О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.12.94 157

               О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
                         ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          1 декабря 1994 г.

                            N ВЗ-6-13/465
                                N 157

                                 (Д)

     Государственные налоговые   инспекции   по  субъектам  Российской
Федерации

     Министерства финансов республик в составе  Российской  Федерации,
финансовые управления  (главные  управления,  комитеты,  департаменты,
отделы) администраций краев, областей, автономных образований, городов
и районов,   департамент   финансов   правительства   Москвы,  комитет
экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга

     В связи с кризисом платежей и отсутствием  средств  на  расчетных
счетах предприятий    значительное    количество    налогоплательщиков
несвоевременно рассчитываются с бюджетом, имеют постоянно возрастающую
задолженность по платежам в бюджетную систему.
     В этих условиях органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления принимают решения:
     - о погашении задолженности по уплате налогов  в  соответствующие
бюджеты натуральным   покрытием  (углем,  нефтепродуктами,  продуктами
питания и др.);
     - о   взаимозачете   между   предприятием-недоимщиком,  бюджетным
учреждением и местным бюджетом;
     - о     зачете     задолженности     территориальных     бюджетов
налогоплательщикам по   казначейским   налоговым   освобождениям   (по
аналогии с    проводимым   Минфином   России   зачетом   задолженности
федерального бюджета).
     Исходя из  необходимости  отражения  таких  операций по расчету с
территориальными бюджетами  в  налоговой  отчетности   о   поступлении
налогов и других обязательных платежей, Госналогслужба России и Минфин
России разъясняют.
     Основанием для  отражения налоговыми органами поступлений налогов
в виде произведенной продукции или услуг,  погашения задолженности  по
уплате налогов  в  территориальные  бюджеты и проведения взаимозачетов
должны быть соответствующие постановления (распоряжения),  принимаемые
органами исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  и
местной администрации.
     При этом  рекомендуется  следующий  порядок  оформления указанных
операций:
     1. На   основании   Закона   Российской   Федерации   "О  местном
самоуправлении", Закона  Российской  Федерации  "О   недрах",   "Основ
лесного законодательства  Российской  Федерации" органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местной  администрации  вправе
производить по  взаимному  соглашению  с налогоплательщиками замену до
50% налога от прибыли,  до 100%  платы  за  недра  и  лесных  податей,
причитающихся территориальному    бюджету,    натуральным   покрытием:
производимой продукцией или услугами (натуроплатой).
     Финансовый орган,   получив   документы,   подтверждающие  отпуск
продукции, представляет в госналогинспекцию справку об уплате налогов,
в которую  включаются  следующие реквизиты:  дата проведения операции,
наименование предприятия,  общая сумма засчитываемых в территориальный
бюджет налогов по срокам уплаты.
     В бухгалтерском учете  по  исполнению  местного  бюджета  расчеты
натурой отражаются   как  поступление  налогов  и  в  такой  же  сумме
отражаются расходы бюджета,  однако бухгалтерские операции проводятся,
минуя текущий счет местного бюджета.
     В бухгалтерском  учете   предприятий,   уплачивающих   налоги   в
натуральном выражении, такая уплата должна быть в обязательном порядке
отражена по кредиту счетов учета реализации продукции (работ, услуг) в
корреспонденции с дебитом счета расчетов с бюджетом.
     2. Учреждения и организации,  дотируемые  из  бюджета,  бюджетные
учреждения, имеющие кредиторскую задолженность за продукцию,  работы и
услуги, представляют  в  финансовые  органы  данные  о   задолженности
бюджета. После этого,  в целях погашения задолженности территориальных
бюджетов предприятиям и организациям проводится взаимозачет  платежей,
при котором должны использоваться налоговые соглашения (приложение).
     Налоговое соглашение  заключается   между   финансовым   органом,
налоговой инспекцией,     предприятием-налогоплательщиком,     имеющим
недоимку, и предприятием  (бюджетным  учреждением),  финансируемым  из
местных бюджетов.  При этом два экземпляра соглашения (для финоргана и
налогового органа) находятся в налоговой инспекции.
     Налоговый орган           по           месту          регистрации
предприятия-налогоплательщика производит    отметку    о     погашении
задолженности по   данному  предприятию  на  соответствующей  карточке
лицевого счета с отметкой "в порядке зачета" платежей в местный бюджет.
     После погашения   задолженности  на  лицевой  стороне  налогового
соглашения делается отметка "погашено на сумму",  проставляется  дата,
подпись руководителя   налогового  органа  и  печать.  Один  экземпляр
налогового соглашения передается в финансовый  орган  для  дальнейшего
отражения в бухгалтерском учете.
     3. При  проведении,  по  аналогии  с   федеральным   казначейским
налоговым освобождением, зачета задолженности территориальных бюджетов
перед налогоплательщиками  могут  применяться   положения   Временного
порядка проведения   зачета   задолженности  федерального  бюджета  по
казначейским налоговым освобождениям,  утвержденного 23  февраля  1994
года Минфином  России  и Госналогслужбой России (письмо Госналогслужбы
России от 25 февраля 1994 г. N ВГ-6-13/60).
     При этом  организациями  и  учреждениями,  ведущими бухгалтерский
учет по плану счетов бюджетных учреждений и финансируемых  из  местных
бюджетов, вместо  субсчета  094  "Текущий счет по федеральному бюджету
казначейских налоговых  освобождений"   применяется   вновь   вводимый
субсчет 104 "Текущий счет по налоговым освобождениям (соглашениям)", а
в финансовых органах вместо субсчета 010 "Средства  бюджета  в  банке"
применяется субсчет 011 "Текущий счет (основной) местного бюджета".
     4. По получении от финансового органа уведомления о произведенном
зачете главными   распорядителями   ассигнований  и  подведомственными
организациями и учреждениями,  ведущими учет по плану счетов бюджетных
учреждений, суммы   зачетов   в  бухгалтерском  учете  отражаются  как
финансирование за счет средств бюджета и как  кассовые  и  фактические
расходы. При  этом  указанные  операции  отражаются  по  дебету  вновь
вводимого субсчета  104  "Текущий  счет  по  налоговым   освобождениям
(соглашениям)" и  кредиту  субсчетов 230 "Финансирование из бюджета на
расходы учреждения   и   другие   мероприятия",   140   "Расчеты    по
финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия".
     Одновременно вышестоящим       распорядителем        ассигнований
соответственно дебетуется  субсчет  140  и кредитуется субсчет 104,  а
нижестоящим - дебетуется субсчет 104 и кредитуется субсчет 140.
     Централизованными бухгалтериями  или учреждениями,  ведущими учет
самостоятельно, операции  за  полученные   материальные   ценности   и
оказанные услуги,  оформляются  бухгалтерскими записями соответственно
по дебету субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"  и
кредиту субсчета 104 как кассовые расходы.
     Главными распорядителями       ассигнований,       осуществляющих
финансирование подведомственных   учреждений,  переведенных  на  новые
условия хозяйствования,  и  организованные  при  них  централизованные
бухгалтерии, обслуживание   такие   учреждения,   указанные   операции
отражаются по дебету субсчета 200 "Расходы по  бюджету  на  содержание
учреждения и   другие   мероприятия"   и   кредиту   субсчета  104,  а
централизованными бухгалтериями,  кроме того,  дебетуется субсчет  113
"Расчетный счет"  и кредитуются субсчета 246 "Фонд производственного и
социального развития"  и  249  "Материальные  и  приравненные  к   ним
затраты", соответственно,  и  одновременно  дебетуется  субсчет  178 и
кредитуется субсчет  113.  Подведомственными  учреждениями,   ведущими
бухгалтерский учет  самостоятельно,  указанные  операции отражаются по
дебету субсчета 113 и кредиту субсчетов 246  и  249  соответственно  и
одновременно - по дебету субсчета 178 и кредиту субсчета 113.
     В отчетности   об   исполнении   смет   расходов   учреждений   и
использовании бюджетных ассигнований операции по зачетам отражаются по
их целевому назначению в  установленном  для  бюджетных  учреждений  и
организаций порядке.
     5. В финансовом органе суммы зачетов (изложенные в п.п.  1, 2 и 3
данных разъяснений)  в  бухгалтерском  учете отражаются как внутренние
внебанковские записи по дебету субсчета 011 "Текущий  счет  (основной)
местного бюджета"  и  кредиту  субсчета  040 "Доходы бюджета" по видам
доходов в соответствии с бюджетной  классификацией.  Одновременно  эти
суммы учитываются  как  финансирование за счет средств бюджета главных
распорядителей ассигнований по  дебету  субсчета  014  "Текущие  счета
распорядителей ассигнований" и кредиту субсчета 011.
     6. Налоговые органы ведут  учет  налогов,  поступивших  в  доходы
территориальных бюджетов в виде натуральной оплаты, взаимозачетов и по
казначейским налоговым освобождениям, в отдельных реестрах поступлений
и возвратов  по форме N 25 и одновременно проводят отдельной строкой в
соответствующих карточках лицевых счетов.
     7. Ежемесячные   результаты   о   поступлении   доходов  за  счет
натуроплаты, произведенного взаимозачета и по  казначейским  налоговым
освобождениям, выданным   органами   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации   и   местного   самоуправления    администрации,
отражаются налоговыми  органами  в  отчетности  по формам NN 1-Н,  1-Н
(отрасли), 3-Н, 3-Н (бюджет), 4-Н, 4-Н (отрасли в следующем порядке: в
виде  сокращения  недоимки  по платежам в бюджет (в формах N 4-Н и 4-Н
(отрасли),  фактически поступивших платежей (в форме N 3-Н по  строкам
301 и 306, а в случае зачета сумм текущих платежей, соответственно, по
строкам 302,  303 и 304). В формах N 1-Н, 1-Н (отрасли) и 3-Н (бюджет)
указанные   сумы   показываются   как   фактическое   поступление   по
соответствующим кодам.
     Приложение: по тексту.

Заместитель Руководителя                Заместитель Министра
Госналогслужбы России -                 финансов Российской Федерации
государственный советник
налоговой службы 1 ранга

                В.А.Зверховский                       С.В.Алексашенко

01.12.94 N ВЗ-6-13/465                  01.12.94 N 157


                                        Приложение
                                        к письму Госналогслужбы
                                        России и Минфина России
                                        от 1 декабря 1994 г.
                                        N ВЗ-6-13/465 и N 157


                         С О Г Л А Ш Е Н И Е
           О ЗАЧЕТЕ ВЗАИМНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В __________________
             БЮДЖЕТ И АССИГНОВАНИЙ ИЗ __________________
          БЮДЖЕТА ПО СОСТОЯНИЮ НА _________________ 199  г.

     1. Финансовому  отделу администрации ___________________ района и
государственной налоговой   инспекции   ____________________    района
ЗАЧЕСТЬ в  уплату платежей в районный бюджет __________ тыс.  руб.  от
______________________________________
 (наименование бюджетной организации)

     2. Финансовому  отделу администрации ___________________ района и
____________________________________ ЗАЧЕСТЬ   в    финансирование  из
(наименование бюджетной организации)

районного бюджета __________________ тыс. рублей.

     3. __________________________  и ________________________ ПРИНЯТЬ
               (наименование бюджетных организаций)

К ВЗАИМОЗАЧЕТУ задолженность за потребляемую электроэнергию  на  сумму
тыс. рублей.

Заведующий финансовым отделом

Главный бухгалтер финансового отдела

Начальник налоговой инспекции

Начальник отдела учета и отчетности налоговой инспекции

Директор (Руководитель) _________________________________________
                         (наименование бюджетной организации)

Главный бухгалтер       _________________________________________
                         (наименование бюджетной организации)

Директор (Руководитель) _________________________________________
                         (наименование бюджетной организации)

Главный бухгалтер       _________________________________________
                         (наименование бюджетной организации)



                                                          Приложение 2
        УТВЕРЖДАЮ                                  УТВЕРЖДАЮ
     Министр финансов                     Руководитель Государственной
    Российской Федерации                         налоговой службы
                                               Российской Федерации
           С. К. Дубинин                                   В. В. Гусев
      23 февраля 1994 г.                         23 февраля 1994 г.

                          ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
         проведения зачета задолженности федерального бюджета
                по казначейским налоговым освобождениям


     В связи с принятым Правительственной Комиссией по кредитной поли-
тике решением (протокол N 26 от 25 января 1994 г.) о  погашении  части
задолженности  федерального бюджета за 1993 год,  образовавшейся перед
предприятиями и организациями, устанавливается следующий Временный по-
рядок проведения зачета задолженности федерального бюджета с использо-
ванием казначейских налоговых освобождений.
     1. Казначейское налоговое освобождение предоставляется Министерс-
твом финансов Российской Федерации по форме  N  15  (бывшее  расходное
расписание  по  кредитам союзного бюджета),  а также по вновь вводимой
форме казначейского налогового освобождения в  четырех  экземплярах  в
соответствии с перечнем предприятий и организаций, согласованным с от-
раслевыми министерствами и ведомствами,  в сумме,  определенной исходя
из  необходимости  погашения части задолженности федерального бюджета,
образовавшейся за 1993 год перед соответствующими предприятиями и  ор-
ганизациями.
     2. Казначейское налоговое освобождение является именным и переда-
че другому предприятию (организации) не подлежит. В казначейском нало-
говом освобождении указывается наименование предприятия (организации),
которому оно выдается, вышестоящего министерства или ведомства, а так-
же сумма части задолженности федерального бюджета за 1993 год, погаша-
емая в счет причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов (недо-
имки и текущих платежей в федеральный бюджет).
     3. Заполненные  бланки казначейских налоговых освобождений предс-
тавляются департаментами отраслевого финансирования  Министерства  фи-
нансов  Российской  федерации в Главное управление федерального казна-
чейства для подписания и регистрации.  При этом на  втором  экземпляре
ставится  подпись руководителя департамента отраслевого финансирования
Министерства финансов Российской Федерации.  Главное управление  феде-
рального  казначейства проводит регистрацию казначейских налоговых ос-
вобождений (проставляет дату, подписи и печать).
     4. Первый, третий и четвертый экземпляры зарегистрированного каз-
начейского налогового освобождения выдаются  департаменту  отраслевого
финансирования  для передачи соответствующему министерству или ведомс-
тву.  Отраслевое министерство или ведомство обязано передать указанные
экземпляры  казначейских налоговых освобождений предприятию-налогопла-
тельщику,  перед которым имеется задолженность федерального бюджета за
1993  год и на имя которого выписано казначейское налоговое освобожде-
ние.  Второй экземпляр остается в Главном управлении федерального каз-
начейства  для осуществления последующего контроля за погашением суммы
задолженности.
     Первый и четвертый экземпляры представляются налогоплательщиком в
налоговый орган,  в котором он зарегистрирован как плательщик налогов.
Третий остается у налогоплательщика.
     5. Налоговый орган по месту регистрации  налогоплательщика  ведет
учет погашения задолженности по данному предприятию на соответствующей
карточке лицевого счета налогоплательщика с отметкой на полях карточки
<в порядке зачета>.
     Министерство финансов Российской Федерации в  порядке  информации
направляет Государственной налоговой службе Российской Федерации пере-
чень предприятий,  которым выданы налоговые освобождения  с  указанием
суммы зачета.
     6. К зачету задолженности федерального бюджета  предприятию  еди-
новременно принимается сумма недоимки в федеральный бюджет по всем ви-
дам налогов,  имеющейся по данному предприятию по  состоянию  на  дату
представления в налоговый орган казначейского налогового освобождения.
     Если сумма недоимки по всем видам налогов по  данному  налогопла-
тельщику меньше суммы казначейского налогового освобождения, то остав-
шаяся сумма погашается путем зачета текущих налоговых платежей в феде-
ральный бюджет в 1994 году.
     В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки  по  платежам  в
федеральный  бюджет задолженность погашается путем зачета текущих пла-
тежей в указанный бюджет.  Зачет по текущим платежам осуществляется  в
сроки,  установленные для уплаты соответствующих налогов в федеральный
бюджет.
     7. При  погашении казначейского налогового освобождения налоговым
инспектором на оборотной стороне первого,  третьего и  четвертого  эк-
земпляров последовательно делаются отметки,  вначале - о погашении не-
доимки <Погашено на сумму (прописью)>,  а затем - о суммах  погашаемой
задолженности  за  счет текущих платежей в федеральный бюджет по видам
налогов с указанием даты,  заверенные подписью начальника отдела учета
и печатью налогового органа.
     8. Ежемесячные результаты произведенного зачета отражаются  нало-
говым органом в отчетности Государственной налоговой службы Российской
Федерации о поступлении государственных налогов и о недоимке по плате-
жам в бюджет (отчеты по формам 1н и 4н).  При этом данные о погашенных
суммах представляются по форме 1н с записью <<кроме того, от сумм фак-
тического  поступления> нарастающим итогом с использованием тех же ко-
дов строк с приставкой <<а>.
     Например, общее поступление (погашение недоимки) в порядке зачета
на 1 марта текущего года составило 100 млн. рублей, в том числе по на-
логу на прибыль 50 млн. рублей, НДС - 40 млн. рублей, платежи за поль-
зование недрами и природными ресурсами - 10 млн.  рублей. В телеграмме
указывается 01а100,  04а40,  22а50,  31а10. В форме 4н размер недоимки
уменьшается на соответствующую сумму.
     9. Данные  о погашенной недоимке и о суммах зачета текущих плате-
жей в счет задолженности федерального бюджета по видам налогов  ежеме-
сячно  представляются Государственной налоговой службой Российской Фе-
дерации в Главное управление  федерального  казначейства  Министерства
финансов Российской Федерации.
     10. При завершении зачета (погашении всей суммы задолженности) на
лицевой стороне первого,  третьего и четвертого экземпляров казначейс-
кого налогового освобождения делается отметка <Погашено на сумму (про-
писью)>,  проставляется дата, заверяется подписью руководителя налого-
вого органа и печатью. Налоговый орган в трехдневный срок после завер-
шения  зачета  первый  экземпляр казначейского налогового освобождения
представляет в Управление учета,  отчетности и анализа Государственной
налоговой службы Российской Федерации.  Четвертый экземпляр хранится в
налоговом органе.
     Государственная налоговая  служба Российской Федерации по получе-
нии от налогового органа погашенного казначейского налогового освобож-
дения передает этот экземпляр в Министерство финансов Российской Феде-
рации для свода и сверки выданных документов  со  вторым  экземпляром,
находящимся  в  Главном управлении федерального казначейства.  Главное
управление федерального казначейства после поступления первого экземп-
ляра казначейского налогового освобождения с отметками налоговой служ-
бы передает второй экземпляр казначейского налогового освобождения со-
ответствующему министерству, ведомству.
     11. Начисленная налоговым органом и не внесенная налогоплательщи-
ком пеня по не уплаченным в срок налогам и платежам в федеральный бюд-
жет по состоянию на день зачета недоимки,  взысканию в доход федераль-
ного бюджета не подлежит и не принимается к зачету.
     12. В бухгалтерском учете сумма, обозначенная в полученном казна-
чейском налоговом освобождении, отражается предприятием по дебету сче-
та 68 <Расчеты с бюджетом> (соответствующие субсчета по тем видам  на-
логов, в счет взносов которых в федеральный бюджет производится зачет)
в корреспонденции со счетом 96 <<Целевое  финансирование  и  поступле-
ния>.
     13. По получении от Министерства  финансов  Российской  Федерации
второго  экземпляра исполненного казначейского налогового освобождения
министерствами, ведомствами и подведомственными им организациями и уч-
реждениями,  ведущими бухгалтерский учет по плану счетов бюджетных уч-
реждений, суммы налоговых освобождений в бухгалтерском учете отражают-
ся  как финансирование за счет средств федерального бюджета и как кас-
совые и фактические расходы.
     При этом  указанные операции отражаются по дебету вновь вводимого
субсчета 094 <<Текущий счет по федеральному бюджету казначейских нало-
говых освобождений> и кредиту субсчетов 230 <<Финансирование из бюдже-
та на расходы учреждения и другие мероприятия>, 140 <Расчеты по финан-
сированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия>.  При
выдаче вышестоящим распорядителем ассигнований налоговых  освобождений
нижестоящим  распорядителям  ассигнований им соответственно дебетуется
субсчет 140 и кредитуется субсчет 094,  а нижестоящим дебетуется субс-
чет 094 и кредитуется субсчет 140.
     Одновременно организациями и учреждениями оформляются бухгалтерс-
кие  записи соответственно по дебету субсчета 173 <Расчеты по платежам
в бюджет> и кредиту субсчета 094 как кассовые  расходы.  Учреждениями,
переведенными на новые условия хозяйствования,  указанные операции от-
ражаются по дебету субсчета 200 и кредиту субсчета 094 как фактические
и кассовые расходы,  а также по дебету субсчета 113 <Расчетный счет> и
кредиту субсчета 270 <Единый фонд финансовых средств> и одновременно -
по дебету субсчета 173 и кредиту субсчета 113.
     Если министерствами и ведомствами в установленном порядке бюджет-
ные  средства  с  текущих счетов по федеральному бюджету перечисляются
непосредственно на расчетные счета предприятий и организаций,  то  эти
операции ими отражаются соответственно по дебету субсчета 200 и креди-
ту субсчета 094 как фактические и кассовые расходы.
     В отчетности об исполнении смет расходов учреждений и использова-
нии бюджетных ассигнований операции с суммами  налоговых  освобождений
отражаются по их целевому назначению в установленном для бюджетных уч-
реждений и организаций порядке.
     14. Главным управлением федерального казначейства суммы зачтенных
налоговых освобождений в бухгалтерском учете отражаются как внутренние
внебанковские  записи по дебету субсчета 010 с Средства бюджета в бан-
ке> и кредиту субсчета 040 <Доходы бюджета> по видам доходов  в  соот-
ветствии с бюджетной классификацией. Одновременно эти суммы учитывают-
ся как финансирование за счет  средств  федерального  бюджета  главных
распорядителей  ассигнований  и  произведенные ими кассовые расходы по
целевому назначению с отражением по дебету субсчета 014 <Текущие счета
распорядителей ассигнований> и кредиту субсчета 010, а также по дебету
субсчета 020 <<Расходы бюджета> по подразделениям бюджетной  классифи-
кации и кредиту субсчета 014.