О КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство культуры РФ (Минкультуры России). 09.11.94 752

          О КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА
                    КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
                                ПРИКАЗ
     
              МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
                           9 ноября 1994 г.
     
                                N 752
     
                                 (Д)
     
     
     В целях совершенствования работы  по  подготовке  специалистов  в
сфере искусства и культуры приказываю:
     1. Утвердить  Концепцию  образовательной  политики   Министерства
культуры России (прилагается).
     2. Управлению по делам науки и образования (В.А.Попов)  совместно
с заинтересованными  подразделениями Министерства до 01.12.94 разрабо-
тать и представить график мероприятий по реализации концепции.
     3. Контроль  за ходом ее реализации и выполнением данного приказа
возложить на заместителя Министра В.П.Демина.
     
     
     Министр                                               Е.Ю.Сидоров
     
     
   КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИИ
     
     Под образовательной политикой в прилагаемой концепции  подразуме-
ваются целенаправленные действия Министерства по сохранению,  развитию
и реформированию сложившейся в отрасли системы непрерывного профессио-
нального образования   на   основе  реализации  законодательных  актов
Российской Федерации, действующих нормативных документов.
     В настоящее  время  эта  система  включает в себя свыше 5,8 тысяч
школ (примерно 1,2 млн.учащихся) так называемого дополнительного  (на-
чального  и среднего) образования по видам искусств,  260 средних и 50
высших учебных заведений профессионального образования,  широкую  сеть
разнообразных образовательных  структур дополнительного постсреднеспе-
циального и поствузовского образования (включая повышение квалификации
и переподготовку кадров).  Контингент студентов и учащихся отраслевого
профессионального звена превышает 150 тыс.человек,  что  составляет  в
общей сложности более 80% всей численности готовящихся в России специ-
алистов для творческо-художественной, социокультурной и информационной
сфер народного  хозяйства (остальная часть обучается в государственных
учебных заведениях других министерств и ведомств).
     В непосредственном подчинении Министерства находится 48 (вместе с
филиалами) высших и 20 средних специальных учебных заведений,  где бо-
лее чем  по 30 действующим специальностям обучаются (на разных формах)
свыше 65 тысяч студентов и учащихся,  в т.ч. из стран ближнего и даль-
него зарубежья.  В вузах культуры и искусства работает 6,4 тыс. препо-
давателей, свыше половины которых являются докторами (2,6%) или канди-
датами наук (25,0%),  имеют ученые (35,5% - профессора, доценты) и по-
четные звания; более 80% педагогов среднего звена - с высшим образова-
нием.
     Сложившиеся структура (размещение учебных заведений, их различное
- федеральное,  территориальное  и  муниципальное - подчинение),  виды
(консерватории, институты искусств,  культуры,  художественные,  теат-
ральные, хореографические,  профессиональные  училища  и школы) и типы
(университет, академии,  институты,  колледжи,  училища, лицеи и т.п.)
образовательных структур  отрасли  в определенной мере отвечают на се-
годняшнем этапе не только ее потребностям (также  как  и  потребностям
общества, государства в целом), но и создают условия для решения став-
ших сегодня одними из  центральных  вопросов  возрождения  и  развития
культуры России, связанных с решением национальных проблем, соблюдени-
ем интересов субъектов Федерации, совершенствованием системы образова-
ния, повышением профессионального уровня подготовки специалистов.
     В этой связи Министерство считает  важнейшим  направлением  своей
деятельности сохранение (в том числе непосредственно в отраслевой под-
чиненности) имеющейся сети учебных заведений художественного и культу-
рологического профиля  на всех уровнях и по всей территории России.  С
целью окончательного построения отраслевой системы выдвигается  задача
приобретения Министерством  официального  статуса  федерального органа
управления художественным образованием.  Это  обусловлено  сложившейся
практикой ранней  профессиональной  ориентацией  и спецификой обучения
большинству специальностей искусства, в связи с чем данное образование
следует считать, по мнению Министерства, основным а не дополнительным,
как это принято.
     Жизнедеятельность отраслевого образования во всех его звеньях се-
годня во многом обусловлена положением страны, отличающемся нестабиль-
ностью и кризисными явлениями в политике,  экономике и социокультурной
среде, что негативно отражается на функционировании всей отрасли и  ее
системы образования.
     Это определяет необходимость  постоянной  работы  Министерства  с
властными и  финансовыми органами в центре и на местах по безусловному
выполнению ими своих обязательств в части выделения средств, необходи-
мых для функционирования имеющихся образовательных структур,  выполне-
ния принятых законодательных актов, решений Правительства, связанных с
оказанием помощи и поддержки образованию.
     При этом одной из важнейших задач является совершенствование эко-
номического механизма  деятельности профессиональной школы,  последип-
ломного образования отрасли,  который одновременно решал бы как опера-
тивные задачи  сохранения  ее  потенциала,  так  и  закладывал  бы  на
перспективу фундамент устойчивых отношений образовательных структур  и
потребителей в условиях рынка.
     Анализ ситуации и уже имеющийся опыт проводимых в последние  годы
реформаций (прежде  всего  в  высшей  школе)  убеждают в том,  что для
обеспечения жизнедеятельности отраслевой системы и реализации намечае-
мых реформ в области образования, необходимым условием является прове-
дение дальнейших глубоких преобразований на всех уровнях: федеральном,
региональном и вузовском (как консолидирующем все остальные звенья).
     В целях достижения положительных результатов прогнозируемых изме-
нений экономических  отношений в системе отраслевого образования,  Ми-
нистерство культуры предлагает:
     соучредительство с   рядом   административных  органов  регионов,
спонсоров, инвесторов как по сети государственных,  так ( в перспекти-
ве) и негосударственных учебных заведений различного уровня;
     интеграция лицеев, училищ, колледжей, институтов (близких по про-
филю подготовки специалистов) в региональные,  межрегиональные и феде-
ральные комплексы (первоначально на договорной основе) университетско-
го (академического)  типа  и уровня с привлечением средств заинтересо-
ванных территорий;
     внедрение контрактной формы подготовки специалистов.
     Важнейшим направлением при этом должно  стать  формирование  сов-
местно с  субъектами  федерации научно-творческо-образовательных прог-
рамм, финансируемых на паритетных началах  из  госбюджета  и  бюджетов
субъектов Федерации, заключение соответствующих прямых соглашений меж-
ду Министерством и регионами о развитии материальной базы и социальной
защите студентов  и  преподавателей  расположенных  в  них федеральных
учебных заведений с учетом потребности в специалистах различного  про-
филя и уровня на местах.
     Данные программы должны являться частью принимаемых и  разрабаты-
ваемых в  настоящее  время межрегиональных соглашений по возрождению и
развитию культуры России восьми  социально-экономических  зон (Большая
Волга, Большой Урал,  Дальний Восток, Северо-Запад, Сибирское соглаше-
ние, Северный Кавказ,  Черноземье, центр России). Это тем более важно,
поскольку осуществляемая  регионализация  высшей  и  среднеспециальной
профессиональной школы   представляется   правильным,   хотя   и    не
единственным, средством  сохранения  и развития сложившейся отраслевой
системы образования в условиях переходного периода,  так как без комп-
лексного анализа и ясного прогноза основных тенденций развития каждого
конкретного региона практически трудно прогнозировать развитие  высших
и средних  специальных  учебных заведений искусства и культуры в целом
по России, невозможно решить собственно образовательные вопросы.
     Анализ развивающейся социально-экономической ситуации также пока-
зывает, что реализация стратегических целей и задач концепции обуслов-
лена целым  рядом ожидаемых структурных сдвигов и качественных измене-
ний на всех уровнях и в  различных  аспектах  деятельности  начальной,
средней специальной  и  высшей профессиональной школ,  последипломного
образования. При этом несмотря на всю значимость меняющихся преобразо-
ваний и  условий  внешней  среды,  адекватный ответ на них системы от-
раслевой подготовки кадров будет во многом зависеть от ее собственного
состояния, потенциальных  возможностей  и тенденций дальнейшего разви-
тия, реформации и совершенствования. Это определяет основные направле-
ния и  механизмы реформирования содержания обучения и собственно обра-
зовательных структур, находящихся в ведении Министерства культуры.
     По мнению большинства ученых и практиков, занимающихся проблемами
образования, по мере процессов демократизации и гуманизации  общества,
расширения сферы рынка произойдет существенная переориентация молодежи
в выборе профессионального образования  и  изменение  спроса  на  про-
фессии. Наиболее  характерным при этом ожидается преимущественное раз-
витие гуманитарных профилей.  Проведенный Министерством анализ  свиде-
тельствует о продолжающемся до настоящего времени устойчивом росте или
сохранении числа числа специалистов,  занятых в различных  учреждениях
культуры и искусства.  Судя по представленным территориями заявкам, не
предполагается уменьшение потребности в таких кадрах вплоть до 2000 г.
     Тем не менее, по аналогии с некоторыми другими областями деятель-
ности (например, наука), ряд ученых не исключает уже в ближайшее время
возможность сокращения  численности  работающих  в  сфере  культуры  и
искусства чуть ли не в два раза.  Однако,  по мнению  большинства  от-
раслевых управлений Министерства,  речь в данном случае должна идти не
о сокращении занятых в отрасли,  а о более четком различии специализа-
ций и  квалифицированных  характеристик подготавливаемых специалистов,
возможности их гибкой и оперативной модуляции в зависимости от потреб-
ностей рынка.  Это заставляет самым серьезным образом отнестись к ско-
рейшему введению многоуровневой системы подготовки кадров, что находит
поддержку в  большинстве  Учебно-методических объединений (советов) по
видам образования, работа по созданию которых Министерством завершена.
     Важнейшим моментом  при  этом  становится определение направлений
обучения (специальностей, специализаций) и содержания образования. Су-
щественными факторами для Министерства здесь будут:
     сохранение традиций подготовки специалистов  в  сфере  искусства,
сбережение качественных  основ  сформировавшихся  школ по каждому виду
творческо-художественного образования при возможном  (в  силу  потреб-
ности) его  распространении  в регионах (как правило,  в виде разового
набора "под мастера", имеющуюся базу и т.п.;
     создание реальных условий сохранения качественного профессиональ-
ного уровня при возможной (по некоторым видам) многоуровневости  обра-
зования в  интегрированной  структуре  учебных заведений (школа-учили-
ще-вуз); ранняя профессионализация (по мере необходимости) образования
через школы  искусств,  не  только  оказывающих влияние на общеэстети-
ческое воспитание и повышение культуры населения, но и являющихся важ-
ным этапом поиска творческих дарований;
     реформирование на новом качественном уровне подготовки кадров для
сфер массовой культуры,  народного художественного творчества (включая
фольклор, промыслы и ремесла) и информационных коммуникаций ( в  своем
большинстве продолжающих  нести  значительную просветительскую нагруз-
ку), путем внедрения фундаментального  гуманитарно-культурологического
образования (университетского  уровня)  в высшей школе,  кардинального
перехода на многоуровневую систему образования в среднем специальном и
высшем звене,  значительного  расширения  специализаций,  связанных  с
культурологией, социально-культурной деятельностью, народным творчест-
вом, организацией  изучения  и пропаганды ценностей мировой и отечест-
венной культуры и т.д.
     При этом следует учитывать,  что каждый из видов образования под-
вержен влиянию как субъективных,  так и объективных факторов,  которые
будут определять  степень  привносимых изменений.  Так,  например,  по
справедливому мнению Учебно-методического совета по театральному обра-
зованию, большинство  имеющихся  специальностей  этого  направления не
нуждаются в базовом образовании,  а выходят сразу на следующий уровень
подготовки (специалиста).  В то время правомерно и мнение занимающихся
музыкальным, художественным и хореографическим образованием,  полагаю-
щих, что  обучение  профессиональному  мастерству в этих видах следует
начинать еще в начальном звене, предусмотрев дальнейшую многоступенча-
тость (2  - 3 уровня) в среднеспециальном и высшем звене.  Характерно,
что в "творческих" специальностях нет необходимости ставить вопрос  об
изменении содержания образования,  поскольку российская школа искусств
по праву считается самой лучшей в мире и пользуется заслуженным  приз-
нанием и авторитетом.
     По иному складываются обстоятельства с  гуманитарно-культурологи-
ческим образованием,  которое объединяет в себе специальности культур-
но-просветительной работы  и  информационных  ресурсов.   Традиционной
"кузницей кадров" здесь являлись институты и училища культуры, которые
в сегодняшних условиях нестабильности испытывают дополнительную неуве-
ренность из-за отсутствия четких ориентиров,  целей,  перспектив своей
дальнейшей деятельности.
     Стоящие перед ними вопросы - каких специалистов готовить ? кто их
востребует ? как найти "собственное лицо", "социальную нишу" на форми-
рующемся рынке  профессий  ?  - требуют определенных и точных ответов.
Простая "перелицовка" действовавших программ, неоправданное стремление
составить конкуренцию творческим учебным заведениям, противоречие меж-
ду латентной функцией существующих учебных планов (обеспечением  учеб-
ной нагрузкой  разросшегося  преподавательского  корпуса)  и  их явной
функцией (обеспечение качества преподавания  и  подготовки  кадров  на
уровне современных  стандартов)  продолжают  дискредитировать даваемое
учебным заведением культуры образование,  не раскрывают в полной  мере
их потенциальные  возможности.  А таковые имеются,  поскольку насущной
остается необходимость в кадрах, которые могут и должны готовить имен-
но вузы и училища культуры,  причем не только для отрасли.  И наиболее
благоприятным моментом здесь является объективная потребность общества
в расширении зоны гуманитарного образования.
     Гуманизация образования на всех уровнях,  ранее уже  отмечавшаяся
Министерством культуры  как важнейший элемент социокультурного обеспе-
чения модернизации общества,  несет помимо содержательного и количест-
венный аспект,  поскольку  даже  простое соотношение имеющихся учебных
заведений (по профилю образования) свидетельствует  об  ограниченности
существующих возможностей массового гуманитарного образования,  расши-
рение которых и ложится на учебные заведения  культуры,  сосредоточен-
ные, в основном, в руках Министерства.
     Проведенный анализ показывает также, что сегодня спрос на выпуск-
ников данных учебных заведений значительно расширяется за счет негосу-
дарственных, коммерческих структур (частные телекомпании,  акционерные
общества, совместные предприятия,  туристические агентства, киновидео-
центры, предприятия шоу-бизнеса и т.п.).  И это является положительным
фактором, расширяющим социальную нишу, которую могут заполнить выпуск-
ники вузов и училищ культуры,  позволяющим рассчитывать на поступление
дополнительных внебюджетных  финансовых средств на содержание подобных
образовательных структур.
     Существует еще одна, быстро расширяющаяся область социокультурно-
го пространства,  - область массовой культуры,  воздействие на которую
со стороны  государства,  Министерства культуры и его учреждений оста-
ется незначительным. А между тем, это как раз еще одна сфера, где тре-
буются специалисты,  способные противостоять напору поп-культуры, про-
водить государственную политику.  Именно  здесь  может  пройти  линия,
разграничивающая сферы  влияния творческих и гуманитарно-культурологи-
ческих учебных заведений, которая положит конец их извечному  соперни-
честву, в коем, как было отмечено выше, институты и училища культуры в
своем большинстве обречены на проигрыш.
     В этой связи, подготовка нового типа специалиста в вузах и учили-
щах культуры потребует не только существенных конструктивных изменений
сложившейся сети  учебных заведений,  изменения их статуса,  внедрение
многих (до 3 - 4) уровней обучения,  но и серьезных изменений содержа-
ния образования, где должно стать базовое (университетское) гуманитар-
но-культурологическое образование в высшем звене, с последующей специ-
ализацией в  рамках вновь утвержденных Госкомвузом (по предложению Ми-
нистерства культуры) специальностей.
     В сложившейся  ситуации  фактической  разобщенности ведомственной
системы повышения квалификации и переподготовки кадров  первоочередной
становится проблема поиска оптимальной модели новых отношений структур
дополнительного и последипломного образования,  его упорядочения. Мне-
ние в  этом звене,  как показывает предварительный анализ,  могут быть
заложены большие возможности ускоренной  подготовки  и  переподготовки
специалистов в меняющихся условиях развития рыночных отношений.
     В целях диверсификации высшего и среднего специального профессио-
нального образования,  уже  начата работа по изменению статуса ведущих
учебных заведений (их преобразования в университеты, академии, коллед-
жи), созданию  учебно-научно-творческих  комплексов  (на ассоциативных
началах) межрегионального характера,  интегрированных в общую  систему
высшей и  средней специальных школ,  последипломного образования.  Ми-
нистерство полагает, что диверсификация образовательных программ, раз-
работка и внедрение различных стандартов,  организация гибких интегри-
рованных образовательных структур приведут к  значительным  сдвигам  в
распределении контингента  обучаемых,  преподавательских  кадров,  фи-
нансовых и материальных ресурсов по различным уровням обучения.
     Поставленные в Концепции цели и задачи предполагается детализиро-
вать через прямые заказы Министерства имеющимся и временно создаваемым
научно-творческим коллективам  по  разработке образовательных стандар-
тов, учебных планов и программ и т.п.,  подготовку целевых вопросов  о
развитии, уровнях  видах  и  направлениях  образования на Коллегию Ми-
нистерства, Федеральный совет и т.д. Реализация же изложенных основных
целей и  задач  позволит не только сохранить,  развить и реформировать
отраслевую систему образования,  но и создаст возможности постепенного
преодоления все еще имеющихся сложностей в управлении их на уровне фе-
дерально-региональных структур профессионального  обучения  в  области
культуры и искусства,  его научного, учебного, методического обучения,
формирования и рационального размещения и использования творческого  и
социокультурного потенциала на территории России.