О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ПОЛНЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 19.10.94 ВГ-6-02/398

                  О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ
                   ЗА ПОЛНЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ
                    ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                          19 октября 1994 г.

                            N ВГ-6-02/398

                                 (Д)


                                 Государственные налоговые инспекции
                                 по субъектам Российской Федерации

     Анализ отчетных  данных и поступившей с мест информации,  а также
итоги проведенных в августе,  сентября т.г.  в гг.  Кемерово и  Нижнем
Новгороде региональных  совещаний с руководителями налоговых инспекций
показали, что  налоговые  органы   настойчиво   проводят   работу   по
выполнению приказа  Госналогслужбы  России  от  04.01.94  N ВГ-3-02/1,
решений коллегии от 20  мая  и  10  августа  текущего  года  и  других
документов Госналогслужбы России о повышении эффективности контроля за
своевременным и полным поступлением в  бюджет  платежей  за  природные
ресурсы.
     Вопросы выполнения  вышеуказанных  приказа  и  решений   коллегии
Госналогслужбы России, состояния организации контроля за своевременным
и полным  поступлением  в  бюджет  платы  за  недра,  землю  и  другие
природные ресурсы  рассмотрены  большинством государственных налоговых
инспекций на расширенных коллегиях с  привлечением  налоговых  органов
городов и районов, выработаны конкретные организационно-методические и
практические меры  по  повышению  уровня  работы,   укреплению   этого
специфического и сложного участка работы квалифицированными кадрами.
     В условиях значительного спада производства, кризисного положения
по взаимным  расчетам  многие налоговые инспекции успешно находят пути
по повышению эффективности контроля, тесному взаимодействию в работе с
налоговой полицией,   банками,   другими   контрольными   органами   и
обеспечению глубоких   проверок   налогоплательщиков,   оказанию    их
экономическим службам  квалифицированной  методологической  помощи,  и
добились за последнее время стабильного  роста  поступления  в  бюджет
платы за  недра,  землю и другие природные ресурсы,  включая акцизы на
природный газ, нефть и газовый конденсат.
     Так, в целом  по  Российской  Федерации  за  третий  квартал т.г.
ежемесячный прирост поступивших в бюджет платежей составил:
     - по   плате  за  право  пользования  недрами  и  отчислениям  на
воспроизводство минерально-сырьевой базы - 22,3 процента;
     - по  акцизам на природный газ,  нефть и газовый конденсат - 16,4
процента.
     По двадцати  пяти  субъектам Российской Федерации на 1 октября по
сравнению с 1 сентября т.г. сокращена недоимка по платежам в бюджет за
природные ресурсы,  включая  акцизы на природный газ,  нефть и газовый
конденсат в среднем на 27,3 процента.
     Особенно значительного снижения недоимки по платежам за природные
ресурсы добились налоговые органы Тюменской (94%),  Ярославской (68%),
Астраханской (46%),  Сахалинской (40%) областей, Республики Тува (97%)
и Эвенкийского автономного округа (54%).
     Однако, ряд  налоговых  инспекций  все  еще  недостаточно уделяет
внимание укреплению этого  участка  работы,  улучшению  организации  и
повышению эффективности  проверок предприятий,  добывающих минеральное
сырье, полноте и своевременности уплаты платежей за природные ресурсы,
выполнению доходов бюджетов по этим налогам.
     По состоянию  на  1  октября  1994  года  поступило  платежей  за
природные ресурсы менее трети суммы, прогнозируемой в бюджетах на этот
период, по   Саратовской,   Свердловской,    Оренбургской    областям,
Красноярскому и   Хабаровскому  краям,  по  республикам  Башкортостан,
Татарстан и Удмуртской республике, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому
автономным округам и другим субъектам Российской Федерации.
     Особенно критическая ситуация сложилась с поступлением  в  бюджет
акцизов на природный газ, хотя структурные подразделения РАО "Газпром"
по сравнению   с   другими   отраслями    имеют    более    стабильное
производственное и финансовое состояние.
     Федеральным бюджетом  на  1994  год   предусмотрено   поступлений
акцизов по природному газу в сумме 2244 млрд.  рублей, фактически за 9
месяцев текущего года поступило только 573 млрд.  рублей, или менее 26
процентов.
     При такой ситуации некоторые  налоговые  инспекции  не  принимают
практических и   действенных   мер   по   работе  с  плательщиками  по
наращиванию темпов  роста  поступлений  в  бюджет   этого   налога   и
исправления сложившегося   положения,   а  наоборот  допустили  резкое
снижение сумм поступлений в бюджет акциза за природный газ.
     Если за II квартал т.г. в целом по Российской Федерации поступило
акциза на природный газ - 252 млрд. рублей, то за III квартал - только
216 млрд.  рублей,  или меньше на 14,3 процента,  такого сокращения не
допущено ни по одному налогу.
     Наибольшее снижение   за   этот   период   допустили  плательщики
республики Башкортостан  -  19,8%,  Свердловской  области   -   61,6%,
Московской области   -   42,6%,   г.  Москвы  -  48  процентов,  а  по
Оренбургской области,  Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому  автономным
округам за третий квартал акцизы на природный газ вообще не поступали.
     Анализ показывает, что отдельные территории, имея примерно равные
экономические условия, допускают резкое отклонение в уплате указанного
налога в бюджет, что видно из следующего сопоставления:

                 Фактически поступило (в млрд. руб.)
----------------------------------------------------------------------
                           II кв. III кв. в т.ч. июле августе сентябре
----------------------------------------------------------------------
Свердловская область        9,6    3,7            3,7     0      0
Пермская область            4,9    9,1            2,3    1,9    4,9

Оренбургская область        3,9   -4,2           -3,7   -0,5     -
Самарская область          12,8   17,1            5,0    5,8    6,3
----------------------------------------------------------------------
     Еще более трудно идет поступление в  бюджет  акциза  на  нефть  и
газовый конденсат.  Из-за  недостаточности  принимаемых мер со стороны
налоговых органов по установлению жесткого контроля за своевременным и
полным поступлением  этого  налога многие нефтедобывающие объединения,
успешно осуществляя хозяйственную деятельность, используют все способы
уклонения от уплаты акциза и не вносят в бюджет значительные суммы.  В
ряде регионов имели место случаи, когда нефтедобывающие предприятия не
начисляли и  не  уплачивали  акциз  на  нефть  при  переработке  ее на
собственном или  другом  предприятии  (на   давальческой   основе)   и
реализации ими нефтепродуктов.
     В сентября по сравнению с августом т.г.  снизились поступления  в
бюджет акциза  на  нефть  и  газовый  конденсат в республике Коми,  г.
Москве, Самарской и Омской областях, Хабаровском крае.
     В результате  неудовлетворительного  поступления  в сентябре т.г.
акцизов на природный газ,  нефть  и  газовый  конденсат,  недоимка  по
акцизам на  минеральное сырье резко увеличилась,  и по ряду территорий
значительно превысила суммы фактических поступлений.
     Так на  1  октября 1994 г.  недоимка по акцизам на природный газ,
нефть и газовый конденсат превысила фактические поступления  в  бюджет
этого налога  по  Ямало-Ненецкому  автономному  округу,  Красноярскому
краю, Томской  и  Оренбургской  областям  более  чем  в  3  раза,   по
Свердловской области  -  в  1,7 раза,  а по Астраханской и Саратовской
областям и республике Удмуртия  недоимка  от  фактических  поступлений
этих платежей составила более половины.
     В сентябре  текущего  года  по  сравнению  с  предыдущим  месяцем
допущено снижение поступления платежей за право на пользование недрами
в 35 регионах Российской Федерации.
     При этом   по  ряду  регионов  за  последнее  время  установилось
стабильное ежемесячное снижение поступления в бюджет этого налога.
     Так, за последние 2 месяца т.г. ежемесячное снижение фактического
поступления в бюджет платежей за право пользования  недрами  составило
по Кировской области 59%,  Калужской - 48%, Курской - 40%, Кемеровской
- 24%,  Рязанской - 45%,  Ростовской - 22%, Краснодарскому краю - 75%,
республикам Алтай и Карелия - 62% и 23% соответственно.
     Платежи по  отчислениям  на  воспроизводство  минерально-сырьевой
базы снизили  в сентябре  по  сравнению с августом т.г.  40 территорий
России. При этом более чем в 2 раза снижены поступления  этого  налога
по Амурской,  Вологодской,  Курской, Курганской, Нижегородской, Омской
областям, Хабаровскому  краю,  республикам  Бурятия,  Дагестан,  Саха,
Хакасия.
     Различный уровень поступления  в  бюджет  платежей  за  природные
ресурсы и   значительная   пестрота  роста  недоимки  по  территориям,
находящимся примерно в одинаковых экономических  условиях,  говорят  о
недостаточной действенности практических мер по усилению эффективности
контроля за полным и своевременным поступлением в бюджет  платежей  за
природные ресурсы,   подтверждают  различное  отношение  руководителей
налоговых органов к этому участку работы.
     Учитывая сложившееся критическое положение по некоторым регионам,
коллегия Госналогслужбы   России    сочла    необходимым    специально
рассмотреть в  ноябре  текущего  года  на  заседании коллегии вопрос о
состоянии контроля за поступлением  платежей  в  бюджет  за  природные
ресурсы с приглашением ряда начальников налоговых инспекций.
     В целях устранения отставания в обеспечении поступлений в  бюджет
платежей за  недра,  землю  и  другие  природные  ресурсы,  акцизов на
минеральное сырье   Госналогслужба   России    поручает    начальникам
государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации:
     - принять в октябре-ноябре текущего  года  практические  меры  по
увеличению поступления в бюджет платежей за природные ресурсы, включая
акцизы на  минеральное  сырье,  повысив  результативность   проводимых
проверок;
     - провести детальное  совместное  рассмотрение  с  руководителями
добывающих предприятий  и других  недропользователей  хода поступлений
в бюджет платежей за природные ресурсы и  выработать  конкретные  меры
по сокращению недоимки по этим налогам.

Главный государственный
советник налоговой службы                               В.В.Гусев