ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕН НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СЛУЖБЕ "ЗАКАЗЧИКА" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РФ 7 октября 1994 г. N 7 (НЦПИ) Во исполнение п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", в соответствии с п.4 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и решением коллегии Минстроя России от 14 сентября 1994 года N 12 приказываю: 1. Утвердить прилагаемые "Методические рекомендации по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги в службе "Заказчика". 2. Центральной нормативно-исследовательской станции (Пушкин М.Е.) издать указанные Методические рекомендации и довести их на хозрасчетной основе до предприятий и организаций отрасли. 3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление экономических реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве (Чернышов Л.Н.). Директор Департамента В.В. Авдеев 7 октября 1994 г. N 7 Приложение к приказу Минстроя РФ от 7 октября 1994 года N 7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги в службах "Заказчика" (Издание второе, дополненное и переработанное) ЧАСТЬ I Методические рекомендации по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги в службах "Заказчика" и расходов на ее содержание 1. Общая часть Задачей данных методических рекомендаций является разработка нормативных материалов для выполнения всех возлагаемых на службу "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам функций, установления объемов финансирования ее деятельности с учетом принципов взаимоотношений с бюджетом и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Конечной целью разработки служит создание предпосылок для нормального функционирования этой службы в условиях рынка для обеспечения необходимого уровня и качества обслуживания населения и других потребителей жилищно-коммунальным хозяйством. Функции муниципальной службы "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам обусловлены поставленной перед ней задачей - управления собственностью в рамках разграничения прав владения управления и распоряжения муниципальной собственностью с целью создания условий предоставления качественных, надежных и экологически безопасных жилищных и коммунальных услуг потребителю. Основой решения этой задачи являются договоры аренды и найма с населением (потребителем) и договоры подряда с предприятиями, производящими услуги жилищно-коммунального хозяйства. В системе договорных взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг важное значение имеют интересы потребителя и, в первую очередь населения, для которого основу их жизненных интересов составляет качество услуг и обслуживания, поскольку потребляются коммунальные услуги ежедневно и они не могут быть заменены ни трудом для себя (домашним трудом), ни услугами других организаций, ни импортированы с других территорий. В конечном итоге для потребителей не важно предприятие какой формы собственности выполняет те или иные работы или оказывает услуги. Важны своевременность и качество их, удобство пользования и система взаимоотношений с производителем. Одним из показателей качества является (с этой точки зрения) четкая система организации взаимоотношений между производителями и потребителями услуг. На этапе складывающихся условий рыночных отношений, организационных форм управления жилищно-коммунальным хозяйством, создание на всех уровнях управления (территориальном, городском, районном) служб "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам (или другого органа, выполняющего эти функции) позволяет обеспечить решение данного вопроса в полной мере. Практически служба "Заказчика" становится единственной организацией, с которой каждый житель и др. потребители могут решать все вопросы, связанные с функционированием подотраслей (видов деятельности) ЖКХ, качеством услуг и обслуживания; оплаты, включая субсидии (компенсации); приватизация жилья и т.д. Основными функциями службы "Заказчика" являются (муниципальной службы "Заказчика"): - осуществление непосредственного процесса управления муниципальной жилищно-коммунальной собственностью; - организация (воплощение) механизма договорных взаимоотношений: а) договоров найма и аренды с населением по вопросам содержания домовладений, уровню его инженерного обустройства и оказываемых коммунальных услуг; б) договоров подряда с предприятиями, производящими жилищно-коммунальные услуги; - организация разработки и утверждение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги; - формирование целевых финансовых фондов для осуществления расчетов с предприятиями "Подрядчиками", осуществляющими эксплуатацию объектов ЖКХ (за счет платежей населения, бюджетных ассигнований, налогов и других источников); - приемка выполненных работ; - осуществление контроля за качеством эксплуатации объектов ЖКХ: предпринимателями, подрядчиками и нанимателями, арендаторами жилья (с помощью жилищно-коммунальных инспекций); - участие в вопросах лицензирования деятельности предприятий по ремонтам и содержанию объектов инженерной инфраструктуры города (района); - заключение контрактов с руководителями и утверждение уставов муниципальных жилищно-коммунальных предприятий; - представление собственника в совете директоров акционерных предприятий, имеющих пакет акций в муниципальной собственности с правом решающего голоса; - выступление истцом в суде при рассмотрении вопросов о неуплате за жилье и коммунальные услуги и при решении вопроса о выселении квартиросъемщика (арендатора); - организация работы по выдаче компенсаций (субсидий) населению по оплате жилья и коммунальных услуг; - осуществление сбора платежей за жилье и коммунальные услуги, контрольно-кассовое обслуживание; - организация работы аварийно-диспетчерской службы города (района); - изучение тенденции изменения состава групп населения, нуждающегося в жилье различного уровня комфортности, расположения и удаления от центра; - создание необходимого банка данных по качеству, инженерному благоустройству, капитальности и другим техническим и экологическим параметрам зданий и сооружений; - оформление документов на приватизацию жилья; - выступление заказчиком по разработке проектов на реконструкцию и строительство муниципальных объектов ЖКХ и осуществление их реализации; - взаимодействие с республиканской в составе РФ, краевой, областной службой "Заказчика"; - организация, разработка и утверждение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг по согласованию с республиканской в составе РФ, краевой, областной службой "Заказчика"; - формирование муниципального заказа на работы, продукцию и услуги ЖКХ; - выдача технических условий на проектирование объектов, независимо от форм собственности, имеющих муниципальное значение; - организация конкурсов между предприятиями различных форм собственности на выполнение работ и оказание жилищно-коммунальных услуг, включая внешнее городское благоустройство; - оценка деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства; - рассмотрение квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятий ЖКХ; - подготовка материалов к генеральному плану развития жилищно-коммунального хозяйства города (для представления в республиканскую в составе РФ, краевую, областную службу "Заказчика"); - разработка предложений по совершенствованию организационной структуры управления подотраслями ЖКХ города (района); - рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по поводу жилищно-коммунального обслуживания и принятие по ним мер в пределах своей компетенции; - осуществление контроля и обеспечение работ по подготовке жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Для выполнения всех возложенных на службу "Заказчика" функций рекомендуется нормативная численность и основные перечни работ, которые должны выполняться каждой службой (отделом или другим структурным подразделением). 2. Рекомендуемая методика расчета расходов на содержание службы "Заказчика" 2.1. Расходы на содержание службы "Заказчика" определяются на основании расчета себестоимости, включающей все статьи расходов, необходимых для выполнения работ, обеспечивающих четкое функционирование жилищно-коммунального хозяйства на территории города (района). Расчет себестоимости выполняется по каждой статье затрат. 2.2. Расчет затрат на заработную плату определяется по каждой функции, выполняемой службой "Заказчика". Расчет проводится по следующей методике: Рассчитывается нормативная численность работников. Нормативная численность (Ч(к)) может определяться в соответствии с рекомендациями НИИ труда, Минтруда РФ, как сумма нормативной численности по функциям управления: Ч(к) = Ч(1) + Ч(2) + ......... + Ч(н), где Ч(1), Ч(2)........Ч(н) - нормативы численности работников по каждой функции. Нормативы численности определены следующими двумя методами: 1. Через нормативную трудоемкость по формуле вида: Ч(н) = Т(н)/Б, где Т(н) - нормативная трудоемкость, ч/час. Б - баланс рабочего времени, час. Т(н) = Н(вр.) х П, где Н(вр.) - норма времени по видам работ, час. П - периодичность, количество выполнения видов работ в год. 2.2. Через расчет нормативов численности по функции по формуле вида: Ч = К + а х Ф, где Ч - норматив численности по функции, чел. К - постоянный коэффициент уравнения регрессии а - коэффициент регрессии при факторе Ф - числовое значение факторов. 2.3. Укрупненные нормативы численности рассчитаны в разрезе следующих функций управления: - общее руководство; - бухгалтерский учет; - финансово-экономическая деятельность; - нормативно-правовая деятельность; - лицензионная деятельность; - подбор и расстановка кадров, делопроизводство и хозяйственное обслуживание; - надзор за техническим состоянием и управление научно-техническим развитием объектов жилищно-коммунального хозяйства. Нормативы численности определены в соответствии с приведенными составами работ по каждой функции. 2.4. Общее руководство Общее руководство деятельностью службы "Заказчика" в соответствии с законодательством. Обеспечение надзора за состоянием находящихся в ее полном хозяйственном ведении объектов жилищно-коммунального хозяйства, направление деятельности структурных подразделений. Обеспечение выполнения предприятиями ЖКХ договорных обязательств. Осуществление технической политики в развитии ЖКХ, повышении уровня и качества работ, услуг и обслуживания, совершенствование организации управления; подбор и подготовка кадров и др. Своевременное рассмотрение писем, жалоб и заявлений и принятие по ним соответствующих мер. Прием граждан в установленные графиком сроки. Принятие мер по обеспечению службы квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных условий труда. Исполнители: руководитель и его заместители. 2.5. Бухгалтерский учет Организация бухгалтерского учета деятельности службы в соответствии с действующими законодательствами и нормативными актами о бухгалтерском учете и отчетности, налогообложении. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности службы и ее подразделений, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов. Своевременные расчеты с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков и др. организациями. Исполнители: главный бухгалтер, бухгалтер, бухгалтер-ревизор, кассир. 2.6. Финансово-экономическая деятельность Формирование муниципального заказа на продукцию, работы и услуги ЖКХ. Осуществление финансирования предприятий ЖКХ в соответствии с выполнением ими договорных обязательств по реализации потребителям (населению и прочим потребителям) продукции, услуг и выполненных работ; осуществление взаимоотношений с налоговой инспекцией, бюджетом, пенсионным фондом и др. по подотраслям ЖКХ. Подготовка материалов на приватизацию жилья по данным, находящимся в компетенции этой службы. Организация работы по разработке цен (тарифов) и договорных цен на продукцию, работы и услуги ЖКХ. Организация сбора платежей за жилье и коммунальные услуги; ведение контрольно-кассового обслуживания. Организация и выполнение работы по выдаче компенсаций (субсидий) населению на оплату жилья и коммунальных услуг; получение исходных данных, их обработка, сверка с данными налоговой инспекции фактических доходов семей и др. Подготовка материалов для нормативно-правовой службы на предоставление в суд, на взыскания с неплательщиков за жилье и коммунальные услуги. Сбор, анализ и оценка материалов бухгалтерского учета (квартальных и годовых балансов); подготовка заключений по ним и т.п. Исполнители: руководитель подразделения, экономист. 2.7. Нормативно-правовая деятельность Разработка и оформление всех договоров подряда, передачи основных фондов на обслуживание предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Оформление документов, предоставляемых в арбитраж и суд по всем вопросам, связанным с ответственностью населения и других потребителей по неплатежам и задолженности за продукцию, работы и услуги, нарушением других договорных соглашений. Оформление документов на приватизацию жилья. Заключение договоров найма и аренды жилья и др. объектов ЖКХ. Рассмотрение заявлений и жалоб с точки зрения их нормативно-правовой основы и подготовка заключений и ответов по ним. Обеспечение законности, проверка соответствия действующему законодательству проектов: приказов, инструкций, положений и др. документов правового характера. Контроль за выполнением договорных обязательств, рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам, обеспечение правовыми средствами качества работ и услуг, обеспечение соблюдения законодательства о труде, пропаганда правовых знаний. Исполнители: юрисконсульт. 2.8. Лицензионная деятельность Участие в работе лицензирования действующих на уровне территории города (района) предприятий по содержанию и ремонтам объектов инженерной инфраструктуры. 2.9. Набор и расстановка кадров Делопроизводство и хозяйственное обслуживание Учет личного состава службы, ведение установленной документации. Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя. Организация профессионального обучения и повышения квалификации работников службы, оформление необходимой документации и составление установленной отчетности о работе с кадрами. Своевременная обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, доставка ее по назначению, осуществление контроля за сроками исполнения документов и их правильным оформлением. Прием документов, их регистрация, учет и передача в структурные подразделения. Печатание и размножение служебных документов. Обеспечение сохранности хозяйственного инвентаря, его восстановление и пополнение. Контроль за соблюдением чистоты в помещениях, их состоянием и принятие мер к своевременному ремонту помещений. Обеспечение работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода. Исполнители: руководитель подразделения, секретарь-машинистка, машинистка, заведующий хозяйством, экспедитор, инспектор. 2.10. Надзор за техническим состоянием и управление научно-техническим развитием объектов жилищно-коммунального хозяйства Надзор за состоянием и эксплуатацией находящихся в полном хозяйственном ведении объектов жилищно-коммунального хозяйства: плановый надзор за техническим состоянием жилищного фонда, объектов инфраструктуры и внешнего городского благоустройства, разработка рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных дефектов, надзор за подготовкой жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры к сезонной эксплуатации, организации работ по отбору объектов ЖКХ на капитальный ремонт и реконструкцию. Контроль качества и надежности выполненных работ и предоставленных услуг, приемка произведенных работ и услуг согласно заключенным договорам. Обеспечение рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, возникающих по поводу жилищно-коммунального обслуживания потребителей и принятие по ним мер в пределах своей компетенции. Разработка предложений и участие в работе по приемке в состав муниципальной собственности вновь вводимых и ведомственных объектов коммунального хозяйства и жилищного фонда. Создание банка данных по качеству инженерного благоустройства, капитальности и другим техническим параметрам зданий, сооружений, сетей (в отраслевом разрезе). Разработка генеральной схемы развития города. Анализ и оценка сложившегося состояния ЖКХ города, уровня и качества услуг и обслуживания населения и других потребителей, состояния производственной базы, уровня технического развития, разработка нормативных показателей услуг и работ, материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы управления отраслью, определение места ЖКХ в общей схеме развития города (в экономической и социальной базе его развития). Исполнители: руководители подразделений, специалисты (инженеры, техники). Рекомендуемая нормативная численность службы "Заказчика" в разрезе функций управления ------------------------------------------------------------------------ | | Среднесписочная численность работников | | Наименование функций | на предприятиях и в организациях | | управления | (подрядчиках) жилищно-коммунального | | | хозяйства, чел. | | |----------------------------------------| | | до 2000 | 2000-10000 | свыше 10000 | | |----------|--------------|------------- | | | Нормативная численность, чел. | |-----------------------------|----------|--------------|--------------| | 1. Общее руководство | 2-3 | 3-4 | 4-5 | |-----------------------------|----------|--------------|--------------| | 2. Бухгалтерский учет | 2-3 | 3-4 | 4-5 | |-----------------------------|----------|--------------|--------------| | 3. Финансово-экономическая | | см.п. 2.11 | | | деятельность | | | | |-----------------------------|----------|--------------|--------------| | 4. Нормативно-правовая | 1 | 1 | 1-2 | | деятельность | | | | |-----------------------------|----------|--------------|--------------| | 5. Лицензионная деятельность| 1 | 1 | 1-2 | |-----------------------------|----------|--------------|--------------| | 6. Подбор и расстановка | 3-4 | 4-5 | 5-6 | | кадров, делопроизводство | | | | | и хозяйственное | | | | | обслуживание | | | | |-----------------------------|----------|--------------|--------------| | 7. Надзор за техническим | | см.п. 2.12 | | | состоянием и управление | | | | | научно-техническим | | | | | развитием объектов | | | | | жилищно-коммунального | | | | | хозяйства | | | | ------------------------------------------------------------------------ 2.11. Норматив численности по функции "Финансово-экономическая деятельность" рассчитывается в зависимости от фактора - объема финансирования (включая работу по формированию источников финансирования, организации консолидации финансовых потоков и др.) по формуле: Ч = К + а х Ф, где К - постоянный коэффициент управления регрессии = 2,4 а - коэффициент регрессии при факторе = 0,0015 Ф - числовое значение фактора (объем работ и услуг), млн.руб. 2.12. Нормативы численности по функции "Надзор за техническим состоянием и управление научно-техническим развитием объектов жилищно-коммунального хозяйства" определяются в отраслевом разрезе на основании следующих нормативов численности: Жилищное хозяйство ------------------------------------------------------------------- | Среднесписочная численность работающих в | | жилищном хозяйстве, чел. | |-----------------------------------------------------------------| | до 1000 | 1001-2000 | 2001-4000 | 4001-6000 |свыше 6000 | |-----------------------------------------------------------------| | Нормативы численности, чел. | |-----------------------------------------------------------------| | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | ------------------------------------------------------------------- Благоустройство и озеленение -------------------------------------------------------------------- | Среднесписочная численность работающих, занятых | | благоустройством и озеленением, чел. | |------------------------------------------------------------------| | до 500 | 501-1500 | 1501-2500 | 2501-3500 | свыше 3500 | |------------------------------------------------------------------| | Нормативы численности, чел. | |------------------------------------------------------------------| | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | -------------------------------------------------------------------- Комбинаты коммунальных предприятий и благоустройства -------------------------------------------------------------------- | Среднесписочная численность работающих в комбинатах коммунальных | | предприятий и благоустройства, чел. | |------------------------------------------------------------------| | до 500 | 501-2500 | 2501-4500 | 4501-6500 | свыше 6500 | |------------------------------------------------------------------| | Нормативы численности, чел. | |------------------------------------------------------------------| | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | -------------------------------------------------------------------- Водопроводно-канализационное хозяйство ----------------------------------------------------------------------------- | Среднесписочная численность работающих в водопроводно- | | канализационном хозяйстве, чел. | |---------------------------------------------------------------------------| | до 500 | 501-1000 | 1001-1500 | 1501-2000 | 2001-2500 | 2501-3000 | свыше | | | | | | | | 3000 | |---------------------------------------------------------------------------| | Нормативы численности, чел. | |---------------------------------------------------------------------------| | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | ----------------------------------------------------------------------------- Теплоэлектроснабжение, теплоснабжение, электроснабжение ----------------------------------------------------------------------- | Среднесписочная численность работающих на предприятиях | | теплоэлектроснабжения, чел. | |---------------------------------------------------------------------| | до 1000 | 1001-2500 | 2501-4000 | 4001-5500 | 5501-7000 | свыше 7000| |---------------------------------------------------------------------| | Нормативы численности, чел. | |---------------------------------------------------------------------| | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | ----------------------------------------------------------------------- Техническая инвентаризация объектов жилищно-коммунального хозяйства ------------------------------------------------------------------ | Среднесписочная численность работников бюро технической | | инвентаризации, чел. | +----------------------------------------------------------------| | до 100 | 101-400 | 401-600 | свыше 600 | +----------------------------------------------------------------| | Нормативы численности, чел. | +----------------------------------------------------------------| | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | ------------------------------------------------------------------ Примечание. Нормативами учтена численность руководителей и специалистов, непосредственно не связанных с основной деятельностью БТИ. Учет и контроль за распределением жилой площади -------------------------------------------------------------------------------- | Размер жилой и приравненной к ней площади, | | тыс.кв.м | |------------------------------------------------------------------------------| | до | 501-1000 | 1001-5000 | 5001-10000 | 10000-20000 | 20000-30000 | свыше | | 500 | | | | | | 30000 | |------------------------------------------------------------------------------| | Нормативы численности, чел. | |------------------------------------------------------------------------------| | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | -------------------------------------------------------------------------------- Аварийно-диспетчерская служба ------------------------------------------------------------------ | Общая численность работающих в жилищно-коммунальном | | хозяйстве, чел. | |----------------------------------------------------------------| | до 20000 | 20001-35000 | 35001-50000 | свыше 50000 | |----------------------------------------------------------------| | Нормативы численности, чел. | |----------------------------------------------------------------| | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 9,0 | ------------------------------------------------------------------ 2.13. После расчета нормативной численности по каждой функции определяется общая численность работников службы "Заказчика" и составляется ее штатное расписание. 2.14. Расходы на заработную плату рассчитываются на основании Постановления Правительства РФ от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации и уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". Каждому работнику службы "Заказчика" устанавливается тарифный разряд (в пределах Единой тарифной сетки) и оклад его определяется умножением установленного для первого разряда размера оплаты труда на тарифный коэффициент разряда, установленного работнику. Тарифный разряд директору (начальнику, генеральному директору) устанавливается администрацией города (поселка) при заключении с ним контракта. Тарифный разряд работникам службы "Заказчика" устанавливается самой службой в процессе аттестации. Ниже приведены: Единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате труда; рекомендуемые разряды оплаты труда по ЕТС по должностям руководителей, специалистов и служащих. Единая тарифная сетка для оплаты труда* ------------------- * Тарифные коэффициенты приведены по Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N 189. ------------------------------------------------------------------ | Разряд оплаты | Тарифный | Разряд оплаты | Тарифный | | | коэффициент | | коэффициент | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 1 | 1,0 | 10 | 2,98 | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 2 | 1,12 | 11 | 3,37 | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 3 | 1,27 | 12 | 3,81 | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 4 | 1,44 | 13 | 4,31 | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 5 | 1,62 | 14 | 4,87 | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 6 | 1,83 | 15 | 5,50 | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 7 | 2,07 | 16 | 6,11 | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 8 | 2,34 | 17 | 6,78 | |-----------------|--------------|-----------------|-------------| | 9 | 2,64 | 18 | 7,54 | ------------------------------------------------------------------ Величина тарифной ставки (оклада) первого разряда не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного Законом Российской Федерации. Максимальный размер ставки первого разряда не ограничен и зависит от наличия у предприятия собственных средств на эти цели. Разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке по должностям руководителей ------------------------------------------------------------------- | Наименование должностей | Диапазон разрядов | |--------------------------------------------|--------------------| | Директор (Генеральный директор, начальник, | 14-18 | | управляющий) | | |--------------------------------------------|--------------------| | Заместитель, главный инженер, главный | 13-17 | | бухгалтер, главный специалист | | |--------------------------------------------|--------------------| | Заведующий машинописным бюро | 4-5 | |--------------------------------------------|--------------------| | Заведующий канцелярией | 4-5 | |--------------------------------------------|--------------------| | Заведующий складом | 4-6 | |--------------------------------------------|--------------------| | Заведующий хозяйством | 3-4 | |--------------------------------------------|--------------------| | Мастер участка (включая старшего) | 8-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Начальник отдела, бюро, ведущий специалист | 11-14 | |--------------------------------------------|--------------------| | Начальник хозяйственного отдела | 7-8 | |--------------------------------------------|--------------------| | Начальник участка (смены) | 7-12 | |--------------------------------------------|--------------------| | Начальник цеха | 11-14 | |--------------------------------------------|--------------------| | Производитель работ (включая старшего) | 8-11 | ------------------------------------------------------------------- Разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке по должностям специалистов ------------------------------------------------------------------- | Наименование должностей | Диапазон разрядов | |--------------------------------------------|--------------------| | Администратор | 4-9 | |--------------------------------------------|--------------------| | Бухгалтер | 5-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Бухгалтер-ревизор | 7-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Инженеры различных специальностей и | 6-11 | | наименований | | |--------------------------------------------|--------------------| | Инспектор (включая старшего) | 4-5 | |--------------------------------------------|--------------------| | Лаборант (включая старшего) | 4-5 | |--------------------------------------------|--------------------| | Переводчик | 6-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Программист | 6-13 | |--------------------------------------------|--------------------| | Психолог | 6-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Техники различных специальностей и | 4-8 | | наименований | | |--------------------------------------------|--------------------| | Товаровед | 6-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Художник | 6-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Экономисты различных специальностей и | | | наименований | 6-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Юрисконсульт | 6-11 | |--------------------------------------------|--------------------| | Электроник | 6-13 | ------------------------------------------------------------------- Разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке по должностям служащих ------------------------------------------------------------------- | Наименование должностей | Диапазон разрядов | |--------------------------------------------|--------------------| | Агент по снабжению | 3 | |--------------------------------------------|--------------------| | Архивариус | 3 | |--------------------------------------------|--------------------| | Делопроизводитель | 3 | |--------------------------------------------|--------------------| | Кассир (включая старшего) | 3-4 | |--------------------------------------------|--------------------| | Машинистка | 3-4 | |--------------------------------------------|--------------------| | Секретарь-машинистка | 3 | |--------------------------------------------|--------------------| | Секретарь-стенографистка | 4-5 | |--------------------------------------------|--------------------| | Табельщик | 2 | |--------------------------------------------|--------------------| | Экспедитор по перевозке грузов | 2 | ------------------------------------------------------------------- На основании установленных по штатному расписанию окладов рассчитывается месячный фонд заработной платы умножением числа месяцев расчетного периода на этот период. Ф(з) = Сигма З(м) х Т, где Ф(з) - фонд заработной платы, тыс.руб. Сигма З(м) - сумма месячной заработной платы по штатному расписанию, тыс.руб. Т - число месяцев в расчетном периоде. Начисления на заработную плату принимаются в соответствии с установленными размерами: в пенсионный фонд, на социальное страхование, на обязательное медицинское страхование, в фонд занятости. 2.15. Амортизация (износ) основных фондов рассчитывается на основании данных о стоимости основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, переданных службе "Заказчика" в полное хозяйственное ведение, и утвержденных норм амортизационных отчислений на полное восстановление. Расчет ведется по группам основных фондов в подотраслевом разрезе: А = ОФ х Н, где А - амортизация (износ) основных фондов каждой группы, тыс.руб. ОФ - балансовая стоимость каждой группы основных фондов, тыс.руб. Н - норма амортизации на полное восстановление каждой группы основных фондов, %. 2.16. Ремонтный фонд по основным фондам, переданным службе "Заказчика" в полное хозяйственное ведение, определяется на основании балансовой стоимости этих фондов и норматива отчисления в ремонтный фонд, разработанного службой "Заказчика". Эта статья расходов может быть дана как "Резерв ремонтного фонда", который будет распределяться по подотраслям пропорционально объемам работ, выполняемым в каждом периоде (месяце, квартале). 2.17. Общехозяйственные расходы включают в себя расходы на: - водоснабжение и водоотведение; - теплоснабжение; - электроснабжение; - на эксплуатацию лифта (в здании службы); - на вывоз мусора и уборку территории, закрепленной за службой "Заказчика". Размер этих расходов определяется на основании договоров с соответствующими предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на основании объемов потребления этих услуг и утвержденной цены экономически обоснованной - за единицу. 2.18. В прочие прямые расходы включаются расходы службы, не вошедшие в другие статьи, включая затраты на подготовку кадров, представительские расходы, оказание помощи предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и др. 2.19. Расходы на контрольно-кассовое обслуживание населения включают в себя расходы на обслуживание кассовых аппаратов, их ремонт и др. мероприятия по обеспечению нормальной их эксплуатации. Определяются эти расходы путем составления сметы затрат. 2.20. Накладные расходы включают затраты на телефонизацию и радиофикацию, канцелярские товары, почтово-телеграфные расходы, расходы на командировки, разъезды по городу, содержание легкового транспорта и др. Определяются на основании сметы затрат по составляющим статьям. Накладные расходы могут устанавливаться в проценте к прямым затратам, утвержденным (принимаемым) службой "Заказчика", на основании анализа и оценки фактических данных за ряд (например за 3 - 5) лет с учетом исключения из этих затрат необоснованных расходов и включения расходов, возникающих в связи с изменениями, происходящими в общей системе управления ЖКХ. 2.21. В расходы службы "Заказчика" включаются расходы по оплате покупных воды и тепловой энергии, передаваемых предприятиям жилищно-коммунального хозяйства для реализации населению и другим потребителям. 2.22. Источник финансирования расходов на содержание службы "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам устанавливается администрацией города (района). Им может быть: - местный бюджет; - оплата "Подрядчиками" (предприятиями ЖКХ) работ, выполняемых службой "Заказчика", расходы на которые включаются в себестоимость работ (услуг) жилищно-коммунального хозяйства. Часть II Методические рекомендации по формированию цен в службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам 1. Общая часть 1.1. Методические рекомендации по формированию цен в службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам разработаны в соответствии с: - Законом Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики"; - Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг"; - приказами и другими нормативными документами Департамента жилищно-коммунального хозяйства, определяющими основные принципы функционирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям, организации хозяйственных связей. 1.2. Методические рекомендации разработаны для службы "Заказчика", которая аккумулирует все источники финансирования для оплаты работ и услуг, оказываемых жилищными ремонтно-эксплуатационными предприятиями, а также предприятиями водопроводного, канализационного, теплоэнергетического, электроэнергетического хозяйства по договорам порядка с "Подрядчиком"* на основе экономически обоснованных цен (тарифов) за единицу производимой ими работы (услуги): Гкал - тепла, куб.м воды, куб.м - отведенной сточной жидкости, 1 КВтч - электроэнергии, кв.м - эксплуатируемой общей (полезной) площади жилищного фонда (квартир) и др. ---------------- * "Подрядчиком" является предприятие жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности. 1.3. Цены (тарифы) и договорные цены должны быть экономически обоснованы. Разрабатываются они на основе затрат, необходимых для производства и реализации продукции, работ и услуг жилищно-коммунального хозяйства требуемого уровня и качества с учетом прибыли, обеспечивающей рентабельную работу предприятий ЖКХ. Затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства на производство и реализацию продукции, работ и услуг определяются на базе расчета себестоимости. В настоящих методических рекомендациях предусмотрен порядок калькулирования себестоимости работ (услуг), производимых (выполняемых) предприятиями ЖКХ ("Подрядчиком"), деятельность которых основывается на договорных отношениях со службой "Заказчика". 1.4. В связи с разделением форм собственности, себестоимость жилищно-коммунальных услуг включает в себя затраты, обусловленные эксплуатацией имущества, переданного в полное хозяйственное ведение, находящегося на балансе "Подрядчика" (предприятия и затраты, по эксплуатации объектов инфраструктуры, находящихся на балансе "Заказчика" и переданных "Подрядчику" на обслуживание (или долгосрочную аренду). 1.5. Затраты, обусловленные обслуживанием основных фондов, находящихся на балансе "Заказчика", в том числе их износ, включаются в себестоимость работ (услуг) на основании договора с собственником о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве полного хозяйственного ведения и договора о передаче предприятию муниципального имущества на обслуживание. Состав затрат, включаемых в себестоимость производства и реализации (услуг, работ) принят в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552. Приведенный ниже состав затрат является единым как для определения себестоимости работ, продукции, услуг предприятия ЖКХ, так и для определения расходов службы "Заказчика" по выполненным ею работам и услугам. 1.6. В состав себестоимости включаются затраты, обусловленные эксплуатацией, ремонтом основных производственных фондов, производимые предприятием ЖКХ "Подрядчиком", "Заказчиком", а также сторонними организациями с согласия "Подрядчика" или "Заказчика" на договорной основе с ними. 1.7. Целью планирования и учета себестоимости является экономически обоснованное определение плановой и фактической величины затрат на производство и реализацию продукции и услуг необходимого качества, обеспечение объективного контроля за использованием трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов; анализа статей затрат; расчета экономически обоснованных ставок и цен (тарифов) на ремонтно-эксплуатационные работы и услуги жилищно-коммунального хозяйства. 1.8. В настоящих методических рекомендациях приведены: состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции, выполняемых (оказываемых) работ и услуг; методы учета и калькулирования их себестоимости. 1.9. Учет и анализ себестоимости осуществляется по статьям затрат в разрезе этапов технологического процесса; в водопроводно-канализационном хозяйстве калькулирование, учет себестоимости ведется по переделам: подъем воды (перекачка сточной жидкости); транспортирование питьевой воды к потребителю (транспортирование и утилизация сточной жидкости); в предприятиях тепло- (электро-) энергетики - производство тепло- (электро-) энергии, распределение тепло- (электро-) энергии и подачу ее потребителю (населению). 1.10. Объектами калькулирования себестоимости в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства являются продукция, работы и услуги по каждому виду деятельности, а калькуляционной единицей измерители, характерные для каждого их вида: в жилищном хозяйстве - среднеэксплуатируемая общая (полезная) площадь в жилых и нежилых строениях; среднеэксплуатируемая нежилая площадь; в канализационном хозяйстве - куб.м отведенной сточной жидкости; в теплоэнергетическом хозяйстве - 1 Гкал полезно отпущенной тепловой энергии; в электроэнергетических предприятиях - 1 кВт.ч полезно отпущенной электроэнергии. 1.11. Себестоимость (расходы) по службе "Заказчика" устанавливается в денежном выражении на основе расчета по каждой выполняемой его функции. 2. Состав затрат, включаемых в себестоимость жилищно-коммунальных работ (услуг) 2.1. Определение себестоимости выполненных работ (оказанных услуг) осуществляется в соответствии с объемами, предусмотренными договорами между "Подрядчиком" и "Заказчиком" с учетом нормативов использования материальных и финансовых ресурсов и действующих цен и тарифов сторонних организаций. 2.2. В себестоимость работ (услуг) включаются затраты некапитального характера, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, обусловленные технологическим процессом, организацией управления производством, включая расходы по контролю качества, обеспечению надежности и экологической безопасности работ (услуг) на подготовку, освоение, совершенствование производства. 2.3. Расходы по изобретательству и рационализации, включаемые в себестоимость, состоят из расходов на проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, по организации выставок и смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплаты авторских вознаграждений, выплаты премий (по предложениям как имеющим и не имеющим экономического эффекта), другие аналогичные расходы. 2.4. Расходы по обслуживанию производственного процесса К расходам по обслуживанию производственного процесса относят затраты, связанные с обеспечением предприятий материалами, топливом, теплоэнергией, электроэнергией, инструментами, приспособлениями и другими средствами труда; по поддержанию основных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр, наладку, уход, проведение текущего, среднего и капитального ремонта); по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований (в том числе расходы по содержанию помещений и инвентаря, предоставляемых медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории предприятий и организаций); по поддержанию чистоты и порядка на производстве, обеспечению противопожарной и сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации предприятий и контроля за их деятельностью. 2.5. Затраты по обеспечению предприятий материалами, опливом, электроэнергией, малоценными и быстроизнашивающимися предметами В состав себестоимости включаются затраты по обеспечению производства материалами, топливом, энергией, инструментом, малоценным и быстроизнашивающимся инвентарем, приспособлениями и другими средствами и предметами труда, т.е. материальные затраты. В составе материальных затрат отражается стоимость: приобретаемых со стороны материалов, которые являются необходимым компонентом при проведении работ, оказании услуг; покупных материалов, используемых в процессе оказания услуг (работ) для обеспечения нормального технологического процесса или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов и прочее), а также запасных частей для ремонта оборудования, износ инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам, износ спецодежды и других малоценных предметов; работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами и хозяйствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности. К таким работам относятся: проведение испытаний для определения качества потребляемых материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов; ремонта основных производственных фондов и прочее; природного сырья (плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов); приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом предприятия; покупке энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия, затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления; потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли. Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен на приобретение (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями. В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на них установлены особо сверх цены этого ресурса. В тех случаях, когда стоимость тары, принятой от поставщика с материальным ресурсом, включена в его цену, из общей суммы затрат по его приобретению исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом затрат на ее ремонт в части материалов). Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом предприятия, подлежат включению в соответствующие элементы затрат на производство (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты и другие). Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов погашается путем списания на затраты износа в размере 50% стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию и в размере остальных 50% (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии за непригодностью. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы стоимостью, равной одной двадцатой установленного лимита за единицу, могут списываться в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. 2.6. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности включают в себя расходы по сигнализации и прочим видам устройств, обеспечивающих нормальные условия труда (носящие некапитальный характер) и технику безопасности (устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников, душей, бань и прачечных на производстве, где предоставление этих услуг работающим связано с особенностями производства и предусмотрено коллективным договором), оборудование рабочих мест специальным устройством некапитального характера, расходы по обеспечению специальной одеждой, обувью, защитными приспособлениями и в случаях, предусмотренных законодательством, специальным питанием, по содержанию установок по газированию воды, льдоустановок, кипятильников, баков, раздевалок, шкафчиков для спецодежды, сушилок, комнат отдыха, созданию других условий, предусмотренных специальными требованиями, а также по приобретению справочников и плакатов по охране труда, организации докладов, лекций по технике безопасности. 2.7. Плата за выбросы загрязняющих веществ в природную среду В состав себестоимости включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение, уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли. При этом различаются два уровня превышения и платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) в природную среду: первый оговаривается "Заказчиком" в договоре подряда с предприятием ("Подрядчиком"), эксплуатирующим объекты инженерной коммунальной инфраструктуры, и обусловливается техническим состоянием основных фондов, уровень его превышения оплачивается "Подрядчиком" (предприятием); второй оговаривается "Заказчиком" с природоохранными органами и его превышение оплачивается за счет средств "Заказчика". 2.8. Расходы, связанные с управлением производством К расходам по управлению производством относятся: содержание административно-технического персонала предприятия и его структурных подразделений; расходы по содержанию служебного автотранспорта (оплата труда работников, обслуживающих легковой транспорт, отчисления на социальное и медицинское страхование этих работников, стоимость горюче-смазочных и других материалов, износ и ремонт автомобильной резины, техническое обслуживание автотранспорта, расходы на содержание гаражей, арендная плата за гаражи и места стоянки автомобилей, амортизационные отчисления и расходы на все виды ремонта автомобилей и зданий гаражей, затраты по компенсации работникам административно-хозяйственного персонала расходов по использованию личного легкового транспорта, расходы внаем служебных легковых автомобилей); компенсации за использование личных автомобилей для служебных поездок. Порядок выплаты компенсации: выплаты производятся в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями; компенсации за использование для служебных поездок личного легкового транспорта иностранных марок выплачиваются в размерах, определяемых тем, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль; основанием для выплаты компенсации работникам, использующим легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации, в котором предусматриваются выплаты этих компенсаций; конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. В размерах компенсации работнику учитывается возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт); компенсации выплачиваются один раз в месяц независимо от количества календарных дней. За время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода его на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается. Затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок включаются в себестоимость продукции, выполненных работ, услуг по предельным нормам, установленным Правительством Российской Федерации. При выплате компенсации выше установленных норм разница подлежит отнесению на прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятий и организаций. К расходам по содержанию аппарата управления также относятся: затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью (в соответствии с установленными законодательством нормами), дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх норм, установленных постановлениями и указами Минфина Российской Федерации, осуществляются на предприятиях и организациях (за исключением бюджетных учреждений и организаций) за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей; расходы на содержание и обслуживание технических средств управления (вычислительные центры, узлы связи, средства сигнализации, другие технические средства управления); представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия (расходы по проведению официального приема представителей других предприятий, включая иностранных, на посещение культурно-зрелищных мероприятий, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия); представительские расходы и расходы по проведению заседаний совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии предприятия включаются в себестоимость работ и услуг в пределах утвержденных смет на отчетный год, разработанных на основании установленных законодательством норм и нормативов, а при отсутствии их по отдельным видам представительских расходов - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Указанные расходы финансируются при наличии первичных оправдательных документов; оплата услуг банка по выдаче работникам предприятия заработной платы через учреждения банков; оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством, когда штатным расписанием предприятия не предусмотрены те или иные функциональные службы; расходы по проведению заседаний совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. Затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. 2.9. Затраты, связанные с подготовкой кадров: выплаты работникам предприятий, службы "Заказчика" средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров; оплата труда квалифицированных рабочих, не освобожденных от основной работы, по обучению учеников и по повышению квалификации рабочих; оплата отпусков с сохранением полностью или частично заработной платы, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством лицам, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре, в вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах, и вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, а также поступающим в аспирантуру с отрывом и без отрыва от производства; оплаты их проезда к месту учебы и обратно, предусмотренной законодательством; затраты, связанные с выплатой стипендий, платой за обучение на основе договоров с учебными заведениями за предоставление дополнительных услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров, исходя из установленных законодательством норм и нормативов, затраты базовых предприятий по оплате труда инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, освобожденных от основной работы, по руководству обучением в условиях производства и производственной практики учащихся общеобразовательных школ, средних и профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений, студентов высших учебных заведений. Расходы, связанные с содержанием и оказанием бесплатных услуг учебным заведениям, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий или других специальных источников, и в себестоимость работ (услуг) не включаются. К расходам на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями в соответствии с указаниями Минфина Российской Федерации от 6 октября 1992 года N 94 относятся затраты, связанные с оплатой предприятиями в соответствии с договором за предоставление учебными заведениями в процессе подготовки специалистов услуг, не предусмотренных утвержденными учебными программами; за обучение кадров, не прошедших конкурсных экзаменов и принятых на обучение по договору, за переподготовку и повышение квалификации кадров. Вышеуказанные затраты подлежат включению в себестоимость работ (услуг) при условии заключения договоров с государственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями, при заключении договоров с профессиональными образовательными учреждениями на предоставление услуг предприятию по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров следует иметь в виду, что общая величина расходов, относимых на себестоимость работ (услуг), не может превышать 2% расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость работ (услуг). 2.10. Затраты, связанные с набором рабочей силы: оплата выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное заведение, проезда к месту работы и отпуска перед началом работы. 2.11. Расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно В себестоимость работ (услуг) включаются затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования, дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами власти средств предприятия (службы "Заказчика") для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта. Суммы, из расчета по действующим тарифам на транспортные услуги, возмещаются работниками предприятий (службы "Заказчика") (в форме оплаты получаемых проездных документов) или относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий (службы "Заказчика"). 2.12. Расходы на оплату труда К расходам на оплату труда относятся расходы на оплату труда основного персонала предприятия ("Подрядчика" и службы "Заказчика"), включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством; компенсации, выплачиваемые в установленном законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком по достижении им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основном производстве. В состав затрат на оплату труда включаются: выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда; выплаты стимулирующего характера по системным положениям, в том числе премии за производственные результаты, вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.; выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работы в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях и т.д.; стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с действующим законодательством коммунальных услуг, питания, продуктов, затраты на оплату предоставляемого работникам предприятий в соответствии с действующим законодательством бесплатного жилья (сумм денежных компенсаций за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных услуг и прочее); стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду), остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам); оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков (компенсация за неиспользованный отпуск), проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, льготных часов подростков, перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей; выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с их реорганизацией, сокращение численности работников и штатов; единовременное вознаграждение за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности в данном хозяйстве) в соответствии с действующим законодательством; выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе по районным коэффициентам, производимые в соответствии с действующим законодательством, надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями; оплата в соответствии с действующим законодательством учебных отпусков, предоставляемых рабочим и служащим, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре, в вечерних (сменных) профессионально-технических учебных заведениях, в вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах, а также поступающим в аспирантуру; оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством: доплата в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка, установленные законодательством; разница в окладах, выплачиваемая работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока в соответствии с законодательством размеров должностного оклада по предыдущему месту работы, а также при временном заместительстве; суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы), как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям; заработная плата по основному месту работы рабочим, руководителям и специалистам во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров; плата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови; оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, проходящих производственную практику на предприятиях, а также оплата труда учащихся общеобразовательных школ в период профессиональной ориентации; оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, работающих в составе студенческих отрядов; оплата труда работников, не состоящих в штате, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера, включая договор подряда, если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно "Подрядчиком" или "Заказчиком". При этом размер средств на оплату труда работников за выполнение работ по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (услуг) и платежных документов; другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате труда, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и других целевых поступлений). В себестоимость работ (услуг) не включаются: выплаты работникам предприятий в денежной и натуральной форме, а также затраты, связанные с их содержанием: премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений; материальная помощь (в т.ч. безвозмездная материальная помощь работников для первоначального взноса на кооперативное жилищное строительство, на частичное погашение кредита, предоставленного на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство), беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности; оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в т.ч. женщинам, воспитывающим детей, оплата проезда членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно (в районах Крайнего Севера...); надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию; другие выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предприятие может создавать резерв на предстоящую оплату отпусков. В состав себестоимости эти расходы включаются следующим образом: резерв на отпуска работников основного производства относится на статью калькуляции "Затраты на оплату труда"; резерв на оплату труда цехового и общеэксплуатационного персонала отражается, соответственно, на статьях калькуляции "Цеховые расходы" и "Общеэксплуатационные расходы". 2.13. Отчисления на государственное социальное страхование от расходов на оплату труда В состав себестоимости включаются отчисления от расходов на оплату труда на государственное социальное страхование; в фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Государственный фонд занятости населения и отчисления на обязательное медицинское страхование по нормативам, установленным от суммы затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость работ (услуг) (кроме тех видов оплат, на которые страховые взносы не начисляются). Отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников предприятия, занятых в непроизводственной сфере (работников жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных, медицинских, оздоровительных учреждений и т.д.), должны включаться в состав смет расходов на содержание хозяйств, учреждений непроизводственной сферы, финансируемых за счет соответствующих источников: прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, платежей квартиросъемщиков, взносов родителей на содержание ребенка в детском саду и т.п. Отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование и на другие виды добровольного страхования работников предприятия в себестоимость работ (услуг) не включаются и могут осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. 2.14. Затраты по страхованию имущества и отдельных категорий работников К этим затратам относятся платежи по обязательному страхованию в соответствии с установленным законодательством порядком имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов работ (услуг). 2.15. Платежи за пользование кредитом банка В себестоимость жилищно-коммунальных услуг включаются: платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством, и затраты на оплату процентов по кредитам поставщиком (производителей работ, услуг) за приобретение товарно-материальных ценностей (проведение работ, оказанные услуги сторонними предприятиями); оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) операций; платежи по кредитам сверх ставок относятся на финансовые результаты. Оплата процентов по ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных на приобретение основных средств и нематериальных активов, а также по просроченным и отсроченным ссудам, осуществляется за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. 2.16. Затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно предприятием общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы (включая амортизационные отчисления, затраты на проведение всех видов ремонтов помещения, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также топливо для приготовления пищи). 2.17. Списание на себестоимость износа основных фондов (амортизации) В условиях разграничения права владения основными фондами в жилищно-коммунальном хозяйстве следует руководствоваться следующими положениями: основные фонды службы "Заказчика" (переданные ему собственником в полное хозяйственное ведение) формируют инженерную инфраструктуру населенных пунктов: это сооружения сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоэлектрогазоснабжения, внешнего городского благоустройства и др. Служба "Заказчика" передает подрядчику эти основные фонды на обслуживание по договору. Они остаются на балансе (счете 01, субсчете 01 - прочие) у "Заказчика". Начисление износа (амортизации на полное восстановление) по переданным на обслуживание основным фондам осуществляет "Заказчик", следовательно на его себестоимости она и отражается; основные производственные фонды, переданные собственником (муниципалитетом) в полное хозяйственное ведение предприятиям ЖКХ "Подрядчику", обеспечивают обслуживание объектов инженерной инфраструктуры: производственные базы, ремонтные мастерские, машины, вспомогательные механизмы и т.п. Эти основные фонды находятся на балансовом счете 01 - прочие у "Подрядчика" и износ (амортизацию) по ним начисляет "Подрядчик". В себестоимость продукции, работ и услуг износ этих фондов входит у "Подрядчика". По основным фондам, принятым на обслуживание по договору с "Заказчиком", "Подрядчик" ведет учет по утвержденной форме "Карточка учета основных фондов, переданных на обслуживание предприятию". Числятся эти фонды у "Подрядчика" на забалансовых счетах: 016 "Жилищный фонд", 017 "Нежилые помещения", 018 "Объекты внешнего благоустройства", 019 - "Прочие основные фонды". Начисление износа (амортизация) основных фондов по службе "Заказчика" и у "Подрядчика" осуществляется в общеустановленном порядке. В этой статье отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством. Предприятие ("Подрядчик"), осуществляющее свою деятельность на условиях аренды основных фондов, начисляет износ как по собственным, так и по арендованным основным фондам с отнесением их на затраты производства, оказание работ. Особенностью основных фондов ЖКХ являются длительный период их использования, продолжительность межремонтного срока, высокая стоимость ремонтов. В целях равномерного включения расходов на ремонт основных фондов в издержки производства и обращения отчетного периода служба "Заказчика" может создавать резервы на ремонт (ремонтный фонд) для осуществления всех видов ремонтов - капитального, текущего, технического обслуживания основных фондов, включая сетевые устройства, находящиеся внутри зданий, то есть основных фондов, необходимых для полного технологического цикла - от производства услуги до ее реализации непосредственно потребителю. Отчисления в ремонтный фонд осуществляются исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и согласованных в договорах подряда нормативов отчислений. Для расчетов нормативов отчислений в ремонтный фонд за базу принимается динамика расходов за ряд лет (в сопоставимых ценах) на эксплуатационные материалы и запасные детали, израсходованные на текущий и капитальный ремонт основных фондов и содержание их в рабочем состоянии. Сюда же включаются расходы на оплату труда и отчисления от расходов на оплату труда штатных вспомогательных и ремонтных рабочих, обслуживающих указанные основные фонды; расходы на силовую энергию, в ремонтных мастерских; услуги своих подразделений и ремонтных мастерских, сторонних организаций, затраты по замене и ремонту автомобильной резины и т.д. При изменении условий осуществления технических обслуживаний, текущего и капитального ремонтов, изменении условий оплаты труда работников, осуществляющих ремонт и уход за техническим состоянием основных фондов, при возрастании (списании) стоимости материалов нормативы отчислений в ремонтный фонд могут пересматриваться службой "Заказчика". При расчете нормативов для образования ремонтного фонда не учитываются расходы на проведение аварийно-восстановительных работ. Фактическая величина этих затрат относится на себестоимость по статьям калькуляции "Проведение аварийно-восстановительных работ". В целях равномерного списания затрат по ремонту основных производственных фондов на себестоимость работ (услуг) допускается их включение в себестоимость исходя из установленного предприятием "Подрядчика" норматива с отражением разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость работ (услуг) в составе расходов будущих периодов. Ремонтный фонд в теплоэнергетических предприятиях может распределяться в себестоимости по периодам (месяцам, кварталам) пропорционально объемам реализации тепловой энергии. Ввиду отсутствия незавершенного производства по основной деятельности затраты отчетного месяца по оказанию услуг (реализации продукции, выполненных работ) предприятиями водопроводно-канализационного, теплоэнергетического, газового, электроэнергетического хозяйства, жилищных ремонтно-эксплуатационных включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении себестоимости, реализованных в этом же месяце услуг (продукции, выполненных работ). В этом случае, если службой "Заказчика" не создается резерв на ремонт основных фондов (ремонтный фонд) в себестоимость работ (услуг) по договору подряда включаются затраты на проведение всех видов ремонтов и технического обслуживания основных фондов. Расходы на содержание, обслуживание, ремонты внутридомовых сетей водопровода, канализации, тепловых и электрических учитываются обособленно у того предприятия "Подрядчика", с которым служба "Заказчика" заключила договор на их обслуживание. Эти эксплуатационные расходы отражаются на статье калькуляции "Содержание и обслуживание внутридомовых сетей". Отдельной строкой выделяются затраты на капитальный ремонт основных фондов. 2.18. Списание на себестоимость нематериальных активов Нематериальные активы отражаются в учете по сумме затрат на приобретение (включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях) и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства по нормам, определенным исходя из установленного срока их использования. По тем нематериальным активам, по которым невозможно определить срок их полезного действия, норма износа устанавливается на десять лет (на не более срока деятельности предприятия). К нематериальным активам относятся права на использование земельных участков, природных ресурсов, патенты, лицензии, "ноу-хау", программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию предприятия, брокерское место и т.п.), торговые марки и торговые знаки и т.п. Нематериальные активы могут быть внесены службой "Заказчика" в счет вклада своего уставного фонда, а также могут быть приобретены в процессе ее деятельности. 2.19. Налоги, сборы и другие обязательные платежи К этому виду затрат относятся налоги, сборы и другие обязательные отчисления (налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, транспортный налог с предприятия, учреждений и организаций (кроме бюджетных), плата за землю и др.) в порядке, установленном законодательством, и подлежат отнесению на затраты производства. Расходы по уплате дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных действующим законодательством, осуществляются за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль. Налог на приобретение автотранспортных средств переносится на себестоимость при начислении износа. Дотации, полученные службой "Заказчика" на сохранение и ремонт жилья, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства в части, не покрываемой средствами, поступающими от оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, не облагаются налогом на добавленную стоимость. К расходам на рекламу с включением в себестоимость относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий, на разработку и изготовление эскизов рекламы, на объявления в печати, по радио и телевидению, на световую и иную наружную рекламу, на изготовление стендов, рекламных счетов, указателей, на приобретение, изготовление рекламных фильмов, на хранение рекламных материалов, на проведение рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью. Общая величина расходов на рекламу, относимая на себестоимость, не должна превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным от объема выполненных работ по договору подряда вместе с налогом на добавленную стоимость. 2.20. Кроме того, в фактической себестоимости работ (услуг) отражаются также: потери от брака; потери от простоев по внутрипроизводственным причинам; недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц; в результате потери нетрудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые на основании судебных решений; выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов; отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (в том числе 1,5% к себестоимости на проведение общеотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и освоение производства новых видов продукции (работ, услуг) и технологических процессов), и др. 2.21. Расходы и потери, подлежащие отнесению на счет 80 "Прибыли и убытки" К расходам и потерям, относимым на счет 80 "Прибыли и убытки", относятся: затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции; затраты службы "Заказчика" на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников); суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством; не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; потери от уценки производственных запасов; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров подряда, а также расходы по возмещению причиненных убытков (за исключением несоблюдения требований по охране окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий, использования природных ресурсов сверх установленных в договоре подряда лимитов, несоблюдения санитарных норм и правил, сокрытия (занижения) прибыли или иных объектов налогообложения, других видов штрафных санкций, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат внесению в бюджет); убытки от списания безнадежных долгов; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, принадлежность которых к предшествующим годам подтверждается документально (дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах, возврат сумм по расчетам с потребителями за услуги, оплаченные в прошлых годах, и прочие подобные суммы). Списание недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, штрафы, пени и неустойки рассматриваются во всех случаях как убытки отчетного года; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов и других материальных ценностей, потери от остановки производства и прочее), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий; некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями; убытки от хищений при отсутствии виновников; убытки от списания дебиторской задолженности, безнадежной к получению из-за срока исковой давности (если по этой задолженности не был ранее создан резерв по сомнительным долгам, который создается с 1 января 1992 года); убытки от списаний в установленном порядке ранее присужденных долгов по недостачам и хищениям, по которым возвращены исполнительные документы с утверждением судом акте о несостоятельности должника. 2.22. Расходы, осуществляемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий - "Подрядчика" (службы "Заказчика") и других целевых поступлений За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и других целевых поступлений производятся следующие расходы: расходы на погашение кредита, предоставленного на финансирование централизованных государственных капитальных вложений; затраты капитального характера на осуществление природоохранных мероприятий; затраты по содержанию объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда (включая амортизационные отчисления и затраты на проведение всех видов ремонта); затраты капитального характера по улучшению качества работ, совершенствованию технологии и организации производства; затраты по модернизации оборудования; затраты на осуществление мероприятий по кооперированию, специализации, экономии материальных ресурсов, созданию новых видов сырья и материалов; затраты на финансирование строительства объектов, расширение, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства; затраты на приобретение оборудования и других средств; расходы на оплату работ по сооружению охранной и пожарной (охранно-пожарной) сигнализации, носящих капитальный характер; расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг (приобретение бланков, уплата комиссионного вознаграждения банку за их распространение, прочее); выплата всех видов налогов, которые по действующему законодательству Правительства Российской Федерации и местных органов власти осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (службы "Заказчика"); взносы в создание объединенных инвестиционных фондов, а также в создание совместных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций; расходы по содержанию помещений и инвентаря (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонта), предоставляемых в соответствии с действующими положениями профессионально-техническим училищам, школам мастеров и прочим учреждениям образования для учебных целей, профсоюзам и другим общественным организациям; затраты на финансирование строительства жилья и других объектов непроизводственного назначения; расходы на содержание высших, средних учебных заведений, профессионально-технических училищ, состоящих на балансе предприятий и организаций; затраты по оказанию помощи школам, профессионально-техническим училищам, домам-интернатам и престарелых, сельскому хозяйству и прочее; расходы по возмещению убытков жилищно-коммунального хозяйства, состоящего на балансе предприятий, министерств и ведомств; расходы по возмещению разницы в ценах на топливо и покупную теплоэнергию, реализуемые работникам предприятий; затраты по организации и развитию подсобного хозяйства; расходы по предоставлению льгот рабочим и служащим в части оплаты их проезда к месту работы транспортом общего пользования, пригородными электричками, ведомственными автобусами и машинами (за исключением расходов, относимых на себестоимость продукции); затраты на содержание редакций средств массовой информации (газет, радиогазет, прочих видов средств массовой информации), состоящих на балансе предприятий, для которых эта деятельность не является основной; расходы по выплате единовременных поощрений отдельным работникам за выполнение особо важных производственных заданий, оплате дополнительных (сверх установленной законом продолжительности) отпусков, оказанию материальной помощи рабочим и служащим, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, выплате надбавок к пенсиям, дивидендов по акциям и вкладам, членов трудового коллектива в имущество предприятий, оплате жилья, при уменьшении по решению трудового коллектива продолжительности рабочего времени для отдельных работников с учетом особых условий труда (сверх установленных законодательством льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей, времени по выполнению государственных обязанностей), материальном поощрении работников предприятий и организаций, обслуживающих трудовые коллективы, по другим выплатам и натуральным выдачам рабочим и служащим; другие виды премий, выплачиваемые в установленном порядке за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, или иных целевых поступлений; выплата районных коэффициентов и коэффициентов за работу в пустынных и высокогорных местностях в части, соответствующей расходам на оплату труда, осуществляемым за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и иных целевых поступлений; оплата ежегодных отпусков в части доли расходов на оплату труда, производимой за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; компенсационные выплаты работникам предприятия, занятым в производительной сфере, сверх размеров, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации в связи с повышением розничных цен; компенсационные выплаты работникам социально-культурных учреждений, состоящих на балансе предприятий, производимые в связи с повышением цен; расходы по оплате в соответствии с действующим законодательством предприятиями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отдаленных районах Дальнего Востока, стоимости проезда двух членов семьи работников к месту использования отпуска и обратно; расходы по предоставлению питания бесплатно или по льготным ценам (за исключением специального питания отдельным категориям работников, предусмотренного законодательством, относимого на затраты производства) в столовых (буфетах), расходы на компенсацию работникам предприятия удорожания стоимости питания в столовых, буфетах и профилакториях в связи с повышением расходов на выплату разницы между закупочными и розничными ценами на сельскохозяйственную продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания предприятия, расходы на усиление питания работников, проходящих курс лечения в профилакториях, и детей, находящихся в детских садах, яслях, спортивных и оздоровительных лагерях предприятий. При этом дополнительные расходы предприятий на компенсации работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях (в виде талонов или безналичных перечислений предприятиям общественного питания), вызванные реформой розничных цен, производимые за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, не включаются в состав средств, направляемых на потребление. В случаях, если руководителями местных отделений банков принято решение о выплате компенсаций удорожания стоимости питания наличными деньгами, эти расходы также не включаются в состав средств, направляемых на потребление; затраты на проведение оздоровительных мероприятий и организации отдыха трудящихся, в том числе приобретение медикаментов для лечебно-профилактических учреждений, находящихся на балансе |