ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ВОСПРОИЗВОДСТВОМ, ОХРАНОЙ И ЗАЩИТОЙ ЛЕСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз). 24.10.94 224

          2. Организация работ по государственному контролю
     2.1. Работа государственных инспекторов  осуществляется  в  соот-
ветствии с  квартальными планами,  которые утверждаются не позднее чем
за 5 дней до планируемого периода.
     Планы работ  по государственному контролю составляют лесничества,
лесхозы, структурные подразделения государственных органов  управления
лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и государственного-
органа управления лесным  хозяйством  Российской  Федерации,  ведающие
вопросами государственного контроля, состояния, использования6 воспро-
изводства, охраны и защиты лесов.
     2.2. Планирование  работы  лесника  по  государственному контролю
заключается в составлении графика текущих проверок соблюдения предпри-
ятиями, организациями  и учреждениями,  гражданами порядка пользования
лесным фондом,  правил пожарной безопасности  и  санитарных  правил  в
лесах, иных  требований лесного законодательства на территории вверен-
ного ему обхода.
     Текущие проверки  намечаются  в зависимости от конкретных особен-
ностей обхода:  площади, разбросанности участков и их доступности, на-
личия и вида средств транспорта,  посещаемости населением, времени го-
да, класса пожарной опасности участков,  количество участков  лесного-
фонда, находящихся в пользовании,  и мест проведения лесохозяйственных
работ, не связанных с лесопользованием и ведением  лесного  хозяйства,
других факторов,  определяющих  организацию государственного контроля.
Маршруты следования лесника планируются и  прикладываются  к  паспорту
обхода.
     2.3. План работы по государственному контролю и маршруты следова-
ния разрабатываются  лесником совместно с мастером леса,  в подчинении
которого лесник находится.
     2.4. Мастера леса,  помощник лесничего и лесничий составляют гра-
фики периодических контрольных проверок соблюдения требований  лесного
законодательства предприятиями,  организациями и учреждениями, гражда-
нами в каждом из обходов соответствующего  лесохозяйственного  участка
или лесничества в целом.
     2.5. В зависимости от конкретных условий  планируются  совместные
мероприятия по государственному контролю,  в которых участвуют лесники
и мастера леса смежных обходов и мастерских участков (групповое патру-
лирование, рейды по пресечению лесонарушений и т.п.).
     2.6. План работ по государственному контролю на территории лесни-
чества,  состоящий  из мероприятий по каждому обходу и лесохозяйствен-
ному участку, обобщается и утверждается лесничим.  Копия плана направ-
ляется в лесхоз для контроля и координации работ.
     2.7. Лесхоз планирует мероприятия  по  государственному  контролю
как на территории лесхоза,  так и в зоне его деятельности. В плане ра-
бот предусматривается  проведение  контрольных   проверок   соблюдения
лесного законодательства  непосредственно директором лесхоза,  главным
лесничим, специалистами аппарата лесхоза,  ведающими  вопросами  госу-
дарственного контроля,  состояния, использования, воспроизводства, ох-
раны и защиты лесов,  с привлечением при необходимости государственных
инспекторов из  лесничеств.  План  работы  лесхоза по государственному
контролю утверждается директором (главным лесничим).
     2.8. Планы работ по государственному контролю структурных подраз-
делений государственных органов управления лесным хозяйством в субъек-
тах Российской  Федерации  и государственного органа управления лесным
хозяйством Российской Федерации,  ведающих вопросами организации госу-
дарственного контроля,  состояния, использования, воспроизводства, ох-
раны и защиты лесов,  утверждаются главными государственными инспекто-
рами (заместителями).
     2.9. В планах работ по государственному контролю  государственных
органов управления лесным хозяйством указывается:
     - наименование вопроса, подлежащего проверке (мероприятия);
     - наименование  предприятия,  организации  или учреждения,  иного
объекта, деятельность которого подлежит проверке;
     - должностное лицо, ответственное за исполнение мероприятия;
     - срок исполнения мероприятия;
     - участие  в  проверке  специально уполномоченных государственных
органов в области охраны окружающей природной среды или  иных  органов
(организаций), общественных объединений, граждан;
     - участие в проверке предприятий организаций или учреждений госу-
дарственных органов управления лесным хозяйством.
     При повторных проверках предусматривается контроль за выполнением
мер, принятых по результатам предыдущей проверки.
     2.10. При планировании работ по государственному  контролю  может
предусматриваться организация и проведение как целевых проверок юриди-
ческих и физических лиц по отдельным вопросам соблюдений лесного зако-
нодательства, так и комплексных п всем или основным вопросам,  указан-
ным в Перечне вопросов,  подлежащих изучению, анализу и проверке (при-
ложение 1).
     2.11. Мероприятия по государственному контролю указываются в пла-
нах раздельно:
     - по лесхозам;
     - по предприятиям, организациям или учреждениям, которые осущест-
вляют пользования лесным фоном,  другие работы в лесном фонде, а также
иным образом влияют на состояние и воспроизводство лесов,  владельцами
которых являются лесхозы;
     - по  межхозяйственным лесхозам и владельцам лесного фонда (кроме
лесхозов), ведущим лесное хозяйство самостоятельно (сельскохозяйствен-
ным формированиям, заповедникам, национальным природным паркам и т.д.);
     - по иным организациям,  ведущим лесное хозяйство,  но не  являю-
щимся владельцами  лесного  фонда  (военные лесхозы,  лесопарковые хо-
зяйства и т.п.).
     2.12. Планы работ по государственному контролю в части совместных
проверок должны быть до утверждения согласованы со специально  уполно-
моченными государственными  органами  в области охраны окружающей при-
родной среды, а также иными органами (организациями) или общественными
объединениями, участвующими в планируемых мероприятиях.
     2.13. Для участия в мероприятиях по государственному контролю мо-
гут привлекаться работники научно-исследовательских,  проектно-изыска-
тельских учреждений,  лабораторий, других организаций и отдельные спе-
циалисты для проведения анализов, экспертизы, подготовки и выдачи зак-
лючений и иных мероприятий, в следующем порядке:
     - по  решению  руководителей  вышестоящих органов и органов госу-
дарственной власти;
     - по  взаимной  договоренности руководителей органов, принимающих
участие в проверке;
     - на основе заключенного договора.
     2.14. При необходимости главный (старший) государственный инспек-
тор (заместитель)  принимает  решение о внеплановой проверке,  которая
осуществляется по специально выдаваемому заданию.
     Наряду с  плановыми  и  внеплановыми  проверками  государственные
инспектора осуществляют государственный контроль в процессе повседнев-
ной служебной деятельности.
     2.15. Проверки осуществляются путем изучения и анализа  отчетных-
данных, других документов контролируемого предприятия, организации или
учреждения, осмотра участков лесного фонда и мест работ с  применением
измерительных методов.
     Проверки проводятся с участием руководителей или назначенных  ими
ответственных представителей контролируемых предприятий,  организаций,
учреждений.
     Руководители предприятий,  организаций и учреждений независимо от
форм собственности и подчинения,  иностранные юридические и физические
лица граждане  в  соответствии  с  п.  12 Положения обязаны обеспечить
государственным инспекторам необходимые условия для проведения  прове-
рок, предоставлять  им  необходимую  документацию  и давать письменные
объяснения по вопросам,  входящим в их компетенцию.  Юридические  лица
обязаны обеспечить  государственных инспекторов для проверки контроли-
руемых объектов автомобильным транспортом или другими  средствами  пе-
редвижения, средствами связи.
     2.16. В процессе осуществления  мероприятий  по  государственному
контролю вышестоящие должностные лица государственных органов управле-
ния лесным хозяйством в порядке производственного  контроля  проверяют
выполнение служебных обязанностей и планов по государственному контро-
лю нижестоящими работниками.
     2.17. О результатах проверок информируются органы государственной
власти и местного самоуправления.
     2.18. Порядок посещения специальных объектов,  режимных предприя-
тий, организаций или учреждений,  закрытых  административно-территори-
альных образований,  участков лесного фонда на их территориях для осу-
ществления мероприятий по государственному  контролю  регламентируется
специальными инструкциями и положениями.

        3. Компетенция государственных инспекторов по уровням
     3.1. Государственные инспектора всех уровней имеют право:
     посещать при  предъявлении  служебного удостоверения предприятия,
организации и  учреждения,  другие  объекты  для  проведения  контроля
состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
     проверять состояние и использование участков лесного фонда, нахо-
дящихся во владении и пользовании;
     проверять документы на право пользования участками лесного  фонда
и добытую лесную продукцию;
     принимать меры по пресечению пользований лесным фондом,  не соот-
ветствующих условиям  разрешительных документов или осуществляемых без
них, а также иных нарушений лесного законодательства, изъятию незакон-
но добытой лесной продукции;
     составлять протоколы о всех  видах  нарушений  лесного  законода-
тельства.
     3.2. Старшие государственные инспектора и государственные инспек-
тора Российской  Федерации  и  субъектов  Российской Федерации,  госу-
дарственные инспектора аппарата лесхозов,  кроме прав,  указанных в п.
3.1 настоящей Инструкции, имеют право:
     а) запрашивать и безвозмездно получать от  проверяемых  предприя-
тий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности и под-
чинения, граждан информацию,  необходимую для  выполнения  функций  по
осуществлению государственного контроля;
     б) давать предприятиям,  организациям и учреждениям,  иностранным
юридическим и  физическим  лицам,  гражданам обязательные к исполнению
Указания (предписания) об устранении недостатков и нарушений, выявлен-
ных в результате государственного контроля (приложение 2);
     в) в установленном порядке рассматривать дела об административных
правонарушениях и налагать административные взыскания;
     г) в соответствии с п. 19 Положения прекращать пользования лесным
фондом, осуществляемые на основании разрешительных документов,  выдан-
ных с нарушением правил пользования;
     д) обращаться  в органы власти по вопросам их компетенции по уст-
ранению нарушений лесного законодательства.
     3.3. Старшие   государственные  инспектора  в  зоне  деятельности
лесхозов (заместители),  кроме прав,  указанных в пунктах  3.1  и  3.2
настоящей Инструкции, имеют право:
     а) приостанавливать или  ограничивать  право  пользования  лесным
фондом по  выданным ими разрешительным документам в порядке,  установ-
ленном законодательством;
     б) аннулировать  выданные ими разрешительные документы в случаях,
установленных законодательством;
     в) предъявлять претензии предприятиям, организациям и учреждениям
для урегулирования споров  и  обращаться  беспошлинно  от  имени госу-
дарственных органов  управления  лесным хозяйством в суд и арбитражный
суд по делам  о  возмещении  ущерба,  причиненного  лесному  фонду,  о
взыскании неустоек  за  нарушение лесохозяйственных требований при от-
пуске древесины на корню в лесах,  а также по вопросам отмены неправо-
мерных решений, связанных с изъятием и предоставлением участков лесно-
го фонда в пользование;
     г) направлять  в  соответствующие  органы  материалы о нарушениях
лесного законодательства для решения вопроса  о  привлечении  виновных 
лиц к ответственности.
     Государственные инспектора в зоне деятельности  лесхозов  (лесни-
чие), кроме прав, указанных в П. 3.1 и 3.2 имеют права, указанные в п.
3.3 (за исключением п.п. "в", "г").
     3.4. Главный государственный инспектор Российской Федерации и его
заместители, главные государственные инспектора  субъектов  Российской
Федерации и   их  заместители  пользуются  правами,  перечисленными  в
п.п.3.1 - 3.3 настоящей Инструкции (за исключением п.п.  "а" и "б"  п.
3.3), а  также  в  соответствии с пунктом 18 Положения вправе выносить
постановления о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности
предприятий, организаций  и  учреждений (приложение 3),  независимо от
форм собственности и подчинения при нарушении ими Основ лесного  зако-
нодательства Российской  Федерации  и в иных предусмотренных законода-
тельными актами случаях.  Указанное постановление выносится в порядке,
установленном п. 4.6 настоящей Инструкции.
     3.5. Должностные лица,  указанные в п.  1.3 настоящей Инструкции,
входят в состав государственной лесной охраны,  при исполнении служеб-
ных обязанностей имеют право ношения и применения в установленном  по-
рядке служебного  огнестрельного  оружия,  пользуются другими правами,
предоставленными работникам государственной  лесной  охраны,  в  соот-
ветствии с их компетенцией.

           4. Порядок оформления документов по результатам
                      государственного контроля
     4.1. Государственные   инспектора  в  зоне  деятельности  лесхоза
(лесники, мастера леса,  помощники лесничих) в  случае  выявления  при
проведении проверок нарушений лесного законодательства представляют на
имя лесничего докладные записки  об  этом  с  приложением  документов,
составленных в  соответствии с их компетенцией.  Лесничим на основании
докладных записок или в случае выявления нарушений в результате прове-
рок, проведенных им непосредственно, составляются  заключения  о  дея-
тельности проверенных объектов контроля.
     Заключения о результатах проведенных проверок, независимо от того
выявлены нарушения или нет,  составляются  также  всеми  другими  осу-
дарственными инспекторами  лесхозов,  субъектов Российской Федерации и
Российской Федерации.
     4.2. В  заключение  указывается дата проведения проверки и объект
контроля, характеризуется деятельность проверенного объекта по контро-
лируемым вопросам, описываются, если выявлены, недостатки и нарушения,
причины, их вызвавшие, и указываются последствия, к которым они приве-
ли или могут привести, отмечаются должности, фамилии, имена и отчества
виновных в этом лиц,  предлагаются конкретные мероприятия по улучшению
состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Зак-
лючение составляется в произвольной форме на бланке установленного об-
разца (приложение 4).
     4.3. Содержание заключения  доводится  до  сведения  руководителя
(заместителя) проверенного предприятия,  учреждения или организации, а
также других лиц,  принимавших участие в проверке. В случае несогласия
с заключением к нему может быть приложено особое мнение, наличие кото-
рого не препятствует принятию государственным инспектором соответству-
ющих мер  по устранению выявленных нарушений лесного законодательства.
Один экземпляр заключения передается в проверенное предприятие,  орга-
низацию или учреждение.
     4.4. При  обнаружении  во  время  проведения  проверки  нарушений
лесного законодательства, государственный инспектор составляет в уста-
новленном порядке протокол либо  принимает  меры  по  его  составлению
уполномоченными на то должностными лицами. Протокол о нарушении лесно-
го законодательства оформляется в установленном порядке и направляется
для привлечения  виновных должностных лиц и граждан к ответственности.
Административный штраф может быть взыскан с нарушителя государственным
инспектором на месте в случаях, предусмотренных законодательством.
     4.5. Государственные инспектора по результатам проверки, в случае
выявления недостатков или нарушений лесного законодательства,  в соот-
ветствии со своей компетенцией (п.п.  3.2, 3.3, 3.4 Инструкции) оформ-
ляют и  дают  юридическим и физическим лицам обязательные к исполнению
Указания.
     Указание может  быть  вручено  соответствующему должностному лицу
проверенного предприятия,  организации,  учреждения или гражданину под
расписку, а также при необходимости направлено по почте с уведомлением
о вручении.
     О выполнении  Указания  в  установленные в нем сроки руководитель
проверенного предприятия, учреждения, организации или гражданин обязан
уведомить государственного инспектора, выдавшего Указание.
     4.6. При выявлении пользования лесным фондом, осуществляемого на-
основании разрешительного  документа,  выданного  с  нарушением правил
(наставлений) отпуска древесины на корню в  лесах,  рубок  главного  и
промежуточного пользования,  заготовки  живицы и второстепенных лесных
материалов, побочных лесных пользований, а также на заготовку древеси-
ны сверх утвержденной расчетной лесосеки, лесопользование прекращается
государственными инспекторами немедленно.
     В этом  случае  на  месте оформляется и выдается лесопользователю
Указание, в котором предписывается  немедленно  прекратить  работы  на
соответствующем участке лесного фонда, а владельцу лесного фонда выда-
ется Указание,  в котором предписывается аннулировать указанный разре-
шительный документ.
     В орган, принявший решение о предоставлении участка лесного фонда
в пользование,  направляется Представление о прекращении права пользо-
вания лесным фондом (приложение 5).
     Примечание. Пользование  лесным фондом по разрешительным докумен-
там, выданным с нарушением правил (наставлений) отпуска  древесины  на
корню в лесах,  рубок главного и промежуточного пользования, заготовки
живицы и второстепенных лесных материалов,  побочного  пользования,  а
также сверх  утвержденной  расчетной  лесосеки  является незаконным со
времени выдачи указанного документа.
     Ответственность за указанное незаконное пользование лесным фондом
несет орган,  принявший решение о предоставлении участка лесного фонда
в пользование и владелец лесного фонда,  выдавший разрешительный доку-
мент.
     Незаконным является  также пользование лесным фондом без разреши-
тельных документов,  а при их наличии осуществляемое не на том участке
или за его границами, установленными в материалах отвода (чертеже, аб-
рисе), рубка не тех пород деревьев и кустарников, не тех отпускных ди-
аметров, которые указаны в разрешительных документах,  или не подлежа-
щие рубке, рубка до или после установленных сроков,  заготовка  лесной
продукции сверх разрешенного  количества,  а также в иных случаях осу-
ществления лесных пользований не в соответствии с целями или  требова-
ниями, предусмотренными разрешительными документами. Продукция,  заго-
товленная в этих случаях, является незаконно добытой.
     4.7. Государственные инспектора,  в случаях, предусмотренных п.п.
2, 4,  6,  8  части  второй  ст.  37  Основ  лесного  законодательства
Российской Федерации,  в соответствии со своей компетенцией направляют
в органы,  принявшие решение о предоставлении участка лесного фонда  в
пользование, Представление о прекращении права пользования лесным фон-
дом.
     После решения  соответствующих  органов  о  досрочном прекращении
права пользования лесным фондом оно оформляется аннулированием  разре-
шительных документов владельцами  лесного фонда или лесничествами, вы-
давшими их.
     4.8. В  случаях выявления при проверках нарушений лесопользовате-
лем условий,  предусмотренных  в  разрешительных   документах,   госу-
дарственные инспектора  в  соответствии с их компетенцией направляют в
органы, выдавшие разрешительный документ, Представление о  приостанов-
лении или ограничении права  пользования  лесным фондом (приложение 6)
или, руководствуясь ст.  39 Основ лесного законодательства  Российской
Федерации, принимают  Решение  о приостановлении или ограничении права
пользования лесным фондом (приложение 7) с уведомлением об этом  лесо-
пользователя.
     Приостановление или ограничение права пользования  лесным  фондом
может быть  возобновлено  в  полном объеме после устранения допущенных
нарушений соответствующим Решением о возобновлении  права  пользования
лесным фондом (приложение 8) с уведомлением об этом лесопользователя.
     4.9. При уклонении от исполнения Указаний, выданных государствен-
ными инспекторами  в  случаях,  указанных  в п.п.  4.5,  4.6 настоящей
инструкции, или при отказе органов местного самоуправления  удовлетво-
рить представления о приостановлении, ограничении или прекращении пра-
ва пользования лесным фондом в случаях,  указанных  в  п.п.  4.7,  4.8
Инструкции, об  этом  информируются главные государственные инспектора
(заместители), которые принимают решение о вынесении  Постановления  о
приостановлении, ограничении или прекращении деятельности предприятия,
организации или учреждения, нарушающего лесное законодательство.
     Постановление может  быть  вручено  соответствующему должностному
лицу предприятия, организации или учреждения под расписку, а также при
необходимости направлено по почте с уведомлением о вручении.
     4.10. В случае неисполнения указанными предприятиями, организаци-
ями и  учреждениями  Постановления  и продолжении запрещенной деятель-
ности (проведении запрещенных лесных пользований, работ,не связанных с
лесопользованием и ведением лесного хозяйства, иных работ, отрицатель-
но влияющих на  состояние  и  воспроизводство  лесов),  главным  госу-
дарственным инспектором  (заместителем)  направляется в финансово-кре-
дитный орган Предписание о прекращении  финансирования  (кредитования)
деятельности, ведущейся  с  нарушением  требований  лесного  законода-
тельства (приложение 9), и копия Постановления.
     4.11. Приостановленная,  ограниченная  или  прекращенная деятель-
ность предприятия,  организации,  учреждения может  быть  разрешена  в
полном объеме главным государственным инспектором (заместителем),  вы-
несшим соответствующее Постановление,  если обстоятельства и  условия,
вызвавшие приостановление,  ограничение  или прекращение деятельности,
устранены. При этом в финансово-кредитный орган направляется Уведомле-
ние (приложение 10) главного государственного инспектора (заместителя)
с предложением о возобновлении финансирования (кредитования),  а нару-
шителю -  Решение о возобновлении деятельности предприятия,  организа-
ции, учреждения (приложение 11).
     4.12. Материалы государственного контроля (Заключения,  Указания,
Представления, Решения, Постановления и др.) брошюруются в специальные
дела, которые хранятся в государственных органах управления лесным хо-
зяйством в течение 3 лет.
     4.13. Государственные  органы  управления лесным хозяйством ведут
отраслевой  статистический учет по государственному контролю  в  уста-
новленном порядке.
     
                                                           УТВЕРЖДЕНО:
                  Руководитель Федеральной службы лесного хозяйства РФ
                                                               В.Шубин
                                                          СОГЛАСОВАНО:
                          Заместитель министра охраны окружающей среды
                             и природных ресурсов Российской Федерации
                                                         А.М.Амирханов
                                                    26 августа 1994 г.
     
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 ноября 1994, N 721