ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 10 июня 1994 г. N 734-I ГД (РГ 94-115) Государственная Дума отмечает, что указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые с октября 1993 года, сыграли известную роль в формировании правовой основы местного самоуправления. Вместе с тем анализ указанных актов показывает, что в них содержатся положения, не соответствующие Конституции Российской Федерации, ограничиваются конституционные права населения на местное самоуправление. Соответствующими нормативными правовыми актами не обеспечиваются конституционные права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления и на их выборы, на участие населения в управлении муниципальной собственностью, в решении вопросов об изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. В ряде субъектов Российской Федерации вопреки Конституции Российской Федерации на территориях местного самоуправления вводится так называемое местное государственное управление. По вопросам местного самоуправления имеются несоответствия положениям Конституции Российской Федерации в ряде конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Государственной Думой были приняты постановление от 11 февраля 1994 года N 54-1 ГД "О правовой основе выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и об обеспечении избирательных прав граждан" и постановление от 25 февраля 1994 года N 68-1 ГД "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об обеспечении избирательных прав граждан при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления". В постановлениях обращалось внимание федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость приведения их актов по вопросам организации местного самоуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Указанные постановления до настоящего времени остались без должного реагирования. Не выполнены Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" и Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 1994 года N 557 "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления" в части приведения актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации. В целях укрепления правовой основы местного самоуправления, руководствуясь статьями 3, 12, частью 1 статьи 15, пунктом 1 раздела второго Конституции Российской Федерации и исходя из положений Договора об общественном согласии, а также принимая во внимание продолжающееся неисполнение своих конституционных полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять к сведению информацию Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, изложенную в записке "О правовой оценке нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления"???? 2. Предложить Президенту Российской Федерации как гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина принять меры, обеспечивающие: а) устранение нарушений конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вплоть до приостановления в соответствии с частью 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации действия названных актов; б) реализацию конституционных прав населения на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и органов местного самоуправления на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов; в) выполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации положений Конституции Российской Федерации о проведении выборов органов местного самоуправления, исключив практику переноса выборов, а также практику назначения глав местного самоуправления (местных администраций); г) прекращение практики нормативного регулирования прав местного самоуправления актами исполнительных органов государственной власти; д) усиление прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. 3. Предложить Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации использовать свои конституционные полномочия для обеспечения прав населения на местное самоуправление. 4. Рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление и привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации свои нормативные правовые акты о местном самоуправлении. 5. Признать целесообразным вносить на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов по вопросам бюджетно-финансовых правоотношений, налогообложения, собственности, землепользования и иным вопросам, затрагивающим права населения на местное самоуправление, при наличии заключения Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.П. Рыбкин |