О КОМПЛЕКСНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЕГО БАССЕЙНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 25 ноября 1994 г. N 1306 (Д) Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую Комплексную федеральную программу по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна (далее именуется - Программа). 2. Определить государственными заказчиками Программы Правительство Республики Бурятия, администрацию Иркутской области, администрацию Читинской области, соответствующие министерства и ведомства (по конкретным мероприятиям Программы). 3. Финансирование мероприятий Программы осуществлять в соответствии с действующим порядком в пределах средств, предусматриваемых на выполнение программных мероприятий. 4. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации осуществлять координацию деятельности по выполнению предусмотренных Программой мероприятий, включая подготовку сводных бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы, и контроль за ходом ее реализации. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин ОДОБРЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1306 КОМПЛЕКСНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. N 295 "О неотложных мерах по государственной поддержке экономики Бурятской ССР". Программа предусматривает разработку и реализацию взаимоувязанных природоохранных проектов и социально-экономических мероприятий, а также создание организационно-управленческих условий (согласно приложению), обеспечивающих устойчивое развитие Байкальского региона, сохранение и воспроизводство уникальных экологических систем озера Байкал. Она направлена на решение важнейших региональных проблем, концентрацию сил и средств, согласование деятельности большого числа предприятий и организаций, расположенных как в бассейне озера Байкал, так и за его пределами. 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА 2.1. Современный уровень развития производственных комплексов 2.1.1. Промышленный и сельскохозяйственный комплексы Несмотря на развитие отраслей топливно-энергетического комплекса, не удалось полностью обеспечить растущие потребности региона в топливе и электроэнергии. Продолжает действовать большое количество малых котельных без газоочистного оборудования. Негативные тенденции в развитии машиностроения выражаются в сокращении нового строительства и расширении действующих предприятий без существенного повышения их технического уровня. Слабо развиты связи между предприятиями, вследствие чего увеличился удельный вес ремонтно-механических производств в основных производственных фондах. Черная и цветная металлургия продолжает снижать объемы производства из-за низкого технического и технологического уровня предприятий, не отвечающего элементарным природоохранным требованиям. На предприятиях по добыче и обогащению руд цветных металлов извлекается главным образом профилирующая продукция, а побочные и попутные компоненты выбрасываются в отвалы, создавая напряженную экологическую обстановку. В последнее время усилилась диспропорция между производственными звеньями лесопромышленного комплекса, включающего в себя крупнейшие по масштабам переработки древесины предприятия (Байкальская и Селенгинская лесоперевалочные базы, Онохойский и Катагаранский лесопромышленные комбинаты, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат). В условиях снижения эффективности лесоэксплуатации в южных районах бассейна, тяготеющих к железнодорожным магистралям, потребовалось освоение новых удаленных и труднодоступных лесосырьевых районов с более низкими таксационными характеристиками древостоев, вовлечение в эксплуатацию ресурсов менее ценных древесных пород. Сельскохозяйственное производство региона развивается на экстенсивной основе. Среднегодовое производство продукции в последние 15 лет остается практически на одном уровне, что привело к снижению его объема, приходящегося на одного жителя, на 12 процентов. Рост производства продукции растениеводства и животноводства обеспечивался не увеличением продуктивности, а ростом посевных площадей и численности поголовья скота. Уже сейчас плотность содержания скота на 100 га условной пашни самая высокая среди районов Сибири. Общий уровень сельскохозяйственного производства в значительной мере определяется неустойчивостью развития земледелия в регионе. Из-за несоблюдения научных рекомендаций по структуре пашни и недостаточного внимания к соблюдению агротехнических условий происходит постепенное снижение плодородия земель. 2.1.2. Транспорт Транспортная структура региона уже не обеспечивает объемы грузовых перевозок, необходимые для нормального функционирования народного хозяйства. На железнодорожном транспорте слабым звеном является станционное хозяйство и вспомогательные службы. Сдерживается развитие водного транспорта из-за отсутствия сквозного судоходства "река-озеро", необходимого портового хозяйства, задержки перехода на прогрессивные способы перевозок (пакетные, контейнерные, лихтерные). 2.1.3. Строительный комплекс Строительный комплекс региона не удовлетворяет возросшим потребностям развития народно-хозяйственных объектов. Темпы производства строительных материалов не обеспечивают намеченные объемы строительномонтажных работ. Несмотря на значительные сырьевые ресурсы, в регионе постоянно ощущается недостаток стеновых материалов, потребность в которых удовлетворяется только на 75 процентов. 2.2. Социальная сфера и трудовые ресурсы Численность населения бассейна озера Байкал составляет 2,5 млн. человек. В целом регион характеризуется достаточно высокими показателями абсолютного прироста населения. Однако в последние годы прослеживаются неблагоприятные демографические тенденции. Социальный климат в Байкальском регионе в значительной степени определяется мерами по охране и укреплению здоровья населения. Наибольшее опасение вызывает состояние здоровья населения в городах, подверженных повышенному техногенному воздействию. В Республике Бурятия за последние 10 лет наблюдается абсолютный рост числа врожденных заболеваний и уродств, увеличивается удельный вес женщин с осложнениями в период беременности, снизился удельный вес детей, находящихся на естественном вскармливании. Отмечаются неуклонный рост травматизма, сердечно-сосудистых патологий, психических и онкологических заболеваний, снижение иммунного статуса населения. Ухудшение здоровья населения связано также с недостаточным удовлетворением его потребностей в экологически чистых продуктах питания. 2.3. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду Уникальность проблем региона характеризуется совокупностью природных особенностей, не имеющих аналогов на планете. Его природный комплекс включает собственно озеро Байкал, ландшафты побережья озера, воздушный бассейн, лесные, водные, рыбные, охотничье-промысловые, растительные и другие биологические ресурсы. Озеро обладает рядом редких качеств: исключительное своеобразие и живописность побережья, относительно мягкий приморский климат, обилие солнечной радиации, общее релаксирующее воздействие на психику человека. Кроме того, Байкал - мощный гидроэнергетический и технологический ресурс, место обитания ценнейших пород рыб и нерпы. Однако численность омуля, сига, хариуса, осетра снижается под воздействием антропогенного загрязнения, усиливающегося браконьерства. Сброс сточных вод, вырубка лесных массивов на водоразделах, разработка месторождений песчано-гравийной смеси в руслах рек, развитие транспорта и другая хозяйственная деятельность приводят к загрязнению важнейших нерестовых рек, гибели естественных нерестилищ и сокращению кормовой базы омуля и других ценных видов рыб. В бассейн озера ежегодно поступает со сточными водами свыше 70 тыс. тонн загрязняющих веществ. Наибольший объем загрязненных сточных вод приходится на Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Петровск-Забайкальский металлургический завод, города Улан-Удэ, Гусиноозерск и Закаменск. Загрязнение вод бассейна Байкала происходит также через атмосферу и за счет смыва загрязняющих веществ с городских и сельскохозяйственных территорий. Наибольшие объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников наблюдаются в городах: Улан-Удэ - 42 тыс. тонн, Байкальск - 12,1 тыс. тонн и Селенгинск - 4,8 тыс. тонн в год. Кроме того, одним из самых интенсивных загрязнителей атмосферного воздуха является автотранспорт. Существующий уровень загрязнения воздушного бассейна обусловлен применением устаревших технологий, неэффективной работой имеющихся газо- и пылеулавливающих установок, а во многих случаях их полным отсутствием. Например, в Бурятии оснащенность источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу воздухоочистным оборудованием составляет около 30 процентов. Значительные площади нарушенных земель расположены вблизи горнорудных предприятий региона (Джидинский комбинат, Гусиноозерское шахто- и карьероуправление, Тугнуйский разрез и др.). Таким образом, уровень антропогенного воздействия на среду региона уже сейчас создает опасность непредвиденных последствий для экологической системы Байкала и окружающих его территорий в связи с наблюдаемыми изменениями в состоянии природных сфер. Экологические проблемы Байкальского региона неразрывно связаны с кризисным состоянием экономики и сложившимися тенденциями развития народно-хозяйственного комплекса, который характеризуется несовершенством отраслевой структуры, относительно низким технологическим, техническим и организационным уровнем, неэффективностью промышленного и сельскохозяйственного производства, неразвитостью инфраструктуры. Отсутствуют внутрирегиональная специализация и кооперирование производств, недостаточны глубина и комплексность использования природных ресурсов, низка экологичность социально-хозяйственной системы в целом. Большая часть региона относится к энергодефицитным районам. Поэтому к числу приоритетных задач относятся разработка и внедрение новых технологий сжигания топлива, ликвидация малых экологически ненадежных котельных. Все это свидетельствует о сложности эколого-экономической ситуации в Байкальском регионе и о неразрывности совместного решения задач повышения уровня жизни населения, сохранения окружающей среды и здоровья людей. 2.4. Выполнение предшествующих директивных документов В целях сохранения экосистемы бассейна озера Байкал, рационального использования его природных богатств в 1969-1992 годах было принято 4 правительственных постановления, в результате реализации которых решены отдельные аспекты байкальской проблемы. Однако многие важные мероприятия остались невыполненными. Не обеспечено выполнение заданий по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1992 г. N 925 "О перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и создании компенсирующих мощностей по производству целлюлозы". Не реализован сводный проект лесоустройства в водоохранной зоне озера Байкал в части мероприятий противопожарного назначения. До настоящего времени не разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) газификации предприятий, расположенных в районах городов Иркутска, Шелехова, Ангарска, Усолья-Сибирского и Черемхово. Приостановлены на стадии ТЭО работы по переводу на электроснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства в городах и других населенных пунктах, расположенных на побережье озера Байкал. Не в полном объеме осуществлен комплекс мер по строительству природоохранных сооружений, защите земель от эрозии, организации туризма и отдыха населения. 3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Главной целью Программы является оптимизация взаимоотношений между человеком и природой, направленных на эффективное воспроизводство природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды и устойчивое развитие региона. Одновременно Программой предусматривается стимулирование научно-технического прогресса в области рационального природопользования с целью создания производственно-технологического потенциала, соответствующего современным экологическим требованиям, особенно в тех районах, где велика уязвимость экосистем. Организационной основой для решения этих вопросов является экологическое зонирование бассейна озера Байкал в соответствии с уточненными границами территорий и регламентами хозяйственной деятельности на них. Реализация Программы позволит осуществить практические меры по стабилизации и частичному улучшению экологической обстановки за счет снижения негативного воздействия на отдельные природные сферы и постепенного перехода к рациональному режиму использования естественных ресурсов. Это будет достигнуто как применением традиционных методов борьбы с загрязнением окружающей среды, так и внедрением нового экономического механизма природопользования. В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий будут разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие режим хозяйственной деятельности в Байкальском регионе, снижены современные уровни загрязнения окружающей среды, внедрены современные технологии в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, создана геоинформационная система для оценки экологической ситуации в бассейне озера Байкал (ГИС-Байкал), позволяющая принимать оптимальные решения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ Регион находится в состоянии финансовой и экономической дестабилизации. Это определяет необходимость всемерного использования природных, экономических и демографических предпосылок для обеспечения стабилизации, а затем и роста производства, решения всего комплекса социальных задач с учетом строгого соблюдения требований по сохранению окружающей природной среды озера Байкал на основе: интенсификации производства, улучшения использования созданного производственного потенциала путем реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, а также создания эталонных производств, соответствующих эколого-экономическим требованиям региона; строгой регламентации строительства новых и расширения действующих предприятий, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения; приоритетного развития агропромышленного и рекреационного комплексов; развития межотраслевых производств, а также оптимизации топливно-энергетической базы; рационального развития лесной и деревообрабатывающей промышленности; комплексного освоения месторождений и рационального использования минерального сырья; расширенного воспроизводства и направленного формирования высокопродуктивных водоохранных и защитных лесов, организации щадящего использования всех их ресурсов и полезных свойств; разработки и внедрения экономических методов и нормативов управления производственной и социальной сферами, стимулирования развития региона и природоохранной деятельности в условиях рыночной экономики; ускоренного развития непроизводственной сферы и доведения до оптимального уровня обеспеченности населения жильем и бытовыми услугами; развития комплексных научных исследований по экономическим, социальным, правовым, экологическим аспектам режима особого природопользования. 5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 5.1. Приоритетные направления природоохранной деятельности В основу приоритетов Программы положены прежде всего интересы восстановления и сохранения природных и культурных комплексов Байкальского региона. Экологизация материального производства должна быть осуществлена главным образом за счет применения малоотходных и безотходных технологических процессов, высокоэффективных систем водоснабжения, современных методов очистки сточных вод и пылегазовых выбросов. В промышленности предусматривается осуществление технического перевооружения и реконструкции на основе отечественных и мировых достижений. Важным условием охраны окружающей среды являются преимущественное использование экологически чистых видов топлива (малосернистых и малозольных углей, природного газа), переход на электро- и теплоснабжение в прибрежной защитной полосе, централизация выработки тепловой энергии. К числу природоохранных мероприятий на транспорте относится перевод автомобилей на дизельное топливо, неэтилированный бензин и природный газ при одновременной оптимизации перевозок и грузопотоков. В связи с высоким уровнем воздушного загрязнения бассейна озера Байкал за счет выбросов предприятий Иркутско-Черемховского промышленного узла предусматривается переход на полную газификацию этих предприятий. Основными направлениями в экологически ориентированном развитии сельскохозяйственного производства можно считать: противоэрозионную организацию территории; увеличение объемов безотвальной, плоскорезной и минимальной обработки почвы; экологически безопасное хранение и применение удобрений и средств защиты растений; формирование экологически сбалансированных и экономически эффективных агроэкосистем в условиях мелиоративного земледелия; совершенствование конструкций сельскохозяйственных машин с целью снижения их разрушающего воздействия на почву, создание специальной техники для выполнения почвозащитных мероприятий; развитие биологических методов защиты растений. Предстоит рекультивация нарушенных земель вблизи основных горнорудных предприятий. Потребуется усиление природоохранных мер при решении социальных вопросов региона. Создание новых селитебных образований возможно только за пределами прибрежной защитной полосы при неукоснительном соблюдении градостроительных норм и экологических требований. При этом необходимо создать в городах и поселках городского типа, а в прибрежной защитной полосе - во всех населенных пунктах централизованные системы водоснабжения и канализации. С целью охраны биологических ресурсов намечается внедрение научно обоснованного ведения охотничьего хозяйства, звероводства, использования побочных ресурсов леса. Особым направлением в рациональном природопользовании является восстановление биологических ресурсов озера Байкал. Будет продолжено целенаправленное формирование и развитие единой сети охраняемых территорий, охватывающих все ценные разнофункциональные участки экологической системы бассейна озера Байкал. К числу особо важных проблем рационального природопользования относится оптимизация лесопользования, предполагающая сокращение объема рубок в верховьях рек байкальского бассейна, особенно лесов, произрастающих на мерзлотных почвах. 5.2. Система рационального природопользования Коренное улучшение экологической обстановки возможно лишь при условии осуществления хозяйственной деятельности в бассейне озера Байкал с соблюдением установленных норм допустимого воздействия на экосистему озера Байкал, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, изятие биологических ресурсов, другие виды деятельности, а также применения системы эколого-экономических моделей для анализа и прогнозирования развития хозяйства и функционирования экосистемы. Практические пути решения экологических проблем предусматривают три основных направления: мероприятия по стабилизации экологической ситуации; мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду; мероприятия по восстановлению возобновляемых природных ресурсов. 5.2.1. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности В основу решения поставленных задач должны быть положены нормы допустимого воздействия на экологическую систему озера Байкал, при нарушении которых могут появиться необратимые изменения в ее структуре и механизме воспроизводства и саморегулирования (загрязнение озера экологически опасными веществами и организмами, разрушение прибрежных экосистем в связи с колебаниями уровня озера Байкал при изменении режима эксплуатации Иркутской ГЭС, деградация растительных сообществ и почв, исчезновение эндемичных видов организмов, истощение возобновляемых природных ресурсов, разрушение ландшафтов, негативные изменения традиционной культуры и хозяйственного уклада местных жителей). Важнейшим условием регламентации хозяйственной деятельности является классификация вредных веществ по степени относительной опасности для экосистемы озера Байкал с выделением особо экологически опасных веществ. В задачу регламентации хозяйственной деятельности также входит и охрана экологической системы озера Байкал от биологических загрязнений. Запрещено вселение новых (то есть отсутствовавших в озере Байкал и его притоках до начала хозяйственной деятельности) видов водных животных и растений. Необходимо ввести специальные правила содержания пушных зверей на зверофермах и рыбы на рыбоводных заводах, а также правила утилизации отходов и стоков хозяйств, препятствующие попаданию вредных организмов в окружающую среду. 5.2.2. Экологическое зонирование и режимы природопользования Уникальность территории бассейна озера Байкал заключается прежде всего в разнообразии ландшафтной структуры с характерными экологическими параметрами и условиями природопользования. Соответственно оптимизация хозяйственной деятельности в определяющей степени зависит от зонирования территории. Программой предусматривается приоритетное развитие исследований в этой области с использованием уже имеющихся разработок (Территориальная комплексная схема охраны природы бассейна озера Байкал, Комплексная программа политики землепользования для российской территории бассейна озера Байкал и др.). 5.2.3. Система экологического мониторинга С усложнением задач по сохранению экосистемы озера Байкал необходимо организовать единую систему мониторинга, включая наблюдение, анализ и прогноз, так как существующая система мониторинга не отвечает предявляемым требованиям. Программа предусматривает развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей среды в бассейне озера Байкал, которая включает: мониторинг воздушной среды и основных источников выбросов в атмосферу; мониторинг водной среды, источников очищенных и недостаточно очищенных промышленных и бытовых вод, а также вод, используемых для нужд сельского хозяйства; мониторинг почв и растительного покрова; биологический мониторинг состояния наземных и водных экосистем, включая мониторинг рыбных ресурсов. 5.2.4. Система геоинформационного обеспечения Единая система геоинформационного обеспечения включает в себя совокупность открытых для обмена данными территориальных геоинформационных систем, формируемых на основе интегрированных баз данных, цифровых и электронных карт, современных геоинформационных технологий, использующих в полном объеме аэрокосмическую информацию, возможности спутниковых навигационных систем и телекоммуникационные средства. Эта система формируется на базе отдельных тематических блоков, которые представляют следующие слои информации: картографо-геодезический блок формирования и ведения банков базовых цифровых топографических карт, электронных и аэрокосмических карт; блок интегрированных географических и экологических данных, отражающих современную ситуацию в регионе по материалам экологического мониторинга и аэрокосмических семок; блок геолого-геофизической информации, включающий в себя банки данных о минеральных ресурсах, геологии, геохимии и физике недр, а также новые технологии картографического представления материалов геофизических семок и результатов геодинамического моделирования; блок специальной тематической картографической информации по отдельным направлениям природопользования, формируемой в том числе и на основе данных государственной статистики; блок, обобщающий научные представления о ретроспективе и перспективе развития региона; система отображения имеющейся интегрированной семантической, табличной и картографической информации, математического моделирования и системного анализа вариантов стратегии развития; экспертная система информационного обеспечения принятия решений по проблемам эколого-экономического развития. Практическая реализация предлагаемого подхода к организации информационной системы возможна при решении задач: систематизации, структурирования, уточнения всей имеющейся информации, в том числе по материалам аэрокосмических семок; создания и внедрения автоматизированных систем контроля за состоянием природной среды и использованием природных ресурсов; создания единой региональной геоинформационной системы (для Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей) на базе ГИС-Байкал и информационно-вычислительных центров, имеющихся в регионе. 5.3. Экологическое образование и воспитание Одной из важнейших задач Программы является разработка эффективной системы массового экологического образования и воспитания. Специфика экологического образования и воспитания в регионе заключается в изучении народных традиций и обычаев, навыков природопользования коренных народов региона. Важное место в разработке системы экологического образования и воспитания занимает изучение зарубежного опыта. С этой целью необходимо издание переводных трудов и особенно использование опыта разработки экологических игр. Такие подходы позволяют отойти от назидательного принципа в образовании и максимально задействовать игровые мотивы. Перспективным направлением является практическое экологическое образование и воспитание, совмещенное с туризмом и познавательным отдыхом, в том числе в национальных природных парках. 5.4. Экономический механизм и система финансирования реализации Программы Реализация Программы должна осуществляться в соответствии с действующим порядком разработки и реализации федеральных целевых программ развития Российской Федерации. Государственными заказчиками по соответствующим мероприятиям Программы определены Правительство Республики Бурятия, администрация Иркутской области, администрация Читинской области, Минприроды России, Минстрой России, Минсельхозпрод России, Роскомвод, Роскомнедра, Роскомзем, Роскомрыболовство, Росгидромет, Рослесхоз и Роскартография. Участие в природоохранной деятельности предприятий и организаций различных форм собственности предусматривает: самофинансирование, при котором затраты на указанные цели несет предприятие, являющееся источником негативного воздействия; компенсационность, означающую, что потребитель природных ресурсов обязан принять максимум мер по их возможному восстановлению; возвратность, то есть возмещение средств, выделяемых кредиторами на природоохранную деятельность; экономическую ответственность как обязательность возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. Предприятиям, активно выполняющим намеченные Программой природоохранные мероприятия, могут быть предоставлены льготные кредиты, налоговые льготы, выделяться дополнительные средства из федерального и местных бюджетов, экологических фондов. Источником финансирования отдельных мероприятий Программы могут служить взносы иностранных и международных фондов. Общие финансовые затраты на реализацию Программы составят в ценах 1994 года 1641,1 млрд. рублей, с последующей индексацией, в том числе за счет: средств предприятий - 809,5 млрд. рублей; федерального бюджета - 532 млрд. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации - 46,4 млрд. рублей; кредита - 241 млрд. рублей; средств экологических фондов - 12,2 млрд. рублей. ПРИЛОЖЕНИЕ к Комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна МЕРОПРИЯТИЯ по Комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Затраты (млн. рублей) N Наименование мероприятий Сроки --------------------------- Источники Заказчики п/п (годы) Всего в том числе финансирования 1995 г. 1996 г. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 5 6 7 8 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- А. БЛОК ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду и другие 1. Внедрение антидымных кислородосодержащих присадок и добавок в топливо двигателей средства предприятия дизельных автомобилей 1995-1997 220 70 70 предприятий региона 2. Внедрение систем гидрошлакоудаления в средства предприятия котельных 1995-1996 1510 750 760 предприятий региона 3. Модернизация водогрейных котлов путем ввода водовоздушной смеси в топку котла, внедрение систем средства предприятия вторичного возврата пыли 1995-1996 860 430 430 предприятий региона 4. Внедрение котлов "Братск" взамен котлов устаревших конструкций "Универсал", средства предприятия "Минск", "Энергия", "Тула" 1995-1996 3880 1940 1940 предприятий региона 5. Строительство обводных автомобильных дорог крупных бюджеты Правительство населенных пунктов 1995-1996 6460 3230 3230 субъектов Республики Российской Бурятия, Федерации администрация Читинской области в том числе: Республика Бурятия 4308 2154 2154 Читинская область 2152 1076 1076 6. Строительство и реконструкция очистных установок, изменение средства предприятия технологий 1995-2000 307600 51264 51264 предприятий региона 7. Строительство квартальных бюджеты Правительство котельных 1995-2000 17170 2860 2860 субъектов Республики Российской Бурятия, Федерации администрации Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 11150 1860 1860 Иркутская область 1720 285 285 Читинская область 4300 715 715 8. Организация производства и бюджеты Правительство оснащение автомобилей субъектов Республики нейтрализаторами Российской Бурятия, каталитического действия 1995-2000 4175 700 700 Федерации администрации Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 2455 410 410 Иркутская область 860 145 145 Читинская область 860 145 145 9. Перевод карбюраторного бюджеты Правительство автотранспорта на субъектов Республики неэтилированный бензин 1995-1997 8610 2870 2870 Российской Бурятия, Федерации администрации Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 4306 1430 1430 Иркутская область 2152 720 720 Читинская область 2152 720 720 10. Мероприятия по снижению бюджеты Правительство содержания синтетических субъектов Республики поверхностно-активных Российской Бурятия, веществ (СПАВ) в сточных Федерации администрации водах населенных пунктов Читинской и региона 1995-1996 3450 1725 1725 Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 2410 1205 1205 Иркутская область 520 260 260 Читинская область 520 260 260 11. Организация пунктов бюджеты Правительство регулирования и диагностики субъектов Республики автомобилей 1995-1996 1046 523 523 Российской Бурятия, Федерации администрации Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 646 323 323 Иркутская область 200 100 100 Читинская область 200 100 100 12. Организация работ по переводу бюджеты Правительство карбюраторных автомобилей на субъектов Республики бинарное топливо 1995-1996 2080 1040 1040 Российской Бурятия, Федерации администрации Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 1280 640 640 Иркутская область 400 200 200 Читинская область 400 200 200 13. Организация передвижных бюджеты Правительство пунктов контроля токсичности субъектов Республики выхлопных газов от Российской Бурятия, автотранспорта 1995-1996 1080 540 540 Федерации администрации Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 640 320 320 Иркутская область 220 110 110 Читинская область 220 110 110 14. Строительство и реконструкция средства предприятия очистных сооружений 1995-2000 269450 44908 44908 предприятий региона 15. Строительство и оборудование средства предприятия моек для автотранспорта 1995-2000 3960 660 660 предприятий региона 16. Строительство систем оборотного и повторно-последовательного средства предприятия водоснабжения 1995-2000 18164 3027 3027 предприятий региона 17. Внедрение экологически чистых средства предприятия технологий и оборудования 1995-2000 90390 15065 15065 предприятий региона 18. Вынос производственных и сельскохозяйственных объектов средства предприятия из водоохранных зон 1995-2000 61600 10266 10266 предприятий региона 19. Восстановление и создание средства предприятия водоохранных зон 1995-2000 5165 860 860 предприятий региона 20. Организация санитарно-защитных зон средства предприятия предприятий 1995-2000 14850 2475 2475 предприятий региона 21. Строительство шлакоотвалов, полигонов для складирования средства предприятия мусора 1995-1996 860 430 430 предприятий региона 22. Разработка конструкции усовершенствованных установок для очистки сточных вод локальных объектов, организация их изготовления средства предприятия на заводах региона 1995-2000 21522 3587 3587 предприятий региона 23. Разработка и внедрение установок для очистки сточных федеральный Минстрой вод малых населенных пунктов 1995-2000 6887 1968 1900 бюджет России в том числе: Республика Бурятия 4305 1232 1197 Иркутская область 860 244 228 Читинская область 1722 492 475 24. Организация выпуска нестандартного очистного средства предприятия оборудования 1995-2000 1722 287 287 предприятий региона 25. Внедрение экологически безопасных технологий лесозаготовительных и деревообрабатывающих кредит предприятия производств 1995-2000 120520 10000 20000 региона 26. Приобретение ресурсосберегающих технологий кредит предприятия деревообработки 1995-1996 120520 60260 60260 региона 27. Организация перевозки древесины по Байкалу судами и реконструкция портов (Выдрино, Клюевка, средства предприятия Усть-Баргузин) 1995-1997 860 287 287 предприятий региона 28. Создание полезащитных лесных полос 1995-2000 3443 982 900 федеральный Правительство бюджет Республики Бурятия, администрация Читинской области в том числе: Республика Бурятия 2583 738 676 Читинская область 860 244 224 29. Закрепление и облесение федеральный Правительство оврагов и песков 1995-2000 3013 860 860 бюджет Республики Бурятия, администрация Читинской области в том числе: Республика Бурятия 2153 860 616 Читинская область 244 616 244 30. Противоэрозионные федеральный Правительство гидротехнические мероприятия, 1995-2000 10546 3014 3000 бюджет Республики Бурятия, администрация Читинской области в том числе: Республика Бурятия 7318 2090 2080 Читинская область 3228 924 920 31. Комплексное агрохимичесское федеральный Правительство окультуривание полей 1995-2000 6887 1968 1500 бюджет Республики Бурятия, администрация Читинской области в том числе: Республика Бурятия 4735 1352 1030 Читинская область 2152 616 470 32. Строительство складов для федеральный Правительство хранения минеральных бюджет Республики удобрений и ядохимикатов, Бурятия, площадок для хранения администрация органических удобрений 1995-2000 12956 3700 2500 Читинской области в том числе: Республика Бурятия 9944 2840 1920 Читинская область 3012 860 580 33. Рекультивация нарушенных средства предприятия земель 1995-2000 3013 502 502 предприятий региона 34. Укомплектование хозяйств федеральный Правительство региона техникой для бюджет Республики подготовки и загрузки Бурятия, удобрений 1995-2000 2152 614 500 администрация Читинской области в том числе: Республика Бурятия 1506 430 350 Читинская область 646 184 150 35. Разработка программы по федеральный Правительство утилизации, захоронению бюджет Республики промышленных отходов, Бурятия строительство опытно-промышленного полигона в Республике Бурятия 1995-2000 23674 6764 5000 36. Разработка и реализация средства Селенгинский системы мер по утилизации предприятий целлюлозно-картонный отходов на Селенгинском комбинат целлюлозно-картонном комбинате 1995-1996 3874 1937 1937 37. Проведение бюджеты Правительство геолого-разведочных работ на субъектов Республики подземные воды для Российской Бурятия, обеспечения питьевой водой Федерации администрации населенных пунктов 1995-1996 2152 430 430 Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 1290 258 258 Иркутская область 216 43 43 Читинская область 646 129 129 38. Строительство федеральный Правительство мусороперерабатывающего бюджет Республики завода в г. Улан-Удэ 1995-2000 5811 1660 1200 Бурятия 39. Альтернативное федеральный Правительство энергоснабжение 1995-2000 12000 4000 3000 бюджет Республики Бурятия, администрации Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 4500 1500 1125 Иркутская область 4500 1500 1125 Читинская область 3000 1000 750 40. Защита коммуникаций от федеральный Правительство опасных природных процессов 1995-2000 120000 40000 30000 бюджет Республики Бурятия, администрации Читинской и Иркутской областей в том числе: Республика Бурятия 45000 15000 11250 Иркутская область 45000 15000 11250 Читинская область 30000 10000 7500 41. Реконструкция федеральный администрация Кругобайкальской железной бюджет Иркутской дороги 1998-2000 120000 - - области Всего по разделу 1 блока А 1424132 288453 283293 В том числе: за счет средств федерального бюджета 327369 65530 50360 из них: Республика Бурятия 111529 34222 26444 Иркутская область 170360 16744 12603 Читинская область 45480 14564 11313 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 46223 13918 13918 из них: Республика Бурятия 28485 8600 8600 Иркутская область 6288 1863 1863 Читинская область 11450 3455 3455 за счет средств предприятий 809500 138745 138755 за счет кредита 241040 70260 80260 2. Мероприятия по восстановлению возобновляемых природных ресурсов региона 42. Охрана лесов от пожаров (в рамках целевой федеральной федеральный Рослесхоз программы) 1995-2000 77480 22140 15000 бюджет в том числе: Республика Бурятия 43040 12300 8332 Иркутская область 14400 4120 2788 Читинская область 20040 5720 3880 43. Лесовосстановление (в рамках целевой федеральной федеральный Рослесхоз программы) 1995-2000 19360 5530 4000 бюджет в том числе: Республика Бурятия 11600 3300 2400 Иркутская область 1000 290 200 Читинская область 6760 1940 1400 44. Защита лесов от вредителей и болезней (в рамках целевой федеральный Рослесхоз федеральной программы) 1995-2000 26470 7564 5000 бюджет в том числе: Республика Бурятия 17862 5104 3374 Иркутская область 1720 490 326 Читинская область 6888 1970 1300 45. Строительство рыбоводного завода на р. Кичера в федеральный Минсельхозпрод Республике Бурятия 1995-1996 260 130 130 бюджет России 46. Строительство стационарной бюджеты Правительство садковой базы Баргузинского субъектов Республики рыбоводного завода Российской Бурятия в Республике Бурятия 1995-1996 44 22 22 Федерации 47. Реконструкция Селенгинского омулево-осетрового рыбоводного завода в федеральный Минсельхозпрод Республике Бурятия 1995-1996 6700 3700 3000 бюджет России 48. Строительство питомника по бюджеты Правительство выращиванию молоди сазана субъектов Республики в Республике Бурятия 1995-1996 130 65 65 Российской Бурятия Федерации 49. Проектирование и организация Тункинского национального природного федеральный Рослесхоз парка в Республике Бурятия 1995-2000 25033 6580 5000 бюджет 50. Биотехнические и воспроизводственные мероприятия на территории заказников в Республике федеральный Минсельхозпрод Бурятия 1995-2000 150 44 30 бюджет России 51. Укрепление материально-технической базы государственных заповедников федеральный Минприроды региона 1995 672 672 - бюджет России в том числе: Республика Бурятия 516 516 - Иркутская область 156 156 - 52. Развитие Прибайкальского национального природного федеральный Рослесхоз парка в Иркутской области 1995-2000 21000 6000 4000 бюджет 53. Развитие Забайкальского национального природного федеральный Рослесхоз парка в Республике Бурятия 1995-2000 14000 4000 3000 бюджет Всего по разделу 2 блока А 191299 56447 39247 В том числе: за счет средств федерального бюджета 191125 56360 39160 из них: Республика Бурятия 119161 35674 25266 Иркутская область 38276 11056 7314 Читинская область 33688 9630 6580 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 174 87 87 из них Республика Бурятия 174 87 87 Всего по блоку А (капитальные вложения) 1615431 344900 322540 В том числе: за счет средств федерального бюджета 518494 121890 89520 из них: Республика Бурятия 230690 69896 51710 Иркутская область 208636 27800 19917 Читинская область 79168 24194 17893 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 46397 14005 14005 из них: Республика Бурятия 28659 8687 8687 Иркутская область 6288 1863 1863 Читинская область 11450 3455 3455 за счет средств предприятий 809500 138745 138755 за счет кредита 241040 70260 80260 Б. БЛОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) 1. Проведение комплексного экологического районирования для выделения территорий особого режима природопользования и оценки их экологической федеральный Минприроды напряженности 1995 42 42 - бюджет России 2. Разработка системы экологической регламентации хозяйственной деятельности на федеральный Минприроды территории региона 1995 63 63 - бюджет России 3. Разработка экономического механизма обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов Байкальского федеральный Минприроды региона 1995 75 75 - бюджет России 4. Оценка воздействия недро- и водопользования, промышленности и сельского федеральный Минприроды хозяйства на окружающую среду 1995-1996 150 75 75 бюджет России 5. Разработка кадастров федеральный Минприроды гидробионтов водоемов региона 1995 8 8 - бюджет России 6. Оценка влияния рекреационной деятельности на экосистему Байкала и природных факторов федеральный Минприроды на развитие туризма и отдыха 1995 10 10 - бюджет России 7. Выявление уникальных природных ландшафтов для обявления их особо охраняемыми природными федеральный Минприроды территориями 1995 8 8 - бюджет России 8. Санитарно-гигиеническая оценка окружающей среды (воздух, вода, почвы, продукты питания) и определение зон экологического риска для федеральный Минприроды здоровья населения 1995-1996 125 60 65 бюджет России 9. Определение характера кратковременного и длительного влияния загрязнения окружающей среды федеральный Минприроды на здоровье человека 1995-1996 106 53 53 бюджет России 10. Разработка системы рационального питания, обеспечивающей снижение влияния экологических нагрузок на здоровье населения, а также системы обеспечения населения, в первую очередь детей, экологически чистыми федеральный Минприроды продуктами питания 1995-1996 80 40 40 бюджет России 11. Разработка кадастра растительности Байкальского федеральный Минприроды региона 1995-1996 210 105 105 бюджет России 12. Проведение исследований по изучению последствий ядерного взрыва, произведенного в сейсмически опасной зоне (Хилокский район Читинской федеральный Минприроды области) 1995 17 17 - бюджет России 13. Разработка методики оценки экологической эффективности мероприятий по оздоровлению атмосферного воздуха и водных федеральный Минприроды ресурсов региона 1995 25 25 - бюджет России 14. Разработка сценариев возможных изменений загрязнения природной среды федеральный Минприроды бассейна озера Байкал 1995 20 20 - бюджет России 15. Разработка программы оптимального развития федеральный Минприроды водного хозяйства региона 1995 21 21 - бюджет России 16. Оценка и прогноз изменения состояния экосистемы озера федеральный Минприроды Байкал 1995 25 25 - бюджет России 17. Разработка программы осуществления водохозяйственных и водоохранных мероприятий на перспективу до 2010 года с приоритетным вниманием к источникам питьевого федеральный Минприроды водоснабжения 1995 30 30 - бюджет России 18. Ландшафтное планирование федеральный Минприроды территории региона 1995-1996 400 300 100 бюджет России Всего по разделу 1 блока Б 1415 977 438 В том числе за счет средств федерального бюджета 1415 977 438 2. Организация экологического мониторинга 19. Топографо-геодезическое и картографическое обеспечение системы экологического мониторинга, включая создание цифровых федеральный Роскартография и электронных карт 1995-1998 325 160 55 бюджет 20. Разработка проекта организации мониторинга федеральный Минприроды экосистемы озера Байкал 1995-1996 500 300 200 бюджет России 21. Оптимизация сети наблюдений гидрологического режима рек федеральный Росгидромет бассейна озера Байкал 1995-1996 336 168 168 бюджет 22. Разработка экологических требований к режиму работы Иркутской ГЭС и организация контроля за изменением уровня федеральный Минприроды озера Байкал 1995 35 35 - бюджет России 23. Оптимизация системы гидрохимического мониторинга федеральный Росгидромет озера Байкал 1995-1996 336 168 168 бюджет 24. Развитие и организация мониторинга рыбных ресурсов и федеральный Роскомрыболовство нерпы озера Байкал 1995-1996 150 100 50 бюджет 25. Разработка и организация мониторинга биологического федеральный Минприроды загрязнения озера Байкал 1995 40 40 - бюджет России 26. Разработка и организация экологического мониторинга федеральный Минприроды р. Селенги 1995 80 80 - бюджет России 27. Организация мониторинга подземных вод бассейна озера федеральный Роскомнедра Байкал 1995 80 80 - бюджет 28. Разработка системы экологического регламентирования и организация токсикологического контроля загрязняющих веществ в водных федеральный Минприроды объектах 1995 71 71 - бюджет России 29. Оптимизация сети наблюдений за состоянием загрязнения воздушного и водного федеральный Росгидромет бассейнов 1995-1996 336 168 168 бюджет 30. Организация мониторинга трансрегиональных переносов загрязняющих веществ и их трансформации в воздушном и федеральный Росгидромет водном бассейнах 1995 70 70 - бюджет 31. Создание экологической службы оперативного контроля за федеральный Росгидромет состоянием воздушной среды 1995-1996 1680 840 840 бюджет 32. Разработка и организация мониторинга и оценка влияния загрязнения атмосферного федеральный Росгидромет воздуха на почвы 1995 40 40 - бюджет 33. Разработка и организация системы мониторинга состояния федеральный Роскомзем земель 1995 60 60 - бюджет 34. Разработка и организация федеральный Рослесхоз системы мониторинга лесов 1995-1996 120 60 60 бюджет 35. Разработка и организация мониторинга популяций охотничьих и других видов федеральный Минприроды животных 1995 60 60 - бюджет России 36. Кадастр эксплуатируемых природных ресурсов бассейна озера Байкал (земельных, лесных, водных, минеральных федеральный Минприроды ресурсов, животного мира) 1995-1996 252 126 126 бюджет России 37. Разработка и организация мониторинга наземных федеральный Минприроды экосистем 1995 60 60 - бюджет России 38. Разработка и организация мониторинга опасных экзогенных геологических федеральный Роскомнедра процессов 1995 60 60 - бюджет 39. Геокриологический мониторинг федеральный Роскомнедра в зонах многолетней мерзлоты 1995 20 20 - бюджет 40. Совершенствование радиоэкологического мониторинга, включая организацию мониторинга федеральный Росгидромет радоноопасных участков 1995 20 20 - бюджет 41. Аэрокосмический федеральный Минприроды мониторинг 1995 252 252 - бюджет России 42. Разработка и внедрение новых приборов и методов экологического мониторинга, их стандартизация и федеральный Минприроды сертификация 1995-1996 252 126 126 бюджет России 43. Разработка и внедрение автоматизированных систем контроля за состоянием воздушного и водного федеральный Росгидромет бассейнов 1995-1996 1932 966 966 бюджет 44. Организация мониторинга состояния биотических эталонных природных федеральный Минприроды комплексов 1995 120 120 - бюджет России 45. Создание системы комплексного экологические экологические мониторинга окружающей среды 1995-2000 10000 1666 1666 фонды фонды, Минприроды России 46. Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) "Земля Байкала" как подсистемы АИС" Земля федеральный Роскомзем России" 1995-1997 1500 500 500 бюджет Всего по разделу 2 блока Б 18787 6416 5093 В том числе: за счет средств федерального бюджета 8787 4750 3427 за счет средств экологических фондов 10000 1666 1666 3. Геоинформационное обеспечение 47. Создание геоинформационной системы для оценки экологической ситуации в федеральный Роскартография бассейне озера Байкал 1995-1997 635 400 135 бюджет 48. Разработка структуры информационной сети и федеральный Роскартография создание банков данных 1995 380 380 - бюджет 49. Создание геоинформационной системы (ГИС) для управления действиями при авариях и федеральный Роскартография катастрофах 1995-1996 250 175 75 бюджет 50. Создание космических фотокарт особо охраняемых территорий федеральный Роскартография Байкальского региона 1995-1996 180 80 100 бюджет 51. Формирование и ведение банка цифровых фотокарт и ГИС для Тункинского национального федеральный Роскартография природного парка 1995 180 180 - бюджет 52. Создание банка цифровых и электронных карт территории федеральный Роскартография Байкальского региона 1995-1996 350 100 250 бюджет 53. Разработка программно-аппаратного комплекса для картографирования дна озера Байкал и создание ГИС его федеральный Роскартография акватории 1995-1996 285 100 185 бюджет Всего по разделу 3 блока Б 2260 1415 745 В том числе: за счет средств федерального бюджета 2260 1415 745 4. Другие мероприятия 54. Эколого-экономическая переоценка минерально-сырьевых ресурсов с ориентацией на рыночную федеральный Роскомнедра экономику 1995-1996 210 100 110 бюджет 55. Укрепление служб слежения и прогнозирования тектонических и сейсмических процессов в федеральный Роскомнедра регионе 1995-1996 64 32 32 бюджет 56. Паспортизация малых рек 1995-2000 76 12 12 федеральный Роскомнедра бюджет 57. Картографирование выделенных регионов на основе данных дистанционного зондирования федеральный Роскартография в М 1:200000 - 1:1000000 1995 220 220 - бюджет 58. Оценка состояния атмосферного воздуха и его влияние на федеральный Росгидромет различные реципиенты 1995 240 240 - бюджет 59. Разработка и корректировка комплексных схем использования и охраны водных ресурсов бассейнов рек Верхняя Ангара, Баргузин, федеральный Роскомвод Селенга 1995 30 30 - бюджет 60. Разработка технико-экономического обоснования по защите от наводнений бассейнов рек Хилок, Чикой, Селенга и федеральный Роскомвод других рек региона 1995-1996 62 31 31 бюджет 61. Прогноз максимальных уровней дождевых паводков федеральный Росгидромет на реках Баргузин, Уда, Чикой 1995 8 8 - бюджет 62. Разработка Правил пользования федеральный Роскомвод и охраны вод озера Байкал 1995 8 8 - бюджет 63. Оценка эксплуатационных запасов и прогнозных федеральный Роскомнедра ресурсов подземных вод 1995 17 17 - бюджет 64. Проведение мероприятий и подготовка материалов для включения бассейна озера Байкал (территория Российской Федерации) в Список мирового федеральный Минприроды наследия ЮНЕСКО 1995 60 60 - бюджет России 65. Организация Байкальского общественного экологического экологические экологические университета 1995 8 8 - фонды фонды 66. Организация общественной экологической экспертизы Улан-Удэнского промузла, Гусиноозерской ГРЭС, Озернинского и Молодежного горнообогатительных экологические экологические комбинатов 1995 2 2 - фонды фонды 67. Проведение серии международных архитектурно-градостроительных экологические экологические конкурсов идей-концепций фонды фонды, "Экологический город на Правительство Байкале", "Архитектура жилого Республики дома в Байкальском регионе" 1995-1996 100 50 50 Бурятия 68. Разработка программы Глобальный Минприроды развития экологического экологический России, туризма на озере Байкал 1995-1996 50 25 25 фонд Глобальный экологический фонд 69. Создание системы сертификации, лицензирования и другие мероприятия, экологические экологические связанные с развитием фонды, фонды, производства байкальской средства предприятия питьевой воды 1995-1998 2000 500 500 предприятий региона Всего по разделу 4 блока Б 3155 1343 760 В том числе: за счет средств федерального бюджета 995 758 185 за счет средств экологических фондов 2160 585 575 Всего по блоку Б (текущие затраты) 25617 10151 7036 В том числе: за счет средств федерального бюджета 13457 7900 4795 за счет средств экологических фондов 12160 2251 2241 Итого по программе 1641048 355051 329576 В том числе: за счет средств федерального бюджета 531951 129790 94315 а) капитальные вложения, 518494 121890 89520 из них: Республика Бурятия 230690 69896 51710 Иркутская область 208636 27800 19917 Читинская область 79168 24194 17893 б) текущие затраты (НИОКР и другие) 13457 7900 4795 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (капитальные вложения) 46397 14005 14005 из них: Республика Бурятия 28659 8687 8687 Иркутская область 6288 1863 1863 Читинская область 11450 3455 3455 за счет средств экологических фондов 12160 2251 2241 за счет средств предприятий 809500 138745 138755 за счет кредита 241040 70260 80260 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |