О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 21.12.94 68-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

       О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                 ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА



     Принят Государственной Думой       11 ноября 1994 года


     

     Настоящий Федеральный  закон  определяет  общие  для   Российской
Федерации  организационно-правовые  нормы  в  области  защиты  граждан
Российской Федерации,  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,
находящихся  на  территории  Российской Федерации (далее - население),
всего  земельного,  водного,  воздушного   пространства   в   пределах
Российской  Федерации  или  его  части,  объектов  производственного и
социального назначения,  а также окружающей природной среды  (далее  -
территории)   от   чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера (далее - чрезвычайные ситуации).
     Действие настоящего  Федерального  закона   распространяется   на
отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной
власти Российской Федерации,  органов государственной власти субъектов
Российской   Федерации,   органов  местного  самоуправления,  а  также
предприятий,   учреждений   и    организаций    независимо    от    их
организационно-правовой  формы  (далее  -  организации)  и населения в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

                       Глава I. Общие положения

                      Статья 1. Основные понятия

     Чрезвычайная ситуация   -   это   обстановка   на    определенной
территории,  сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природного
явления,  катастрофы,  стихийного или иного  бедствия,  которые  могут
повлечь  или  повлекли  за  собой человеческие жертвы,  ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс  мероприятий,
проводимых  заблаговременно  и  направленных  на максимально возможное
уменьшение риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
сохранение   здоровья   людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Ликвидация чрезвычайных  ситуаций  -  это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы,  проводимые при  возникновении  чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение размеров ущерба окружающей  природной  среде  и  материальных
потерь,  а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение
действия характерных для них опасных факторов.
     Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.

      Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области
        защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Законодательство Российской  Федерации в области защиты населения
и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   состоит   из   настоящего
Федерального  закона,  принимаемых в соответствии с ним законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации,  а  также  законов  и
иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

            Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

     Целями настоящего Федерального закона являются:
     предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
     снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций.
     Не связанные  с  перечисленными  в  части первой настоящей статьи
целями  отношения  по  восстановлению   территорий,   пострадавших   в
результате  чрезвычайных  ситуаций,  настоящим  Федеральным законом не
регулируются.

       Статья 4. Единая государственная система предупреждения
                  и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Единая государственная   система   предупреждения   и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления,  силы  и  средства
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органов    местного
самоуправления,  организаций,  в  полномочия  которых  входит  решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Основными задачами  единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
     разработка и   реализация   правовых   и  экономических  норм  по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     осуществление целевых и научно-технических программ, направленных
на  предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  и  повышение  устойчивости
функционирования организаций,  а также объектов социального назначения
в чрезвычайных ситуациях;
     обеспечение готовности  к  действиям  органов  управления,  сил и
средств,  предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     сбор, обработка,  обмен и  выдача  информации  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     прогнозирование и   оценка   социально-экономических  последствий
чрезвычайных ситуаций;
     создание резервов   финансовых   и   материальных   ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     осуществление государственной  экспертизы,  надзора  и контроля в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций;
     осуществление мероприятий   по   социальной   защите   населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
     реализация прав и обязанностей  населения  в  области  защиты  от
чрезвычайных ситуаций,  а также лиц,  непосредственно участвующих в их
ликвидации;
     международное сотрудничество   в   области   защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Принципы построения,  состав  сил  и средств,  порядок выполнения
задач и  взаимодействия  основных  элементов,  а  также  иные  вопросы
функционирования   единой  государственной  системы  предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных   ситуаций   определяются   законодательством
Российской  Федерации,  постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации.

        Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

     Границы зон чрезвычайных  ситуаций  определяются  назначенными  в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством субъектов Российской Федерации руководителями  работ
по   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   на   основе  классификации
чрезвычайных   ситуаций,   установленной   Правительством   Российской
Федерации,    и    по    согласованию   с   исполнительными   органами
государственной  власти  и  органами   местного   самоуправления,   на
территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

          Статья 6. Гласность и информация в области защиты
           населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Информацию в   области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных  ситуациях,  их  последствиях,   а   также   сведения   о
радиационной,  химической,  медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на соответствующих территориях.
     Информация в   области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций,  а также  о  деятельности  федеральных  органов
государственной   власти,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов местного самоуправления и организаций в
этой  области является гласной и открытой,  если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
     Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления
и   администрация   организаций   обязаны   оперативно   и  достоверно
информировать население через средства массовой информации и  по  иным
каналам  о  состоянии  защиты  населения  и территорий от чрезвычайных
ситуаций  и  принятых  мерах  по  обеспечению   их   безопасности,   о
прогнозируемых   и  возникших  чрезвычайных  ситуациях,  о  приемах  и
способах защиты населения от них.
     Сокрытие, несвоевременное    представление   либо   представление
должностными  лицами  заведомо  ложной  информации  в  области  защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  влечет  за собой
ответственность  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     Порядок обеспечения      населения,      федеральных      органов
государственной   власти,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов местного самоуправления  и  организаций
информацией  в  области  защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  устанавливается  законодательством  Российской  Федерации  и
законодательством субъектов Российской Федерации.

             Статья 7. Основные принципы защиты населения
                и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Мероприятия, направленные    на    предупреждение    чрезвычайных
ситуаций,  а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и
потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
     Планирование и  осуществление  мероприятий  по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических,
природных  и  иных  характеристик,  особенностей  территорий и степени
реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Объем и  содержание  мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из  принципа  необходимой
достаточности  и  максимально возможного использования имеющихся сил и
средств.
     Ликвидация чрезвычайных    ситуаций   осуществляется   силами   и
средствами  организаций,  органов  местного  самоуправления,   органов
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации,  на территориях
которых   сложилась   чрезвычайная   ситуация.   При   недостаточности
вышеуказанных   сил   и   средств  в  установленном  законодательством
Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства  федеральных
органов исполнительной власти.

         Глава II. Полномочия органов государственной власти
            Российской Федерации, органов государственной
           власти субъектов Российской Федерации и органов
               местного самоуправления в области защиты
           населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

              Статья 8. Полномочия Президента Российской
          Федерации в области защиты населения и территорий
                       от чрезвычайных ситуаций

     Президент Российской Федерации:
     а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской
Федерации и федеральными законами основные направления государственной
политики и  принимает  иные  решения  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) вносит  на   рассмотрение   Совета   Безопасности   Российской
Федерации  и  принимает  с  учетом его предложений решения по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам
преодоления их последствий;
     в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии  со  статьями
56  и  88  Конституции  Российской  Федерации  при обстоятельствах и в
порядке,  предусмотренных  федеральным  конституционным  законом,   на
территории   Российской   Федерации  или  в  отдельных  ее  местностях
чрезвычайное положение;
     г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации
чрезвычайных ситуаций Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других
войск и воинских формирований.

      Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации
      в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Федеральное Собрание Российской Федерации:
     а) обеспечивает  единообразие  в  законодательном регулировании в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) утверждает    бюджетные    ассигнования    на   финансирование
деятельности и мероприятий в указанной области;
     в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

        Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в
      области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Правительство Российской Федерации:
     а) издает на основании и  во  исполнение  Конституции  Российской
Федерации,   федеральных   законов   и  нормативных  актов  Президента
Российской Федерации постановления и  распоряжения  в  области  защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций и обеспечивает их
исполнение;
     б) организует  проведение  научных  исследований в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     в) организует  разработку  и  обеспечивает выполнение специальных
федеральных программ  в  области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     г) определяет задачи,  функции,  порядок  деятельности,  права  и
обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты
населения  и  территорий  от   чрезвычайных   ситуаций,   осуществляет
руководство   единой   государственной   системой   предупреждения   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     д) обеспечивает   создание   федеральных  резервов  финансовых  и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных  ситуаций,  а  также
определяет порядок использования указанных резервов;
     е) устанавливает  и  контролирует  процесс  производства,   режим
хранения,  условия  перевозки  и порядок использования радиоактивных и
других особо опасных веществ,  соблюдение  при  этом  необходимых  мер
безопасности;
     ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия
исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
     з) принимает решения о непосредственном  руководстве  ликвидацией
чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;
     и) определяет  порядок  привлечения  Войск  гражданской   обороны
Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения
и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  порядок  обмена  указанной
информацией между исполнительными органами государственной  власти,  а
также органами управления, специально уполномоченными на решение задач
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

      Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов
         Российской Федерации и органов местного самоуправления в
      области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
     а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные
нормативные правовые акты в области защиты населения и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     б) осуществляют подготовку и содержание в готовности  необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций,  обучение населения способам защиты и действиям в  указанных
ситуациях;
     в) принимают решения о  проведении  эвакуационных  мероприятий  в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
     г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен  информацией
в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     д) организуют   и   проводят   аварийно-спасательные   и   другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их
проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к
Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
     е) осуществляют  финансирование  мероприятий  в  области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ж) создают  резервы  финансовых  и  материальных   ресурсов   для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     з) содействуют   устойчивому   функционированию   организаций   в
чрезвычайных ситуациях;
     и) создают при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации   постоянно   действующие   органы   управления,  специально
уполномоченные  на  решение  задач  в  области  защиты   населения   и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
     2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
     а) осуществляют  подготовку и содержание в готовности необходимых
сил и средств  для  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций,  обучение  населения  способам  защиты  и  действиям  в этих
ситуациях;
     б) принимают  решения  о  проведении  эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
     в) осуществляют  в установленном порядке сбор и обмен информацией
в области защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
обеспечивают  своевременное  оповещение  и информирование населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     г) осуществляют   финансирование  мероприятий  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     д) создают   резервы   финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     е) организуют   и   проводят   аварийно-спасательные   и   другие
неотложные работы,  а также поддерживают общественный порядок  при  их
проведении;  при  недостаточности собственных сил и средств обращаются
за  помощью  к  органам  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации;
     ж) содействуют   устойчивому   функционированию   организаций   в
чрезвычайных ситуациях;
     з) создают  при   органах   местного   самоуправления   постоянно
действующие  органы  управления,  специально уполномоченные на решение
задач  в  области  защиты  населения  и  территорий  от   чрезвычайных
ситуаций.

         Глава III. Государственное управление в области защиты
            населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

         Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти,
         специально уполномоченный на решение задач в области
        защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Для осуществления  государственного  управления   и   координации
деятельности  федеральных  органов  исполнительной  власти  в  области
защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  создается
специально  уполномоченный  федеральный  орган  исполнительной власти.
Указанный   федеральный    орган    создает    подведомственные    ему
территориальные органы.

      Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти
      в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Федеральные органы исполнительной власти организуют  работу  в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей
сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с
настоящим  Федеральным  законом  и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
     2. Федеральные органы исполнительной власти:
     а) по отношению к подведомственным организациям:
     разрабатывают и        осуществляют       организационные       и
инженерно-технические   мероприятия    по    повышению    устойчивости
функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
     утверждают и издают в соответствии  с  федеральными  требованиями
отраслевые нормы и правила безопасности производства,  технологических
процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от
чрезвычайных ситуаций;
     обеспечивают разработку и реализацию  мероприятий  по  укреплению
радиационной,  химической,  медико-биологической,  взрывной, пожарной,
экологической  безопасности,  а  также  соблюдение   норм   и   правил
инженерно-технических     мероприятий    гражданской    обороны    при
проектировании,     строительстве     и     эксплуатации      объектов
производственного и социального назначения;
     финансируют и   обеспечивают   мероприятия   по    предупреждению
чрезвычайных  ситуаций  и  проведение  аварийно-спасательных  и других
неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
     организуют и  обеспечивают  проведение  научно-исследовательских,
опытно-конструкторских,  испытательных и проектных работ по  проблемам
безопасности;
     б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
     осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты
работников   организаций   от   чрезвычайных    ситуаций,    повышения
устойчивости и безопасности функционирования организаций;
     разрабатывают и  доводят  до  сведения   организаций   отраслевые
требования,   нормативные   документы  по  вопросам  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций
и населения.
     3. Руководители федеральных органов исполнительной  власти  несут
предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность
за ненадлежащее выполнение  указанными  органами  возложенных  на  них
задач  и  осуществление  своих  функций  в  области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
     4. Федеральные  органы исполнительной власти принимают решения об
образовании  в  пределах  выделенных   им   ассигнований   и   штатной
численности подразделений для решения задач в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     5. Федеральные  органы исполнительной власти,  имеющие специально
подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства
для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в
рамках единой  государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций.

            Статья 14.  Обязанности  организаций в области
        защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Организации обязаны:
     а) планировать  и  осуществлять необходимые меры в области защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
     б) планировать и проводить мероприятия по повышению  устойчивости
функционирования    организаций    и   обеспечению   жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
     в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению сил и средств по предупреждению и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,  обучение работников организаций способам защиты и действиям
в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
     г) создавать  и  поддерживать  в  постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
     д) обеспечивать  организацию и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ на подведомственных объектах производственного
и  социального  назначения  и  на  прилегающих  к  ним  территориях  в
соответствии  с  планами  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций;
     е) финансировать мероприятия по защите работников  организаций  и
подведомственных  объектов  производственного и социального назначения
от чрезвычайных ситуаций;
     ж) создавать  резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     з) предоставлять  в  установленном  порядке  информацию в области
защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  а  также
оповещать   работников  организаций  об  угрозе  возникновения  или  о
возникновении чрезвычайных ситуаций.

             Статья 15. Участие общественных объединений
                  в ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Общественные объединения   могут  участвовать  в  мероприятиях  в
области защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и со своими
уставами.
     Общественные объединения,  участвующие  в ликвидации чрезвычайных
ситуаций,   действуют   под   руководством   соответствующих   органов
управления  единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.  На органы  управления  единой  государственной
системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается
ответственность за решение вопросов,  связанных  с  перевозкой  членов
общественных  объединений  к  зоне  чрезвычайной  ситуации  и обратно,
организацией      размещения,       питания,       оплаты       труда,
материально-технического,  медицинского  и других видов обеспечения их
деятельности в этих условиях.
     Участники ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   от  общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку,  подтвержденную в
аттестационном порядке.

          Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской
           Федерации, других войск и воинских формирований
                 для ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Для ликвидации    чрезвычайных    ситуаций   могут   привлекаться
специально подготовленные силы и средства Вооруженных  Сил  Российской
Федерации,   других   войск   и   воинских  формирований.  Порядок  их
привлечения   определяется   Президентом   Российской   Федерации    в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел
       Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов
      Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций

     При ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  силы  и  средства органов
внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов
Российской   Федерации   применяются   в   соответствии   с  задачами,
возложенными на органы внутренних дел законами  и  иными  нормативными
правовыми  актами Российской Федерации,  законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.

           Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
          Федерации в области защиты населения и территорий
                от чрезвычайных ситуаций и социальная
                         защита пострадавших

       Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области
        защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Граждане Российской Федерации имеют право:
     на защиту   жизни,   здоровья   и   личного  имущества  в  случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     в соответствии   с   планами   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной  защиты  и  другое
имущество   органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации,   органов   местного    самоуправления    и    организаций,
предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
     быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в
определенных  местах  пребывания  на  территории  страны,  и  о  мерах
необходимой безопасности;
     обращаться лично,  а  также направлять в государственные органы и
органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения
по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     участвовать в   установленном   порядке   в    мероприятиях    по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на возмещение  ущерба,  причиненного  их  здоровью  и   имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
     на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и
работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
     на бесплатное государственное социальное  страхование,  получение
компенсаций  и льгот за ущерб,  причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на пенсионное  обеспечение  в  случае  потери  трудоспособности в
связи  с  увечьем  или   заболеванием,   полученным   при   выполнении
обязанностей   по   защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций,  в  порядке,  установленном  для  работников,   инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
     на пенсионное обеспечение по случаю потери  кормильца,  погибшего
или  умершего  от  увечья или заболевания,  полученного при выполнении
обязанностей  по  защите  населения  и  территорий   от   чрезвычайных
ситуаций,  в  порядке,  установленном для семей граждан,  погибших или
умерших от увечья,  полученного при выполнении гражданского  долга  по
спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
     2. Порядок и условия  государственного  социального  страхования,
виды   и   размеры  компенсаций  и  льгот,  предоставляемых  гражданам
Российской Федерации в соответствии  с  пунктом  1  настоящей  статьи,
устанавливаются     законодательством     Российской    Федерации    и
законодательством субъектов Российской Федерации.

          Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в
      области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Граждане Российской Федерации обязаны:
     соблюдать законы и  иные  нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации,   законы   и   иные  нормативные  правовые  акты  субъектов
Российской Федерации  в  области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     соблюдать меры  безопасности  в  быту  и  повседневной   трудовой
деятельности,    не    допускать    нарушений    производственной    и
технологической  дисциплины,  требований  экологической  безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
     изучать основные  способы  защиты  населения  и   территорий   от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания  первой  медицинской  помощи
пострадавшим,  правила  пользования  коллективными  и  индивидуальными
средствами   защиты,   постоянно   совершенствовать   свои   знания  и
практические навыки в указанной области;
     выполнять установленные    правила   поведения   при   угрозе   и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     при необходимости     оказывать     содействие    в    проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

            Глава V. Подготовка населения в области защиты
                       от чрезвычайных ситуаций

           Статья 20. Подготовка населения в области защиты
                       от чрезвычайных ситуаций

     Порядок подготовки населения в  области  защиты  от  чрезвычайных
ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
     Подготовка населения  к  действиям   в   чрезвычайных   ситуациях
осуществляется   в   организациях,   в  том  числе  в  образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
     Подготовка руководителей и специалистов организаций,  а также сил
единой   государственной   системы   предупреждения    и    ликвидации
чрезвычайных    ситуаций   для   защиты   от   чрезвычайных   ситуаций
осуществляется в  учреждениях  среднего  и  высшего  профессионального
образования,  в  учреждениях  повышения  квалификации,  на  курсах,  в
специальных учебно-методических центрах  и  непосредственно  по  месту
работы.

            Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты
           населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Пропаганда знаний в области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления,  входящими в
единую   государственную   систему   предупреждения    и    ликвидации
чрезвычайных   ситуаций,   совместно  с  общественными  объединениями,
осуществляющими свою деятельность в области защиты и  спасения  людей,
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти   субъектов    Российской    Федерации,    органами    местного
самоуправления, организациями.
     Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий  от
чрезвычайных   ситуаций   могут   использоваться   средства   массовой
информации.

            Глава VI. Порядок финансового и материального
             обеспечения мероприятий по защите населения
                и территорий от чрезвычайных ситуаций

              Статья 22. Финансирование целевых программ

     Финансирование целевых программ по защите населения и  территорий
от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования
организаций  осуществляется   в   соответствии   с   законодательством
Российской   Федерации   и   законодательством   субъектов  Российской
Федерации.
    
       Статья 23. Финансирование органов управления, специально
           уполномоченных на решение задач в области защиты
           населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Финансирование деятельности   постоянно    действующих    органов
управления,  специально  уполномоченных  на  решение  задач  в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется
за счет средств соответствующих бюджетов.

         Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации
                        чрезвычайных ситуаций

     Финансирование мероприятий по  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
проводится   за   счет   средств   организаций,  находящихся  в  зонах
чрезвычайных  ситуаций,  средств  федеральных  органов  исполнительной
власти,   соответствующих   бюджетов,   страховых   фондов   и  других
источников.
     При отсутствии   или   недостаточности   указанных   средств  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного  фонда
Правительства   Российской   Федерации   в   порядке,  устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.

      Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и
      материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Резервы финансовых   и   материальных   ресурсов  для  ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно  в  целях  экстренного
привлечения  необходимых  средств  в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций.   Указанные   резервы   создаются   федеральными    органами
исполнительной   власти,   органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
     Порядок создания   и   использования  указанных  в  части  первой
настоящей статьи резервов и порядок восполнения использованных средств
этих  резервов  определяются  законодательством  Российской Федерации,
законодательством  субъектов  Российской  Федерации   и   нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.

            Глава VII. Государственная экспертиза, надзор
               и контроль в области защиты населения и
                 территорий от чрезвычайных ситуаций

           Статья 26. Государственная экспертиза в области
        защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов
и  решения  по  объектам  производственного и социального назначения и
процессам,  которые могут быть источниками чрезвычайных  ситуаций  или
могут   влиять   на  обеспечение  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций,   организуется   и   проводится    специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях  проверки
и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и
правилам  и  осуществляется   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.
     В случае необходимости экспертиза предполагаемых  для  реализации
проектов   и  решений  по  объектам  производственного  и  социального
назначения и процессам,  которые могут быть  источниками  чрезвычайных
ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий
от   чрезвычайных   ситуаций,    может    проводиться    общественными
объединениями   и   независимыми  экспертами,  а  также  специалистами
международных  экспертных   организаций   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации.

            Статья 27. Надзор и контроль в области защиты
           населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственный надзор и контроль в области  защиты  населения  и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  проводятся  в  соответствии  с
задачами,   возложенными    на    единую    государственную    систему
предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций,  в целях проверки
полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и  готовности  должностных лиц,  сил и средств к действиям в случае их
возникновения.
     Государственный надзор    и    контроль   в   указанной   области
осуществляются федеральными органами исполнительной власти и  органами
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации и  законодательством  субъектов
Российской Федерации.

       Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства
           Российской Федерации в области защиты населения
                и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Виновные в    невыполнении    или   недобросовестном   выполнении
законодательства Российской Федерации в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций,  создании условий и предпосылок к
возникновению чрезвычайных ситуаций,  непринятии мер по защите жизни и
сохранению   здоровья   людей   и   других   противоправных  действиях
должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную,
административную,  гражданско-правовую и уголовную ответственность,  а
организации - административную и гражданско-правовую ответственность в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством субъектов Российской Федерации.

            Глава VIII. Международные договоры Российской
                Федерации в области защиты населения и
                 территорий от чрезвычайных ситуаций

        Статья 29. Международные договоры Российской Федерации

     Если международными договорами Российской  Федерации  установлены
иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской
Федерации в области защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций,  то  применяются  правила международных договоров Российской
Федерации.

                  Глава IX. Заключительные положения

      Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

           Статья 31. Приведение нормативных правовых актов
            в соответствие с настоящим Федеральным законом

     Нормативные акты  Президента  Российской  Федерации,  нормативные
правовые   акты   Правительства  Российской  Федерации,  ведомственные
нормативные правовые акты,  законы и иные  нормативные  правовые  акты
субъектов  Российской  Федерации,  нормативные  правовые  акты органов
местного  самоуправления  приводятся  в   соответствие   с   настоящим
Федеральным  законом  в  течение  двух месяцев со дня его вступления в
силу.
     Правительство Российской   Федерации   в   трехмесячный   срок  в
установленном  порядке  вносит  в  Государственную  Думу  Федерального
Собрания     Российской    Федерации    предложения    о    приведении
законодательства  Российской  Федерации  в  соответствие  с  настоящим
Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
                                                              Б.ЕЛЬЦИН
21 декабря 1994 г.
N 68-ФЗ