О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА. Постановление. Правительство РФ. 30.07.94 897

               О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ
              ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ
                      НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           30 июля 1994 г.

                                N 897

                             (СЗРФ 94-15)

     В целях обеспечения деятельности гражданской авиации от актов не-
законного вмешательства Правительство Российской Федерации постановля-
ет:
     1. Утвердить  прилагаемое Положение о Федеральной системе обеспе-
чения защиты деятельности гражданской  авиации  от  актов  незаконного
вмешательства.
     2. Согласиться с предложением Министерства транспорта  Российской
Федерации о создании Межведомственной комиссии по авиационной безопас-
ности при Правительстве Российской Федерации.
     3. Назначить председателем Межведомственной комиссии по авиацион-
ной безопасности при правительстве Российской Федерации Первого замес-
тителя Председателя Правительства Российской Федерации Сосковца О.Н.
     4. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с заин-
тересованными министерствами  и ведомствами в 2-месячный срок предста-
вить предложения для утверждения персонального состава  Межведомствен-
ной комиссии  по авиационной безопасности при Правительстве Российской
Федерации и Положение о ней.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                      В. ЧЕРНОМЫРДИН

         Москва
     30 июля 1994 г.
         N 897

                                                   УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                              Российской Федерации
                                               от 30 июля 1994 г.
                                                      N 897

                              ПОЛОЖЕНИЕ
        о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности
        гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

     1. Федеральная  система обеспечения защиты деятельности гражданс-
кой авиации от актов незаконного вмешательства  (далее  -  Федеральная
система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для
защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Междуна-
родной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой со-
вокупность правовых и организационных мер,  направленных на предотвра-
щение и  пресечение  противоправных  действий  в отношении гражданской
авиации.
     2. Основной  задачей Федеральной системы является обеспечение бе-
зопасности жизни и здоровья пассажиров,  членов экипажей воздушных су-
дов, наземного  персонала  авиапредприятий,  охраны  воздушных судов и
средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов  незакон-
ного вмешательства  (авиационная безопасность) в соответствии с Норма-
ми, правилами и процедурами, прилагаемыми к настоящему Положению.
     3. Меры,  предусмотренные Федеральной системой, применяются в от-
ношении гражданских воздушных судов,  национальных и иностранных  экс-
плуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воз-
душные перевозки,  на территории Российской Федерации, а также в отно-
шении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, распо-
ложенных на них.
     4. На территории иностранных государств в отношении воздушных су-
дов Российской Федерации применяются меры обеспечения защиты  деятель-
ности международной  гражданской  авиации  от актов незаконного вмеша-
тельства, предусмотренные законодательством страны пребывания  воздуш-
ного судна Российской Федерации.
     5. Невыполнение или нарушение Норм,  правил и процедур по авиаци-
онной безопасности авиационными предприятиями,  аэропортами,  эксплуа-
тантами влечет аннулирование лицензий (разрешений),  а  пассажирами  и
грузоотправителями - ответственность,  предусмотренную законодательст-
вом Российской Федерации.
     6. Авиационная  безопасность обеспечивается комплексом мер,  пре-
дусматривающих создание и функционирование служб авиационной  безопас-
ности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиа-
ции, досмотр членов  экипажей,  обслуживающего  персонал,  пассажиров,
ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение
и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
     7. Разработка  и  реализация  государственной  политики в области
авиационной безопасности осуществляются Межведомственной комиссией  по
авиационной безопасности при Правительстве Российской Федерации.
     8. Проведение мероприятий по защите деятельности гражданской ави-
ации от  актов  незаконного  вмешательства  осуществляет  Министерство
транспорта Российской Федерации во взаимодействии с Федеральной  служ-
бой контрразведки Российской  Федерации,  Министерством внутренних дел
Российской Федерации,  Министерством обороны Российской Федерации, Ми-
нистерством иностранных дел Российской Федерации и Государственным та-
моженным комитетом Российской Федерации.
     Для координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций,
связанных с захватами и угонами воздушных судов или иными актами неза-
конного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в Министерс-
тве транспорта Российской Федерации создается оперативный штаб.
     9. Региональные  управления  воздушного  транспорта несут ответс-
твенность за надлежащее исполнение авиационными  предприятиями,  аэро-
портами и  эксплуатантами  воздушного  транспорта  установленных Норм,
правил и процедур по авиационной безопасности.
     Региональное управление  воздушного транспорта осуществляет конт-
роль за выполнением авиационными предприятиями, аэропортами и эксплуа-
тантами воздушного  транспорта условий сертификации и лицензирования в
части авиационной безопасности.
     10. Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечива-
ют выполнение требований Норм,  правил и процедур по авиационной безо-
пасности.
     11. Для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных
предприятий, аэропортов  и  эксплуатантов  от актов незаконного вмеша-
тельства, предотвращения захватов и угонов воздушных судов,  создаются
аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.
     Аэропортовая комиссия  по  авиационной  безопасности  состоит  из
представителей (руководителей)  территориальных  органов и предприятий
министерств и ведомств, участвующих в работе Межведомственной комиссии
по авиационной безопасности при Правительстве Российской Федерации,  и
возглавляется заместителем руководителя местной администрации.
     Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвы-
чайных ситуаций,  связанных с захватом и угоном  воздушных  судов  или
иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской ави-
ации, в аэропортах,  где возникла или имеется угроза возникновения та-
ких ситуаций, координации действий подразделений Министерства внутрен-
них дел Российской Федерации,  Министерства обороны Российской Федера-
ции и  других заинтересованных министерств и ведомств создаются опера-
тивные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лица-
ми Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.
     12. Администрация авиационных предприятий и аэропортов  обеспечи-
вают необходимые условия для работы оперативных штабов по урегулирова-
нию ситуаций,  связанных с актами незаконного вмешательства в деятель-
ность гражданской авиации,  принимают непосредственное участие в соот-
ветствии с решениями оперативных штабов в мероприятиях  по  пресечению
таких актов.
     В целях обеспечения авиационной безопасности  в  аэропортах  (го-
родских аэровокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация
аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от  скла-
дывающейся обстановки,  угрожающей  безопасной  деятельности аэропорта
(городского аэровокзала),  вводить  дополнительные  меры  безопасности
(контроль допуска граждан в аэровокзалы,  досмотр на входах,  контроль
за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.).
     Администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэ-
ровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение,  финанси-
рование мероприятий  по  авиационной  безопасности и несет ответствен-
ность за их реализацию.
     13. Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выпол-
нение требований Норм,  правил и процедур по авиационной  безопасности
по защите  гражданской  авиации  от  актов незаконного вмешательства и
подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
     Служба авиационной  безопасности эксплуатанта обеспечивает выпол-
нение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности сво-
ими силами  или  за  счет привлечения для этих целей служб авиационной
безопасности аэропортов на договорной основе.
     В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмеша-
тельства службы авиационной безопасности эксплуатантов обязаны  выпол-
нять распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на терри-
тории которых базируются воздушные суда эксплуатантов.
     При отсутствии  договора  со  службой авиационной безопасности на
обслуживание воздушного судна в транзитном аэропорту эксплуатант  обя-
зан иметь на борту воздушного судна уполномоченного представителя, от-
ветственного за выполнение Норм,  правил и процедур авиационной  безо-
пасности.
     14. Администрация авиационных предприятий  аэропортов  (городских
аэровокзалов) и эксплуатанты гражданской авиации должны иметь програм-
мы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с региональными
управлениями воздушного транспорта.
     Указанные программы должны содержать комплекс мер по  обеспечению
авиационной безопасности  как  в обычных условиях эксплуатации,  так и
при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного
вмешательства.
     15. Предприятия,  организации и учреждения независимо от  ведомс-
твенной подчиненности  обязаны предоставлять все имеющиеся в их распо-
ряжении средства связи для передачи информации  об  актах  незаконного
вмешательства в деятельность гражданской авиации,  угрозах их соверше-
ния, а также иной информации,  которая может способствовать урегулиро-
ванию указанных ситуаций.
     В случае совершения актов незаконного  вмешательства  необходимая
информация о  воздушном судне,  пассажирах и членах экипажа сообщается
дипломатическим представительствам государств и администрациям авиаци-
онных предприятий (аэропортов),  расположенных по маршруту полета воз-
душного судна.  По мере полета и изменения обстановки на борту воздуш-
ного судна такая информация периодически дополняется.
     Состав информации и порядок ее прохождения устанавливаются Минис-
терством транспорта Российской Федерации.
     В случае,  когда иностранное воздушное судно стало объектом неза-
конного вмешательства на территории Российской Федерации,  об этом не-
медленно уведомляются соответствующие государства.
     Сведения о  каждом таком акте представляются Министерством транс-
порта Российской Федерации  в  Международную  организацию  гражданской
авиации (ИКАО) в соответствии с установленным этой организацией поряд-
ком.
     Сведения об  актах незаконного вмешательства в деятельность граж-
данской авиации для средств массовой информации передаются только спе-
циально уполномоченными для этого представителями Межведомственной ко-
миссии по авиационной безопасности при Правительстве Российской  Феде-
рации и аэропортовых комиссий по авиационной безопасности.
     16. Международное сотрудничество в сфере обеспечения  авиационной
безопасности осуществляется  в  рамках Международной организации граж-
данской авиации (ИКАО),  а также Международной  ассоциации  воздушного
транспорта (ИАТА). Сотрудничество с государствами, не являющимися чле-
нами этих международных организаций,  осуществляется  на  двусторонней
основе.
     17. Подготовка кадров в области авиационной безопасности  обеспе-
чивается Министерством  транспорта  Российской Федерации через систему
учебных заведений гражданской авиации.

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ
                                   к Положению о Федеральной системе
                                    обеспечения защиты деятельности
                                          гражданской авиации
                                    от актов незаконного вмешательства

        Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности

     1. Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и
глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио-
и светотехнического оборудования аэродромов,  авиатопливообеспечения и
коммерческие склады  должны иметь ограждение по всему периметру с пре-
дупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые
зоны.
     В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатопливообеспече-
ния и  на коммерческих складах устанавливаются дополнительные огражде-
ния, а также вводится пропускной режим.  Для членов экипажей воздушных
судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.
     Контрольно-пропускные пункты в аэропортах  оборудуются  воротами,
шлагбаумами, площадками  и  техническими средствами для осмотра транс-
порта и грузов,  а также техническими средствами для досмотра работни-
ков аэропорта и командированных лиц,  а запасные контрольно-пропускные
пункты - воротами.
     Территория аэропорта  и территория расположенных за пределами аэ-
ропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно  пат-
рулироваться нарядами  службы  авиационной безопасности.  С этой целью
вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным  объектам
управления воздушным  движением  должны устраиваться дороги,  а служба
авиационной безопасности аэропорта - иметь в своем распоряжении специ-
альные патрульные автотранспортные средства.
     Работники, находящиеся в контролируемой зоне,  обязаны  иметь  на
верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.
     Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объек-
тов аэропортов  и  контрольно-пропускных  пунктов должны оборудоваться
охранным освещением.
     2. Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров,
ручной клади,  багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется
для предотвращения  несанкционированной  доставки  на  борт воздушного
судна оружия,  боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняю-
щихся и  других  веществ,  которые могут использоваться для совершения
акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра пере-
возчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.
     Пассажиры с дипломатическим статусом,  обладающие дипломатическим
иммунитетом, а  также фельдъегери,  сопровождающие официальную коррес-
понденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случа-
ев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     Пассажиры-инвалиды (на костылях,  в инвалидных креслах, на носил-
ках и т.д.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица прохо-
дят досмотр на общих основаниях.
     Перечень предметов  и веществ,  запрещенных к перевозке воздушным
транспортом по условиям авиационной безопасности,  устанавливается Ми-
нистерством транспорта Российской Федерации.
     Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и ба-
гажа в  зданиях  городских аэровокзалов в специально оборудованных для
этой цели помещениях.
     В этом  случае  при доставке пассажиров от городского аэровокзала
до самолета должны быть обеспечены меры безопасности.
     При поступлении  информации об угрозе совершения незаконного вме-
шательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению
эффективности досмотра.
     В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещен-
ных к  перевозке,  а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов,
производится дополнительный досмотр багажа.  При неявке  пассажира  на
посадку его багаж подлежит обязательному досмотру.
     При производстве досмотра пассажира осуществляется проверка  дос-
товерности перевозочных  документов  и их соответствия личности предъ-
явителя.
     В аэровокзалах  должны устраиваться специальные залы ожидания для
пассажиров, прошедших досмотр,  для предотвращения контактов с лицами,
не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиа-
ции, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров.  Такие  же  меры
должны приниматься  при следовании пассажиров по перрону для посадки в
воздушное судно.
     Каждый аэропорт  должен иметь специальные помещения и технические
средства для досмотра членов экипажей,  обслуживающего персонала, пас-
сажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов.
     3. При перевозке оружия и боеприпасов оружие огнестрельное, спор-
тивное, охотничье, боевое и боеприпасы к нему, а также холодное оружие
при наличии у пассажира соответствующего разрешения перевозятся в упа-
кованном, разряженном  виде,  в  изолированных от пассажирских салонов
отсеках воздушного судна.
     В отдельных случаях единичные экземпляры оружия могут перевозить-
ся под сохранностью экипажа воздушного судна.  Оформление такой  пере-
возки производится при досмотре.
     На борту воздушного судна при наличии  разрешительных  документов
могут иметь при себе оружие лица, выполняющие служебные обязанности.
     Информация о наличии таких лиц  сообщается  командиру  воздушного
судна.
     4. Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы
авиационной безопасности.  При  подготовке  самолета  к вылету службой
авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушно-
го судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предме-
тов, которые могут быть использованы для совершения актов  незаконного
вмешательства, а также выявления посторонних лиц.
     В случае получения информации об угрозе акта  незаконного  вмеша-
тельства воздушное  судно  подлежит дополнительному досмотру на специ-
ально выделенной стоянке.
     Если досмотр окажется безрезультатным, а угроза инцидента продол-
жает существовать,  то воздушное судно оставляют на указанной  стоянке
на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздуш-
ного судна до пункта назначения.
     По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта
администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить  дополнитель-
ные мероприятия по обеспечению безопасности:  досмотр и охрану воздуш-
ных судов,  повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты,
грузов и бортовых запасов,  принадлежащих этим авиапредприятиям и экс-
плуатантам.
     Воздушные суда,  предназначенные для перевозки пассажиров, должны
располагать:
     а) надежно  запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегород-
ками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;
     б) специальными  сигнализационными  и  переговорными устройствами
для связи между экипажем и бортпроводниками;
     в) специально  отведенными и обозначенными местами для размещения
взрывного устройства в случае обнаружения его на борту воздушного суд-
на в полете;
     г) замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный
одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирс-
кого салона;
     д) противоугонными устройствами, исключающими несанкционированный
запуск двигателей, выруливание и взлет воздушного судна;
     е) запираемыми  помещениями (багажниками) для хранения изъятых на
время полета у пассажиров предметов и веществ;
     ж) инструктивными документами о порядке действий экипажа в случае
захвата или угона воздушного судна, производстве экипажем специального
досмотра воздушного  судна  в  полете,  порядке обращения со взрывными
устройствами в случае их обнаружения на борту воздушного судна.
     предметы и вещи, разрешенные к перевозке в салоне воздушного суд-
на, которые,  однако, могут быть использованы как орудия нападения иди
для сокрытия опасных веществ и предметов,  должны на период полета по-
мещаться в  специальные,  запираемые  помещения,  металлические  шкафы
(ящики) на борту воздушного судна.
     5. Для досмотра пассажиров,  членов экипажей, обслуживающего пер-
сонала, ручной клади,  багажа,  почты, грузов и бортовых запасов аэро-
порт должен иметь специальные технические средства, обеспечивающие об-
наружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других предметов и
веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта неза-
конного вмешательства,  а  также нанесения ущерба здоровью пассажиров,
членов экипажа и безопасности полета воздушного судна.
     Для поддержания постоянной работоспособности технических средств,
досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными ра-
ботниками службы авиационной безопасности,  а техническое обслуживание
осуществляется специалистами аэропорта,  имеющими соответствующую ква-
лификацию.
     В аэропортах применяются следующие технические средства досмотра:
     а) рентгенотелевизионные  стационарные  интроскопы - для контроля
ручной клади, багажа, почты и груза по теневому изображению внутренне-
го содержания на экране телемонитора и переносные интроскопы с телеви-
зионным или твердотельным приемником - для идентификации  неопознанных
объектов на  борту воздушного судна и в контролируемой зоне без вскры-
тия и смещения объекта исследований;
     б) стационарные  металлоискатели  -  для  выявления металлических
предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);
     в) портативные (ручные) металлоискатели - для повторного досмотра
с целью обнаружения более точного места нахождения металлических пред-
метов, зарегистрированных стационарным металлоискателем;
     г) переносные металлоискатели - для поиска оружия  в  багаже,  не
имеющем металлических включений (ковры в скатке,  корзины с фруктами и
другие);
     д) аппаратура  для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) включает в
себя детекторы паров ВВ и стационарные установки обнаружения ВВ  мето-
дом нейтронной активации;
     е) бортовое телевидение - в целях наблюдения за обстановкой в са-
лонах воздушного судна;
     ж) аппаратура фиксации абонентского номера телефона,  по которому
поступило телефонное  сообщение  об  угрозе возникновения чрезвычайной
ситуации.
     6. Администрация аэропортов обязана обеспечивать прием воздушного
судна, ставшего объектом незаконного вмешательства.
     7. Для  эффективного противодействия актам незаконного вмешатель-
ства Межведомственная комиссия по авиационной безопасности при  Прави-
тельстве Российской  федерации  и аэропортовые комиссии по авиационной
безопасности разрабатывают и принимают согласованные планы действий.
     Указанные планы должны учитывать складывающуюся обстановку при:
     захвате воздушного судна на земле;
     захвате воздушного судна в полете;
     угрозах террористических актов в отношении  воздушных  судов  или
важных объектов аэропорта;
     анонимных угрозах;
     инцидентах в аэропорту;
     вооруженном нападении в пределах границ аэропорта;
     вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудова-
ние из-за пределов границ аэропорта;
     обследовании подозрительных устройств, которые могут быть исполь-
зованы для совершения диверсии  или  других  потенциальных  источников
опасности в аэропорту.
     Для обеспечения работы оперативных штабов Министерством транспор-
та Российской Федерации, администрациями авиационных предприятий и аэ-
ропортов выделяются специальные помещения - командные пункты, оснащен-
ные необходимыми средствами связи.
     При проведении мер по авиационной безопасности на борту воздушно-
го судна  командир воздушного судна руководствуется инструктивными до-
кументами о порядке действий экипажа в чрезвычайной ситуации.
     На территории  иностранных  государств  командир воздушного судна
принимает решение, согласуя его по возможности с местными полномочными
органами по  авиационной безопасности и с представительствами Российс-
кой Федерации за рубежом.
     8. После урегулирования ситуации с актом незаконного вмешательст-
ва должно проводиться тщательное его расследование,  о результатах ко-
торого информируются  администрации  аэропортов  Российской Федерации,
иностранные государства - эксплуатанты воздушных судов, ставших объек-
том незаконного вмешательства, и Международная организация гражданской
авиации (ИКАО) согласно принятым обязательствам.
     9. Порядок проведения мероприятий,  предусмотренных Нормами, пра-
вилами и процедурами,  устанавливается Министерством  транспорта  Рос-
сийской Федерации.