Во исполнение постановления Коллегии Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 4 августа 1993 г. "О мерах по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей" и в целях создания системы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, социальной поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (приложение N1). 2. Рекомендовать министрам социальной защиты населения, начальникам главных управлений (управлений), председателям комитетов, директорам департаментов социальной защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: 2.1. Привести в соответствие с утвержденным Примерным положением о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями имеющиеся положения действующих реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. 2.2. Осуществить необходимые мероприятия по развитию реабилитационных Центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, рациональному их размещению с учетом прав и интересов детей и потребностей населения. 2.3. Производить расходы на указанные учреждения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Л.Ф.БЕЗЛЕПКИНА Приложение N 1 к приказу Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 декабря 1994 г. N 249 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее именуется ЦЕНТР) является учреждением государственной системы социальной защиты населения,осуществляющим на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. 1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются решением Директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения. 1.3. Свою деятельность Центр строит на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации по социальной защите, иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления, а также руководствуется настоящим Примерным положением. 1.4. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений. 1.5. Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тысячу детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тысячи детей с ограниченными возможностями создается один Центр. 1.6. Центр осуществляет свою деятельность под руководством территориальных органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществляют координацию деятельности Центров, расположенных на их территории, и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь, а также контрольные функции в пределах своей компетенции. 1.7. Для размещения Центра и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения и располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация,электричество,газ,радио,телефон), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям. 1.8. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество,самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Открывает счета в банках, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, благотворительных взносов и пожертвований общественных объединений и граждан, других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 1.9. Директор, администрация и коллектив Центра в своей деятельности руководствуются Законом и нравственным долгом. За время нахождения детей в Центре несут ответственность за их жизнь, здоровье, обеспечение и защиту их прав и интересов. Ответственность за нарушения определяется действующим законодательством Российской Федерации. 1.10. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т.ч. отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра. Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра. 1.11. Штатное расписание Центра утверждается директором в пределах установленного фонда оплаты труда. 1.12. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием (конференцией) их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения клиентов Центра и его структурных подразделений, - директором Центра. 1.13. Дети и подростки, находящиеся в отделении дневного пребывания и стационарном отделении Центра, обеспечиваются продуктами питания и постельными принадлежностями по нормам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 1.14. Прием детей и подростков на обслуживание в Центр, в т.ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также снятие с обслуживания оформляется приказом по Центру. 1.15. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в Центре организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.16. Образовательная работа с детьми и подростками в Центре организуется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и с учетом времени пребывания их в учреждении,формы и степени ограниченных возможностей, возраста,уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования принимается по согласованию с соответствующей медико-педагогической комиссией. 1.17. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми с отклонениями в умственном или физическом развитии, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. 1.18. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности, в том числе в организации социального патронажа детей и подростков. 2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА, ПОРЯДОК ОБСЛУЖИВАНИЯ. 2.1. Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. 2.2. Основными задачами Центра являются: выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях и подростках; изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала); разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы абилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; обеспечение реализации указанных программ и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях; социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии; повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей по вопросам детской и подростковой реабилитологии. 2.3. Центр осуществляет социальное обслуживание детей и подростков в соответствии с медико-социальными показаниями по направлению: органов и учреждений социальной защиты населения, в т. ч. территориальных центров социальной помощи семье и детям; органов и учреждений образования, здравоохранения; по просьбе родителей ( опекунов и попечителей ); по представлению сотрудников Центра. 2.4. При оформлении детей и подростков на обслуживание в Центр должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: история развития ребенка (ф. N 112/у) или амбулаторная карта подростка (ф.N 025/у). Противопоказаниями для направления в отделение дневного пребывания и стационарное отделение Центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации; злокачественные новообразования в активной фазе; кахексии любого происхождения, острые инфекционные заболевания. 2.5. Прием детей и подростков в Центр, в т.ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также завершение этапа реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка или подростка с оформлением переводного или выписного эпикриза с указанием развернутого диагноза и соответствующих рекомендаций. 2.6. Социальные услуги оказываются Центром, как правило, бесплатно. В порядке и на условиях устанавливаемых Субъектами Российской Федерации, соответствующими органами местного самоуправления может быть принято решение о предоставлении социального обслуживания (услуг) за плату. Плата за предоставляемые социальные услуги, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшение социального обслуживание детей сверх ассигнований, выделяемых из бюджета. 3. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА 3.1. Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации (далее именуется ОТДЕЛЕНИЕМ) Отделение предназначается для обеспечения: выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии, воспитывающихся в семьях, проживающих в городе или районе; сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье; разработки совместно с другими учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств индивидуальной программы абилитации и реабилитации ребенка или подростка с отклонениями в развитии, направленной на достижение оптимального уровня его здоровья и интеграции в обществе; осуществления координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий, своевременное внесение необходимых корректив; создания компьютеризированной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе и районе, их семьях, реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей. 3.2. Отделение медико-социальной реабилитации. 3.2.1. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и медикоконсультативных мероприятий. 3.2.2. Отделение: согласовывает и координирует свою работу с лечебными учреждениями города и района, не дублируя их деятельность; осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации; при необходимости по согласованию с органами здравоохранения направляет детей и подростков в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи; проводит медико-социальный патронаж семей, имеющих детей и подростков с ограниченными физическими или умственными возможностями; обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи, осуществляет их обучение основам медико-психологических и медико-социальных знаний; навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях; содействует обеспечению детей-инвалидов необходимыми вспомогательными техническими средствами; осуществляет лечебные физкультурно-оздоровительные мероприятия. 3.2.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом Центре (в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями. 3.2.4. В отделении выделяются помещения для проведения лечебного массажа, лечебной физкультуры и других медико-реабилитационных мероприятий. 3.2.5. В рамках отделения могут быть созданы ортезно-протезная служба, лечебный физкультурно-оздоровительный комплекс и другие подразделения медико-социального профиля. 3.3. Отделение психолого-педагогической помощи. 3.3.1. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий. 3.3.2. Отделение: совместно с органами образования определяет формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающимися в домашних условиях, в зависимости от их возраста и состояния здоровья, оказывает практическую помощь в организации обучения; проводит психолого-коррекционную работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей; готовит и проводит мероприятия по организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в т.ч. вместе с их родителями, открывает соответствующие клубы и кружки, летние оздоровительные лагеря; проводит своевременную профориентацию и трудотерапию детей и подростков, организует в необходимых случаях их профобучение, занимается вопросами их трудоустройства на специализированные предприятия для инвалидов или использует имеющиеся квоты рабочих мест для несовершеннолетних инвалидов на других предприятиях, оказывает содействие в организации их труда и труда членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбытом готовой продукции; обучает детей с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации; организует игротерапию детей и подростков с ограниченными возможностями; осуществляет патронаж семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в вопросах их семейного воспитания и развития. 3.3.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом Центре (в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями. 3.3.4. В отделении выделяются помещения для учебных занятий, лечебной игротеки, клубных и кружковых занятий, профориентационной, психокоррекционной работы и психотренингов и другие помещения, необходимые для реализации содержания и форм деятельности отделения. 3.3.5. В рамках отделения может быть создана служба "телефона доверия" для детей и подростков с ограниченными возможностями и их родителей, лекторий (школа) матерей и отцов детей и подростков с отклонениями в умственном или физическом развитии и другие подразделения психологопедагогического профиля. 3.4. Отделение дневного пребывания. 3.4.1. Отделение предназначено для реализации индивидуальных программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями каждый день в течение рабочей недели в дневное время в условиях Центра, в период, установленный реабилитационной программой; 3.4.2. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту. Количество детей и подростков в реабилитационной группе устанавливается от 5 до 10 человек. 3.4.3. Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах, посещают отделение в свободное от учебы в школе время в течение необходимого для их реабилитации периода времени в соответствии с индивидуальными программами. Для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях, могут организовываться учебные занятия в помещении Центра. 3.4.4. С учетом семейных обстоятельств и интересов детей и подростков может быть организовано их пребывание в отделении в вечернее время. 3.4.5. В отделении выделяются помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, игротерапии, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий. 3.5. Стационарное отделение. 3.5.1. Отделение предназначается для реализации программ медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пятидневного пребывания в Центре. 3.5.2. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, возрасту и полу. Количество детей и подростков в реабилитационной группе не должно превышать 7 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации. В одном отделении может быть образовано не более 5 реабилитационных групп. 3.5.3. Дети и подростки школьного возраста, находящиеся в отделении, в обязательном порядке посещают учебное заведение или обучаются в условиях Центра. 3.5.4. Сотрудники данного и других отделений Центра обеспечивают учебную, лечебно-реабилитационную, познавательную, трудовую игротерапевтическую, досуговую и иную деятельность детей и подростков, а также процесс возможного самообслуживания. 3.5.5. При приеме детей и подростков в отделение производится их медицинский осмотр. 3.5.6. Сотрудники данного и других отделений Центра осуществляют различные формы патронажа над детьми и подростками, поддерживают контакты с ними и их семьями после выписки их из отделения с целью обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи. 3.5.7. В отделении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. 3.5.8. В отделении выделяются помещения для сна, питания, обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской и психолого-коррекционной работы, и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетом состояния их здоровья. Сотрудникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты. Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету на содержание соответствующего отделения Центра. Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами. Оплата труда работников Центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда. Приложение Примерное штатное расписание реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. ---------------------------------------------------------------------- NN ДОЛЖНОСТЬ КОЛИЧЕСТВО ШТАТНЫХ ЕДИНИЦ ---------------------------------------------------------------------- 1 2 3 ---------------------------------------------------------------------- 1. Административно-хозяйственная часть ---------------------------------------------------------------------- 1. Директор Центра 1,0 2. Заместитель директора 1,0 3. Главный бухгалтер 1,0 4. Бухгалтер 1,0 5. Кассир 1,0 6. Делопроизводитель 1,0 7. Заведующий хозяйством 1,0 8. Кастелянша 1,0 9. Кладовщик 1,0 10.Секретарь машинистка 1,0 11.Техник 1,0 12.Повар 2,0 13.Подсобный рабочий 3,0 14.Рабочий по стирке и ремонту спецодежды 2,0 15.Гардеробщик 2,0 16.Водитель автомобиля (Сноска 1) 1,0 17.Сторож 3,0 18.Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 0,5 19.Слесарь - сантехник 0,5 -------------------- Сноска 1. Должность вводится при наличии автомобиля. Директор центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности не предусмотренные прилагаемыми нормативами. Оплата труда работников Центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда. ---------------------------------------------------------------------- 20. Грузчик 0,5 21. Уборщик служебных помещений 2,0 22. Библиотекарь 1.0 23. Главная медицинская сестра 1,0 ---------------------------------------------------------------------- 2. Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации ---------------------------------------------------------------------- 1. Заведующий отделением 1,0 2. Врач педиатр 1,0 3. Врач травматолог-ортопед 1,0 4. Врач невропатолог 1,0 5. Врач психотерапевт 1,0 6. Врач офтальмолог 0,5 7. Врач отоларинголог 0.5 8. Медицинская сестра 3,0 9. Медицинский регистратор 2,0 10.Специалист по социальной работе (Сноска 2) 1,0 11.Социолог 1,0 12. Оператор ЭВМ 3,0 ------------------------------------------------------------ 3. Отделение социальной реабилитации ------------------------------------------------------------ 1. Заведующий отделением 1,0 2. Врач физиотерапевт 1,0 3. Врач по лечебной физкультуре 1,0 4. Врач (Сноска 3) 2,0 -------------------- Сноска 2. Ставка На 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе. При наличии в городе, районе менее 200 детей с ограниченными возможностями ставка сохраняется. При наличии более 200, но менее 400 детей вводятся две ставки; более 400, но менее 600 - три ставки и т.д. / Осуществляет реализацию различных мероприятий индивидуальных программ реабилитации, имеющих социальный характер Сноска 3. Осуществляет реализацию различных мероприятий индивидуальных программ реабилитации, имеющих социальный характер. ---------------------------------------------------------------------- 5. Специалист по социальной работе (Сноска 4) 1,0 6. Инструктор ЛФК 1,0 7. Медицинская сестра 2,0 8. Медицинская сестра процедурная 1,0 9. Медицинская сестра по массажу 3,0 10.Медицинская сестра стерилизационной 1,0 11.Медицинский статистик 1,0 12.Санитарка 2,0 ---------------------------------------------------------------------- 4. Отделение психолого-педагогической помощи ---------------------------------------------------------------------- 1. Заведующий отделением 1,0 2. Специалист по социальной работе (Сноска 5) 1,0 3. Психолог 1,0 4. Врач психотерапевт 1,0 5. Социальный педагог 2,0 ---------------------------------------------------------------------- 5. Отделение дневного пребывания ---------------------------------------------------------------------- 1. Заведующий отделением 1,0 2. Специалист по социальной работе 2,0 3. Социальный педагог 1,0 4. Психолог 1,0 5. Врач физиотерапевт 0,5 6. Учитель (Сноска 7) 1,0 7. Инструктор ЛФК 0,5 8. Инструктор по труду (Сноска 8) 1,0 -------------------- Сноска 4. Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе. Сноска 5. Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе. Сноска 6. Ставки на каждую реабилитационную группу. Сноска 7. Ставка по каждому предмету, преподавание которого осуществляется в отделении. При наличии меньшей учебной нагрузки вводится соответственно 0,75; 0,5 или 0,25 ставки учителя по каждому предмету. Сноска 8. Ставка вводится при наличии мастерских. ---------------------------------------------------------------------- 9. Концертмейстер 0,5 10. Руководитель кружка 0,5 11. Медицинская сестра по массажу 2,0 12. Санитарка 2,0 ---------------------------------------------------------------------- 6. Стационарное отделение ---------------------------------------------------------------------- 1. Заведующий отделением 1,0 2. Специалист по социальной работе (Сноска 9) 2,0 3. Психолог (Сноска 10) 1,0 4. Социальный педагог 1,0 5. Врач физиотерапевт 0,5 6. Учитель (Сноска 11) 1,0 7. Инструктор ЛФК 0,5 8. Инструктор по труду (Сноска 12) 1,0 9. Воспитатель (Сноска 13) 6,0 10.Медицинская сестра по массажу 2,0 11.Санитарка 2,0 -------------------- Сноска 9. Ставки на каждую реабилитационную группу. Сноска 10. Ставка на каждую реабилитационную группу. Сноска 11. Ставка по каждому предмету, преподавание которого осуществляется в отделении. При наличии меньшей учебной нагрузки вводится соответственно 0,75; 0,5 или 0,25 ставки учителя по каждому предмету. Сноска 12. Ставка вводится при наличии мастерских. Сноска 13. Выполняет функции ночного дежурного. |