ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. Постановление. Правительство РФ. 06.07.94 801

            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПО
                 ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ
                       АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            6 июля 1994 г.

                                N 801

                             (СЗРФ 94-12)


     В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав пот-
ребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской  Федерации,
1992, N 15, ст. 766) Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемые Правила предоставления услуг по техническо-
му обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

         Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин


                                                   УТВЕРЖДЕНЫ

                                          постановлением Правительства
                                              Российской Федерации
                                               от 6 июля 1994 г.
                                                     N 801

                               ПРАВИЛА

          предоставления услуг по техническому обслуживанию
                и ремонту автомототранспортных средств

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Настоящие  Правила  предоставления  услуг  по   техническому
обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (далее именуются -
Правила) регулируют  отношения  между  потребителями  и  исполнителями
услуг по   техническому  обслуживанию  и  ремонту автомототранспортных
средств, устанавливают права потребителей на оказание услуг или выпол-
нение работ  надлежащего качества и в назначенные сроки,  на получение
информации об услугах (работах) и их исполнителях,  определяют порядок
приема и  оформления заказов,  расчетов с потребителем,  обязанности и
имущественную ответственность исполнителей и потребителей.

     1.2. Основные понятия, применяемые в настоящих Правилах:

     "Потребитель" - предприятие,  организация, учреждение или гражда-
нин, использующие,  приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение
воспользоваться услугами по техническому обслуживанию и ремонту  авто-
мототранспортных средств;
     "Исполнитель" - предприятие,  организация, учреждение или гражда-
нин-предприниматель, оказывающие услуги (выполняющие работы) по техни-
ческому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
     1.3. Правила  распространяются на услуги по техническому обслужи-
ванию и  ремонту  автомототранспортных  средств,  определяемые   Обще-
российским классификатором услуг населению, утверждаемые в установлен-
ном порядке.
     1.4. Предприятия,  организации  и учреждения,  оказывающие услуги
(выполняющие работы), обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм
организации их  деятельности,  фирменного  наименования (если оно име-
ется) и юридического адреса (местонахождения  собственника),  а  также
вывеску с указанием режима работы.
     Гражданин-предприниматель должен представлять  информацию  о  ре-
гистрации и наименовании органа,  его зарегистрировавшего,  о стандар-
тах, обязательные требования которых распространяются  на  оказываемые
услуги (выполняемые работы),  сведения об их сертификации, а также ли-
цензию на выполнение данного вида услуг.
     1.5. Исполнитель  обязан  своевременно  предоставлять потребителю
информацию в наглядной и доступной форме об оказываемых  услугах  (вы-
полняемых работах), форме и порядке оплаты услуг (работ), включая и те
случаи, когда обслуживание производится вне постоянного места нахожде-
ния предприятия  -  во  временных  помещениях,  передвижными приемными
пунктами, выездными бригадами и тому подобное.
     В местах,  где производится прием заказов,  эта информация должна
находиться в удобном для обозрения потребителем месте и в обязательном
порядке содержать:
     Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию  и  ре-
монту автомототранспортных средств;
     нормативные документы органов местной администрации по  вопросам,
касающимся сферы  услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомо-
тотранспортных средств;
     сведения об  органе по защите прав потребителей при местной адми-
нистрации;
     перечень основных видов услуг (работ) и форм их предоставления, а
также сопутствующих и других услуг (работ) и форм  обслуживания,  пре-
доставляемых по желанию потребителя;
     копии сертификатов на услуги,  подлежащие обязательной сертифика-
ции, а также наименования стандартов, обязательным требованиям которых
должно соответствовать качество оказываемых услуг;
     копии лицензий  на право оказания конкретных видов услуг (работ),
если их лицензирование предусмотрено законодательством Российской  Фе-
дерации;
     прейскуранты (выписки из прейскурантов) либо цены на предоставля-
емые виды услуг (работ), а также цены на используемые при этом матери-
алы и запасные части;
     перечен участков, где разрешается присутствие потребителя;
     книгу отзывов и предложений;
     сведения о сроках выполнения заказов, о сроках гарантии на оказы-
ваемые услуги (выполняемые работы);
     перечень категорий граждан,  имеющих право на льготное обслужива-
ние, сведения о льготах  и  преимуществах,  предусмотренных  законода-
тельством Российской  Федерации  для отдельных категорий потребителей,
включая список документов, необходимых для получения этих льгот;
     образцы типовых договоров, заказ-нарядов, приемо-сдаточных актов,
квитанций, жетонов, расписок, талонов и других документов, удостоверя-
ющих прием заказа исполнителем и оплату услуг (работ) потребителем.
     Если представление ненадлежащей информации (недостоверной или не-
достаточно полной) об услуге (работе), а также об исполнителе повлекло
оказание услуги (выполнение работы), не обладающей необходимыми потре-
бителю свойствами,  потребитель  вправе расторгнуть договор и потребо-
вать возмещения причиненных ему убытков.  В  случае  причинения  вреда
жизни, здоровью или имуществу потребителя последний вправе расторгнуть
договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков в полном объ-
еме, если законодательством не предусмотрена более высокая ответствен-
ность.

                    2. ПРИЕМ И ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКАЗОВ

     2.1. Исполнитель принимает к исполнению услуги (работы),  которые
соответствуют его уставной деятельности.
     Заявка на выполнение услуг (работ) подается потребителем в  пись-
менном виде. На основании заявки исполнитель назначает потребителю да-
ту и  время  его  прибытия  и   предоставления   автомототранспортного
средства для заключения договора на выполнение услуг (работ),  а также
производит об этом соответствующие записи в заявке и в журнале регист-
рации. Заявка с отметкой о времени прибытия возвращается потребителю.
     При невозможности принятия автомототранспортного средства на тех-
ническое обслуживание  и  ремонт  в заявке должна быть указана причина
отказа, удостоверенная подписью ответственного лица.
     Если потребитель в назначенное время не прибыл к месту проведения
работ, то автомототранспортное средство принимается  в  порядке  общей
очереди.
     2.2. Оформление заказов производится при предъявлении  документа,
удостоверяющего личность потребителя, технического паспорта на автомо-
тотранспортное средство. Потребитель, не являющийся собственником  ав-
томототранспортного средства, предъявляет заверенную  в  установленном
порядке доверенность на право распоряжения автомототранспортным  сред-
ством.  Предприятие -  потребитель  услуг -  представляет  гарантийное
письмо с указанием объема работ, подписанное руководителе  предприятия
и главным бухгалтером. Представитель потребителя  предъявляет доверен-
ность на право  сдачи  автомототранспортного  средства  в  техническое
обслуживание и ремонт и его получения.
     При оформлении заказов на техническое обслуживание и ремонт авто-
мототранспортных средств запрещается изъятие  у владельцев технических
паспортов.
     2.3. Потребители, пользующиеся правом на внеочередное пользование
услугами, предъявляют соответствующие документы и технический  паспорт
на автомототранспортное  средство.  Право на внеочередное обслуживание
сохраняется за ними и в тех случаях,  если они  пользуются  автомотот-
ранспортным средством по доверенности.
     2.4. Прием в  ремонт  автомототранспортных  средств  и  агрегатов
оформляется путем заполнения документов установленного образца.
     2.5. Договор на оказание услуг (проведение  работ)  может  оформ-
ляться в  виде заказ-наряда или другого документа установленной формы,
который должен содержать следующие реквизиты:
     юридические адреса  исполнителя и потребителя (фамилия и инициалы
заказчика, его телефон и адрес);
     марка, модель автомототранспортного средства,  номерной знак, но-
мера основных агрегатов;
     дата приема  заказа,  сроки  начала  и  исполнения заказа,  сумма
аванса (полная сумма);
     наименования услуг (работ),  наименования запасных частей и мате-
риалов исполнителя, их стоимость и количество;
     гарантийные обязательства исполнителя;
     другие реквизиты,  в том числе ответственность сторон за неиспол-
нение ил ненадлежащее исполнение обязательств, определенных договором.
     Прием на гарантийный ремонт оформляется рекламационным актом. До-
говор может оформляться также путем выдачи квитанции,  жетона, талона,
кассового чека.
     При оформлении договора в случае оставления автомототранспортного
средства на предприятии для ремонта  исполнитель  обязан  одновременно
составить приемо-сдаточный  акт,  в  котором  при  приемке  автомотот-
ранспортного средства отражаются его комплектность,  видимые  наружные
повреждения и дефекты,  а также переданные потребителем запасные части
и материалы.
     При приемке  автомототранспортного  средства потребителю выдаются
копии приемо-сдаточного акта и договора.
     2.6. Оказание услуг (выполнение работ) исполнителем в присутствии
потребителя, таких как подкачка шин, диагностические работы, некоторые
работы технического обслуживания и ремонта, мойка и другие, может про-
изводиться без оформления заявки и приемо-сдаточного  акта.  При  этом
оформляется номерной талон, левая часть которого после окончания работ
выдается потребителю.  Допускается применение чеков кассовых аппаратов
при оформлении и оплате работ. Разрешается проведение взаиморасчетов с
потребителем без применения кассовых аппаратов. В этом случае владель-
цу выдается квитанция об уплате выполненных работ.
     2.7. Для  ремонта  автомототранспортного  средства   могут   быть
использованы предоставляемые  потребителем запасные части и материалы,
отвечающие требованиям действующей нормативной документации или серти-
фицированные, если их обязательная сертификация предусмотрена действу-
ющими нормативными документами. О предоставлении потребителем запасных
частей и материалов делается запись во всех экземплярах приемо-сдаточ-
ного акта.
     2.8. Потребители, имеющие право на внеочередное пользование услу-
гами (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомо-
тотранспортных средств, сдают автомототранспортные средства вне очере-
ди, при этом уже начатые работы по техническому обслуживанию  или  ре-
монту автомототранспортных средств других лиц не приостанавливаются.
     2.9. Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению
с предусмотренными  Законом Российской Федерации "О защите прав потре-
бителей" и настоящими Правилами, являются недействительными.
     Если в  результате применения условий договора,  ущемляющих права
потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению испол-
нителем в полном объеме,  в том числе и убытки, причиненные нарушением
прав потребителя на свободный выбор видов услуг (работ).
     2.10. Потребитель  имеет право на выборочное проведение отдельных
видов работ по техническому обслуживанию  и  ремонту.  исполнитель  не
вправе навязывать потребителю дополнительные виды услуг (работ),  пре-
доставляемых за плату,  а также обусловливать исполнение  одних  услуг
(работ) обязательным  исполнением  других.  Оказание услуг (выполнение
работ) с применением форм срочного обслуживания (со взиманием надбавки
за срочность), оказание дополнительных услуг может  производиться  ис-
полнителем только по желанию потребителя при наличии  соответствующего
указания об  этом в договоре.  Потребитель вправе потребовать возврата
сумм, уплаченных за дополнительные услуги (работы),  оказанные (выпол-
ненные) без его согласия.
     2.11. Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя:
     о непригодности или недоброкачественности запасных частей и мате-
риалов, полученных от потребителя;
     о том, что выполнение указаний потребителя и иные обстоятельства,
зависящие от последнего,  могут повлечь ухудшение качества выполняемой
работы;
     об условиях эффективного и безопасного использования отремонтиро-
ванного автомототранспортного средства и результатах других услуг (ра-
бот);
     о наличии иных,  не зависящих от исполнителя обстоятельств, кото-
рые угрожают качеству оказываемой потребителю услуги (работы).
     Если потребитель,  несмотря  на своевременное и обоснованное пре-
дупреждение со стороны исполнителя,  в оговоренной сторонами  срок  не
изменит указаний  о  способе  выполнения  работы либо не устранит иных
обстоятельств, грозящих ее качеству,  исполнитель вправе в односторон-
нем порядке  расторгнуть  договор  и потребовать взыскания причиненных
убытков.
     Если исполнитель  не  предупредил потребителя о невозможности вы-
полнения указаний потребителя о способе выполнения работы,  а также  о
наличии иных,  не зависящих от исполнителя обстоятельств, он несет от-
ветственность за ненадлежащее исполнение заказа.
     2.12* Срок  исполнения  услуги  (работы) может определяться датой
(периодом времени), к которой услуга (работа) должна быть выполнена, а
также датой (периодом времени),  когда исполнитель должен приступить к
ее оказанию (выполнению), по желанию потребителя.
     Если услуга  (работа)  выполняется  по  частям  в  течение  срока
действия договора,  то должны предусматриваться периоды оказания услуг
(выполнения работ).
     Началом срока выполнения услуги (работы) считается следующий день
после календарной даты приема заказа.
     Если последний день срока выполнения услуги  (работы)  приходится
на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним ра-
бочий день.
     При оказании  услуг (выполнении работ) на дому у потребителя  или
в другом месте (садовом участке,  гараже и т.д.) исполнитель обеспечи-
вает явку  работника в согласованное с потребителем время,  а потреби-
тель обязан создать необходимые условия для выполнения услуг (работ) в
соответствии с указаниями исполнителя.
     
                 3. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ)
     3.1. Исполнитель обеспечивает:
     оказание услуг  (выполнение  работ),  соответствующих по качеству
обязательным требованиям стандартов,  условиям договора, обычно предъ-
являемым требованиям;
     возможность использования результатов,  выполненной услуги (рабо-
ты) по назначению в течение срока службы,  установленного им самим или
по соглашению с потребителем;
     выполнение гарантийных  обязательств на отремонтированное автомо-
тотранспортное средство.
     3.2. Исполнитель обязан:
     оказать услуги (выполнить работы) в сроки,  установленные догово-
ром, и  соответствующие  по качеству обязательным требованиям стандар-
тов, условиям договора;
     соблюдать установленный (объявленный) режим работы. Государствен-
ным (муниципальным) предприятиям режим работы устанавливается по реше-
нию органов местной администрации,  режим работы предприятий, основан-
ных на иных формах собственности, устанавливается собственником;
     своевременно предупредить потребителя о том,  что соблюдение ука-
заний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от последнего, гро-
зят ненадлежащим качеством выполняемой работы;
     выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на  авто-
мототранспортное средство номерные агрегаты.
     3.3. В случае если потребитель обращается с  просьбой  произвести
дополнительные работы,  не оговоренные ранее оформленным договором, то
на основании дополнительной заявки оформляется продолжение к  договору
и устанавливается новый срок выполнения работ.
     3.4. При несогласии потребителя на проведение работ по устранению
неисправностей, угрожающих  безопасности  движения,  или при невозмож-
ности в процессе ремонта автомототранспортного средства устранить ука-
занные неисправности исполнитель производит отметку в договоре:  " Ав-
томототранспортное средство  имеет  дефекты,  угрожающие  безопасности
движения".
     3.5. Нахождение потребителя в основных производственных помещени-
ях без разрешения руководства предприятия запрещается. Перечень участ-
ков, где разрешается присутствие  потребителя,  устанавливается  адми-
нистрацией предприятия.
     3.6. Потребитель вправе без объяснения причин расторгнуть договор
об оказании услуги (выполнении работы) в любое время, уплатив исполни-
телю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убыт-
ки, причиненные расторжением договора.
     После выполнения (или аннулирования)  заказа  исполнитель  обязан
представить потребителю  отчет  о  расходовании оплаченных им запасных
частей и материалов и возвратить их остатки,  а также замененные  (не-
исправные) узлы и детали.
     3.7. Права потребителя и исполнителя в  случае  нарушения  сроков
оказания услуги (выполнения работы) или несвоевременного получения за-
каза:
     если исполнитель своевременно не приступил к оказанию услуги (вы-
полнению работы) или во время ее исполнения стало очевидным, что услу-
га не будет исполнена в установленный срок, а также в случае нарушения
срока исполнения услуги (работы) потребитель вправе по своему выбору:
     назначить исполнителю  новый  срок,  в течение которого он должен
приступить к оказанию услуги (выполнению работы) и (или) ее исполнить;
     поручить оказание услуги (выполнение работы) другому лицу за счет
исполнителя;
     потребовать уменьшения вознаграждения за услуга (работу);
     расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
     Назначение новых  сроков,  в  течение  которых исполнитель должен
приступить к оказанию услуг (выполнению работ) и исполнить их,  оформ-
ляется дополнительным  договором.  В  случае  их нарушения потребитель
вправе предъявить иные требования, установленные настоящим пунктом.
     При расторжении договора в случае,  если исполнитель своевременно
не приступил к исполнению заказа или исполняет его настолько медленно,
что исполнение  к сроку становится невозможным,  исполнитель не вправе
требовать возмещения своих затрат,  произведенных в процессе  оказания
услуги (исполнения работы), а также платы за уже оказанную услугу (вы-
полненную работу). По заявлению потребителя ему возвращаются внесенный
аванс (полная сумма) и его изделие, запасные части и материалы.
     В случае нарушения установленных сроков начала и (или)  окончания
исполнения заказа,  а  также  назначенных  потребителем  на  основании
настоящего пункта новых сроков исполнитель уплачивает  потребителю  за
каждый просроченный день (час,  если срок определен в часах) неустойку
в размере трех процентов от стоимости услуги (работы),  а  если  стои-
мость ее  отдельно (без стоимости материалов) в договоре не определена
- от полной стоимости заказа,  вплоть до начала исполнения заказа  или
предъявления иных требований, предусмотренных настоящим пунктом.
     Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать  стои-
мости соответствующего  вида  услуг  (работ),  а если стоимость услуги
(работы) отдельно не определена договором - общей стоимости заказа.
     При неисполнении  заказа  в  установленный  срок кроме уплаты не-
устойки потребителю должна быть возвращена в полном объеме надбавка за
срочность, если таковая была предусмотрена договором.
     Требования потребителя,  предусмотренные  настоящим  пунктом,  не
подлежат удовлетворению,  если исполнитель докажет, что нарушение сро-
ков исполнения заказа произошло вследствие непреодолимой силы  или  по
вине потребителя.
     В случае прибытия потребителя для получения автомототранспортного
средства позднее  чем через трое суток (не считая выходных и празднич-
ных дней) после обусловленного  в  договоре  срока  выполнения  заказа
исполнитель вправе  направить автомототранспортное средство на платную
стоянку. Потребитель оплачивает стоимость его хранения в  соответствии
с действующими прейскурантами.
     При этом в случае,  если потребитель в месячный срок после  двук-
ратного письменного предупреждения (с уведомлением) не получит автомо-
тотранспортное средство, исполнитель взыскивает с заказчика все причи-
тающиеся платежи в порядке гражданского судопроизводства.
     3.8. Автомототранспортное средство выдается потребителю  или  его
представителю после  полной  оплаты выполненных работ при предъявлении
копии приемо-сдаточного акта и  договора,  документов,  удостоверяющих
личность потребителя, а для представителя - также доверенности, оформ-
ленной в установленном порядке.
     При утере  договора потребитель обязан известить об этом исполни-
теля. В этом случае указанная в договоре  составная  часть  автомотот-
ранспортного средства  выдается по письменному заявлению потребителя с
предъявлением паспорта или другого документа, удостоверяющего его лич-
ность, а  при  утере  договора  на  ремонтируемое автомототранспортное
средство предъявляется также его технический паспорт.
     3.9. Выдача  автомототранспортного  средства потребителю произво-
дится после контроля исполнителем полноты и качества выполнения работ,
комплектности и   сохранения   товарного   вида  автомототранспортного
средства.
     3.10. При  получении  автомототранспортного средства после техни-
ческого обслуживания и ремонта потребитель имеет право  проверить  его
комплектность, а также объем и качество выполненных работ, исправность
узлов и агрегатов, подвергавшихся ремонту.
     Все претензии,  касающиеся  комплектности  или  подмены отдельных
составных частей автомототранспортного  средства,  потребитель  обязан
предъявить исполнителю  непосредственно  при  получении  его из техни-
ческого обслуживания и ремонта.  В противном случае  он  теряет  право
впоследствии ссылаться на эти недостатки.
     3.11. В случае утраты, порчи, повреждения принятого у потребителя
автомототранспортного средства (запасных частей,  материалов) исполни-
тель обязан известить об этом потребителя и не позднее трех дней с мо-
мента окончания работ,  определенного в договоре, предоставить безвоз-
мездно в собственность потребителю автомототранспортное средство  (за-
пасные части,  материалы) аналогичного качества, а при невозможности -
возместить двукратную стоимость утраченного (поврежденного) автомотот-
ранспортного средства (запасных частей, материалов),  а также расходы,
понесенные потребителем.
     3.12. Потребитель  при обнаружении недостатков в оказанной услуге
(выполненной работе) вправе по своему выбору потребовать:
     безвозмездного устранения  недостатков в оказанной услуге (выпол-
ненной работе);
     соответствующего уменьшения  вознаграждения  за  оказанную услугу
(выполненную работу);
     безвозмездного повторного  выполнения  работы  или возмещения по-
несенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами  или
третьим лицом.
     Потребитель вправе расторгнуть договор и  потребовать  возмещения
убытков, если  в установленный срок недостатки в оказанной услуге (вы-
полненной работе) не были устранены исполнителем, а также им обнаруже-
ны существенные недостатки в оказанной услуге (выполненной работе) или
иные существенные отступления от условий договора.  При этом расторже-
ние договора  производится на основании письменного заявления потреби-
теля с указанием причин. Расходы по возврату потребителю денег, а так-
же запасных частей и материалов осуществляются за счет исполнителя.
     Требования, предусмотренные настоящим пунктом,  могут быть предъ-
явлены потребителем в случае обнаружения недостатков при приеме выпол-
ненной услуги (работы) или в ходе ее исполнения,  а в случае невозмож-
ности обнаружения недостатков при приеме выполненной услуги (работы) -
в течение гарантийного срока либо  (если  он  отсутствует)  в  течение
шести месяцев со дня окончания выполнения услуги (работы).
     3.13. Недостатки услуги (работы), обнаруженные в ходе ее оказания
(выполнения), должны  быть устранены исполнителем в срок,  назначенный
потребителем.
     Недостатки, обнаруженные   потребителем  при  приеме  выполненной
услуги (работы),  должны быть устранены в течение 20 дней,  если более
короткий срок не установлен договором.
     Назначенный потребителем (или согласованный сторонами) срок  уст-
ранения недостатков  фиксируется в договоре либо ином документе,  под-
писываемом сторонами.
     За нарушение  предусмотренных настоящим пунктом сроков устранения
недостатков исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в разме-
ре, предусмотренном пунктом 3.7. настоящих Правил.
     3.14. Претензии по качеству и объему оказанных услуг (выполненных
работ) по  техническому  обслуживанию и ремонту могут быть предъявлены
потребителем в течение гарантийного срока, определенного в гарантийных
обязательствах исполнителя,  а  при  их  отсутствии  - в течение шести
месяцев со дня принятия работы (услуги).
     При ремонте  автомототранспортного  средства  или  его агрегатов,
связанном с устранением дефектов,  выявленных в  течение  гарантийного
срока, срок  гарантии продлевается на время работ по устранению дефек-
тов.
     3.15. Претензии по качеству использованных при техническом обслу-
живании (ремонте) агрегатов,  узлов и деталей, рассматриваются и удов-
летворяются исполнителем, их реализовавшим.
     3.16. В случае несогласия потребителя с  заключением  исполнителя
по предъявленной  претензии исполнитель обязан принять и направить ав-
томототранспортное средство на  дополнительную  экспертизу  или  диаг-
ностирование в  органы  по  сертификации  услуг  в  сфере технического
обслуживания и ремонта автомоторанспортных средств.
     
               4. ФОРМА И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ УСЛУГ (РАБОТ)
     4.1. Форма и порядок оплаты (наличными или в безналичном порядке)
оказанной услуги (выполненной работы) определяются по соглашению между
потребителем и исполнителем.
     Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу (выпол-
ненную работу) по сдаче всего ее объема,  если иное не установлено до-
говором.
     4.2. Услуги (работы), а также стоимость используемых при исполне-
нии заказов запасных частей и материалов исполнителя оплачиваются пот-
ребителем.
     4.3. В случае выявления в процессе ремонта необходимости выполне-
ния дополнительных работ, не предусмотренных при первоначальном оформ-
лении договора,  исполнитель вправе выполнить эти работы без предвари-
тельного согласования  с потребителем в пределах суммы,  установленной
при оформлении договора.  В противном случае он обязан согласовать но-
вую стоимость  работ  с  потребителем.  Работа  с автомототранспортным
средством приостанавливается.
     
            5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ УСЛУГ (РАБОТ)
     5.1. За нарушение прав потребителей исполнитель несет ответствен-
ность в соответствии с  действующим  законодательством  или  договором
между потребителем  и  исполнителем,  если  им определен более высокий
размер ответственности.
     Ответственность исполнителей   перед  потребителями,  являющимися
юридическими лицами,  устанавливается  гражданским   законодательством
Российской Федерации.
     5.2. Убытки,  причиненные вследствие нарушений прав потребителей,
установленных законодательством и настоящими Правилами,  подлежат воз-
мещению в полном объеме.
     5.3. Исполнитель  несет ответственность за своевременное выполне-
ние услуг (работ) в соответствии с пунктом 3.7.,  а за  сохранность  и
комплектность автомототранспортного  средства в соответствии с пунктом
3.11. настоящих Правил.
     5.4. Исполнитель несет ответственность за вред,  причиненный жиз-
ни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием запасных
частей и  материалов,  оборудования,  приборов,  инструментов  и  иных
средств, необходимых для оказания услуг (выполнения работ), независимо
от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их осо-
бые свойства или нет.
     5.5. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения
исполнителем услуг его прав, предусмотренных законодательством о защи-
те прав  потребителей,  подлежит возмещению исполнителем услуг (работ)
при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом.
     
                 6. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
     Защита прав потребителей услуг по техническому обслуживанию и ре-
монту автомототранспортных средств осуществляется судом.
     Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту
нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.
     Потребители освобождаются  от  уплаты  государственной пошлины по
искам, связанным с нарушением их прав.