О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН КОМАНДИРОВАННЫХ ЗА ГРАНИЦУ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 октября 1994 г. N 03-3-10 (Д) Управление налогообложения физических лиц на Ваши вопросы о нало- гообложении доходов иностранных граждан и российских граждан, команди- рованных за границу, сообщает следующее. 1. Налогообложение российских граждан на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренные Законом Российской Федерации от 7.12.91 N 1998-1 " О подоходном налоге с физических лиц". Налогообложение доходов иностранных граждан и лиц без гражданства осу- ществляется с учетом особенностей, предусмотренных разделами V и VI Закона. Согласно статьи 5 названного Закона, в случае если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные пра- вила,чем те, которые содержаться в законодательстве Российской Федера- ции по налогообложению, то применяются правила международного догово- ра. Поэтому налогообложение граждан Российской Федерации, выезжающих для занятия преподавательской деятельностью в страны, с которыми есть договор об избежании двойного налогообложения (из перечисленных в Ва- шем письме государств - это США, Испания, Канада, Дания, Германия, Франция, Финляндия и Япония) осуществляется с учетом статьи 5 назван- ного Закона. Для физических лиц, которые выезжают в страны, с которыми нет договора об избежании двойного налогообложения (в Вашем примере это это Македония, ЮАР, Латвия, Литва, Эстония, Белоруссия и Украина), налогоообложение осуществляется в общеустановленном порядке. Команди- рование российских граждан за границу должно осуществляться в порядке, предусмотренном правилами "Об условиях труда советских работников за границей", утвержденных постановлением Государственного комитета Сове- та Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25.12.74 N 365 и с учетом постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1.12.93 N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств". При этом следует иметь ввиду, что в случае если предприятие нап- равило работника в командировку (как внутри страны, так и за ее преде- лы) для выполнения служебного поручения и оформило это в порядке, пре- дусмотренном законодательством, а оплату поездки произвело другое предприятие, то в налогооблагаемый доход гражданина не включаются су- точные в пределах норм, установленных законодательством, а также фак- тически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расход на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, получению загран- паспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену чека в бан- ке на наличную иностранную валюту. В случае, если гражданин направляется в поездку организацией, с которой он в трудовых отношениях не состоит и, следовательно, не нахо- дится в административном подчинении у руководителя этой организации, то указанная поездка командировкой не является, а оплата стоимости по- ездки является компенсацией расходов гражданина, если эта выплата ого- ворена в договоре на выполнение работ. При отсутствии договора на вы- полнение работ между организациями, стоимость поездки, оплаченной ор- ганизацией, следует рассматривать как личный доход гражданина, подле- жащий налогообложению на общих основаниях. 2. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 7.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", если междуна- родными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила между- народного договора. Статьей 12 действующего в настоящее время "Согла- шения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и иму- щества" от 22 мая 1992 года не предусмотрены льготы по налогообложению физическим лицам, занимающимся восстановлением памятников. Граждане Польши, проживающие на территории России свыше 183 дней, подлежат на- логообложению в порядке, предусмотренном статьями 14-16 названного За- кона. При этом, польские граждане должны подать декларацию о всех сво- их доходах, полученных как на территории Польши, так и на территории России. В соответствии со статьей 4 названного Закона физическим лицам может быть произведен зачет уплаченных налогов на территории Польши при условии предоставления ими заключения об уплате налога за предела- ми Российской Федерации, подтвержденного налоговым органам соответс- твующего иностранного государства. 3. Граждане Швеции, проживающие в Российской Федерации, в соот- ветствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством Ко- ролевства Швеции об устранении двойного налогообложения доходов и иму- щества от 13 октября 1981 года, пользуются льготами по подоходному налогу, но не в отношении подотчетных сумм и сумм, полученных на пре- дставительские расходы. Порядок выдачи наличных денежных средств под отчет регулируется правилами ведения кассовых операций. В настоящее время на территории России действует Порядок ведения кассовых операций в Российской Феде- рации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40. Пунктом 11 названного Порядка предусмотрено, что предприятия выдают наличные деньги под отчет на хо- зяйственно-операционные расходы в размерах и сроки, определяемые руко- водителями предприятий. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней после установленного срока или со дня возвращения их из команди- ровки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Если при проведении проверки предприятия установлено, что подот- четные суммы числятся за получившими их лицами длительное время, в том числе по истечении трех дней после установленного срока, рекомендуется провести проверку использования подотчетных сумм, получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц и подотчетного лица и с учетом этой проверки рассмотреть вопрос о включении выданной суммы в совокупный доход того подотчетного лица. При установлении фактов списания со счета 71 задолженности подот- четных лиц без предоставления соответствующих оправдательных докумен- тов, подтверждающих произведенные расходы, подотчетные суммы, нео- боснованно списанные с лиц без удержания из заработной платы (дохо- дов), на основании статей 2 и 7 Закона Российской Федерации "О подо- ходном налоге с физических лиц" подлежат включению в совокупный нало- гооблагаемый доход этих лиц того календарного года, в котором суммы были списаны. Предприятия, не удержавшие с указанных сумм, подоходный налог, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном статьей 21 названного Закона. Следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Минфина России от 06.10.92 N 94 к представительским расходам относятся затраты, свя- занные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия и включа- ются в себестоимость продукции (работ, услуг) только в пределах уста- новленных норм при наличии оправдательных первичных документов, в ко- торых должна быть указана дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов. Заместитель начальника Управления, государственный советник налоговой службы 3 ранга А.П.Комардина |