О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН, КОМАНДИРОВАННЫХ ЗА ГРАНИЦУ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 06.10.94 03-3-10

      О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И РОССИЙСКИХ
                  ГРАЖДАН КОМАНДИРОВАННЫХ ЗА ГРАНИЦУ

                                ПИСЬМО

        ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          6 октября 1994 г.

                              N 03-3-10

                                 (Д)

     Управление налогообложения физических лиц на Ваши вопросы о нало-
гообложении доходов иностранных граждан и российских граждан, команди-
рованных за границу, сообщает следующее.
     1. Налогообложение российских граждан  на  территории  Российской
Федерации осуществляется в порядке, предусмотренные Законом Российской
Федерации от 7.12.91 N 1998-1 " О подоходном налоге с физических лиц".
Налогообложение доходов иностранных граждан и лиц без гражданства осу-
ществляется с учетом особенностей,  предусмотренных разделами V  и  VI
Закона.
     Согласно статьи 5 названного Закона, в случае если международными
договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные пра-
вила,чем те, которые содержаться в законодательстве Российской Федера-
ции по налогообложению,  то применяются правила международного догово-
ра.  Поэтому налогообложение граждан Российской Федерации,  выезжающих
для занятия преподавательской деятельностью в страны,  с которыми есть
договор об избежании двойного налогообложения (из перечисленных в  Ва-
шем письме государств - это США,  Испания,  Канада,  Дания,  Германия,
Франция, Финляндия и Япония) осуществляется с учетом статьи 5  назван-
ного Закона. Для физических лиц, которые выезжают в страны, с которыми
нет договора об избежании двойного налогообложения  (в  Вашем  примере
это это Македония, ЮАР, Латвия, Литва, Эстония, Белоруссия и Украина),
налогоообложение осуществляется в общеустановленном порядке.  Команди-
рование российских граждан за границу должно осуществляться в порядке,
предусмотренном правилами "Об условиях труда советских  работников  за
границей", утвержденных постановлением Государственного комитета Сове-
та Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от  25.12.74  N
365   и  с  учетом  постановления  Совета  Министров  -  Правительства
Российской Федерации от 1.12.93 N 1261 "О размере  и  порядке  выплаты
суточных  при  краткосрочных  командировках  на территории иностранных
государств".
     При этом следует иметь ввиду,  что в случае если предприятие нап-
равило работника в командировку (как внутри страны, так и за ее преде-
лы) для выполнения служебного поручения и оформило это в порядке, пре-
дусмотренном законодательством,  а  оплату  поездки  произвело  другое
предприятие,  то в налогооблагаемый доход гражданина не включаются су-
точные в пределах норм,  установленных законодательством, а также фак-
тически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд
до места назначения и обратно,  сбор за услуги аэропортов, страховые и
комиссионные  сборы,  расход на проезд на аэродром или вокзал в местах
отправления,  назначения или пересадок (кроме проезда  на  такси),  на
провоз багажа,  расходы  по найму жилого помещения,  получению загран-
паспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену чека в бан-
ке на наличную иностранную валюту.
     В случае,  если гражданин направляется в поездку организацией,  с
которой он в трудовых отношениях не состоит и, следовательно, не нахо-
дится в административном подчинении у руководителя  этой  организации,
то указанная поездка командировкой не является, а оплата стоимости по-
ездки является компенсацией расходов гражданина, если эта выплата ого-
ворена в договоре на выполнение работ.  При отсутствии договора на вы-
полнение работ между организациями,  стоимость поездки, оплаченной ор-
ганизацией,  следует рассматривать как личный доход гражданина, подле-
жащий налогообложению на общих основаниях.
     2. В  соответствии  со  статьей  5 Закона Российской Федерации от
7.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", если междуна-
родными договорами  Российской  Федерации или бывшего СССР установлены
иные правила,  чем  те,   которые   содержаться   в   законодательстве
Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила между-
народного договора.  Статьей 12 действующего в настоящее время "Согла-
шения  между  Правительством  Российской  Федерации  и  Правительством
Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и иму-
щества" от 22 мая 1992 года не предусмотрены льготы по налогообложению
физическим лицам,  занимающимся восстановлением  памятников.  Граждане
Польши,  проживающие на территории России свыше 183 дней, подлежат на-
логообложению в порядке, предусмотренном статьями 14-16 названного За-
кона. При этом, польские граждане должны подать декларацию о всех сво-
их доходах,  полученных как на территории Польши,  так и на территории
России.
     В соответствии со статьей 4 названного  Закона  физическим  лицам
может  быть  произведен  зачет уплаченных налогов на территории Польши
при условии предоставления ими заключения об уплате налога за предела-
ми  Российской Федерации,  подтвержденного налоговым органам соответс-
твующего иностранного государства.
     3. Граждане Швеции,  проживающие в Российской Федерации,  в соот-
ветствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством  Ко-
ролевства Швеции об устранении двойного налогообложения доходов и иму-
щества от 13 октября  1981 года,  пользуются льготами  по  подоходному
налогу,  но не в отношении подотчетных сумм и сумм, полученных на пре-
дставительские расходы.
     Порядок выдачи  наличных  денежных средств под отчет регулируется
правилами ведения кассовых операций.  В настоящее время на  территории
России действует  Порядок ведения кассовых операций в Российской Феде-
рации, утвержденный  решением  Совета  директоров  Центрального  банка
Российской Федерации  от 22.09.93 N 40.  Пунктом 11 названного Порядка
предусмотрено, что предприятия выдают наличные деньги под отчет на хо-
зяйственно-операционные расходы в размерах и сроки, определяемые руко-
водителями предприятий.
     Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих
дней после установленного срока или со дня возвращения их из  команди-
ровки  предъявить  в  бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных
суммах и произвести окончательный расчет по ним.
     Если при  проведении проверки предприятия установлено, что подот-
четные суммы числятся за получившими их лицами длительное время, в том
числе по истечении трех дней после установленного срока, рекомендуется
провести проверку использования подотчетных сумм,  получить письменные
объяснения от  соответствующих должностных лиц и подотчетного лица и с
учетом этой проверки рассмотреть вопрос о включении выданной  суммы  в
совокупный доход того подотчетного лица.
     При установлении фактов списания со счета 71 задолженности подот-
четных лиц  без предоставления соответствующих оправдательных докумен-
тов, подтверждающих произведенные  расходы,  подотчетные  суммы,  нео-
боснованно  списанные  с  лиц без удержания из заработной платы (дохо-
дов),  на основании статей 2 и 7 Закона Российской Федерации "О  подо-
ходном  налоге с физических лиц" подлежат включению в совокупный нало-
гооблагаемый доход этих лиц того календарного года,  в  котором  суммы
были списаны.
     Предприятия, не удержавшие с указанных  сумм,  подоходный  налог,
привлекаются к  ответственности в порядке,  предусмотренном статьей 21
названного Закона.
     Следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Минфина России
от 06.10.92 N 94 к представительским расходам относятся затраты,  свя-
занные с проведением официального приема (завтрака,  обеда или другого
аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным
обеспечением,  посещением  культурно-зрелищных  мероприятий,  буфетным
обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы,
оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия и включа-
ются в себестоимость продукции (работ,  услуг) только в пределах уста-
новленных норм при наличии оправдательных первичных документов,  в ко-
торых должна быть указана дата и место,  программа проведения  деловой
встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия,
величина расходов.


     Заместитель начальника Управления,
     государственный советник налоговой
     службы 3 ранга                                      А.П.Комардина