ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ. Постановление. Правительство РФ. 06.10.94 1146

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         6  октября 1994 года

                                N 1146

                                 (Д)
     
     В целях организации выявления, оценки и прогнозирования изменений
в  обеспечении  санитарно-эпидемиологического  благополучия населения,
установления и устранения вредного  влияния среды обитания человека на
его здоровье Правительство Российской Федерации постановляет:
     1.  Утвердить  прилагаемое  Положение  о  социально-гигиеническом
мониторинге.
     2.    Возложить    на    Государственный    комитет    санитарно-
эпидемиологического надзора  Российской  Федерации  ведение социально-
гигиенического  мониторинга   совместно   с  уполномоченными   на  это
федеральными органами  исполнительной власти,  органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, а также администрациями районов
и городов.
     3.   Государственному    комитету   санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации:
     принять в 1994-1995 годах  меры по организации ведения социально-
гигиенического мониторинга;
     осуществлять  координацию  деятельности  органов,   учреждений  и
организаций,    обеспечивающих     ведение    социально-гигиенического
мониторинга;
     разработать совместно с  Министерством охраны  окружающей среды и
природных    ресурсов    Российской    Федерации    и    Министерством
здравоохранения  и  медицинской  промышленности  Российской Федерации,
другими заинтересованными федеральными  органами исполнительной власти
и  утвердить  в   1994  году  нормативные   документы  и  методические
материалы, определяющие  структуру,  содержание и  порядок организации
ведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации;
     осуществлять  научное,   информационное  и  инженерно-техническое
обеспечение работ  по ведению  социально-гигиенического мониторинга за
счет средств федерального  бюджета, ежегодно  выделяемых на выполнение
федеральной  целевой  программы  развития  Государственной  санитарно-
эпидемиологической службы  Российской  Федерации в  1993-1995  годах и
Государственной программы  неотложных  мер  по  обеспечению санитарно-
эпидемиологического   благополучия,    профилактики   инфекционных   и
неинфекционных   заболеваний   и   снижения   уровня   преждевременной
смертности  населения  на  1994-1996  годы,   а  также  за  счет  иных
источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
     4.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской Федерации:
     организовать  совместно  с  центрами  государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в  субъектах Российской Федерации, районах
и  городах  осуществление  необходимых  работ  по  обеспечению ведения
социально-гигиенического мониторинга;
     оказывать    финансовую    и    материально-техническую    помощь
соответствующим органам,  учреждениям  и  организациям,  участвующим в
ведении социально-гигиенического мониторинга.

    Председатель Правительства
      Российской Федерации                        В. Черномырдин



                            УТВЕРЖДЕНО

         постановлением Правительства Российской Федерации
                          от 6 октября 1994 года
                               N 1146

                             ПОЛОЖЕНИЕ

            о социально-гигиеническом мониторинге

                           1. Общие положения

     1.   Социально-гигиенический    мониторинг    является   системой
организационных,       социальных,       медицинских,       санитарно-
эпидемиологических,   научно-технических,   методологических   и  иных
мероприятий,  направленных  на  организацию  наблюдения  за состоянием
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения,  его  оценку и
прогнозирование  изменений,  установление,  предупреждение, устранение
или уменьшение  факторов вредного  влияния среды  обитания на здоровье
человека.
     2.   Социально-гигиенический    мониторинг    осуществляется   на
федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и
городах  уполномоченными  для  этих  целей  органами,  учреждениями  и
организациями на основе  разработанных и  утвержденных в установленном
порядке нормативных  документов,  методических  материалов, санитарных
норм и правил, гигиенических нормативов.
     3. Основной  целью социально-гигиенического  мониторинга является
установление, предупреждение,  устранение  или  уменьшение  факторов и
условий вредного влияния  среды обитания на  здоровье человека в целях
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
     4.  Для  достижения  поставленной  цели  при  обеспечении ведения
социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
     организация  наблюдения,  получение   достоверной  и  объективной
информации об  обеспечении  санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, состоянии среды обитания человека и его здоровья;
      системный анализ и оценка получаемой информации;
     программное   и   инженерно-техническое   обеспечение  социально-
гигиенического мониторинга  на  основе современных  научных  решений и
эффективных электронно-вычислительных комплексов;
     обеспечение  органов,   предприятий,  учреждений   и  организаций
независимо от их  подчиненности и форм  собственности, а также граждан
информацией,  полученной  при  осуществлении  социально-гигиенического
мониторинга;
     подготовка  предложений   по   вопросам   обеспечения  санитарно-
эпидемиологического благополучия населения,  устранения или уменьшения
факторов вредного влияния среды обитания  человека на его здоровье для
принятия решений органами  государственной власти Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации, органами  местного самоуправления.
     5.    При    проведении    социально-гигиенического   мониторинга
обеспечиваются:
     организация     наблюдения     за    санитарно-эпидемиологическим
благополучием населения,установление,  предупреждение,  устранение или
уменьшение  факторов  вредного  влияния  среды  обитания  на  здоровье
человека     при     осуществлении     государственного     санитарно-
эпидемиологического надзора и  выполнении федеральных целевых, научно-
технических  и   региональных     программ  по   вопросам  обеспечения
санитарно-эпидемиологического   благополучия    и    охраны   здоровья
населения,  профилактики  заболеваний  и  оздоровления  среды обитания
человека;
     получение и  обработка  информации  государственных  и отраслевых
систем  наблюдения,  оценки   и  прогнозирования  изменения  состояния
здоровья   населения,   окружающей   природной,   производственной   и
социальной среды,  социально-экономического  развития, а  также данных
государственной статистики;
     сбор, хранение и  обработка данных наблюдения  для их дальнейшего
использования;
     выявление причинно-следственных связей  между состоянием здоровья
и средой  обитания человека  , причин  и условий  изменения санитарно-
эпидемиологического     благополучия      населения,     установление,
предупреждение, устранение  или  уменьшение факторов  вредного влияния
среды обитания человека;
     разработка прогнозов  изменения   состояния здоровья  населения в
связи с изменением среды обитания человека;
     создание  информационных  и  информационно-аналитических  систем,
сетей, программных  материалов  и баз  данных сациально-гигиенического
мониторинга;
     организация  нормативно-справочной   информации,  используемой  в
статистических регистрах, базах  данных, комплексах автоматизированной
обработки информации;
     подготовка информации (публикации,бюллетени и т.д.);
     передача   информации    пользователям   социально-гигиенического
мониторинга  и  ее  распространение  среди  заинтересованных  органов,
предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
     использование  единых  и   обязательных  нормативных  документов,
методических  материалов,  санитарных  норм  и  правил,  гигиенических
нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.

  II. Организационная структура сациально-гигиенического мониторинга

     6. Ведение  социально-гигиенического  мониторинга  на федеральном
уровне, уровне  субъектов Российской  Федерации,  в районах  и городах
осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, соответствующими центрами
госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами,
учреждениями  и   организациями  федеральных   органов  исполнительной
власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской Федерации,
администраций районов и городов.
     7. Центры   госсанэпиднадзора   совместно  с  уполномоченными для
этих целей органами, учреждениями и организациями в районах и городах:
     обеспечивают  сбор,   хранение,  первичную   обработку  и  оценку
информации по  обеспечению  санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, вредному влиянию  среды обитания человека  на его здоровье,
передают  ее  в   центры  госсанэпиднадзора   в  субъектах  Российской
Федерации, а также формируют первичные базы данных;
     подготавливают  предложения  по  вопросам  обеспечения санитарно-
эпидемиологического   благополучия   населения   районов   и  городов,
предупреждения, устранения  или  уменьшения факторов  вредного влияния
среды обитания  на  здоровье  человека для  принятия  решений органами
местного самоуправления.
     8. Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
     осуществляют  анализ  полученных   данных,  выявляют  с  участием
соответствующих           научно-исследовательских          учреждений
причинноследственные     связи      между     изменением     состояния
санитарноэпидемиологического   благополучия   населения,  показателями
здоровья населения  и  средой обитания  человека,  составляют прогнозы
динамики наблюдаемых явлений на  уровне субъектов Российской Федерации
и ведут соответствующие базы данных;
     подготавливают     предложения     по     вопросам    обеспечения
санитарноэпидемиологического  благополучия  населения, предупреждения,
устранения или уменьшения факторов  вредного влияния среды обитания на
здоровье человека для принятия решений органами государственной власти
субъектов  Российской Федерации;
     передают  информацию   в  Российский  информационно-аналитический
центр Госкомсанэпиднадзора России.
     9.Российский           информационно-аналитический          центр
Госкомсанэпиднадзора   России   анализирует   полученную   информацию,
составляет    прогноз     обеспечения    санитарно-эпидемиологического
благополучия  населения  Российской   Федерации,  изменения  состояния
здоровья человека  в  связи  со  средой его  обитания,  а  также ведет
соответствующие федеральные базы данных.

    III. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга

     10.  Информационный   фонд  социально-гигиенического  мониторинга
представляет   собой   систематизированные   в   определенном  порядке
многолетние   данные   наблюдения,   а   также   нормативно-справочные
материалы,  сведенные  в   статистические  регистры   и  базы  данных,
обеспеченные  комплексом   программно-технологических   и  технических
средств  для   выявления  характера   и  связей   изменения  состояния
санитарно-эпидемиологического    благополучия    населения,   здоровья
человека и среды его обитания.
     11.  Информационный   фонд  социально-гигиенического  мониторинга
состоит из данных, характеризующих:
     здоровье населения;
     состояние среды обитания человека;
     качество атмосферного  воздуха,  поверхностных  и  подземных вод,
почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;
     показатели   социально-экономического   положения     Российской
Федерации,  субъектов   Российской   Федерации,  районов   и  городов,
оказывающие   влияние   на   изменение   санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
     12.  Информационными  показателями  для  социально-гигиенического
мониторинга являются:
     базы данных  федеральных  органов исполнительной  власти, органов
исполнительной  власти   субъектов  Российской   Федерации  и  органов
местного   самоуправления,    учреждений   и   организаций,   а  также
международных организаций;
     базы  данных  наблюдения  за  состоянием  здоровья  и физического
развития населения, ведение  которого осуществляется Минздравмедпромом
России, Минсоцзациты  России, Госкомстатом  России и подведомственными
им организациями и учреждениями;
     базы    данных    наблюдения     за    обеспечением    санитарно-
эпидемиологического благополучия населения  и среды обитания человека,
ведение  которого   осуществляется   Госкомсанэпиднадзором   России  и
подведомственными ему организациями и учреждениями;
     базы  данных  наблюдения  за  природно-климатическими  факторами,
источниками антропогенного воздействия  на окружающую природную среду,
а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод,
почвы, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной
системы экологического мониторинга Минприроды России, Минсельхозпродом
России,   Росгидрометом,   Роскомземом,   Роскомнедрами,  Рослесхозом,
Роскомводом, Роскомрыболовством и подведомственными им организациями и
учреждениями;
     базы данных  наблюдения  за  радиационной  безопасностью, ведение
которого    осуществляется    в    рамках    Единой    государственной
автоматизированной  системы   контроля  за   радиационной  обстановкой
Росгидрометом, Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и
подведомственными им организациями и учреждениями;
     базы данных  наблюдения за  состоянием социальной  среды обитания
человека, социально-экономическим  положением в  Российской Федерации,
субъектах Российской  Федерации, районах  и городах,  ведение которого
осуществляется в  рамках  государственной системы  учета  и статистики
Госкомстатом   России   и   подведомственными   ему   организациями  и
учреждениями;
     базы данных  наблюдения за  состоянием охраны  и условиями труда,
ведение которого  осуществляется  в рамках  Всероссийского мониторинга
социально-трудовой  сферы   Минтрудом   России,  Госкомсанэпиднадзором
России и подведомственными им организациями и учреждениями;
     базы  данных  наблюдения  за  условиями,  структурой  и качеством
питания    населения,    безопасностью     для    здоровья    человека
продовольственного  сырья   и  пищевых   продуктов,  ведение  которого
осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и
подведомственными им организациями и учреждениями.
     13.    Базы     данных    социально-гигиенического    мониторинга
поддерживаются  комплексом  программно-технологических  и  технических
средств,  функционирующих  на  федеральном  уровне,  уровне  субъектов
Российской Федерации, районов и городов.
     14.  Программно-технологическое  обеспечение  предусматривает при
сохранении   имеющихся   функциональных   возможностей   формирование,
использование, обновление,  актуализацию  и  представление  всех видов
показателей,  включенных   в   базы   данных  социально-гигиенического
мониторинга.
     15. Обмен данными  информационного фонда социально-гигиенического
мониторинга   между    органами,   учреждениями    и    организациями,
уполномоченными  на   ведение   данного   мониторинга,  осуществляется
бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями -
на договорной основе.
     16.     Пользователями      данными     информационного     фонда
социальногигиенического мониторинга могут быть  органы государственной
власти Российской Федерации и  субъектов  Российской Федерации, органы
местного  самоуправления,   предприятия,   учреждения   и  организации
независимо от  их  подчиненности  и  форм  собственности, общественные
объединения, а также граждане.
     17. Пользователям  запрещается  передача  данных  информационного
фонда   сациально-гигиенического   мониторинга    третьим   лицам   на
коммерческой основе.