ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 6 октября 1994 года N 1146 (Д) В целях организации выявления, оценки и прогнозирования изменений в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установления и устранения вредного влияния среды обитания человека на его здоровье Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о социально-гигиеническом мониторинге. 2. Возложить на Государственный комитет санитарно- эпидемиологического надзора Российской Федерации ведение социально- гигиенического мониторинга совместно с уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также администрациями районов и городов. 3. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации: принять в 1994-1995 годах меры по организации ведения социально- гигиенического мониторинга; осуществлять координацию деятельности органов, учреждений и организаций, обеспечивающих ведение социально-гигиенического мониторинга; разработать совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить в 1994 году нормативные документы и методические материалы, определяющие структуру, содержание и порядок организации ведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации; осуществлять научное, информационное и инженерно-техническое обеспечение работ по ведению социально-гигиенического мониторинга за счет средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых на выполнение федеральной целевой программы развития Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации в 1993-1995 годах и Государственной программы неотложных мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы, а также за счет иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: организовать совместно с центрами государственного санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, районах и городах осуществление необходимых работ по обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга; оказывать финансовую и материально-техническую помощь соответствующим органам, учреждениям и организациям, участвующим в ведении социально-гигиенического мониторинга. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года N 1146 ПОЛОЖЕНИЕ о социально-гигиеническом мониторинге 1. Общие положения 1. Социально-гигиенический мониторинг является системой организационных, социальных, медицинских, санитарно- эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека. 2. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов. 3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 4. Для достижения поставленной цели при обеспечении ведения социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи: организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состоянии среды обитания человека и его здоровья; системный анализ и оценка получаемой информации; программное и инженерно-техническое обеспечение социально- гигиенического мониторинга на основе современных научных решений и эффективных электронно-вычислительных комплексов; обеспечение органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, а также граждан информацией, полученной при осуществлении социально-гигиенического мониторинга; подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на его здоровье для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. 5. При проведении социально-гигиенического мониторинга обеспечиваются: организация наблюдения за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения,установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека при осуществлении государственного санитарно- эпидемиологического надзора и выполнении федеральных целевых, научно- технических и региональных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека; получение и обработка информации государственных и отраслевых систем наблюдения, оценки и прогнозирования изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития, а также данных государственной статистики; сбор, хранение и обработка данных наблюдения для их дальнейшего использования; выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека , причин и условий изменения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания человека; разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в связи с изменением среды обитания человека; создание информационных и информационно-аналитических систем, сетей, программных материалов и баз данных сациально-гигиенического мониторинга; организация нормативно-справочной информации, используемой в статистических регистрах, базах данных, комплексах автоматизированной обработки информации; подготовка информации (публикации,бюллетени и т.д.); передача информации пользователям социально-гигиенического мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан; использование единых и обязательных нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека. II. Организационная структура сациально-гигиенического мониторинга 6. Ведение социально-гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, соответствующими центрами госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций районов и городов. 7. Центры госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями в районах и городах: обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека на его здоровье, передают ее в центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, а также формируют первичные базы данных; подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения районов и городов, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами местного самоуправления. 8. Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации: осуществляют анализ полученных данных, выявляют с участием соответствующих научно-исследовательских учреждений причинноследственные связи между изменением состояния санитарноэпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и средой обитания человека, составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и ведут соответствующие базы данных; подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации; передают информацию в Российский информационно-аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России. 9.Российский информационно-аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России анализирует полученную информацию, составляет прогноз обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, изменения состояния здоровья человека в связи со средой его обитания, а также ведет соответствующие федеральные базы данных. III. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга 10. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдения, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания. 11. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга состоит из данных, характеризующих: здоровье населения; состояние среды обитания человека; качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, продовольственного сырья и продуктов питания; показатели социально-экономического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, районов и городов, оказывающие влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания. 12. Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются: базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, а также международных организаций; базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, ведение которого осуществляется Минздравмедпромом России, Минсоцзациты России, Госкомстатом России и подведомственными им организациями и учреждениями; базы данных наблюдения за обеспечением санитарно- эпидемиологического благополучия населения и среды обитания человека, ведение которого осуществляется Госкомсанэпиднадзором России и подведомственными ему организациями и учреждениями; базы данных наблюдения за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомнедрами, Рослесхозом, Роскомводом, Роскомрыболовством и подведомственными им организациями и учреждениями; базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой Росгидрометом, Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и подведомственными им организациями и учреждениями; базы данных наблюдения за состоянием социальной среды обитания человека, социально-экономическим положением в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, районах и городах, ведение которого осуществляется в рамках государственной системы учета и статистики Госкомстатом России и подведомственными ему организациями и учреждениями; базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда, ведение которого осуществляется в рамках Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы Минтрудом России, Госкомсанэпиднадзором России и подведомственными им организациями и учреждениями; базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством питания населения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и подведомственными им организациями и учреждениями. 13. Базы данных социально-гигиенического мониторинга поддерживаются комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, районов и городов. 14. Программно-технологическое обеспечение предусматривает при сохранении имеющихся функциональных возможностей формирование, использование, обновление, актуализацию и представление всех видов показателей, включенных в базы данных социально-гигиенического мониторинга. 15. Обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями - на договорной основе. 16. Пользователями данными информационного фонда социальногигиенического мониторинга могут быть органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане. 17. Пользователям запрещается передача данных информационного фонда сациально-гигиенического мониторинга третьим лицам на коммерческой основе. |