ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕЧЕРНЕМ (СМЕННОМ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 3 ноября 1994 г. N 1237 (Д) Правительство Российской Федерации постановляет : Утвердить прилагаемое Типовое положение о вечернем (сменном) об- щеобразовательном учреждении. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1237 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении I. Общие положения 1. Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальней- шем - учреждение) является образовательным учреждением, которое пре- доставляет гражданам Российской Федерации (работающим и неработающим любого возраста) реальную возможность получить основное общее и сред- нее (полное) общее образование, создает основу для последующего обра- зования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. 2. Настоящее положение является типовым для вечерних (сменных) общеобразовательных школ, открытых (сменных) общеобразовательных школ, центров образования, вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых ко- лониях, а также примерным для негосударственных общеобразовательных учреждений этого вида. Организация образовательного процесса учебно-консультационных пунктов, классов (групп) вечернего и заочного обучения, создаваемых в установленном порядке в общеобразовательных учреждениях, осуществля- ется на основе настоящего Типового положения. 3. Учреждение реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с учетом его особенностей и возможностей - профессиональные программы начального и дополнительного образования. 4. Общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются уставом учреждения. 5. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основ- ной общеобразовательной программы действует государственный образова- тельный стандарт. 6. В своей деятельности общеобразовательное учреждение руко- водствуется законодательством Российской Федерации, решениями соот- ветствующего органа управления образованием, Типовым положением об об- щеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением. II. Организация деятельности 7. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Учреждение открывается в городах при наличии не менее 100, в рабочих поселках (поселках городского типа) и сельской местности - не менее 80 обучающихся. Для лиц, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, учреж- дение открывается при наличии не менее 80 обучающихся. Наполняемость класса в городских учреждениях не менее 25 обучаю- щихся, в учреждениях, расположенных в рабочих поселках (поселках го- родского типа), сельской местности, в учреждениях при ИТУ не менее 15 обучающихся. При меньшем количестве обучающихся учреждение может организовы- вать группы заочников и индивидуальное обучение. Учебно-консультацион- ный пункт открывается в городах при 60, в рабочих поселках (поселках городского типа), сельской местности, в ИТУ не менее 30 обучающихся. Группы заочников учреждение открывает при наличии не менее 9 обу- чающихся. При численности в классе менее 9 обучающихся, освоение общеобра- зовательных программ осуществляется по индивидуальному плану, коли- чество учебных часов в неделю устанавливается из расчета 1 академи- ческого часа на каждого обучающегося. При наличии необходимых условий и средств возможно открытие и со- держание учреждений, учебно-консультационных пунктов, классов, заочных групп с меньшей наполняемостью, увеличение количества учебных часов на индивидуально обучающегося заочника, что определяется уставом учрежде- ния. 8. Учреждение вправе образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием предприятий, организаций, в которых работают обучающиеся, а также общественных организаций в целях развития и совершенствования образования. 9. Учреждение может иметь классы очного обучения, классы с углуб- ленным изучением предметов, классы (группы) компенсирующего обучения, группы заочного обучения, обучающихся по индивидуальному плану. При наличии в учреждении классов (групп) компенсирующего обучения их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. 10. Количество классов очного обучения, групп заочного обучения и индивидуально обучающихся определяется учреждением в зависимости от условий для осуществления образовательного процесса. 11. В учреждение принимаются все желающие на основании личного заявления или заявления родителей (лиц, их заменяющих) несовершенно- летних, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о не- полном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием ко- личества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. Лица, не имеющие указанных документов, могут быть приняты по их заявлению на основании аттестации, проведенной специалистами учрежде- ния. Прием заявлений и зачисление в учреждение производится, как пра- вило, до начала учебного года и оформляется приказом по учреждению. Лица, перешедшие из других образовательных учреждений, могут при- ниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала. 12. Возраст, с которого допускается прием обучающихся определя- ется уставом учреждения. Предельный возраст получения основного общего и среднего (полного) общего образования не ограничивается. 13. Контингент обучающихся в учреждении определяется дважды в год на начало каждого учебного полугодия и утверждается приказом по учреж- дению. 14. Экономическое обеспечение деятельности учреждения осуществля- ется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреж- дении. III. Образовательный процесс 15. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соот- ветствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образо- вания: II ступень - основное общее образование (нормативный срок освое- ния 5 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 3 года). Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть увеличены или сокращены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". При наличии контингента с более низким общеобразовательным уров- нем в учреждении может быть организовано обучение на ступени начально- го общего образования. 16. Содержание общего образования определяется общеобразователь- ными программами, учитывающими возрастные особенности обучающихся, их жизненный и производственный опыт, направленность интересов и планов, связанных с дальнейшим получением профессионального образования, раз- рабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов. 17. Язык (языки), на котором ведется обучение в учреждении опре- деляется учредителем и (или) уставом учреждения. Во всех имеющих госу- дарственную аккредитацию учреждениях изучение русского языка как госу- дарственного языка Российской Федерации является обязательным и регла- ментируется государственным образовательным стандартом. 18. В соответствии с целями и задачами, обозначенными в уставе, учреждение может реализовывать дополнительные образовательные програм- мы, оказывать дополнительные образовательные услуги различной направ- ленности (в том числе платные) за пределами определяющих его статус основных общеобразовательных программ. 19. Учреждение по договоренности и совместно с предприятиями, уч- реждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка в учреждении проводится только с согласия обучающихся и родителей (лиц, их заменяющих) несо- вершеннолетних. Лицам, освоившим профессиональные образовательные программы и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ об образовании в соответствии с лицензией. 20. Учреждение самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения, режима работы в пределах, определяемых Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом учреждения. 21. Организация образовательного процесса в учреждении регламен- тируется учебным планом, расписанием занятий, разрабатываемыми и ут- верждаемыми учреждением самостоятельно. 22. Учреждение самостоятельно в определении годового календарного учебного графика. Учебный год, как правило, начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года - 36 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года - не менее 20 календарных дней, летних - не менее 10 недель. При сессионном режиме организации занятий заочного обучения время проведения сессий определяется советом учреждения (педагогическим со- ветом) с учетом конкретных условий. 23. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. IV. Участники образовательного процесса 24. Участниками образовательного процесса в учреждении являются обучающиеся, педагогические работники, родители (лица, их заменяющие) несовершеннолетних обучающихся. 25. Порядок приема обучающихся в учреждение в части, не отрегули- рованной Законом Российской Федерации "Об образовании", определяется учредителем и закрепляется в уставе учреждения. 26. Учредитель устанавливает порядок приема в муниципальные уч- реждения на ступени основного общего образования, обеспечивающий прием всех желающих получить образование независимо от места проживания и социального статуса. 27. Права и обязанности обучающихся в учреждении, родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних обучающихся определяются законода- тельством Российской Федерации, уставом учреждения и иными, предусмот- ренными уставом, локальными актами. Устав учреждения утверждается уч- редителем в установленном законодательством порядке. 28. Обучающиеся имеют право: а) на получение бесплатного основного общего образования и сред- него (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня они по- лучают впервые; б) на получение дополнительных (в том числе платных) образова- тельных услуг; в) на участие в управлении учреждением в форме, определяемой уставом. 29. В случае прекращения деятельности учреждения или ликвидации учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в дру- гие образовательные учреждения соответствующего вида с их согласия, а также с согласия родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних. 30. Обучающиеся в учреждении без отрыва от трудовой деятельности, выполняющие учебный план, имеют право на сокращенную рабочую неделю, дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы и другие льготы, предоставляемые в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. 31. Обучающиеся на ступени основного общего образования, освоив- шие программу учебного года в полном объеме, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую за- долженность по одному предмету переводятся в следующий класс условно по решению органа управления образовательного учреждения. 32. Обучающиеся на ступени основного общего образования, не осво- ившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, с их согласия, а также по усмотрению родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних оставляются на повторное обу- чение или переводятся в классы компенсирующего обучения. 33. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу пре- дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. 34. Освоение программ основного общего и среднего (полного) обще- го образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускни- ков. Итоговая аттестация выпускников учреждения осуществляется в соот- ветствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государствен- ных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации. Выпускникам учреждения, имеющего государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ госу- дарственного образца о соответствующем образовании. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении программы сред- него (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью. Выпускники, отличившиеся в изучении отдельных предметов, наг- раждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". 35. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца. 36. Обучающиеся в учреждении обязаны выполнять его устав; доб- росовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения; выпол- нять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения челове- ческого достоинства обучающихся и работников учреждения. 37. За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава учреждения по решению органа управления этого учреж- дения допускается исключение обучающихся, достигших 14 лет, в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании". 38. До достижения обучающимися совершеннолетия их законные права и интересы защищают родители (лица, их заменяющие), которые имеют пра- во: выбирать формы обучения своих детей, знакомиться с ходом и содер- жанием образования, принимать участие в управлении учреждением в соот- ветствии с уставом учреждения. 39. Управление учреждением осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления и взаимодействия с предприятиями, учреждения- ми, организациями, в которых работают обучающиеся, родителями (лицами, их заменяющими) несовершеннолетних обучающихся и общественностью. 40. Общее руководство общеобразовательным учреждением осуществля- ет выборный представительный орган - совет учреждения. Порядок выборов совета и его компетенция определяются уставом учреждения. 41. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошед- ший соответствующую аттестацию директор. 42. Прием на работу директора учреждения осуществляется в поряд- ке, определяемом Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, уставом учреждения и в соответствии с законо- дательством Российской Федерации. 43. В учреждении в целях развития и совершенствования образова- тельного процесса могут создаваться педагогический совет, методические творческие объединения, которые могут быть межшкольными; психологи- ческая и социально-педагогическая служба, обеспечивающие социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. Их деятельность осуществляется в порядке, определенном уставом. |