О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВЫХ ОТЧЕТОВ ЗА 1994 ГОД И ТЕКУЩИХ ОТЧЕТОВ В 1995 ГОДУ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 14 декабря 1994 г. N НП-6-10/482 (Д) Государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации Центры подготовки персонала Государственной налоговой службы Российской Федерации при государственных налоговых инспекциях по г. Санкт-Петербургу и Нижегородской области Госкомстат России письмом от 31.10.94 N 6-1-1/222 утвердил Указания о порядке составления и представления годовых отчетов по труду за 1994 год и текущих отчетов в 1995 году (прилагаются). Годовая форма государственной статистической отчетности N I-т "Отчет по труду" была направлена налоговым органам письмом Госналогслужбы России от 19.10.94 N ЮУ-6-10/397, а форма N I-т месячная на 1995 год приведена в приложении к письму Госналогслужбы России от 10.10.94 N НП-6-10/386. Государственная налоговая служба Российской Федерации ОБЯЗЫВАЕТ: - обеспечить четкое составление годового отчета по труду за 1994 год и текущих отчетов в 1995 году в полном соответствии с утвержденными Госкомстатом России 31.10.94 Указаниями. Обратить внимание на соблюдение пункта 6.3 названных Указаний, предусматривающего, что в фонд оплаты труда включаются денежные суммы независимо от источника их финансирования, то есть премии и другие виды оплаты труда, начисленные из централизованного фонда социального развития или из других источников; - своевременно представлять названную отчетность статистическому органу по месту нахождения налогового органа и Госналогслужбе России (Управлению административного и финансового обеспечения) с выделением в сводных отчетах по труду (годовом, за I квартал, I полугодие и 9 месяцев) данных по аппарату республик в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, округам и отдельно по аппарату районов и городов. Государственный советник налоговой службы I ранга Н.В.Попов Приложение к письму Госналогслужбы России от 14 декабря 1994 г. N НП-6-10/482 Утверждено Госкомстатом России 31 октября 1994 г. N 6-1-1/222 УКАЗАНИЯ о порядке составления и представления годовых отчетов по труду за 1994 год и текущих отчетов в 1995 году (извлечение) 1. Для предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм Госкомстатом России утверждены следующие первичные формы годовой отчетности по труду за 1994 год: 1.4. Формы NN 1-т типовая и специализированные, 5-т (потребсоюз), 8-т, 11-т - постановлением от 15.06.94 N 68. К указанным постановлениям приложены бланки утвержденных форм. 2. Для отчетов в 1995 году утверждены формы текущей отчетности по труду: 2.1. Для предприятий, учреждений, организаций всех отраслей экономики - форма N 1-т месячная "Отчет по труду", в которую включен квартальный раздел "Движение работников и предполагаемое высвобождение" (постановление от 05.08.94 N 124). 4. В связи с тем, что статистические органы отчеты по труду полученные от предприятий, учреждений, организаций, разрабатывают по формам собственности, в некоторых годовых и месячной формах в верхнем левом углу предусмотрено заполнение этих сведений. В других формах имеется раздел о численности работников и средствах, направленных на потребление, по формам собственности. При составлении отчета предприятия, учреждения, организации на основании учредительных документов вписывают приведенные ниже наименования формы собственности и организационно-правовой формы. Форма собственности: - государственная; федеральная; субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных образований, г. Москвы, г. С-Петербурга). Организационно-правовая форма: - государственное предприятие или учреждение. 5. При составлении годовой и текущей отчетности по труду списочная и среднесписочная численность работников, численность принятых и выбывших работников, число отработанных человеко-часов определяются в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.87 N 17-10-0370 и следующими разъяснениями. 5.1. Совместители (без внутренних) и работники, выполнявшие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, не включаются в среднесписочную численность работников, а показываются в отчете по форме N 1-т месячная отдельно в строках 16, 17, в отличие от методологии, принятой для расчета налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной. 5.2. Численность совместителей (строка 16) показывается на конец I квартала, I полугодия, 9 месяцев и года. В эту численность не включаются внутренние совместители. Работник, получающий в одном учреждении две, полторы ставки или оформленный в одном предприятии как внутренний совместитель, учитывается в среднесписочной численности как один человек (целая единица). 5.3. Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (строка 17), исчисляется по методологии определения среднесписочной численности (пункты 18 и 21 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих). Причем эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия договора. Если работник, состоящий в штате предприятия, заключил договор гражданско-правового характера с этим же предприятием, то он также показывается в строке 17. 5.4. Работники, временно переведенные по инициативе администрации на работу на неполное рабочее время в связи с отсутствием сырья, сокращением объема производства (работ), а также работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы по инициативе администрации, не исключаются из среднесписочной численности и учитываются как целые единицы. Работники исключаются из среднесписочной численности в соответствии с приказом об увольнении. Для анализа эти показатели выделены отдельно в форме N 1-т месячная, строках 10 и 12. При заполнении строк 11, 12 следует иметь в виду, что если один и тот же работник в течение отчетного периода имел более одного отпуска по инициативе администраций, то он показывается один раз. 5.5. При заполнении строки 09 в число фактически отработанных человеко-часов включаются отработанные человеко-часы, включая сверхурочные. Время внутрисменного простоя по различным причинам в строке 09 не учитывается. 6. При заполнении данных о средствах, направленных на потребление, на оплату труда, суммах предоставленных социальных льгот следует руководствоваться Инструкцией о составе средств, направляемых на потребление, утвержденной Госкомстатом России 13.10.92 N 6-3/124 и следующими разъяснениями. 6.1. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о составе средств, направляемых на потребление, в отчет по труду включаются суммы по оплате труда, начисленные к выплате в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате, премиям и т.д. В случае, если таких выплат не производилось из-за отсутствия средств на оплату труда, то предприятиями представляется в органы статистики отчет по труду с заполнением только показателей по численности. 6.2. В связи с задержками выплаты учреждениями и организациями сумм заработной платы работникам начисленные к выплате суммы следует включать в отчет того месяца, в котором они выплачены, с соответствующим примечанием к отчету. 6.3. В фонд оплаты труда при составлении отчета по труду включаются денежные суммы независимо от источника их финансирования, то есть премии, вознаграждения и другие виды оплаты труда, начисленные за счет прибыли, средств специального назначения и целевых поступлений. Таким образом данные фонда оплаты труда в статистическом отчете по труду за счет этого могут быть больше расходов, относимых к затратам на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). 6.4. Оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы, а также комиссионное вознаграждение включаются в фонд оплаты труда. 6.5. Единовременные поощрения своим работникам, включая стоимость подарков, следует учитывать в фонде оплаты труда работников списочного состава. 6.6. Просьба обратить внимание на правильность учета отпускных сумм, особенно учреждениями образования в период массовых отпусков. В отчет должны включаться суммы за дни отпуска, приходящихся только на дни отчетного месяца. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда следующего месяца. 6.7. Средняя заработная плата по предприятию, учреждению, организации на основании данных годовых и текущих отчетов по труду исчисляется, исходя из оплаты труда работников списочного состава (включая совместителей) и среднесписочной численности работников. 6.8. В настоящее время разработаны специальные мероприятия по сохранению и созданию специализированных рабочих мест на предприятиях, например, для молодых работников с целью приобретения ими квалификации. На некоторых территориях проводятся эксперименты в связи с этим. Из Государственного фонда занятости оплачиваются в течение, например, 6 месяцев рабочие места по договору с предприятием. Оплату труда или доплату работникам за счет средств Государственного фонда занятости не следует включать в фонд оплаты труда и в отчет по труду (аналогично пособиям и пенсиям работающим из внебюджетных фондов). Также за счет средств Государственного фонда занятости могут производиться предприятиям компенсационные выплаты как краткосрочная мера материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Эти финансовые средства органами службы занятости могут выделяться на безвозвратной либо на возвратной основе. В случае, если предприятие возмещает органам службы занятости средства на выплату заработной платы своим работникам, то эта заработная плата включается в фонд оплаты труда. 6.9. Авторский гонорар, выплачиваемый в соответствии с договором на издание, создание произведений науки, литературы, искусства, а также вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения не включаются в отчетности по труду в средства, направленные на оплату труда и потребление. 6.12. Материальная помощь, поощрения и другие социальные льготы (кроме доходов по акциям), выплачиваемые неработающим пенсионерам, включаются в средства, направленные на потребление. 6.13. Материальную помощь, оплату стоимости питания и оплату их проезда к месту работы при составлении отчетов по труду как хозрасчетными предприятиями, так и бюджетными учреждениями, включая центральный аппарат министерств и ведомств, в целях единства методологии статистики всех отраслей экономики следует показывать только в средствах, направленных на потребление, и не включать в фонд оплаты труда. 6.14. В средства, направленные на потребление, не включаются расходы по содержанию жилья, дошкольных учреждений, находящихся на балансе предприятия или содержащихся на условиях долевого участия. В средства, направленные на потребление, включаются только те суммы, которые предприятие заплатило за своих работников, например, возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях, оплата жилья, квартплаты и т.п. 7. При составлении годовых отчетов следует иметь в виду следующее. 7.1. Во втором разделе (в отдельных формах - справочно) первичных годовых отчетов по труду выделены показатели: оплата по тарифным ставкам, окладам (без отпускных, доплат и надбавок); премии; вознаграждения (надбавки) за выслугу лет; выплаты по районному регулированию оплаты труда; компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком; выходное пособие; отдельные виды социальных льгот. При составлении сводных годовых отчетов данные по этим показателям следует относить к основному виду деятельности предприятия, организации. 7.2. В графу I раздела II (в отдельных формах - строке) "Оплата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам" не включаются отпускные, все доплаты и надбавки. Они включаются в графу 7 раздела II "другие виды оплаты труда". В графе I раздела II также учитывается оплата труда в процентах от выручки в тех отраслях, где это предусмотрено. 7.3. В выплатах по районному регулированию оплаты труда показываются районные коэффициенты, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и других районах, имеющих аналогичные льготы, коэффициенты за работу в пустынях, безводных и высокогорных местностях. 7.4. Следует иметь в виду, что выделенные во втором разделе, графах 9-12 (в некоторых формах - в строках) отдельные виды социальных льгот в сумме могут быть меньше данных графы 8 "сумма социальных льгот" за счет невыделенных отдельно в форме других видов льгот. 10. В разделе II формы N 1-т месячная "Движение работников и предполагаемое высвобождение" по строке 20 учитываются лица, зачисленные в отчетном периоде на данное предприятие приказом о приеме на работу, по строке 22 в число выбывших включаются все работники, оставившие работу на данном предприятии независимо от причин выбытия, уход которых оформлен приказом. По строке 24 в численность выбывших по собственному желанию включаются работники, выбывшие с предприятия по инициативе самого работника. По строке 29 показывается численность работников, намеченных к высвобождению на ближайший квартал в связи с реорганизацией, ликвидацией предприятия, сокращением численности персонала без учета численности тех работников, которых намечено трудоустроить на данном предприятии. 11. В случае изменения в отчетном периоде структуры предприятия или методологии определения показателей по труду данные за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятым в отчетном периоде. Во избежание недоучета при составлении сводного отчета по территории, министерству (ведомству, объединению) в данные "с начала года" должны быть включены данные по раннее ликвидированным предприятиям. 13. В связи с тем, что статорганы годовые отчеты по труду, полученные от предприятий, учреждений и организаций будут разрабатывать по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области и округам, районам, городам и отраслям экономики с выделением отдельно данных по предприятиям и организациям, расположенным в городских поселениях и сельской местности, просьба дать указание: а) учреждениям, организациям, представляющим в статистические органы сводные отчеты по всем подведомственным им предприятиям, учреждениям и организациям, о представлении сводных годовых отчетов по труду: - по всем подчиненным им предприятиям, учреждениям и организациям; - по предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в городах и городских поселениях. При этом указанные организации к сводному отчету прилагают списки предприятий, учреждений и организаций, включенных в отчет, с указанием по каждому из них за 1994 год: среднесписочной численности; средств, направленных на потребление и на оплату труда, с указанием административного района и названия населенного пункта, в котором они расположены. Распределение работников на работающих предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в городских поселениях, производится, исходя из места нахождения предприятия, учреждения, организации. К городским поселениям относятся населенные пункты, утвержденные законодательными актами как города и поселки городского типа; б) если межобластные организации, представляющие сводные отчеты, имеющие в своем подчинении предприятия, учреждения, организации, расположенные на территории других республик, краев, областей, и эти предприятия, учреждения и организации не обязаны представлять отчеты в статистические органы по месту своего нахождения, то сводные отчеты и списки предприятий, учреждений и организаций с указанными выше данными составляются отдельно на каждую республику, край, область, район, город и представляются в статистические органы по месту нахождения межобластной организации. Статистические органы, получившие такие отчеты, пересылают их вместе со списками статорганам соответствующих республик, краев, областей. Управление статистики труда |