ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ). Постановление. Правительство РФ. 14.10.94 1168

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          14 октября 1994 г.
                                N 1168
     
                                 (Д)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемое  Типовое  положение  об образовательном
учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном
учебном заведении).
     2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров  РСФСР
от 23 февраля 1991 г.  N 119 "О временных положениях, регламентирующих
деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки
кадров  в  РСФСР"  в  части утверждения Временного положения о среднем
специальном учебном заведении в РСФСР.
 
Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                        В. Черномырдин
14 октября 1994 г.
N 1168
                           

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 14 октября 1994 года
                                                                N 1168

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

       об образовательном учреждении среднего профессионального
         образования (среднем специальном учебном заведении)

                          I. Общие положения

     1. Образовательным    учреждением    среднего   профессионального
образования (далее в тексте средним специальным учебным заведением)  в
Российской Федерации является образовательное учреждение,  реализующее
профессиональные образовательные программы среднего  профессионального
образования.
     2. Главными задачами  среднего  специального  учебного  заведения
являются:
     удовлетворение потребностей   личности   в   получении   среднего
профессионального  образования  и  квалификации  в  избранной  области
профессиональной    деятельности,    интеллектуальном,     культурном,
физическом и нравственном развитии;
     удовлетворение потребностей    общества    в    квалифицированных
специалистах  со средним профессиональным образованием;  организация и
проведение методических,  научно-методических, опытно-конструкторских,
а  также  творческих работ и исследований при наличии соответствующего
материально-технического и кадрового обеспечения;
     переподготовка и  повышение  квалификации  специалистов  среднего
звена и рабочих кадров;
     распространение знаний    среди    населения,    повышение    его
общеобразовательного и культурного уровня,  в том числе путем оказания
платных образовательных услуг.
     3. К средним специальным учебным заведениям  относятся:  техникум
(училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение). Техникум
(училище,школа)  -  основной  тип   среднего   специального   учебного
заведения,   реализующий  профессиональные  образовательные  программы
среднего профессионального образования.
     Колледж -  самостоятельное образовательное учреждение повышенного
типа   (или   структурное   подразделение   университета,    академии,
института),  реализующее  углубленные профессиональные образовательные
программы среднего  профессионального  образования  по  индивидуальным
учебным    планам   продленной   подготовки   кадров,   обеспечивающие
обучающимся повышенный уровень квалификации.
     Техникум -    предприятие    (учреждение)    -    самостоятельное
образовательное     учреждение,      реализующее      профессиональные
образовательные  программы  среднего  профессионального  образования и
осуществляющее профессиональную деятельность,  соответствующую профилю
подготовки обучающихся.
     Образовательные программы среднего профессионального  образования
могут   реализовываться  в  других  типах  образовательных  учреждений
профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
     4. Средние     специальные    учебные    заведения    по    своим
организационно-правовым   формам    могут    быть    государственными,
муниципальными,    негосударственными    (частными,   общественных   и
религиозных организаций).
     5. Средние     специальные     учебные    заведения    создаются,
реорганизуются и ликвидируются:
     федеральной подчиненности  - федеральными органами исполнительной
власти по согласованию с федеральным  органом  исполнительной  власти,
осуществляющим управление средним профессиональным образованием;
     подчиненности субъектов Российской Федерации  -  соответствующими
органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  с
уведомлением    федерального     органа     исполнительной     власти,
осуществляющего управление средним профессиональным образованием;
     муниципальные - соответствующими органами местного самоуправления
с    уведомлением    федерального    органа   исполнительной   власти,
осуществляющего управление средним профессиональным образованием.
     Негосударственные средние     специальные    учебные    заведения
создаются,  реорганизуются и ликвидируются учредителем в установленном
законодательством   Российской   Федерации   порядке   с   последующим
уведомлением    федерального     органа     исполнительной     власти,
осуществляющего управление средним профессиональным образованием.
     6. Допускается    совместное    учредительство    образовательных
учреждений,   основанное  на  объединении  имущества,  находящегося  в
федеральной,  субъектов Российской Федерации,  муниципальной и частной
собственности,   а   также   собственности   общественных  объединений
(организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.
     7. Средние  специальные  учебные  заведения  могут иметь филиалы,
учебно-консультационные  пункты,  отделения,  подготовительные  курсы,
учебные  кабинеты  и  лаборатории,  учебные  и учебно-производственные
мастерские  и  хозяйства,  учебные   полигоны,   отделения   повышения
квалификации   и   переподготовки  специалистов  и  рабочих  и  другие
структурные подразделения.
     8. Создание     структурных     подразделений    государственных,
муниципальных средних специальных учебных заведений  (кроме  филиалов)
осуществляется  самим  учебным  заведением  с последующим уведомлением
учредителя и внесением  в  установленном  порядке  изменений  в  устав
среднего специального учебного заведения.
     Филиалы средних   специальных   учебных    заведений    создаются
учредителями.
     9. Среднее специальное учебное заведение, включая его структурные
подразделения,  является  единым  учебно-производственным комплексом и
имеет статус юридического лица.
     10. Функционирование  среднего  специального  учебного  заведения
обеспечивается:
     обязательным участием  всех  структурных  подразделений  среднего
специального учебного заведения в обучении студентов или в организации
(обеспечении) образовательного процесса;
     исполнением всеми структурными подразделениями решений  совета  и
руководства среднего специального учебного заведения;
     созданием в     среднем     специальном     учебном     заведении
централизованных  фондов за счет отчислений,  производимых входящими в
его  состав  подразделениями.  Порядок   использования   этих   фондов
устанавливается советом образовательного учреждения.
     Конкретные формы и содержание  организационно-правовых  отношений
внутри  среднего  специального  учебного  заведения  определяются  его
уставом.
     11. Официальное  наименование  государственного  и муниципального
среднего  специального  учебного  заведения  устанавливается  при  его
создании   или   реорганизации  и  может  изменяться  соответствующими
государственными   органами   управления   средним    профессиональным
образованием   (учредителями)   с   уведомлением  федерального  органа
исполнительной    власти,    осуществляющего    управление     средним
профессиональным  образованием,  если  это  не  влечет  изменения  его
организационно-правовой формы и направления подготовки кадров.
     Основанием изменения  названия  могут  также  служить  результаты
государственной аккредитации,  повлекшие за  собой  изменение  статуса
образовательного учреждения.
     Государственные награды бывшего СССР в  официальном  наименовании
среднего специального учебного заведения не указываются.
     Решение о присвоении или сохранении  в  официальном  наименовании
среднего   специального  учебного  заведения  ранее  присвоенных  имен
принимает государственный орган  управления  средним  профессиональным
образованием    (учредитель)    по   представлению   совета   среднего
специального учебного заведения.
     12. Среднее  специальное  учебное  заведение  получает  право  на
образовательную     деятельность     и     льготы,     предоставляемые
законодательством   Российской   Федерации,   с   момента  выдачи  ему
государственным органом управления образованием или по  его  поручению
ведомственным,   местным   органом  управления  образованием  лицензии
(разрешения).
     Лицензия может  быть  изъята  у  среднего  специального  учебного
заведения государственным органом,  выдавшим ее,  в  случае  нарушения
требований и нормативов, содержащихся в лицензии.
     13. Среднее    специальное    учебное    заведение     создается,
функционирует, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с Законом
Российской   Федерации   "Об    образовании"    и    другими    актами
законодательства  Российской  Федерации,  настоящим Положением и своим
уставом.
     Для негосударственных   средних   специальных  учебных  заведений
настоящее Положение является примерным.
     14. Негосударственные средние специальные учебные заведения могут
получить государственный статус после государственной  аккредитации  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

          II. Прием в средние специальные учебные заведения

     15. Граждане Российской Федерации имеют право получить бесплатное
среднее   профессиональное   образование   в    государственных    или
муниципальных средних специальных учебных заведениях, если образование
данного уровня получается впервые.
     16. Среднее    специальное   учебное   заведение   самостоятельно
устанавливает величину и структуру приема студентов в  соответствии  с
лицензией  на  право  ведения  образовательной деятельности в порядке,
определяемом его уставом.
     Величина и структура приема студентов на обучение за счет средств
соответствующих  бюджетов  определяются  средним  специальным  учебным
заведением   в  рамках  заданий  (контрольных  цифр),  устанавливаемых
учредителем.
     17. Прием  в  средние специальные учебные заведения проводится по
личному заявлению граждан,  имеющих основное общее,  среднее  (полное)
общее   или   начальное   профессиональное   образование,   на  основе
результатов вступительных испытаний,  проводимых с  целью  определения
возможности  поступающих  осваивать  профессиональные  образовательные
программы среднего профессионального образования. При наличии конкурса
должно  обеспечиваться  зачисление наиболее способных и подготовленных
поступающих,  если  иное  условие   не   оговорено   законодательством
Российской Федерации.
     Для лиц,  окончивших образовательное учреждение основного  общего
или   среднего   (полного)  общего  образования  с  медалью,  а  также
окончивших  образовательное  учреждение  начального  профессионального
образования  с  дипломом с отличием либо имеющих иные отличия в уровне
подготовки, среднее специальное учебное заведение вправе устанавливать
особые условия приема.
     18. При приеме среднее специальное учебное заведение обеспечивает
соблюдение  прав  граждан  на образование,  установленных Конституцией
Российской   Федерации,   законодательством   Российской    Федерации,
гласность и открытость работы приемной комиссии,  объективность оценки
способностей и склонностей поступающих.
     Среднее специальное    учебное   заведение   обязано   ознакомить
поступающих с  уставом  среднего  специального  учебного  заведения  и
другими  документами,  регламентирующими  организацию образовательного
процесса.
     Средние специальные   учебные   заведения   обязаны   ставить   в
известность  поступающих  о  наличии   лицензии   на   право   ведения
образовательной   деятельности   и   свидетельства  о  государственной
аккредитации, определяющего статус образовательного учреждения.
     19. Сроки  приема заявлений,  порядок проведения и система оценок
приемных (вступительных) испытаний,  подача и рассмотрение  апелляций,
условия конкурсного отбора и зачисления определяются правилами приема,
утверждаемыми непосредственно средним специальным учебным заведением.
     К приемным испытаниям могут быть отнесены:  экзамен (в письменной
или устной форме), собеседование, тестирование, другие формы контроля,
определяющие качество подготовки абитуриентов и их способности.
     20. От поступающих в государственное  или  муниципальное  среднее
специальное  учебное  заведение  наряду  с личным заявлением требуются
документы,  удостоверяющие  его  личность,  документ  государственного
образца  об  основном  общем,  среднем  (полном) общем образовании или
начальном  профессиональном  образовании  и   необходимое   количество
фотографий.
     Другие документы могут быть  представлены  поступающим,  если  он
претендует   на  льготы,  установленные  законодательством  Российской
Федерации,  или потребованы от поступающего при наличии ограничений на
соответствующее  среднее  профессиональное образование,  установленных
законодательством Российской Федерации.
     21. В  целях  содействия  государственным  органам и общественным
организациям в подготовке кадров для  решения  социально-экономических
проблем  средние  специальные  учебные  заведения  могут на договорной
основе по согласованию с учредителем в пределах оговоренной  лицензией
квоты  приема  выделять  определенное  количество  мест  для  целевого
приема, организовывать на эти места отдельный конкурс.
     22. Приемным комиссиям разрешается принимать на места, оставшиеся
после зачисления всех выдержавших приемные испытания в данном  учебном
заведении,  лиц, не прошедших по конкурсу в другие средние специальные
или высшие учебные  заведения,  на  основании  справок  установленного
образца.

           III. Учебная деятельность среднего специального
                          учебного заведения

     23. Перечень    специальностей     среднего     профессионального
образования  по  подготовке и переподготовке специалистов определяется
лицензией,  выданной  среднему  специальному  учебному  заведению,   и
отражается в его уставе.
     Вопросы бюджетного финансирования вновь открытых специальностей в
государственном,  муниципальном  среднем специальном учебном заведении
определяются учредителем в пределах имеющихся у него средств.
     Содержание образовательного  процесса  по  специальности,  в  том
числе при обучении  по  индивидуальным  планам,  определяется  средним
специальным    учебным    заведением    на   основе   соответствующего
государственного образовательного стандарта и утверждаемых федеральным
органом   исполнительной  власти,  осуществляющим  управление  средним
профессиональным образованием  примерных  образовательных  программ  и
примерных учебных планов.
     24. Среднее специальное учебное заведение путем  целенаправленной
организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения
создает необходимые условия студентам для освоения реализуемых  в  нем
образовательных программ.
     Технологическая и   преддипломная    производственная    практика
студентов   и   слушателей   средних   специальных  учебных  заведений
проводится, как правило, на предприятиях, в организациях и учреждениях
различных  организационно-правовых  форм  на  основе прямых договоров,
заключаемых между предприятием,  организацией и учреждением и  средним
специальным учебным заведением.
     25. Учебный  год  начинается,   как   правило,   1   сентября   и
заканчивается   согласно   примерному   учебному   плану   по   данной
специальности.
     26. В  средних  специальных  учебных  заведениях  устанавливаются
следующие  основные  виды  учебных  занятий:  урок,  лекция,  семинар,
практическое   занятие,   лабораторная   работа,  контрольная  работа,
самостоятельная    работа,    консультация,     практика,     курсовое
проектирование   (курсовая   работа).   Средние   специальные  учебные
заведения могут проводить и другие  виды  учебных  занятий.  Для  всех
видов    аудиторных    занятий   академический   час   устанавливается
продолжительностью 45 минут.
     27. Для  студентов  очной,  заочной  и  вечерней форм обучения не
менее  двух  раз  в  учебном  году  устанавливаются   каникулы   общей
продолжительностью 8-11 недель,  в том числе в летний период от 6 до 9
недель.
     28. Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями
не должна превышать 36 учебных часов. Сроки проведения различных видов
учебных  занятий и производственного обучения устанавливаются учебными
планами.
     Формы, порядок   и   периодичность   промежуточной  аттестации  и
текущего контроля успеваемости  разрабатываются  на  основе  примерных
учебных    планов    и    выбираются    образовательным    учреждением
самостоятельно.
     29. Численность  учебной группы в государственных,  муниципальных
средних специальных учебных заведениях при  финансировании  подготовки
за  счет  бюджетных  средств  при очной форме обучения устанавливается
25-30 человек, при обучении без отрыва от производства 15-20 человек.
     При проведении  лабораторных  работ,  практических  и семинарских
занятий,  занятий  по  физическому  воспитанию,  учебных  занятий   по
отдельным  предметам,  перечень  которых  определяется образовательным
учреждением самостоятельно,  а также  при  курсовом  проектировании  и
производственном  обучении  в мастерских (на полигонах,  в хозяйствах)
учебная группа в государственных,  муниципальных  средних  специальных
учебных  заведениях  при  финансировании  подготовки за счет бюджетных
средств может делиться на подгруппы численностью не менее  8  человек.
Исходя   из   специфики   учебного  заведения  учебные  занятия  могут
проводиться  и  с  отдельными  студентами   (индивидуальные   занятия,
индивидуально-творческие  формы  обучения) при наличии соответствующих
средств.
     30. Воспитательные  задачи средних специальных учебных заведений,
вытекающие  из  гуманистического  характера  образования,   приоритета
общечеловеческих   ценностей,   реализуются   в   совместной  учебной,
творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и
преподавателей.
     Повседневное руководство  учебной  и  воспитательной  работой   в
учебных    группах    может    осуществляться    куратором   (классным
руководителем).

                IV. Автономность среднего специального
                          учебного заведения

     31. Каждому  педагогическому  работнику  гарантируется  право  (в
рамках единого государственного образовательного стандарта) на свободу
выбора и использования методик обучения и воспитания,  учебных пособий
и материалов,  методов оценки знаний, доступ к информации, необходимой
для обеспечения образовательного процесса.
     32. Среднее специальное учебное заведение обладает  установленной
Законом   Российской   Федерации   "Об   образовании"   автономностью,
самостоятельно в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих
из его устава.
     33. Среднее специальное учебное  заведение  вправе  обратиться  в
любые  организации  Российской  Федерации,  зарубежные и международные
организации в целях его общественной аккредитации.  Такая аккредитация
не   влечет   дополнительных   финансовых   обязательств   со  стороны
государства.
     34. Отношения  между  учредителем  и  средним специальным учебным
заведением определяются договором.

             V. Государственные образовательные стандарты
                среднего профессионального образования

     35. Государственные     образовательные     стандарты    среднего
профессионального    образования    регламентируют     образовательную
деятельность среднего специального учебного заведения.
     Государственный образовательный   стандарт   среднего   (полного)
общего  образования  реализуется  в  рамках  образовательных  программ
среднего профессионального  образования  вариантно  с  учетом  профиля
получаемого профессионального образования.
     36. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные
программы  могут осваиваться в различных формах,  отличающихся объемом
обязательных занятий преподавателя  со  студентом:  с  отрывом  (очная
форма)  и  без  отрыва  от  производства  (заочная,  вечерняя формы) и
экстернат. Допускается сочетание этих форм.
     37. Экстернат   в   среднем   специальном   учебном  заведении  -
аттестация   лиц,   самостоятельно   изучающих   дисциплины   согласно
профессиональной   образовательной   программе   (учебному  плану)  по
избранной специальности.
     38. Экстерн,   успешно   прошедший   промежуточную   и   итоговую
аттестации,  получает диплом  государственного  образца  об  окончании
среднего специального учебного заведения.
     39. Положение об экстернате в государственном среднем специальном
учебном  заведении  утверждается  федеральным  органом  исполнительной
власти,    осуществляющим    управление    средним    профессиональным
образованием.
     40. Перечень    специальностей     среднего     профессионального
образования,  получение  которых  без отрыва от производства и в форме
экстерната  не  допускается,   устанавливается   федеральным   органом
исполнительной     власти,     осуществляющим    управление    средним
профессиональным образованием.
     41. Студент,   выполнивший   все   требования   учебного   плана,
допускается к итоговой аттестации,  по  результатам  которой  решается
вопрос о выдаче ему документа о среднем профессиональном образовании и
(или) квалификации.
     Положение об итоговой аттестации утверждается федеральным органом
исполнительной    власти,    осуществляющим     управление     средним
профессиональным образованием.
     42. Среднее специальное учебное заведение, прошедшее аккредитацию
государственным    органом    управления    средним   профессиональным
образованием,  в установленном законодательством Российской  Федерации
порядке   выдает   выпускникам   диплом   о  среднем  профессиональном
образовании  государственного   образца   с   указанием   наименования
образовательного учреждения,  уровня образования и (или) квалификации,
присвоенной выпускнику в определенной области  деятельности,  а  также
приложение,  в  котором  содержится  перечень  изученных  дисциплин  с
указанием их объемов и оценок качества усвоения.
     Оценки по   факультативным  курсам  приводятся  в  приложении  по
желанию выпускника.
     Квалификация специалиста  указывается  в  дипломе  с  необходимой
степенью    конкретизации,    отражающей    профессиональную     сферу
деятельности.
     Диплом о среднем  профессиональном  образовании  государственного
образца действует на всей территории Российской Федерации.
     43. Реализация образовательных программ среднего (полного) общего
образования   в  государственных,  муниципальных  средних  специальных
учебных   заведениях   удостоверяется    соответствующим    документом
государственного образца.
     44. Знания,  умения  и  навыки  обучающихся   в   документах   об
образовании   определяются   следующими   оценками:  "отлично"  ("5"),
"хорошо" ("4"),"удовлетворительно" ("3"), "зачтено" ("зачет"). Порядок
текущего  контроля успеваемости и промежуточной аттестации результатов
работы студентов определяется уставом среднего  специального  учебного
заведения.  Лицам,  несогласным  с оценкой,  полученной по результатам
текущего контроля знаний, предоставляется право сдачи экзамена.
     45. Формы    дипломов    государственного   образца   о   среднем
профессиональном   образовании,   действующие   на   всей   территории
Российской   Федерации,  разрабатываются  и  утверждаются  федеральным
органом  исполнительной  власти,  осуществляющим  управление   средним
профессиональным образованием.

                VI. Управление государственным средним
                    специальным учебным заведением

     46. Управление    средним    специальным    учебным    заведением
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и его уставом.
     Устав среднего  специального  учебного  заведения  в  части,   не
отрегулированной  законодательством Российской Федерации,  принимается
общим   собранием   (конференцией)   преподавателей,   сотрудников   и
представителей обучающихся.
     В части,  определенной  законодательством  Российской  Федерации,
устав  среднего  специального  учебного  заведения  согласовывается  с
учредителем.
     47. Общее  руководство  средним  специальным  учебным  заведением
осуществляет  выборный  представительный  орган   -   совет   среднего
специального  учебного  заведения,  в  состав  которого  могут входить
представители  всех  категорий  работников,   обучающихся,   а   также
заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.
     Председателем совета  среднего  специального  учебного  заведения
является директор (начальник).
     Срок полномочий совета среднего специального  учебного  заведения
не  может  превышать 5 лет.  Досрочные перевыборы совета проводятся по
требованию не менее половины его членов,  а также  в  других  случаях,
предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения.
     48. В целях  совершенствования  качества  обучения  и  воспитания
обучающихся, методической работы, повышения педагогического мастерства
преподавателей  в  среднем  специальном  учебном  заведении  создаются
органы, объединяющие педагогов и других его работников (педагогические
или методические советы, предметные или цикловые комиссии и т.п.).
     Основные задачи,   функции   и   порядок   работы  таких  органов
определяются уставом  среднего  специального  учебного  заведения  или
отдельными  положениями  об этих органах,  утверждаемыми руководителем
образовательного учреждения.
     49. Изменения   и   дополнения  к  уставу  среднего  специального
учебного заведения принимаются его  советом  в  порядке,  определенном
пунктом 46 настоящего Положения. При обсуждении изменений и дополнений
к уставу,  касающихся решения социальных  вопросов,  в  работе  совета
должны  принимать  участие  представители  всех категорий работников и
обучающихся,  численность и порядок избрания которых определяет  устав
среднего специального учебного заведения.
     В среднем  специальном  учебном  заведении  должны  быть  созданы
условия  всем  работникам  и  обучающимся  для ознакомления с проектом
устава и внесения в него предложений, замечаний и изменений.
     Во вновь  организуемых  государственных  и  муниципальных средних
специальных учебных заведениях до формирования совета образовательного
учреждения их устав утверждается учредителем на срок не более года.
     50. Непосредственное  управление  деятельностью  государственного
среднего   специального   учебного   заведения  осуществляет  директор
(начальник).  Порядок прохождения  аттестации  директора  (начальника)
определяет  федеральный  орган  исполнительной власти,  осуществляющий
управление средним профессиональным образованием.
     Директор (начальник)  среднего  специального учебного заведения в
соответствии с законодательством действует от  имени  образовательного
учреждения,  представляет  его  во  всех организациях,  использует его
имущество  и  средства,  заключает  договоры,   выдает   доверенности,
открывает  в банке счета и является распорядителем кредитов,  издает в
пределах своей компетенции приказы и дает указания,  обязательные  для
всех работников и обучающихся.
     Разграничение полномочий    между    советом     образовательного
учреждения  и  директором  (начальником) определяется уставом среднего
специального учебного заведения.
     Порядок занятия  должности  директора  (начальника)  определяется
уставом среднего специального  учебного  заведения  в  соответствии  с
Законом Российской Федерации "Об образовании".
     Директор (начальник)     в     соответствии     с     действующим
законодательством   назначает   и   освобождает   от  должности  своих
заместителей,   главного   бухгалтера,    руководителей    структурных
подразделений   образовательного   учреждения   и  других  работников,
определяет по согласованию с советом  среднего  специального  учебного
заведения должностные обязанности всех работников.
     Директору (начальнику) среднего специального  учебного  заведения
совмещение  его  должности  с  другой  руководящей  должностью  (кроме
научного и научно-методического руководства) внутри или  вне  среднего
специального учебного заведения не разрешается.

      VII. Обучающиеся среднего специального учебного заведения

     51. К   обучающимся   в  среднем  специальном  учебном  заведении
относятся  студенты  (курсанты)  и  слушатели.  Студентом  (курсантом)
является
     лицо, зачисленное  приказом   директора   (начальника)   среднего
специального  учебного заведения для освоения образовательных программ
среднего профессионального образования. Студенту среднего специального
учебного  заведения  выдается  студенческий  билет  и  зачетная книжка
устанавливаемого   федеральным    органом    исполнительной    власти,
осуществляющим   управление   средним  профессиональным  образованием,
образца.
     Слушателем является    лицо,   зачисленное   приказом   директора
(начальника) среднего специального учебного заведения для обучения  на
подготовительных    курсах,   отделении   повышения   квалификации   и
переподготовки специалистов и рабочих.
     Правовое положение  слушателей  в части получения образовательных
услуг соответствует статусу студента  среднего  специального  учебного
заведения.
     52. Права и обязанности обучающихся в среднем специальном учебном
заведении определяются законодательством Российской Федерации, уставом
среднего  специального  учебного  заведения,   правилами   внутреннего
распорядка и иными предусмотренными уставом локальными актами.
     53. Обучающиеся  средних  специальных  учебных  заведений   имеют
право:
     - на получение  образования  в  соответствии  с  государственными
образовательными   стандартами   и   приобретение  знаний,  адекватных
современному уровню развития науки, техники и культуры;
     - на обучение в рамках государственных образовательных стандартов
по индивидуальным учебным планам;
     - на ускоренный курс обучения;
     - на   получение   дополнительных   (в   том    числе    платных)
образовательных услуг;
     - на   участие   в   обсуждении   и  решении  важнейших  вопросов
деятельности среднего специального учебного  заведения,  в  том  числе
через общественные организации и органы управления средним специальным
учебным заведением;
     - на свободу совести, информации, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений.
     Студенты (курсанты)   очной   формы  обучения  государственных  и
муниципальных  средних  специальных  учебных  заведений   получают   в
установленном   порядке   государственную  стипендию,  либо  стипендию
предприятий,  учреждений,  организаций,   обеспечиваются   местами   в
общежитиях,  льготным питанием и проездом на транспорте,  иными видами
льгот  и   материальной   помощи,   предоставляемыми   учредителем   в
соответствии с его компетенцией и действующими нормативами.
     54. Студенты очной формы обучения  имеют  право  в  свободное  от
учебы  время  работать  на предприятиях,  в учреждениях и организациях
любых организационно-правовых форм.
     55. Студенты  среднего  специального  учебного  заведения обязаны
выполнять  требования  его  устава  и  соблюдать  правила  внутреннего
распорядка.
     56. Студенты  обязаны  за  время  обучения  выполнить  требования
образовательной программы среднего профессионального образования.
     57. За успехи в  освоении  образовательных  программ  и  активное
участие   в   экспериментально-конструкторской  работе  для  студентов
устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
     58. За  невыполнение  учебных  планов,  нарушение предусмотренных
уставом среднего специального учебного заведения обязанностей,  правил
внутреннего   распорядка   к   студентам  могут  быть  применены  меры
дисциплинарного  воздействия  вплоть   до   исключения   из   среднего
специального учебного заведения.
     Порядок отчисления   и   восстановления,   а    также    перевода
определяется уставом среднего специального учебного заведения. Перевод
из  одного  среднего  специального   учебного   заведения   в   другое
производится    с   согласия   руководителей   обоих   образовательных
учреждений.
     При этом  в  государственных  и муниципальных средних специальных
учебных заведениях  запрещается  взимать  плату  за  восстановление  и
перевод,  если  лицо  получает  среднее  профессиональное  образование
впервые.
     59. Среднее  специальное  учебное заведение обязано информировать
студентов  о  положении  в  сфере  занятости,   содействовать   им   в
трудоустройстве.

        IX. Работники среднего специального учебного заведения

     60. К    работникам    государственных,   муниципальных   средних
специальных     учебных     заведений     относятся     преподаватели,
административно-хозяйственный,                 учебно-вспомогательный,
инженерно-технический и другой персонал.
     Все должности  работников  в  соответствии  с  Законом Российской
Федерации "Об образовании" и законодательством Российской Федерации  о
труде замещаются по контракту. Для преподавательского состава колледжа
по  решению  совета  образовательного  учреждения  перед   заключением
контракта может проводиться конкурсный отбор.
     61. Работники  среднего  специального  учебного  заведения  имеют
право:
     - на материально-техническое  и  учебно-методическое  обеспечение
своей профессиональной деятельности;
     - на участие в управлении средним специальным учебным  заведением
в порядке, определяемом уставом;
     - на  участие  в  обсуждении   и   решении   важнейших   вопросов
деятельности  среднего  специального  учебного заведения,  в том числе
через общественные организации и органы управления средним специальным
учебным заведением;
     - на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
     - на пользование  в  установленном  уставом среднего специального
учебного  заведения  порядке информационными  фондами образовательного
учреждения, услугами учебных,  научных,  социально-бытовых, лечебных и
других подразделений среднего специального учебного заведения;
     - на  выполнение  работником   других   работ   и   обязанностей,
оплачиваемых по дополнительному соглашению,  кроме случаев, специально
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     - на  обжалование  приказов и распоряжений администрации среднего
специального   учебного    заведения    в    порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации;
     - на корректное  в  этическом и правовом отношении дисциплинарное
расследование.
     Работники имеют     также     другие     права,      определенные
законодательством Российской Федерации,  контрактом,  уставом среднего
специального учебного заведения.
     62. Работники среднего специального учебного заведения обязаны:
     - соблюдать устав и правила внутреннего распорядка;
     - строго следовать нормам профессиональной этики;
     - качественно  выполнять  возложенные   на   них   функциональные
обязанности и работы, указанные в должностных инструкциях, контрактах,
квалификационных характеристиках и других нормативных актах;
     - обеспечивать   необходимый   профессиональный   уровень   своей
деятельности,    гарантирующий    соблюдение     прав     обучающихся,
способствующий успешной реализации образовательных программ;
     - воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению
морально-психологического   климата   в   коллективе  образовательного
учреждения;
     - не применять антипедагогических методов воспитания, связанных с
физическим или духовным насилием над личностью обучающегося.
     63. На  работников  учебных и учебно-производственных мастерских,
учебных хозяйств, полигонов, лесоучастков, учебно-опытных крестьянских
(фермерских)  хозяйств  и  других  структурных  подразделений  средних
специальных учебных заведений распространяются льготы и  преимущества,
устанавливаемые для работников соответствующих производств.
     64. За успехи в учебной,  методической,  воспитательной работе  и
другой  деятельности  для  работников  среднего  специального учебного
заведения  могут  устанавливаться   различные   формы   морального   и
материального поощрения.
     65. Преподаватели  средних  специальных   учебных   заведений   в
порядке,   установленном   законодательством   Российской   Федерации,
пользуются  правом   на   сокращенную   рабочую   неделю,   удлиненный
оплачиваемый  отпуск  и  на длительный отпуск сроком до одного года не
реже чем через каждые 10  лет  непрерывной  преподавательской  работы.
Порядок   и   условия   предоставления   такого  отпуска  определяются
учредителем и (или) уставом среднего специального учебного заведения.
     Учебная нагрузка   на  учебный  год  для  лиц  преподавательского
состава оговаривается в контракте и  ограничивается  верхним  пределом
1440 часов.
     66. Увольнение преподавателей, связанное с сокращением штатов, по
инициативе администрации допускается после окончания учебного года.
     67. В средних специальных учебных  заведениях  могут  создаваться
профсоюзные  и  другие общественные организации,  деятельность которых
регулируется их уставами и законодательством Российской  Федерации.  В
государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях
создание и деятельность организационных структур политических  партий,
общественно-политических  и  религиозных  движений  и  организаций  не
допускается.

               Х. Повышение квалификации педагогических
                  и инженерно-технических работников

     68. Руководство  среднего  специального  учебного заведения несет
ответственность   за   повышение   квалификации    педагогических    и
инженерно-технических работников.
     69. Преподаватели  и  инженерно-технические   работники   средних
специальных   учебных   заведений   повышают   свою   квалификацию   в
образовательных учреждениях дополнительного  образования  и  в  высших
учебных  заведениях,  путем  стажировок  в  отечественных и зарубежных
организациях,  а также путем подготовки и защиты диссертаций  либо  по
утвержденным индивидуальным планам.
     70. Наряду с формами повышения  квалификации,  финансируемыми  за
счет  бюджетных  ассигнований,  допускается повышение педагогической и
профессиональной квалификации за счет средств заинтересованных граждан
и организаций по договорам с образовательным учреждением.

                ХI. Контроль за деятельностью среднего
                   специального учебного заведения

     71. Государственный     контроль     за     качеством    среднего
профессионального  образования   направлен   на   обеспечение   единой
государственной   политики   в   области   среднего  профессионального
образования.
     Единая система   оценки   деятельности  включает  лицензирование,
государственную аттестацию,  аккредитацию  и  инспектирование  средних
специальных   учебных   заведений,   проводимые   федеральным  органом
исполнительной    власти,    осуществляющим     управление     средним
профессиональным образованием или по его поручению (доверенности) иным
органом исполнительной власти.
     72. Непосредственный  контроль  исполнения  средними специальными
учебными заведениями законодательства  Российской  Федерации,  устава,
лицензии,  их  образовательной  и финансово-хозяйственной деятельности
осуществляет учредитель в рамках своей компетенции.

    ХII. Экономика системы среднего профессионального образования

     73. За средним специальным учебным заведением в целях обеспечения
его уставной образовательной  деятельности  учредитель  закрепляет  на
праве  оперативного управления имущество,  принадлежащее учредителю на
праве собственности или арендуемое им у третьего лица (собственника).
     74. Государственное  среднее специальное учебное заведение вправе
осуществлять     самостоятельную      хозяйственную      деятельность,
предусмотренную    уставом,   и   распоряжаться   доходами   от   этой
деятельности.
     75. Среднее  специальное  учебное заведение несет ответственность
перед  учредителем  за   сохранность   и   эффективное   использование
закрепленной  за  ним  собственности.  Контроль  деятельности среднего
специального  учебного   заведения   в   этой   части   осуществляется
учредителем или иным лицом, уполномоченным собственником.
     76. Государственная и муниципальная  собственность,  закрепленная
за   средним   специальным   учебным   заведением,  может  отчуждаться
учредителем (собственником) в порядке  и  на  условиях,  установленных
законодательством Российской Федерации.
     77. Изъятие и (или)  отчуждение  собственности,  закрепленной  за
средним   специальным   учебным   заведением,  допускается  только  по
истечении срока договора между учредителем (собственником)  и  средним
специальным учебным заведением, если иное не предусмотрено договором.
     78. Государственное,  муниципальное среднее  специальное  учебное
заведение может быть приватизировано в порядке, установленном законом.
     79. Государственное,  муниципальное среднее  специальное  учебное
заведение  в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации
вправе образовывать комплексы,  участвовать в создании и  деятельности
ассоциаций,  союзов  и  иных  объединений,  в  том  числе  с  участием
учреждений,  предприятий и общественных организаций в целях развития и
совершенствования образования.
     80. Среднее  специальное  учебное  заведение  в  соответствии   с
законодательством   Российской   Федерации  несет  ответственность  за
соблюдение требований и норм по рациональному использованию  и  охране
природных ресурсов,  а также возмещает ущерб, причиненный в результате
своей деятельности.
     81. Источниками   формирования  имущества  среднего  специального
учебного заведения и финансирования его деятельности являются:
     - средства бюджетов различного уровня,  выделяемые на обеспечение
образовательной деятельности;
     - материальные и денежные взносы учредителей;
     - средства,   получаемые   от   осуществления   различных   видов
деятельности;
     - кредиты банков и иных кредиторов;
     - добровольные  пожертвования  и  целевые  взносы  юридических  и
физических лиц, в том числе зарубежных.
     82. Величина  бюджетных  средств и других предусмотренных уставом
поступлений на содержание  среднего  специального  учебного  заведения
должна  обеспечивать  возмещение  материальных  и  приравненных  к ним
затрат на оказание соответствующих профилю образовательного учреждения
услуг  (работ),  формирование  средств  на  выплату  заработной платы,
стипендий,   создание   необходимой   материально-технической    базы,
социальное   развитие   и  материальное  стимулирование  коллектива  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     83. Финансирование   государственных   и   муниципальных  средних
специальных учебных заведений за счет бюджетных средств осуществляется
учредителем  в  пределах  оговоренной лицензией (учредителем) квоты на
подготовку специалистов.
     Неиспользованные в  текущем  периоде (год,квартал,месяц) денежные
средства  не  могут  быть  изъяты  у  среднего  специального  учебного
заведения  или  зачтены в объем финансирования последующего периода (в
течение года или в следующем году).
     Привлечение государственным,  муниципальным  средним  специальным
учебным заведением дополнительных средств не влечет за собой  снижения
нормативов  и  (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета
учредителя.
     84. Государственное,  муниципальное  среднее  специальное учебное
заведение самостоятельно определяет порядок использования  всех  своих
бюджетных  и  внебюджетных  средств в соответствии с уставом,  включая
определение их доли,  направляемой  на  оплату  труда  и  материальное
стимулирование     работников    в    соответствии    с    действующим
законодательством.
     85. Среднее   специальное   учебное   заведение  может  оказывать
дополнительные платные образовательные  услуги  сверх  соответствующих
основных  образовательных  программ  и государственных образовательных
стандартов по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и
физическими лицами.
     Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен  и  в
рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств
бюджета.  В  противном  случае  средства,  заработанные  путем   такой
деятельности, изымаются учредителем.
     86. Средние   специальные   учебные   заведения   вправе    вести
предпринимательскую  деятельность,  предусмотренную  их  уставами  и в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     87. Среднее  специальное учебное заведение может выполнять работы
и оказывать услуги предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам
на основе договоров. Среднее специальное учебное заведение имеет право
заказать работы и услуги,  необходимые ему для осуществления  уставной
деятельности, в пределах имеющихся на эти цели средств.
     88. Среднее специальное учебное заведение  самостоятельно  решает
вопросы,  связанные с заключением договоров, определением обязательств
и  иных  условий,  не   противоречащих   законодательству   Российской
Федерации и уставу среднего специального учебного заведения.
     89. Среднее  специальное  учебное  заведение  может  проводить  в
порядке,   установленном   законодательством   Российской   Федерации,
благотворительные мероприятия, аукционы.
     90. Среднее  специальное  учебное заведение пользуется банковским
кредитом и несет ответственность за выполнение кредитных  договоров  и
соблюдение расчетной дисциплины.
     91. Среднее  специальное  учебное   заведение   имеет   счета   в
банковских и других кредитных учреждениях (в том числе и валютные) для
хранения  денежных  средств  и  осуществления  всех  видов  расчетных,
кредитных и кассовых операций.
     92. Минимальный   размер   оплаты   труда   работников   среднего
специального   учебного  заведения  устанавливается  законодательством
Российской Федерации.
     93. Среднее  специальное учебное заведение в пределах имеющихся у
него средств на оплату труда самостоятельно  в  установленном  порядке
определяет  форму  и систему оплаты труда,  размеры доплат и надбавок,
премий и других  выплат  стимулирующего  характера,  а  также  размеры
должностных   окладов   всех   категорий   работников,   но   не  ниже
устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

            ХIII. Учет и отчетность среднего специального
                          учебного заведения

     94. Среднее    специальное    учебное    заведение   осуществляет
оперативный и  бухгалтерский  учет  результатов  своей  работы,  ведет
статистическую  и  бухгалтерскую  отчетность  по  установленной форме,
представляет учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении
и расходовании средств.
     95. Должностные  лица   несут   установленную   законодательством
Российской   Федерации   дисциплинарную,  материальную  или  уголовную
ответственность за искажение государственной отчетности.

              ХIV. Международное сотрудничество среднего
                   специального учебного заведения

     96. Среднее    специальное    учебное   заведение   имеет   право
осуществлять   международное   сотрудничество   в   области   среднего
профессионального   и  соответствующего  дополнительного  образования,
преподавательской    деятельности    и    иных    работ,    а    также
внешнеэкономическую  деятельность  в  соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     97. Обучение, подготовка граждан иностранных государств в средних
специальных учебных заведениях Российской Федерации, преподавательская
и   творческая   работа   граждан   Российской  Федерации  за  рубежом
осуществляются на  основе  межгосударственных  соглашений,  соглашений
между   федеральным   органом  исполнительной  власти,  осуществляющим
управление средним профессиональным  образованием  и  соответствующими
органами   управления   образованием  зарубежных  стран,  а  также  по
договорам  (контрактам),  заключаемым  средним   специальным   учебным
заведением    или    государственным    органом   управления   средним
профессиональным образованием  (учредителем)  с  зарубежными  учебными
заведениями, организациями.