ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ. Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 19.05.98 30-08/13662

      ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

                                ПИСЬМО

           ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

                            19 мая 1998 г.
                            N 30-08/13662

                             (НАБ 98-13)


     Государственная налоговая  инспекция  по  г.  Москве  в  связи  с
многочисленными запросами сообщает следующее.
     В соответствии со статьей 2 Федерального закона  от  29.12.97  г.
N 222-ФЗ  "Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства" действие упрощенной  системе
распространяется на  организации  с предельной численностью работающих
(включая работающих по договорам гражданско-правового характера) до 15
человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная
численность работающих  для  этих  организаций  включает   численность
работающих в их филиалах и подразделениях.
     Определение среднесписочной численности работников производится в
соответствии с  Инструкцией  по  статистике  численности  и заработной
платы рабочих  и   служащих   на   предприятиях,   в   учреждениях   и
организациях, утвержденной  Госкомстатом  СССР  17  сентября 1987 года
N 17-10-0370.
     Численность лиц,   работающих   по  договорам  подряда  и  другим
договорам гражданско-правового   характера,   учитывается   в    общей
численности основного производственного персонала ежемесячно в течение
всего срока действия договора.  При отсутствии учета рабочего  времени
этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный
день как целые единицы.
     Работники, заключившие   трудовой   договор   с   предприятием  о
выполнении работы на дому личным  трудом  (надомники),  учитываются  в
среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы.
     Исчисление среднесписочной численности  работников,  принятых  на
работу по   совместительству,   производится   исходя   из  фактически
отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени,
установленной для совместителей законодательством.
     Положением об условиях работы по  совместительству,  утвержденным
Постановлением госкомстата СССР,  Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от
9 марта 1989 года N 81/604-К-3/6-84 (письмо Минфина СССР от  7  апреля
1989 года N 48 "Об условиях работы по совместительству"),  определено,
что продолжительность работы по совместительству  не  может  превышать
четырех часов  в день или полного рабочего дня в выходной день.  Общая
продолжительность работы  по  совместительству  в  течение  месяца  не
должна превышать    половины    месячной   нормы   рабочего   времени,
установленной для соответствующих категорий работников.
     При этом к работникам,  работающим по совместительству, относятся
как работники данного предприятия,  работающие по  совместительству  в
свободное от   основной   работы   время,   так   и  работники  других
предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.
     Для целей  налогообложения показатель среднесписочной численности
определяется исходя  из  фактических  показателей  за  соответствующие
отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
     Согласно статье 5 названного  Закона  при  превышении  предельной
численности    работающих    плательщики   единого   налога   решением
территориальной  налоговой  инспекции  переводятся   на   общепринятую
систему  налогообложения,  учета  и  отчетности  начиная  с  квартала,
следующего за кварталом,  в котором должен быть представлен отчет.  По
итогам хозяйственной   деятельности   за   отчетные   квартал  субъект
упрощенной системы представляет в налоговый  орган  в  срок  до  20-го
числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет единого налога и
выписку из книги доходов и расходов  с  указанием  совокупного  дохода
(валовой выручки), полученного за отчетные период.
     Таким образом, если превышение предельного уровня среднесписочной
численности произошло  в  I  квартал,  то  возврат  на  принятую ранее
систему налогообложения осуществляется начиная с II квартала. при этом
последний отчет по упрощенной системе представляется за I полугодие.
     Если среднесписочная численность за I полугодие  составила  более
15 процентов,  то  переход  на  общепринятую  систему  налогообложения
произойдет начиная с IV квартала.  При этом последний  расчет  единого
налога  и  выписка  из  Книги  учета  доходов  и  расходов должны быть
представлены до 20 октября по итогам деятельности за 9 месяцев.
     Соответственно, если  превышение  предельного  уровня численности
было допущено за 9 месяцев  и  за  год,  то  переход  на  общепринятую
систему  налогообложения  должен  быть  осуществлен начиная с 1 января
года, следующего за отчетным.
     Пример. Среднесписочная  численность  работающих в июле 1998 года
превысила 15 человек,  то  есть  в  III  квартале,  отчет  за  который
представляется до  20  октября  1998  года.  Следовательно,  переход к
общепринятой системе налогообложения,  учета и отчетности  может  быть
осуществлен начиная  с  I  квартала 199 года.  Поэтому по итогам своей
деятельности за 1998 год предприятие обязано исчислять и уплачивать  в
бюджет единый  налог  в  установленном  действующим  законодательством
порядке.

Заместитель начальника
Государственной налоговой
инспекции по г. Москве -
Государственный советник
налоговой службы III ранга                                А.А. Глинкин
19 мая 1998 г.
N 30-08/13662