О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 23.02.95 ВГ-6-02/97

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                          23 февраля 1995 г.
                             N ВГ-6-02/97

                                 (Д)


     В IV  квартале  1994 года наметилась позитивная тенденция к росту
поступлений  в  бюджет  платежей  за   природные   ресурсы,   чему   в
определенной мере способствовала активизация работы налоговых органов,
в особенности по крупным ресурсодобывающим регионам.
     Существенно наращивался  темп  поступлений  ресурсных  платежей в
бюджет и соответственно снижалась недоимка в Республике  Башкортостан,
Республике   Татарстан,  Республике  Саха  (Якутия),  Ханты-Мансийском
автономном округе, Белгородской, Кемеровской, Магаданской областях.
     Вместе с  тем,  итоги  января  свидетельствуют о том,  что мер по
укреплению этого участка работы принято недостаточно и  руководителями
государственных налоговых инспекций ослаблен контроль за ним.
     В результате этого  в  январе  поступило  в  бюджет  платежей  за
пользование недрами вдвое меньше, чем в декабре истекшего года.
     Совершенно недопустимое положение сложилось с поступлением акциза
на  нефть.  Поступления  в бюджет этого налога составили лишь 31 %  от
суммы, поступившей в декабре прошлого года.
     Особенно неблагополучное  состояние  дел с ресурсными платежами в
январе  сложилось  в  Удмуртской  Республике,   Республиках   Коми   и
Башкортостан,  Ямало-Ненецком  и  Ханты-Мансийском автономных округах,
Красноярском крае,  Иркутской,  Амурской областях и  некоторых  других
регионах.
     Вновь стала  расти  недоимка  по   ресурсным   платежам,   а   по
Красноярскому,    Хабаровскому    краям,    Амурской,    Астраханской,
Нижегородской,  Воронежской областям она возросла вдвое. По Республике
Башкортостан  прирост  недоимки  составил 76 процентов,  по Удмуртской
Республике,  Кемеровской  области,  Красноярскому  краю  она  возросла
наполовину.
     В ряде регионов недостаточно практикуется погашение  недоимки  по
казначейским  налоговым  освобождениям  и уплата налогов в форме части
объема добытого  минерального  сырья.  Так,  по  Республике  Коми  при
наличии  недоимки  по  ресурсным  платежам  на 1 февраля т.г.  в сумме
132016  млн.  руб.  в  январе  зачтено   по   казначейским   налоговым
освобождениям  и в счет натуроплаты лишь 1765 млн.  руб.,  по Пермской
области соответственно 146072 млн.  руб.  и 1113 млн.  руб., Самарской
области - 37549 млн. руб. и 987 млн. рублей.
     Несмотря на  то,  что   в   1994   году   в   решениях   коллегии
Госналогслужбы  России,  в  обзорных  письмах указывалось на нарушение
соотношения  в  поступлениях  ресурсных  платежей  в  бюджеты   разных
уровней, в целом за истекший год это положение не было выправлено.
     Так, за 1994 год по Красноярскому краю прогноз поступлений  платы
за  право  на пользование недрами в местный бюджет перевыполнен на 8,5
млрд. руб., а в федеральный бюджет недопоступило более 3 млрд. рублей.
По Ямало-Ненецкому автономному округу поступление указанных платежей в
местный бюджет обеспечено на 93 %,  а в федеральный бюджет -  лишь  на
14%, по Ханты-Мансийскому автономному округу соответственно на 98 и 29
процентов, Томской области - на 128 и 24 процента.
     Госналогслужба России      неоднократно     обращала     внимание
руководителей  налоговых  инспекций   на   недопустимость   зачисления
федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     Следует отметить действия государственных налоговых инспекций  по
Московской,  Самарской,  Сахалинской,  Челябинской областям, которые в
1994 году не приняли к исполнению решения местных  органов  власти  об
оставлении   на  местах  платежей  за  природные  ресурсы,  подлежащих
перечислению в федеральный бюджет.
     В 1994  году  факты  неполного перечисления налогов в федеральный
бюджет имели  место  в  Республике  Горный  Алтай,  Хабаровском  крае,
Воронежской области.
     Несмотря на  неоднократные  указания  Госналогслужбы  России   об
усилении   контроля  за  правильностью  исчисления  и  своевременности
перечисления  в  бюджет  платежей  за  природные  ресурсы,   отдельные
налоговые   органы   недостаточно   проводят  проверки  с  выходом  на
предприятия   налоговых   расчетов   по   указанным   платежам.   Так,
госналогинспекциями Республики Коми, Красноярского, Хабаровского края,
Астраханской,  Калининградской,  Курской, Ленинградской, Магаданской и
Мурманской  областей  в  1994  году  по  плате за право на пользование
недрами   документально   проверено   менее   половины    предприятий,
поставленных  на  учет,  а  госналогинспекциями Чукотского автономного
округа,  Белгородской, Ивановской, Камчатской, Московской, Рязанской и
Ярославской областей - менее 30 процентов налогоплательщиков.
     В целях сохранения положительных тенденций в поступлении платежей
за  природные  ресурсы,  достигнутых  в  последнем квартале 1994 года,
безусловного  снижения  задолженности  предприятий   перед   бюджетом,
полноты  и  правильности  исчисления  указанных налогов Госналогслужба
России обязывает начальников государственных  налоговых  инспекций  по
субъектам Российской Федерации:
     - принять дополнительные меры  по  укреплению  отделов  и  групп,
контролирующих ресурсные платежи квалифицированными специалистами;
     - тщательно проанализировать сложившееся положение с платежами за
природные  ресурсы,  установить  действительные  причины,  вызвавшие в
январе негативные явления,  и нацелить специалистов аппарата совместно
с  налоговыми  инспекциями  по городам и районам на решение конкретных
задач по наведению должного порядка на этом участке работы,  обеспечив
выполнение  решения  Госналогслужбы  России  от  29.11.94 "О состоянии
контрольной работы за поступлением платежей за природные ресурсы";
     - взять  под особый контроль основных плательщиков и в кратчайшие
сроки провести документальные проверки причин неплатежей и особенно  в
федеральный бюджет;
     - совместно с руководителями  предприятий  и  финансовых  органов
рассмотреть  возможность  расширения  практики  зачета задолженности в
бюджет натуральным покрытием и  использования  механизма  казначейских
налоговых освобождений.

Руководитель Госналогслужбы России
- Главный государственный
советник налоговой службы
                                                            В.В. ГУСЕВ
23 февраля 1995 г.
N ВГ-6-02/97