ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСТРУДИНСПЕКЦИИ) УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 20 июля 1994 г. N 1504 (РГ 94 - 138-139) В целях обеспечения деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о тру- де и охране труда постановляю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции). 2. Установить предельную численность работников: аппарата Рострудинспекции 90 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий); государственных инспекций труда республик, краев, областей, горо- дов федерального значения, автономной области, автономных округов, ра- йонов и городов 5100 единиц. 3. Финансирование расходов, связанных с осуществлением деятель- ности аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда рес- публик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об- ласти, автономных округов, районов и городов, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. 4. Правительству Российской Федерации: совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказать содействие в формировании подведомственных Ростру- динспекции государственных инспекций труда и выделить необходимые по- мещения для их размещения; в 3-месячный срок решить вопрос о выделении помещения для разме- щения аппарата Рострудинспекции. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН (* * *) ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСТРУДИНСПЕКЦИИ) 1. Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального зна- чения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем именуются - государственные инспекции труда) образуют еди- ную систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Рос- сийской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждени- ях, организациях всех форм собственности (в дальнейшем именуются - предприятия). 2. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспек- ции труда в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Рос- сийской Федерации и настоящим Положением. На руководителей и работников аппарата Рострудинспекции распрост- раняется законодательство Российской Федерации о государственной служ- бе. 3. Рострудинспекция образует государственные отраслевые инспекции труда, организация деятельности которых регулируется положениями, ут- верждаемыми главным государственным инспектором труда Российской Феде- рации. 4. На должности руководителей государственных инспекций труда, государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по ох- ране труда назначаются лица, имеющие соответственно высшее юридическое или высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет. 5. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспек- ции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федераль- ными надзорами, органами прокуратуры, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос- сийской Федерации, правовой и технической инспекциями труда объедине- ний профессиональных союзов. 6. Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей го- сударственных инспекций труда являются: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возме- щении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных дого- ворах и соглашениях; защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работ- ников, а также защита их от незаконных действий работодателей, долж- ностных лиц и других ответственных работников предприятий 1, ущемляю- щих эти права; разработка предложений по совершенствованию законодательства Рос- сийской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда; обеспечение повышения квалификации работников аппарата Ростру- динспекции и государственных инспекций труда; содействие овладению работодателями и работниками знаниями зако- нодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда. 7. В соответствии с возложенными задачами Рострудинспекция и под- ведомственные ей государственные инспекции труда выполняют следующие функции: а) Рострудинспекция: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением за- конодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возме- щении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных дого- ворах и соглашениях; -------------------- 1) Другие ответственные работники предприятий - работники, кото- рые в соответствии с их полномочиями несут ответственность за визиро- вание проектов актов (приказов, распоряжений и других документов) в части обеспечения соблюдения законодательства о труде, правил охраны труда. определяет главные направления и приоритеты деятельности госу- дарственных инспекций труда; осуществляет организационное и методическое руководство деятель- ностью государственных инспекций труда, их нормативно-правовое и мате- риальное обеспечение; анализирует причины нарушений законодательства Российской Федера- ции и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда и готовит соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов; анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике; дает заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства на соответс- твие их требованиям норм и правил по охране труда; участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расс- ледования и учета несчастных случаев на производстве; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные об- ращения работников о нарушениях их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению; готовит и представляет в установленном порядке Президенту Рос- сийской Федерации ежегодный доклад о деятельности Рострудинспекции и соблюдении законодательства Российской Федерации о труде и охране тру- да; б) государственные инспекции труда: осуществляют надзор и контроль за соблюдением на предприятиях за- конодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нор- мативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью ра- ботника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, анализируют обстоя- тельства и причины их нарушений, принимают меры по их устранению; анализируют состояние и причины производственного травматизма, в установленном порядке принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве; проводят предупредительный надзор за строительством новых и ре- конструкцией действующих объектов производственного назначения, сдачей их в эксплуатацию с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность; информируют общественность о выявленных на предприятиях нарушени- ях правовых актов о труде и охране труда, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников; организуют обучение работодателей и работников по вопросам норма- тивно-правовых актов о труде и охране труда; ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные об- ращения работников и их объединений о нарушениях их трудовых, социаль- но-экономических прав и прав на охрану труда, принимают меры по их устранению. 8. Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы труда вправе: беспрепятственно, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещать в любое время суток предприятия в целях осуществле- ния надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Фе- дерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда; запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, винов- ных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране тру- да; предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответствен- ным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нор- мативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке; приобретать вне очереди билеты на все виды транспорта, брониро- вать и получать места в гостиницах при выездах в командировку. 9. Государственные инспекторы по охране труда вправе: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных норма- тивных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. 10. Руководители государственных инспекций труда вправе: рассматривать с органами исполнительной власти субъектов Российс- кой Федерации вопросы, относящиеся к компетенции государственной инс- пекции труда, требовать устранения допускаемых нарушений законодатель- ства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда; направлять в соответствующие правоохранительные и судебные органы информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений законодательства о труде и охране труда, невыполнения предписаний го- сударственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда; принимать обязательные для исполнения решения о приостановке ра- боты предприятий, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устране- ния этих нарушений; принимать обязательные для исполнения решения о приостановке ра- боты предприятий, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устране- ния этих нарушений; запрещать производство индивидуальной защиты, не имеющих сертифи- ката безопасности или не соответствующих требованиям стандартов и тех- нических условий. 11. Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда при осуществлении своих полномочий незави- симы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми ак- тами. 12. Руководители Рострудинспекции, государственных инспекций тру- да, государственные правовые инспекторы труда и государственные инс- пекторы по охране труда обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих должностных полномочий, не сообщать администрации предприятий сведения о лицах, обратившихся к ним с заявлением, жалобой. 13. Решения государственных правовых инспекторов труда и госу- дарственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руково- дителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному го- сударственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда могут быть об- жалованы в судебном порядке. 14. Руководителем Рострудинспекции является главный государствен- ный инспектор труда Российской Федерации в ранге первого заместителя Министра труда Российской Федерации, назначаемый на должность и осво- бождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации: руководит на основе единоначалия деятельностью Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда; несет персональ- ную ответственность за выполнение возложенных на Рострудинспекцию за- дач и осуществление ею своих функций; имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации; распределяет обязанности между заместителями главного государс- твенного инспектора труда Российской Федерации; утверждает структуру, штаты и положения о структурных подразделе- ниях Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда; назначает на должность и освобождает от должности работников ап- парата Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспек- ций труда. 15. Правительство Российской Федерации устанавливает должностные оклады и другие условия оплаты труда работникам: аппарата Рострудинспекции применительно к условиям оплаты труда соответствующих категорий работников федеральных министерств; государственных инспекций труда республик, краев, областей, горо- дов федерального значения, автономной области, автономных округов, ра- йонов и городов применительно к условиям оплаты труда соответствующих категорий работников органов исполнительной власти субъектов Российс- кой Федерации. 16. Рострудинспекция имеет бланки установленного образца, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим на- именованием. Государственные инспекции труда пользуются бланками и печатями по образцам, утвержденным главным государственным инспектором труда Рос- сийской Федерации. |