ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСТРУДИНСПЕКЦИИ). Указ. Президент РФ. 20.07.94 1504

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРИ
      МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСТРУДИНСПЕКЦИИ)

                                 УКАЗ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                           20 июля 1994 г.

                                N 1504

                          (РГ 94 - 138-139)

     В целях обеспечения деятельности органов государственного надзора
и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о тру-
де и охране труда постановляю:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной инспекции  труда
при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции).
     2. Установить предельную численность работников:
     аппарата Рострудинспекции  90  единиц  (без персонала по охране и
обслуживанию зданий);
     государственных инспекций труда республик, краев, областей, горо-
дов федерального значения, автономной области, автономных округов, ра-
йонов и городов 5100 единиц.
     3. Финансирование расходов,  связанных с осуществлением  деятель-
ности аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда рес-
публик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об-
ласти, автономных  округов,  районов  и городов,  производится за счет
средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     4. Правительству Российской Федерации:
     совместно с органами исполнительной власти  субъектов  Российской
Федерации оказать  содействие  в формировании подведомственных Ростру-
динспекции государственных инспекций труда и выделить необходимые  по-
мещения для их размещения;
     в 3-месячный срок решить вопрос о выделении помещения для  разме-
щения аппарата Рострудинспекции.

                                        Президент Российской Федерации
                                                             Б. ЕЛЬЦИН

                               (* * *)

                              ПОЛОЖЕНИЕ
            О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ
            ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСТРУДИНСПЕКЦИИ)

     1. Федеральная инспекция труда при Министерстве труда  Российской
Федерации  (Рострудинспекция)  и  подведомственные  ей государственные
инспекции труда республик,  краев, областей, городов федерального зна-
чения, автономной  области,  автономных округов,  районов и городов (в
дальнейшем именуются - государственные инспекции труда) образуют  еди-
ную систему  надзора  и  контроля за соблюдением законодательства Рос-
сийской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждени-
ях, организациях  всех  форм  собственности  (в дальнейшем именуются -
предприятия).
     2. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспек-
ции труда в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской
Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Рос-
сийской Федерации и настоящим Положением.
     На руководителей и работников аппарата Рострудинспекции распрост-
раняется законодательство Российской Федерации о государственной служ-
бе.
     3. Рострудинспекция образует государственные отраслевые инспекции
труда, организация деятельности которых регулируется положениями,  ут-
верждаемыми главным государственным инспектором труда Российской Феде-
рации.
     4. На должности руководителей  государственных  инспекций  труда,
государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по ох-
ране труда назначаются лица, имеющие соответственно высшее юридическое
или высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.
     5. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспек-
ции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федераль-
ными надзорами,  органами прокуратуры,  другими федеральными  органами
исполнительной власти,  органами  исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации,  правовой и технической инспекциями труда объедине-
ний профессиональных союзов.
     6. Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей  го-
сударственных инспекций труда являются:
     осуществление государственного надзора и контроля за  соблюдением
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда,  а также
связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о  возме-
щении вреда,  причиненного здоровью работника, социальном страховании,
занятости, банкротстве и приватизации предприятий,  коллективных дого-
ворах и соглашениях;
     защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работ-
ников, а  также защита их от незаконных действий работодателей,  долж-
ностных лиц и других ответственных работников предприятий 1,  ущемляю-
щих эти права;
     разработка предложений по совершенствованию законодательства Рос-
сийской Федерации  и  иных нормативных правовых актов о труде и охране
труда;
     обеспечение повышения  квалификации  работников  аппарата Ростру-
динспекции и государственных инспекций труда;
     содействие овладению  работодателями и работниками знаниями зако-
нодательства Российской Федерации и действующих норм  и  нормативов  о
труде и охране труда.
     7. В соответствии с возложенными задачами Рострудинспекция и под-
ведомственные ей  государственные  инспекции труда выполняют следующие
функции:
     а) Рострудинспекция:
     осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением за-
конодательства Российской Федерации о труде и охране  труда,  а  также
связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о  возме-
щении вреда,  причиненного здоровью работника, социальном страховании,
занятости, банкротстве и приватизации предприятий,  коллективных дого-
ворах и соглашениях;

--------------------
     1) Другие ответственные работники предприятий - работники,  кото-
рые в  соответствии с их полномочиями несут ответственность за визиро-
вание проектов актов (приказов,  распоряжений и других  документов)  в
части обеспечения  соблюдения законодательства о труде,  правил охраны
труда.

     определяет главные направления и  приоритеты  деятельности  госу-
дарственных инспекций труда;
     осуществляет организационное и методическое руководство  деятель-
ностью государственных инспекций труда, их нормативно-правовое и мате-
риальное обеспечение;
     анализирует причины нарушений законодательства Российской Федера-
ции и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда и готовит
соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов;
     анализирует состояние и причины производственного  травматизма  и
разрабатывает предложения по их профилактике;
     дает заключения по проектам строительных норм и правил  (СНиП)  и
других нормативных  документов  по вопросам строительства на соответс-
твие их требованиям норм и правил по охране труда;
     участвует в разработке государственных стандартов по безопасности
труда;
     осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расс-
ледования и учета несчастных случаев на производстве;
     ведет прием и рассматривает заявления,  письма, жалобы и иные об-
ращения работников о нарушениях их  трудовых,  социально-экономических
прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению;
     готовит и представляет в установленном  порядке  Президенту  Рос-
сийской Федерации  ежегодный  доклад о деятельности Рострудинспекции и
соблюдении законодательства Российской Федерации о труде и охране тру-
да;
     б) государственные инспекции труда:
     осуществляют надзор и контроль за соблюдением на предприятиях за-
конодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых  актов
о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нор-
мативных правовых актов о возмещении вреда,  причиненного здоровью ра-
ботника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации
предприятий, коллективных договорах и соглашениях, анализируют обстоя-
тельства и причины их нарушений, принимают меры по их устранению;
     анализируют состояние и причины производственного травматизма,  в
установленном порядке  принимают  участие  в  расследовании несчастных
случаев на производстве;
     проводят предупредительный  надзор  за строительством новых и ре-
конструкцией действующих объектов производственного назначения, сдачей
их в  эксплуатацию  с  целью  предотвращения  отступлений от проектов,
ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
     информируют общественность о выявленных на предприятиях нарушени-
ях правовых актов о труде и охране труда, ведут разъяснительную работу
о трудовых правах работников;
     организуют обучение работодателей и работников по вопросам норма-
тивно-правовых актов о труде и охране труда;
     ведут прием и рассматривают заявления,  письма, жалобы и иные об-
ращения работников и их объединений о нарушениях их трудовых, социаль-
но-экономических прав и прав на охрану труда,  принимают  меры  по  их
устранению.
     8. Государственные правовые инспекторы  труда  и  государственные
инспекторы труда вправе:
     беспрепятственно, при предъявлении  удостоверения  установленного
образца, посещать  в любое время суток предприятия в целях осуществле-
ния надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской  Фе-
дерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
     запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы,
объяснения и иную информацию,  необходимую для выполнения надзорных  и
контрольных функций;
     налагать в установленном законодательством  Российской  Федерации
об административных  правонарушениях  порядке штрафы на руководителей,
должностных лиц и других ответственных работников предприятий,  винов-
ных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране тру-
да;
     предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответствен-
ным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания  об
устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нор-
мативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных
в этих  нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их
от должности в установленном порядке;
     приобретать вне  очереди билеты на все виды транспорта,  брониро-
вать и получать места в гостиницах при выездах в командировку.
     9. Государственные инспекторы по охране труда вправе:
     приостанавливать работу отдельных производственных  подразделений
и оборудования  при  выявлении нарушений законодательных и иных норма-
тивных актов об охране труда,  которые создают угрозу жизни и здоровью
работников, до устранения этих нарушений;
     отстранять от работы лиц,  не прошедших в  установленном  порядке
обучение, инструктаж  и  проверку знаний правил,  норм и инструкций по
охране труда.
     10. Руководители государственных инспекций труда вправе:
     рассматривать с органами исполнительной власти субъектов Российс-
кой Федерации вопросы,  относящиеся к компетенции государственной инс-
пекции труда, требовать устранения допускаемых нарушений законодатель-
ства Российской  Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и
охране труда;
     направлять в соответствующие правоохранительные и судебные органы
информацию, исковые требования и иные материалы  по  фактам  нарушений
законодательства о труде и охране труда,  невыполнения предписаний го-
сударственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов
по охране труда;
     принимать обязательные для исполнения решения о приостановке  ра-
боты предприятий,  на  которых выявлены нарушения требований по охране
труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников,  до устране-
ния этих нарушений;
     принимать обязательные для исполнения решения о приостановке  ра-
боты предприятий,  на  которых выявлены нарушения требований по охране
труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников,  до устране-
ния этих нарушений;
     запрещать производство индивидуальной защиты, не имеющих сертифи-
ката безопасности или не соответствующих требованиям стандартов и тех-
нических условий.
     11. Государственные  правовые  инспекторы труда и государственные
инспекторы по охране труда при осуществлении своих полномочий  незави-
симы от  государственных  органов,  должностных  лиц и руководствуются
только законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми ак-
тами.
     12. Руководители Рострудинспекции, государственных инспекций тру-
да, государственные  правовые  инспекторы труда и государственные инс-
пекторы по охране труда обязаны сохранять государственную, служебную и
коммерческую тайну,  полученную  при  осуществлении  своих должностных
полномочий, не сообщать администрации предприятий  сведения  о  лицах,
обратившихся к ним с заявлением, жалобой.
     13. Решения государственных правовых инспекторов  труда  и  госу-
дарственных инспекторов  по охране труда могут быть обжалованы руково-
дителю государственной инспекции труда по подчиненности,  главному го-
сударственному инспектору  труда  Российской  Федерации или в судебном
порядке.
     Решения главного государственного инспектора труда могут быть об-
жалованы в судебном порядке.
     14. Руководителем Рострудинспекции является главный государствен-
ный инспектор труда Российской Федерации в ранге  первого  заместителя
Министра труда Российской Федерации,  назначаемый на должность и осво-
бождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
     Главный государственный инспектор труда Российской Федерации:
     руководит на основе единоначалия деятельностью Рострудинспекции и
подведомственных ей государственных инспекций труда;  несет персональ-
ную ответственность за выполнение возложенных на Рострудинспекцию  за-
дач и осуществление ею своих функций;
     имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Правительством Российской Федерации;
     распределяет обязанности между заместителями  главного  государс-
твенного инспектора труда Российской Федерации;
     утверждает структуру, штаты и положения о структурных подразделе-
ниях Рострудинспекции  и подведомственных ей государственных инспекций
труда;
     назначает на  должность и освобождает от должности работников ап-
парата Рострудинспекции и подведомственных ей государственных  инспек-
ций труда.
     15. Правительство Российской Федерации устанавливает  должностные
оклады и другие условия оплаты труда работникам:
     аппарата Рострудинспекции применительно к условиям  оплаты  труда
соответствующих категорий работников федеральных министерств;
     государственных инспекций труда республик, краев, областей, горо-
дов федерального значения, автономной области, автономных округов, ра-
йонов и городов применительно к условиям оплаты труда  соответствующих
категорий работников  органов исполнительной власти субъектов Российс-
кой Федерации.
     16. Рострудинспекция имеет бланки установленного образца,  печать
с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим на-
именованием.
     Государственные инспекции труда пользуются бланками и печатями по
образцам, утвержденным  главным государственным инспектором труда Рос-
сийской Федерации.