ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ. Приказ. Государственный комитет РФ по высшему образованию (Госкомвуз России). 15.09.94 929

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЯ
            И ВЫПОЛНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
                         ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ

                                ПРИКАЗ

          ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИТЕТА РФ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

                         15 сентября 1994 г.

                                N 929

                             (БКВШ 95-1)


     В целях  совершенствования программно-целевых методов организации
научных исследований, регламентации взаимоотношений между соискателями
межвузовских инновационных научно-технических программ и проектов, вы-
полняемых подведомственными Госкомвузу России вузами и организациями,
п р и к а з ы в а ю :
     1. Утвердить порядок формирования,  финансирования  и  выполнения
инновационных научно-технических программ и проектов согласно приложе-
нию.
     2. Приказ Комитета по высшей  школе  Министерства  науки,  высшей
школы и  технической  политики Российской Федерации от 16 октября 1992
г. N 631 "Об утверждении типового положения по межвузовской  инноваци-
онной научно-технической программе" считать утратившим силу.
     3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управ-
ление научных программ и проектов (Сергеева С.К.).


Первый заместитель председателя                А.ТИХОНОВ


                                                            Приложение
                                           к приказу Госкомвуза России
                                          от 15 сентября 1994 г. N 929


                            П О Р Я Д О К
              формирования, финансирования и выполнения
         инновационных научно-технических программ и проектов
                 (нормативно-методические материалы)

                           Общие положения
     Данный документ определяет цели и порядок формирования и выполне-
ния проводимых  Госкомвузом  России  инновационных  научно-технический
программ и самостоятельных проектов.
     В части 1 изложены цели и задачи инновационных научно-технических
программ и самостоятельных проектов,  а также функции и механизм взаи-
модействия организаций и органов, осуществляющих управление и выполне-
ние программ и самостоятельных проектов.
     Часть 2 содержит требования  к  инновационным  научно-техническим
проектам, порядок их функционирования,  выполнения и отчетности и ори-
ентирована на исполнителей проектов.

                         Основные определения
     Инновационный научно-технический  проект  (далее  - проект) - это
научное исследование или разработка,  направленные на решение конкрет-
ной научно-технической задачи,  в результате выполнения которой созда-
ется наукоемкая продукция,  реализуемая как товар на внутреннем  и  на
внешнем рынке. Проект может выполняться как в составе программы, так и
самостоятельно.
     Инновационная научно-техническая  программа  (далее  - программа)
является формой организации исследований и разработок,  проводимых ор-
ганизациями высшей школы по приоритетным научно-техническим  направле-
ниям. Программа обеспечивает создание и реализацию наукоемкой  продук-
ции и представляет собой совокупность инновационных научно-технических
проектов, объединенных общей целью,  тематикой,  сроками выполнения  и
механизмом финансирования.
     Самостоятельный инновационный научно-технический проект (далее  -
самостоятельный проект)  -  это  направленные на решение крупной науч-
но-технической задачи научное исследование или разработка, которые по-
тематике, срокам и объемам финансирования не могут быть включены в су-
ществующие программы. В результате выполнения такого проекта создается
наукоемкая продукция,  реализуемая как на внутреннем, так и на внешнем
рынке.
     Организации -  исполнители  программ  и  самостоятельных проектов
(далее - исполнители) - это высшие учебные заведения (вузы),  научные,
научно-производственные и другие организации при них (НИИ,  КБ,  инже-
нерные центры и др.).
     Организации, не подведомственные Госкомвузу России, могут привле-
каться к выполнению проектов в качестве соисполнителей.
     Фонд поддержки  программы  (далее - фонд) - это организация,  со-
действующая исполнителям в выполнении проектов,  в том числе и продви-
жении наукоемкой  продукции на рынок,  и в дополнительном внебюджетном
финансировании проектов за счет средств,  получаемых путем  отчисления
исполнительной части  средств  от  реализации произведенной наукоемкой
продукции, и других источников.

             Часть 1. Организация процесса формирования,
              финансирования и выполнения инновационных
        научно-технических программ и самостоятельных проектов

                 1.1. Основные цели и задачи программ
                      (самостоятельных проектов)
     Цель программы (самостоятельного проекта) - использование в усло-
виях рыночной  экономики научного потенциала высшей школы для выполне-
ния фундаментальных,  поисковых и прикладных  исследований  на  совер-
шенствование и  расширение номенклатуры конкурентоспособной наукоемкой
продукции.
     Задачи программы (самостоятельного проекта):
     - подготовка  к  производству,  выпуск  и  реализация   конкурен-
тоспособной наукоемкой продукции;
     - развитие научных коллективов,  способных вести работы  на  всех
стадиях инновационного цикла - от фундаментальных,  поисковых исследо-
ваний до организации выпуска и тиражирования конкурентоспособной  нау-
коемкой продукции;
     - укрепление экономической самостоятельности вузов;
     - развитие  материально-технической  базы вузов и организаций при
них;
     - создание дополнительных рабочих мест для работников вузов;
     - создание инфраструктуры  поддержки  инновационной  деятельности
вузов, в том числе создание производственных структур;
     - содействие повышению качества учебного процесса вузов.

        1.2. Организационные структуры управления и выполнения
                 программ и самостоятельных проектов
     В организации, управлении и  выполнении  программ  участвуют  три
структурные ветви.
     Первая ветвь - административная. В нее входят:
     - Госкомвуз России, представляемый управлением, курирующим данную
программу;
     - головная организация по программе;
     - головные организации по разделам программы (если программа име-
ет разделы);
     - исполнители проектов;
     - дирекция программы и разделов, если таковые создаются.
     Вторая ветвь - общественно-научная. В нее входят:
     - комиссия по научным программам и проектам Госкомвуза России;
     - головные научно-технические советы (ГНТС) по программам и науч-
ные руководители программ;
     - научно-технические советы по разделам (НТСР)  программы,  (если
таковые имеются);
     - научно-технические советы (комиссии) (НТС или  НТК)  вузов  или
других организаций-исполнителей.
     Третья ветвь - поддерживающие структуры. В нее входят:
     - централизованные фонды;
     - фонды поддержки программ (ФПП);
     - отделения ФПП или фоны поддержки разделов программ;
     - промышленно-коммерческие структуры,  создаваемые или привлекае-
мые для  производства,  продвижения на рынок и коммерческой реализации
наукоемкой продукции, выпускаемой по программам и самостоятельным про-
ектам.

           1.3. Управление программами. Функции организаций
          и органов, участвующих в управлении и обеспечении
            выполнения программ и самостоятельных проектов
     Каждая из организаций или органов управления реализует ряд  функ-
ций на различных этапах выполнения программ и самостоятельных проектов.
     1.3.1. Функции Госкомвуза России.
     Госкомвуз России реализует свои функции через:
     - специально созданную комиссию по научным программам и проектам;
     - управление,  курирующее  данную  программу  или самостоятельный
проект.
     Их функции делятся следующим образом:
     1.3.1.1. Функции комиссии по научным программам и проектам:
     - определение приоритетных научно-технических направлений, по ко-
торым целесообразно организовывать программы и самостоятельные проекты;
     - подготовка  решений  Госкомвуза  России,  определяющих перечень
формируемых и ведущихся программ и самостоятельных проектов,  их руко-
водителей и головные организации;
     - информация подведомственных  Госкомвузу  России  организаций  о
формировании, выполнении и завершении программ;
     - контроль и анализ выполнения программ;
     - выработка  рекомендаций по совершенствованию механизма формиро-
вания, принципов финансирования и выполнения программ и  самостоятель-
ных проектов.
     1.2.1.2. Функции управления Госкомвуза России, курирующего данные
программы или самостоятельные проекты;
     - подготовка решений по формированию и утверждению программ, под-
бор, согласование  кандидатур и назначение научных руководителей,  го-
ловных организаций, составов головных научно-технических советов и на-
учно-технических советов по разделам программы;
     - определение сроков формирования и выполнения программ и схем их
финансирования;
     - утверждение положений по программам,  в том числе целей и задач
программ, составов ГНТС (НТСР), структур программ, их составов;
     - контроль за ходом выполнения программ и самостоятельных  проек-
тов;
     - определение объемов  финансирования  программ и самостоятельных
проектов и обеспечение их финансирования на всех этапах выполнения;
     - утверждение порядка завершения программ и самостоятельных  про-
ектов, состава комиссий по приемке работ;
     - ведение баз данных по  курируемым  программам и самостоятельным
проектам.
     1.3.2. Функции ГНТС.
     Работу ГНТС возглавляет научный руководитель программы, назначае-
мый приказом Госкомвуза России.
     ГНТС формируется из числа ведущих специалистов вузов,  Госкомвуза
России и других организаций по  тематическим  направлениям  программы,
работает, как правило, при головной организации по программе и обеспе-
чивает оперативное управление программой, в том числе:
     - утверждает порядок формирования программы, включая порядок про-
ведения экспертизы представляемых проектов,  состав экспертных групп и
результаты экспертизы;
     - готовит и представляет на утверждение в  управление  Госкомвуза
России положение по программе и состав программы;
     - организует информационное и методическое обеспечение программы;
     - готовит предложения по объемам финансирования проектов в рамках
выделенных средств и направляет в управление Госкомвуза России предло-
жения о распределении средств между исполнителями программы;
     - не реже одного раза в год рассматривает  результаты  выполнения
проектов, входящих в программу;
     - определяет основные цели и задачи фонда поддержки программы, по
согласованию с  Госкомвузом  России  - нормативы отчисления в фонд,  а
также контролирует выполнение  взаимных  обязательств  исполнителей  и
фонда;
     - рассматривает  результаты  выполнения  программы  в   целом   и
представляет отчет в соответствующее управление Госкомвуза России.
     При делении программы на разделы ГНТС при сохранении своего руко-
водства и контроля может передавать часть своих функций НТСР, а голов-
ная организация по программе - головным организациям по разделам.
     В этом  случае  распределение  функций отражается в положениях по
конкретным программам.
     1.3.3. Функции головной организации по программе.
     Головная организация по программе под руководством ГНТС обеспечи-
вает организационное сопровождение программы, в том числе:
     - организует сбор материалов по проектам;
     - создает информационную базу по программе;
     - организует экспертизу проектов;
     - готовит документацию по программе;
     - в случае финансирования через  головную  организацию  выступает
заказчиком и осуществляет финансирование организаций,  выполняющих на-
учно-технические проекты,  за  счет  средств,  выделенных  управлением
Госкомвуза  России  согласно единому заказ-наряду,  отчитывается перед
Госкомвузом России о расходовании этих средств;
     - организует оперативный контроль за выполнением проектов;
     - организует рекламно-информационную деятельность, проводит семи-
нары, конференции и выставки по тематике программы;
     - обеспечивает работу ГНТС;
     - взаимодействует с фондом поддержки программы;
     - организует мероприятия по завершению программы.
     1.3.4. Функции  научно-технических  советов  (комиссий) вузов или
других структур-исполнителей:
     - текущий контроль за выполнением проектов;
     - научно-техническая приемка работ на промежуточных этапах.
     1.3.5. Функции исполнителя:
     - выполнение работ по проектам, финансируемым из средств програм-
мы, на высоком уровне;
     - учет выделяемых средств и обеспечение правильности их  целевого
расходования, финансовая отчетность;
     - отчетность перед головной организацией;
     - рекламно-информационная  деятельность по выпускаемой наукоемкой
продукции;
     - перечисление  в  фонд  поддержки  программы  установленной ГНТС
части средств, получаемых от реализации наукоемкой продукции,  создан-
ной им в рамках программы.
     Исполнители несут  ответственность  за  достоверность  подаваемых
сведений и соблюдение обязательств по выполнению проектов.
     1.3.6. Функции научно-технического совета по разделу программы.
     Работу НТСР  возглавляет  научный руководитель раздела программы,
назначаемый приказом Госкомвуза России.  Научный руководитель  раздела
программы является членом ГНТС.
     НТСР принимает управленческие  решения  по  руководству  разделом
программы, в том числе:
     - при необходимости создает секции НТСР и утверждает их решения;
     - утверждает  методику  экспертизы  и  состав  экспертных  групп,
участвующих в проведении экспертизы представляемых проектов;
     - утверждает результаты экспертизы проектов;
     - рассматривает и направляет в ГНТС перечень  проектов, представ-
ленных на финансирование;
     - готовит предложения по объему финансирования проектов,  прошед-
ших экспертизу,  в рамках финансирования, выделенного по разделу прог-
раммы;
     - не  реже  одного раза в год рассматривает результаты выполнения
работ по проектам;
     - рассматривает  результаты выполнения раздела программы т докла-
дывает о них ГНТС;
     - контролирует  выполнение  взаимных  обязательств исполнителей и
фонда.
     1.3.7 Функции головной организации по разделу программы.
     Под руководством НТСР головная организация по разделу программы:
     - организует сбор материалов по проектам;
     - создает информационную базу по разделу программы;
     - организует  экспертизу представленных научно-технических проек-
тов;
     - готовит документацию по разделу программы;
     - в случае финансирования проектов через головную организацию яв-
ляется заказчиком и осуществляет финансирование организаций, выполняю-
щих проекты,  вошедшие в раздел программы, за счет средств, выделенных
на раздел программы управлением Госкомвуза России согласно единому за-
каз-наряду по разделу, и контролирует расходование этих средств;
     - организует оперативный контроль за выполнением проектов;
     - организует рекламно-информационную деятельность, проводит семи-
нары, конференции и выставки по тематике раздела программы;
     - обеспечивает работу НТСР;
     - взаимодействует с отделением фонда поддержки программы;
     - организует мероприятия по завершению раздела программы.
     1.3.8. Функции дирекции программы и ее разделов.
     При создании дирекции программы и дирекций разделов  программы  к
ним частично  или  полностью переходят функции головной организации по
программе (разделам программы).
     Дирекция может  частично  брать  на  себя функции фонда поддержки
программы.
     Функции дирекции,  ее задачи,  полномочия и статус определяются в
положении о дирекции, утверждаемом Госкомвузом России.
     1.3.9. Функции фонда и других поддерживающих структур.
     Основными поддерживающими структурами для инновационных  программ
и самостоятельных проектов являются фонды поддержки.
     Основная задача фондов - обеспечить финансовую стабилизацию и ук-
репление программ и способствовать успешному продвижению на рынок нау-
коемкой продукции.
     Основными функциями фондов являются:
     - аккумулирование средств для стабилизации финансирования  проек-
тов, проведение  мероприятий по выполнению программ и проектов и прод-
вижению наукоемкой продукции на отечественный и зарубежный рынок;
     - финансирование на возвратной основе перспективных проектов, вы-
полняемых в рамках программ,  и самостоятельных проектов, тематика ко-
торых согласовывается с управлением Госкомвуза России;
     - поддержка работы молодых талантливых  ученых  (ведение  именных
стипендий, издание монографий, сборников научных трудов и др.);
     - консалтинговые услуги и оказание помощи исполнителям по  эконо-
мическим, юридическим, патентно-лицензионным и иным вопросам;
     - содействие исполнителям в сертификации их продукции;
     - организация выставок,  семинаров, симпозиумов различного уровня
в интересах программ и самостоятельных проектов;
     - создание  структур  для  производства и коммерческой реализации
наукоемкой продукции;
     - приобретение недвижимости, оборудования и т.п. для предоставле-
ния их в аренду исполнителям проектов;
     - ведение  других видов хозяйственной деятельности для пополнения
средств фонда.
     Часть функций  фондов  могут  выполнять  специально созданные или
привлекаемые производственно-коммерческие и иные структуры. Эти струк-
туры могут создаваться с участием фондов и головных организаций.
     Фонды взаимодействуют с органами управления  программами  и само-
стоятельными  проектами  в соответствии с положениями о своей деятель-
ности или уставами.
     Взаимоотношения фондов  с  исполнителями  строятся  на договорной
основе.
     Средства фондов  формируются из отчислений исполнителями программ
и самостоятельных проектов установленной части полученных от  реализа-
ции  их  продукции  средств, отчислений части средств другими фондами,
добровольных взносов организаций и частных лиц, кредитов,  прибыли  от
собственной деятельности и других поступлений.
     Отчисления в фонд из госбюджетных средств запрещаются.
     Для решения конкретных задач средства нескольких фондов могут ак-
кумулироваться в одном из них или централизованном фонде.
     Для координации  работы  фондов при централизованном фонде созда-
ется совет директоров фондов.

        1.4. Особенности управления самостоятельными проектами
     Наряду с программами Госкомвуз России развивает систему самостоя-
тельных проектов. Механизм управления и финансирования самостоятельных
проектов является  частным случаем механизма управления и финансирова-
ния программ. Он, как правило, не предусматривает создание ГНТС, одна-
ко, когда проект выполняется несколькими организациями,  возможно наз-
начение одной из них в качестве головной организации, и, при необходи-
мости, создание НТС из специалистов соответствующей предметной области
и Госкомвуза России.
     Для проведения экспертизы и контроля за выполнением самостоятель-
ных проектов Госкомвуз России  привлекает  компетентные  научно-техни-
ческие советы и организации.
     Финансирование самостоятельных проектов осуществляется,  как пра-
вило, по   заказ-нарядом   перечислением  средств  непосредственно  на
расчетные счета исполнителей.
     Исполнитель самостоятельного  проекта взаимодействует  с одним из
фондов по согласованию с управлением, курирующим данный проект.

             1.5. Формирование и корректирование программ
     1.5.1. Подготовительная работа по организации программ.
     Комиссия по научным программам и проектам  Госкомвуза  России  по
представлению управлений, исходя из концепции научно-технической поли-
тики России и с учетом предложений вузов России, определяет приоритет-
ные научно-технические направления, по которым целесообразно организо-
вывать программы и самостоятельные проекты.
     Госкомвуз России на основании предложения комиссии выпускает ука-
зание, которым утверждаются перечень формируемых и ведущихся программ,
их руководители и головные организации, и извещает об этом организации
высшей школы.
     1.5.2. Формирование и утверждение программ.
     Вузы и организации,  претендующие на участие в программе, направ-
ляют бизнес-планы своих проектов в головную организацию по программе в
соответствии с формой и правилами оформления бизнес-плана  (приложения
1 и 1а).
     ГНТС с помощью головной организации:
     - организует сбор материалов по проектам от предполагаемых испол-
нителей;
     - организует  экспертизу представленных проектов (примерные поря-
док и методика экспертизы приведены в приложении 2);
     - на основе результатов экспертизы формирует проект программы;
     - оформляет документацию по программе (приложения 3.1, 3.2, 3.3);
     - направляет  подготовительные  документы в управление Госкомвуза
России, курирующее программу, которое готовит проект приказа об утвер-
ждении программы (приложение 3).
     Если в программе предполагаются разделы, то НТСР и головные орга-
низации по  разделам формируют разделы и направляют в ГНТС для обобще-
ния, согласования и последующего представления в Госкомвуз России.
     Предельные объемы  финансирования проектов и количество проектов,
выполняемых отдельными исполнителями,  в том числе головными организа-
циями, могут ограничиваться ГНТС по согласованию с курирующим управле-
нием Госкомвуза России и отражаться в положении по программе.
     Проекты, не вошедшие в программы, включаются в информационную ба-
зу данных этой программы или ее разделов и могут быть включены в прог-
рамму на следующих этапах ее выполнения.
     1.5.3. Корректирование программ.
     Состав исполнителей  программы  может  корректироваться в ходе ее
выполнения по решению ГНТС,  согласованному с  управлением  Госкомвуза
России.
     В случае изменения объема финансирования по программе  количество
проектов, входящих  в  состав программы,  может быть изменено.  В этом
случае ГНТС корректирует программу и представляет  изменения  для  ут-
верждения в управление Госкомвуза России.
     При наличии разделов в программе предложения  по  корректированию
ее состава  готовят  НТСР и подают в ГНТС,  который рассматривает их и
направляет для утверждения в управление Госкомвуза России.

                1.6. Контроль за выполнением программ
                      и самостоятельных проектов
     1.6.1. В целях контроля за ходом выполнения программ и  самостоя-
тельных проектов,  а также всестороннего анализа выполнения программ и
обмена опытом работы, управления Госкомвуза России:
     - регулярно, не реже одного раза в квартал, проводят заседания (в
том числе выездные) комиссии по научным программам и проектам,  на ко-
торых заслушиваются  отчеты научных руководителей программ и самостоя-
тельных проектов.  Заседания комиссии могут  совмещаться с заседаниями
ГНТС программ с приглашением руководителей фондов и других поддержива-
ющих структур;
     - периодически  выносят отчеты руководителей программ на коллегию
Госкомвуза России;
     - организуют  выставки  с приглашением представителей заинтересо-
ванных организаций,  в том числе зарубежных,  на которых экспонируется
наукоемкая продукция,  выпускаемая в рамках программ и самостоятельных
проектов;
     - раз  в год собирают и анализируют отчеты ГНТС и научных руково-
дителей программ по итогам работы за год и за весь  период  выполнения
программ. Результаты  анализа  докладываются  на заседании комиссии по
научным программам и проектам и ложатся в основу решений по дальнейше-
му финансированию программ и самостоятельных проектов.
     1.6.2. ГНТС с помощью головных организаций не реже  одного раза в
год контролирует ход выполнения проектов. С этой целью:
     - проводятся заседания ГНТС,  на которых заслушиваются отчеты на-
учных руководителей  проектов (руководителей разделов),  заслушивается
информация директоров фондов;
     - ежегодно  не позднее 1 ноября по поручению ГНТС (НТСР) головные
организации получают от исполнителей аннотированные отчеты по проектам
за отчетный период (приложение 4) и обновленные бизнес-планы проектов;
     - представленные материалы анализируются,  проводятся контрольные
экспертизы силами  независимых экспертов по специально разработанным и
утвержденным ГНТС методикам.  Результаты экспертизы в виде ранжирован-
ных перечней проектов представляются в ГНТС (НТСР);
     - до 20 декабря  головные  организации  по  программам  (разделам
программ) проводят отчетные выставки-семинары, на которых демонстриру-
ется выпускаемая научно-техническая продукция; ГНТС (НТСР) заслушивает
отчеты научных   руководителей  и  с  учетом  результатов  независимой
экспертизы выносят решения о продолжении,  изменении,  прекращении фи-
нансирования проектов,  о поощрении авторов лучших проектов, об откры-
тии финансирования новых проектов.
     ГНТС представляет  ежегодный отчет о выполнении программы (прило-
жение 5) в управление Госкомвуза России в срок до 1 февраля следующего
года.
     Материалы предоставляются в виде твердой копии,  а также  в  виде
текстового файла  на дискете,  созданного с помощью одного из редакто-
ров: Multi-Edit, Norton Editor.
     1.6.3. ГНТС  (НТСР) имеет право затребовать необходимые документы
и заслушать отчеты руководителей проектов о текущей работе  в  течение
всего года.
     При невыполнении исполнителем своих обязательств  перед  головной
организацией или  фондом  поддержки программы ГНТС (НТСР) вправе изме-
нить, приостановить или  прекратить  дальнейшее  финансирование  этого
проекта.
     В последнем случае, исполнитель возвращает из собственных средств
сумму, равную объему финансирования,  полученному на выполнение проек-
та, что отражается в договоре между исполнителем и головной  организа-
цией. Средства, по решению ГНТС (НТСР), перечисляются головной органи-
зации, фонду или другим исполнителям и направляются на решение  основ-
ных задач программы.
     ГНТС (НТСР) вправе сделать представление руководителям исполните-
ля о  недостатках  в выполнении проектов и поставить об этом в извест-
ность соответствующее управление Госкомвуза России.

                    1.7. Финансирование программы
     1.7.1. ГНТС готовят предложения по объему финансирования программ
и представляют их в управление Госкомвуза России.
     1.7.2. Госкомвуз  России  определяет контрольные цифры по объемам
финансирования на планируемый период и доводит  их  до  сведения  всех
ГНТС.
     1.7.3. ГНТС с помощью головных организаций формирует состав прог-
рамм (приложение  3.1),  оформляет  единые  заказ-наряды по программам
(приложение 6) и направляет материалы в управление  Госкомвуза  России
на утверждение.
     1.7.4. Госкомвуз России  рассматривает  поступившие  предложения,
издает приказы  об  утверждении  программ  (приложение 3) и утверждает
единые заказ-наряды по программам.
     1.7.5. Финансирование проектов может осуществляться:
     - непосредственно Госкомвузом  России  перечислением  средств  на
расчетные счета исполнителей на основании заказ-нарядов на каждый про-
ект (приложение 7),  в этом случае головные организации по  программам
представляют в  управление  Госкомвуза  России  уточненные  банковские
реквизиты исполнителей;  неотъемлемой  частью  заказ-нарядов  являются
технические задания (приложение 7.1) и планы выпуска и реализации нау-
коемкой продукции (приложение 8.4);
     - через  головные организации или дирекции программ (головные ор-
ганизации или дирекции разделов программ) по договорам  на  выполнение
проекта, на  основании единого заказ-наряда на программу (раздел прог-
раммы).
     1.7.6. При  финансировании программ через головные организации на
основании приказа Госкомвуза России головные организации выступают за-
казчиками наукоемкой продукции,  создаваемой в рамках программ, и зак-
лючают договоры на выполнение работ по проектам с исполнителями  (при-
ложение 8).
     Неотъемлемой частью договора на выполнение работ по проекту явля-
ется техническое задание (приложение 8.1),  календарный план (приложе-
ние 8.2),  протокол согласования (изменения) договорной цены (приложе-
ние 8.3),  план  выпуска и реализации наукоемкой продукции (приложение
8.4).
     Техническое задание  и календарный план на каждый проект согласо-
вываются с председателем ГНТС.
     1.7.7. Головные  организации  не  позднее 10-дневного срока после
получения средств из Госкомвуза России перечисляют средства исполните-
лям, полностью отчитавшимся перед ними и фондами поддержки программ за
предыдущий период.
     1.7.8. Для  проведения работ научными коллективами головных орга-
низаций оформляются технические задания на проведение госбюджетных ра-
бот (приложение 7.1) и планы выпуска и реализации наукоемкой продукции
(приложение 8.4).
     Технические задания  на каждый проект согласовываются с председа-
телем ГНТС.
     1.7.9. ГНТС  (НТСР)  может  установить  следующий порядок приемки
промежуточных этапов работ:
     - по окончании I, II и III кварталов руководители проектов соста-
вляют односторонние акты о завершении этапов работы по форме  приложе-
ния 7.2 для работ, выполняемых по заказ-нарядам, или по форме приложе-
ния 8.5 для работ, выполняемых по договорам. Затем руководители проек-
тов отчитываются  на научно-технических советах (комиссиях) исполните-
лей и направляют акты в головные организации по программам.
     1.7.10. Научные  руководители коллективов головных организаций по
окончании I,  II и III кварталов составляют акты  о  завершении  этапа
госбюджетной работы  (приложение  7.2) и отчитываются на НТС (НТК) го-
ловных организаций.
     1.7.11. Приемку  результатов  работ  за  год ГНТС осуществляют на
ежегодных семинарах-выставках на основании докладов руководителей про-
ектов и  экспертных оценок результатов работы.  По результатам приемки
председатели ГНТС утверждают исполнителям проектов акты  сдачи-приемки
работ по договору (приложение 8.5),  а по работам, выполняемым коллек-
тивами головных  организаций,  -  акты  сдачи-приемки  годовых  этапов
госбюджетных работ (приложение 7.3).
     1.7.12. Госкомвуз России выделяет головным организациям на сопро-
вождение программ  (подготовка  документации,  проведение  экспертизы,
обеспечение работы ГНТС и т.д.) госбюджетные средства целевым назначе-
нием (как правило,  не более 5% от объема финансирования всей програм-
мы).
     Заказ-наряд на  эти  работы  (приложение 7) и технические задания
головных организаций согласовываются с ГНТС и утверждаются начальником
курирующего управления Госкомвуза России.
     Головные организации ежегодно представляют в управление Госкомву-
за России  отчеты о работе по сопровождению программ и акты сдачи-при-
емки годовых этапов госбюджетных работ (приложение 7.3),  утвержденные
председателем ГНТС.
     1.7.13. ГНТС на основании ежегодных отчетов исполнителей о работе
по проектам  направляют  в  Госкомвуз  России предложения об изменении
состава и объемов финансирования программ. Госкомвуз России рассматри-
вает предложения ГНТС и учитывает их при  подготовке  распоряжений  по
финансированию программ на следующий календарный период.

                 1.8. Завершение работ по программам
     1.8.1. За  два  месяца  до завершения работ по программе головная
организация по программе (разделу программы) получает от  исполнителей
итоговые аннотированные  отчеты по проектам (приложение 4) за весь пе-
риод работы по программе,  включая информацию о реализации  наукоемкой
продукции, в том числе копии финансовых документов, подтверждающих ре-
ализацию. В этих отчетах отражаются сведения о продукции,  реализован-
ной исполнителем  за  время  работы  в рамках программы и созданной на
средства, выделенные по программе.
     1.8.2. ГНТС  (НТСР)  организует  экспертизу  результатов работ по
проектам, заслушивает отчеты научных руководителей проектов,  анализи-
рует представленные  документы  и  на  основании полученных материалов
осуществляет приемку работ.
     Утвержденные председателем ГНТС (НТСР) акты (приложения 7.3, 8.5)
вместе с итоговым отчетом (приложения  5,  5а),  протоколом  заседания
представляются в соответствующее управление Госкомвуза России.
     НТСР представляет перечисленные выше материалы для анализа и обо-
обобщения в ГНТС.
     1.8.3. ГНТС вместе с итоговыми материалами по программе направля-
ет в  управление  Госкомвуза России предложения по составу комиссий по
приемке программы (самостоятельного проекта), а также месту  и  срокам
их работы.
     В состав  комиссий  по  приемке  могут  включаться  представители
исполнителей, организаций-исполнителей наукоемкой продукции,  управле-
ний Госкомвуза России и члены ГНТС.
     1.8.4. Состав комиссий и сроки их работы утверждаются Госкомвузом
России.
     1.8.5. Управление  Госкомвуза  России может назначить комиссию по
приемке как программ в целом,  самостоятельных проектов, так и по при-
емке отдельных проектов, выполненных в рамках программ.
     1.8.6. ГНТС  совместно  с  головными  организациями  готовят  для
предъявления комиссиям  по  приемке отчетные материалы по программам и
обеспечивают условия, необходимые для работы комиссии.
     1.8.7. По  окончании  работы комиссий их члены подписывают акты о
приемке работ по программам (приложение 9) и представляют  их  на  ут-
верждение в управление Госкомвуза России, курирующие программу.
     1.8.8. Выводы и предложения комиссий по приемке, изложенные в ак-
тах, учитываются  Госкомвузом  России  при принятии решений о закрытии
программ или их продлении на новый период.
     1.8.9. Завершение  работ по разделам программы,  в соответствии с
ПП. 1.8.1, 1.8.2, осуществляют НТСР, которые отчитываются перед ГНТС.

                 1.9. Интеллектуальная собственность
     1.9.1. В  договоры  на выполнение работ по проектам в зависимости
от цели и задач программ могут быть включены следующие условия:
     - предоставление  фонду поддержки программы на отдельно оговорен-
ных условиях права на поиск как в России, так и за рубежом потенциаль-
ных пользователей изобретений,  ноу-хау,  компьютерных программ и иных
объектов промышленной собственности и объектов авторского права - объ-
ектов интеллектуальной собственности (ОИС),  созданных в рамках проек-
тов;
     - гарантии исполнителя, что он предоставит неисключительное право
на использование ОИС фонду или третьему лицу,  которое  будет  указано
ему заказчиком.  Такое  предоставление  прав  может  быть осуществлено
только в рамках лицензионного договора, заключаемого с фондом или этим
третьим лицом;
     - обязательства исполнителя в  случае  продажи  лицензии  на  ОИС
третьим лицам  перечислять  в  пользу фонда определенную долю от общей
суммы предусмотренных такой лицензией платежей.
     В частности,  эти  средства  могут  быть перечислены на основании
указания в соответствующем договоре исполнителя с головной организаци-
ей или фондом.
     1.9.2. При отсутствии в договоре на выполнение работ  по  проекту
обязательств исполнителя,  предусмотренных пп. 1.9.1, исполнитель при-
обретает право собственности в отношении ОИС  и  распоряжается  ими  в
соответствии с действующим законодательством.

       Часть 2. Порядок заявления, финансирования и выполнения
              инновационных научно-технических проектов

                   2.1. Требования к инновационным
                     научно-техническим проектам
     2.1.1. На включение в объявленные Госкомвузом России  научно-тех-
нические программы  могут  претендовать инновационные проекты,тематика
которых совпадает с тематикой данной программы, а срок начала реализа-
ции результатов  (от  даты  поступления средств на счет исполнителя до
первых отчислений в фонд поддержки программы),  как правило, не превы-
шает одного года.
     Доля исполнителя в общем объеме реализации  наукоемкой  продукции
(в денежном выражении) за период выполнения проекта в рамках программы
должна превышать не менее чем в 3 раза общий объем его бюджетного  фи-
нансирования.
     Нормы отчислений в фонд из средств, полученных от реализации нау-
коемкой продукции,  устанавливает  ГНТС  по согласованию с управлением
Госкомвуза России, курирующим данную программу.
     2.1.2. В  случае если инновационный проект не удовлетворяет усло-
виям объявленных Госкомвузом России программ по тематике, срокам выпо-
лнения или объемам и механизму финансирования,  он может быть принят к
рассмотрению и выполняться по решению Госкомвуза России  как самостоя-
тельный проект.
     Объем отчислений средств от реализации продукции самостоятельного
проекта в фонд должен быть не менее объема его бюджетного финансирова-
ния с учетом поправочного коэффициента на инфляцию,  определяемого уп-
равлением Госкомвуза России, курирующим данный проект, по рекомендации
комиссии по научным программам и проектам.
     2.1.3. По  согласованию  с  фондом денежные отчисления могут быть
заменены частично или полностью передачей фонду прав на объекты интел-
лектуальной собственности,  созданные  при выполнении проекта, а также
произведенной наукоемкой продукции или иного имущества.

             2.2. Представление проектов к финансированию
     2.2.1. Заявки  на  финансирование  проектов принимаются от высших
учебных заведений и научных организаций при них (НИИ,  КБ,  инженерных
центров и т.п.) в сроки, определенные распоряжением Госкомвуза России.
     2.2.2. Заявка на финансирование проекта как в  рамках  программы,
так и  самостоятельно,  представляется  в  форме бизнес-плана согласно
правилам оформления  бизнес-плана  инновационного  научно-технического
проекта (приложения 1 и 1а).
     2.2.3. Заявки   на   финансирование   самостоятельных    проектов
представляются в управления Госкомвуза России, а на участие в програм-
мах - в соответствующие головные организации.
     2.2.4. Бизнес-план по заявляемому проекту должен содержать макси-
мально полную информацию и обосновывать преимущества  данного  проекта
по следующим основным характеристикам:
     - научно-технический уровень;
     - уровень правовой охраны интеллектуальной собственности;
     - конъюнктура рынка наукоемкой продукции;
     - финансово-экономические показатели работы;
     - уровень производственного обеспечения.
     2.2.5. Достоверность сведений, содержащихся в бизнес-плане по за-
являемому проекту,  гарантируется организацией-претендентом,  а реаль-
ность достижения целей проекта обосновывается документально.
     2.2.6. Решение о финансировании проекта в рамках программы прини-
мается ГНТС программы с учетом результатов экспертизы.
     Решение о финансировании самостоятельного проекта принимается уп-
равлением Госкомвуза  России,  курирующим данный проект,  с учетом ре-
зультатов экспертизы.
     2.2.7. Проекты, не вошедшие в программы или не принятые в качест-
ве самостоятельных проектов,  заносятся в информационные базы и  могут
финансироваться впоследствии.
     Вузы - заявители таких проектов имеют право обновлять  информацию
бизнес-плана по ним.

              2.3. Финансирование исполнителей проектов
     2.3.1. При  финансировании  проекта,  включенного  в   программу,
или самостоятельного  проекта непосредственно Госкомвузом России путем
перечисления средств на расчетный  счет  исполнителя  оформляется  за-
каз-наряд (приложение 7).
     Неотъемлемой частью  заказ-наряда  является  техническое  задание
(приложение 7.1),  и  план  выпуска  и реализации наукоемкой продукции
(приложение 8.4).
     При финансировании проекта через головную организацию по програм-
ме (разделу программы) или дирекцию программы оформляется  договор  на
выполнение работ по проекту (приложение 8).
     Неотъемлемой частью этого договора является  техническое  задание
(приложение 8.1), календарный план (приложение 8.2), протокол согласо-
вания (изменения) договорной цены (приложение (8.3),  план  выпуска  и
реализации наукоемкой продукции (приложение 8.4).
     Техническое задание и календарный  план  согласовываются  с  ГНТС
(НТСР) программы и подписываются его председателем.
     2.3.2. В случае изменения объема финансирования,  выделенного  на
программу, объемы  финансирования  проектов могут быть изменены.  ГНТС
НТСР) программы вправе менять объемы финансирования отдельных проектов
в ходе их выполнения.
     2.3.3. При изменении  объема  финансирования  по  проекту  обяза-
тельства исполнителя  перед  головной  организаций  и фондом поддержки
программы соответствующим образом корректируются и  согласовываются  с
ГНТС (НТСР)  программы  (для  самостоятельных проектов - с управлением
Госкомвуза России).
     2.3.4. При  невыполнении  исполнителем проекта своих обязательств
перед головной организаций или фондом поддержки программы ГНТС  (НТСР)
вправе изменить или приостановить финансирование проекта на любом эта-
пе его выполнения, вплоть до его исключения из программы.
     В последнем  случае исполнитель возвращает из собственных средств
сумму, равную объему финансирования,  полученному на выполнение проек-
та, в соответствии с условиями,  оговоренными в пп. 5.2 договора между
исполнителем и головной организацией. Средства, по решению ГНТС (НТСР)
перечисляются головной  организации,  фонду  или  другим  исполнителям
и направляются на решение основных задач программы.
     2.3.5. Финансирование проектов из средств фонда, в том числе про-
ектов, не вошедших в состав программы, осуществляется на основании до-
говора между фондом и исполнителем, как правило, на возвратной основе.
     Решение о финансировании принимает орган управления фонда.

                2.4. Отчетность при выполнении проекта
     2.4.1. По окончании I,  II и III кварталов в соответствии с реше-
нием ГНТС (НТСР) руководитель проекта оформляет  односторонний  акт  о
завершении этапа работы по форме приложения 7.2 для работ, выполняемых
по заказ-наряду или по форме приложения 8.5 для работ,  выполняемых по
договору,после чего  отчитывается  на  научно-техническом  совете (ко-
миссии) своей организации, которая направляет акт в головную организа-
цию.
     2.4.2. Не позднее 1  ноября  текущего  года  исполнитель  проекта
представляет в  головную  организацию по программе (разделу программы)
аннотированный отчет по проекту (приложение 4).
     Материалы представляются в виде распечатки на бумаге (твердой ко-
пии) и в виде текстового файла на дискете, созданного с помощью одного
из редакторов:Multi-Edit, Norton Editor.
     2.4.3 Исполнители самостоятельных проектов не  позднее  1  ноября
текущего года  представляют аннотированный отчет по проекту в управле-
ние Госкомвуза России или в  головную  организацию  по  программе  (по
указанию управления Госкомвуза России).
     2.4.4. Исполнители проектов обязаны принимать участие в ежегодных
отчетных семинарах-выставках,  проводимых  по  результатам  выполнения
проектов.
     Исполнители самостоятельных   проектов   по  указанию  управления
Госкомвуза России участвуют в семинарах-выставках близких по  тематике
программ.
     В ходе семинаров-выставок заслушиваются отчеты научных  руководи-
телей проектов о результатах работы по проектам за текущий год.
     2.4.5. Приемку результатов работы по проекту за год  осуществляет
научно-технический совет  программы  (раздела  программы) на основании
докладов научных  руководителей  проектов   на   семинаре-выставке   и
экспертных оценок результатов работы.
     По результатам приемки совет утверждает акты сдачи-приемки работы
(приложения 7.3 или 8.5).
     2.4.6. Приемку работ по выполнению самостоятельного проекта в це-
лом осуществляет комиссия, специально созданная и утвержденная Госком-
вузом России.
     По результатам  приемки  составляется  акт  сдачи-приемки  работы
(приложение 9)  и  направляется  в  курирующее  управление  Госкомвуза
России на утверждение.
     Приемку результатов работы за год по самостоятельным проектам мо-
жет осуществлять ГНТС программы, указанный Госкомвузом России, на еже-
годном семинаре-выставке на основании докладов  научных  руководителей
проектов и экспертных оценок результатов работы.
     По результатам приемки председатель совета утверждает  акты  сда-
чи-приемки работ (приложение 7.3).
     2.4.7. Госкомвуз россии и ГНТС (НТСР) имеют право в течение  года
затребовать необходимые документы и заслушать отчеты научных руководи-
телей проектов о текущей работе.
     2.4.8. В случае неблагоприятного прогноза на выполнение инноваци-
онного проект его авторы и руководители организации  обязаны  своевре-
менно уведомить об этом ГНТС программы (для самостоятельных проектов -
управление Госкомвуза России).
     2.4.9. За два месяца до срока завершения работ по программе (про-
екту) исполнитель проекта должен представить  головную  организацию по
программе (разделу  программы) итоговый аннотированный отчет (приложе-
ние 4) с информацией о коммерческой реализации наукоемкой продукции  и
обязательном указанием доли вуза в производстве и реализации продукции.
     К отчету прилагаются копии финансовых документов,  подтверждающих
реализацию продукции.
     Для самостоятельных проектов итоговый отчет представляется в  уп-
равление Госкомвуза России, финансирующее проект.
     2.4.10. Исполнитель готовит для предъявления приемной комиссии  к
установленному ГНТС сроку все отчетные материалы и обеспечивает работу
комиссии по приемке.
     Исполнитель самостоятельного проекта готовит все отчетные матери-
алы для  предъявления  комиссии  по  приемке,  указанной   управлением
Госкомвуза России.
     2.4.11. По результатам работы комиссии  по  приемке  составляется
акт о приемке работ по проекту (приложение 9).

              2.5. Отчисления в фонд поддержки программы
     2.5.1. Исполнители проектов берут на себя  обязательства  по  от-
числению части средств, полученных от реализации продукции, в фонд.
     2.5.2. Для проектов, включенных в состав программы, нормативы от-
числений устанавливаются ГНТС по согласованию с управлением Госкомвуза
России; для самостоятельных проектов - управление Госкомвуза России.
     2.5.3. Отчисления   производятся  на  основании  договоров  между
исполнителем и фондом.
     Денежные отчисления  могут  быть  заменены полностью или частично
продукцией или правами в отношении объектов интеллектуальной собствен-
ности, созданных при выполнении проекта.

             2.6. Вопросы интеллектуальной собственности
           по продукции, создаваемой в рамках инновационных
                     научно-технических проектов
     2.6.1. В договор на создание наукоемкой продукции по  проекту  по
инициативе головной  организации-заказчика могут быть внесены условия,
отражающие обязательства исполнителя по вопросам использования  созда-
ваемых в рамках проекта изобретений,  ноу-хау, компьютерных программ и
иных объектов промышленной собственности и авторского права - объектов
интеллектуальной собственности (ОИС), в том числе:
     - предоставление фонду поддержки программы или другим  структурам
на отдельно  оговоренных условиях права на поиск потенциальных пользо-
вателей ОИС как в стране, так и за рубежом;
     - гарантии исполнителя, что он предоставит неисключительное право
использование ОИС фонду поддержки программы или третьему лицу, которое
будет  указано  заказчиком.  Такое предоставление прав может быть осу-
ществлено в рамках лицензионного договора,  заключаемого с фондом  или
этим третьи лицом;
     - обязательства исполнителя в  случае  продажи  лицензии  на  ОИС
третьим лицам  перечислить  в  пользу фонда определенную долю от общей
суммы предусмотренных такой лицензией платежей;
     - иные  обязательства  исполнителя перед потребителем и фондом по
использованию ОИС.
     2.6.2. При  отсутствии  в договоре на выполнение проекта условий,
указанных в пп.  2.6.1, исполнитель вправе распоряжаться ОИС по своему
усмотрению.

     Примечания.

     К Порядку формирования, финансирования и выполнения инновационных
научно-технических программ и проектов имеются следующие приложения:

Приложение 1      Форма бизнес-плана и правила его оформления для  ор-
                  ганизаций, претендующих на участие в программе.

Приложение 1а     Правила  оформления  бизнес-плана  для  организаций,
                  претендующих на участие в программе.

Приложение 2      Примерный порядок и методика  проведения  экспертизы
                  проектов в рамках  инновационных  научно-технических
                  программ.

Приложение 3      Форма приказа об утверждении  инновационной  научно-
                  технической программы.

Приложение 3.1    Состав инновационной научно-технической программы.

Приложение 3.2    Составы головного научно-технического  по  программе
                  и научно-технического совета по разделу программы.

Приложение 3.3    Положение об инновационной  научно-технической  про-
                  грамме.

Приложение 4      Форма аннотированного отчета по проекту.

Приложение 5      Форма итогового отчета по  программе  (разделу  про-
                  граммы).

Приложение 6      Форма единого заказ-наряда на  работы  по  программе
                  (разделу программы).

Приложение 7      Форма заказ-наряда на проведение госбюджетной работы.

Приложение 7.1    Форма технического задания на проведение  госбюджет-
                  ной работы.

Приложение 7.2    Форма акта о завершении этапа госбюджетной работы.

Приложение 7.3    Форма акта сдачи-приемки госбюджетной  работы (годо-
                  вого этапа).

Приложение 8      Форма  договора о выполнении работ по инновационному
                  проекту.

Приложение 8.1    Форма технического задания на  выполнение  работ  по
                  проекту.

Приложение 8.2    Форма календарного плана работ.

Приложение 8.3    Форма протокола согласования (изменения)  договорной
                  цены.

Приложение 8.4    Форма плана выпуска и реализации наукоемкой  продук-
                  ции по проекту.

Приложение 8.5    Форма акта сдачи-приемки работ по договору.

Приложение 9      Форма акта сдачи-приемки госбюджетной работы  комис-
                  сией.

     Тексты приложений не приводятся.