Проба Веста. | | | | Рентгено-контрастное исследование (по | | | | показаниям) | |-----|--------------------------|-----------------------------------------| | | - увеит | Ультразвуковое исследование, | | | | электрофизиологические исследования. | | | | Иммунологическое обследование и др. | |-----|--------------------------|-----------------------------------------| | 2. | Конъюнктивит | Аллергологическое обследование. По | | | аллергический | показаниям консультация аллерголога | | | (весенний катар) | | |-----|--------------------------|-----------------------------------------| | 3. | Аномалии рефракции: | Визометрия, исследование относительной | | | - предмиопическое | аккомодации, скиаскопия, | | | состояние | офтальмоскопия, рефрактометрия, | |-----|--------------------------|-----------------------------------------| | | - миопия (близорукость) | -"- , а также ЭХО-биосиметрия глаза | | | | (длина оси глаза) | |-----|--------------------------|-----------------------------------------| | | - гиперметропия, | Вазометрия, скиаскопия, возрастная | | | астигматизм | рефракция, офтальмоскопия | | | (миопический, | | | | гиперметропический, | | | | смешанный) | | |-----|--------------------------|-----------------------------------------| | 4. | Косоглазие | Определение зрительной фиксации, | | | | величины отклонения угла глаза, | | | | бинокулярный статус, коордиометрия, | | | | офтальмоскопия, рефрактометрия и | | | | визометрия | ---------------------------------------------------------------------------- Осмотр гинеколога ------------------------------------------------------------------------ | NN | Вид деятельности | Затрата | Дополнительные | | п/п | | времени | обследования | | | | | по показаниям | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | 1. | Сбор анамнеза | 1 мин. | УЗИ органов малого таза | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | 2. | Осмотр наружных половых | | | | | органов | 30 сек. | | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | 3. | Осмотр вторичных | | вагиноскопия | | | половых признаков | 30 сек. | | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | 4. | Ректальное | | | | | исследование: осмотр | | | | | матки, придатков матки, | | | | | сводов малого таза | 5 мин. | | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | 5. | Взятие мазка на м/флору | 4 мин. | | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | 6. | Посев выделений на | | | | | микрофлору и | | | | | чувствительность к | | | | | антибиотикам | 4 мин. | | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | 7. | Осмотр грудных желез у | | | | | девочек | 1 мин. | | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | 8. | Оформление документации | | | | | | 4 мин. | | |-----|-------------------------|------------|-------------------------| | | | 20 мин. | | ------------------------------------------------------------------------ Дополнительная информация --------------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование отклонений | Необходимый объем исследований | | п/п | и заболеваний | | |-----|---------------------------|---------------------------------------------| | 1. | Вульвовагинит | Исследование отделяемого из влагалища и | | | | уретры на флору и чувствительность к | | | | антибиотикам, соскоб с перианальных складок | | | | на яйца глистов, фракционный анализ мочи, | | | | анализ мочи на сахар. Вагиноскопия по | | | | показаниям. | |-----|---------------------------|---------------------------------------------| | 2. | Воспаление придатков | Клинический анализ крови, общий анализ | | | матки | мочи; Р.Манут; исследоавание отделяемого из | | | | влагалища на флору, чувствительность к | | | | антибиотикам. УЗИ органов малого таза. | | | | Лапароскопия - по показаниям | |-----|---------------------------|---------------------------------------------| | 3. | Альгоменорея (тяжелая | УЗИ органов малого таза, гистероскопия, | | | форма) | измерение базальной температуры, | | | | лапароскопия - по показаниям | |-----|---------------------------|---------------------------------------------| | 4. | Маточные кровотечения в | Клинический анализ крови с определением | | | период становления | эритроцитов, гемоглобина, ретикулоцитов, | | | менструальной функции | тромбоцитов. Гемостазиограмма (при | | | | длительном кровотечении). УЗИ органов | | | | малого таза - по показаниям | |-----|---------------------------|---------------------------------------------| | 5. | Гипоменструальный синдром | Кольпоцитология, определение костного | | | Аменорея | возрастра, изменение базальной температуры, | | | | R-графия черепа. Гормональный профиль по | | | | показаниям | --------------------------------------------------------------------------------- Осмотр стоматолога --------------------------------------------------------------------------- | NN | Вид деятельности | Затраты | Дополнительные | | п/п | | времени | обследования | | | | | по показаниям | |-----|-----------------------|----------|--------------------------------| | | Комплексное первичное | | R-грамма (при лечении всех | | | обследование ребенка | | постоянных зубов: при | | | с регистрацией в | | заболевании пародонта и | | | учетной документации | | височно-нижнечелюстного | | | состояния прикуса, | | сустава, при патологии | | | пародонта, индексов | | прикуса). | | | | гигиены, РМА, КПУ, | | | | | степени активности | | | | | кариеса, плана | | | | | диспансеризации, реа | | | | | реабилитации и | | | | | профилактики | | | |-----|-----------------------|----------|--------------------------------| | | | 15 мин. | | --------------------------------------------------------------------------- Осмотр логопеда ---------------------------------------------------------------------------- | NN | Вид деятельности | Затраты | Дополнительные | | п/п | | времени | обследования | | | | | по показаниям | |-----|-----------------------|----------|---------------------------------| | | Обследование детей | | | |-----|-----------------------|----------|---------------------------------| | 1) | с недоразвитием речи | 30 мин. | Консультации психиатра, | | | | | оториноларинголога | |-----|-----------------------|----------|---------------------------------| | 2) | с задержкой речевого | 30 мин. | Консультации психиатра, | | | развития | | оториноларинголога | |-----|-----------------------|----------|---------------------------------| | 3) | с дислалией и ФФП | 20 мин. | Консультации оторинолагинголога | |-----|-----------------------|----------|---------------------------------| | 4) | с заиканием | 30 мин. | | |-----|-----------------------|----------|---------------------------------| | 5) | с дизартрией | 20 мин. | | | | | | Консультации психиатра | | 6) | с ринолалией | 30 мин. | | |-----|-----------------------|----------|---------------------------------| | 7) | с дисграфией | 40 мин. | | |--------------------------------------------------------------------------| | IV. Консультации врачей-специалистов в рамках | | профилактических осмотров | |--------------------------------------------------------------------------| | | кардиоревматолог | | | | | гастроэнтеролог | | | | | нефролог | | | | | эндокринолог | | | | | психиатр | | | | | аллерголог | | | | | дерматолог | | | ---------------------------------------------------------------------------- При педиатрическом и обязательном специализированном осмотре может возникнуть потребность в консультации детей с отклонениями в состоянии здоровья врачами других специальностей. В настоящем резделе представлены специалисты и объем обследований при наиболее часто встречающейся патологии у детей в ворасте от 3-х до 17-лет. Кардиоревматолог ------------------------------------------------------------------------------------ | NN | Наименование отклонений | Необходимые | Дополнительные | | п/п | и заболеваний | обследования | обследования | |------|-------------------------|-------------------------|-----------------------| | 1. | Функциональный | 1. Аускультация в | Ренгенография | | | систолический шум | положении лежа и стоя. | сердца | | | | 2. Функциональные пробы | | | | | с дозированной | | | | | физической нагрузкой. | | | | | 3. ЭКГ | | | | | 4. ФКГ | | |