НА ПОРУЧЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РФ 21 октября 1994 г. N 2040-ВВ (Д) По поручению Правительства Российской Федерации (от 23 сентября 1994 г. П12-6-1142) Минтруд России рассмотрел Резолюцию и Требования собрания профсоюзного актива Совета Федерации профсоюзных организаций Саратовской области и сообщает. Основные пути реформирования экономики и социальных преобразова- ний определены программой Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-95 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 474 "Об утверждении Основных направлений социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 г." и от 26 июня 1994 г. N 869 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 1994 г. и задачах на ближайшую перспекти- ву". В этой связи, основной целью социальной политики Правительства должна стать стабилизация уровня жизни граждан Российской Федерации с последующим его повышением по мере развития экономики. В целях нормализации платежного оборота, сокращения взаимной за- долженности предприятий, учреждений, организаций и повышения от- ветственности хозяйственных субъектов за состояние платежной дисципли- ны 23 мая 1994 г. Президент Российской Федерации подписал ряд Указов, в том числе: "О некоторых вопросах налоговой политики", "О дополни- тельных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисцип- лины в народном хозяйстве", "О реформе Государственных предприятий". Одновременно, Генеральным соглашением между общероссийскими объ- единениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1994 г. Предусмотрено продол- жить работу и принять комплекс мер по согласованному регулированию, в том числе государственному, и контролю за ценами (тарифами) на энерго- носители, отдельные социально значимые продукты питания (регулируемые на региональном уровне), основные виды лекарственных средств и медика- ментов, услуги пассажирского и грузового транспорта, связи, коммуналь- ные и некоторые другие услуги, оказываемые населению, а также на про- дукцию (товары и услуги) предприятий-монополистов. В то же время разъясняем, что действующее законодательство не предусматривает "вынужденных" отпусков без сохранения заработной платы или "вынужденных" отпусков с частичной оплатой. В соответствии со ст. 76 КЗоТ РФ кратковременный отпуск без сох- ранения заработной платы может быть предоставлен работнику только по его просьбе по семейным обстоятельствам или иным уважительным причинам. В связи с этим администрация предприятия, принудительно направляя работников в отпуска без сохранения заработной платы, нарушает законо- дательством о труде. Временная приостановка работы предприятия в целом или его подраз- деления по причинам производственного, организационно-технического, экономического либо иного характера рассматривается законодательством как простой. Ст. 94 КЗоТ РФ предусматривает, что время простоя не по вине работника, если работник предупредил администрацию (бригадира, мастера, других должностных лиц) о начале простоя, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). По вопросам порядка и условий выдачи пособий по государственному социальному страхованию сообщаем следующее. В настоящее время на территории России применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательству РФ, а также международным соглашениям с участием Российской Федерации (ст. 4 КЗоТ РФ). В частности, применяются постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", а также Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. (с изменениями и дополнениями). Согласно указанному Положению (п.81), в случае, если нетру- доспособность или отпуск по беременности и родам наступили во время работы и продолжаются в период временной приостановки работы предприя- тия, цеха, отдела, то пособие за время приостановки выдается в том же размере, в каком выплачивается за это время заработная плата рабочим и служащим той же профессии и квалификации, (то есть в размере не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада)) но не свыше того пособия, которое данный рабочий или служащий получал бы по общим правилам исчисления пособий. Если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам насту- пили в период временной приостановки работы, то пособие за время при- остановки не выдается. Если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам (неза- висимо от времени наступления) продолжаются послу пуска предприятия (цеха, отдела) или после его ликвидации, то пособия со дня пуска или ликвидации выдается из расчета того заработка, который рабочий или служащий получал до приостановки работы. При наступлении нетрудоспособности (отпуска по беременности и ро- дам) в период приостановки работы на предприятии (в цехе, отделе), пособие по больничному листу не выплачивается в течение всего периода приостановки, так как всем работникам, в том числе и тем, у кого вре- менная нетрудоспособность наступила в период приостановки работы, вып- лачивается предприятием установленная часть тарифной ставки. Что касается Ваших требований к Правительству Российской Федера- ции о внесении изменений в действующий порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, то в соответствии со ст. 240 КЗоТ РФ Условия выдачи и размеры пособий по государственному социаль- ному страхованию устанавливаются не Правительством Российской Федера- ции, а законом. В настоящем время проект закона, предусматривающего в частности- изменения существующего порядка выдачи пособий по государственному со- циальному страхованию, Минтрудом России разработан и предсталвен в Правительство Российской Федерации. Первый заместитель Министра труда Российской Федерации В.К.Варов |