О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА "О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 1 марта 1999 г. (НЦПИ) Сегодня вместо упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, допускающей право самостоятельного выбора - переходить на "патентную" систему или нет - введен единый налог на вмененный доход, который основан на прямом запрете осуществления деятельности без авансовой уплаты налога и наличия соответствующего свидетельства. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся бизнесом в сфере розничной торговли, общественного питания, транспортного и бытового обслуживания населения переводятся на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Вопросы реализации данного закона обсуждались на состоявшемся недавно в г. Обнинске (Калужская обл.) совещании Министра РФ по налогам и сборам Г.В.Бооса с руководителями государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации, финансовых органов и заместителями администраций субъектов Российской Федерации, входящих в ассоциации экономического взаимодействия "Центральная Россия" и "Черноземье". Закон вводится в действие нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этими нормативными актами определяются конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом с вмененного дохода, базовая доходность физических показателей и иные показатели, необходимые для определения размера единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога. Плательщиками единого налога с вмененного дохода согласно статье 3 Федерального закона являются юридические лица, занимающиеся оказанием бытовых услуг населению (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов), оказанием парикмахерских услуг, а также занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50 человек), розничной торговли (с численностью до 30 человек), розничной торговли горюче-смазочными материалами, оказания услуг по предоставлению автостоянок и гаражей. Субъекты малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек, занятые в сфере оказания транспортных услуг, также могут быть переведены на уплату единого налога с вмененного дохода. При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Вышеуказанные юридические лица признаются плательщиками налога, если они осуществляют предпринимательскую деятельность, переводимую на уплату единого налога на территории субъекта Российской Федерации, на которой действует соответствующий закон, независимо от места их государственной регистрации либо осуществления иной предпринимательской деятельности. Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Российской Федерации во втором чтении была одобрена предложенная Министерством поправка о выделении в самостоятельный вид деятельности, подлежащий обложению единым налогом, розничной продажи горюче-смазочных материалов через АЗС. Кроме того, учитывая социальные аспекты, а также некоторые особенности состава работников, характерных для сфер применения единого налога, было предложено ввести дополнительный понижающий коэффициент расчета сумм налога в зависимости от среднесписочного числа инвалидов. Объектом обложения единым налогом с вмененного дохода является вмененный доход на очередной календарный месяц, а налоговый период устанавливается в один квартал. Сроки уплаты единого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Но в любом случае уплата месячного платежа производится авансом. Порядок уплаты налога также устанавливается органами власти субъектов Федерации. Принятый названными органами законодательный акт должен быть опубликован не позднее чем за месяц до наступления очередного налогового периода (квартала). Ставка единого налога установлена Федеральным законом в размере 20% от вмененного дохода и изменению законодательными органами субъектов Российской Федерации не подлежит. Суммы уплаченного единого налога распределяются между федеральным бюджетом, государственными социальными внебюджетными фондами и бюджетами субъектов Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели, переводимые на уплату единого налога с вмененного дохода в месячный срок со дня опубликования законодательного акта обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в налоговом периоде. Если у организации или предпринимателя несколько торговых точек или иных мест осуществления деятельности, расчет суммы налога представляется по каждому такому месту. Если помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыми налогоплательщики уплачивают единый налог, они занимаются и другими видами деятельности, то они обязаны уплачивать налоги по этим видам деятельности в общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности. Сегодня региональные законодательные акты приняты в 35 субъектах Российской Федерации, в том числе со сроком введения с 1.01.99 г. в 17 субъектах, с 1.04.99 г. - в 14, с 1.07.99 г. - в 2, с 1.01.2000 г. - в 2 субъектах Федерации. С 1 января 1999 года введен единый налог в Тульской, Томской, Тамбовской, Калужской, Свердловской, Ростовской, Пензенской, Оренбургской, Владимирской, Воронежской, Астраханской областях, Хабаровском, Ставропольском, Краснодарском краях. Республиках Марий-Эл, Мордовия и Коми, в городе и на космодроме Байконур. С 1 апреля 1999 года Федеральный закон о едином налоге вводится в действие в Брянской, Ивановской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской и ряде других областей. С 1 января 2000 года предусмотрено введение единого налога на территории Костромской и Нижегородской областей. В остальных субъектах Федерации законопроекты находятся на рассмотрении в законодательных (представительных) органах власти. На налог на вмененный доход возлагаются большие надежды, причем в первую очередь в части формирования местных бюджетов. Значимость единого налога не ограничивается его ролью только компенсационного механизма. По прогнозам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам поступления в бюджетную систему от единого налога на вмененный доход составят 12,5 млрд руб. (в том числе от организаций 10,9 млрд руб. и от индивидуальных предпринимателей - 1,6 млрд руб.). Налог на вмененный доход должен составить почти 2% от всех поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет, в том числе в территориальные бюджета - более 3%. В частности, в бюджет г. Москвы планируется поступление от этого налога более 1 млрд руб., в бюджет г. Санкт-Петербурга - почти 500 млн руб. Помимо компенсирующей функции налог на вмененный доход должен стать действенным средством для усиления налогового администрирования, поскольку предусматривает систему свидетельств и механизм предварительной уплаты. Управление по связям с общественностью 1 марта 1999 г. |