О ЗАДАЧАХ И МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В Г. МОСКВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 1 ноября 1994 г. N 996 (ВММ 94-24) Правительство Москвы отмечает, что в 1993 - 1994 гг. продолжалась реализация выработанного курса экономических преобразований. Усилия правительства были направлены на обеспечение стабильного социаль- но-экономического положения в городе, совершенствование процесса при- ватизации, поддержку малого предпринимательства, создание финансо- во-промышленных групп, как перспективных организационных форм, направ- ленных на активизацию инвестиционных процессов и повышение конкурен- тоспособности выпускаемой продукции, расширение рынка товаров и ус- луг. Однако ряд важных задач в социально - экономической сфере остался не решен. Сохраняются негативные тенденции, проявляющиеся в спаде про- изводства, остановке многих московских предприятий, резком ухудшении их платежеспособности, которое может привести к банкротству. Особую озабоченность вызывает отсутствие отработанных механизмов по предуп- реждению неплатежеспособности и предотвращению несостоятельности предприятий. Вывод предприятий из кризисного финансового состояния и обеспечение эффективной хозяйственной деятельности в интересах города на основе реализации законодательства о несостоятельности (банкротс- тве) становятся в сложившейся ситуации одной из первоочередных эконо- мических задач. В целях проведения политики, направленной на предупреждение неп- латежеспособности и предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и связанных с этим негативных социальных последствий пра- вительство Москвы п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Основные направления работы правительства Москвы по предупреждению неплатежеспособности и реализации механизмов несостоя- тельности (банкротства) предприятий (далее - Основные направления), согласно приложению 1. 2. Одобрить Проект плана первоочередных мероприятий по реализации основных направлений работы правительства Москвы по предотвращению не- состоятельности предприятий (приложение 2). Московскому комитету по делам о несостоятельности (банкротстве) в месячный срок доработать и представить на рассмотрение Московской межведомственной комиссии по неплатежеспособности и несостоятельнос- ти (банкротству) предприятий согласованный с заинтересованными орга- нами исполнительной власти г. Москвы план первоочередных мероприя- тий. 3. Возложить на Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) организационно - методическое руководство и координацию деятельности органов исполнительной власти г. Москвы в обеспечении ре- ализации законодательных и нормативных актов о неплатежеспособности (банкротстве) предприятий и Основных направлений. 4. Создать Московскую межведомственную комиссию по неплатежеспо- собности и несостоятельности (банкротству) предприятий при правитель- стве Москвы. 4.1. Утвердить Положение о Московской межведомственной комиссии по неплатежеспособности и несостоятельности (банкротству) предприятий (приложение 3). 4.2. Назначить председателем Московской межведомственной комиссии по неплатежеспособности и несостоятельности (банкротству) предприятий первого заместителя премьера правительства Москвы К.Э.Буравлева. 4.3. Председателю Московской межведомственной комиссии К.Э.Бурав- леву в месячный срок сформировать состав комиссии и представить его на утверждение премьера правительства Москвы. 5. Руководителям департаментов, комитетов и управлений правитель- ства Москвы, префектам административных округов назначить ответствен- ных исполнителей по вопросам предотвращения несостоятельности. 6. Просить Государственную налоговую инспекцию по г. Москве сог- ласовать с Московским комитетом по делам о несостоятельности (банк- ротстве) порядок, сроки и формы представления информации, необходимой для ведения мониторинга финансового состояния предприятий. 7. Московскому комитету по делам о несостоятельности (банкротс- тве): 7.1. В 10-дневный срок представить в Департамент экономической политики предложения для включения в городской заказ выполнение Мос- горкомстатом работ по сбору, обработке и представлению информации, не- обходимой для ведения мониторинга финансового состояния предприя- тий. 7.2. В месячный срок подготовить и представить на рассмотрение премьера правительства Москвы Положение о порядке ведения мониторинга финансового состояния предприятий. 8. Департаментам финансов и перспективного развития г. Москвы предусмотреть выделение средств в 1994 - 1995 гг. на реализацию плана первоочередных мероприятий и на оснащение комитета вычислительной и организационной техникой. 9. Московскому комитету по делам о несостоятельности (банкротс- тве) совместно с отраслевыми департаментами: 9.1. До 01.11.94 г. представить в Департамент финансов предложе- ния о размере бюджетных и внебюджетных средств, необходимых для оказа- ния в 1995 г. финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, имеющим социально - экономическую значимость для города. 9.2. В месячный срок сформировать реестр предприятий и организа- ций должников и обеспечить его ведение. 10. Департаменту труда и занятости представить на рассмотрение правительства Москвы предложения об установлении в 1995 г. нормативов отчислений средств в Фонд занятости с учетом проведения мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий, вызванных неплате- жеспособностью предприятий. 11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы К. Э. Буравле- ва. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению правительства Москвы от 01.11.94 г. N 996 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ работы правительства Москвы по предупреждению неплатежеспособности и реализации механизмов несостоятельности (банкротства) предприятий I. ЦЕЛИ Создание организационно - экономической системы предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятий. Создание системы предупреждения и устранения негативных социаль- ных последствий несостоятельности (банкротства) предприятий. Использование механизмов (процедур) неплатежеспособности и несос- тоятельности (банкротства) предприятий в целях осуществления структур- ной перестройки экономики города и повышения эффективности производс- тва. II. ЗАДАЧИ Организация взаимодействия органов исполнительной власти в ходе реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предпри- ятий. Создание системы мониторинга финансового состояния предприятий (далее система мониторинга), позволяющей осуществлять раннюю диагнос- тику их неплатежеспособности. Совершенствование управления государственным имуществом на основе контрактной системы, предусматривающей ответственность управляющих (руководителей) за результаты хозяйственной деятельности, и в первую очередь за признание предприятия неплатежеспособным или несостоятель- ным (банкротом). Создание системы финансовой поддержки социально - экономически значимых предприятий. Получение дополнительных поступлений в бюджет от продажи неплате- жеспособных предприятий, не вошедших в перечень социально - экономи- чески значимых объектов. Преобразование социально - экономически значимых неплатежеспособ- ных предприятий в казенные. Организация работы по привлечению отечественных и зарубежных ин- весторов для участия в санации, реорганизации, перепрофилировании неп- латежеспособных предприятий. Ликвидация признанных неплатежеспособными предприятий, подлежащих выводу из г. Москвы. Разработка мер по сохранению на территории города общего числа рабочих мест с учетом возможного их сокращения, вызванного неплатежес- пособностью предприятий. Создание системы переподготовки работников предприятий, признан- ных неплатежеспособными. Создание системы подготовки, лицензирования, сертифицирования и подбора управляющих неплатежеспособными предприятиями. На основе реализации комплекса мер по достижению перечисленных целей и задач решается еще одна задача - повышение финансовой дисцип- лины предприятий и снижение объемов взаимных неплатежей. III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ (механизмы реализации) Достижение целей и решение поставленных задач реализуется на ос- нове скоординированной деятельности органов исполнительной власти г. Москвы, и в первую очередь Московского комитета по делам о несостоя- тельности (банкротстве), отраслевых и функциональных департаментов, органов управления административных и муниципальных округов. Практическая работа с неплатежеспособным предприятием строится на основе анализа причин и возможных последствий сложившегося положе- ния. К выполнению работ привлекаются независимые консультационные и аудиторские фирмы, оценщики. Раннее выявление фактов ухудшения финан- сового состояния предприятий г. Москвы обеспечивает система мониторин- га. Источниками оказания финансовой поддержки предприятиям являют- ся: - бюджет и внебюджетные фонды правительства Москвы; - часть средств, полученных от приватизации государственного иму- щества и продажи предприятий - должников, направляемых в специальный фонд государственной финансовой поддержки; - создаваемые при участии органов исполнительной власти общест- венные фонды поддержки неплатежеспособных предприятий; - средства инвесторов - участников работ по предотвращению несос- тоятельности предприятий. Финансовая поддержка за счет средств бюджета или внебюджетных фондов правительства Москвы (далее государственная финансовая поддерж- ка) предоставляется предприятиям, включенным в перечни социально - экономически значимых. Перечни социально - экономически значимых предприятий формируются функциональными, отраслевыми и территориальны- ми органами исполнительной власти с учетом обеспечения занятости, улучшения экологической обстановки, развития рынка товаров и услуг в г. Москве. Государственная финансовая поддержка предоставляется в форме це- левых льготных кредитов, дотаций и налоговых льгот, а также приобрете- ния долей (паев) в уставных капиталах предприятий. Реализация механизмов предупреждения неплатежеспособности или ра- бота с несостоятельным предприятием осуществляется с учетом его осо- бенностей (значимости) на основе проведенного анализа причин сложивше- гося положения. Отработка механизмов производится на основе реализации "пилотных" проектов по отраслям и направлениям (процедурам). В соот- ветствии с утвержденным планом работ с неплатежеспособным предприятием реализуется одна из следующих процедур: - финансовое оздоровление и преобразование предприятия в казен- ное; - финансовое оздоровление, реорганизация и преобразование предп- риятия с сохранением юридического лица; - продажа предприятия - должника; - ликвидация по решению собственника и продажа имущества предпри- ятия; - управление предприятием в период проведения судебной процедуры решения вопроса его несостоятельности. Координация работ органов исполнительной власти по предупреждению неплатежеспособности предприятий производится в порядке разработки и реализации комплексных городских и отраслевых программ по следующим направлениям: - преобразование социально - экономически значимых предприятий в казенные; - создание финансово - промышленных групп и акционерных промыш- ленных компаний с включением в их состав, по согласованию с соучреди- телями, неплатежеспособных предприятий; - развитие отдельных отраслей и территорий, в том числе планиро- вание сроков и объемов финансирования работ по предупреждению неплате- жеспособности предприятий; - предотвращение возможных негативных социальных последствий неп- латежеспособности и несостоятельности предприятий. Подбор и назначение управляющих государственным имуществом и неп- латежеспособными предприятиями осуществляется по договору, предусмат- ривающему ответственность за результаты работ. При этом гарантом ка- чества выполнения работ может выступать частное предприятие или юриди- ческое лицо, доля государства в уставном капитале которого не превыша- ет 25 проц. Приложение 3 к постановлению правительства Москвы от 01.11.94 г. N 996 П О Л О Ж Е Н И Е о Московской межведомственной комиссии по неплатежеспособности и несостоятельности (банкротству) предприятий I. Общие положения Настоящее Положение определяет порядок работы, права и обязаннос- ти Московской межведомственной комиссии по неплатежеспособности и не- состоятельности (банкротству) предприятий. 1. Комиссия создана в целях: - обеспечения организационных, экономических и иных условий, не- обходимых для реализации государственных актов о несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий, предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) г. Москвы - субъ- екта Федерации, а также предприятий и организаций любой организационно - правовой формы и вида собственности, имеющих долговые обязательства перед органами государственной власти и управления, неисполняющих обя- зательства по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; - организации (координации) разработки и реализации программ го- сударственной поддержки предприятий. 2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, распоряжениями мэ- ра, постановлениями правительства Москвы, распоряжениями первого за- местителя премьера правительства Москвы - руководителя Комплекса эко- номических реформ, а также настоящим Положением. 3. В своей деятельности комиссия опирается на данные, представля- емые на ее рассмотрение Московским комитетом по делам о несостоятель- ности (банкротстве), департаментами и комитетами правительства Москвы, Государственной налоговой инспекцией по г. Москве, Мосгоркомстатом, органами прокуратуры, арбитражного суда, другими органами исполнитель- ной власти, предприятиями и организациями. II. Задачи, функции и права комиссии 4. Основными задачами комиссии являются: - выработка стратегии представления от имени г. Москвы интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) государственных (муниципальных) предприятий, предприятий и организа- ций, в капитале которых имеется доля (вклад) г. Москвы - субъекта Фе- дерации; - определение интересов г. Москвы и процедуры их представления в отношении предприятий и организаций любой организационно - правовой формы и вида собственности, имеющих долговые обязательства по платежам в бюджет и внебюджетные фонды (далее по тексту - предприятия); - проведение государственной политики, направленной на предотвра- щение несостоятельности (банкротства) предприятий; - утверждение порядка и условий экспертизы для привлечения оте- чественных и зарубежных инвесторов для участия в финансировании работ, связанных с санацией, реорганизацией или ликвидацией предприятий - должников; - рассмотрение проекта комплексной городской программы, а также программы финансовой поддержки предприятий и внесение их в правитель- ство Москвы; - установление порядка выделения и объемов финансовой поддержки предприятий за счет средств бюджета и внебюджетных фондов правительст- ва Москвы; - утверждение перечня социально - экономически значимых предприя- тий; - регулярный анализ деятельности органов исполнительной власти г. Москвы по вопросам несостоятельности (банкротства) предприятий. 5. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами и в пределах предоставленных полномочий выполняет следующие функции: - совместно с соответствующими органами правительства Москвы обеспечивает проведение государственной политики, направленной на пре- дотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий; - рассматривает результаты анализа и прогнозы экономического и финансового положения предприятий, имеющих признаки несостоятельности (банкротства), подготовленные МКН, и руководит разработкой мер по их устранению. В отношении социально - экономически значимых предприятий: - на основе рассмотрения финансового состояния предприятий прини- мает решение о необходимости приватизации государственных и муници- пальных предприятий, являющихся неплатежеспособными и имеющих неудов- летворительную структуру баланса (далее именуются предприятия - долж- ники); - определяет наличие реальной возможности восстановления плате- жеспособности предприятия - должника и(или) проведения санации; - определяет порядок оказания, сроки и объемы финансовой поддерж- ки предприятий за счет средств бюджета и внебюджетных фондов прави- тельства Москвы; - принимает решение о неэффективном проведении санации или дейс- твиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов г. Москвы как собственника или кредитора предприятия - должника; - рассматривает и утверждает планы проведения санации предприя- тий. 6. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами имеет право: - действовать в пределах полномочий и прав, предоставляемых ей мэром Москвы, первым заместителем премьера правительства Москвы - ру- ководителем Комплекса экономических реформ в соответствии с действую- щим законодательством; - получать в установленном порядке от органов исполнительной власти, предприятий и организаций (независимо от форм собственности и подчиненности) информацию, необходимую для выполнения возложенных на комиссию задач; - утверждать порядок оказания, сроки и объемы финансовой поддерж- ки предприятий за счет средств бюджета и внебюджетных фондов прави- тельства Москвы; - контролировать выполнение условий использования средств (неза- висимо от источника их поступления), направленных на финансовую под- держку (санацию) предприятий - должников; - принимать решение о неэффективном проведении санации или дейс- твиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов г. Москвы как собственника или кредитора предприятия - должника; - принимать решение о реорганизации и ликвидации государственных неплатежеспособных и несостоятельных предприятий (банкротов); - принимать решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность; - принимать решение о продаже государственных предприятий, их имущества, государственных долей (паев) в уставных капиталах предприя- тий, являющихся неплатежеспособными и имеющих неудовлетворительную структуру баланса. III. Состав и порядок работы комиссии 7. Комиссию возглавляет председатель - первый заместитель премь- ера правительства Москвы, руководитель Комплекса экономических ре- форм. 8. Председатель комиссии: - руководит работой комиссии, обладает правом решающего голоса, его решение решающее при равенстве голосов членов комиссии; - несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач и функций; - на основе представленных документов заверяет полномочия членов комиссии; - ведет заседания комиссии; - подписывает от лица комиссии протоколы ее заседаний, выписки из протоколов и другие документы комиссии; - направляет в органы исполнительной власти предложения, касающи- еся изменения состава комиссии, в том числе персонального. 9. Состав комиссии и полномочия ее членов. В состав постоянных членов комиссии входят полномочные представи- тели следующих органов исполнительной власти: - представитель Городской Думы (по согласованию); - представитель прокуратуры г. Москвы (по согласованию); - представитель Московского городского арбитражного суда (по сог- ласованию); - заместитель председателя комиссии - председатель Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве); - председатель Комитета по управлению имуществом г. Москвы; - представитель Фонда имущества г. Москвы; - представитель Департамента экономической политики; - представитель Департамента финансов; - представитель Департамента перспективного развития; - представитель Департамента промышленности. Члены комиссии с правом решающего голоса, участвующие в заседани- ях (включаемые в подписной лист) при обслуживании вопросов, находящих- ся в их ведении, или по их требованию: - представители отраслевых департаментов, комитетов и управлений правительства Москвы; - представители административных и муниципальных округов (один представитель от территории); - представители органов государственной власти и управления Рос- сийской Федерации и субъектов Федерации. По решению комиссии или председателя на ее заседание с правом со- вещательного голоса могут приглашаться: - руководители предприятий; - представители банков; - представители кредиторов предприятия; - эксперты - консультанты и другие юридические и физические лица, привлеченные к работе комиссии по ее решению. 10. Результаты работы комиссии оформляются решениями в форме про- токола. Протоколы заседаний комиссии оформляются и подписываются секрета- рем и заверяются председателем или членом комиссии, проводившим засе- дание по его поручению. По результатам обсуждения отдельных вопросов, входящих в повестку дня заседания комиссии, могут оформляться выписки из протоколов. Про- токолы заседаний комиссии являются документами строгой отчетности и находятся на ответственном хранении в Московском комитете по делам не- состоятельности (банкротстве). Секретарь комиссии - сотрудник Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве) - назначается приказом по комитету. 11. Решение комиссии принимается большинством голосов от списоч- ного состава на ее заседании или методом подписного листа (если ни один из членов комиссии не потребовал обсуждения на заседании комис- сии). |