О РАБОТЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. Постановление. Правительство Москвы. 01.11.94 984-ПП

         О РАБОТЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
                       МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           1 ноября 1994 г.

                                N 984

                              (ВММ 95-1)


     Основными направлениями деятельности Московского городского фонда
обязательного медицинского страхования в соответствии с постановления-
ми правительства Москвы от 29.06.93 г.  N 606 "О  порядке  введения  в
г.Москве Закона  Российской Федерации "О медицинском страховании граж-
дан в Российской Федерации и от 14.12.93 г.  N 1152 "О мерах по охране
здоровья населения г.Москвы на 1994-1995 гг." являлись:
     - аккумулирование финансовых средств на обязательное  медицинское
страхование граждан на территории г.Москвы. За отчетный период создана
система учета и контроля за поступлением страховых платежей от  предп-
риятий, организаций,  учреждения. За 8 месяцев 1994 г. поступило 468,5
млрд. руб. страховых взносов;
     - финансирование  программы  обязательного медицинского страхова-
ния. Медицинские учреждения постепенно переводились  с  финансирования
по смете  расходов на расчеты за фактические объемы медицинских услуг.
При этом обеспечивалась их финансовая стабильность.  За 8 месяцев 1994
г. на  оплату  медицинских  услуг  по  программе ОМС было выделено 282
млрд. руб., или 23 проц. бюджета городского здравоохранения;
     - кредитование учреждений и организаций деятельность которых нап-
равлена на охрану здоровья населения г.Москвы.  Общая сумма  кредитов,
выделенных на  улучшение  лекарственного  обеспечения  населения меди-
цинских учреждений, составила 50,7 млрд. руб.;
     - подготовка  (совместно со страховыми организациями) медицинских
учреждений города к работе в системе ОМС.  На 01.09.94  г.  расчет  за
фактически оказанные услуги осуществляется с 262 медицинскими учрежде-
ниями, в том числе 195  городскими  поликлиниками,  что  превышает  90
проц. поликлиник,  обслуживающих взрослое население. Готовы к работе в
новых условиях 9 детских поликлиник,  еще 50 детских  поликлиник  и  4
стационара находятся в процессе подготовки.  Результаты поэтапной под-
готовки московского здравоохранения к работе  в  условиях  ОМС  свиде-
тельствуют о  возможности расширения городской программы ОМС в 1995 г.
за счет включения в нее оказания медицинской помощи детям, подросткам,
больным сахарным диабетом и медицинской помощи др. видов.
     В целом опыт введения ОМС в г.Москве в 1993-1994  гг.  подтвердил
правильность избранного пути реформирования здравоохранения. За отчет-
ный период разработаны правовые и экономические  основы  ОМС,  создана
организационная структура бюджетно-страховой модели финансирования ме-
дицинских учреждений.
     Вместе с тем в 1994 г. не решены следующие важнейшие задачи:
     - не обеспечено повышение качества медицинского обслуживания;
     - не  заключено  генеральное  соглашение  о  тарифах  на услуги в
системе обязательного медицинского страхования;
     - не  внедрены  медико-экономические методы оценки качества меди-
цинских услуг и соответствующие им способы стимулирования труда работ-
ников здравоохранения;
     - действующая организация лицензирования  не  гарантирует  равные
права медицинских  учреждений  и  предприятий различных форм собствен-
ности. Не проводится аккредитация ЛПУ, работающих по программе ОМС;
     - не  налажены взаиморасчеты в рамках ОМС с другими территориями,
в первую очередь с Московской областью;
     - недостаточно  активно  ведется  выдача  страховых полисов ОМС и
разъяснительная работа среди населения о задачах  и  принципах  работы
новой системы.
     Эти направления должны стать в 1995 г.  главными в работе МГФОМС,
других заинтересованных ведомств и организаций.
     В целях обеспечения полной реализации Закона "О медицинском стра-
ховании в Российской Федерации" правительство Москвы постановляет:
     1. Принять к сведению отчет МГФОМС о результатах его деятельности
по поэтапному   введению   обязательного  медицинского  страхования  в
г.Москве, а также информацию о доходах  и  использовании  средств  ОМС
(приложение 1).
     2. Утвердить:
     - комплекс  первоочередных  мер  по  обеспечению  прав  населения
г.Москвы на качественное медицинское обслуживание (приложение 2), воз-
ложив ответственность  за  их реализацию на МГФОМС (И.В.Ломакин-Румян-
цев) и Департамент здравоохранения (А.Н.Соловьев);
     - правила ОМС населения г.Москвы на 1995 г. (приложение 3).
     3. Продлить на 1995 г. действие страховых полисов ОМС, выдаваемых
населению г.Москвы в 1994 г.
     4. Поручить  Московскому  городскому  фонду  обязательного  меди-
цинского страхования (И.В.Ломакин-Румянцев) обеспечить:
     4.1. Максимальное вовлечение взрослого населения в систему ОМС  в
течение I квартала 1995 г. детского населения и подростков - в течение
1-го полугодия 1995 г.
     4.2. Организацию взаиморасчетов с другими территориями,  в первую
очередь с Московской областью,  за медицинскую помощь,  оказываемую  в
стационарных учреждениях,  до  01.01.95  г.;  в амбулаторно-поликлини-
ческих учреждениях - до 01.07.95 г.
     4.3. Совместно  с  Государственной  налоговой инспекцией г.Москвы
полную регистрацию  плательщиков  страховых  взносов   на   территории
г.Москвы (до 01.03.95 г.).
     4.4. Совместно с Департаментом экономической политики и  Департа-
ментом финансов по согласованию с Государственной налоговой инспекцией
по г.Москве подготовить и внести в правительство Москвы предложения по
совершенствованию налогообложения страховых организаций, участвующих в
выполнении Московской городской программы ОМС (15.11.94 г.).
     4.5. Совместно с Департаментом по делам печати и информации акти-
визировать информационно-разъяснительную работу среди населения.
     5. Департаменту здравоохранения (А.Н.Соловьев):
     5.1. Представить на утверждение правительства Москвы по  согласо-
ванию с МГФОМС,  Департаментом финансов, другими заинтересованными ор-
ганизациями городскую программу ОМС на 1995 г. (15.11.94 г.).
     5.2. Совместно  с Московским городским фондом обязательного меди-
цинского страхования завершить подготовку проекта генерального  согла-
шения о тарифах на услуги в системе ОМС на 1995 г. (до 01.12.94 г.).
     6. Департаменту  общественных  и  межрегиональных  связей  прави-
тельства Москвы  (Л.И.Шевцова) совместно с Департаментом здравоохране-
ния (А.Н.Соловьев),  Департаментом финансов (Ю.В.Коростелев) и  МГФОМС
(И.В.Ломакин-Румянцев) представить на утверждение правительства Москвы
положение о порядке  регистрации  лечебно-профилактичесикх  учреждений
г.Москвы (до 10.01.95 г.).
     7. Департаменту финансов (Ю.В.Коростелев) до 01.01.95 г. предста-
вить предложения  о финансовом обеспечении государственной регистрации
лечебно-профилактических учреждений.
     8. Считать  утратившими  силу пп.  2.3 и 3.3 постановления прави-
тельства Москвы от 04.12.93 г.  N 1152 "О  мерах  по  охране  здоровья
населения г.Москвы на 1994-1995 гг.".
     9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя премьера правительства Москвы В.А.Коробченко.

Премьер правительства Москвы                   Ю.М.Лужков


                                                  Приложение 1
                                         к постановлению правительства
                                          Москвы от 01.11.94 г. N 984

                О работе Московского городского фонда
           обязательного медицинского страхования за период
                   с июля 1993 г. по август 1994 г.
     28.06.91 г.  был  принят  Закон  РСФСР "О медицинском страховании
граждан в РСФСР", который установил введение бюджетно-страховой модели
финансирования как средство осуществления реформы в здравоохранении.
     С целью совершенствования процесса реформирования был принят  За-
кон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском
страховании граждан в РСФСР" от 02.04.93 г. N 4741-1.
     В соответствии с законом обязательное медицинское страхование яв-
ляется одной из форм социальной защиты населения,  обеспечивающей всем
гражданам РФ  равные возможности в получении медицинской и лекарствен-
ной помощи,  предоставляемой в объеме и на  условиях,  соответствующих
программам обязательного медицинского страхования.
     Во исполнение  указанного  закона  постановлением   правительства
Москвы "  порядке введения в г.Москве Закона РФ "О медицинском страхо-
вании граждан в Российской Федерации" от 29.06.93 г.  N 606 был учреж-
ден Московский  городской  фонд обязательного медицинского страхования
(далее - Фонд), утверждено положение о нем, а также принята Московская
городская программа  обязательного медицинского страхования на 1994 г.
(постановление правительства Москвы от 14712793 г.  N 1152 "О мерах по
охране здоровья населения г.Москвы на 1994-1995 гг.").
     В соответствии с положением Фонд является  самостоятельным  госу-
дарственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением,  созданным
для реализации государственной политики в области обязательного  меди-
цинского страхования. Его функциями являются:
     - аккумулирование финансовых средств  на обязательное медицинское
средств на  обязательное медицинское страхование граждан на территории
г.Москвы и контроль  за  полнотой  и  правильностью  уплаты  страховых
взносов;
     - подготовка совместно со страховыми  медицинскими  организациями
лечебно-профилактических учреждений г.Москвы к работе в системе ОМС;
     - финансирование программ обязательного медицинского страхования,
проводимых страховыми медицинскими организациями;
     - кредитная деятельность  (направленная  на  развитие  материаль-
но-технической базы медицинских учреждений, снижение уровня заболевае-
мости);
     - участие в проведении инициативных мероприятий,  направленных на
охрану здоровья населения;
     - разработка  и  совершенствование правил работы в условиях ОМС и
контроль за их выполнением;
     - организация  обучения сотрудников лечебных учреждений и страхо-
вых медицинских организаций;
     - разъяснение населению г.Москвы через средства массовой информа-
ции целей и задач обязательного медицинского страхования;
     - организация научно-исследовательских работ по вопросам ОМС.

              I. Разработка нормативных, методических и
              инструктивных документов по ОМС в г.Москве
     В течение второй половины 1993 г.  и в I квартале 1994 г.  была в
основном сформирована  правовая  основа  системы  обязательного  меди-
цинского страхования в г.Москве.
     Затянувшийся по времени этап  подготовки  нормативно-методических
документов на федеральном уровне приводил в ряде случае к такой ситуа-
ции, когда московские нормативные документы  утверждались  ране  феде-
ральных.
     Всего за этот период Московским  городским  фондом  обязательного
медицинского страхования во взаимодействии с заинтересованными органа-
ми и организациями были разработаны 14 нормативных документов:
     1. Положение  о  Московском  городском  фонде обязательного меди-
цинского страхования (утверждено постановлением  правительства  Москвы
от 29.06.93 г. N 606).
     2. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Московский  го-
родской фонд обязательного медицинского страхования (утверждено поста-
новлением правительства Москвы от 29.06.93 г. N 606).
     3. Временные правила обязательного медицинского страхования насе-
ления г.Москвы на 1993-1994 гг. (утверждены постановлением  правитель-
ства Москвы от 14.12.93 г. N 1152).
     4. Соглашение о структуре и размерах платежей на ОМС неработающе-
го населения на январь 1994 г.,  заключенное между Главным медицинским
управлением и Фондом от 09.12.93 г.  (утверждено  первым  заместителем
премьера правительства Москвы).
     5. Временный порядок финансирования лечебно-профилактических  уч-
реждений за счет средств ОМС в 1994 г.  в г.Москве (утвержден на засе-
дании правления Фонда 08.02.94 г. и согласован с Государственно-право-
вым управлением мэрии Москвы).
     6. Типовой договор на предоставление лечебно-профилактической по-
мощи (медицинских  услуг) по ОМС в г.Москве и инструкция о порядке его
оформления (утверждены на заседании правления Фонда 08.02.94 г. и сог-
ласованы с Государственно-правовым управлением мэрии Москвы).
     7. Типовой договор обязательного медицинского  страхования  граж-
дан, застрахованных в г.Москве (утвержден на заседании правления Фонда
08.02.94 г.  и согласован с Государственно-правовым управлением  мэрии
Москвы).
     8. Общий порядок организации выдачи полисов ОМС гражданам, посто-
янно проживающим  в  г.Москве  (утвержден на заседании правления Фонда
08.02.94 г.  и согласован с Государственно-правовым управлением  мэрии
Москвы).
     9. Типовой договор о подготовке медицинских учреждений к работе в
условиях Московской  городской  программы  обязательного  медицинского
страхования.
     10. Типовое  соглашение о порядке управления счетом ОМС (о поряд-
ке работы счета ОМС).
     11. Методика  расчета  цен на медицинские услуги и состав затрат,
включаемых в себестоимость медицинских услуг.
     12. Расчет-обоснование норматива на ведение дела страховщиком ОМС.
     13. Рекомендации по выбору вычислительной техники и требования  к
программному обеспечению ЛПУ в системе ОМС.
     14. Инструкция по заполнению и  ведению  форм  отчетности  лечеб-
но-профилактическими учреждениями и страховыми организациями.
     Фонд принимал участие в разработке федеральных нормативно-методи-
ческих документов ОМС,  направлял Федеральный фонд ОМС и другие струк-
туры свои замечания и предложения.
     Для приведения нормативных документов, разработанных на федераль-
ном уровне,  в соответствии с реальными  условиями  ОМС  правительство
Москвы по инициативе Фонда неоднократно обращалось в  Совет  Министров
РФ о внесении изменений в Общее положение о страховых медицинских  ор-
ганизациях (утвержденное Правительством РФ от 23.01.92 г.  N 41),  что
послужило основой рассмотрения этого вопроса в Министерстве  здравоох-
ранения и  медицинской  промышленности,  Федеральной  службе России по
надзору за страховой деятельностью,  Министерстве финансов  РФ,  Феде-
ральном фонде обязательного медицинского страхования.

           II. Организация учета и контроля за поступлением
                          страховых взносов
     Одной из функций Фонда является сбор,  учет и аккумуляция страхо-
вых взносов и платежей.
     До 01.09.93  г.  сбором  и учетом страховых взносов (платежей) по
ОМС занималась Государственная налоговая инспекция г.Москвы. С октября
1993 г. в Фонде было сформировано 37 учетно-контрольных отделений.
     По состоянию на 01.08.94 г. 53 проц. предприятий г.Москвы постав-
лены на учет.
     Одна из ключевых проблем организации учтено-контрольной службы  -
обеспечение помещениями.  К  настоящему времени эта проблема решена не
полностью.
     От работодателей в Фонд в 1993 г. поступило 95,6 млрд. руб., за 8
месяцев 1994-го - 255,7 млрд. руб.
     Поступление средств  за  неработающее население за 8 месяцев 1994
г. составило 152,2 млрд. руб.
     Сотрудниками учетно-контрольных  отделений проведено 360 докумен-
тальных проверок,  составлено 43 тыс.  камеральных актов, в результате
которых начислено:  пени - 11,5 млрд.  руб.,  штрафов - 14 млрд. руб.,
получено 7,5 млрд. руб.

        III. Подготовка медицинских учреждений к работе в ОМС
                   и организация выдачи полисов ОМС
     За отчетный период на подготовку медицинских учреждений к  работе
в условиях ОМС из средств Фонда было израсходовано 4,2 млрд. руб.
     Подготовка включает оснащение медицинских учреждений вычислитель-
ной техникой и программными средствами для  организации  автоматизиро-
ванного учета оказанной медицинской помощи,  формирование регистра об-
служиваемого контингента застрахованных, проведение расчета цен на ме-
дицинские услуги, обучение персонала заполнению документов и пользова-
нию классификатором медицинских услуг.
     Системой автоматизированного учета медицинской помощи,  оказывае-
мой населению,  оснащаются  все  медицинские учреждения,  включенные в
систему ОМС.  На настоящий период подготовлено и оснащено  более  1000
рабочих мест операторов в ЛПУ.  К 1 сентября были подготовлены и пере-
ведены на новые условия 262 медицинских учреждения из 354  финансируе-
мых за  счет  средств  Фонда,  остальные находятся в стадии завершения
подготовки.
     В подготовке  медицинских  учреждений  к  работе  в  условиях ОМС
участвует 19  страховых  медицинских  организаций.  Наиболее   активно
действуют страховые медицинские организации РОСНО (109 ЛПУ принятых на
подготовку и подготовленных), МАКС (80 ЛПУ),  БММ (38 ЛПУ), "Медстрах"
(20 ЛПУ), "Солидарность для жизни" (18 ЛПУ).
     В г.Москве действуют около 160 амбулаторно-поликлинических стаци-
онарных учреждений различного  ведомственного подчинения.  К  сентябрю
текущего года в систему ОМС г.Москвы включено 26 ведомственных  учреж-
дений.
     В апреле  1994  г.  Фонд  заключил  договор  о  сотрудничестве  с
Российской академией медицинских наук,  предусматривающий подготовку и
включение в систему ОМС 10 клинических учреждений РАМН в г.Москве.
     Готовятся к  включению в систему ОМС г.Москвы и негосударственные
медицинские предприятия,  в частности АО "Медицина",  АО  "Поликлиника
Литфонда" и др.
     В настоящее время,  несмотря на то,  что медицинская помощь детям
оказывается по  целевой программе Департамента здравоохранения г.Моск-
вы, завершена подготовка 9 поликлиник для детей, в том числе двух сто-
матологических. В  процессе подготовки находятся 50 детских поликлиник
и 4 больницы.
     Подготовлены и выдаются взрослому населению страховые полисы ОМС.
     По состоянию на 01.09.94 г. выдано 2 млн. полисов, в том числе по
административным округам,  проц.  от  прикрепленного населения:  ЦАО -
32,7; СВАО - 39,1;  САО - 28,8; ЮЗАО - 32; ВАО - 30,4; ЗАО - 13; ЮАО -
45; СЗАО - 46,1; ЮВАО - 22; ЗелАО - 31,8.
     Полисы выдаются в 193 пунктах,  организованных в городских полик-
линиках.

                   IV. Финансирование программы ОМС
     В число 354 городских  медицинских  учреждений,  финансируемых  с
01.01.94 г. на основании Соглашения о структуре и размерах платежей на
ОМС на неработающее население из средств Фонда, включены 61 стационар,
203 поликлиники  для  взрослых,  36  стоматологических  поликлиник для
взрослых, 34 МСЧ,  12 врачебно-физкультурных диспансеров, 8 прочих уч-
реждений.
     Отдельные виды медицинской помощи,  включенные в  программу  ОМС,
оплачиваются из  бюджета  через целевые комплексные программы Департа-
мента здравоохранения  г.Москвы.  В  их  числе  охрана  материнства  и
детства, онкология, скорая и неотложная помощь и некоторые другие. Пе-
ревод этих видов помощи на оплату из средств  Фонда  предусматривается
по мере отработки всех элементов ОМС.
     В страховую цену медицинской услуги включаются расходы  на  зара-
ботную плату,  питание,  приобретение  лекарственных средств и мягкого
инвентаря. Оплата оказанной медицинской помощи производится по  счетам
в зависимости от количества и качества выполненных медицинских услуг.
     Объем финансирования по программе ОМС за 8 месяцев  составил  282
млрд. руб.  Финансирование медицинских учреждений проводилось без сры-
вов и задержек,  обеспечивалось практическое 100-проц. авансирование в
размере плановых объемов финансирования. Это позволяло медицинским уч-
реждениям своевременно выплачивать заработную плату и  иметь  средства
для материально-технического обеспечения.  Также без задержек осущест-
влялось увеличение ассигнований при повышении заработной  платы  меди-
цинским работникам в соответствии с принятыми государственными решени-
ями.
     С учетом реального роста цен на товары и услуги Фонд неоднократно
индексировал расходы на питание и медикаменты.
     Анализ оплаты  за фактически выполненные медицинские услуги во II
и III кварталах т.г. выявил значительную дифференциацию затрат на ока-
зание лечебно-профилактической  помощи  в  поликлиниках г.Москвы,  что
явилось следствием условий финансирования в предыдущие годы.
     В частности, за июль 1994 г. средние расходы на душу населения на
оказание медицинской помощи по амбулаторно-поликлиническим  учреждени-
ям, включенным в ОМС, составили:

-----------T-------------T-----------------T----------------T--------------
           ¦ Количество  ¦    Плановые     ¦   Количество   ¦    Величина
           ¦ поликлиник, ¦     объемы      ¦ прикрепленного ¦ среднедешевых
           ¦ включенных  ¦ финансирования, ¦   населения    ¦    затрат,
           ¦ в ОМС       ¦   тыс. руб.     ¦                ¦      руб.
-----------+-------------+-----------------+----------------+--------------
ГМУ        ¦     6       ¦     331 854     ¦      81 500    ¦     4 072
Зеленоград ¦     3       ¦     119 997     ¦     125 000    ¦       960
ЮЗАО       ¦    23       ¦   1 051 704     ¦   1 395 018    ¦       754
ЮВАО       ¦    15       ¦     648 206     ¦     596 671    ¦     1 086
СЗАО       ¦    10       ¦     488 018     ¦     466 000    ¦     1 047
СВАО       ¦    22       ¦   1 003 949     ¦     964 812    ¦     1 041
ЗАО        ¦     1       ¦      75 211     ¦      29 800    ¦     1 524
ВАО        ¦    22       ¦     989 938     ¦     910 605    ¦     1 087
ЮАО        ¦    25       ¦  10 388 180     ¦   1 003 948    ¦     1 383
САО        ¦    17       ¦   1 293 084     ¦     738 851    ¦     1 750
ЦАО        ¦    22       ¦     996 741     ¦     760 097    ¦     1 311
           ¦             ¦                 ¦                ¦
Всего      ¦   166       ¦  18 386 882     ¦   7 072 302    ¦    17 015

     Значительная дифференциация затрат на оказание медицинской помощи
наблюдается и в пределах одного округа. Это видно из следующего факта:
величина затрат на одного прикрепленного за июль т.г.  в поликлинике N
13 (ул.  Неглинная, 14; ЦАО) составила 778 руб., а по поликлинике N 51
(Озерская наб., 42/2; ЦАО) - 3 606 руб.
     В целях обеспечения контроля  за  рациональным  использованием за
рациональным использованием  средств медицинскими учреждениями и стра-
ховыми медицинскими организациями в  составе  исполнительной  дирекции
Фонда образована контрольно-бюджетное управление. Проведенные проверки
финансово-хозяйственной деятельности  позволяют  своевременно  выявить
имеющиеся недостатки  и  принять  оперативные  меры по их устранению в
форме разъяснений или, в случае необходимости, привлечения к админист-
ративно-финансовой ответственности.

                      V. Кредитная деятельность
     В соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в РФ"
и Положением  о  Московском городском фонде обязательного медицинского
страхования Фонд проводит целенаправленную работу по размещению на де-
позитах страхового резерва.  В соответствии с нормативом страховой ре-
зерв на конец 1993 г.  был сформирован в размере 54 млрд.  руб., а  на
01.09.94 г.  в размере 77 млрд.  руб.  Средства в сумме 55 млрд.  руб.
размещены в банковском консорциуме,  возглавляемом Сбербанком  России.
Прибыль за 8 месяцев составила 52,1 млрд. руб.
     Благодаря кредитам,  выданным Фондом аптечным складам N 1 и 2 (на
общую сумму 11,6 млрд.  руб.),  им удалось частично погасить кредитную
задолженность, которая составляла более 10 млрд.  руб., и предоставила
возможность произвести  прямые закупки у заводов-изготовителей недоро-
гих остродефицитных отечественных препаратов.
     Средства, выделенные  Московской фармацевтической фабрике в сумме
430 млн.  руб.,  позволили произвести закупку сырья и  вспомогательных
материалов, необходимых  для увеличения выпуска лекарственных средств,
направляемых в аптечные и медицинские учреждения города.
     Фонд осуществляет также кредитование отдельных медицинских учреж-
дений, принимающих участие в реализации программ  обязательного  меди-
цинского страхования.
     Так, средства, выделенные поликлинике N 51 ЦАО в сумме 580,0 млн.
руб., позволили произвести необходимый капитальный ремонт и переобору-
дование здания поликлиники.  Необходимая помощь в размере  260,0  млн.
руб. была оказана медсанчасти N 1 АМО "ЗИЛ".
     Кредиты, предназначенные  на  покупку  необходимого   санитарного
транспорта, были также выданы поликлинике N 129 и ЦМСЧ N 11.
     Планируется выделение кредитных  средств  Московскому  городскому
центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

                        VI. Подготовка кадров
     Важную роль в обеспечении эффективности системы обязательного ме-
дицинского страхования играет подготовка кадров.
     С этой целью Фондом разработаны учебные программы по вопросам ор-
ганизации и  проведения обязательного медицинского страхования для ме-
неджеров и экспертов страховых компаний,  главных врачей лечебных  уч-
реждений и их заместителей по медицинской части.
     На занятиях освещались следующие актуальные проблемы:
     1. Основы  применения  экономических методов управления в системе
ОМС.
     2. Автоматизированный учет оказанных медицинских услуг.
     3. Анализ хозяйственной деятельности медицинских учреждений в но-
вых условиях хозяйствования.
     4. Введение в медицинское страхование.
     5. Подходы к формированию цены на медицинские услуги.
     6. Маркетинг в здравоохранении. Менеджмент, психология управления.
     7. Организационные,  правовые, экономические и финансовые взаимо-
отношения ЛПУ со страховщиками.
     8. Оценка  с марта т.г.  проведено 12 циклов занятий,  где прошли
подготовку 208 руководителей медицинских учреждений и  142  сотрудника
страховых организаций.

              VII. Проблемы и перспективные направления
                          деятельности Фонда
     К числу  нерешенных проблем,  затрудняющих введение обязательного
медицинского страхования в г.Москве, следует отнести следующее:
     - до  настоящего времени Фондом совместно с Департаментом здраво-
охранения, другими заинтересованными организациями не заключено  гене-
ральное соглашение о тарифах на услуги в системе ОМС;
     - недостаточно быстро формируется система контроля  за  качеством
медицинской помощи  в  условиях ОМС,  с использованием различных неза-
висимых экспертных проверок и применением санкций за нарушения  требо-
ваний медицинского обслуживания;
     - затягивается  приведение  организационно-правовой  формы  меди-
цинских учреждений  к статусу самостоятельно хозяйствующих субъектов и
формирование медико-экономических стандартов  лечебно-профилактической
помощи с определением их стоимости;
     - не сформирован порядок осуществления расчетов между  территори-
альными фондами  ОМС за оказанную медицинскую помощь иногородним,  и в
первую очередь с Московским областным фондом обязательного медицинско-
го страхования.
     Основные направления деятельности Фонда в предстоящем периоде:
     - повышение  эффективности учета и контроля за поступлением стра-
ховых взносов;
     - организация  межрегиональных  взаиморасчетов за оказанные меди-
цинские услуги;
     - внедрение  механизма  экономической ответственности медицинских
учреждений за качество оказания медицинской помощи;
     - совершенствование ценообразования на медицинские услуги;
     - подготовка и включение детских, специализированных, а также ве-
домственных медицинских учреждений в выполнении программы ОМС;
     - организация и финансирование мероприятий,  обеспечивающих повы-
шение качества  медицинской помощи и снижение рисков заболевания среди
москвичей;
     - учебно-методическая и разъяснительная работа.

                  VIII. Организационное формирование
                          и структура Фонда
     Руководство деятельностью   Фонда   осуществляется  правлением  и
исполнительной дирекцией.
     В состав  правления  входят представители законодательной власти,
правительства г.Москвы,  Центрального  банка,  страховых  организаций,
профессиональных союзов, страхователей.
     За отчетный период с июня 1993 г.  по сентябрь 1994 г. состоялось
14 заседаний правления Фонда.  В своей работе правление руководствова-
лось Положением о Московском городском фонде обязательного медицинско-
го страхования.
     На заседаниях правление рассматривало следующие вопросы:
     - утверждение нормативных документов ОМС;
     - утверждение концепции ОМС;
     - обсуждение вопросов финансирования медицинских учреждений;
     - утверждение принципов инвестиционной политики МГФОМС;
     - вопросы кредитования;
     - создание кредитной и ревизионной комиссии,  комиссии по  подго-
товке генерального соглашения о тарифах.
     В соответствии с постановлением правительства Москвы от  29.06.93
г. N 606 была сформирована исполнительная дирекция Фонда.
     Исполнительная дирекция является  постоянно  действующим  органом
Московского городского  фонда  обязательного медицинского страхования.
Исходя из задач и накопленного опыта работы к 01.07.94 г. была отрабо-
тана следующая структура аппарата исполнительной дирекции Фонда:
     - отдел территориальной координации;
     - финансовое управление;
     - контрольно-бюджетное управление;
     - управление по организации деятельности учетно-контрольных отде-
лений;
     - экономическое управление;
     - управление организации контроля объемов и качества  медицинской
помощи;
     - управление делами;
     - управление по строительству и эксплуатации объектов Фонда.
     Штатная численность сотрудников Фонда 691 человек  (фактически  -
531 человек  по  состоянию  на 01.08.94 г.,  в том числе 418 человек в
учетно-контрольных отделениях Фонда) была установлена в соответствии с
письмом Федерального фонда ОМС от 19.08.94 г.  N 03-01 "Об организации
работы территориального фонда ОМС",  в котором рекомендован предельный
норматив штатной  численности - 1 штатная единица на 5 тыс.  наличного
населения на данной территории.
     Оклады работникам по штатному расписанию установлены применитель-
но к условиям оплаты труда и должностным окладам,  предусмотренным для
соответствующих категорий  работников исполнительной власти (постанов-
ление Президиума  Верховного  Совета  РФ  и  Правительства  России  от
30.12.92 г. N 4249-1/1042).
     Расходы на содержание Фонда составляют 0,8 проц. от всех финансо-
вых поступлений (средний показатель по РОссии - 4 проц.).
     При проведении аудиторской проверки (июль 1994 г.) Фонда  наруше-
ний по исполнению сметы расходов на содержание аппарата управления, по
полноте оприходования и обоснованности  списания  товарно-материальных
ценностей у ответственных лиц не установлено.

               IX. Информация о движении средств Фонда
                     по состоянию на 13.09.94 г.

                                                 (млрд. руб.)
Остаток денежных средств на 01.01.94 г.              70,9
В том числе:
денежные средства на текущем счете                    4,8
страховой резерв                                     54,0
предоставленные кредиты                              12,1
Поступления на 13.09.94 г.                          468,5 (100%)
В том числе:
страховые взносы за работающее население            255,7 (54,5%)
страховые взносы за неработающее население          153,2 (32,7%)
пени. штрафы                                          7,5 (1,6%)
доходы от размещения страхового резерва              52,1 (11,2%)
Использование на 13.09.94 г.
В том числе:
финансирование мероприятий по ОМС                   288,2 (84,9%)
налог на прибыль                                     27,3 (8,0%)
подготовка учреждений к работе в условиях ОМС        12,7 (3,7%)
ведение дел Фонда                                     4,1 (1,2%)
расходы на ведение дел страховщиками                  3,7 (1,1%)
прочие расходы                                        3,6 (1,1%)
Остаток на 13.09.94 г.                              199,8
В том числе:
денежные средства на счете                           42,1
страховой резерв                                    107,0
предоставленные кредиты                              50,7



                                                  Приложение 2
                                         к постановлению правительства
                                          Москвы от 01.11.94 г. N 984

       Комплекс первоочередных мер по обеспечению прав жителей
          г.Москвы на качественное медицинское обслуживание

     В результате  первого  года практического введения ОМС в г.Москве
обеспечено создание структуры ОМС, организовано стабильное  финансиро-
вание программы ОМС и введение оплаты медицинской помощи за фактически
выполненные объемы.
     Решение этих задач позволяет перейти к углублению реформы в здра-
воохранении, прежде всего в части обеспечения права  жителей  г.Москвы
на получение качественной медицинской помощи за счет:
     - развития материально-технического потенциала  лечебно-профилак-
тических учреждений (ЛПУ) г.Москвы;
     - создания системы текущего контроля и экспертизы объемов  и  ка-
чества медицинской помощи застрахованным;
     - формирования и внедрения механизмов  экономической  и  правовой
ответственности медицинских работников, ЛПУ, страховых медицинских ор-
ганизаций (СМО) за обеспечение прав застрахованных на качественное ме-
дицинское обслуживание и медицинскую помощь.
     Для продвижения по указанным направлениям  необходима  реализация
следующих мер:
     1. Развитие материально-технического и кадрового  потенциала  ле-
чебно-профилактических учреждений г.Москвы:
     1.1. разработка стандартов технической оснащенности ЛПУ (I  квар-
тал 1995 г.).
     1.2. Определение условий и порядка проведения аккредитации  меди-
цинских учреждений  в целях установления их квалификационной категории
на основе оценки материально-технической  базы,  оснащенности медицин-
ским оборудованием и кадрового потенциала (I квартал 1995 г.).
     1.3. Разработка программы реформирования  сети  с  учетом  факти-
ческой загрузки медицинских учреждений (III квартал 1995 г.).
     1.4. Включение в систему  ОМС  сети  медицинских  учреждений  ве-
домственного подчинения  и повышение ее доступности для застрахованных
(III квартал 1995 г.).
     1.5. Укрепление материально-технической базы медицинских учрежде-
ний за счет реализации кредитно-инвестиционной политики в системе  ОМС
(постоянно).

      2. Создание системы текущего контроля и экспертизы объемов
            и качества медицинской помощи застрахованным:
     2.1. Создание  в  страховых  медицинских  организациях  постоянно
действующей системы приема и рассмотрения обращений и жалоб  застрахо-
ванных. Организация   работы  круглосуточной  справочно-информационной
многоканальной телефонной службы в масштабах г.Москвы для  обеспечения
постоянного информирования  застрахованных  по  вопросам обязательного
медицинского страхования (IV квартал 1994 г.).
     2.2. Организация и укомплектование специалистами экспертных отде-
лов страховых медицинских организаций  (IV  квартал 1994 г.).
     2.3. Организация  лицензирования и сертификации экспертов страхо-
вых медицинских организаций  (I квартал 1995 г.).
     2.4. Обеспечение повышения квалификации экспертов страховых орга-
низаций и руководителей медицинских учреждений по вопросам контроля  и
экспертизы объемов и качества медицинской помощи (постоянно).
     2.5. Подготовка пакета документов по вопросам контроля и  экспер-
тизы объемов и качества медицинской помощи:
     - Положение о порядке проведения контроля  и  экспертизы  объемов
медицинской помощи Фондом ОМС;
     - положение о порядке проведения контроля и экспертизы объемов  и
качества медицинской помощи застрахованным страховой медицинской орга-
низацией;
     - Положение о враче-эксперте ОМС;
     - критерии оценки объемов медицинской помощи;
     - экспертные карты оценки качества медицинской помощи (IV квартал
1994 г.).
     2.6. Разработка положения и создание межведомственной арбитражной
экспертной комиссии (IV квартал 1994 г.).
     2.7. Внедрение   медико-экономических   стандартов  стационарного
обследования и лечения в практику расчетов в системе  ОМС  и  контроля
объема и качества медицинской помощи (III квартал 1995 г.).
     2.8. Проведение социологических опросов населения с целью выявле-
ния степени удовлетворенности застрахованных уровнем и качеством орга-
низации медицинского обслуживания (постоянно).

         3. Формирование и внедрение механизмов экономической
          и правовой ответственности медицинских работников
            лечебно-профилактических учреждений, страховых
             медицинских организаций за обеспечение прав
              застрахованных на качественное медицинское
                             обслуживание
     3.1. Организационно-методическая подготовка деятельности третейс-
кого суда для решения спорных экономико-правовых вопросов, возникающих
в процессе выполнения договорных отношений  между  субъектами  ОМС  (I
квартал 1995 г.).
     3.2. Организационно-правовое  оформление  медицинских  учреждений
как самостоятельно хозяйствующих субъектов (II квартал 1995 г.).
     3.3. Создание отраслевой вневедомственной комиссии по  лицензиро-
ванию, аккредитации  (сертификации)  медицинских учреждений независимо
от форм   собственности   и   организационно-правового   статуса   при
Московской лицензионной палате (IV квартал 1994 г.).
     3.4. Обеспечение реального механизма выбора  врача  и  учреждения
пациентом за  счет  конвертируемого  страхового полиса ОМС и на основе
конкуренции между субъектами в системе ОМС (постоянно).
     3.5. Подготовка  порядка приостановления действия (аннулирования)
лицензий медицинских учреждений на  виды  медицинской  деятельности  в
системе ОМС по мотивированным признакам (I квартал 1995 г.).
     3.6. Подготовка предложений по порядку дифференцированной  оплаты
труда медицинских  работников в зависимости от объема и качества меди-
цинской помощи (III квартал 1995 г.).
     3.7. Разработка  и  внедрение  санкций по отношению к медицинским
работникам и медицинским учреждениям за нарушения объемов  и  качества
предоставляемых  медицинских  услуг  и за отказ в оказании медицинской
помощи и введение страхования их  профессиональной  ответственности  в
системе ОМС (IV квартал 1994 г. - I квартал 1995 г.).
     3.8. Разработка и внедрение санкций по отношению к страховым  ме-
дицинским организациям за неэффективное использование денежных средств
ОМС, недостаточный контроль объемов и качества медицинской помощи,  за
невыполнение обязательств  по  защите  прав застрахованных (IV квартал
1994 г. - I квартал 1995 г.).
     3.9. Разработка и внедрение полномасштабной системы санкций орга-
низационного и экономического характера по отношению к  субъектам  ОМС
за нарушения договорных обязательств (IV квартал 1995 г.).



                                                  Приложение 3
                                         к постановлению правительства
                                          Москвы от 01.11.94 г. N 984

                            П Р А В И Л А
                обязательного медицинского страхования
                    населения г.Москвы на 1995 г.

     Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом РФ " О ме-
дицинском страховании граждан в Российской Федерации" и  устанавливают
общие принципы обязательного медицинского страхования (ОМС) в г.Москве.
     Населению г.Москвы через систему обязательного медицинского стра-
хования гарантируются  государством равные возможности в получении ме-
дицинской и  лекарственной  помощи,  предоставляемой  за  счет   госу-
дарственных средств  обязательного медицинского страхования в объеме и
на условиях, соответствующих Московской городской программе обязатель-
ного медицинского страхования.
     1. Субъекты обязательного медицинского страхования.
     1.1. В  качестве субъектов обязательного медицинского страхования
выступают застрахованные граждане, страхователи, страховые медицинские
организации (страховщики  ОМС) и подготовленные к работе в системе ОМС
медицинские учреждения (предприятия).
     1.2. Населению г.Москвы гарантируется предоставление лечебно-про-
филактической помощи (медицинских услуг) и  ее  оплата  через  систему
обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях действу-
ющей Московской городской программы ОМС в любом из включенных в систе-
му ОМС медицинском учреждении.
     Жители г.Москвы и Московской области,  имеющие территориально-вы-
ездной характер  сезонного  проживания или работы,  участвуют в обяза-
тельном медицинском страховании на основании договора между Московским
городским фондом  обязательного  медицинского страхования и Московским
областным фондом обязательного медицинского страхования, определяющего
порядок и  объемы взаиморасчетов на оказание медицинской помощи в рам-
ках программ ОМС.
     Примечание. Порядок  оказания  медицинской  помощи  и  расчетов в
системе ОМС на территории г.Москвы за иных граждан РФ, а также граждан
других государств регламентируется дополнительными нормативными актами.
     1.3. Страхователями при обязательном медицинском страховании  яв-
ляются: для неработающего населения - правительство Москвы;  для рабо-
тающего населения - предприятия,  учреждения, организации, находящиеся
на территории г.Москвы, а также лица, занимающиеся индивидуальной тру-
довой деятельностью и лица свободных профессий,  проживающие в г.Моск-
ве. Конкретный  перечень  плательщиков страховых взносов (платежей) на
ОМС определяется в соответствии с законодательством РФ.
     1.4. Страхователи в лице органов исполнительной власти, предприя-
тий, организаций, учреждений (работодателей) и др., являясь плательщи-
ками взносов,  используют  свои  права  по  обязательному медицинскому
страхованию через Московский городской фонд ОМС (далее -  Фонд),  соз-
данный правительством Москвы для реализации государственной политики в
области обязательного  медицинского  страхования.  Фонду  делегируются
права по заключению договоров обязательного медицинского страхования.
     1.5. Страховщиками ОМС выступают юридические лица, являющиеся са-
мостоятельно хозяйствующими субъектами,  с любыми предусмотренными за-
конодательством РФ  организационно-правовыми  формами,  имеющие  госу-
дарственную лицензию  на  ОМС и организующие свою деятельность в соот-
ветствии с действующим законодательством  и  нормативными  актами  РФ.
Страховые медицинские   организации  осуществляют  обязательное  меди-
цинское страхование на некоммерческой основе  и  должны  удовлетворять
специальным требованиям  Фонда.  К  специальным  требованиям Фонда от-
носятся:
     - наличие заключенного  договора на предоставление лечебно-профи-
лактической помощи (медицинских услуг) по  обязательному  медицинскому
страхованию с медицинскими учреждениями;
     - наличие согласованной с Фондом системы учета объема и  качества
медицинских услуг и финансовых расчетов по ОМС.
     1.6. Подготовленным для работы  в  системе  ОМС  считается  меди-
цинское учреждение  (предприятие),  получившее в установленном порядке
государственное разрешение (лицензию) на медицинскую  деятельность  от
органа, осуществляющего по решению правительства Москвы лицензирование
медицинской деятельности,  а  также  имеющее  согласованную  с  Фондом
систему учета и расчетов за оказанные медицинские услуги.
     1.7. Медицинское учреждение (предприятие),  независимо от  подчи-
ненности, считается  включенным  и  работающим в системе ОМС г.Москвы,
если его деятельность и финансирование по  реализации  Московской  го-
родской программы ОМС осуществляется на основании договорных отношений
со страховщиком ОМС,  который также имеет соответствующие  договоры  с
Фондом.
     2. Договорная основа обязательного медицинского страхования.
     2.1. Договорной основой введения и функционирования ОМС на терри-
тории г.Москвы являются:
     - генеральное соглашение о тарифах на услуги в системе обязатель-
ного медицинского страхования,  оказываемые в порядке  и  на  условиях
Московской городской программы ОМС;
     - договор о подготовке медицинских учреждений к  введению  обяза-
тельного медицинского страхования;
     - договор на предоставление лечебно-профилактической помощи  (ме-
дицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию;
     - договор обязательного медицинского страхования;
     - соглашение о порядке управления счетом ОМС.
     2.2. Генеральное соглашение о тарифах на услуги в системе  обяза-
тельного медицинского страхования, оказываемые в порядке и на условиях
Московской городской программы ОМС,  заключается Департаментом здраво-
охранения г.Москвы,  Фондом, Московской ассоциацией врачей, Московским
объединением медицинских страховых организаций и Московской федерацией
профсоюзов.
     2.3. Договоры о подготовке медицинских учреждений к введению обя-
зательного медицинского  страхования заключаются Фондом,  страховщиком
ОМС, медицинским учреждением, имеющим государственную лицензию на ока-
зание медицинской помощи в рамках Московской городской программы ОМС.
     2.3.1. На основании договора о подготовке медицинских  учреждений
к введению   обязательного  медицинского  страхования  страховщик  ОМС
обеспечивает составление и введение списка прикрепленного  контингента
(в последующем - регистра застрахованных), внедрение системы автомати-
зированных расчетов за оказанную медицинскую помощь, включая оснащение
медицинских учреждений необходимой вычислительной техникой, средствами
удаленного доступа,  соответствующим программным обеспечением,  подго-
товку кадров.  Система  автоматизированных расчетов за оказанную меди-
цинскую помощь должна быть стандартизована Фондом.
     2.3.2. В  случае неисполнения страховщиком ОМС условий договора о
подготовке медицинских учреждений Фонд расторгает договор о подготовке
в одностороннем порядке.
     Инициатором расторжения договора наряду с его  участниками  может
выступать и  орган  управления здравоохранением по подчиненности меди-
цинского учреждения.
     2.4. Договор  на  предоставление  лечебно-профилактической помощи
(медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию заключа-
ется страховщиком ОМС и медицинским учреждением.
     В случае выявления неисполнения страховщиком ОМС условий договора
на предоставление  лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг)
по обязательному  медицинскому  страхованию  медицинское   учреждением
вправе расторгнуть договор и заключить новый договор с иным страховщи-
ком ОМС.
     Примечания:
     1) Медицинское учреждение,  заключившее договор на предоставление
лечебно-профилактической помощи  (медицинских  услуг) по обязательному
медицинскому страхованию с определенным страховщиком  ОМС,  в  течение
срока действия  договора именуются "закрепленным" за этим страховщиком
ОМС.
     2) Медицинское учреждение может находиться также в договорных от-
ношениях с несколькими страховщиками ОМС и считается  закрепленным  за
ними. При  этом  между страховщиками на договорной основе устанавлива-
ется порядок проведения автоматизированного учета и  оплаты  оказанной
медицинской помои.
     2. Договоры обязательного  медицинского  страхования  заключаются
Фондом и  страховщиком  ОМС в пользу физических лиц,  получающих меди-
цинскую помощь в подготовленных медицинских учреждениях.
     2.6. Предварительный  медицинский  осмотр лица, в пользу которого
заключается договор обязательного медицинского страхования,  не прово-
дится.
     2.7. Срок действия договора обязательного медицинского  страхова-
ния определяется с даты заключения до конца календарного года.
     Действие договора может быть продлено по обоюдному согласию  сто-
рон после  обязательной  годичной  аудиторской  проверки  деятельности
страховщика ОМС в рамках программы обязательного медицинского  страхо-
вания. Аудитор назначается (согласовывается) с Фондом.
     При расторжении заключенных страховщиком ОМС  и  медицинским  (и)
учреждением (ями) договоров на предоставление лечебно-профилактической
помощи (медицинских услуг) соответствующие изменения вносятся в  усло-
вия договора обязательного медицинского страхования.
     2.8. Соглашение о порядке управления счетом ОМС, на который пере-
числяются средства  для оплаты медицинских услуг,  заключается Фондом,
банковским учреждением,  страховщиком ОМС и является необходимым усло-
вием исполнения договора обязательного медицинского страхования.
     Соглашение устанавливает порядок  открытия  и  управления  счетом
ОМС, которые поручаются страховщику ОМС.
     2.9. За нарушения порядка расходования средств обязательного  ме-
дицинского страхования   страховщик   ОМС   может   быть  привлечен  к
ответственности согласно действующему законодательству.
     В случае  выявления  повторных  грубых  нарушений  в расходовании
страховщиком ОМС средств на обязательное медицинское страхование  Фонд
снимает со  страховщика ОМС полномочия по проведению обязательного ме-
дицинского страхования,  расторгает в  одностороннем  порядке  договор
страхования и соглашение о порядке управления счетом ОМС.
     3. Основные  положения  финансового  взаимодействия  субъектов  в
системе обязательного медицинского страхования.
     3.1 Предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, неза-
висимо от формы собственности и ведомственной подчиненности,  располо-
женные на территории г.Москвы, перечисляют страховые платежи на обяза-
тельное медицинское страхование в  Фонд  ежемесячно  в  соответствии с
действующими законодательными  и нормативными актами (Положением о по-
рядке уплаты страховых взносов в Федеральный и  территориальные  фонды
обязательного медицинского  страхования и Инструкцией о порядке взима-
ния и учета страховых взносов (платежей) на  обязательное  медицинское
страхование).
     3.2. Органы исполнительной власти перечисляют в Фонд  платежи  на
обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесяч-
но в размере 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указан-
ные цели  в  бюджете г.Москвы,  с учетом индексации и не позднее 25-го
числа текущего месяца.
     Размер платежа на неработающее  население определяется на основа-
нии расчетов стоимости Московской  городской  программы  обязательного
медицинского страхования  и утверждается правительством Москвы по сог-
ласованному  представлению Фонда и органа  управления  здравоохранения
г.Москвы.
     3.3. Затраты на подготовку  медицинских  учреждений  к  работе  в
системе ОМС компенсируются Фондом в порядке, установленном договором о
подготовке медицинских учреждений к введению обязательного медицинско-
го страхования.
     3.4. Фонд ежемесячно перечисляет на текущие счета ОМС  страховщи-
ков ОМС  средства  (авансовые  платежи)  для оплаты медицинских услуг,
оказанных застрахованным, с учетом норм финансирования (подушевые нор-
мативы, плановые объемы финансирования и т.д.) и количеством застрахо-
ванных.
     В состав перечисляемых средств включаются расходы на оплату меди-
цинской помощи и на формирование страховых резервов страховщиков  ОМС.
Порядок взаиморасчетов  со страховщиками ОМС,  правила использования и
управления страховыми резервами страховщиков ОМС  определяются  Фондом
на основании действующего законодательства.
     При обоснованной нехватке средств, поступивших от Фонда, страхов-
щик ОМС обращается в Фонд за дотацией,  средства на которую Фонд пере-
числяет из своих резервных сумм.
     3.5. Учет  движения средств ОМС страховщик ОМС ведет на отдельном
балансе в соответствии с порядком,  устанавливаемым Положением о  бух-
галтерском учете  и  отчетности  в страховых медицинских организациях,
утвержденным Федеральной службой России по надзору за  страховой  дея-
тельностью (приказ Росстрахнадзора от 25.07.94 г. N 02-02/13).
     3.6. Норматив расходов на ведение  дела  по  обязательному  меди-
цинскому страхованию  страховщика ОМС определяет Фонд.  Возмещение из-
держек на ведение дел страховщика ОМС производится по данным  нормати-
вам в расчете к стоимости медицинской помощи в "закрепленных" за стра-
ховщиком ОМС медицинских учреждениях, оплачиваемой страховщиком ОМС.
     3.7. Суммы  средств  на ведение дел страховщика ОМС перечисляются
Фондом на расчетный счет страховщика ОМС.
     3.8. Страховщики  ОМС производят оплату счетов "закрепленных" ме-
дицинских учреждений по ценам,  утвержденным генеральным соглашением о
тарифах на  услуги  в  системе обязательного медицинского страхования,
проверяют обоснованность представленных ими счетов,  контролируют объ-
ем, сроки и качество оказанной медицинской помощи.
     3.9. Оплата  счетов-фактур  медицинских  учреждений  производится
ежемесячно в режиме "аванс - окончательный расчет". Размер авансирова-
ния составляет не менее 80 проц.  оплаченного объема услуг, оказанного
в рамках  Московской  городской  программы ОМС в предшествующий месяц.
Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выпол-
ненными объемами  медицинской помощи.  В случае необходимости произво-
дится взаиморасчет по ранее  авансированным  средствам.  Регулирование
объемов авансовых платежей производит исполнительная дирекция Фонда.
     3.10. При обращении за медицинской помощью  в  "закрепленные"  за
страховщиком ОМС   медицинские  учреждения  застрахованного,  имеющего
страховой полис ОМС иного страховщика ОМС,  счет медицинского учрежде-
ния за оказанные услуги оплачивается первым страховщиком в полном объ-
еме с последующей компенсацией понесенных расходов (включая расходы на
ведение дела) из средств ОМС второго страховщика ОМС.
     Примечание. Указанные расходы не учитываются при исчислении  зат-
рат на ведение дела второго страховщика ОМС.
     3.11. Объем платежей на обязательное медицинское страхование  не-
работающего населения определяется по согласованию между Департаментом
финансов, Фондом и Департаментом здравоохранения и  утверждается  пра-
вительством Москвы.
     4. Порядок выдачи и обращения страховых полисов обязательного ме-
дицинского страхования.
     4.1. Страховые полисы обязательного медицинского страхования (да-
лее -  полисы)  выдаются  всем гражданам,  постоянно или временно про-
писанным в г.Москве и оказание медицинской помощи которым предусмотре-
но действующей  Московской  городской  программой ОМС.  Выдача полисов
иным категориям населения регламентируется дополнительными нормативны-
ми актами.
     4.2. Полисы являются государственным обязательством по оплате ме-
дицинских услуг   застрахованным  гражданам в  объеме  и  на  условиях
действующей Московской  городской  программы  ОМС,  имеют  стандартную
форму и единую нумерацию и выдаются гражданам  бесплатно. Полисы  под-
разделяются на полисы постоянного и временного  действия и имеют соот-
ветствующую кодификацию.  Полисы постоянного действия тиснены на розо-
вом фоне, полисы временного действия тиснены на голубом фоне.
     4.3. Полисы   постоянного  действия  выдаются  гражданам, имеющим
постоянную прописку в г.Москве.  Полисы временного  действия  выдаются
гражданам  РФ, имеющим временную прописку в г.Москве на срок прописки,
а также лицам, имеющим статус беженца в  соответствии  с распоряжением
премьера правительства Москвы N 287-РП от 31.01.92 г.  "О порядке про-
живания беженцев в г.Москве".  Полисы временного действия выдаются бе-
женцам при наличии удостоверения беженца на срок его действия.  В этом
случае местом жительства считается разрешенная органами внутренних дел
гостевая регистрация на жилой площади в гостиницах,  общежитиях, инди-
видуальном жилом секторе и т.п.
     В случае  изменения  временной  прописки на постоянную в г.Москве
гражданин имеет право обменять  полис  временного  действия  на  полис
постоянного действия.
     4.4. Срок обращения полиса постоянного действия определяется  ре-
шениями правительства Москвы. Срок действия полиса временного действия
ограничен сроком временной прописки.
     4.5. Полисы выдаются страховыми организациями в городских амбула-
торно-поликлинических учреждениях в соответствии с  пропиской  граждан
при предъявлении ими паспорта или иного документа,  подтверждающего их
личность и место прописки.  В случае  невозможности  получения  полиса
гражданином лично  по состоянию здоровья он может быть получено другим
лицом по предъявлению им своего паспорта,  а также личного заявления и
паспорта гражданина, на имя которого выдается полис.
     4.6. Дубликат полиса выдается в случае его утери или порчи  бесп-
латно после  представления  гражданином  заявления на имя руководителя
страховой организации,  выдавшей полис,  и предъявления  паспорта  или
иного документа, удостоверяющего личность и место прописки.
     4.7. При переходе застрахованного на  постоянное  обслуживание  в
медицинское учреждение,  закрепленное  за иной страховой организацией,
производится перерегистрация полиса путем  проставления  штампа  новой
страховой организации.  Выбор нового медицинского учреждения,  закреп-
ленного за той же страховой  организаций,  перерегистрации  полиса  не
требует.
     Перерегистрация производится в пункте выдачи полисов,  а также  в
иных специально  оборудованных  пунктах.  Перерегистрирующая страховая
организация оповещает предшествующую страховую организацию о  перешед-
ших в нее застрахованных с предоставлением списка,  содержащего  фами-
лию,  имя,  отчество,  номер полиса и срок его действия (постоянно или
временно).
     4.8. Страховые организации обязаны ознакомит всех граждан,  полу-
чающих полис,  с  Московской  городской программой обязательного меди-
цинского страхования, условиями ее выполнения, правами застрахованных,
обязанностями страховых  организаций и медицинских учреждений по орга-
низации медицинской помощи,  а также списком тех медицинских  учрежде-
ний, с  которыми  данная  страховая  организация имеет договоры о пре-
доставлении лечебно-профилактической помощи в системе ОМС.
     5. Порядок  рассмотрения  претензий  по договорам и соглашениям в
системе ОМС
     5.1. Отношения  субъектов  обязательного медицинского страхования
регулируются действующим законодательством РФ, а также условиями дого-
вора, заключенных между субъектами обязательного медицинского  страхо-
вания.
     5.2. Споры  по обязательному медицинскому страхованию разрешаются
арбитражными и  третейскими судами в соответствии  с их компетенцией и
в порядке, установленном законодательством РФ.