О СОЗДАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СОГЛАШЕНИЕ 21 октября 1994 г. (ВВАС 95-2) Государства -- участники Договора о создании Экономического сою- за, далее -- Стороны, стремясь обеспечить формирование и эффективную деятельность Эко- номического союза, рациональное развитие интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств, руководствуясь Договором о создании Экономического союза, догово- рились о нижеследующем: Статья 1 Стороны создают постоянно действующий орган Экономического союза -- Межгосударственный экономический Комитет (далее -- МЭК). Статья 2 МЭК осуществляет свою деятельность на основании Положения о Меж- государственном экономическом Комитете Экономического союза, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения (приложение 1). Порядок распределения голосов на период до 1 января 1998 года для принятия решений Президиумом и Коллегией МЭК квалифицированным боль- шинством с учетом экономического потенциала государств, определенный пунктом 10 Положения о МЭК, устанавливается в соответствии с приложе- нием 2 к настоящему Соглашению. Статья 3 Местом нахождения МЭК является город Москва. Российская Сторона окажет необходимое содействие в решении организационных вопросов, свя- занных с созданием и функционированием МЭК. Статья 4 Настоящее Соглашение временно применяется со дня подписания и вступает в силу с момента сдачи на хранение государству-депозитарию третьего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных про- цедур, необходимых для его вступления в силу. Совершено в городе Москве 21 октября 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государс- тву, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию. За Азербайджанскую республику За Кыргызскую Республику Г. АЛИЕВ А. АКАЕВ За Республику Армения За Республику Млодова Л. ТЕР-ПЕТРОСЯН М. СНЕГУР За Республику Беларусь За Российскую Федерацию А. ЛУКОШЕНКО Б. ЕЛЬЦИН За Республику Грузия За Республику Таждикистан Э. ШЕВАРНАДЗЕ Э. РАХМОНОВ За Республику Казахстан За Республику Узбекистан Н. НАЗАРБАЕВ И. КАРИМОВ За Украину Л. КУЧМА * Соглашение подписано Азербайджанской Республикой с примечанием: "С учетом высказанного особого мнения". ** Соглашение подписано Республикой Беларусь с замечанием по ст. 3, ч. 1 , ** Соглашение не подписано Туркменистаном. Приложение 1 к Соглашению о создании Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года ПОЛОЖЕНИЕ о Межгосударственном экономическом Комитете Экономического союза I. Общие положения 1. Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза, далее -- МЭК, создается с целью формирования и обеспечения эффективней деятельности Экономического союза, рационального развития интеграцион- ных процессов в рамках Содружества Независимых Государств. МЭК является постоянно действующим координирующим и исполнитель- ным органом Экономического союза. МЭК осуществляет контрольные и рас- порядительные функции в пределах полномочий, добровольно делегирован- ных ему государствами -- участниками Договора о создании Экономическо- го союза. В своей деятельности МЭК подотчетен Совету глав государств и Сове- ту глав правительств Содружества Независимых Государств, руководству- ется Уставом Содружества Независимых государств, Договором о создании Экономического союза, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, межгосударственными и межправительственными соглашениями, настоящим Положением. II. Основные направления деятельности и функции 2. Основные направления деятельности МЭК: формирование Экономического союза путем создания механизмов пла- тежного союза, зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рын- ка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) со- юза; достижение гармонизированного регулирования экономических отноше- ний; поддержка предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры общего рынка -- транснациональных объединений, финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприя- тий; выработка согласованных решений по социальным вопросам, представ- ляющим общий интерес. 3. Основные функции МЭР: анализ состояния экономики, хода экономических реформ и подготов- ка предложений для проведения гармонизированной экономической и соци- альной политики, сближения хозяйственного законодательства, совершенс- твования правовой базы экономического сотрудничества и интеграции, формирования общих информационных систем; подготовка на основе краткосрочных и долгосрочных прогнозов раз- вития экономики государств рекомендаций по совершенствованию произ- водственно-технологических связей, совместным инвестиционным проектам; разработка совместных программ в рамках многосторонней договорен- ности по развитию промышленности, сельского хозяйства и других отрас- лей экономики; организация контроля за выполнением принятых обязательств по ре- шениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества; осуществление скоординированных мер в отношении деятельности объ- ектов и сфер транснационального характера (энергосистемы, транспорт, связь, газо- и нефтепровод и др.) и объектов совместной собственности государств; содействие структурной перестройке экономики; осуществление скоординированных мер в областях стандартизации, статистики, метрологии, сертификации поставляемой продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в других межгосударственных сферах деятельности, определенных Советом глав государств и Советом глав пра- вительств Содружества; содействие в формировании и функционировании платежной системы, согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, внеш- неэкономической, таможенной и валютной политики: осуществление согласованных действий в вопросах антимонопольного регулирования, создание условий для добросовестной конкуренции; организация совместных исследований и разработок в важнейших об- ластях науки и техники, подготовка предложений по эффективному исполь- зованию научного потенциала и защите интеллектуальной собственности. 4. МЭК для реализации своих функций: подготавливает и вносит в установленном порядке в Совет глав го- сударств и Совет глав правительств Содружества проекты документов по вопросам экономического характера, требующим решения этих органов ; осуществляет экспертизу проектов соглашений, программ и других документов, подготовленных для рассмотрения на Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества, а также на заседаниях межгосу- дарственных, межправительственных координационно-консультативных орга- нов; рассматривает по предложению органов Содружества вопросы, решение которых требует значительных затрат; запрашивает информацию у соответствующих органов государств о вы- полнении отдельных обязательств, организует, с согласия правительств, обследования на местах, принимает совместно с органами управления го- сударств меры по устранению возникших осложнений и разрешению споров; информирует государства по вопросам экономического сотрудничест- ва; осуществляет сотрудничество с другими органами Содружества, меж- дународными организациями и объединениями, участвует в международных мероприятиях в пределах переданных полномочий. МЭК принимает: решения распорядительного характера по вопросам, добровольно пе- реданным ему государствами; решения, обязательность исполнения которых должна подтверждаться соответствующими решениями правительств, в том числе по вопросам сох- ранения мобилизационных мощностей, поддержания эффективных коопериро- ванных связей, структурных изменений, охраны окружающей среды и при- родных ресурсов; решения рекомендательного характера - по остальным вопросам. III. Руководящие органы 5. Руководящими органами МЭК являются Президиум и Коллегия. 6. Президиум является высшим органом МЭК. Он состоит из замести- телей глав правительств государств -- участников Договора о создании Экономического союза и собирается на свои заседания по мере необходи- мости, но не реже одного раза в квартал. Президиум возглавляет Предсе- датель. Он избирается на один год из числа заместителей глав прави- тельств, входящих в состав Президиума. Президиум рассматривает важнейшие межгосударственные вопросы эко- номического сотрудничества и определяет направления и сферы, по кото- рым Коллегии дается право принятия оперативных решений. 7. В период между заседаниями Президиума функции его рабочего ор- гана выполняет Коллегия. Она состоит из полномочных представителей го- сударств -- участников Договора о создании Экономического союза, Пред- седателя и его заместителей. Коллегию возглавляет Председатель, кото- рый назначается Советом глав государств по представлению Совета глав правительств Содружества сроком на три года. Заместители Председателя Коллегии назначаются Советом глав правительств по представлению Пред- седателя Президиума. Председатель Коллегии и его заместители не могут представлять интересы своих государств. Председатель Коллегии является по должности заместителем Председателя Президиума. Коллегия работает на постоянной основе, осуществляет непосредс- твенное руководство деятельностью Аппарата МЭК и в пределах своей ком- петенции принимает оперативные решения и меры. Регламент работы Колле- гии устанавливает Президиум. 8. Полномочные представители назначаются в Коллегию и наделяются необходимыми полномочиями руководящими органами государств в соотв- етствии с принятыми в них процедурами. 9. При МЭК действуют межгосударственные, межправительственные ко- ординационно-консультативные органы по общеэкономическим, социальным и производственно-отраслевым вопросам сотрудничества. Руководители этих органов принимают участие в работе Коллегии с правом совещательного голоса. IV. Процедура принятия решений 10. Решения Президиума и Коллегии МЭК принимаются следующим обра- зом: консенсусом -- по вопросам перехода к таможенному союзу, общему рынку товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютному (денежному) союзу и другим стратегическим вопросам развития Экономического союза. При этом до включения в действие этой процедуры государства заявляет о своей заинтересованности в решении рассматриваемого вопроса. На госу- дарства, которые заявили о неучастии в обсуждении и в голосовании, принятые решения не распространяются. В случаях когда необходимо сог- ласие представителей всех государств, а устранить разногласия не уда- ется, проект решения с письменными возражениями отдельных государств передается на рассмотрение Совета глав правительств Содружества; квалифицированным большинством (не менее 3/4 общего количества голосов) -- по вопросам о целесообразности введения квот, резервной валюты, создания финансовых фондов и другим конкретным вопросам эконо- мического развития, кроме указанных в следующем абзаце настоящего пункта; квалифицированным большинством с учетом экономического потенциала государств -- по конкретным экономическим вопросам, решение которых требует значительных затрат либо может иметь серьезные экономические последствия. Распределение голосов определяется в соответствии со спе- циально установленным порядком (приложение 2 к Соглашению о создании Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза); простым большинством -- по процедурным вопросам. Председатель Коллегии и его заместители при принятии решений Кол- легией принимают участие в голосовании только по процедурным вопросам и вопросам внутренней деятельности Аппарата МЭК. государства, не участвовавшие в принятии решений, имеют право присоединиться к ним путем письменного заявления в МЭК в соответствии с процедурой, принятой в Содружестве Независимых Государств. V. Аппарат МЭК 11. МЭК имеет Аппарат, состоящий из департаментов, комплектуемых из числа граждан государств -- участников Договора о создании Экономи- ческого союза. На квотной и контрактной основе принимаются на работу руководители департаментов и их заместители, остальные сотрудники -- на контрактной основе. Аппарат МЭК возглавляет Председатель Коллегии. Руководители де- партаментов назначаются Коллегией и утверждаются Президиумом, осталь- ные сотрудники назначаются Председателем Коллегии. Руководители департаментов, другие сотрудники Аппарата МЭК (кроме технического и обслуживающего персонала) обладают статусом международ- ных гражданских служащих и при исполнении служебных обязанностей неза- висимы от организаций и официальных лиц своих государств и не могут совмещать работу в Аппарате МЭК с другой работой или заниматься дея- тельностью, несовместимой с выполнением их служебных обязанностей. 12. Рабочие аппараты действующих при МЭК межгосударственных, межправительственных координационно-консультативных органов входят в состав Аппарата МЭК по решению его Коллегии. 13. Смета расходов МЭК утверждается Советом глав правительств Содружества по представлению Президиума. 14. Структура и численность Аппарата МЭК утверждаются Президиумом по представлению Коллегии. VI. Заключительные положения 15. Государства -- участники Содружества Независимых Государств, представленные в МЭК, вносят средства на его содержание в долях, соот- ветствующих распределению голосов с учетом экономического потенциала государств. 16. Рабочим языком МЭК является русский язык. 17. Местом нахождения МЭК является город Москва. 18. МЭК является юридическим лицом, условия пребывания которого на территории Российской Федерации определяются отдельным соглашением между государствами -- участниками Договора о создании Экономического союза и Российской Федерацией. Приложение 2 к соглашению о создании Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОСОВ на период до 1 января 1998 года для принятия решений Президиумом и Коллегией МЭК квалифицированным большинством с учетом экономического потенциала государств При голосовании в соответствии с процедурой, определенной пунктом 10 Положения о МЭК, предусматривающей квалифицированное большинство с учетом экономического потенциала государств, на период до 1 января 1998 года устанавливается следующее распределение голосов: Российская Федерация 50 Украина 14 Республика Беларусь 5 Республика Казахстан 5 Республика Узбекистан 5 Азербайджанская Республика 3 Республика Армения 3 Республика Грузия 3 Кыргызская Республика 3 Республика Молдова 3 Республика Таджикистан 3 Туркменистан 3 При этом. исходя из общей суммы в 100 голосов, решение считается принятым, если за него подано не менее 80 голосов. Настоящий порядок действует до 1 января 1996 года, после чего принимается решение по уточнению данной процедуры. Если в решении вопроса принимают участие не все государства, то сумма голосов участвующих в процедуре голосования государств принима- ется за 100, а голоса неучаствующих распределяются пропорционально ис- ходному распределению. |