2. Организация работ по государственному контролю 2.1. Работа государственных инспекторов осуществляется в соот- ветствии с квартальными планами, которые утверждаются не позднее чем за 5 дней до планируемого периода. Планы работ по государственному контролю составляют лесничества, лесхозы, структурные подразделения государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и государственного- органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающие вопросами государственного контроля, состояния, использования6 воспро- изводства, охраны и защиты лесов. 2.2. Планирование работы лесника по государственному контролю заключается в составлении графика текущих проверок соблюдения предпри- ятиями, организациями и учреждениями, гражданами порядка пользования лесным фондом, правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах, иных требований лесного законодательства на территории вверен- ного ему обхода. Текущие проверки намечаются в зависимости от конкретных особен- ностей обхода: площади, разбросанности участков и их доступности, на- личия и вида средств транспорта, посещаемости населением, времени го- да, класса пожарной опасности участков, количество участков лесного- фонда, находящихся в пользовании, и мест проведения лесохозяйственных работ, не связанных с лесопользованием и ведением лесного хозяйства, других факторов, определяющих организацию государственного контроля. Маршруты следования лесника планируются и прикладываются к паспорту обхода. 2.3. План работы по государственному контролю и маршруты следова- ния разрабатываются лесником совместно с мастером леса, в подчинении которого лесник находится. 2.4. Мастера леса, помощник лесничего и лесничий составляют гра- фики периодических контрольных проверок соблюдения требований лесного законодательства предприятиями, организациями и учреждениями, гражда- нами в каждом из обходов соответствующего лесохозяйственного участка или лесничества в целом. 2.5. В зависимости от конкретных условий планируются совместные мероприятия по государственному контролю, в которых участвуют лесники и мастера леса смежных обходов и мастерских участков (групповое патру- лирование, рейды по пресечению лесонарушений и т.п.). 2.6. План работ по государственному контролю на территории лесни- чества, состоящий из мероприятий по каждому обходу и лесохозяйствен- ному участку, обобщается и утверждается лесничим. Копия плана направ- ляется в лесхоз для контроля и координации работ. 2.7. Лесхоз планирует мероприятия по государственному контролю как на территории лесхоза, так и в зоне его деятельности. В плане ра- бот предусматривается проведение контрольных проверок соблюдения лесного законодательства непосредственно директором лесхоза, главным лесничим, специалистами аппарата лесхоза, ведающими вопросами госу- дарственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, ох- раны и защиты лесов, с привлечением при необходимости государственных инспекторов из лесничеств. План работы лесхоза по государственному контролю утверждается директором (главным лесничим). 2.8. Планы работ по государственному контролю структурных подраз- делений государственных органов управления лесным хозяйством в субъек- тах Российской Федерации и государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающих вопросами организации госу- дарственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, ох- раны и защиты лесов, утверждаются главными государственными инспекто- рами (заместителями). 2.9. В планах работ по государственному контролю государственных органов управления лесным хозяйством указывается: - наименование вопроса, подлежащего проверке (мероприятия); - наименование предприятия, организации или учреждения, иного объекта, деятельность которого подлежит проверке; - должностное лицо, ответственное за исполнение мероприятия; - срок исполнения мероприятия; - участие в проверке специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды или иных органов (организаций), общественных объединений, граждан; - участие в проверке предприятий организаций или учреждений госу- дарственных органов управления лесным хозяйством. При повторных проверках предусматривается контроль за выполнением мер, принятых по результатам предыдущей проверки. 2.10. При планировании работ по государственному контролю может предусматриваться организация и проведение как целевых проверок юриди- ческих и физических лиц по отдельным вопросам соблюдений лесного зако- нодательства, так и комплексных п всем или основным вопросам, указан- ным в Перечне вопросов, подлежащих изучению, анализу и проверке (при- ложение 1). 2.11. Мероприятия по государственному контролю указываются в пла- нах раздельно: - по лесхозам; - по предприятиям, организациям или учреждениям, которые осущест- вляют пользования лесным фоном, другие работы в лесном фонде, а также иным образом влияют на состояние и воспроизводство лесов, владельцами которых являются лесхозы; - по межхозяйственным лесхозам и владельцам лесного фонда (кроме лесхозов), ведущим лесное хозяйство самостоятельно (сельскохозяйствен- ным формированиям, заповедникам, национальным природным паркам и т.д.); - по иным организациям, ведущим лесное хозяйство, но не являю- щимся владельцами лесного фонда (военные лесхозы, лесопарковые хо- зяйства и т.п.). 2.12. Планы работ по государственному контролю в части совместных проверок должны быть до утверждения согласованы со специально уполно- моченными государственными органами в области охраны окружающей при- родной среды, а также иными органами (организациями) или общественными объединениями, участвующими в планируемых мероприятиях. 2.13. Для участия в мероприятиях по государственному контролю мо- гут привлекаться работники научно-исследовательских, проектно-изыска- тельских учреждений, лабораторий, других организаций и отдельные спе- циалисты для проведения анализов, экспертизы, подготовки и выдачи зак- лючений и иных мероприятий, в следующем порядке: - по решению руководителей вышестоящих органов и органов госу- дарственной власти; - по взаимной договоренности руководителей органов, принимающих участие в проверке; - на основе заключенного договора. 2.14. При необходимости главный (старший) государственный инспек- тор (заместитель) принимает решение о внеплановой проверке, которая осуществляется по специально выдаваемому заданию. Наряду с плановыми и внеплановыми проверками государственные инспектора осуществляют государственный контроль в процессе повседнев- ной служебной деятельности. 2.15. Проверки осуществляются путем изучения и анализа отчетных- данных, других документов контролируемого предприятия, организации или учреждения, осмотра участков лесного фонда и мест работ с применением измерительных методов. Проверки проводятся с участием руководителей или назначенных ими ответственных представителей контролируемых предприятий, организаций, учреждений. Руководители предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и подчинения, иностранные юридические и физические лица граждане в соответствии с п. 12 Положения обязаны обеспечить государственным инспекторам необходимые условия для проведения прове- рок, предоставлять им необходимую документацию и давать письменные объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию. Юридические лица обязаны обеспечить государственных инспекторов для проверки контроли- руемых объектов автомобильным транспортом или другими средствами пе- редвижения, средствами связи. 2.16. В процессе осуществления мероприятий по государственному контролю вышестоящие должностные лица государственных органов управле- ния лесным хозяйством в порядке производственного контроля проверяют выполнение служебных обязанностей и планов по государственному контро- лю нижестоящими работниками. 2.17. О результатах проверок информируются органы государственной власти и местного самоуправления. 2.18. Порядок посещения специальных объектов, режимных предприя- тий, организаций или учреждений, закрытых административно-территори- альных образований, участков лесного фонда на их территориях для осу- ществления мероприятий по государственному контролю регламентируется специальными инструкциями и положениями. 3. Компетенция государственных инспекторов по уровням 3.1. Государственные инспектора всех уровней имеют право: посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, другие объекты для проведения контроля состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов; проверять состояние и использование участков лесного фонда, нахо- дящихся во владении и пользовании; проверять документы на право пользования участками лесного фонда и добытую лесную продукцию; принимать меры по пресечению пользований лесным фондом, не соот- ветствующих условиям разрешительных документов или осуществляемых без них, а также иных нарушений лесного законодательства, изъятию незакон- но добытой лесной продукции; составлять протоколы о всех видах нарушений лесного законода- тельства. 3.2. Старшие государственные инспектора и государственные инспек- тора Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, госу- дарственные инспектора аппарата лесхозов, кроме прав, указанных в п. 3.1 настоящей Инструкции, имеют право: а) запрашивать и безвозмездно получать от проверяемых предприя- тий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности и под- чинения, граждан информацию, необходимую для выполнения функций по осуществлению государственного контроля; б) давать предприятиям, организациям и учреждениям, иностранным юридическим и физическим лицам, гражданам обязательные к исполнению Указания (предписания) об устранении недостатков и нарушений, выявлен- ных в результате государственного контроля (приложение 2); в) в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания; г) в соответствии с п. 19 Положения прекращать пользования лесным фондом, осуществляемые на основании разрешительных документов, выдан- ных с нарушением правил пользования; д) обращаться в органы власти по вопросам их компетенции по уст- ранению нарушений лесного законодательства. 3.3. Старшие государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов (заместители), кроме прав, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей Инструкции, имеют право: а) приостанавливать или ограничивать право пользования лесным фондом по выданным ими разрешительным документам в порядке, установ- ленном законодательством; б) аннулировать выданные ими разрешительные документы в случаях, установленных законодательством; в) предъявлять претензии предприятиям, организациям и учреждениям для урегулирования споров и обращаться беспошлинно от имени госу- дарственных органов управления лесным хозяйством в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при от- пуске древесины на корню в лесах, а также по вопросам отмены неправо- мерных решений, связанных с изъятием и предоставлением участков лесно- го фонда в пользование; г) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях лесного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности. Государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов (лесни- чие), кроме прав, указанных в П. 3.1 и 3.2 имеют права, указанные в п. 3.3 (за исключением п.п. "в", "г"). 3.4. Главный государственный инспектор Российской Федерации и его заместители, главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители пользуются правами, перечисленными в п.п.3.1 - 3.3 настоящей Инструкции (за исключением п.п. "а" и "б" п. 3.3), а также в соответствии с пунктом 18 Положения вправе выносить постановления о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, организаций и учреждений (приложение 3), независимо от форм собственности и подчинения при нарушении ими Основ лесного зако- нодательства Российской Федерации и в иных предусмотренных законода- тельными актами случаях. Указанное постановление выносится в порядке, установленном п. 4.6 настоящей Инструкции. 3.5. Должностные лица, указанные в п. 1.3 настоящей Инструкции, входят в состав государственной лесной охраны, при исполнении служеб- ных обязанностей имеют право ношения и применения в установленном по- рядке служебного огнестрельного оружия, пользуются другими правами, предоставленными работникам государственной лесной охраны, в соот- ветствии с их компетенцией. 4. Порядок оформления документов по результатам государственного контроля 4.1. Государственные инспектора в зоне деятельности лесхоза (лесники, мастера леса, помощники лесничих) в случае выявления при проведении проверок нарушений лесного законодательства представляют на имя лесничего докладные записки об этом с приложением документов, составленных в соответствии с их компетенцией. Лесничим на основании докладных записок или в случае выявления нарушений в результате прове- рок, проведенных им непосредственно, составляются заключения о дея- тельности проверенных объектов контроля. Заключения о результатах проведенных проверок, независимо от того выявлены нарушения или нет, составляются также всеми другими осу- дарственными инспекторами лесхозов, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. 4.2. В заключение указывается дата проведения проверки и объект контроля, характеризуется деятельность проверенного объекта по контро- лируемым вопросам, описываются, если выявлены, недостатки и нарушения, причины, их вызвавшие, и указываются последствия, к которым они приве- ли или могут привести, отмечаются должности, фамилии, имена и отчества виновных в этом лиц, предлагаются конкретные мероприятия по улучшению состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Зак- лючение составляется в произвольной форме на бланке установленного об- разца (приложение 4). 4.3. Содержание заключения доводится до сведения руководителя (заместителя) проверенного предприятия, учреждения или организации, а также других лиц, принимавших участие в проверке. В случае несогласия с заключением к нему может быть приложено особое мнение, наличие кото- рого не препятствует принятию государственным инспектором соответству- ющих мер по устранению выявленных нарушений лесного законодательства. Один экземпляр заключения передается в проверенное предприятие, орга- низацию или учреждение. 4.4. При обнаружении во время проведения проверки нарушений лесного законодательства, государственный инспектор составляет в уста- новленном порядке протокол либо принимает меры по его составлению уполномоченными на то должностными лицами. Протокол о нарушении лесно- го законодательства оформляется в установленном порядке и направляется для привлечения виновных должностных лиц и граждан к ответственности. Административный штраф может быть взыскан с нарушителя государственным инспектором на месте в случаях, предусмотренных законодательством. 4.5. Государственные инспектора по результатам проверки, в случае выявления недостатков или нарушений лесного законодательства, в соот- ветствии со своей компетенцией (п.п. 3.2, 3.3, 3.4 Инструкции) оформ- ляют и дают юридическим и физическим лицам обязательные к исполнению Указания. Указание может быть вручено соответствующему должностному лицу проверенного предприятия, организации, учреждения или гражданину под расписку, а также при необходимости направлено по почте с уведомлением о вручении. О выполнении Указания в установленные в нем сроки руководитель проверенного предприятия, учреждения, организации или гражданин обязан уведомить государственного инспектора, выдавшего Указание. 4.6. При выявлении пользования лесным фондом, осуществляемого на- основании разрешительного документа, выданного с нарушением правил (наставлений) отпуска древесины на корню в лесах, рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных материалов, побочных лесных пользований, а также на заготовку древеси- ны сверх утвержденной расчетной лесосеки, лесопользование прекращается государственными инспекторами немедленно. В этом случае на месте оформляется и выдается лесопользователю Указание, в котором предписывается немедленно прекратить работы на соответствующем участке лесного фонда, а владельцу лесного фонда выда- ется Указание, в котором предписывается аннулировать указанный разре- шительный документ. В орган, принявший решение о предоставлении участка лесного фонда в пользование, направляется Представление о прекращении права пользо- вания лесным фондом (приложение 5). Примечание. Пользование лесным фондом по разрешительным докумен- там, выданным с нарушением правил (наставлений) отпуска древесины на корню в лесах, рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных материалов, побочного пользования, а также сверх утвержденной расчетной лесосеки является незаконным со времени выдачи указанного документа. Ответственность за указанное незаконное пользование лесным фондом несет орган, принявший решение о предоставлении участка лесного фонда в пользование и владелец лесного фонда, выдавший разрешительный доку- мент. Незаконным является также пользование лесным фондом без разреши- тельных документов, а при их наличии осуществляемое не на том участке или за его границами, установленными в материалах отвода (чертеже, аб- рисе), рубка не тех пород деревьев и кустарников, не тех отпускных ди- аметров, которые указаны в разрешительных документах, или не подлежа- щие рубке, рубка до или после установленных сроков, заготовка лесной продукции сверх разрешенного количества, а также в иных случаях осу- ществления лесных пользований не в соответствии с целями или требова- ниями, предусмотренными разрешительными документами. Продукция, заго- товленная в этих случаях, является незаконно добытой. 4.7. Государственные инспектора, в случаях, предусмотренных п.п. 2, 4, 6, 8 части второй ст. 37 Основ лесного законодательства Российской Федерации, в соответствии со своей компетенцией направляют в органы, принявшие решение о предоставлении участка лесного фонда в пользование, Представление о прекращении права пользования лесным фон- дом. После решения соответствующих органов о досрочном прекращении права пользования лесным фондом оно оформляется аннулированием разре- шительных документов владельцами лесного фонда или лесничествами, вы- давшими их. 4.8. В случаях выявления при проверках нарушений лесопользовате- лем условий, предусмотренных в разрешительных документах, госу- дарственные инспектора в соответствии с их компетенцией направляют в органы, выдавшие разрешительный документ, Представление о приостанов- лении или ограничении права пользования лесным фондом (приложение 6) или, руководствуясь ст. 39 Основ лесного законодательства Российской Федерации, принимают Решение о приостановлении или ограничении права пользования лесным фондом (приложение 7) с уведомлением об этом лесо- пользователя. Приостановление или ограничение права пользования лесным фондом может быть возобновлено в полном объеме после устранения допущенных нарушений соответствующим Решением о возобновлении права пользования лесным фондом (приложение 8) с уведомлением об этом лесопользователя. 4.9. При уклонении от исполнения Указаний, выданных государствен- ными инспекторами в случаях, указанных в п.п. 4.5, 4.6 настоящей инструкции, или при отказе органов местного самоуправления удовлетво- рить представления о приостановлении, ограничении или прекращении пра- ва пользования лесным фондом в случаях, указанных в п.п. 4.7, 4.8 Инструкции, об этом информируются главные государственные инспектора (заместители), которые принимают решение о вынесении Постановления о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности предприятия, организации или учреждения, нарушающего лесное законодательство. Постановление может быть вручено соответствующему должностному лицу предприятия, организации или учреждения под расписку, а также при необходимости направлено по почте с уведомлением о вручении. 4.10. В случае неисполнения указанными предприятиями, организаци- ями и учреждениями Постановления и продолжении запрещенной деятель- ности (проведении запрещенных лесных пользований, работ,не связанных с лесопользованием и ведением лесного хозяйства, иных работ, отрицатель- но влияющих на состояние и воспроизводство лесов), главным госу- дарственным инспектором (заместителем) направляется в финансово-кре- дитный орган Предписание о прекращении финансирования (кредитования) деятельности, ведущейся с нарушением требований лесного законода- тельства (приложение 9), и копия Постановления. 4.11. Приостановленная, ограниченная или прекращенная деятель- ность предприятия, организации, учреждения может быть разрешена в полном объеме главным государственным инспектором (заместителем), вы- несшим соответствующее Постановление, если обстоятельства и условия, вызвавшие приостановление, ограничение или прекращение деятельности, устранены. При этом в финансово-кредитный орган направляется Уведомле- ние (приложение 10) главного государственного инспектора (заместителя) с предложением о возобновлении финансирования (кредитования), а нару- шителю - Решение о возобновлении деятельности предприятия, организа- ции, учреждения (приложение 11). 4.12. Материалы государственного контроля (Заключения, Указания, Представления, Решения, Постановления и др.) брошюруются в специальные дела, которые хранятся в государственных органах управления лесным хо- зяйством в течение 3 лет. 4.13. Государственные органы управления лесным хозяйством ведут отраслевой статистический учет по государственному контролю в уста- новленном порядке. УТВЕРЖДЕНО: Руководитель Федеральной службы лесного хозяйства РФ В.Шубин СОГЛАСОВАНО: Заместитель министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации А.М.Амирханов 26 августа 1994 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 ноября 1994, N 721 |