Без названия. Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 11.11.94 09-12/144-94

              О ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НОТАРИАТА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                          11 ноября 1994 г.
                            N 09-12/144-94

                                (НЦПИ)


     В связи  с  поступающими  запросами   по   формированию   системы
нотариата,   Министерство   юстиции   Российской   Федерации   считает
необходимым разъяснить следующее.
     1. В  соответствии  со  ст.  12 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате орган юстиции совместно с  нотариальной  палатой
должен   определить   количество   должностей   нотариусов   в  каждом
нотариальном округе.
     По имеющимся   в   Министерстве   юстиции   Российской  Федерации
сведениям в большинстве регионов численность нотариусов не установлена
до  настоящего  времени.  Отсутствие  определенности  в  этом  вопросе
порождает конфликтные ситуации между органами юстиции и  нотариальными
палатами,  что  препятствует  достижению  взаимопонимания в разрешении
проблем, отнесенных законодательством к совместной компетенции.
     Во исполнение  требования  закона  органам  юстиции  предлагается
совместно с нотариальными палатами до 01.12.94 установить  численность
нотариусов   в  каждом  нотариальном  округе.  При  этом  должна  быть
определена как общая численность нотариусов,  так и  конкретное  число
частнопрактикующих    нотариусов    и    нотариусов,    работающих   в
государственных  нотариальных  конторах.  Такое  четкое  разграничение
необходимо для обеспечения финансирования государственных нотариальных
контор с определенной штатной  численностью,  средства  на  содержание
которых должны быть предусмотрены при составлении бюджета.
     При определении численности нотариусов основным критерием  должна
быть  реальная  потребность  данного региона в определенном количестве
нотариусов,    способных    обеспечивать    надлежащее    нотариальное
обслуживание.
     В связи с этим представляется нецелесообразным  при  значительном
количестве частнопрактикующих нотариусов сохранять штатную численность
нотариусов в государственных нотариальных конторах,  установленную  до
принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
     Решение должно быть оформлено  протоколом  совместного  заседания
органа юстиции и правления нотариальной палаты,  на основании которого
органом юстиции издается приказ об определении штатной численности.
     Количество должностей     нотариусов     и     их     соотношение
(государственных и частнопрактикующих) может  устанавливаться  как  на
определенный период, так и на неопределенный. По мере необходимости, в
связи с изменением ситуации, такие соглашения могут пересматриваться и
устанавливаться новые цифры.
     2. Штатная численность нотариусов,  работающих в  государственных
нотариальных     конторах,     должна    соответствовать    количеству
государственных нотариальных контор (т.е.  количество нотариусов,  как
минимум,  не может быть меньше, чем количество нотариальных контор), в
противном случае вопрос должен быть  решен  только  в  совокупности  с
решением  Министерства  юстиции  Российской  Федерации  об упразднении
соответствующих нотариальных контор в установленном порядке.
     Если в  регионе  все нотариусы перешли на частную практику,  т.е.
фактически осуществлен полный переход от государственных  нотариальных
контор к частным,  и практика показала, что необходимости в пополнении
государственных нотариальных контор нет, то органу юстиции совместно с
нотариальной палатой надлежит подготовить мотивированное представление
в   Министерство   юстиции   Российской   Федерации   об   упразднении
государственных  нотариальных  контор.  В представление,  в частности,
должны  быть  включены  данные  об  удовлетворении  в  полном   объеме
физических  и  юридических  лиц  нотариальными  услугами,  о механизме
освобождения от уплаты тарифов (частично или полностью) той  категории
граждан,  на которых распространяются льготы по уплате государственной
пошлины.  Представление  должно  быть  согласовано  с   администрацией
субъекта Федерации.
     3. Замещение   вакантных    должностей    нотариусов,    как    в
государственных   конторах,   так   и   в  частнопрактикующих,  должно
производиться  в  соответствии   со   ст.12   Основ   законодательства
Российской   Федерации   о   нотариате   на   основании   рекомендации
нотариальной палаты,  на  конкурсной  основе  из  числа  лиц,  имеющих
лицензии.  В  тех  же  случаях,  когда число претендентов на замещение
вакантных должностей не  превышает  количества  вакантных  должностей,
т.е.  не  возникает  необходимого  условия  конкурса  -  отбор  лучших
участников,  палата,  исходя из  того,  что  каждый  претендент  имеет
документальное подтверждение о его соответствии замещаемой должности в
виде лицензии,  вправе отклонить кандидатуру только в том случае, если
располагает   достоверными  сведениями,  не  позволяющими  претенденту
занять вакантную должность.  К  таким  обстоятельствам  можно  отнести
сведения   об   осуждении   претендента   за   совершение  умышленного
преступления,  нахождение  его   под   следствием,   ограничение   его
дееспособности  или  признание  недееспособным в установленном законом
порядке,  а также наличие сведений о том,  что ранее данное лицо  было
лишено полномочий на совершение нотариальных действий.
     При отсутствии  конкурса  на   замещение   вакантных   должностей
рекомендацию  (согласие)  или отказ в рекомендации нотариальная палата
должна в письменном виде дать органу юстиции и сообщить об этом  лицу,
подавшему  заявление  не  позднее  10  дней  после  подачи заявления о
замещении вакантной должности нотариуса.  При  отказе  в  рекомендации
нотариальная палата сообщает органу юстиции основания, по которым было
принято решение об отказе.  Для органа  юстиции  решение  нотариальной
палаты носит рекомендательный характер, поэтому при наличии негативной
информации о предложенной кандидатуре, орган юстиции вправе отказать в
назначении   на  должность  нотариуса,  либо  отложить  назначение  до
проверки имеющихся сведений. О таком решении орган юстиции информирует
нотариальную  палату  в  письменном  виде  не  позднее  10  дней после
внесения рекомендации с указанием причин,  послуживших основанием  для
принятого решения.
     4. Назначение  производится   органом   юстиции   на   конкретную
должность,  либо нотариуса в конкретной государственной конторе,  либо
нотариуса частнопрактикующего в определенном  нотариальном  округе.  В
дальнейшем  переход  с  одной должности на другую - из государственной
нотариальной конторы на частную практику  или  с  частной  практики  в
государственную нотариальную контору,  может быть произведен только на
общих основаниях - через участие в конкурсе.  Подпункт  "б"  пункта  5
постановления   Верховного  Совета  Российской  Федерации  "О  порядке
введения в действие  Основ  законодательства  Российской  Федерации  о
нотариате"  не  может  быть  применен  к лицам,  принятым на должность
нотариуса после принятия  Основ,  поскольку  постановление  о  порядке
введения  в действие нормативного акта распространяется только на лиц,
являющихся  на  момент  принятия  закона  субъектами   правоотношений,
регулируемых этим нормативным актом.
     5. В   целях   упорядочения    деятельности    частнопрактикующих
нотариусов,  а  также  в  целях  обеспечения  возможности нотариальным
палатам   осуществлять   контроль    за    исполнением    нотариусами,
занимающимися   частной   практикой,   профессиональных   обязанностей
предлагается  лицам,  назначаемым  на  должность   частнопрактикующего
нотариуса,  в  заявлении  о  назначении  указывать  режим их работы по
приему граждан и юридических лиц.  Указанный в заявлении режим  работы
должен  быть  согласован  с  нотариальной  палатой и отражен в приказе
органа юстиции о  назначении  на  должность  нотариуса,  занимающегося
частной практикой.
     В исполнение данного письма органам юстиции надлежит до  01.01.95
представить  в  Министерство юстиции Российской Федерации информацию о
количестве должностей  нотариусов  (отдельно  частнопрактикующих  и  в
государственных   нотариальных   конторах),  установленном  совместным
решением органа юстиции и нотариальной палатой.

Заместитель министра
                                                         А.М. Степанов
11 ноября 1994 г.
N 09-12/144-94