РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 26 декабря 1994 г. N 2515-РЗП (Д) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года N 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", в целях создания условий для более полного включения несовершеннолетних в социально - экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений: 1. Утвердить Городскую комплексную программу по профилактике и предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав на 1994-1995 годы (приложение). 2. Департаментам, комитетам, главным управлениям, префектурам административных округов принять меры по безусловному выполнению мероприятий, предусмотренных Программой, и ежеквартально информировать Городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних о ходе их реализации. 3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних. Первый заместитель премьера правительства Москвы В.А. Коробченко Приложение к распоряжению первого заместителя премьера правительства Москвы от 26 декабря 1994 г. N 2515-РЗП ГОРОДСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ НА 1994-1995 ГОДЫ АНАЛИЗ состояния дел по детской и подростковой преступности в г. Москве Сложные социально - экономические процессы, связанные с реформированием общественных отношений в России, повлияли на криминогенную обстановку среди несовершеннолетних в г. Москве. За последние 10 лет преступность среди несовершеннолетних возросла в 3 раза, а численность детского населения города в возрасте 14-17 лет - на 25% (с 331716 до 416731). Удельный вес детской преступности в общей структуре преступлений, раскрытых по линии уголовного розыска, колеблется от 15 до 25%, т.е. практически каждое пятое преступление в городе совершается подростками. Несовершеннолетние становятся наиболее криминально активной частью населения Москвы. Если в среднем на 10 тыс. жителей города приходится 93 преступления, то на такое же количество подростков - 134. За 12 месяцев 1993 года преступность среди несовершеннолетних по законченным уголовным делам и материалам возросла на 0,5% (с 5535 до 5564), ее удельный вес составил 15,25% (12 мес. 1992 г. - 16,3%). Наиболее неблагополучная обстановка сложилась в Центральном, Северо - Западном и Зеленоградском административных округах, где зарегистрирован рост преступности, соответственно, на 14,2, 66,3, 46,6%. В текущем году наметилась тенденция к снижению темпов роста преступности. Если в январе он составлял 82%, то за 4 месяца - 14,7%. Ежегодно около 70% преступлений несовершеннолетние совершают в составе групп либо с участием взрослых лиц. В структуре преступности несовершеннолетних преобладают кражи личного имущества - 38,6%, среди них третью часть составляют кражи из квартир граждан. За 12 месяцев 1993 года количество этих преступлений сократилось на 14,6% (с 2519 до 2149). Однако особое беспокойство вызывает увеличение доли тяжких преступлений, совершаемых подростками, - в прошедшем году на 41% (с 1038 до 1464), т.е. каждое четвертое преступление относится к категории тяжких. Повышается агрессивность, дерзость подростков при совершении преступлений. В 1993 году в 2,8 раза (с 13 до 36) возросло число совершаемых ими убийств. Большинство из них зарегистрировано на территории Северного, Северо - Западного и Юго - Восточного административных округов - соответственно 7, 6, 5. Пятую часть преступлений, совершенных подростками, составляют грабежи, разбойные нападения и вымогательства, их количество из года в год увеличивается. Наиболее значительное распространение эти виды преступлений получили в Южном, Юго - Восточном, Центральном и Северном округах. Почти в 2,5 раза (с 62 до 149) возросло число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств, особенно в Северо - Западном (27), Центральном (27), Северо - Восточном (19) и Южном (19) округах. Наблюдается устойчивая тенденция к "омоложению" преступности за счет роста криминальной активности подростков более младшего возраста. Ежегодно увеличивается количество состоящих на учете милиции несовершеннолетних, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности, в настоящее время их зарегистрировано около 3 тыс. человек. Из года в год увеличивается количество несовершеннолетних, доставляемых в органы внутренних дел за различные правонарушения. В 1993 году их число составило 40446 чел., каждый пятый из них - за нарушение антиалкогольного законодательства, каждый третий не имеет родителей или проживает в неполной семье. Среди доставленных 11307 учащихся школ и профтехучилищ, 26405 неработающих и неучащихся подростков (для сравнения: 1982 г. - 1540 чел., 1992 г. - 13339). Вместе с тем проводимые ГУВД мероприятия не могут дать положительных результатов, если не проводить целенаправленную работу по проблемам общей профилактики с участием всех государственных органов и общественных формирований. В условиях роста детской и подростковой преступности органы внутренних дел города лишены ряда действенных и доказавших свою эффективность в других регионах Российской Федерации рычагов профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. В структуре органов образования отсутствуют специальные, в том числе коррекционные, учебно - воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в особых условиях воспитания. В образовательных учреждениях города не создана система работы по адаптации и реабилитации "трудных" подростков. Осложняет решение рассматриваемой проблемы ненадлежащее исполнение закона по реализации прав несовершеннолетних на образование и труд, в предоставлении рабочих мест выпускникам школ и ПТУ, отсутствие контроля за сохранностью контингента учащихся школ. Не выполняется Закон РФ "Об образовании", 633 школы допустили отсев учащихся до окончания 9-х классов. Не налажено взаимодействие управлений образования со специалистами по охране прав детей муниципалитетов по месту проживания и учебы несовершеннолетних, а также с правоохранительными органами. В городе отсутствует система по ранней диагностике и своевременному созданию условий для формирования личности и социальной адаптации. Серьезной проблемой остается досуговая деятельность подростков. Отсутствуют подготовленные кадры социальных педагогов для работы по коррекции поведения и социальной реабилитации подростков с девиантным поведением, оказанию помощи семье в решении воспитательно - образовательных задач. Созданные в 1994 году окружные комиссии по делам несовершеннолетних не стали координирующим органом между муниципальными комиссиями, органами образования, здравоохранения, труда и занятости, социальной защиты, внутренних дел, общественными организациями в работе по профилактике и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Комплексная программа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних на 1994-1995 годы призвана решить следующие задачи: - скоординировать действия всех учреждений и организаций, занимающихся проблемами предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних; - обеспечить защиту законных прав и интересов детей и подростков. I. Социально - правовая профилактика правонарушений учащихся учреждений образования г. Москвы _________________________________________________________________________________________________________________ Направление Задачи Сроки Организаторы деятельности реализации работы _________________________________________________________________________________________________________________ 1 2 3 4 _________________________________________________________________________________________________________________ 1. Обеспечение обязательного 1.1. Исключить из практики постоянно Учебные заведения основного общего работы учреждений образования Департамента образования, образования, условий отчисление учащихся до учебные округа становления и формирования завершения ими основного личности обучающегося, его общего (неполного среднего) склонностей, интересов и образования способности к социальному 1.2. Обеспечить прием в 10-е 1994-95 -"- самоопределению классы всех желающих успевающих учащихся 1.3. Расширить сеть 1994 г. Департамент образования, профессиональных школ (не менее 1995 г. учебные округа двух в каждом учебном округе) 1.4. Ввести статистическую с 1994 г. Департамент образования, отчетность об устройстве на постоянно Департамент труда и работу или учебу выпускников занятости 9-х классов 1.5. Открыть 10-11-е классы во 1994-95 Департамент образования всех школах - интернатах для уч. г. детей - сирот и детей из неблагополучных семей 1.6. Разработать учебные планы 1994-95 Департамент образования и программы по переходу учащихся уч. г. вспомогательных школ на обучение до 10-11 классов 1.7. Провести эксперимент в 1994-1995 Департамент образования, МО "Раменки" Западного ГУВД, административного округа по префектура Западного введению в штатное расписание округа должности заместителя директора по вопросам правового воспитания и безопасности 1.8. В каждом учебном заведении ежегодно Департамент образования ввести в практику проведение не реже 1 раза в четверть (в ПТУ - два раза в учебное полугодие) недели правовых знаний для учащихся старших классов и ПТУ. Разработать тематику занятий, Главное управление привлечь к их проведению внутренних дел, работников правоохранительных Управление юстиции органов, прокуратуры, отделов юстиции. Организовать производство и прокат видеофильмов по пропаганде правовых знаний, нравственных ценностей, воспитанию уважения к Закону 1.9. В учебных заведениях, 1994-1995 Комитет по культуре, культурно - просветительных уч. г. префектуры, учреждениях города создать Клубы Департамент образования, выходного дня с финансированием Комитет по делам семьи их деятельности за счет и молодежи внебюджетных фондов муниципальных и административных округов 1.10. Воссоздать в ученических 1994-95 Департамент образования коллективах клубы "Юных друзей уч. г. милиции", "Юных следопытов" и т.д. Развернуть работу по созданию в учреждениях образования групп милосердия по оказанию помощи одиноким престарелым II. Социальная защита прав несовершеннолетних 1. Обеспечение социальной 1.1. Создать в каждом учебном 1994-1996 Департаменты образования, защиты детей и подростков. округе коррекционно - здравоохранения Преодоление родительской диагностические центры на базе безнадзорности специальных образовательных учреждений и центры социально - педагогической реабилитации детей и подростков, имеющих психологические и физические отклонения 1.2. При Межведомственной 1994-1995 Городская КДН, городской комиссии по делам Комитет по делам несовершеннолетних создать семьи и молодежи, консультативно - информационный Департаменты центр для анализа и прогнозирования здравоохранения, процессов, происходящих в образования, подростковой и молодежной среде прокуратура, ГУВД 1.3. Создать в каждом 1994-1996 Комитет социальной административном округе центры защиты населения, медико - социальной помощи префектуры детям и подросткам административных округов 1.4. Создать в каждом 1994-1995 Департамент образования, административном округе различные Департамент типы социальных приютов для здравоохранения, безнадзорных детей и подростков префектуры 1.5. Продолжить работу по 1994-1995 Префектуры Северо - созданию в муниципальных округах Западного, Северного, центров социальной помощи семье Юго - Восточного, и детям Зеленоградского округов, 1.6. На уровне административных 1995 г. Комитет соц. защиты, округов и города создать префектуры, комитеты по информационную сеть социальной делам семьи и молодежи, инфраструктуры территории и соц. защиты населения, социального состава семей Управление ЗАГС 1.7. Упорядочить работу органов 1994-95 Департамент образования, опеки и образования по уч. г. префектуры устройству и социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей 1.8. Создать фонд по охране 1995 г. Городская КДН, детства, гарантирующий социальную Департаменты образования, защиту детей и учащейся молодежи Комитет социальной в условиях перехода к рыночным защиты отношениям 1.9. Обеспечить информационное постоянно Департамент образования, взаимодействие государственных префектуры сиротских учреждений города с органами охраны прав детей муниципальных округов для оперативности решения вопросов обеспечения выпускников этих учреждений жильем 1.10. Разработать механизм I кв. 1995 г. Городская КДН, защиты прав несовершеннолетних, префектуры оставшихся без места жительства в результате продажи квартиры родителями III. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних 1. Работа с семьей. 1.1. Разработать методические I кв. 1995 г. Комитет по делам Повышение родительской рекомендации и критерии оценки семьи и молодежи, ответственности за обследования социально департаменты воспитание детей неблагополучных (функционально образования, несостоятельных) семей, в здравоохранения, которых проживают Комитет социальной несовершеннолетние, защиты для рассмотрения вопросов оказания материальной, медицинской, педагогической, психологической и др. помощи в воспитании детей 1.2. Отработать систему I кв. 1995 г. Комиссии по делам взаимодействия органов несовершеннолетних, образования, здравоохранения, Комитет по делам социальной защиты в деле семьи и молодежи, выявления неблагополучных ГУВД, Департаменты семей. Привлечь к данной работе образования, патронажных сестер детских здравоохранения поликлиник, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ и ПТУ, службы участковых инспекторов и инспекций по делам несовершеннолетних 2. Проведение 2.1. Открыть в составе IV кв. 1994 г. Департамент профилактической наркологического диспансера здравоохранения работы и оказание N 12 Юго - Западного окружного медицинской медицинского управления детское помощи детям и и подростковое отделения подросткам, 2.2. Организовать 1994-1995 Департамент склонным к употреблению консультативно - профилактические здравоохранения спиртных напитков, отделения для детей и подростков наркотических и в других наркологических токсических средств диспансерах 2.3. Решить вопрос о передаче 1994-1995 Департамент статуса психосоматического здравоохранения отделения токсикологическому центру ДГКБ N 13 им. И.Ф.Филатова 2.4. Создать регистр 1995 г. Департамент (информационную базу) на детей здравоохранения, и подростков, имеющих ГУВД алкогольную или наркотическую зависимость. Обеспечить обмен информацией между наркологической службой и органами внутренних дел 2.5. Открыть отделения IV кв. 1994 г. Департамент медико - социальной помощи в здравоохранения, детских городских поликлиниках префектуры N 21 Восточного, N 75 Северо - Восточного округов, N 62 Юго - Западного округа 3. Организация досуговой 3.1. Создать городскую Ассоциацию 1995 г. Комитет по делам деятельности подростков детских и молодежных клубов семьи и молодежи и молодежи по месту г. Москвы. жительства Рекомендовать Ассоциации инициировать создание в каждом детском и молодежном коллективе объединений гражданско - патриотического направления 3.2. Продолжить финансирование постоянно Комитет по делам детских подростковых клубов семьи и молодежи, по месту жительства через Департамент финансов префектуры административных округов 3.3. Отработать систему оказания I кв. 1995 г. Комитет по делам методической и практической семьи и молодежи помощи социальным педагогам, ведущим работу с несовершеннолетними по месту жительства 3.4. В каждом муниципальном 1995 г. Префектуры, округе создать социально - Комитет по делам педагогический центр для семьи и молодежи, работы с несовершеннолетними Департамент образования, Комитет социальной защиты 3.5. Открыть в каждом 1995 г. Префектуры, административном округе 2 Комитет по делам военно - патриотических лагеря семьи и молодежи для отдыха детей и подростков, склонных к правонарушениям. Подготовить обращение к командованию Московского военного округа о закреплении за административными округами воинских частей в Подмосковье 3.6. Создать в муниципальных 1994 г. Супрефекты округах детские и подростковые муниципальных округов, физкультурно - оздоровительные председатели клубы спорткомитетов административных округов 3.7. Обеспечивать прием во все постоянно Мосгорспорткомитет, спортивные организации и клубы префектуры трудных подростков и детей из неблагополучных семей на бесплатной основе 3.8. Организовать городскую 1994-1995 Мосгорспорткомитет, зимнюю и летнюю Спартакиады Комитет по делам физкультурно - спортивных семьи и молодежи клубов по месту жительства 3.9. Установить порядок декабрь Комитет по культуре, бесплатного посещения 1994 г. Департамент образования, государственных и муниципальных Комитет по делам учреждений культуры, спортивных семьи и молодежи, сооружений детьми - сиротами, Мосгорспорткомитет детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми из многодетных семей, а также детьми родителей, признанных в установленном порядке безработными 3.10. Организовать работу 1994-1995 Комитет по культуре, детских киноклубов и кинолекториев префектуры по нравственно - правовым проблемам во всех муниципальных округах города 4. Обеспечение трудовой 4.1. Продолжить постоянное постоянно Департамент труда занятости содействие в трудоустройстве и занятости, несовершеннолетних учащимся общеобразовательных Департамент образования школ и ПТУ в свободное от учебы время 4.2. Продолжить подготовку по 1994-95 Департамент труда специальности "Коммерческая уч. г. и занятости, деятельность" со специализацией Департамент образования "Бухгалтерский учет" на базе колледжа предпринимательства из числа незанятой молодежи, имеющей образование в объеме средней общеобразовательной школы или ПТУ со сроком обучения 10 месяцев 4.3. Обеспечить учет выпускников постоянно Департамент труда учебных заведений, которым и занятости, необходимо трудоустройство Департамент образования через службу занятости, за 3 месяца до окончания учебного года 4.4. Создать сеть учебных IV кв. 1994 г. Департаменты труда заведений для профессиональной и занятости, подготовки молодежи, не занятой образования работой или учебой 4.5. Обеспечить систематическое постоянно Департамент труда выявление на предприятиях, в и занятости учреждениях и организациях города и введение в банк данных информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства подростков и молодежи 4.6. Осуществлять текущий ежеквартально Департаменты труда (ежеквартальный) и долгосрочный и занятости, (по итогам полугодия) прогноз образования состояния рынка труда по профессиям, пользующимся устойчивым спросом, с целью перепрофилирования учебного процесса для обучения подростков и молодежи на ближайшее время и перспективу 4.7. Рассмотреть вопрос о I кв. 1995 г. Комитет по делам возможности льготного семьи и молодежи, налогообложения предприятий, Департаменты учреждений и организаций, а труда и занятости, также цехов и производственных экономической политики, структур общественных организаций, финансов объединяющих многодетных и одиноких родителей, обеспечивающих создание рабочих мест для подростков и молодежи 4.8. Провести конкурс проектов II кв. 1995 г. Департамент работодателей на организацию труда и занятости дополнительных рабочих мест для молодежи (выпускников общеобразовательных школ и ПТУ) IV. Работа общественных организаций по профилактике безнадзорности, детской преступности, СПИДа, алкоголизма и наркомании 1. Профилактика детской 1.1. Приступить к реализации 1994-95 Молодежная организация безнадзорности, СПИДа, Московской благотворительной уч. г. "Проспект мира", алкоголизма и наркомании программы "Дети улиц" Департаменты образования, здравоохранения, Комитет по делам семьи и молодежи, префектуры 1.2. Развитие детского 1994-95 МГСО оборонно - технического спорта уч. г. спортивных, технических организаций V. Организационные мероприятия. Управленческая деятельность по реализации программы 1. Организационные 1.1. При городской комиссии по I кв. 1995 г. Городская КДН, мероприятия делам несовершеннолетних создать Комитет по делам банк данных о государственных и семьи и молодежи, общественных организациях, Московская занимающихся проблемами регистрационная подрастающего поколения; изучить палата возможности использования этих формирований для предупреждения правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних 1.2. Разработать и передать на 1994 г. Комитет по делам утверждение в городскую Думу семьи и молодежи, Положение "О правилах поведения ГУВД детей и подростков в общественных местах" 1.3. Просить городскую Думу I кв. 1995 г. Городская комиссия принять временное Положение о по делам комиссиях по делам несовершеннолетних в г. Москве до утверждения его Государственной Думой Российской Федерации 1.4. Ежеквартально проводить 1 раз в Городская КДН, операцию "Подросток", квартал ГУВД, Департаменты направленную на повышение эффективности образования, индивидуальной работы с здравоохранения, несовершеннолетними труда и занятости, правонарушителями, решение Комитеты социальной проблем их общественно - защиты, по делам полезной занятости с семьи и молодежи привлечением представителей органов социальной защиты, образования, здравоохранения, занятости 1.5. Подготовить и издать 1995 г. Департамент образования, методические рекомендации ГУВД "Организация работы по профилактике правонарушений среди учащихся школ и ПТУ", "Ответственность несовершеннолетних за уголовные преступления и административные правонарушения", "Ответственность родителей за воспитание детей" 1.6. Заключить договоры со I кв. 1995 г. Департамент образования, специальными учебными ГУВД заведениями для детей и подростков - правонарушителей, нуждающихся в особых условиях воспитания, расположенными в Московской и др. областях, о выделении необходимого количества путевок 1.7. Разработать единую форму I кв. 1995 г. Городская комиссия отчетности о работе муниципальных по делам и окружных комиссий по делам несовершеннолетних, несовершеннолетних ГУВД 1.8. Подготовить предложения по IV кв. 1994 г. ГУВД, префектура улучшению материально - Северо - Восточного технической базы Московского округа, Департаменты приемника - распределителя для образования, несовершеннолетних здравоохранения 2. Управление по 2.1. Разработать в каждом I кв. 1995 г. Окружные комиссии реализации программы административном округе по делам комплексные программы по несовершеннолетних профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, защите их прав 2.2. Координацию действий по выполнению намеченных данной программой мероприятий возложить на городскую и окружные комиссии по делам несовершеннолетних |