О СОЗДАНИИ ПЛАТЕЖНОГО СОЮЗА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ СОГЛАШЕНИЕ 21 октября 1994 г. (РГ 95-22) Государства - участники Содружества, именуемые в дальнейшем Сто- ронами, считая создание Платежного союза и эффективной системы плате- жей необходимым условием нормального функционирования Экономического союза, формируя условия для свободного движения товаров и услуг, стре- мясь к обеспечению сбалансированности торгово-экономических отношений, содействуя рост экономического потенциала национальных экономик на основе взаимовыгодных кооперационных и других хозяйственных связей, учитывая тесную историческую и культурно-этническую связь народов, создавая условия для поэтапного построения оптимальной системы взаимо- расчетов, договорились о нижеследующем. Статья 1 Создать Платежный союз путем добровольного объединения Сторон с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования вза- имной конвертируемости национальных валют и формирования на этой осно- ве платежной системы. Создание Платежного союза Стороны рассматривают как поэтапный процесс и приступают к его реализации путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений. На следующем этапе Стороны могут осуществить мероприятия по соз- данию многосторонней системы расчетов в коллективной валюте. Статья 2 Формирование Платежного союза основывается на следующих принципах: признание национального валютного суверенитета и роли центральных (национальных) банков Сторон как эмиссионных центров и органов денеж- но-кредитного и валютного регулирования на территории каждой из Сторон; недопущение на территории каждой из Сторон каких-либо ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям, предусмотренных в контрак- тах; установление правил государственного внешнеторгового и валютного регулирования, способствующих развитию на территории каждой из Сторон полноценного (ликвидного) валютного рынка по операциям купли продажи национальной валюты за национальные валюты других Сторон и за иные ва- люты; обеспечение гарантированной конвертации национальной валюты в ва- люты других Сторон по социально значимым платежам: переводы пенсий, алиментов, государственных пособий, выплат и компенсаций, включая вып- латы по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессио- нальным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, суммы, выплачиваемые на основа- нии приговоров, решений, определений и постановлений судебных и следственных органов, платежи, связанные со смертью граждан, денежные компенсации жертвам политических репрессий, членам их семей и наслед- никам, и возмещение расходов судебным, следственным, арбитражным, но- тариальным и другим правоохранительным органам; предоставление уполномоченным коммерческим банкам права осущест- влять расчеты по внешнеэкономическим операциям, предоставлять кредиты банкам-корреспондентам и иным нерезидентам - участникам внешнеэкономи- ческих операций; недопущение административных ограничений в части определения ва- люты платежей при заключении контрактов между хозяйствующими субъекта- ми Сторон; предоставление нерезидентам возможности владения национальной ва- лютой и ее использования для оплаты товаров и услуг, платежей неторго- вого характера в рамках Сторон. Статья 3 Формируемая на основе Платежного союза платежная система обслужи- вает расчеты: по товарообороту в межгосударственной и предпринима- тельской сферах; неторговым операциям; услугам транспорта, связи и других отраслей; государственным, банковским, коммерческим кредитам; обменным (конверсионным) операциям; по покупке (продаже) наличной ва- люты через банковские системы Сторон. Участниками платежной системы являются: правительства Сторон по заключенным между ними двусторонним и многосторонним соглашениям; центральные (национальные) банки, обеспечивающие функционирование платежей системы, сближение норм и правил валютного регулирования; коммерческие банки, уполномоченные центральными (национальными) банками на осуществление операций в иностранной валюте; Межгосударственный банк, который является специализированным институтом Платежного союза и осуществляет расчеты между центральными (национальными) банками на основе многостороннего клиринга, выполняет операции на валютных рынках Сторон, ведет банк данных для информацион- но-справочного обеспечения центральных (национальных) и других банков Сторон, выполняет другие функции в интересах Платежного союза; хозяйствующие субъекты - юридические лица и предприниматели, осу- ществляющие свою деятельность без образования юридического лица, физи- ческие лица - резиденты Сторон при осуществлении неторговых операций. Статья 4 В качестве валюты платежа участники платежной системы по их выбо- ру могут использовать национальные валюты Сторон или другие валюты. Международные расчеты осуществляются через корреспондентские сче- та центральных (национальных) и уполномоченных коммерческих и иных банков. Участники платежной системы могут свободно размещать денежные средства в национальной валюте другой Стороны на ее внутреннем денеж- ном рынке в порядке, определяемом законодательством Стороны. Стороны будут придерживаться режима единого валютного курса для всех видов внешнеэкономических операций. Участники платежной системы будет применять обменный курс, опре- деляемый спросом и предложением на валютных рынках Сторон. Стороны будут стремиться осуществлять согласованные еры по под- держанию стабильности валютных курсов национальных валют. С целью регулирования обменных курсов центральные (национальные) банки создают и используют стабилизационные фонды в свободно конверти- руемых валютах и драгоценных металлах. Стороны будут обеспечивать допуск на свой внутренний валютный ры- нок банков-нерезидентов, а также Межгосударственного банка в соот- ветствии со своим национальным законодательством. Обмен национальных валют Сторон физическим лицам осуществляется коммерческими банками и другими банковскими учреждениями по обменному курсу, складывающемуся на валютном рынке. Стороны обеспечат либерализацию режима обмена на национальную ва- люту других Сторон остатков средств на счетах нерезидентов в нацио- нальной валюте. Центральные (национальные) банки не несут ответственности по уре- гулирования возникающих обязательств коммерческих банков Сторон. Статья 5 С целью содействия организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближения и совер- шенствования валютных правил, затрагивающих много сторонние расчет- но-кредитные отношения Сторон, развития форм и методов координации де- нежно-кредитной и валютной политики Стороны создадут Межгосударствен- ный Валютный комитет. Статья 6 Для информационно-технического обеспечения платежной системы бу- дут создаваться информационно-справочные банки данных межгосударствен- ного банка и ассоциаций коммерческих банков. При необходимости будет создана международная специализированная организация по информационно- му обслуживанию платежной системы в виде акционерного общества закры- того типа с контрольным пакетом у центральных (национальных) банков и с распределением остальных акций среди коммерческих банков. Статья 7 Стороны будут сотрудничать и осуществлять согласованные действия в вопросах валютного контроля как на многосторонней, так и двусторон- ней основе, в связи с чем поручает своим соответствующим исполнитель- ным органам заключить необходимые соглашения. Статья 8 Стороны будут осуществлять мероприятия, обеспечивающие благопри- ятные кредитно-банковские и валютно-финансовые условия для становления и развития деятельности транснациональных финансово-промышленных и банковских групп, расширения международной специализации и кооперации производства, научно-технического и инвестиционного сотрудничества, взаимного товарооборота. Стороны поручают Межгосударственному банку содействовать кредито- ванию и финансированию межгосударственных проектов при взаимодействии с коммерческими банками Сторон и международными кредитно-финансовыми организациями. Статья 9 Стороны активизируют взаимные контакты для разрешения проблемы неплатежей, а также сокращения объемов бартерных сделок за счет мероп- риятий по внедрению в международный экономический оборот векселя, а также механизма многостороннего клиринга через Межгосударственный банк и другие специализированные учреждения. Статья 10 Любые споры и разногласия между Сторонами относительно толкования и/или применения положений настоящего Соглашения, а также другие спо- ры, затрагивающие права и обязанности Сторон по настоящему Соглашению или в связи с ним, будут разрешаться в следующем порядке: путем проведения непосредственных консультаций между заинтересо- ванными Сторонами; в рамках специальной согласительной процедуры путем создания ра- бочих групп для изучения материалов спора и выработки рекомендаций; в рамках иных процедур, предусмотренных международным правом. Переход к последующей процедуре возможен по взаимному согласию Сторон, между которыми возникли спорные вопросы или разногласия, либо по требованию одной из них при недостижении согласия в течение шести месяцев со дня начала процедуры. Статья 11 В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон. Оговорки к настоящему соглашению не допускаются. Статья 12 Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства - участника Содружества Независимых Государств, признающего положения настоящего Соглашения, действующие на момент присоединения, и выражаю- щего готовность выполнять их в полном объеме. Присоединение осуществляется на условиях и в порядке, определяе- мых в отдельном соглашении с присоединяющимся государством, которое предварительно согласовывается и подлежит одобрению всеми Сторонами в соответствии с их внутригосударственными процедурами. Статья 13 Каждая Сторона имеет право свободного выхода из состава участни- ков Соглашения при условии письменного уведомления депозитария не ме- нее чем за 6 месяцев до выхода. Депозитарий уведомляет об этом все Стороны в месячный срок. В случае нарушения любой из Сторон положений настоящего Соглашения, наносящего существенный ущерб достижению его целей, другие Стороны вправе принять решение о приостановлении действия Соглашения или его отдельных положений в отношении этой Сто- роны, либо вправе принять решение об исключении ее из числа участников Соглашения. Для целей разрешения возможных споров и претензий, в том числе имущественного характера, положения настоящего Соглашения продолжают действовать в отношении прекратившей участие Стороны вплоть до полного урегулирования всех требований. Статья 14 Настоящее Соглашение вступает в силу со дня сдачи на хранение де- позитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами всех внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Депозитарием настоящего Соглашения является Республика Беларусь. Совершено в городе Москве 21 октября 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому госу- дарству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию. |