ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ПО ОБРАЗЦАМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 августа 1994 г. N 970 (ЭЖ 94-36) В соответствии с законом Российской Федерации "О защите прав пот- ребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.766) Правитель- ство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые Правила продажи товаров по образцам. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 970 ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ПО ОБРАЗЦАМ I.Общие положения 1.Настоящие Правила продажи по образцам (далее именуются -Прави- ла) разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защи- те прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766) и регулируют отношения между покупателем и продавцом* товаров по образцам на основании договора купли-продажи. 2.Правила направлены на улучшение обслуживания населения путем применения прогрессивных форм продажи, оказания услуг по доставке, сборке, установке крупногабаритных товаров, а также на защиту интере- сов и прав покупателей. 3.При продаже товаров по образцам покупатель самостоятельно или с помощью продавца выбирает нужные ему товары по выставленным в демонст- рационном (торговом) зале образцам. 4.Продажи по образцам подлежат отечественные и импортные товары, перечень которых определяется продавцом. 5.Продавец обязан обеспечить в наглядной и доступной форме инфор- мацию покупателей о настоящих Правилах, перечне предоставляемых услуг и тарифах на них. 6.Отношения по продаже товаров по образцам в части, не регулируе- мой настоящими Правилами, регулируются Правилами продажи отдельных ви- дов продовольственных и непродовольственных товаров. II.Порядок продажи товаров по образцам 7.Продажа товаров по образцам подразделяется на две основные фор- мы: а) с отпуском товаров в торговом зале; б) с доставкой отобранных товаров на дом покупателю непосредст- венно со складов оптовых или розничных торговых предприятий (организа- ций) либо от предприятия-изготовителя. 8.По образцам из торгового зала производится продажа тканей, школьно-канцелярских принадлежностей, культтоваров, игрушек, металли- ческой и кожаной галантереи, изделий из пластмассы, чулочно-носочных изделий, парфюмерно-косметических и других товаров. 9.По образцам с доставкой на дом покупателям производится продажа мебели, холодильников, швейных и стиральных машин, пианино, предметов сантехники, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов всех видов, металли- ческих и пластмассовых лодок, лодочных моторов, детских колясок и дру- гих крупногабаритных товаров. 10.В демонстрационном (торговом) зале продавца, осуществляющего продажу товаров по образцам, должны быть представлены образцы всех ви- дов артикулов, марок и разновидностей имеющихся в продаже товаров, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих то- варов. 11.Образцы товаров для обозрения покупателями должны быть разме- щены в торговом зале с учетом их габаритов на подиумах, стендах, те- лежках и другом торговом оборудовании. Каждый образец товара снабжается четко оформленным ценником и ан- нотацией с указанием завода-изготовителя, технических параметров и других характеристик потребительских свойств товара.12.Продавец, осу- ществляющий продажу товаров по образцам, должен иметь каталоги, альбо- мы имеющихся в продаже товаров по видам оформления. 13.Товары, требующие ознакомления покупателя с их качеством, уст- ройством (люстры, бра, стеклянные изделия для электроосветительной ар- матуры и др.), показываются путем открытой выкладки в шкафах или на пультах с обязательным присутствием продавца-консультанта. 14.Продажа радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, музыкаль- ных товаров, фото-, киноаппаратуры, часов, пылесосов, кухонных комбай- нов и других технически сложных товаров производится с демонстрацией образцов в действии. 15.В помощь покупателям в демонстрационном (торговом) зале по продаже мебели могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые комнаты, кухни с использованием других предметов обстановки (ковров, светильни- ков, занавесок и т.д.), а также стенды-образцы тканей для обивки мяг- кой мебели или основных материалов, применяемых для производства изде- лий (древесины, пластика и других материалов). 16.Продавец должен следить за периодическим обновлением выставоч- ных образцов с учетом предупреждения потери их качества. 17.На выбранные покупателем по образцам товары продавец выписыва- ет товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, даты продажи и фамилии продавца, наименования товара, его артикула, цены, наименования и количества отдельных предметов в комплекте, расцветки и рисунка обивочной ткани, видов отделочных и облицовочных материалов и фурнитуры. 18.Заказ на оказание услуги (доставка, сборка, установка и пуск) оформляется квитанцией или имым документом установленной формы, в ко- торой заполняются все указанные в ней реквизиты: юридический адрес продавца, фамилия и инициалы покупателя, адрес, по которому следует доставить товар; дата оформления заказа; наименование товара, артикул, количество предметов, стоимость и др.; вид услуги, день, время ее исполнения (первая или вторая половина дня) и стоимость; подписи продавца и покупателя и другие реквизиты. 19.Оплата за проданные по образцам товары, а также за услуги по их доставке, сборке и установке производится через кассу продавца с применением контрольно-кассовых машин. После оплаты покупателю вручается кассовый, товарный чеки и доку- менты на оказание услуг, на которых проставляется штамп "оплачено". 20.Доставка товара должна быть произведена не позднее 5 дней с момента оформления и оплаты покупки. Доставка и сборка или установка товара производится, как правило, в один день, а если это невозможно, то сборка или установка производится не позднее 2 дней с момента дос- тавки. 21.Датой продажи считается день, когда покупателю доставлен при- обретенный им товар. 22.В случаях, когда стандартами или техническими условиями и пра- вилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не до- пускается включение и пуск их самими покупателями, эти операции осу- ществляются на дому у покупателя механиком магазина или по поручению магазина мастерской гарантийного обслуживания. Установка, включение и пуск таких изделий, а также инструктаж о правилах пользования производится бесплатно не позднее недельного сро- ка с момента покупки или со дня обращения покупателя в мастерскую или магазин. 23.Покупатель вправе отказаться от услуг, предоставляемых продав- цом. 24.доставленный на дом покупателю товар передается продавцом и принимается покупателем в соответствии с данными, указанными в товар- ном чеке, и после проставления покупателем подписи и даты в сопроводи- тельном документе услуга по доставке товара считается выполненной. Одновременно покупателю передается техническая документация на доставленный товар со штампом и подписью продавца, а также с указанием в ней даты продажи. 25.В случаях, если доставка товара произведена в согласованное с покупателем время, но товар не был сдан по причине отсутствия покупа- теля, новая доставка производится в течение 5 дней после повторной оп- лыты покупателем стоимости услуги по доставке. Сборка или установка в таких случаях производится в течение 2 дней с момента передачи покупа- телю доставленного товара. 26.В случае нарушения продавцом установленного срока доставки то- вара на дом покупателю, а также сборки и установки он выплачивает по- купателю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов от стоимости услуги (работы), а ес- ли стоимость услуги (работы) отдельно в договоре не определена - общей стоимости заказа, вплоть до начала оказания услуги (выполнения работы) или предъявления потребителем иных требований, предусмотренных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". 27.Сборка крупногабаритных товаров, а также установка и пуск тех- нически сложных товаров на дому у покупателей производится силами про- давца или других привлекаемых им организаций. 28.В случае обнаружения не оговоренных продавцом при оформлении и оплате покупки недостатков в доставляемом товаре при сдаче его покупа- телю, а также если эти недостатки обнаружены при сборке или установке либо в течение гарантийного срока эксплуатации (если гарантийный срок не установлен, в течение 6 месяцев), покупатель в соответствии с Зако- ном Российской Федерации "О защите прав потребителей" вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; б) соразмерного уменьшения покупной цены; в) замены на товар аналогичной марки (модели,артикула); г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула); д) расторжения договора и возмещения убытков. Отказ покупателя от приема некачественного товара оформляется в письменном виде. Требование покупателя, изложенные в настоящем пункте, рассматри- ваются продавцом на основании письменного заявления покупателя при предъявлении им товарного (кассового) чека, а по товарам на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заме- няющего его документа. Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара исчис- ляются со дня доставки его потребителю; если товар нуждается в специ- альной установке (подключении) или сборке, - со дня оказания этих ус- луг; если день доставки, установки (подключения) или сборки установить невозможно, - со дня заключения договора купли-продажи. 29.В случае нарушения сроков по доставке, сборке (установке) то- вара покупатель вправе по своему выбору: назначить продавцу новый срок, в течение которого он должен вновь доставить, собрать или установить товар; поручить выполнение услуги другому исполнителю за счет продавца; потребовать уменьшения стоимости услуги; расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. 30.В случае некачественной сборки или установки товара покупатель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге в назна- ченный покупателем срок; соответственного уменьшения платы за оказанную услугу; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков свои- ми средствами или третьим лицом. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в оказанной услуге не были устранены продавцом.Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в выполненной работе (ока- зании услуге) или иные существенные отступления от условий договора. За нарушение предусмотренного покупателем срока устранения недос- татков в сборке или установке продавец обязан уплатить покупателю не- устойку в размере одного процента от стоимости услуги. III.Контроль за соблюдением настоящих Правил 31.Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют: Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле, Государ- ственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, другие федеральные органы ис- полнительной власти в пределах своей компетенции и их органы на местах. 32.К проверкам соблюдения настоящих Правил могут привлекаться спе- циалисты, а также представители общественных организаций по защите прав потребителей. 33.Продавец должен оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений. * В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" термин "продавец" означает предприятие, организацию, уч- реждение любой формы собственности и ведомственной принадлежности или гражданина-предпринимателя, реализующих товары по договору купли-про- дажи; термин "покупатель" означает гражданина, использующего, приобре- тающего либо имеющего намерения приобрести товары для личных бытовых нужд. |