ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕЧЕРНЕМ (СМЕННОМ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Постановление. Правительство РФ. 03.11.94 1237

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕЧЕРНЕМ (СМЕННОМ)
                    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
     
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           3 ноября 1994 г.

                                N 1237
     
                                 (Д)



     Правительство Российской Федерации постановляет :
     Утвердить прилагаемое Типовое положение о вечернем (сменном)  об-
щеобразовательном учреждении.

     Председатель Правительства Российской Федерации
     В.Черномырдин


     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 3 ноября 1994 г.
     N 1237

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
         о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении

                          I. Общие положения

     1. Вечернее  (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальней-
шем - учреждение) является образовательным учреждением,  которое  пре-
доставляет  гражданам  Российской Федерации (работающим и неработающим
любого возраста) реальную возможность получить основное общее и  сред-
нее (полное) общее образование,  создает основу для последующего обра-
зования и самообразования,  осознанного выбора и  освоения  профессии,
формирования общей культуры личности обучающегося.
     2. Настоящее положение является типовым  для  вечерних  (сменных)
общеобразовательных школ, открытых (сменных) общеобразовательных школ,
центров образования,  вечерних (сменных) общеобразовательных школ  при
исправительно-трудовых  учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых ко-
лониях,  а также примерным для  негосударственных  общеобразовательных
учреждений этого вида.
     Организация образовательного   процесса   учебно-консультационных
пунктов,  классов (групп) вечернего и заочного обучения, создаваемых в
установленном порядке в общеобразовательных  учреждениях,  осуществля-
ется на основе настоящего Типового положения.
     3. Учреждение реализует общеобразовательные  программы  основного
общего,  среднего  (полного) общего образования,  а также с учетом его
особенностей и возможностей - профессиональные программы начального  и
дополнительного образования.
     4. Общеобразовательные программы осваиваются в следующих  формах:
очного,  заочного, семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.  Условия и
порядок  освоения общеобразовательных программ устанавливаются уставом
учреждения.
     5. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основ-
ной общеобразовательной программы действует государственный  образова-
тельный стандарт.
     6. В  своей  деятельности  общеобразовательное  учреждение  руко-
водствуется  законодательством  Российской Федерации,  решениями соот-
ветствующего органа управления образованием, Типовым положением об об-
щеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением.

                     II. Организация деятельности

     7. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения осуществляется
в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
Учреждение  открывается в городах при наличии не менее 100,  в рабочих
поселках (поселках городского типа) и сельской местности - не менее 80
обучающихся.
     Для лиц, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, учреж-
дение открывается при наличии не менее 80 обучающихся.
     Наполняемость класса в городских учреждениях не менее 25  обучаю-
щихся,  в учреждениях,  расположенных в рабочих поселках (поселках го-
родского типа),  сельской местности, в учреждениях при ИТУ не менее 15
обучающихся.
     При меньшем количестве обучающихся учреждение  может  организовы-
вать группы заочников и индивидуальное обучение. Учебно-консультацион-
ный пункт открывается в городах при 60,  в рабочих поселках  (поселках
городского типа), сельской местности, в ИТУ не менее 30 обучающихся.
     Группы заочников учреждение открывает при наличии не менее 9 обу-
чающихся.
     При численности в классе менее 9 обучающихся,  освоение общеобра-
зовательных  программ  осуществляется по индивидуальному плану,  коли-
чество учебных часов в неделю устанавливается из  расчета  1  академи-
ческого часа на каждого обучающегося.
     При наличии необходимых условий и средств возможно открытие и со-
держание учреждений, учебно-консультационных пунктов, классов, заочных
групп с меньшей наполняемостью, увеличение количества учебных часов на
индивидуально обучающегося заочника, что определяется уставом учрежде-
ния.
     8. Учреждение вправе образовывать ассоциации,  комплексы, союзы и
иные объединения,  в том числе с участием предприятий,  организаций, в
которых работают обучающиеся, а также общественных организаций в целях
развития и совершенствования образования.
     9. Учреждение может иметь классы очного обучения, классы с углуб-
ленным изучением предметов,  классы (группы) компенсирующего обучения,
группы заочного обучения, обучающихся по индивидуальному плану.
     При наличии в учреждении классов (групп) компенсирующего обучения
их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами.
     10. Количество классов очного обучения, групп заочного обучения и
индивидуально  обучающихся  определяется  учреждением в зависимости от
условий для осуществления образовательного процесса.
     11. В  учреждение  принимаются  все желающие на основании личного
заявления или заявления родителей (лиц,  их заменяющих)  несовершенно-
летних,  аттестата  об основном общем образовании (свидетельства о не-
полном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из
общеобразовательных учреждений,  справки из образовательных учреждений
начального или среднего профессионального образования с указанием  ко-
личества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам.
     Лица, не имеющие указанных документов,  могут быть приняты по  их
заявлению на основании аттестации,  проведенной специалистами учрежде-
ния.
     Прием заявлений и зачисление в учреждение производится,  как пра-
вило, до начала учебного года и оформляется приказом по учреждению.
     Лица, перешедшие из других образовательных учреждений, могут при-
ниматься в соответствующий класс в  течение  учебного  года  с  учетом
пройденного ими программного материала.
     12. Возраст,  с которого допускается прием обучающихся  определя-
ется уставом учреждения. Предельный возраст получения основного общего
и среднего (полного) общего образования не ограничивается.
     13. Контингент обучающихся в учреждении определяется дважды в год
на начало каждого учебного полугодия и утверждается приказом по учреж-
дению.
     14. Экономическое обеспечение деятельности учреждения осуществля-
ется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреж-
дении.

                     III. Образовательный процесс

     15. Учреждение  осуществляет  образовательный  процесс  в   соот-
ветствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образо-
вания:
     II ступень  - основное общее образование (нормативный срок освое-
ния 5 лет);
     III ступень  -  среднее  (полное)  общее образование (нормативный
срок освоения 3 года).
     Для некоторых  категорий  обучающихся  нормативные сроки освоения
общеобразовательных программ основного общего образования  могут  быть
увеличены  или сокращены в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании".
     При наличии  контингента с более низким общеобразовательным уров-
нем в учреждении может быть организовано обучение на ступени начально-
го общего образования.
     16. Содержание общего образования определяется  общеобразователь-
ными программами,  учитывающими возрастные особенности обучающихся, их
жизненный и производственный опыт,  направленность интересов и планов,
связанных с дальнейшим получением профессионального образования,  раз-
рабатываемыми,  принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно
с учетом государственных образовательных стандартов.
     17. Язык (языки),  на котором ведется обучение в учреждении опре-
деляется учредителем и (или) уставом учреждения. Во всех имеющих госу-
дарственную аккредитацию учреждениях изучение русского языка как госу-
дарственного языка Российской Федерации является обязательным и регла-
ментируется государственным образовательным стандартом.
     18. В  соответствии с целями и задачами,  обозначенными в уставе,
учреждение может реализовывать дополнительные образовательные програм-
мы,  оказывать дополнительные образовательные услуги различной направ-
ленности (в том числе платные) за пределами  определяющих  его  статус
основных общеобразовательных программ.
     19. Учреждение по договоренности и совместно с предприятиями, уч-
реждениями,  организациями может проводить профессиональную подготовку
в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату,
при наличии лицензии на данный вид деятельности.
     Начальная профессиональная  подготовка  в  учреждении  проводится
только  с согласия обучающихся и родителей (лиц,  их заменяющих) несо-
вершеннолетних.
     Лицам, освоившим  профессиональные  образовательные  программы  и
прошедшим итоговую аттестацию,  выдается  документ  об  образовании  в
соответствии с лицензией.
     20. Учреждение самостоятельно в выборе форм,  средств  и  методов
обучения,  режима  работы в пределах,  определяемых Законом Российской
Федерации "Об образовании" и уставом учреждения.
     21. Организация  образовательного процесса в учреждении регламен-
тируется учебным планом,  расписанием занятий,  разрабатываемыми и ут-
верждаемыми учреждением самостоятельно.
     22. Учреждение самостоятельно в определении годового календарного
учебного графика.  Учебный год,  как правило, начинается с 1 сентября.
Продолжительность учебного года - 36 недель. Продолжительность каникул
устанавливается  в  течение  учебного  года  - не менее 20 календарных
дней, летних - не менее 10 недель.
     При сессионном режиме организации занятий заочного обучения время
проведения сессий определяется советом учреждения (педагогическим  со-
ветом) с учетом конкретных условий.
     23. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,  порядка и
периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

               IV. Участники образовательного процесса

     24. Участниками  образовательного  процесса в учреждении являются
обучающиеся,  педагогические работники, родители (лица, их заменяющие)
несовершеннолетних обучающихся.
     25. Порядок приема обучающихся в учреждение в части, не отрегули-
рованной  Законом Российской Федерации "Об образовании",  определяется
учредителем и закрепляется в уставе учреждения.
     26. Учредитель  устанавливает  порядок приема в муниципальные уч-
реждения на ступени основного общего образования, обеспечивающий прием
всех  желающих  получить  образование независимо от места проживания и
социального статуса.
     27. Права и обязанности обучающихся в учреждении, родителей (лиц,
их заменяющих) несовершеннолетних обучающихся  определяются  законода-
тельством Российской Федерации, уставом учреждения и иными, предусмот-
ренными уставом,  локальными актами. Устав учреждения утверждается уч-
редителем в установленном законодательством порядке.
     28. Обучающиеся имеют право:
     а) на  получение бесплатного основного общего образования и сред-
него (полного) общего образования в  соответствии  с  государственными
образовательными стандартами,  если образование данного уровня они по-
лучают впервые;
     б) на  получение  дополнительных  (в том числе платных) образова-
тельных услуг;
     в) на  участие  в  управлении  учреждением в форме,  определяемой
уставом.
     29. В  случае  прекращения деятельности учреждения или ликвидации
учреждения,  осуществляемых,  как правило, по окончании учебного года,
учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в дру-
гие образовательные учреждения соответствующего вида с их согласия,  а
также с согласия родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних.
     30. Обучающиеся в учреждении без отрыва от трудовой деятельности,
выполняющие  учебный план,  имеют право на сокращенную рабочую неделю,
дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы  и  другие  льготы,
предоставляемые  в  порядке,  установленном трудовым законодательством
Российской Федерации.
     31. Обучающиеся на ступени основного общего образования,  освоив-
шие программу учебного года в полном объеме,  переводятся в  следующий
класс.  Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую за-
долженность по одному предмету переводятся в следующий  класс  условно
по решению органа управления образовательного учреждения.
     32. Обучающиеся на ступени основного общего образования, не осво-
ившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по
двум и более предметам, с их согласия, а также по усмотрению родителей
(лиц,  их заменяющих) несовершеннолетних оставляются на повторное обу-
чение или переводятся в классы компенсирующего обучения.
     33. Обучающиеся,  не освоившие общеобразовательную программу пре-
дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего
образования.
     34. Освоение программ основного общего и среднего (полного) обще-
го образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускни-
ков. Итоговая аттестация выпускников учреждения осуществляется в соот-
ветствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государствен-
ных,  муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений
Российской    Федерации,    утверждаемым   Министерством   образования
Российской Федерации.
     Выпускникам учреждения,  имеющего  государственную  аккредитацию,
после прохождения ими  итоговой  аттестации  выдается  документ  госу-
дарственного образца о соответствующем образовании.
     Выпускники, достигшие особых успехов при освоении программы сред-
него (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной
медалью. Выпускники, отличившиеся в изучении отдельных предметов, наг-
раждаются  похвальной  грамотой "За особые успехи в изучении отдельных
предметов".
     35. Лицам,  не  завершившим образование данного уровня,  выдается
справка установленного образца.
     36. Обучающиеся  в  учреждении обязаны выполнять его устав;  доб-
росовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреждения; уважать
честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения; выпол-
нять требования работников учреждения в части,  отнесенной  уставом  и
правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
     Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения челове-
ческого достоинства обучающихся и работников учреждения.
     37. За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные
нарушения  устава учреждения по решению органа управления этого учреж-
дения допускается исключение обучающихся, достигших 14 лет, в порядке,
установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
     38. До достижения обучающимися совершеннолетия их законные  права
и интересы защищают родители (лица, их заменяющие), которые имеют пра-
во:  выбирать формы обучения своих детей, знакомиться с ходом и содер-
жанием образования, принимать участие в управлении учреждением в соот-
ветствии с уставом учреждения.
     39. Управление  учреждением  осуществляется  на  основе сочетания
принципов самоуправления и взаимодействия с предприятиями, учреждения-
ми, организациями, в которых работают обучающиеся, родителями (лицами,
их заменяющими) несовершеннолетних обучающихся и общественностью.
     40. Общее руководство общеобразовательным учреждением осуществля-
ет выборный представительный орган - совет учреждения. Порядок выборов
совета и его компетенция определяются уставом учреждения.
     41. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошед-
ший соответствующую аттестацию директор.
     42. Прием на работу директора учреждения осуществляется в  поряд-
ке,  определяемом Типовым положением об общеобразовательном учреждении
в Российской Федерации,  уставом учреждения и в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации.
     43. В учреждении в целях развития и  совершенствования  образова-
тельного процесса могут создаваться педагогический совет, методические
творческие объединения,  которые могут быть  межшкольными;  психологи-
ческая  и  социально-педагогическая служба,  обеспечивающие социальную
реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся.
     Их деятельность осуществляется в порядке, определенном уставом.