О КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 ноября 1994 г. N 752 (Д) В целях совершенствования работы по подготовке специалистов в сфере искусства и культуры приказываю: 1. Утвердить Концепцию образовательной политики Министерства культуры России (прилагается). 2. Управлению по делам науки и образования (В.А.Попов) совместно с заинтересованными подразделениями Министерства до 01.12.94 разрабо- тать и представить график мероприятий по реализации концепции. 3. Контроль за ходом ее реализации и выполнением данного приказа возложить на заместителя Министра В.П.Демина. Министр Е.Ю.Сидоров КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИИ Под образовательной политикой в прилагаемой концепции подразуме- ваются целенаправленные действия Министерства по сохранению, развитию и реформированию сложившейся в отрасли системы непрерывного профессио- нального образования на основе реализации законодательных актов Российской Федерации, действующих нормативных документов. В настоящее время эта система включает в себя свыше 5,8 тысяч школ (примерно 1,2 млн.учащихся) так называемого дополнительного (на- чального и среднего) образования по видам искусств, 260 средних и 50 высших учебных заведений профессионального образования, широкую сеть разнообразных образовательных структур дополнительного постсреднеспе- циального и поствузовского образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров). Контингент студентов и учащихся отраслевого профессионального звена превышает 150 тыс.человек, что составляет в общей сложности более 80% всей численности готовящихся в России специ- алистов для творческо-художественной, социокультурной и информационной сфер народного хозяйства (остальная часть обучается в государственных учебных заведениях других министерств и ведомств). В непосредственном подчинении Министерства находится 48 (вместе с филиалами) высших и 20 средних специальных учебных заведений, где бо- лее чем по 30 действующим специальностям обучаются (на разных формах) свыше 65 тысяч студентов и учащихся, в т.ч. из стран ближнего и даль- него зарубежья. В вузах культуры и искусства работает 6,4 тыс. препо- давателей, свыше половины которых являются докторами (2,6%) или канди- датами наук (25,0%), имеют ученые (35,5% - профессора, доценты) и по- четные звания; более 80% педагогов среднего звена - с высшим образова- нием. Сложившиеся структура (размещение учебных заведений, их различное - федеральное, территориальное и муниципальное - подчинение), виды (консерватории, институты искусств, культуры, художественные, теат- ральные, хореографические, профессиональные училища и школы) и типы (университет, академии, институты, колледжи, училища, лицеи и т.п.) образовательных структур отрасли в определенной мере отвечают на се- годняшнем этапе не только ее потребностям (также как и потребностям общества, государства в целом), но и создают условия для решения став- ших сегодня одними из центральных вопросов возрождения и развития культуры России, связанных с решением национальных проблем, соблюдени- ем интересов субъектов Федерации, совершенствованием системы образова- ния, повышением профессионального уровня подготовки специалистов. В этой связи Министерство считает важнейшим направлением своей деятельности сохранение (в том числе непосредственно в отраслевой под- чиненности) имеющейся сети учебных заведений художественного и культу- рологического профиля на всех уровнях и по всей территории России. С целью окончательного построения отраслевой системы выдвигается задача приобретения Министерством официального статуса федерального органа управления художественным образованием. Это обусловлено сложившейся практикой ранней профессиональной ориентацией и спецификой обучения большинству специальностей искусства, в связи с чем данное образование следует считать, по мнению Министерства, основным а не дополнительным, как это принято. Жизнедеятельность отраслевого образования во всех его звеньях се- годня во многом обусловлена положением страны, отличающемся нестабиль- ностью и кризисными явлениями в политике, экономике и социокультурной среде, что негативно отражается на функционировании всей отрасли и ее системы образования. Это определяет необходимость постоянной работы Министерства с властными и финансовыми органами в центре и на местах по безусловному выполнению ими своих обязательств в части выделения средств, необходи- мых для функционирования имеющихся образовательных структур, выполне- ния принятых законодательных актов, решений Правительства, связанных с оказанием помощи и поддержки образованию. При этом одной из важнейших задач является совершенствование эко- номического механизма деятельности профессиональной школы, последип- ломного образования отрасли, который одновременно решал бы как опера- тивные задачи сохранения ее потенциала, так и закладывал бы на перспективу фундамент устойчивых отношений образовательных структур и потребителей в условиях рынка. Анализ ситуации и уже имеющийся опыт проводимых в последние годы реформаций (прежде всего в высшей школе) убеждают в том, что для обеспечения жизнедеятельности отраслевой системы и реализации намечае- мых реформ в области образования, необходимым условием является прове- дение дальнейших глубоких преобразований на всех уровнях: федеральном, региональном и вузовском (как консолидирующем все остальные звенья). В целях достижения положительных результатов прогнозируемых изме- нений экономических отношений в системе отраслевого образования, Ми- нистерство культуры предлагает: соучредительство с рядом административных органов регионов, спонсоров, инвесторов как по сети государственных, так ( в перспекти- ве) и негосударственных учебных заведений различного уровня; интеграция лицеев, училищ, колледжей, институтов (близких по про- филю подготовки специалистов) в региональные, межрегиональные и феде- ральные комплексы (первоначально на договорной основе) университетско- го (академического) типа и уровня с привлечением средств заинтересо- ванных территорий; внедрение контрактной формы подготовки специалистов. Важнейшим направлением при этом должно стать формирование сов- местно с субъектами федерации научно-творческо-образовательных прог- рамм, финансируемых на паритетных началах из госбюджета и бюджетов субъектов Федерации, заключение соответствующих прямых соглашений меж- ду Министерством и регионами о развитии материальной базы и социальной защите студентов и преподавателей расположенных в них федеральных учебных заведений с учетом потребности в специалистах различного про- филя и уровня на местах. Данные программы должны являться частью принимаемых и разрабаты- ваемых в настоящее время межрегиональных соглашений по возрождению и развитию культуры России восьми социально-экономических зон (Большая Волга, Большой Урал, Дальний Восток, Северо-Запад, Сибирское соглаше- ние, Северный Кавказ, Черноземье, центр России). Это тем более важно, поскольку осуществляемая регионализация высшей и среднеспециальной профессиональной школы представляется правильным, хотя и не единственным, средством сохранения и развития сложившейся отраслевой системы образования в условиях переходного периода, так как без комп- лексного анализа и ясного прогноза основных тенденций развития каждого конкретного региона практически трудно прогнозировать развитие высших и средних специальных учебных заведений искусства и культуры в целом по России, невозможно решить собственно образовательные вопросы. Анализ развивающейся социально-экономической ситуации также пока- зывает, что реализация стратегических целей и задач концепции обуслов- лена целым рядом ожидаемых структурных сдвигов и качественных измене- ний на всех уровнях и в различных аспектах деятельности начальной, средней специальной и высшей профессиональной школ, последипломного образования. При этом несмотря на всю значимость меняющихся преобразо- ваний и условий внешней среды, адекватный ответ на них системы от- раслевой подготовки кадров будет во многом зависеть от ее собственного состояния, потенциальных возможностей и тенденций дальнейшего разви- тия, реформации и совершенствования. Это определяет основные направле- ния и механизмы реформирования содержания обучения и собственно обра- зовательных структур, находящихся в ведении Министерства культуры. По мнению большинства ученых и практиков, занимающихся проблемами образования, по мере процессов демократизации и гуманизации общества, расширения сферы рынка произойдет существенная переориентация молодежи в выборе профессионального образования и изменение спроса на про- фессии. Наиболее характерным при этом ожидается преимущественное раз- витие гуманитарных профилей. Проведенный Министерством анализ свиде- тельствует о продолжающемся до настоящего времени устойчивом росте или сохранении числа числа специалистов, занятых в различных учреждениях культуры и искусства. Судя по представленным территориями заявкам, не предполагается уменьшение потребности в таких кадрах вплоть до 2000 г. Тем не менее, по аналогии с некоторыми другими областями деятель- ности (например, наука), ряд ученых не исключает уже в ближайшее время возможность сокращения численности работающих в сфере культуры и искусства чуть ли не в два раза. Однако, по мнению большинства от- раслевых управлений Министерства, речь в данном случае должна идти не о сокращении занятых в отрасли, а о более четком различии специализа- ций и квалифицированных характеристик подготавливаемых специалистов, возможности их гибкой и оперативной модуляции в зависимости от потреб- ностей рынка. Это заставляет самым серьезным образом отнестись к ско- рейшему введению многоуровневой системы подготовки кадров, что находит поддержку в большинстве Учебно-методических объединений (советов) по видам образования, работа по созданию которых Министерством завершена. Важнейшим моментом при этом становится определение направлений обучения (специальностей, специализаций) и содержания образования. Су- щественными факторами для Министерства здесь будут: сохранение традиций подготовки специалистов в сфере искусства, сбережение качественных основ сформировавшихся школ по каждому виду творческо-художественного образования при возможном (в силу потреб- ности) его распространении в регионах (как правило, в виде разового набора "под мастера", имеющуюся базу и т.п.; создание реальных условий сохранения качественного профессиональ- ного уровня при возможной (по некоторым видам) многоуровневости обра- зования в интегрированной структуре учебных заведений (школа-учили- ще-вуз); ранняя профессионализация (по мере необходимости) образования через школы искусств, не только оказывающих влияние на общеэстети- ческое воспитание и повышение культуры населения, но и являющихся важ- ным этапом поиска творческих дарований; реформирование на новом качественном уровне подготовки кадров для сфер массовой культуры, народного художественного творчества (включая фольклор, промыслы и ремесла) и информационных коммуникаций ( в своем большинстве продолжающих нести значительную просветительскую нагруз- ку), путем внедрения фундаментального гуманитарно-культурологического образования (университетского уровня) в высшей школе, кардинального перехода на многоуровневую систему образования в среднем специальном и высшем звене, значительного расширения специализаций, связанных с культурологией, социально-культурной деятельностью, народным творчест- вом, организацией изучения и пропаганды ценностей мировой и отечест- венной культуры и т.д. При этом следует учитывать, что каждый из видов образования под- вержен влиянию как субъективных, так и объективных факторов, которые будут определять степень привносимых изменений. Так, например, по справедливому мнению Учебно-методического совета по театральному обра- зованию, большинство имеющихся специальностей этого направления не нуждаются в базовом образовании, а выходят сразу на следующий уровень подготовки (специалиста). В то время правомерно и мнение занимающихся музыкальным, художественным и хореографическим образованием, полагаю- щих, что обучение профессиональному мастерству в этих видах следует начинать еще в начальном звене, предусмотрев дальнейшую многоступенча- тость (2 - 3 уровня) в среднеспециальном и высшем звене. Характерно, что в "творческих" специальностях нет необходимости ставить вопрос об изменении содержания образования, поскольку российская школа искусств по праву считается самой лучшей в мире и пользуется заслуженным приз- нанием и авторитетом. По иному складываются обстоятельства с гуманитарно-культурологи- ческим образованием, которое объединяет в себе специальности культур- но-просветительной работы и информационных ресурсов. Традиционной "кузницей кадров" здесь являлись институты и училища культуры, которые в сегодняшних условиях нестабильности испытывают дополнительную неуве- ренность из-за отсутствия четких ориентиров, целей, перспектив своей дальнейшей деятельности. Стоящие перед ними вопросы - каких специалистов готовить ? кто их востребует ? как найти "собственное лицо", "социальную нишу" на форми- рующемся рынке профессий ? - требуют определенных и точных ответов. Простая "перелицовка" действовавших программ, неоправданное стремление составить конкуренцию творческим учебным заведениям, противоречие меж- ду латентной функцией существующих учебных планов (обеспечением учеб- ной нагрузкой разросшегося преподавательского корпуса) и их явной функцией (обеспечение качества преподавания и подготовки кадров на уровне современных стандартов) продолжают дискредитировать даваемое учебным заведением культуры образование, не раскрывают в полной мере их потенциальные возможности. А таковые имеются, поскольку насущной остается необходимость в кадрах, которые могут и должны готовить имен- но вузы и училища культуры, причем не только для отрасли. И наиболее благоприятным моментом здесь является объективная потребность общества в расширении зоны гуманитарного образования. Гуманизация образования на всех уровнях, ранее уже отмечавшаяся Министерством культуры как важнейший элемент социокультурного обеспе- чения модернизации общества, несет помимо содержательного и количест- венный аспект, поскольку даже простое соотношение имеющихся учебных заведений (по профилю образования) свидетельствует об ограниченности существующих возможностей массового гуманитарного образования, расши- рение которых и ложится на учебные заведения культуры, сосредоточен- ные, в основном, в руках Министерства. Проведенный анализ показывает также, что сегодня спрос на выпуск- ников данных учебных заведений значительно расширяется за счет негосу- дарственных, коммерческих структур (частные телекомпании, акционерные общества, совместные предприятия, туристические агентства, киновидео- центры, предприятия шоу-бизнеса и т.п.). И это является положительным фактором, расширяющим социальную нишу, которую могут заполнить выпуск- ники вузов и училищ культуры, позволяющим рассчитывать на поступление дополнительных внебюджетных финансовых средств на содержание подобных образовательных структур. Существует еще одна, быстро расширяющаяся область социокультурно- го пространства, - область массовой культуры, воздействие на которую со стороны государства, Министерства культуры и его учреждений оста- ется незначительным. А между тем, это как раз еще одна сфера, где тре- буются специалисты, способные противостоять напору поп-культуры, про- водить государственную политику. Именно здесь может пройти линия, разграничивающая сферы влияния творческих и гуманитарно-культурологи- ческих учебных заведений, которая положит конец их извечному соперни- честву, в коем, как было отмечено выше, институты и училища культуры в своем большинстве обречены на проигрыш. В этой связи, подготовка нового типа специалиста в вузах и учили- щах культуры потребует не только существенных конструктивных изменений сложившейся сети учебных заведений, изменения их статуса, внедрение многих (до 3 - 4) уровней обучения, но и серьезных изменений содержа- ния образования, где должно стать базовое (университетское) гуманитар- но-культурологическое образование в высшем звене, с последующей специ- ализацией в рамках вновь утвержденных Госкомвузом (по предложению Ми- нистерства культуры) специальностей. В сложившейся ситуации фактической разобщенности ведомственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров первоочередной становится проблема поиска оптимальной модели новых отношений структур дополнительного и последипломного образования, его упорядочения. Мне- ние в этом звене, как показывает предварительный анализ, могут быть заложены большие возможности ускоренной подготовки и переподготовки специалистов в меняющихся условиях развития рыночных отношений. В целях диверсификации высшего и среднего специального профессио- нального образования, уже начата работа по изменению статуса ведущих учебных заведений (их преобразования в университеты, академии, коллед- жи), созданию учебно-научно-творческих комплексов (на ассоциативных началах) межрегионального характера, интегрированных в общую систему высшей и средней специальных школ, последипломного образования. Ми- нистерство полагает, что диверсификация образовательных программ, раз- работка и внедрение различных стандартов, организация гибких интегри- рованных образовательных структур приведут к значительным сдвигам в распределении контингента обучаемых, преподавательских кадров, фи- нансовых и материальных ресурсов по различным уровням обучения. Поставленные в Концепции цели и задачи предполагается детализиро- вать через прямые заказы Министерства имеющимся и временно создаваемым научно-творческим коллективам по разработке образовательных стандар- тов, учебных планов и программ и т.п., подготовку целевых вопросов о развитии, уровнях видах и направлениях образования на Коллегию Ми- нистерства, Федеральный совет и т.д. Реализация же изложенных основных целей и задач позволит не только сохранить, развить и реформировать отраслевую систему образования, но и создаст возможности постепенного преодоления все еще имеющихся сложностей в управлении их на уровне фе- дерально-региональных структур профессионального обучения в области культуры и искусства, его научного, учебного, методического обучения, формирования и рационального размещения и использования творческого и социокультурного потенциала на территории России. |