О РАБОТЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 1 ноября 1994 г. N 984 (ВММ 95-1) Основными направлениями деятельности Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с постановления- ми правительства Москвы от 29.06.93 г. N 606 "О порядке введения в г.Москве Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граж- дан в Российской Федерации и от 14.12.93 г. N 1152 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1994-1995 гг." являлись: - аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование граждан на территории г.Москвы. За отчетный период создана система учета и контроля за поступлением страховых платежей от предп- риятий, организаций, учреждения. За 8 месяцев 1994 г. поступило 468,5 млрд. руб. страховых взносов; - финансирование программы обязательного медицинского страхова- ния. Медицинские учреждения постепенно переводились с финансирования по смете расходов на расчеты за фактические объемы медицинских услуг. При этом обеспечивалась их финансовая стабильность. За 8 месяцев 1994 г. на оплату медицинских услуг по программе ОМС было выделено 282 млрд. руб., или 23 проц. бюджета городского здравоохранения; - кредитование учреждений и организаций деятельность которых нап- равлена на охрану здоровья населения г.Москвы. Общая сумма кредитов, выделенных на улучшение лекарственного обеспечения населения меди- цинских учреждений, составила 50,7 млрд. руб.; - подготовка (совместно со страховыми организациями) медицинских учреждений города к работе в системе ОМС. На 01.09.94 г. расчет за фактически оказанные услуги осуществляется с 262 медицинскими учрежде- ниями, в том числе 195 городскими поликлиниками, что превышает 90 проц. поликлиник, обслуживающих взрослое население. Готовы к работе в новых условиях 9 детских поликлиник, еще 50 детских поликлиник и 4 стационара находятся в процессе подготовки. Результаты поэтапной под- готовки московского здравоохранения к работе в условиях ОМС свиде- тельствуют о возможности расширения городской программы ОМС в 1995 г. за счет включения в нее оказания медицинской помощи детям, подросткам, больным сахарным диабетом и медицинской помощи др. видов. В целом опыт введения ОМС в г.Москве в 1993-1994 гг. подтвердил правильность избранного пути реформирования здравоохранения. За отчет- ный период разработаны правовые и экономические основы ОМС, создана организационная структура бюджетно-страховой модели финансирования ме- дицинских учреждений. Вместе с тем в 1994 г. не решены следующие важнейшие задачи: - не обеспечено повышение качества медицинского обслуживания; - не заключено генеральное соглашение о тарифах на услуги в системе обязательного медицинского страхования; - не внедрены медико-экономические методы оценки качества меди- цинских услуг и соответствующие им способы стимулирования труда работ- ников здравоохранения; - действующая организация лицензирования не гарантирует равные права медицинских учреждений и предприятий различных форм собствен- ности. Не проводится аккредитация ЛПУ, работающих по программе ОМС; - не налажены взаиморасчеты в рамках ОМС с другими территориями, в первую очередь с Московской областью; - недостаточно активно ведется выдача страховых полисов ОМС и разъяснительная работа среди населения о задачах и принципах работы новой системы. Эти направления должны стать в 1995 г. главными в работе МГФОМС, других заинтересованных ведомств и организаций. В целях обеспечения полной реализации Закона "О медицинском стра- ховании в Российской Федерации" правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению отчет МГФОМС о результатах его деятельности по поэтапному введению обязательного медицинского страхования в г.Москве, а также информацию о доходах и использовании средств ОМС (приложение 1). 2. Утвердить: - комплекс первоочередных мер по обеспечению прав населения г.Москвы на качественное медицинское обслуживание (приложение 2), воз- ложив ответственность за их реализацию на МГФОМС (И.В.Ломакин-Румян- цев) и Департамент здравоохранения (А.Н.Соловьев); - правила ОМС населения г.Москвы на 1995 г. (приложение 3). 3. Продлить на 1995 г. действие страховых полисов ОМС, выдаваемых населению г.Москвы в 1994 г. 4. Поручить Московскому городскому фонду обязательного меди- цинского страхования (И.В.Ломакин-Румянцев) обеспечить: 4.1. Максимальное вовлечение взрослого населения в систему ОМС в течение I квартала 1995 г. детского населения и подростков - в течение 1-го полугодия 1995 г. 4.2. Организацию взаиморасчетов с другими территориями, в первую очередь с Московской областью, за медицинскую помощь, оказываемую в стационарных учреждениях, до 01.01.95 г.; в амбулаторно-поликлини- ческих учреждениях - до 01.07.95 г. 4.3. Совместно с Государственной налоговой инспекцией г.Москвы полную регистрацию плательщиков страховых взносов на территории г.Москвы (до 01.03.95 г.). 4.4. Совместно с Департаментом экономической политики и Департа- ментом финансов по согласованию с Государственной налоговой инспекцией по г.Москве подготовить и внести в правительство Москвы предложения по совершенствованию налогообложения страховых организаций, участвующих в выполнении Московской городской программы ОМС (15.11.94 г.). 4.5. Совместно с Департаментом по делам печати и информации акти- визировать информационно-разъяснительную работу среди населения. 5. Департаменту здравоохранения (А.Н.Соловьев): 5.1. Представить на утверждение правительства Москвы по согласо- ванию с МГФОМС, Департаментом финансов, другими заинтересованными ор- ганизациями городскую программу ОМС на 1995 г. (15.11.94 г.). 5.2. Совместно с Московским городским фондом обязательного меди- цинского страхования завершить подготовку проекта генерального согла- шения о тарифах на услуги в системе ОМС на 1995 г. (до 01.12.94 г.). 6. Департаменту общественных и межрегиональных связей прави- тельства Москвы (Л.И.Шевцова) совместно с Департаментом здравоохране- ния (А.Н.Соловьев), Департаментом финансов (Ю.В.Коростелев) и МГФОМС (И.В.Ломакин-Румянцев) представить на утверждение правительства Москвы положение о порядке регистрации лечебно-профилактичесикх учреждений г.Москвы (до 10.01.95 г.). 7. Департаменту финансов (Ю.В.Коростелев) до 01.01.95 г. предста- вить предложения о финансовом обеспечении государственной регистрации лечебно-профилактических учреждений. 8. Считать утратившими силу пп. 2.3 и 3.3 постановления прави- тельства Москвы от 04.12.93 г. N 1152 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1994-1995 гг.". 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы В.А.Коробченко. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению правительства Москвы от 01.11.94 г. N 984 О работе Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за период с июля 1993 г. по август 1994 г. 28.06.91 г. был принят Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", который установил введение бюджетно-страховой модели финансирования как средство осуществления реформы в здравоохранении. С целью совершенствования процесса реформирования был принят За- кон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 02.04.93 г. N 4741-1. В соответствии с законом обязательное медицинское страхование яв- ляется одной из форм социальной защиты населения, обеспечивающей всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарствен- ной помощи, предоставляемой в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Во исполнение указанного закона постановлением правительства Москвы " порядке введения в г.Москве Закона РФ "О медицинском страхо- вании граждан в Российской Федерации" от 29.06.93 г. N 606 был учреж- ден Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд), утверждено положение о нем, а также принята Московская городская программа обязательного медицинского страхования на 1994 г. (постановление правительства Москвы от 14712793 г. N 1152 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1994-1995 гг."). В соответствии с положением Фонд является самостоятельным госу- дарственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, созданным для реализации государственной политики в области обязательного меди- цинского страхования. Его функциями являются: - аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское средств на обязательное медицинское страхование граждан на территории г.Москвы и контроль за полнотой и правильностью уплаты страховых взносов; - подготовка совместно со страховыми медицинскими организациями лечебно-профилактических учреждений г.Москвы к работе в системе ОМС; - финансирование программ обязательного медицинского страхования, проводимых страховыми медицинскими организациями; - кредитная деятельность (направленная на развитие материаль- но-технической базы медицинских учреждений, снижение уровня заболевае- мости); - участие в проведении инициативных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения; - разработка и совершенствование правил работы в условиях ОМС и контроль за их выполнением; - организация обучения сотрудников лечебных учреждений и страхо- вых медицинских организаций; - разъяснение населению г.Москвы через средства массовой информа- ции целей и задач обязательного медицинского страхования; - организация научно-исследовательских работ по вопросам ОМС. I. Разработка нормативных, методических и инструктивных документов по ОМС в г.Москве В течение второй половины 1993 г. и в I квартале 1994 г. была в основном сформирована правовая основа системы обязательного меди- цинского страхования в г.Москве. Затянувшийся по времени этап подготовки нормативно-методических документов на федеральном уровне приводил в ряде случае к такой ситуа- ции, когда московские нормативные документы утверждались ране феде- ральных. Всего за этот период Московским городским фондом обязательного медицинского страхования во взаимодействии с заинтересованными органа- ми и организациями были разработаны 14 нормативных документов: 1. Положение о Московском городском фонде обязательного меди- цинского страхования (утверждено постановлением правительства Москвы от 29.06.93 г. N 606). 2. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Московский го- родской фонд обязательного медицинского страхования (утверждено поста- новлением правительства Москвы от 29.06.93 г. N 606). 3. Временные правила обязательного медицинского страхования насе- ления г.Москвы на 1993-1994 гг. (утверждены постановлением правитель- ства Москвы от 14.12.93 г. N 1152). 4. Соглашение о структуре и размерах платежей на ОМС неработающе- го населения на январь 1994 г., заключенное между Главным медицинским управлением и Фондом от 09.12.93 г. (утверждено первым заместителем премьера правительства Москвы). 5. Временный порядок финансирования лечебно-профилактических уч- реждений за счет средств ОМС в 1994 г. в г.Москве (утвержден на засе- дании правления Фонда 08.02.94 г. и согласован с Государственно-право- вым управлением мэрии Москвы). 6. Типовой договор на предоставление лечебно-профилактической по- мощи (медицинских услуг) по ОМС в г.Москве и инструкция о порядке его оформления (утверждены на заседании правления Фонда 08.02.94 г. и сог- ласованы с Государственно-правовым управлением мэрии Москвы). 7. Типовой договор обязательного медицинского страхования граж- дан, застрахованных в г.Москве (утвержден на заседании правления Фонда 08.02.94 г. и согласован с Государственно-правовым управлением мэрии Москвы). 8. Общий порядок организации выдачи полисов ОМС гражданам, посто- янно проживающим в г.Москве (утвержден на заседании правления Фонда 08.02.94 г. и согласован с Государственно-правовым управлением мэрии Москвы). 9. Типовой договор о подготовке медицинских учреждений к работе в условиях Московской городской программы обязательного медицинского страхования. 10. Типовое соглашение о порядке управления счетом ОМС (о поряд- ке работы счета ОМС). 11. Методика расчета цен на медицинские услуги и состав затрат, включаемых в себестоимость медицинских услуг. 12. Расчет-обоснование норматива на ведение дела страховщиком ОМС. 13. Рекомендации по выбору вычислительной техники и требования к программному обеспечению ЛПУ в системе ОМС. 14. Инструкция по заполнению и ведению форм отчетности лечеб- но-профилактическими учреждениями и страховыми организациями. Фонд принимал участие в разработке федеральных нормативно-методи- ческих документов ОМС, направлял Федеральный фонд ОМС и другие струк- туры свои замечания и предложения. Для приведения нормативных документов, разработанных на федераль- ном уровне, в соответствии с реальными условиями ОМС правительство Москвы по инициативе Фонда неоднократно обращалось в Совет Министров РФ о внесении изменений в Общее положение о страховых медицинских ор- ганизациях (утвержденное Правительством РФ от 23.01.92 г. N 41), что послужило основой рассмотрения этого вопроса в Министерстве здравоох- ранения и медицинской промышленности, Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, Министерстве финансов РФ, Феде- ральном фонде обязательного медицинского страхования. II. Организация учета и контроля за поступлением страховых взносов Одной из функций Фонда является сбор, учет и аккумуляция страхо- вых взносов и платежей. До 01.09.93 г. сбором и учетом страховых взносов (платежей) по ОМС занималась Государственная налоговая инспекция г.Москвы. С октября 1993 г. в Фонде было сформировано 37 учетно-контрольных отделений. По состоянию на 01.08.94 г. 53 проц. предприятий г.Москвы постав- лены на учет. Одна из ключевых проблем организации учтено-контрольной службы - обеспечение помещениями. К настоящему времени эта проблема решена не полностью. От работодателей в Фонд в 1993 г. поступило 95,6 млрд. руб., за 8 месяцев 1994-го - 255,7 млрд. руб. Поступление средств за неработающее население за 8 месяцев 1994 г. составило 152,2 млрд. руб. Сотрудниками учетно-контрольных отделений проведено 360 докумен- тальных проверок, составлено 43 тыс. камеральных актов, в результате которых начислено: пени - 11,5 млрд. руб., штрафов - 14 млрд. руб., получено 7,5 млрд. руб. III. Подготовка медицинских учреждений к работе в ОМС и организация выдачи полисов ОМС За отчетный период на подготовку медицинских учреждений к работе в условиях ОМС из средств Фонда было израсходовано 4,2 млрд. руб. Подготовка включает оснащение медицинских учреждений вычислитель- ной техникой и программными средствами для организации автоматизиро- ванного учета оказанной медицинской помощи, формирование регистра об- служиваемого контингента застрахованных, проведение расчета цен на ме- дицинские услуги, обучение персонала заполнению документов и пользова- нию классификатором медицинских услуг. Системой автоматизированного учета медицинской помощи, оказывае- мой населению, оснащаются все медицинские учреждения, включенные в систему ОМС. На настоящий период подготовлено и оснащено более 1000 рабочих мест операторов в ЛПУ. К 1 сентября были подготовлены и пере- ведены на новые условия 262 медицинских учреждения из 354 финансируе- мых за счет средств Фонда, остальные находятся в стадии завершения подготовки. В подготовке медицинских учреждений к работе в условиях ОМС участвует 19 страховых медицинских организаций. Наиболее активно действуют страховые медицинские организации РОСНО (109 ЛПУ принятых на подготовку и подготовленных), МАКС (80 ЛПУ), БММ (38 ЛПУ), "Медстрах" (20 ЛПУ), "Солидарность для жизни" (18 ЛПУ). В г.Москве действуют около 160 амбулаторно-поликлинических стаци- онарных учреждений различного ведомственного подчинения. К сентябрю текущего года в систему ОМС г.Москвы включено 26 ведомственных учреж- дений. В апреле 1994 г. Фонд заключил договор о сотрудничестве с Российской академией медицинских наук, предусматривающий подготовку и включение в систему ОМС 10 клинических учреждений РАМН в г.Москве. Готовятся к включению в систему ОМС г.Москвы и негосударственные медицинские предприятия, в частности АО "Медицина", АО "Поликлиника Литфонда" и др. В настоящее время, несмотря на то, что медицинская помощь детям оказывается по целевой программе Департамента здравоохранения г.Моск- вы, завершена подготовка 9 поликлиник для детей, в том числе двух сто- матологических. В процессе подготовки находятся 50 детских поликлиник и 4 больницы. Подготовлены и выдаются взрослому населению страховые полисы ОМС. По состоянию на 01.09.94 г. выдано 2 млн. полисов, в том числе по административным округам, проц. от прикрепленного населения: ЦАО - 32,7; СВАО - 39,1; САО - 28,8; ЮЗАО - 32; ВАО - 30,4; ЗАО - 13; ЮАО - 45; СЗАО - 46,1; ЮВАО - 22; ЗелАО - 31,8. Полисы выдаются в 193 пунктах, организованных в городских полик- линиках. IV. Финансирование программы ОМС В число 354 городских медицинских учреждений, финансируемых с 01.01.94 г. на основании Соглашения о структуре и размерах платежей на ОМС на неработающее население из средств Фонда, включены 61 стационар, 203 поликлиники для взрослых, 36 стоматологических поликлиник для взрослых, 34 МСЧ, 12 врачебно-физкультурных диспансеров, 8 прочих уч- реждений. Отдельные виды медицинской помощи, включенные в программу ОМС, оплачиваются из бюджета через целевые комплексные программы Департа- мента здравоохранения г.Москвы. В их числе охрана материнства и детства, онкология, скорая и неотложная помощь и некоторые другие. Пе- ревод этих видов помощи на оплату из средств Фонда предусматривается по мере отработки всех элементов ОМС. В страховую цену медицинской услуги включаются расходы на зара- ботную плату, питание, приобретение лекарственных средств и мягкого инвентаря. Оплата оказанной медицинской помощи производится по счетам в зависимости от количества и качества выполненных медицинских услуг. Объем финансирования по программе ОМС за 8 месяцев составил 282 млрд. руб. Финансирование медицинских учреждений проводилось без сры- вов и задержек, обеспечивалось практическое 100-проц. авансирование в размере плановых объемов финансирования. Это позволяло медицинским уч- реждениям своевременно выплачивать заработную плату и иметь средства для материально-технического обеспечения. Также без задержек осущест- влялось увеличение ассигнований при повышении заработной платы меди- цинским работникам в соответствии с принятыми государственными решени- ями. С учетом реального роста цен на товары и услуги Фонд неоднократно индексировал расходы на питание и медикаменты. Анализ оплаты за фактически выполненные медицинские услуги во II и III кварталах т.г. выявил значительную дифференциацию затрат на ока- зание лечебно-профилактической помощи в поликлиниках г.Москвы, что явилось следствием условий финансирования в предыдущие годы. В частности, за июль 1994 г. средние расходы на душу населения на оказание медицинской помощи по амбулаторно-поликлиническим учреждени- ям, включенным в ОМС, составили: -----------T-------------T-----------------T----------------T-------------- ¦ Количество ¦ Плановые ¦ Количество ¦ Величина ¦ поликлиник, ¦ объемы ¦ прикрепленного ¦ среднедешевых ¦ включенных ¦ финансирования, ¦ населения ¦ затрат, ¦ в ОМС ¦ тыс. руб. ¦ ¦ руб. -----------+-------------+-----------------+----------------+-------------- ГМУ ¦ 6 ¦ 331 854 ¦ 81 500 ¦ 4 072 Зеленоград ¦ 3 ¦ 119 997 ¦ 125 000 ¦ 960 ЮЗАО ¦ 23 ¦ 1 051 704 ¦ 1 395 018 ¦ 754 ЮВАО ¦ 15 ¦ 648 206 ¦ 596 671 ¦ 1 086 СЗАО ¦ 10 ¦ 488 018 ¦ 466 000 ¦ 1 047 СВАО ¦ 22 ¦ 1 003 949 ¦ 964 812 ¦ 1 041 ЗАО ¦ 1 ¦ 75 211 ¦ 29 800 ¦ 1 524 ВАО ¦ 22 ¦ 989 938 ¦ 910 605 ¦ 1 087 ЮАО ¦ 25 ¦ 10 388 180 ¦ 1 003 948 ¦ 1 383 САО ¦ 17 ¦ 1 293 084 ¦ 738 851 ¦ 1 750 ЦАО ¦ 22 ¦ 996 741 ¦ 760 097 ¦ 1 311 ¦ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ 166 ¦ 18 386 882 ¦ 7 072 302 ¦ 17 015 Значительная дифференциация затрат на оказание медицинской помощи наблюдается и в пределах одного округа. Это видно из следующего факта: величина затрат на одного прикрепленного за июль т.г. в поликлинике N 13 (ул. Неглинная, 14; ЦАО) составила 778 руб., а по поликлинике N 51 (Озерская наб., 42/2; ЦАО) - 3 606 руб. В целях обеспечения контроля за рациональным использованием за рациональным использованием средств медицинскими учреждениями и стра- ховыми медицинскими организациями в составе исполнительной дирекции Фонда образована контрольно-бюджетное управление. Проведенные проверки финансово-хозяйственной деятельности позволяют своевременно выявить имеющиеся недостатки и принять оперативные меры по их устранению в форме разъяснений или, в случае необходимости, привлечения к админист- ративно-финансовой ответственности. V. Кредитная деятельность В соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в РФ" и Положением о Московском городском фонде обязательного медицинского страхования Фонд проводит целенаправленную работу по размещению на де- позитах страхового резерва. В соответствии с нормативом страховой ре- зерв на конец 1993 г. был сформирован в размере 54 млрд. руб., а на 01.09.94 г. в размере 77 млрд. руб. Средства в сумме 55 млрд. руб. размещены в банковском консорциуме, возглавляемом Сбербанком России. Прибыль за 8 месяцев составила 52,1 млрд. руб. Благодаря кредитам, выданным Фондом аптечным складам N 1 и 2 (на общую сумму 11,6 млрд. руб.), им удалось частично погасить кредитную задолженность, которая составляла более 10 млрд. руб., и предоставила возможность произвести прямые закупки у заводов-изготовителей недоро- гих остродефицитных отечественных препаратов. Средства, выделенные Московской фармацевтической фабрике в сумме 430 млн. руб., позволили произвести закупку сырья и вспомогательных материалов, необходимых для увеличения выпуска лекарственных средств, направляемых в аптечные и медицинские учреждения города. Фонд осуществляет также кредитование отдельных медицинских учреж- дений, принимающих участие в реализации программ обязательного меди- цинского страхования. Так, средства, выделенные поликлинике N 51 ЦАО в сумме 580,0 млн. руб., позволили произвести необходимый капитальный ремонт и переобору- дование здания поликлиники. Необходимая помощь в размере 260,0 млн. руб. была оказана медсанчасти N 1 АМО "ЗИЛ". Кредиты, предназначенные на покупку необходимого санитарного транспорта, были также выданы поликлинике N 129 и ЦМСЧ N 11. Планируется выделение кредитных средств Московскому городскому центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора. VI. Подготовка кадров Важную роль в обеспечении эффективности системы обязательного ме- дицинского страхования играет подготовка кадров. С этой целью Фондом разработаны учебные программы по вопросам ор- ганизации и проведения обязательного медицинского страхования для ме- неджеров и экспертов страховых компаний, главных врачей лечебных уч- реждений и их заместителей по медицинской части. На занятиях освещались следующие актуальные проблемы: 1. Основы применения экономических методов управления в системе ОМС. 2. Автоматизированный учет оказанных медицинских услуг. 3. Анализ хозяйственной деятельности медицинских учреждений в но- вых условиях хозяйствования. 4. Введение в медицинское страхование. 5. Подходы к формированию цены на медицинские услуги. 6. Маркетинг в здравоохранении. Менеджмент, психология управления. 7. Организационные, правовые, экономические и финансовые взаимо- отношения ЛПУ со страховщиками. 8. Оценка с марта т.г. проведено 12 циклов занятий, где прошли подготовку 208 руководителей медицинских учреждений и 142 сотрудника страховых организаций. VII. Проблемы и перспективные направления деятельности Фонда К числу нерешенных проблем, затрудняющих введение обязательного медицинского страхования в г.Москве, следует отнести следующее: - до настоящего времени Фондом совместно с Департаментом здраво- охранения, другими заинтересованными организациями не заключено гене- ральное соглашение о тарифах на услуги в системе ОМС; - недостаточно быстро формируется система контроля за качеством медицинской помощи в условиях ОМС, с использованием различных неза- висимых экспертных проверок и применением санкций за нарушения требо- ваний медицинского обслуживания; - затягивается приведение организационно-правовой формы меди- цинских учреждений к статусу самостоятельно хозяйствующих субъектов и формирование медико-экономических стандартов лечебно-профилактической помощи с определением их стоимости; - не сформирован порядок осуществления расчетов между территори- альными фондами ОМС за оказанную медицинскую помощь иногородним, и в первую очередь с Московским областным фондом обязательного медицинско- го страхования. Основные направления деятельности Фонда в предстоящем периоде: - повышение эффективности учета и контроля за поступлением стра- ховых взносов; - организация межрегиональных взаиморасчетов за оказанные меди- цинские услуги; - внедрение механизма экономической ответственности медицинских учреждений за качество оказания медицинской помощи; - совершенствование ценообразования на медицинские услуги; - подготовка и включение детских, специализированных, а также ве- домственных медицинских учреждений в выполнении программы ОМС; - организация и финансирование мероприятий, обеспечивающих повы- шение качества медицинской помощи и снижение рисков заболевания среди москвичей; - учебно-методическая и разъяснительная работа. VIII. Организационное формирование и структура Фонда Руководство деятельностью Фонда осуществляется правлением и исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители законодательной власти, правительства г.Москвы, Центрального банка, страховых организаций, профессиональных союзов, страхователей. За отчетный период с июня 1993 г. по сентябрь 1994 г. состоялось 14 заседаний правления Фонда. В своей работе правление руководствова- лось Положением о Московском городском фонде обязательного медицинско- го страхования. На заседаниях правление рассматривало следующие вопросы: - утверждение нормативных документов ОМС; - утверждение концепции ОМС; - обсуждение вопросов финансирования медицинских учреждений; - утверждение принципов инвестиционной политики МГФОМС; - вопросы кредитования; - создание кредитной и ревизионной комиссии, комиссии по подго- товке генерального соглашения о тарифах. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 29.06.93 г. N 606 была сформирована исполнительная дирекция Фонда. Исполнительная дирекция является постоянно действующим органом Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. Исходя из задач и накопленного опыта работы к 01.07.94 г. была отрабо- тана следующая структура аппарата исполнительной дирекции Фонда: - отдел территориальной координации; - финансовое управление; - контрольно-бюджетное управление; - управление по организации деятельности учетно-контрольных отде- лений; - экономическое управление; - управление организации контроля объемов и качества медицинской помощи; - управление делами; - управление по строительству и эксплуатации объектов Фонда. Штатная численность сотрудников Фонда 691 человек (фактически - 531 человек по состоянию на 01.08.94 г., в том числе 418 человек в учетно-контрольных отделениях Фонда) была установлена в соответствии с письмом Федерального фонда ОМС от 19.08.94 г. N 03-01 "Об организации работы территориального фонда ОМС", в котором рекомендован предельный норматив штатной численности - 1 штатная единица на 5 тыс. наличного населения на данной территории. Оклады работникам по штатному расписанию установлены применитель- но к условиям оплаты труда и должностным окладам, предусмотренным для соответствующих категорий работников исполнительной власти (постанов- ление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства России от 30.12.92 г. N 4249-1/1042). Расходы на содержание Фонда составляют 0,8 проц. от всех финансо- вых поступлений (средний показатель по РОссии - 4 проц.). При проведении аудиторской проверки (июль 1994 г.) Фонда наруше- ний по исполнению сметы расходов на содержание аппарата управления, по полноте оприходования и обоснованности списания товарно-материальных ценностей у ответственных лиц не установлено. IX. Информация о движении средств Фонда по состоянию на 13.09.94 г. (млрд. руб.) Остаток денежных средств на 01.01.94 г. 70,9 В том числе: денежные средства на текущем счете 4,8 страховой резерв 54,0 предоставленные кредиты 12,1 Поступления на 13.09.94 г. 468,5 (100%) В том числе: страховые взносы за работающее население 255,7 (54,5%) страховые взносы за неработающее население 153,2 (32,7%) пени. штрафы 7,5 (1,6%) доходы от размещения страхового резерва 52,1 (11,2%) Использование на 13.09.94 г. В том числе: финансирование мероприятий по ОМС 288,2 (84,9%) налог на прибыль 27,3 (8,0%) подготовка учреждений к работе в условиях ОМС 12,7 (3,7%) ведение дел Фонда 4,1 (1,2%) расходы на ведение дел страховщиками 3,7 (1,1%) прочие расходы 3,6 (1,1%) Остаток на 13.09.94 г. 199,8 В том числе: денежные средства на счете 42,1 страховой резерв 107,0 предоставленные кредиты 50,7 Приложение 2 к постановлению правительства Москвы от 01.11.94 г. N 984 Комплекс первоочередных мер по обеспечению прав жителей г.Москвы на качественное медицинское обслуживание В результате первого года практического введения ОМС в г.Москве обеспечено создание структуры ОМС, организовано стабильное финансиро- вание программы ОМС и введение оплаты медицинской помощи за фактически выполненные объемы. Решение этих задач позволяет перейти к углублению реформы в здра- воохранении, прежде всего в части обеспечения права жителей г.Москвы на получение качественной медицинской помощи за счет: - развития материально-технического потенциала лечебно-профилак- тических учреждений (ЛПУ) г.Москвы; - создания системы текущего контроля и экспертизы объемов и ка- чества медицинской помощи застрахованным; - формирования и внедрения механизмов экономической и правовой ответственности медицинских работников, ЛПУ, страховых медицинских ор- ганизаций (СМО) за обеспечение прав застрахованных на качественное ме- дицинское обслуживание и медицинскую помощь. Для продвижения по указанным направлениям необходима реализация следующих мер: 1. Развитие материально-технического и кадрового потенциала ле- чебно-профилактических учреждений г.Москвы: 1.1. разработка стандартов технической оснащенности ЛПУ (I квар- тал 1995 г.). 1.2. Определение условий и порядка проведения аккредитации меди- цинских учреждений в целях установления их квалификационной категории на основе оценки материально-технической базы, оснащенности медицин- ским оборудованием и кадрового потенциала (I квартал 1995 г.). 1.3. Разработка программы реформирования сети с учетом факти- ческой загрузки медицинских учреждений (III квартал 1995 г.). 1.4. Включение в систему ОМС сети медицинских учреждений ве- домственного подчинения и повышение ее доступности для застрахованных (III квартал 1995 г.). 1.5. Укрепление материально-технической базы медицинских учрежде- ний за счет реализации кредитно-инвестиционной политики в системе ОМС (постоянно). 2. Создание системы текущего контроля и экспертизы объемов и качества медицинской помощи застрахованным: 2.1. Создание в страховых медицинских организациях постоянно действующей системы приема и рассмотрения обращений и жалоб застрахо- ванных. Организация работы круглосуточной справочно-информационной многоканальной телефонной службы в масштабах г.Москвы для обеспечения постоянного информирования застрахованных по вопросам обязательного медицинского страхования (IV квартал 1994 г.). 2.2. Организация и укомплектование специалистами экспертных отде- лов страховых медицинских организаций (IV квартал 1994 г.). 2.3. Организация лицензирования и сертификации экспертов страхо- вых медицинских организаций (I квартал 1995 г.). 2.4. Обеспечение повышения квалификации экспертов страховых орга- низаций и руководителей медицинских учреждений по вопросам контроля и экспертизы объемов и качества медицинской помощи (постоянно). 2.5. Подготовка пакета документов по вопросам контроля и экспер- тизы объемов и качества медицинской помощи: - Положение о порядке проведения контроля и экспертизы объемов медицинской помощи Фондом ОМС; - положение о порядке проведения контроля и экспертизы объемов и качества медицинской помощи застрахованным страховой медицинской орга- низацией; - Положение о враче-эксперте ОМС; - критерии оценки объемов медицинской помощи; - экспертные карты оценки качества медицинской помощи (IV квартал 1994 г.). 2.6. Разработка положения и создание межведомственной арбитражной экспертной комиссии (IV квартал 1994 г.). 2.7. Внедрение медико-экономических стандартов стационарного обследования и лечения в практику расчетов в системе ОМС и контроля объема и качества медицинской помощи (III квартал 1995 г.). 2.8. Проведение социологических опросов населения с целью выявле- ния степени удовлетворенности застрахованных уровнем и качеством орга- низации медицинского обслуживания (постоянно). 3. Формирование и внедрение механизмов экономической и правовой ответственности медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, страховых медицинских организаций за обеспечение прав застрахованных на качественное медицинское обслуживание 3.1. Организационно-методическая подготовка деятельности третейс- кого суда для решения спорных экономико-правовых вопросов, возникающих в процессе выполнения договорных отношений между субъектами ОМС (I квартал 1995 г.). 3.2. Организационно-правовое оформление медицинских учреждений как самостоятельно хозяйствующих субъектов (II квартал 1995 г.). 3.3. Создание отраслевой вневедомственной комиссии по лицензиро- ванию, аккредитации (сертификации) медицинских учреждений независимо от форм собственности и организационно-правового статуса при Московской лицензионной палате (IV квартал 1994 г.). 3.4. Обеспечение реального механизма выбора врача и учреждения пациентом за счет конвертируемого страхового полиса ОМС и на основе конкуренции между субъектами в системе ОМС (постоянно). 3.5. Подготовка порядка приостановления действия (аннулирования) лицензий медицинских учреждений на виды медицинской деятельности в системе ОМС по мотивированным признакам (I квартал 1995 г.). 3.6. Подготовка предложений по порядку дифференцированной оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема и качества меди- цинской помощи (III квартал 1995 г.). 3.7. Разработка и внедрение санкций по отношению к медицинским работникам и медицинским учреждениям за нарушения объемов и качества предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи и введение страхования их профессиональной ответственности в системе ОМС (IV квартал 1994 г. - I квартал 1995 г.). 3.8. Разработка и внедрение санкций по отношению к страховым ме- дицинским организациям за неэффективное использование денежных средств ОМС, недостаточный контроль объемов и качества медицинской помощи, за невыполнение обязательств по защите прав застрахованных (IV квартал 1994 г. - I квартал 1995 г.). 3.9. Разработка и внедрение полномасштабной системы санкций орга- низационного и экономического характера по отношению к субъектам ОМС за нарушения договорных обязательств (IV квартал 1995 г.). Приложение 3 к постановлению правительства Москвы от 01.11.94 г. N 984 П Р А В И Л А обязательного медицинского страхования населения г.Москвы на 1995 г. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом РФ " О ме- дицинском страховании граждан в Российской Федерации" и устанавливают общие принципы обязательного медицинского страхования (ОМС) в г.Москве. Населению г.Москвы через систему обязательного медицинского стра- хования гарантируются государством равные возможности в получении ме- дицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет госу- дарственных средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих Московской городской программе обязатель- ного медицинского страхования. 1. Субъекты обязательного медицинского страхования. 1.1. В качестве субъектов обязательного медицинского страхования выступают застрахованные граждане, страхователи, страховые медицинские организации (страховщики ОМС) и подготовленные к работе в системе ОМС медицинские учреждения (предприятия). 1.2. Населению г.Москвы гарантируется предоставление лечебно-про- филактической помощи (медицинских услуг) и ее оплата через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях действу- ющей Московской городской программы ОМС в любом из включенных в систе- му ОМС медицинском учреждении. Жители г.Москвы и Московской области, имеющие территориально-вы- ездной характер сезонного проживания или работы, участвуют в обяза- тельном медицинском страховании на основании договора между Московским городским фондом обязательного медицинского страхования и Московским областным фондом обязательного медицинского страхования, определяющего порядок и объемы взаиморасчетов на оказание медицинской помощи в рам- ках программ ОМС. Примечание. Порядок оказания медицинской помощи и расчетов в системе ОМС на территории г.Москвы за иных граждан РФ, а также граждан других государств регламентируется дополнительными нормативными актами. 1.3. Страхователями при обязательном медицинском страховании яв- ляются: для неработающего населения - правительство Москвы; для рабо- тающего населения - предприятия, учреждения, организации, находящиеся на территории г.Москвы, а также лица, занимающиеся индивидуальной тру- довой деятельностью и лица свободных профессий, проживающие в г.Моск- ве. Конкретный перечень плательщиков страховых взносов (платежей) на ОМС определяется в соответствии с законодательством РФ. 1.4. Страхователи в лице органов исполнительной власти, предприя- тий, организаций, учреждений (работодателей) и др., являясь плательщи- ками взносов, используют свои права по обязательному медицинскому страхованию через Московский городской фонд ОМС (далее - Фонд), соз- данный правительством Москвы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Фонду делегируются права по заключению договоров обязательного медицинского страхования. 1.5. Страховщиками ОМС выступают юридические лица, являющиеся са- мостоятельно хозяйствующими субъектами, с любыми предусмотренными за- конодательством РФ организационно-правовыми формами, имеющие госу- дарственную лицензию на ОМС и организующие свою деятельность в соот- ветствии с действующим законодательством и нормативными актами РФ. Страховые медицинские организации осуществляют обязательное меди- цинское страхование на некоммерческой основе и должны удовлетворять специальным требованиям Фонда. К специальным требованиям Фонда от- носятся: - наличие заключенного договора на предоставление лечебно-профи- лактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию с медицинскими учреждениями; - наличие согласованной с Фондом системы учета объема и качества медицинских услуг и финансовых расчетов по ОМС. 1.6. Подготовленным для работы в системе ОМС считается меди- цинское учреждение (предприятие), получившее в установленном порядке государственное разрешение (лицензию) на медицинскую деятельность от органа, осуществляющего по решению правительства Москвы лицензирование медицинской деятельности, а также имеющее согласованную с Фондом систему учета и расчетов за оказанные медицинские услуги. 1.7. Медицинское учреждение (предприятие), независимо от подчи- ненности, считается включенным и работающим в системе ОМС г.Москвы, если его деятельность и финансирование по реализации Московской го- родской программы ОМС осуществляется на основании договорных отношений со страховщиком ОМС, который также имеет соответствующие договоры с Фондом. 2. Договорная основа обязательного медицинского страхования. 2.1. Договорной основой введения и функционирования ОМС на терри- тории г.Москвы являются: - генеральное соглашение о тарифах на услуги в системе обязатель- ного медицинского страхования, оказываемые в порядке и на условиях Московской городской программы ОМС; - договор о подготовке медицинских учреждений к введению обяза- тельного медицинского страхования; - договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (ме- дицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию; - договор обязательного медицинского страхования; - соглашение о порядке управления счетом ОМС. 2.2. Генеральное соглашение о тарифах на услуги в системе обяза- тельного медицинского страхования, оказываемые в порядке и на условиях Московской городской программы ОМС, заключается Департаментом здраво- охранения г.Москвы, Фондом, Московской ассоциацией врачей, Московским объединением медицинских страховых организаций и Московской федерацией профсоюзов. 2.3. Договоры о подготовке медицинских учреждений к введению обя- зательного медицинского страхования заключаются Фондом, страховщиком ОМС, медицинским учреждением, имеющим государственную лицензию на ока- зание медицинской помощи в рамках Московской городской программы ОМС. 2.3.1. На основании договора о подготовке медицинских учреждений к введению обязательного медицинского страхования страховщик ОМС обеспечивает составление и введение списка прикрепленного контингента (в последующем - регистра застрахованных), внедрение системы автомати- зированных расчетов за оказанную медицинскую помощь, включая оснащение медицинских учреждений необходимой вычислительной техникой, средствами удаленного доступа, соответствующим программным обеспечением, подго- товку кадров. Система автоматизированных расчетов за оказанную меди- цинскую помощь должна быть стандартизована Фондом. 2.3.2. В случае неисполнения страховщиком ОМС условий договора о подготовке медицинских учреждений Фонд расторгает договор о подготовке в одностороннем порядке. Инициатором расторжения договора наряду с его участниками может выступать и орган управления здравоохранением по подчиненности меди- цинского учреждения. 2.4. Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию заключа- ется страховщиком ОМС и медицинским учреждением. В случае выявления неисполнения страховщиком ОМС условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию медицинское учреждением вправе расторгнуть договор и заключить новый договор с иным страховщи- ком ОМС. Примечания: 1) Медицинское учреждение, заключившее договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию с определенным страховщиком ОМС, в течение срока действия договора именуются "закрепленным" за этим страховщиком ОМС. 2) Медицинское учреждение может находиться также в договорных от- ношениях с несколькими страховщиками ОМС и считается закрепленным за ними. При этом между страховщиками на договорной основе устанавлива- ется порядок проведения автоматизированного учета и оплаты оказанной медицинской помои. 2. Договоры обязательного медицинского страхования заключаются Фондом и страховщиком ОМС в пользу физических лиц, получающих меди- цинскую помощь в подготовленных медицинских учреждениях. 2.6. Предварительный медицинский осмотр лица, в пользу которого заключается договор обязательного медицинского страхования, не прово- дится. 2.7. Срок действия договора обязательного медицинского страхова- ния определяется с даты заключения до конца календарного года. Действие договора может быть продлено по обоюдному согласию сто- рон после обязательной годичной аудиторской проверки деятельности страховщика ОМС в рамках программы обязательного медицинского страхо- вания. Аудитор назначается (согласовывается) с Фондом. При расторжении заключенных страховщиком ОМС и медицинским (и) учреждением (ями) договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) соответствующие изменения вносятся в усло- вия договора обязательного медицинского страхования. 2.8. Соглашение о порядке управления счетом ОМС, на который пере- числяются средства для оплаты медицинских услуг, заключается Фондом, банковским учреждением, страховщиком ОМС и является необходимым усло- вием исполнения договора обязательного медицинского страхования. Соглашение устанавливает порядок открытия и управления счетом ОМС, которые поручаются страховщику ОМС. 2.9. За нарушения порядка расходования средств обязательного ме- дицинского страхования страховщик ОМС может быть привлечен к ответственности согласно действующему законодательству. В случае выявления повторных грубых нарушений в расходовании страховщиком ОМС средств на обязательное медицинское страхование Фонд снимает со страховщика ОМС полномочия по проведению обязательного ме- дицинского страхования, расторгает в одностороннем порядке договор страхования и соглашение о порядке управления счетом ОМС. 3. Основные положения финансового взаимодействия субъектов в системе обязательного медицинского страхования. 3.1 Предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, неза- висимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, располо- женные на территории г.Москвы, перечисляют страховые платежи на обяза- тельное медицинское страхование в Фонд ежемесячно в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами (Положением о по- рядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Инструкцией о порядке взима- ния и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование). 3.2. Органы исполнительной власти перечисляют в Фонд платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесяч- но в размере 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указан- ные цели в бюджете г.Москвы, с учетом индексации и не позднее 25-го числа текущего месяца. Размер платежа на неработающее население определяется на основа- нии расчетов стоимости Московской городской программы обязательного медицинского страхования и утверждается правительством Москвы по сог- ласованному представлению Фонда и органа управления здравоохранения г.Москвы. 3.3. Затраты на подготовку медицинских учреждений к работе в системе ОМС компенсируются Фондом в порядке, установленном договором о подготовке медицинских учреждений к введению обязательного медицинско- го страхования. 3.4. Фонд ежемесячно перечисляет на текущие счета ОМС страховщи- ков ОМС средства (авансовые платежи) для оплаты медицинских услуг, оказанных застрахованным, с учетом норм финансирования (подушевые нор- мативы, плановые объемы финансирования и т.д.) и количеством застрахо- ванных. В состав перечисляемых средств включаются расходы на оплату меди- цинской помощи и на формирование страховых резервов страховщиков ОМС. Порядок взаиморасчетов со страховщиками ОМС, правила использования и управления страховыми резервами страховщиков ОМС определяются Фондом на основании действующего законодательства. При обоснованной нехватке средств, поступивших от Фонда, страхов- щик ОМС обращается в Фонд за дотацией, средства на которую Фонд пере- числяет из своих резервных сумм. 3.5. Учет движения средств ОМС страховщик ОМС ведет на отдельном балансе в соответствии с порядком, устанавливаемым Положением о бух- галтерском учете и отчетности в страховых медицинских организациях, утвержденным Федеральной службой России по надзору за страховой дея- тельностью (приказ Росстрахнадзора от 25.07.94 г. N 02-02/13). 3.6. Норматив расходов на ведение дела по обязательному меди- цинскому страхованию страховщика ОМС определяет Фонд. Возмещение из- держек на ведение дел страховщика ОМС производится по данным нормати- вам в расчете к стоимости медицинской помощи в "закрепленных" за стра- ховщиком ОМС медицинских учреждениях, оплачиваемой страховщиком ОМС. 3.7. Суммы средств на ведение дел страховщика ОМС перечисляются Фондом на расчетный счет страховщика ОМС. 3.8. Страховщики ОМС производят оплату счетов "закрепленных" ме- дицинских учреждений по ценам, утвержденным генеральным соглашением о тарифах на услуги в системе обязательного медицинского страхования, проверяют обоснованность представленных ими счетов, контролируют объ- ем, сроки и качество оказанной медицинской помощи. 3.9. Оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме "аванс - окончательный расчет". Размер авансирова- ния составляет не менее 80 проц. оплаченного объема услуг, оказанного в рамках Московской городской программы ОМС в предшествующий месяц. Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выпол- ненными объемами медицинской помощи. В случае необходимости произво- дится взаиморасчет по ранее авансированным средствам. Регулирование объемов авансовых платежей производит исполнительная дирекция Фонда. 3.10. При обращении за медицинской помощью в "закрепленные" за страховщиком ОМС медицинские учреждения застрахованного, имеющего страховой полис ОМС иного страховщика ОМС, счет медицинского учрежде- ния за оказанные услуги оплачивается первым страховщиком в полном объ- еме с последующей компенсацией понесенных расходов (включая расходы на ведение дела) из средств ОМС второго страховщика ОМС. Примечание. Указанные расходы не учитываются при исчислении зат- рат на ведение дела второго страховщика ОМС. 3.11. Объем платежей на обязательное медицинское страхование не- работающего населения определяется по согласованию между Департаментом финансов, Фондом и Департаментом здравоохранения и утверждается пра- вительством Москвы. 4. Порядок выдачи и обращения страховых полисов обязательного ме- дицинского страхования. 4.1. Страховые полисы обязательного медицинского страхования (да- лее - полисы) выдаются всем гражданам, постоянно или временно про- писанным в г.Москве и оказание медицинской помощи которым предусмотре- но действующей Московской городской программой ОМС. Выдача полисов иным категориям населения регламентируется дополнительными нормативны- ми актами. 4.2. Полисы являются государственным обязательством по оплате ме- дицинских услуг застрахованным гражданам в объеме и на условиях действующей Московской городской программы ОМС, имеют стандартную форму и единую нумерацию и выдаются гражданам бесплатно. Полисы под- разделяются на полисы постоянного и временного действия и имеют соот- ветствующую кодификацию. Полисы постоянного действия тиснены на розо- вом фоне, полисы временного действия тиснены на голубом фоне. 4.3. Полисы постоянного действия выдаются гражданам, имеющим постоянную прописку в г.Москве. Полисы временного действия выдаются гражданам РФ, имеющим временную прописку в г.Москве на срок прописки, а также лицам, имеющим статус беженца в соответствии с распоряжением премьера правительства Москвы N 287-РП от 31.01.92 г. "О порядке про- живания беженцев в г.Москве". Полисы временного действия выдаются бе- женцам при наличии удостоверения беженца на срок его действия. В этом случае местом жительства считается разрешенная органами внутренних дел гостевая регистрация на жилой площади в гостиницах, общежитиях, инди- видуальном жилом секторе и т.п. В случае изменения временной прописки на постоянную в г.Москве гражданин имеет право обменять полис временного действия на полис постоянного действия. 4.4. Срок обращения полиса постоянного действия определяется ре- шениями правительства Москвы. Срок действия полиса временного действия ограничен сроком временной прописки. 4.5. Полисы выдаются страховыми организациями в городских амбула- торно-поликлинических учреждениях в соответствии с пропиской граждан при предъявлении ими паспорта или иного документа, подтверждающего их личность и место прописки. В случае невозможности получения полиса гражданином лично по состоянию здоровья он может быть получено другим лицом по предъявлению им своего паспорта, а также личного заявления и паспорта гражданина, на имя которого выдается полис. 4.6. Дубликат полиса выдается в случае его утери или порчи бесп- латно после представления гражданином заявления на имя руководителя страховой организации, выдавшей полис, и предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и место прописки. 4.7. При переходе застрахованного на постоянное обслуживание в медицинское учреждение, закрепленное за иной страховой организацией, производится перерегистрация полиса путем проставления штампа новой страховой организации. Выбор нового медицинского учреждения, закреп- ленного за той же страховой организаций, перерегистрации полиса не требует. Перерегистрация производится в пункте выдачи полисов, а также в иных специально оборудованных пунктах. Перерегистрирующая страховая организация оповещает предшествующую страховую организацию о перешед- ших в нее застрахованных с предоставлением списка, содержащего фами- лию, имя, отчество, номер полиса и срок его действия (постоянно или временно). 4.8. Страховые организации обязаны ознакомит всех граждан, полу- чающих полис, с Московской городской программой обязательного меди- цинского страхования, условиями ее выполнения, правами застрахованных, обязанностями страховых организаций и медицинских учреждений по орга- низации медицинской помощи, а также списком тех медицинских учрежде- ний, с которыми данная страховая организация имеет договоры о пре- доставлении лечебно-профилактической помощи в системе ОМС. 5. Порядок рассмотрения претензий по договорам и соглашениям в системе ОМС 5.1. Отношения субъектов обязательного медицинского страхования регулируются действующим законодательством РФ, а также условиями дого- вора, заключенных между субъектами обязательного медицинского страхо- вания. 5.2. Споры по обязательному медицинскому страхованию разрешаются арбитражными и третейскими судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством РФ. |