О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ПОЛНЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 19 октября 1994 г. N ВГ-6-02/398 (Д) Государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации Анализ отчетных данных и поступившей с мест информации, а также итоги проведенных в августе, сентября т.г. в гг. Кемерово и Нижнем Новгороде региональных совещаний с руководителями налоговых инспекций показали, что налоговые органы настойчиво проводят работу по выполнению приказа Госналогслужбы России от 04.01.94 N ВГ-3-02/1, решений коллегии от 20 мая и 10 августа текущего года и других документов Госналогслужбы России о повышении эффективности контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет платежей за природные ресурсы. Вопросы выполнения вышеуказанных приказа и решений коллегии Госналогслужбы России, состояния организации контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет платы за недра, землю и другие природные ресурсы рассмотрены большинством государственных налоговых инспекций на расширенных коллегиях с привлечением налоговых органов городов и районов, выработаны конкретные организационно-методические и практические меры по повышению уровня работы, укреплению этого специфического и сложного участка работы квалифицированными кадрами. В условиях значительного спада производства, кризисного положения по взаимным расчетам многие налоговые инспекции успешно находят пути по повышению эффективности контроля, тесному взаимодействию в работе с налоговой полицией, банками, другими контрольными органами и обеспечению глубоких проверок налогоплательщиков, оказанию их экономическим службам квалифицированной методологической помощи, и добились за последнее время стабильного роста поступления в бюджет платы за недра, землю и другие природные ресурсы, включая акцизы на природный газ, нефть и газовый конденсат. Так, в целом по Российской Федерации за третий квартал т.г. ежемесячный прирост поступивших в бюджет платежей составил: - по плате за право пользования недрами и отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 22,3 процента; - по акцизам на природный газ, нефть и газовый конденсат - 16,4 процента. По двадцати пяти субъектам Российской Федерации на 1 октября по сравнению с 1 сентября т.г. сокращена недоимка по платежам в бюджет за природные ресурсы, включая акцизы на природный газ, нефть и газовый конденсат в среднем на 27,3 процента. Особенно значительного снижения недоимки по платежам за природные ресурсы добились налоговые органы Тюменской (94%), Ярославской (68%), Астраханской (46%), Сахалинской (40%) областей, Республики Тува (97%) и Эвенкийского автономного округа (54%). Однако, ряд налоговых инспекций все еще недостаточно уделяет внимание укреплению этого участка работы, улучшению организации и повышению эффективности проверок предприятий, добывающих минеральное сырье, полноте и своевременности уплаты платежей за природные ресурсы, выполнению доходов бюджетов по этим налогам. По состоянию на 1 октября 1994 года поступило платежей за природные ресурсы менее трети суммы, прогнозируемой в бюджетах на этот период, по Саратовской, Свердловской, Оренбургской областям, Красноярскому и Хабаровскому краям, по республикам Башкортостан, Татарстан и Удмуртской республике, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам и другим субъектам Российской Федерации. Особенно критическая ситуация сложилась с поступлением в бюджет акцизов на природный газ, хотя структурные подразделения РАО "Газпром" по сравнению с другими отраслями имеют более стабильное производственное и финансовое состояние. Федеральным бюджетом на 1994 год предусмотрено поступлений акцизов по природному газу в сумме 2244 млрд. рублей, фактически за 9 месяцев текущего года поступило только 573 млрд. рублей, или менее 26 процентов. При такой ситуации некоторые налоговые инспекции не принимают практических и действенных мер по работе с плательщиками по наращиванию темпов роста поступлений в бюджет этого налога и исправления сложившегося положения, а наоборот допустили резкое снижение сумм поступлений в бюджет акциза за природный газ. Если за II квартал т.г. в целом по Российской Федерации поступило акциза на природный газ - 252 млрд. рублей, то за III квартал - только 216 млрд. рублей, или меньше на 14,3 процента, такого сокращения не допущено ни по одному налогу. Наибольшее снижение за этот период допустили плательщики республики Башкортостан - 19,8%, Свердловской области - 61,6%, Московской области - 42,6%, г. Москвы - 48 процентов, а по Оренбургской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам за третий квартал акцизы на природный газ вообще не поступали. Анализ показывает, что отдельные территории, имея примерно равные экономические условия, допускают резкое отклонение в уплате указанного налога в бюджет, что видно из следующего сопоставления: Фактически поступило (в млрд. руб.) ---------------------------------------------------------------------- II кв. III кв. в т.ч. июле августе сентябре ---------------------------------------------------------------------- Свердловская область 9,6 3,7 3,7 0 0 Пермская область 4,9 9,1 2,3 1,9 4,9 Оренбургская область 3,9 -4,2 -3,7 -0,5 - Самарская область 12,8 17,1 5,0 5,8 6,3 ---------------------------------------------------------------------- Еще более трудно идет поступление в бюджет акциза на нефть и газовый конденсат. Из-за недостаточности принимаемых мер со стороны налоговых органов по установлению жесткого контроля за своевременным и полным поступлением этого налога многие нефтедобывающие объединения, успешно осуществляя хозяйственную деятельность, используют все способы уклонения от уплаты акциза и не вносят в бюджет значительные суммы. В ряде регионов имели место случаи, когда нефтедобывающие предприятия не начисляли и не уплачивали акциз на нефть при переработке ее на собственном или другом предприятии (на давальческой основе) и реализации ими нефтепродуктов. В сентября по сравнению с августом т.г. снизились поступления в бюджет акциза на нефть и газовый конденсат в республике Коми, г. Москве, Самарской и Омской областях, Хабаровском крае. В результате неудовлетворительного поступления в сентябре т.г. акцизов на природный газ, нефть и газовый конденсат, недоимка по акцизам на минеральное сырье резко увеличилась, и по ряду территорий значительно превысила суммы фактических поступлений. Так на 1 октября 1994 г. недоимка по акцизам на природный газ, нефть и газовый конденсат превысила фактические поступления в бюджет этого налога по Ямало-Ненецкому автономному округу, Красноярскому краю, Томской и Оренбургской областям более чем в 3 раза, по Свердловской области - в 1,7 раза, а по Астраханской и Саратовской областям и республике Удмуртия недоимка от фактических поступлений этих платежей составила более половины. В сентябре текущего года по сравнению с предыдущим месяцем допущено снижение поступления платежей за право на пользование недрами в 35 регионах Российской Федерации. При этом по ряду регионов за последнее время установилось стабильное ежемесячное снижение поступления в бюджет этого налога. Так, за последние 2 месяца т.г. ежемесячное снижение фактического поступления в бюджет платежей за право пользования недрами составило по Кировской области 59%, Калужской - 48%, Курской - 40%, Кемеровской - 24%, Рязанской - 45%, Ростовской - 22%, Краснодарскому краю - 75%, республикам Алтай и Карелия - 62% и 23% соответственно. Платежи по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы снизили в сентябре по сравнению с августом т.г. 40 территорий России. При этом более чем в 2 раза снижены поступления этого налога по Амурской, Вологодской, Курской, Курганской, Нижегородской, Омской областям, Хабаровскому краю, республикам Бурятия, Дагестан, Саха, Хакасия. Различный уровень поступления в бюджет платежей за природные ресурсы и значительная пестрота роста недоимки по территориям, находящимся примерно в одинаковых экономических условиях, говорят о недостаточной действенности практических мер по усилению эффективности контроля за полным и своевременным поступлением в бюджет платежей за природные ресурсы, подтверждают различное отношение руководителей налоговых органов к этому участку работы. Учитывая сложившееся критическое положение по некоторым регионам, коллегия Госналогслужбы России сочла необходимым специально рассмотреть в ноябре текущего года на заседании коллегии вопрос о состоянии контроля за поступлением платежей в бюджет за природные ресурсы с приглашением ряда начальников налоговых инспекций. В целях устранения отставания в обеспечении поступлений в бюджет платежей за недра, землю и другие природные ресурсы, акцизов на минеральное сырье Госналогслужба России поручает начальникам государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации: - принять в октябре-ноябре текущего года практические меры по увеличению поступления в бюджет платежей за природные ресурсы, включая акцизы на минеральное сырье, повысив результативность проводимых проверок; - провести детальное совместное рассмотрение с руководителями добывающих предприятий и других недропользователей хода поступлений в бюджет платежей за природные ресурсы и выработать конкретные меры по сокращению недоимки по этим налогам. Главный государственный советник налоговой службы В.В.Гусев |