О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 1995-1997 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 14 октября 1994 г. N 1173 (СЗРФ 94-28) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, 17, ст.1447) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы. 2. Определить государственным заказчиком по реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995- 1997 годы Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. 3. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать средства для реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995- 1997 годы. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субектов Российской Федерации разработать региональные программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы и обеспечить их финансирование за счет средств соответствующих бюджетов. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин 14 октября 1994 г. N 1173 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года N 1173 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 1995-1997 ГОДЫ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социальноэкономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих ее жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство. В структуре населения Российской Федерации женщины составляют более 53 процентов. Среди них большая часть - 36 миллионов, или 45,7 процента от числа женского населения находится в детородном (репродуктивном) возрасте (15-49 лет), то есть способны к выполнению важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. Снижение покупательной способности населения, сокращение производства основных продуктов питания привели к ухудшению структуры питания населения и прежде всего беременных женщин, среди которых у 57 процентов отмечается дефицит фолиевой кислоты, 59 процентов - витамина В2,61 процента - аскорбиновой кислоты. Неудовлетворительное состояние питания женщин обусловливает высокий уровень заболеваемости как самих беременных, так и новорожденных детей. Распространенность анемии беременных возросла с 1985 года в 4,5 раза. В 1,5 раза увеличилась заболеваемость органов кровообращения, в 2,3 раза - мочеполовой системы, в 1,9 раза - токсикозами беременности. Другим важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике в неблагоприятных условиях работают 3,6 миллиона женщин, а 285 тысяч трудятся в особо тяжелых и вредных условиях. В последнее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд важных документов, защищающих права женщин, семьи и материнства. Однако в условиях перехода нашего общества к рыночным отношениям эти решения периодически нуждаются в коррекции. Это прежде всего касается системы льгот, пособий, компенсаций для поддержки семьи, материнства и детства. Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению. Он почти в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень. В структуре материнской смертности ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. При этом две трети случаев смерти женщин предотвратимы. Поэтому одним из важных условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско-гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий. Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, а ее материально-техническое оснащение не адекватны современным требованиям, предявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. В стране имеется огромный дефицит специальной литературы по формированию здорового образа жизни, семейному воспитанию, планированию семьи. Слабо развита сеть учреждений, занимающихся подготовкой молодежи к семейной жизни, психолого-педагогическим, медицинским и правовым консультированием населения. Актуальность поднятых проблем требует незамедлительного принятия комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их как федеральной целевой программы "Безопасное материнство". ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ В создавшихся условиях социально-экономического положения населения, падения рождаемости Программа призвана создавать необходимые условия для обеспечения улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения у них послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, повышения качества здоровья новорожденных, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации. Программа формировалась с учетом действующей федеральной программы "Дети России", включающей шесть подпрограмм: "Планирование семьи", "Дети Севера", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Индустрия детского питания" и программ: "Анти-СПИД", "О федеральной программе совершенствования и развития скорой медицинской помощи на 1995- 1996 годы", "О государственной программе мер по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы", "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также других разрабатываемых в настоящее время проектов федеральных программ и проекта федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Федеральная целевая программа "Безопасное материнство" разработана Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации с участием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Российской академии медицинских наук, Российской ассоциации "Планирование семьи", других заинтересованных ведомств и организаций, прошла экспертизу во Всемирной организации здравоохранения. Основными задачами Программы являются: разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения дополнений и изменений в систему государственных льгот, гарантий, пособий, существующих законодательных актов, стимулирующих здоровый образ жизни, безопасные условия труда, способствующих детородной функции женщин в условиях, снижающих риск по отношению к здоровью и жизни беременных женщин; улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, повышения квалификации, порядка оценки их знаний и допуска к работе; совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий, укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений; проведение специальных научных исследований в области акушерства; разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни. Государственный заказчик Государственным заказчиком федеральной целевой программы "Безопасное материнство" является Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Финансовое и материально-техническое обеспечение реализации Программы Затраты на осуществление Программы в 1995-1997 гг. составят 104868,13 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 40634,74 млн.рублей, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - 64233,39 млн.рублей. На 1995 год затраты составят 31908,63 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 10497,5 млн.рублей, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - 21411,13 млн.рублей. Ожидаемые конечные результаты Реализация федеральной целевой программы "Безопасное материнство" и разработанных на ее основе региональных программ позволит: укрепить систему государственных мер, способствующих безопасному материнству; внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающих в учреждениях родовспоможения; обеспечить высокий уровень медицинской технологии, особенно для беременных высокого риска, ввести стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери; снизить уровень материнской смертности на 15 процентов, а в отдельных регионах на 30 процентов, в том числе: от внематочной беременности - на 30 процентов, абортов - 15-20 процентов, кровотечений - 15 процентов, токсикозов беременности - 10 процентов, гнойно-септических заболеваний - на 15 процентов. |