О КОМПЛЕКСНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЕГО БАССЕЙНА. Постановление. Правительство РФ. 25.11.94 1306

      О КОМПЛЕКСНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ
         ОЗЕРА БАЙКАЛ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ
                        РЕСУРСОВ ЕГО БАССЕЙНА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          25 ноября 1994 г.
                                N 1306

                                 (Д)


     Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Одобрить  прилагаемую  Комплексную  федеральную  программу  по
обеспечению  охраны  озера  Байкал   и   рационального   использования
природных ресурсов его бассейна (далее именуется - Программа).
     2. Определить     государственными     заказчиками      Программы
Правительство  Республики  Бурятия,  администрацию  Иркутской области,
администрацию  Читинской  области,  соответствующие   министерства   и
ведомства (по конкретным мероприятиям Программы).
     3. Финансирование   мероприятий    Программы    осуществлять    в
соответствии    с    действующим    порядком   в   пределах   средств,
предусматриваемых на выполнение программных мероприятий.
     4. Министерству  охраны  окружающей  среды  и  природных ресурсов
Российской  Федерации   осуществлять   координацию   деятельности   по
выполнению предусмотренных Программой мероприятий,  включая подготовку
сводных бюджетных заявок на ассигнования из федерального  бюджета  для
финансирования Программы, и контроль за ходом ее реализации.

Председатель Правительства
Российской Федерации                           В. Черномырдин


                                                              ОДОБРЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 25 ноября 1994 г. N 1306

                  КОМПЛЕКСНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
   по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования
                   природных ресурсов его бассейна

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Комплексная федеральная программа  по  обеспечению  охраны  озера
Байкал  и  рационального использования природных ресурсов его бассейна
разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от  25
марта  1992 г.  N 295 "О неотложных мерах по государственной поддержке
экономики Бурятской ССР".
     Программа предусматривает разработку и реализацию взаимоувязанных
природоохранных  проектов  и  социально-экономических  мероприятий,  а
также   создание   организационно-управленческих   условий   (согласно
приложению),  обеспечивающих устойчивое развитие Байкальского региона,
сохранение  и  воспроизводство  уникальных  экологических систем озера
Байкал.  Она направлена на  решение  важнейших  региональных  проблем,
концентрацию сил  и средств,  согласование деятельности большого числа
предприятий и организаций,  расположенных как в бассейне озера Байкал,
так и за его пределами.

            2. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
                           ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

    2.1. Современный уровень развития производственных комплексов

     2.1.1. Промышленный и сельскохозяйственный комплексы Несмотря  на
развитие   отраслей  топливно-энергетического  комплекса,  не  удалось
полностью  обеспечить  растущие  потребности  региона  в   топливе   и
электроэнергии.   Продолжает   действовать  большое  количество  малых
котельных без газоочистного оборудования.
     Негативные тенденции   в  развитии  машиностроения  выражаются  в
сокращении нового строительства и расширении  действующих  предприятий
без  существенного  повышения  их  технического уровня.  Слабо развиты
связи между предприятиями,  вследствие чего  увеличился  удельный  вес
ремонтно-механических производств в основных производственных фондах.
     Черная и   цветная   металлургия   продолжает   снижать    объемы
производства  из-за  низкого  технического  и  технологического уровня
предприятий,  не отвечающего элементарным природоохранным требованиям.
На   предприятиях   по   добыче  и  обогащению  руд  цветных  металлов
извлекается главным образом  профилирующая  продукция,  а  побочные  и
попутные  компоненты  выбрасываются  в  отвалы,  создавая  напряженную
экологическую обстановку.
     В последнее  время усилилась диспропорция между производственными
звеньями лесопромышленного комплекса, включающего в себя крупнейшие по
масштабам    переработки    древесины   предприятия   (Байкальская   и
Селенгинская  лесоперевалочные  базы,   Онохойский   и   Катагаранский
лесопромышленные комбинаты,  Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат,
Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат).
     В условиях   снижения   эффективности  лесоэксплуатации  в  южных
районах   бассейна,   тяготеющих   к   железнодорожным    магистралям,
потребовалось  освоение новых удаленных и труднодоступных лесосырьевых
районов с более  низкими  таксационными  характеристиками  древостоев,
вовлечение в эксплуатацию ресурсов менее ценных древесных пород.
     Сельскохозяйственное производство    региона    развивается    на
экстенсивной основе.  Среднегодовое производство продукции в последние
15 лет остается практически на одном уровне,  что привело  к  снижению
его  объема,  приходящегося  на одного жителя,  на 12 процентов.  Рост
производства продукции растениеводства и животноводства  обеспечивался
не   увеличением   продуктивности,   а   ростом  посевных  площадей  и
численности поголовья скота.  Уже сейчас плотность содержания скота на
100 га условной пашни самая высокая среди районов Сибири.
     Общий уровень сельскохозяйственного производства  в  значительной
мере определяется неустойчивостью развития земледелия в регионе. Из-за
несоблюдения научных рекомендаций по структуре пашни и  недостаточного
внимания  к  соблюдению агротехнических условий происходит постепенное
снижение плодородия земель.

                           2.1.2. Транспорт

     Транспортная структура  региона  уже   не   обеспечивает   объемы
грузовых   перевозок,  необходимые  для  нормального  функционирования
народного хозяйства.
     На железнодорожном  транспорте слабым звеном является станционное
хозяйство и  вспомогательные  службы.  Сдерживается  развитие  водного
транспорта   из-за   отсутствия  сквозного  судоходства  "река-озеро",
необходимого портового хозяйства,  задержки перехода на  прогрессивные
способы перевозок (пакетные, контейнерные, лихтерные).

                     2.1.3. Строительный комплекс

     Строительный комплекс    региона   не   удовлетворяет   возросшим
потребностям   развития    народно-хозяйственных    объектов.    Темпы
производства строительных материалов не обеспечивают намеченные объемы
строительномонтажных работ. Несмотря на значительные сырьевые ресурсы,
в   регионе   постоянно   ощущается  недостаток  стеновых  материалов,
потребность в которых удовлетворяется только на 75 процентов.

               2.2. Социальная сфера и трудовые ресурсы

     Численность населения бассейна озера Байкал составляет  2,5  млн.
человек.   В   целом   регион   характеризуется   достаточно  высокими
показателями абсолютного прироста населения.  Однако в последние  годы
прослеживаются неблагоприятные демографические тенденции.
     Социальный климат в Байкальском регионе  в  значительной  степени
определяется   мерами  по  охране  и  укреплению  здоровья  населения.
Наибольшее опасение вызывает состояние здоровья населения  в  городах,
подверженных повышенному техногенному воздействию.
     В Республике Бурятия за последние 10 лет  наблюдается  абсолютный
рост  числа  врожденных заболеваний и уродств,  увеличивается удельный
вес женщин с осложнениями в период беременности, снизился удельный вес
детей, находящихся на естественном вскармливании.
     Отмечаются неуклонный   рост   травматизма,   сердечно-сосудистых
патологий,   психических   и   онкологических   заболеваний,  снижение
иммунного статуса населения.
     Ухудшение здоровья   населения   связано  также  с  недостаточным
удовлетворением  его  потребностей  в  экологически  чистых  продуктах
питания.

     2.3. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду

     Уникальность проблем    региона   характеризуется   совокупностью
природных особенностей,  не имеющих аналогов на планете. Его природный
комплекс включает собственно озеро Байкал,  ландшафты побережья озера,
воздушный  бассейн,  лесные,  водные,  рыбные,  охотничье-промысловые,
растительные и другие биологические ресурсы.
     Озеро обладает рядом редких качеств: исключительное своеобразие и
живописность побережья,  относительно мягкий приморский климат, обилие
солнечной   радиации,   общее  релаксирующее  воздействие  на  психику
человека.  Кроме  того,  Байкал   -   мощный   гидроэнергетический   и
технологический  ресурс,  место  обитания ценнейших пород рыб и нерпы.
Однако  численность  омуля,  сига,  хариуса,  осетра   снижается   под
воздействием антропогенного загрязнения, усиливающегося браконьерства.
     Сброс сточных  вод,  вырубка  лесных  массивов  на  водоразделах,
разработка месторождений  песчано-гравийной  смеси   в   руслах   рек,
развитие  транспорта  и  другая  хозяйственная деятельность приводят к
загрязнению важнейших нерестовых рек, гибели естественных нерестилищ и
сокращению кормовой базы омуля и других ценных видов рыб.
     В бассейн озера ежегодно поступает со сточными  водами  свыше  70
тыс.  тонн загрязняющих веществ. Наибольший объем загрязненных сточных
вод   приходится   на   Байкальский   целлюлозно-бумажный    комбинат,
Петровск-Забайкальский металлургический    завод,   города   Улан-Удэ,
Гусиноозерск и Закаменск.
     Загрязнение вод бассейна Байкала происходит также через атмосферу
и   за   счет   смыва   загрязняющих    веществ    с    городских    и
сельскохозяйственных территорий.
     Наибольшие объемы выбросов загрязняющих веществ  в  атмосферу  от
стационарных  источников  наблюдаются  в  городах:  Улан-Удэ - 42 тыс.
тонн,  Байкальск - 12,1 тыс.  тонн и Селенгинск - 4,8 тыс. тонн в год.
Кроме  того,  одним  из  самых  интенсивных загрязнителей атмосферного
воздуха является автотранспорт.
     Существующий уровень  загрязнения  воздушного бассейна обусловлен
применением устаревших  технологий,  неэффективной  работой  имеющихся
газо-  и  пылеулавливающих  установок,  а  во многих случаях их полным
отсутствием.  Например,  в Бурятии  оснащенность  источников  выбросов
загрязняющих   веществ   в   атмосферу  воздухоочистным  оборудованием
составляет около 30 процентов.
     Значительные площади   нарушенных   земель   расположены   вблизи
горнорудных предприятий региона (Джидинский  комбинат,  Гусиноозерское
шахто- и карьероуправление, Тугнуйский разрез и др.).
     Таким образом,  уровень  антропогенного  воздействия   на   среду
региона  уже  сейчас  создает опасность непредвиденных последствий для
экологической системы Байкала и окружающих его территорий  в  связи  с
наблюдаемыми изменениями в состоянии природных сфер.
     Экологические проблемы Байкальского региона неразрывно связаны  с
кризисным  состоянием  экономики  и  сложившимися тенденциями развития
народно-хозяйственного     комплекса,     который      характеризуется
несовершенством     отраслевой    структуры,    относительно    низким
технологическим,    техническим     и     организационным     уровнем,
неэффективностью  промышленного  и сельскохозяйственного производства,
неразвитостью    инфраструктуры.    Отсутствуют     внутрирегиональная
специализация  и  кооперирование  производств,  недостаточны глубина и
комплексность использования природных  ресурсов,  низка  экологичность
социально-хозяйственной   системы   в  целом.  Большая  часть  региона
относится к энергодефицитным районам.  Поэтому  к  числу  приоритетных
задач  относятся  разработка  и  внедрение  новых  технологий сжигания
топлива, ликвидация малых экологически ненадежных котельных.
     Все это   свидетельствует   о   сложности   эколого-экономической
ситуации в Байкальском регионе и о неразрывности  совместного  решения
задач повышения уровня жизни населения,  сохранения окружающей среды и
здоровья людей.

        2.4. Выполнение предшествующих директивных документов

     В целях   сохранения   экосистемы    бассейна    озера    Байкал,
рационального  использования  его природных богатств в 1969-1992 годах
было  принято  4   правительственных   постановления,   в   результате
реализации которых решены отдельные аспекты байкальской проблемы.
     Однако многие  важные  мероприятия  остались  невыполненными.  Не
обеспечено   выполнение  заданий  по  перепрофилированию  Байкальского
целлюлозно-бумажного  комбината  в   соответствии   с   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  2  декабря 1992 г.  N 925 "О
перепрофилировании  Байкальского  целлюлозно-бумажного   комбината   и
создании  компенсирующих  мощностей  по  производству  целлюлозы".  Не
реализован сводный проект лесоустройства  в  водоохранной  зоне  озера
Байкал в части мероприятий противопожарного назначения.  До настоящего
времени  не  разработано   технико-экономическое   обоснование   (ТЭО)
газификации  предприятий,  расположенных  в  районах городов Иркутска,
Шелехова,  Ангарска,  Усолья-Сибирского и Черемхово. Приостановлены на
стадии   ТЭО   работы   по   переводу   на  электроснабжение  объектов
жилищно-коммунального хозяйства в городах и других населенных пунктах,
расположенных   на   побережье   озера  Байкал.  Не  в  полном  объеме
осуществлен комплекс мер по строительству природоохранных  сооружений,
защите земель от эрозии, организации туризма и отдыха населения.

               3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
                            ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

     Главной целью  Программы  является  оптимизация   взаимоотношений
между    человеком    и    природой,   направленных   на   эффективное
воспроизводство природных  ресурсов,  улучшение  состояния  окружающей
среды и устойчивое развитие региона.
     Одновременно Программой     предусматривается      стимулирование
научно-технического      прогресса     в     области     рационального
природопользования с целью  создания  производственно-технологического
потенциала,  соответствующего  современным  экологическим требованиям,
особенно   в   тех   районах,   где   велика   уязвимость   экосистем.
Организационной   основой   для   решения   этих   вопросов   является
экологическое зонирование  бассейна  озера  Байкал  в  соответствии  с
уточненными   границами   территорий   и   регламентами  хозяйственной
деятельности на них.
     Реализация Программы  позволит  осуществить  практические меры по
стабилизации и частичному улучшению экологической обстановки  за  счет
снижения  негативного  воздействия  на  отдельные  природные  сферы  и
постепенного   перехода   к   рациональному    режиму    использования
естественных   ресурсов.   Это   будет   достигнуто   как  применением
традиционных методов борьбы с загрязнением  окружающей  среды,  так  и
внедрением нового экономического механизма природопользования.
     В результате реализации  предусмотренных  Программой  мероприятий
будут  разработаны  нормативно-правовые  акты,  регламентирующие режим
хозяйственной деятельности в Байкальском регионе,  снижены современные
уровни загрязнения окружающей среды, внедрены современные технологии в
промышленности,  на  транспорте,   в   сельском   хозяйстве,   создана
геоинформационная система для оценки экологической ситуации в бассейне
озера Байкал (ГИС-Байкал), позволяющая принимать оптимальные решения в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.

               4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И
               СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ
                  РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И
                      ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

     Регион находится   в   состоянии   финансовой   и   экономической
дестабилизации.  Это определяет необходимость всемерного использования
природных, экономических и демографических предпосылок для обеспечения
стабилизации,  а  затем и роста производства,  решения всего комплекса
социальных задач с учетом строгого соблюдения требований по сохранению
окружающей природной среды озера Байкал на основе:
     интенсификации производства,  улучшения использования  созданного
производственного   потенциала   путем  реконструкции  и  технического
перевооружения действующих предприятий,  а  также  создания  эталонных
производств,    соответствующих    эколого-экономическим   требованиям
региона;
     строгой регламентации    строительства    новых    и   расширения
действующих предприятий,  оказывающих негативное влияние на окружающую
среду и здоровье населения;
     приоритетного развития   агропромышленного    и    рекреационного
комплексов;
     развития межотраслевых   производств,   а    также    оптимизации
топливно-энергетической базы;
     рационального развития     лесной     и      деревообрабатывающей
промышленности;
     комплексного освоения месторождений и рационального использования
минерального сырья;
     расширенного воспроизводства   и    направленного    формирования
высокопродуктивных водоохранных и защитных лесов, организации щадящего
использования всех их ресурсов и полезных свойств;
     разработки и   внедрения   экономических   методов  и  нормативов
управления  производственной  и  социальной  сферами,   стимулирования
развития  региона  и  природоохранной деятельности в условиях рыночной
экономики;
     ускоренного развития  непроизводственной  сферы  и  доведения  до
оптимального  уровня  обеспеченности  населения  жильем   и   бытовыми
услугами;  развития комплексных научных исследований по экономическим,
социальным,   правовым,   экологическим   аспектам   режима    особого
природопользования.

              5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
                          ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

      5.1. Приоритетные направления природоохранной деятельности

     В основу приоритетов Программы  положены  прежде  всего  интересы
восстановления   и   сохранения   природных  и  культурных  комплексов
Байкальского региона.
     Экологизация материального  производства должна быть осуществлена
главным  образом  за  счет  применения  малоотходных   и   безотходных
технологических  процессов,  высокоэффективных  систем  водоснабжения,
современных методов очистки сточных вод и пылегазовых выбросов.
     В промышленности  предусматривается  осуществление   технического
перевооружения  и  реконструкции  на  основе  отечественных  и мировых
достижений.
     Важным условием охраны окружающей среды являются преимущественное
использование  экологически  чистых  видов  топлива  (малосернистых  и
малозольных  углей,  природного   газа),   переход   на   электро-   и
теплоснабжение  в прибрежной защитной полосе,  централизация выработки
тепловой энергии.  К числу природоохранных мероприятий  на  транспорте
относится  перевод  автомобилей на дизельное топливо,  неэтилированный
бензин и природный  газ  при  одновременной  оптимизации  перевозок  и
грузопотоков.
     В связи с высоким уровнем воздушного загрязнения  бассейна  озера
Байкал    за    счет   выбросов   предприятий   Иркутско-Черемховского
промышленного узла предусматривается  переход  на  полную  газификацию
этих предприятий.
     Основными направлениями в экологически  ориентированном  развитии
сельскохозяйственного производства можно считать:
     противоэрозионную организацию территории;
     увеличение объемов   безотвальной,   плоскорезной  и  минимальной
обработки почвы;
     экологически безопасное хранение и применение удобрений и средств
защиты растений;
     формирование экологически    сбалансированных    и   экономически
эффективных агроэкосистем в условиях мелиоративного земледелия;
     совершенствование конструкций  сельскохозяйственных машин с целью
снижения их разрушающего воздействия на  почву,  создание  специальной
техники для выполнения почвозащитных мероприятий;
     развитие биологических методов защиты растений.
     Предстоит рекультивация   нарушенных   земель   вблизи   основных
горнорудных предприятий.
     Потребуется усиление  природоохранных  мер при решении социальных
вопросов  региона.  Создание  новых  селитебных  образований  возможно
только  за  пределами  прибрежной  защитной полосы при неукоснительном
соблюдении градостроительных норм и экологических требований. При этом
необходимо   создать  в  городах  и  поселках  городского  типа,  а  в
прибрежной   защитной   полосе   -   во   всех   населенных    пунктах
централизованные системы водоснабжения и канализации.
     С целью охраны биологических ресурсов намечается внедрение научно
обоснованного    ведения    охотничьего    хозяйства,    звероводства,
использования побочных ресурсов леса.
     Особым направлением  в  рациональном  природопользовании является
восстановление биологических ресурсов озера Байкал.
     Будет продолжено  целенаправленное формирование и развитие единой
сети    охраняемых     территорий,     охватывающих     все     ценные
разнофункциональные   участки  экологической  системы  бассейна  озера
Байкал.
     К числу  особо  важных  проблем  рационального природопользования
относится  оптимизация  лесопользования,   предполагающая   сокращение
объема  рубок  в верховьях рек байкальского бассейна,  особенно лесов,
произрастающих на мерзлотных почвах.

            5.2. Система рационального природопользования

     Коренное улучшение экологической  обстановки  возможно  лишь  при
условии  осуществления  хозяйственной  деятельности  в  бассейне озера
Байкал с соблюдением установленных  норм  допустимого  воздействия  на
экосистему озера Байкал, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ
в  окружающую  среду,  изятие  биологических  ресурсов,  другие   виды
деятельности, а также применения системы эколого-экономических моделей
для анализа и прогнозирования развития  хозяйства  и  функционирования
экосистемы.
     Практические пути решения экологических  проблем  предусматривают
три основных направления:
     мероприятия по стабилизации экологической ситуации;
     мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду;
     мероприятия по восстановлению возобновляемых природных ресурсов.

    5.2.1. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности

     В основу решения поставленных задач должны  быть  положены  нормы
допустимого  воздействия  на  экологическую систему озера Байкал,  при
нарушении которых могут появиться необратимые изменения в ее структуре
и  механизме  воспроизводства  и  саморегулирования (загрязнение озера
экологически опасными веществами и организмами,  разрушение прибрежных
экосистем  в  связи  с  колебаниями  уровня озера Байкал при изменении
режима эксплуатации Иркутской ГЭС, деградация растительных сообществ и
почв,    исчезновение    эндемичных    видов   организмов,   истощение
возобновляемых природных ресурсов,  разрушение ландшафтов,  негативные
изменения   традиционной  культуры  и  хозяйственного  уклада  местных
жителей).
     Важнейшим условием   регламентации   хозяйственной   деятельности
является  классификация  вредных  веществ  по  степени   относительной
опасности  для экосистемы озера Байкал с выделением особо экологически
опасных веществ.
     В задачу  регламентации хозяйственной деятельности также входит и
охрана   экологической   системы   озера   Байкал   от   биологических
загрязнений. Запрещено вселение новых (то есть отсутствовавших в озере
Байкал и его притоках  до  начала  хозяйственной  деятельности)  видов
водных  животных  и  растений.  Необходимо  ввести специальные правила
содержания пушных зверей на зверофермах и рыбы на рыбоводных  заводах,
а  также правила утилизации отходов и стоков хозяйств,  препятствующие
попаданию вредных организмов в окружающую среду.

     5.2.2. Экологическое зонирование и режимы природопользования

     Уникальность территории бассейна озера Байкал заключается  прежде
всего    в   разнообразии   ландшафтной   структуры   с   характерными
экологическими    параметрами    и    условиями    природопользования.
Соответственно  оптимизация  хозяйственной деятельности в определяющей
степени    зависит    от    зонирования     территории.     Программой
предусматривается  приоритетное развитие исследований в этой области с
использованием уже имеющихся разработок  (Территориальная  комплексная
схема  охраны  природы  бассейна  озера Байкал,  Комплексная программа
политики землепользования для  российской  территории  бассейна  озера
Байкал и др.).

              5.2.3. Система экологического мониторинга

     С усложнением   задач   по  сохранению  экосистемы  озера  Байкал
необходимо   организовать   единую   систему   мониторинга,    включая
наблюдение, анализ и прогноз, так как существующая система мониторинга
не отвечает предявляемым требованиям.
     Программа предусматривает     развитие    системы    комплексного
мониторинга  состояния  окружающей  среды  в  бассейне  озера  Байкал,
которая включает:
     мониторинг воздушной  среды  и  основных  источников  выбросов  в
атмосферу;
     мониторинг водной  среды,  источников  очищенных  и  недостаточно
очищенных  промышленных и бытовых вод,  а также вод,  используемых для
нужд сельского хозяйства;
     мониторинг почв и растительного покрова;
     биологический мониторинг состояния наземных и  водных  экосистем,
включая мониторинг рыбных ресурсов.

            5.2.4. Система геоинформационного обеспечения

     Единая система  геоинформационного  обеспечения  включает  в себя
совокупность   открытых    для    обмена    данными    территориальных
геоинформационных  систем,  формируемых  на основе интегрированных баз
данных,  цифровых и электронных  карт,  современных  геоинформационных
технологий,  использующих  в полном объеме аэрокосмическую информацию,
возможности спутниковых навигационных  систем  и  телекоммуникационные
средства.
     Эта система формируется на базе  отдельных  тематических  блоков,
которые представляют следующие слои информации:
     картографо-геодезический блок  формирования  и   ведения   банков
базовых  цифровых топографических карт,  электронных и аэрокосмических
карт;
     блок интегрированных   географических   и  экологических  данных,
отражающих современную ситуацию в регионе по материалам экологического
мониторинга и аэрокосмических семок;
     блок геолого-геофизической информации,  включающий в  себя  банки
данных  о минеральных ресурсах,  геологии,  геохимии и физике недр,  а
также  новые  технологии  картографического  представления  материалов
геофизических семок и результатов геодинамического моделирования;
     блок специальной  тематической  картографической  информации   по
отдельным  направлениям природопользования,  формируемой в том числе и
на основе данных государственной статистики;
     блок, обобщающий   научные   представления   о   ретроспективе  и
перспективе развития региона;
     система отображения   имеющейся   интегрированной  семантической,
табличной и картографической информации, математического моделирования
и системного анализа вариантов стратегии развития;
     экспертная система информационного обеспечения  принятия  решений
по проблемам эколого-экономического развития.
     Практическая реализация  предлагаемого  подхода   к   организации
информационной системы возможна при решении задач:
     систематизации, структурирования,   уточнения   всей    имеющейся
информации, в том числе по материалам аэрокосмических семок;
     создания и  внедрения  автоматизированных  систем   контроля   за
состоянием природной среды и использованием природных ресурсов;
     создания единой  региональной  геоинформационной   системы   (для
Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей) на базе ГИС-Байкал
и информационно-вычислительных центров, имеющихся в регионе.

             5.3. Экологическое образование и воспитание

     Одной из   важнейших   задач   Программы   является    разработка
эффективной системы массового экологического образования и воспитания.
     Специфика экологического  образования  и  воспитания  в   регионе
заключается   в   изучении   народных   традиций  и  обычаев,  навыков
природопользования коренных народов региона.
     Важное место  в  разработке  системы экологического образования и
воспитания  занимает  изучение  зарубежного  опыта.   С   этой   целью
необходимо  издание  переводных  трудов и особенно использование опыта
разработки  экологических  игр.  Такие  подходы  позволяют  отойти  от
назидательного  принципа  в  образовании  и  максимально задействовать
игровые мотивы.
     Перспективным направлением  является  практическое  экологическое
образование и воспитание,  совмещенное  с  туризмом  и  познавательным
отдыхом, в том числе в национальных природных парках.

         5.4. Экономический механизм и система финансирования
                         реализации Программы

     Реализация Программы  должна  осуществляться  в  соответствии   с
действующим  порядком  разработки  и  реализации  федеральных  целевых
программ развития Российской Федерации.
     Государственными заказчиками   по   соответствующим  мероприятиям
Программы определены Правительство Республики  Бурятия,  администрация
Иркутской области, администрация Читинской области, Минприроды России,
Минстрой  России,  Минсельхозпрод  России,   Роскомвод,   Роскомнедра,
Роскомзем, Роскомрыболовство, Росгидромет, Рослесхоз и Роскартография.
     Участие в природоохранной деятельности предприятий и  организаций
различных форм собственности предусматривает:
     самофинансирование, при котором затраты на указанные  цели  несет
предприятие, являющееся источником негативного воздействия;
     компенсационность, означающую, что потребитель природных ресурсов
обязан принять максимум мер по их возможному восстановлению;
     возвратность, то есть возмещение средств,  выделяемых кредиторами
на природоохранную деятельность;
     экономическую ответственность   как   обязательность   возмещения
ущерба, причиненного окружающей среде.
     Предприятиям, активно    выполняющим    намеченные     Программой
природоохранные   мероприятия,   могут   быть  предоставлены  льготные
кредиты,  налоговые  льготы,  выделяться  дополнительные  средства  из
федерального и местных бюджетов, экологических фондов.
     Источником финансирования отдельных мероприятий  Программы  могут
служить взносы иностранных и международных фондов.
     Общие финансовые затраты на реализацию Программы составят в ценах
1994 года 1641,1 млрд.  рублей, с последующей индексацией, в том числе
за счет:
     средств предприятий - 809,5 млрд. рублей;
     федерального бюджета - 532 млрд. рублей;
     бюджетов субъектов Российской Федерации  - 46,4 млрд. рублей;
     кредита - 241 млрд. рублей;
     средств экологических фондов - 12,2 млрд. рублей.


                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                   к Комплексной федеральной программе
                                    по обеспечению охраны озера Байкал
                                         и рационального использования
                                       природных ресурсов его бассейна

                             МЕРОПРИЯТИЯ
      по Комплексной федеральной программе по обеспечению охраны
         озера Байкал и рационального использования природных
                        ресурсов его бассейна

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                                    Затраты (млн. рублей)
 N    Наименование мероприятий       Сроки        ---------------------------     Источники         Заказчики
п/п                                  (годы)         Всего     в том числе       финансирования
                                                            1995 г.  1996 г.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 1              2                      3              4       5        6              7                 8
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                    А. БЛОК ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        1. Мероприятия по снижению вредного воздействия
            на окружающую природную среду и другие

 1.   Внедрение антидымных
      кислородосодержащих
      присадок и добавок в
      топливо двигателей                                                           средства       предприятия
      дизельных автомобилей           1995-1997       220      70       70        предприятий       региона

 2.   Внедрение систем
      гидрошлакоудаления в                                                         средства       предприятия
      котельных                       1995-1996      1510     750      760        предприятий       региона

 3.   Модернизация водогрейных
      котлов путем ввода
      водовоздушной смеси в топку
      котла, внедрение систем                                                      средства       предприятия
      вторичного возврата пыли        1995-1996       860     430      430        предприятий       региона

 4.   Внедрение котлов "Братск"
      взамен котлов устаревших
      конструкций "Универсал",                                                     средства       предприятия
      "Минск", "Энергия", "Тула"      1995-1996      3880    1940     1940        предприятий       региона

 5.   Строительство обводных
      автомобильных дорог крупных                                                  бюджеты        Правительство
      населенных пунктов              1995-1996      6460    3230     3230         субъектов      Республики
                                                                                   Российской     Бурятия,
                                                                                   Федерации      администрация
                                                                                                  Читинской
                                                                                                  области
      в том числе:
      Республика Бурятия                             4308    2154     2154
      Читинская область                              2152    1076     1076

 6.   Строительство и реконструкция
      очистных установок, изменение                                                средства       предприятия
      технологий                      1995-2000    307600   51264    51264        предприятий       региона

 7.   Строительство квартальных                                                    бюджеты        Правительство
      котельных                       1995-2000     17170    2860     2860         субъектов      Республики
                                                                                   Российской     Бурятия,
                                                                                   Федерации      администрации
                                                                                                  Читинской и
                                                                                                  Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                            11150    1860     1860
      Иркутская область                              1720     285      285
      Читинская область                              4300     715      715

 8.   Организация производства и                                                   бюджеты        Правительство
      оснащение автомобилей                                                        субъектов      Республики
      нейтрализаторами                                                             Российской     Бурятия,
      каталитического действия        1995-2000      4175     700      700         Федерации      администрации
                                                                                                  Читинской и
                                                                                                  Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                             2455     410      410
      Иркутская область                               860     145      145
      Читинская область                               860     145      145

 9.   Перевод карбюраторного                                                       бюджеты        Правительство
      автотранспорта на                                                            субъектов      Республики
      неэтилированный бензин          1995-1997      8610    2870     2870         Российской     Бурятия,
                                                                                   Федерации      администрации
                                                                                                  Читинской и
                                                                                                  Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                             4306    1430     1430
      Иркутская область                              2152     720      720
      Читинская область                              2152     720      720

10.   Мероприятия по снижению                                                      бюджеты        Правительство
      содержания синтетических                                                     субъектов      Республики
      поверхностно-активных                                                        Российской     Бурятия,
      веществ (СПАВ) в сточных                                                     Федерации      администрации
      водах населенных пунктов                                                                    Читинской и
      региона                         1995-1996      3450    1725     1725                        Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                             2410    1205     1205
      Иркутская область                               520     260      260
      Читинская область                               520     260      260

11.   Организация пунктов                                                          бюджеты        Правительство
      регулирования и диагностики                                                  субъектов      Республики
      автомобилей                     1995-1996      1046     523      523         Российской     Бурятия,
                                                                                   Федерации      администрации
                                                                                                  Читинской и
                                                                                                  Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                              646     323      323
      Иркутская область                               200     100      100
      Читинская область                               200     100      100

12.   Организация работ по переводу                                                бюджеты        Правительство
      карбюраторных автомобилей на                                                 субъектов      Республики
      бинарное топливо                1995-1996      2080    1040     1040         Российской     Бурятия,
                                                                                   Федерации      администрации
                                                                                                  Читинской и
                                                                                                  Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                             1280     640      640
      Иркутская область                               400     200      200
      Читинская область                               400     200      200

13.   Организация передвижных                                                      бюджеты        Правительство
      пунктов контроля токсичности                                                 субъектов      Республики
      выхлопных газов от                                                           Российской     Бурятия,
      автотранспорта                  1995-1996      1080     540      540         Федерации      администрации
                                                                                                  Читинской и
                                                                                                  Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                              640     320      320
      Иркутская область                               220     110      110
      Читинская область                               220     110      110

14.   Строительство и реконструкция                                                средства       предприятия
      очистных сооружений             1995-2000    269450   44908    44908        предприятий       региона

15.   Строительство и оборудование                                                 средства       предприятия
      моек для автотранспорта         1995-2000      3960     660      660        предприятий       региона

16.   Строительство систем
      оборотного и
      повторно-последовательного                                                   средства       предприятия
      водоснабжения                   1995-2000     18164    3027     3027        предприятий       региона

17.   Внедрение экологически чистых                                                средства       предприятия
      технологий и оборудования       1995-2000     90390   15065    15065        предприятий       региона

18.   Вынос производственных и
      сельскохозяйственных объектов                                                средства       предприятия
      из водоохранных зон             1995-2000     61600   10266    10266        предприятий       региона

19.   Восстановление и создание                                                    средства       предприятия
      водоохранных зон                1995-2000      5165     860      860        предприятий       региона

20.   Организация
      санитарно-защитных зон                                                       средства       предприятия
      предприятий                     1995-2000     14850    2475     2475        предприятий       региона

21.   Строительство шлакоотвалов,
      полигонов для складирования                                                  средства       предприятия
      мусора                          1995-1996       860     430      430        предприятий       региона

22.   Разработка конструкции
      усовершенствованных установок
      для очистки сточных вод
      локальных объектов,
      организация их изготовления                                                  средства       предприятия
      на заводах региона              1995-2000     21522    3587     3587        предприятий       региона

23.   Разработка и внедрение
      установок для очистки сточных                                               федеральный      Минстрой
      вод малых населенных пунктов    1995-2000      6887    1968     1900          бюджет          России

      в том числе:
      Республика Бурятия                             4305    1232     1197
      Иркутская область                               860     244      228
      Читинская область                              1722     492      475

24.   Организация выпуска
      нестандартного очистного                                                     средства       предприятия
      оборудования                    1995-2000      1722     287      287        предприятий       региона

25.   Внедрение экологически
      безопасных технологий
      лесозаготовительных и
      деревообрабатывающих                                                          кредит        предприятия
      производств                     1995-2000    120520   10000    20000                          региона

26.   Приобретение
      ресурсосберегающих технологий                                                 кредит        предприятия
      деревообработки                 1995-1996    120520   60260    60260                          региона

27.   Организация перевозки
      древесины по Байкалу судами и
      реконструкция портов
      (Выдрино, Клюевка,                                                           средства       предприятия
      Усть-Баргузин)                  1995-1997       860     287      287        предприятий       региона

28.   Создание полезащитных
      лесных полос                    1995-2000      3443     982      900        федеральный     Правительство
                                                                                    бюджет        Республики
                                                                                                  Бурятия,
                                                                                                  администрация
                                                                                                  Читинской
                                                                                                  области

      в том числе:
      Республика Бурятия                             2583     738      676
      Читинская область                               860     244      224

29.   Закрепление и облесение                                                     федеральный     Правительство
      оврагов и песков                1995-2000      3013     860      860          бюджет        Республики
                                                                                                  Бурятия,
                                                                                                  администрация
                                                                                                  Читинской
                                                                                                  области

      в том числе:
      Республика Бурятия                             2153     860      616
      Читинская область                               244     616      244

30.   Противоэрозионные                                                           федеральный     Правительство
      гидротехнические мероприятия,   1995-2000     10546    3014     3000          бюджет        Республики
                                                                                                  Бурятия,
                                                                                                  администрация
                                                                                                  Читинской
                                                                                                  области

      в том числе:
      Республика Бурятия                             7318    2090     2080
      Читинская область                              3228     924      920

31.   Комплексное агрохимичесское                                                 федеральный     Правительство
      окультуривание полей            1995-2000      6887    1968     1500          бюджет        Республики
                                                                                                  Бурятия,
                                                                                                  администрация
                                                                                                  Читинской
                                                                                                  области

      в том числе:
      Республика Бурятия                             4735    1352     1030
      Читинская область                              2152     616      470

32.   Строительство складов для                                                   федеральный     Правительство
      хранения минеральных                                                          бюджет        Республики
      удобрений и ядохимикатов,                                                                   Бурятия,
      площадок для хранения                                                                       администрация
      органических удобрений          1995-2000     12956    3700     2500                        Читинской
                                                                                                  области

      в том числе:
      Республика Бурятия                             9944    2840     1920
      Читинская область                              3012     860      580

33.   Рекультивация нарушенных                                                     средства       предприятия
      земель                          1995-2000      3013     502      502        предприятий       региона

34.   Укомплектование хозяйств                                                    федеральный     Правительство
      региона техникой для                                                          бюджет        Республики
      подготовки и загрузки                                                                       Бурятия,
      удобрений                       1995-2000      2152     614      500                        администрация
                                                                                                  Читинской
                                                                                                  области

      в том числе:
      Республика Бурятия                             1506     430      350
      Читинская область                               646     184      150

35.   Разработка программы по                                                     федеральный     Правительство
      утилизации, захоронению                                                       бюджет        Республики
      промышленных отходов,                                                                       Бурятия
      строительство
      опытно-промышленного полигона
      в Республике Бурятия            1995-2000     23674    6764     5000

36.   Разработка и реализация                                                      средства       Селенгинский
      системы мер по утилизации                                                   предприятий     целлюлозно-картонный
      отходов на Селенгинском                                                                     комбинат
      целлюлозно-картонном
      комбинате                       1995-1996      3874    1937     1937

37.   Проведение                                                                  бюджеты        Правительство
      геолого-разведочных работ на                                                субъектов      Республики
      подземные воды для                                                          Российской     Бурятия,
      обеспечения питьевой водой                                                  Федерации      администрации
      населенных пунктов              1995-1996      2152     430      430                       Читинской и
                                                                                                 Иркутской
                                                                                                 областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                             1290     258      258
      Иркутская область                               216      43       43
      Читинская область                               646     129      129

38.   Строительство                                                               федеральный     Правительство
      мусороперерабатывающего                                                       бюджет        Республики
      завода в г. Улан-Удэ            1995-2000      5811    1660     1200                        Бурятия

39.   Альтернативное                                                              федеральный     Правительство
      энергоснабжение                 1995-2000     12000    4000     3000          бюджет        Республики
                                                                                                  Бурятия,
                                                                                                  администрации
                                                                                                  Читинской и
                                                                                                  Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                             4500    1500     1125
      Иркутская область                              4500    1500     1125
      Читинская область                              3000    1000      750

40.   Защита коммуникаций от                                                      федеральный     Правительство
      опасных природных процессов     1995-2000    120000   40000    30000          бюджет        Республики
                                                                                                  Бурятия,
                                                                                                  администрации
                                                                                                  Читинской и
                                                                                                  Иркутской
                                                                                                  областей

      в том числе:
      Республика Бурятия                            45000   15000    11250
      Иркутская область                             45000   15000    11250
      Читинская область                             30000   10000     7500

41.   Реконструкция                                                               федеральный     администрация
      Кругобайкальской железной                                                     бюджет        Иркутской
      дороги                          1998-2000    120000       -        -                        области

Всего по разделу 1 блока А                        1424132  288453   283293

В том числе:
за счет средств федерального
бюджета                                            327369   65530    50360
   из них:
   Республика Бурятия                              111529   34222    26444
   Иркутская область                               170360   16744    12603
   Читинская область                                45480   14564    11313

за счет средств бюджетов
субъектов Российской
Федерации                                           46223   13918    13918
   из них:
   Республика Бурятия                               28485    8600     8600
   Иркутская область                                 6288    1863     1863
   Читинская область                                11450    3455     3455

за счет средств предприятий                        809500  138745   138755
за счет кредита                                    241040   70260    80260

           2. Мероприятия по восстановлению возобновляемых
                      природных ресурсов региона

42.   Охрана лесов от пожаров
      (в рамках целевой федеральной                                               федеральный     Рослесхоз
      программы)                      1995-2000     77480   22140    15000          бюджет

      в том числе:
      Республика Бурятия                            43040   12300     8332
      Иркутская область                             14400    4120     2788
      Читинская область                             20040    5720     3880

43.   Лесовосстановление
      (в рамках целевой федеральной                                               федеральный     Рослесхоз
      программы)                      1995-2000     19360    5530     4000          бюджет

      в том числе:
      Республика Бурятия                            11600    3300     2400
      Иркутская область                              1000     290      200
      Читинская область                              6760    1940     1400

44.   Защита лесов от вредителей
      и болезней (в рамках целевой                                                федеральный     Рослесхоз
      федеральной программы)          1995-2000     26470    7564     5000          бюджет

      в том числе:
      Республика Бурятия                            17862    5104     3374
      Иркутская область                              1720     490      326
      Читинская область                              6888    1970     1300

45.   Строительство рыбоводного
      завода на р. Кичера в                                                       федеральный    Минсельхозпрод
      Республике Бурятия              1995-1996       260     130      130          бюджет          России

46.   Строительство стационарной                                                  бюджеты        Правительство
      садковой базы Баргузинского                                                 субъектов      Республики
      рыбоводного завода                                                          Российской     Бурятия
      в Республике Бурятия            1995-1996        44      22       22        Федерации

47.   Реконструкция Селенгинского
      омулево-осетрового
      рыбоводного завода в                                                        федеральный    Минсельхозпрод
      Республике Бурятия              1995-1996      6700    3700     3000          бюджет          России

48.   Строительство питомника по                                                   бюджеты        Правительство
      выращиванию молоди сазана                                                    субъектов      Республики
      в Республике Бурятия            1995-1996       130      65       65         Российской     Бурятия
                                                                                   Федерации

49.   Проектирование и
      организация Тункинского
      национального природного                                                    федеральный     Рослесхоз
      парка в Республике Бурятия      1995-2000     25033    6580     5000          бюджет

50.   Биотехнические и
      воспроизводственные
      мероприятия на территории
      заказников в Республике                                                     федеральный    Минсельхозпрод
      Бурятия                         1995-2000       150      44       30          бюджет          России

51.   Укрепление
      материально-технической базы
      государственных заповедников                                                федеральный     Минприроды
      региона                         1995            672     672        -          бюджет          России

      в том числе:
      Республика Бурятия                              516     516        -
      Иркутская область                               156     156        -

52.   Развитие Прибайкальского
      национального природного                                                    федеральный     Рослесхоз
      парка в Иркутской области       1995-2000     21000    6000     4000          бюджет

53.   Развитие Забайкальского
      национального природного                                                    федеральный     Рослесхоз
      парка в Республике Бурятия      1995-2000     14000    4000     3000          бюджет

Всего по разделу 2
блока А                                            191299   56447    39247

В том числе:
за счет средств федерального
бюджета                                            191125   56360    39160
   из них:
   Республика Бурятия                              119161   35674    25266
   Иркутская область                                38276   11056     7314
   Читинская область                                33688    9630     6580

за счет средств бюджетов
субъектов Российской
Федерации                                             174      87       87
   из них
   Республика Бурятия                                 174      87       87

Всего по блоку А
(капитальные вложения)                            1615431  344900   322540

В том числе:
за счет средств федерального
бюджета                                            518494  121890    89520
   из них:
   Республика Бурятия                              230690   69896    51710
   Иркутская область                               208636   27800    19917
   Читинская область                                79168   24194    17893

за счет средств бюджетов
субъектов Российской
Федерации                                           46397   14005    14005
   из них:
   Республика Бурятия                               28659    8687     8687
   Иркутская область                                 6288    1863     1863
   Читинская область                                11450    3455     3455

за счет средств предприятий                        809500  138745   138755

за счет кредита                                    241040   70260    80260


                    Б. БЛОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

                    1. Научно-исследовательские и
                опытно-конструкторские работы (НИОКР)

1.    Проведение комплексного
      экологического районирования
      для выделения территорий
      особого режима
      природопользования и оценки
      их экологической                                                            федеральный     Минприроды
      напряженности                   1995             42      42        -          бюджет          России

2.    Разработка системы
      экологической регламентации
      хозяйственной деятельности на                                               федеральный     Минприроды
      территории региона              1995             63      63        -          бюджет          России

3.    Разработка экономического
      механизма обеспечения
      охраны и рационального
      использования природных
      ресурсов Байкальского                                                       федеральный     Минприроды
      региона                         1995             75      75        -          бюджет          России

4.    Оценка воздействия недро- и
      водопользования,
      промышленности и сельского                                                  федеральный     Минприроды
      хозяйства на окружающую среду   1995-1996       150      75       75          бюджет          России

5.    Разработка кадастров                                                        федеральный     Минприроды
      гидробионтов водоемов региона   1995              8       8        -          бюджет          России

6.    Оценка влияния рекреационной
      деятельности на экосистему
      Байкала и природных факторов                                                федеральный     Минприроды
      на развитие туризма и отдыха    1995             10      10        -          бюджет          России

7.    Выявление уникальных
      природных ландшафтов для
      обявления их особо
      охраняемыми природными                                                      федеральный     Минприроды
      территориями                    1995              8       8        -          бюджет          России

8.    Санитарно-гигиеническая
      оценка окружающей среды
      (воздух, вода, почвы,
      продукты питания) и
      определение зон
      экологического риска для                                                    федеральный     Минприроды
      здоровья населения              1995-1996       125      60       65          бюджет          России

9.    Определение характера
      кратковременного и
      длительного влияния
      загрязнения окружающей среды                                                федеральный     Минприроды
      на здоровье человека            1995-1996       106      53       53          бюджет          России

10.   Разработка системы
      рационального питания,
      обеспечивающей снижение
      влияния экологических
      нагрузок на здоровье
      населения, а также системы
      обеспечения населения, в
      первую очередь детей,
      экологически чистыми                                                        федеральный     Минприроды
      продуктами питания              1995-1996        80      40       40          бюджет          России

11.   Разработка кадастра
      растительности Байкальского                                                 федеральный     Минприроды
      региона                         1995-1996       210     105      105          бюджет          России

12.   Проведение исследований по
      изучению последствий ядерного
      взрыва, произведенного в
      сейсмически опасной зоне
      (Хилокский район Читинской                                                  федеральный     Минприроды
      области)                        1995             17      17        -          бюджет          России

13.   Разработка методики оценки
      экологической эффективности
      мероприятий по оздоровлению
      атмосферного воздуха и водных                                               федеральный     Минприроды
      ресурсов региона                1995             25      25        -          бюджет          России

14.   Разработка сценариев
      возможных изменений
      загрязнения природной среды                                                 федеральный     Минприроды
      бассейна озера Байкал           1995             20      20        -          бюджет          России

15.   Разработка программы
      оптимального развития                                                       федеральный     Минприроды
      водного хозяйства региона       1995             21      21        -          бюджет          России

16.   Оценка и прогноз изменения
      состояния экосистемы озера                                                  федеральный     Минприроды
      Байкал                          1995             25      25        -          бюджет          России

17.   Разработка программы
      осуществления
      водохозяйственных и
      водоохранных мероприятий на
      перспективу до 2010 года с
      приоритетным вниманием к
      источникам питьевого                                                        федеральный     Минприроды
      водоснабжения                   1995             30      30        -          бюджет          России

18.   Ландшафтное планирование                                                    федеральный     Минприроды
      территории региона              1995-1996       400     300      100          бюджет          России

Всего по разделу 1
блока Б                                              1415     977      438

В том числе
за счет средств федерального
бюджета                                              1415     977      438

              2. Организация экологического мониторинга

19.   Топографо-геодезическое и
      картографическое
      обеспечение системы
      экологического мониторинга,
      включая создание цифровых                                                   федеральный    Роскартография
      и электронных карт              1995-1998       325     160       55          бюджет

20.   Разработка проекта
      организации мониторинга                                                     федеральный     Минприроды
      экосистемы озера Байкал         1995-1996       500     300      200          бюджет          России

21.   Оптимизация сети наблюдений
      гидрологического режима рек                                                 федеральный     Росгидромет
      бассейна озера Байкал           1995-1996       336     168      168          бюджет

22.   Разработка экологических
      требований к режиму работы
      Иркутской ГЭС и организация
      контроля за изменением уровня                                               федеральный     Минприроды
      озера Байкал                    1995             35      35        -          бюджет          России

23.   Оптимизация системы
      гидрохимического мониторинга                                                федеральный     Росгидромет
      озера Байкал                    1995-1996       336     168      168          бюджет

24.   Развитие и организация
      мониторинга рыбных ресурсов и                                               федеральный     Роскомрыболовство
      нерпы озера Байкал              1995-1996       150     100       50          бюджет

25.   Разработка и организация
      мониторинга биологического                                                  федеральный     Минприроды
      загрязнения озера Байкал        1995             40      40        -          бюджет          России

26.   Разработка и организация
      экологического мониторинга                                                  федеральный     Минприроды
      р. Селенги                      1995             80      80        -          бюджет          России

27.   Организация мониторинга
      подземных вод бассейна озера                                                федеральный     Роскомнедра
      Байкал                          1995             80      80        -          бюджет

28.   Разработка системы
      экологического
      регламентирования и
      организация
      токсикологического контроля
      загрязняющих веществ в водных                                               федеральный     Минприроды
      объектах                        1995             71      71        -          бюджет          России

29.   Оптимизация сети наблюдений
      за состоянием загрязнения
      воздушного и водного                                                        федеральный     Росгидромет
      бассейнов                       1995-1996       336     168      168          бюджет

30.   Организация мониторинга
      трансрегиональных переносов
      загрязняющих веществ и их
      трансформации в воздушном и                                                 федеральный     Росгидромет
      водном бассейнах                1995             70      70        -          бюджет

31.   Создание экологической службы
      оперативного контроля за                                                    федеральный     Росгидромет
      состоянием воздушной среды      1995-1996      1680     840      840          бюджет

32.   Разработка и организация
      мониторинга и оценка влияния
      загрязнения атмосферного                                                    федеральный     Росгидромет
      воздуха на почвы                1995             40      40        -          бюджет

33.   Разработка и организация
      системы мониторинга состояния                                               федеральный     Роскомзем
      земель                          1995             60      60        -          бюджет

34.   Разработка  и организация                                                   федеральный     Рослесхоз
      системы мониторинга лесов       1995-1996       120      60       60          бюджет

35.   Разработка и организация
      мониторинга популяций
      охотничьих и других видов                                                   федеральный     Минприроды
      животных                        1995             60      60        -          бюджет          России

36.   Кадастр эксплуатируемых
      природных ресурсов бассейна
      озера Байкал (земельных,
      лесных, водных, минеральных                                                 федеральный     Минприроды
      ресурсов, животного мира)       1995-1996       252     126      126          бюджет          России

37.   Разработка и организация
      мониторинга наземных                                                        федеральный     Минприроды
      экосистем                       1995             60      60        -          бюджет          России

38.   Разработка и организация
      мониторинга опасных
      экзогенных геологических                                                    федеральный     Роскомнедра
      процессов                       1995             60      60        -          бюджет

39.   Геокриологический мониторинг                                                федеральный     Роскомнедра
      в зонах многолетней мерзлоты    1995             20      20        -          бюджет

40.   Совершенствование
      радиоэкологического
      мониторинга, включая
      организацию мониторинга                                                     федеральный     Росгидромет
      радоноопасных участков          1995             20      20        -          бюджет

41.   Аэрокосмический                                                             федеральный     Минприроды
      мониторинг                      1995            252     252        -          бюджет          России

42.   Разработка и внедрение новых
      приборов и методов
      экологического мониторинга,
      их стандартизация и                                                         федеральный     Минприроды
      сертификация                    1995-1996       252     126      126          бюджет          России

43.   Разработка и внедрение
      автоматизированных систем
      контроля за состоянием
      воздушного и водного                                                        федеральный     Росгидромет
      бассейнов                       1995-1996     1932     966      966           бюджет

44.   Организация мониторинга
      состояния биотических
      эталонных природных                                                         федеральный     Минприроды
      комплексов                       1995           120     120        -          бюджет          России

45.   Создание системы комплексного                                               экологические   экологические
      мониторинга окружающей среды     1995-2000    10000    1666     1666           фонды        фонды,
                                                                                                  Минприроды
                                                                                                  России

46.   Разработка и внедрение
      автоматизированной
      информационной системы
      (АИС) "Земля Байкала" как
      подсистемы АИС" Земля                                                       федеральный     Роскомзем
      России"                          1995-1997     1500     500      500          бюджет

Всего по разделу 2
блока Б                                             18787    6416     5093

В том числе:
за счет средств федерального
бюджета                                              8787    4750     3427

за счет средств экологических
фондов                                              10000    1666     1666

                   3. Геоинформационное обеспечение

47.   Создание геоинформационной
      системы для оценки
      экологической ситуации в                                                    федеральный    Роскартография
      бассейне озера Байкал           1995-1997       635     400      135          бюджет

48.   Разработка структуры
      информационной сети и                                                       федеральный    Роскартография
      создание банков данных          1995            380     380        -          бюджет

49.   Создание геоинформационной
      системы (ГИС) для управления
      действиями при авариях и                                                    федеральный    Роскартография
      катастрофах                     1995-1996       250     175       75          бюджет

50.   Создание космических фотокарт
      особо охраняемых территорий                                                 федеральный    Роскартография
      Байкальского региона            1995-1996       180      80      100          бюджет

51.   Формирование и ведение банка
      цифровых фотокарт и ГИС для
      Тункинского национального                                                   федеральный    Роскартография
      природного парка                1995            180     180        -          бюджет

52.   Создание банка цифровых и
      электронных карт территории                                                 федеральный    Роскартография
      Байкальского региона            1995-1996       350     100      250          бюджет

53.   Разработка
      программно-аппаратного
      комплекса для
      картографирования дна озера
      Байкал и создание ГИС его                                                   федеральный    Роскартография
      акватории                       1995-1996       285     100      185          бюджет

Всего по разделу 3
блока Б                                              2260    1415      745

В том числе:
за счет средств федерального
бюджета                                              2260    1415      745

                        4. Другие мероприятия

54.   Эколого-экономическая
      переоценка
      минерально-сырьевых ресурсов
      с ориентацией на рыночную                                                   федеральный     Роскомнедра
      экономику                       1995-1996       210     100      110          бюджет

55.   Укрепление служб слежения и
      прогнозирования тектонических
      и сейсмических процессов в                                                  федеральный     Роскомнедра
      регионе                          1995-1996       64      32       32          бюджет

56.   Паспортизация малых рек          1995-2000       76      12       12        федеральный     Роскомнедра
                                                                                    бюджет

57.   Картографирование выделенных
      регионов на основе данных
      дистанционного зондирования                                                 федеральный    Роскартография
      в М 1:200000 - 1:1000000         1995           220     220        -          бюджет


58.   Оценка состояния атмосферного
      воздуха и его влияние на                                                    федеральный     Росгидромет
      различные реципиенты             1995           240     240        -          бюджет

59.   Разработка и корректировка
      комплексных схем
      использования и охраны водных
      ресурсов бассейнов рек
      Верхняя Ангара, Баргузин,                                                   федеральный     Роскомвод
      Селенга                          1995            30      30        -          бюджет

60.   Разработка
      технико-экономического
      обоснования по защите от
      наводнений бассейнов рек
      Хилок, Чикой, Селенга и                                                     федеральный     Роскомвод
      других рек региона               1995-1996       62      31       31          бюджет

61.   Прогноз максимальных
      уровней дождевых паводков                                                   федеральный     Росгидромет
      на реках Баргузин, Уда, Чикой    1995             8       8        -          бюджет

62.   Разработка Правил пользования                                               федеральный     Роскомвод
      и охраны вод озера Байкал        1995             8       8        -          бюджет

63.   Оценка эксплуатационных
      запасов и прогнозных                                                        федеральный     Роскомнедра
      ресурсов подземных вод           1995            17      17        -          бюджет

64.   Проведение мероприятий и
      подготовка материалов для
      включения бассейна озера
      Байкал (территория Российской
      Федерации) в Список мирового                                                федеральный     Минприроды
      наследия ЮНЕСКО                  1995            60      60        -          бюджет          России

65.   Организация Байкальского
      общественного экологического                                                экологические   экологические
      университета                     1995             8       8        -           фонды           фонды

66.   Организация общественной
      экологической экспертизы
      Улан-Удэнского промузла,
      Гусиноозерской ГРЭС,
      Озернинского и Молодежного
      горнообогатительных                                                         экологические   экологические
      комбинатов                       1995             2       2        -           фонды           фонды

67.   Проведение серии
      международных
      архитектурно-градостроительных                                              экологические   экологические
      конкурсов идей-концепций                                                       фонды        фонды,
      "Экологический город на                                                                     Правительство
      Байкале", "Архитектура жилого                                                               Республики
      дома в Байкальском регионе"      1995-1996      100      50       50                        Бурятия

68.   Разработка программы                                                         Глобальный     Минприроды
      развития экологического                                                     экологический   России,
      туризма на озере Байкал          1995-1996       50      25       25           фонд         Глобальный
                                                                                                  экологический
                                                                                                  фонд

69.   Создание системы
      сертификации, лицензирования
      и другие мероприятия,                                                       экологические   экологические
      связанные с развитием                                                          фонды,       фонды,
      производства байкальской                                                      средства      предприятия
      питьевой воды                    1995-1998     2000     500      500         предприятий    региона

Всего по разделу 4
блока Б                                              3155    1343      760

В том числе:
за счет средств федерального
бюджета                                               995     758      185

за счет средств экологических
фондов                                               2160     585      575

Всего по блоку Б
(текущие затраты)                                   25617    10151    7036

В том числе:
за счет средств федерального
бюджета                                             13457     7900    4795

за счет средств экологических
фондов                                              12160     2251    2241

Итого по программе                                1641048   355051  329576

В том числе:
за счет средств федерального
бюджета                                            531951   129790   94315

а) капитальные вложения,                           518494   121890   89520

из них:
   Республика Бурятия                              230690    69896   51710
   Иркутская область                               208636    27800   19917
   Читинская область                                79168    24194   17893

б) текущие затраты (НИОКР
    и другие)                                       13457     7900    4795

за счет средств бюджетов
субъектов Российской
Федерации (капитальные
вложения)                                           46397    14005   14005

из них:
   Республика Бурятия                               28659     8687    8687
   Иркутская область                                 6288     1863    1863
   Читинская область                                11450     3455    3455

за счет средств экологических
фондов                                              12160     2251    2241

за счет средств предприятий                        809500   138745  138755

за счет кредита                                    241040    70260   80260
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------