ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 16 августа 1994 г. N 69 (Д) В связи с изменением структуры управления речным транспортом, проводимыми экономическими реформами и в исполнение решения Коллегии Министерства транспорта РФ от 03.03.93 "По стабилизации развитию ТДК на 1993 год" ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить и ввести в действие с 30 сентября 1994 года Положение о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации. 2. Считать утратившими силу приказы Министерства речного флота РСФСР N 50 от 9 апреля 1971 года и N 66 от 22 апреля 1986 года. Министр В.Б.Ефимов Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 августа 1994 г. Регистрационный N 665 УТВЕРЖДЕНО Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 16.08.1994 г. N 69 ПОЛОЖЕНИЕ о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение распространяется на транспортные происшествия, происшедшие на внутренних судоходных путях Российской Федерации: с судами, подлежащими учету в Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации и введенными в эксплуатацию независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; на гидротехнических сооружениях; с судами других ведомств в период их нахождения на внутренних судоходных путях Российской Федерации; с маломерными, спортивными, военными судами, когда они явились участниками транспортного происшествия с перечисленными выше судами и гидротехническими сооружениями. 1.2. В случаях транспортных происшествий, не предусмотренных Положением, вопрос о их расследовании и классификации решает Государственная речная судоходная инспекция бассейна. 1.3. Общий надзор за безопасностью судоходства и контроль за соблюдением требований Положения возглагается на Государственную речную судоходную инспекцию Российской Федерации, а непосредственный надзор и контроль в границах своих бассейнов на Государственные речные судоходные инспекции бассейнов, их линейные отделы и капитанов портов. 1.4. Начальники Государственных речных судоходных инспекций бассейнов в случае невыполнения судовладельцеми (капитанами) судов требований настоящего Положения, связанных с обеспечением 2. Определения и понятия 2.1. В Положении под используемыми терминами понимается: 2.1.1. Внутренние судоходные пути - часть внутренних водных путей Российской Федерации, используемых для движения судов и плотов, устанавливаемых и объявляемых для судоходства Министерством транспорта Российской Федерации. 2.1.2. Военное судно - боевой или специального назначения корабль Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной служб Российской Федерации. 2.1.3. Гибель людей - любое лицо, погибшее на месте транспортного происшествия или умершее от последствий такового. 2.1.4. Гидротехнические сооружения - шлюзы, плотины, мосты, портовые и водозаборные сооружения, волноломы и т.п., а также воздушные и подводные переходы (кабели, трубопроводы, линии телефонных и электропроводных передач, наплавные мосты) в пределах судового хода. 2.1.5. Затопление судов - полное погружение корпуса в воду или полная утрата запасов плавучести в результате проникновения воды в корпус или опрокидывания. 2.1.6. Недостаточная профессиональная пригодность - неудовлетворительное знание маневренных и технических качеств судна, лоций и штурманских наставлений, незначительный опыт самостоятельного плавания. 2.1.7. Непреодолимые и непредвиденные обстоятельства - стихийные причины, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторов льда и др. 2.1.8. Полное конструктивное разрушение - поломки судов и гидротехнических сооружений, которые невозможно устранить путем замены или ремонта. 2.1.9. Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, буксировки плотов, судов и иных плавучих объектов, разведки и добычи полезных ископаемых, для рыбных и иных промыслов, производства ледокольных, спасательных операций, дноуглубительных и других путевых работ, для хозяйственных, научных и культурных целей. 2.1.10. Состав - соединенные между собой суда, предназначенные для их транспортировки (буксировки на тросе, методом толкания) по воде. 2.1.11. Судно маломерное - судно, длина которого менее 7 метров, а гребное - независимо от размеров. 2.1.12. Скрытое транспортное происшествие - отсутствие информации в Государственной речной судоходной инспекции о транспортном происшествии в течение более 5 суток. 2.1.13. Судоводительские ошибки - неоправдавшийся риск, потеря ориентировки, выбор неудачного маневра, неправильное исполнение команд вахтенного начальника, передоверие информации электрорадионавигацион- ных приборов и др. 2.1.14. Судовой ход - акватория водного пути, предназначенная для движения судов, обозначенная на местности и карте. 2.1.15. Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. 2.1.16. Столкновение - удар между собой судов и состав, находящихся на ходу. 2.1.17. Тяжкие телесные повреждения - расстройство здоровья со стойкой утратой трудоспособности согласно правилам служебно- медицинского определения степени тяжести телесных повреждений. 2.1.18. Технические неисправности - отказы ДАУ, поломки главных и вспомогательных механизмов, движительно-рулевого комплекса, отключение электропитания устройств и приборов и т.д. 2.1.19. Транспортное происшествие - аварийный случай с судами и составами (в том числе и плотовыми), находящимися в эксплуатации, пов- лекший телесные повреждения или гибель людей, затопление или конструк- тивные разрушения и повреждения судов, гидротехнических сооружений, разливы нефти и нефтепродуктов, прекращение движения флота. 2.1.20. Удар - соприкосновение судна с другим, стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием и др. 3. Классификация транспортных происшествий 3.1. Транспортные происшествия на внутренних судоходных путях подразделяются на аварии и эксплуатационные происшествия. 3.2. К аварии относятся: 3.2.1. Транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди. 3.2.2. Полное конструктивное разрушение, затопление самоходных судов мощностью более 225 кВт и несамоходных водоизмещением порожнем более 300 тонн с последующим их списанием. 3.2.3. Посадка на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более, считая с момента подхода первого судна. 3.2.4. Разлив при транспортном происшествии нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн. 3.3. К эксплуатационному происшествию относятся: 3.3.1. Все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии. 3.3.2. Транспортные происшествия независимо от наступивших последствий, кроме гибели или нанесения тяжких телесных повреждений людям: 3.3.2.1. Полученные при правомерных действиях экипажа во время аварийно-спасательных работ при оказании помощи другим судам. 3.3.2.2. В результате действия непреодолимой стихийной силы. 3.3.2.3. При работе судов в ледовых условиях. 3.3.2.4. Происшедшие при производстве экспериментальных и опытных рейсов и работ. 4. Виды и причины транспортных происшествий 4.1. Виды транспортных происшествий: 4.1.1. Столкновения. 4.1.2. Удар. 4.1.3. Затопление судов. 4.1.4. Посадка на мель. 4.1.5. Повреждение гидротехнических сооружений. 4.1.6. Прочие (все другие транспортные происшествия при движении судов, не попадающие под определения п.п. 4.1.1. - 4.1.5.). 4.2. Причины транспортных происшествий: 4.2.1. Невыполнение личным составом судов должностных обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными документами. 4.2.2. Нарушение вахтенным начальником или членами экипажа судна трудовой дисциплины. 4.2.3. Недостаточная профессиональная пригодность, судоводительские ошибки. 4.2.4. Неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судовых ходов. 4.2.5. Технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки, превышение допустимого уровня изношенности корпуса судна. 4.2.6. Невыполнение береговыми работниками требований документов, регламентирующих безопасность судоходства. 4.2.7. Непреодолимые и непредвиденные обстоятельства. 4.2.8. Прочие. 5. Донесение о транспортном происшествии 5.1. О случае транспортного происшествия капитан (командир) или другие должностные лица судна и (или) гидротехнического сооружения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, используя оперативную связь (радио, телефон, телеграф и др.), обязаны безотлагательно сообщить о нем в ближайший линейный отдел судоходной инспекции, а также диспетчерскому аппарату порта или района гидросооружения, владельцу судна сведения, указанные в Приложении I. Поступившие сведения указанных должностных лиц, а также выявлен- ные сотрудниками судоходной инспекции транспортные происшествия ре- гистрируются линейными отделами Государственной речной судоходной инспекции. 5.2. Диспетчер порта, другого транспортного предприятия, района гидросооружений, сотрудник линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции, получивший информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывает о случившемся руководителям организаций по подчиненности. 5.3. Руководители транспортных организаций, Государственных предприятий водных путей и гидротехнитческих сооружений, Государственной речной судоходной инспекции бассейна об авариях информируют соответственно Департамент речного транспорта, Государственную речную судоходную инспекцию Российской Федерации и органы транспортной прокуратуры по месту происшествия. 5.4. Капитан (командир) или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия обязан: 5.4.1. Принять меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия. 5.4.2. При аварии поддерживать постоянную связь с судовладельцем, ближайшим транспортным предприятием и линейным отделом судоходной инспекции. 5.4.3. Покидать место происшествия только с разрешения судоходной инспекции. 5.4.4. В течение суток составить в трех экземплярах "Акт транспортного происшествия" по форме, указанной в Приложении 2. 5.4.5. Акты на транспортные происшествия с гидротехническими сооружениями и плотами оформляются с участием представителей их владельцев. 5.4.6. При двух и более участниках транспортного происшествия акт составляется ими совместно. При разногласиях участников транспортного происшествия о его причинах и последствиях акты составляются раздельно. 5.5. Владельцы судов и гидротехнических сооружений, независимо от информации капитанов, в случае транспортного происшествия обязаны: 5.5.1. Немедленно сообщить в линейный отдел судоходной инспекции, в водах которой оно совершено, а об аварии и транспортной прокуратуре. 5.5.2. В информации указать время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий. 5.5.3. Установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации. 5.5.4. Выезжать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия. 6. Расследование транспортных происшествий 6.1. Подразделениями Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации подлежат расследованию: 6.1.1. Аварии. 6.1.2. Эксплуатационные происшествия с пассажирскими и нефтеналивными судами, с другими типами судов по решению начальника Государственной речной судоходной инспекции бассейна. 6.2. Владельцы судов и гидротехнических сооружений обязаны производить расследование эксплуатационных происшествий, не подпадающих под действие п. 6.1.2. 6.3. Департамент речного транспорта в необходимых случаях создает комиссии по руководству и координации действий по ликвидации последствий, оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения, расследованию и т.д. 6.4. Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки: 6.4.1. С пассажирскими судами - до 5 суток. 6.4.2. С другими судами, составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 10 суток. 6.4.3. При проведении экспертиз, выяснении сложных причин аварий указанные сроки по решению начальника Государственной речной судоходной инспекции бассейна могут быть увеличены до 10 суток. Примечание: время расследования исчисляется с момента регистрации транспортного происшествия до вынесения постановления начальником линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции. 6.5. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути. 6.6. Работники инспекции, ведущие расследование транспортного происшествия, имеют право: 6.6.1. Брать письменные объяснения и в письменной форме уточнять вопросы по существу дела от лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, производить магнитофонные записи, приобщать к материалам расследования магнитофонные записи береговых радиостанций. 6.6.2. Требовать от должностных лиц предъявления документов и материалов, необходимых для уточнения обстоятельств транспортного происшествия. 6.6.3. Получать заключения работников Российского Речного Регистра, предприятий, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия. 6.6.4. Требовать от судовладельцев, руководителей Государственных предприятий водных путей и гидротехнических сооружений проведения при необходимости эксперимента для уточнения обстоятельств происшествия. 6.6.5. Принять все необходимые меры к медицинскому освидетельствованию участников транспортного происшествия для установления состояния здоровья, алкогольного и наркотического опьянения. 6.7. Расследование транспортного происшествия производится: 6.7.1. Линейным отделом судоходной инспекции, в границах которого оно произошло. 6.7.2. При уходе судна, допустившего аварию или эксплуатационное происшествие, за пределы зоны деятельности линейного отдела судоходной инспекции, но того же бассейна, сбор первичных документов производится линейным отделом судоходной инспекции по месту нахождения судна с последующим направлением материалов по принадлежности для подготовки заключения. 6.7.3. В случаях, когда судно, совершившее аварию или эксплуатационное происшествие, выбыло в другой бассейн, сбор первичных документов производится Государственной речной судоходной инспекцией бассейна по месту нахождения судна с направлением материалов расследования по принадлежности для подготовки заключения. 6.8. Задачи расследования транспортных происшествий: 6.8.1. Оценка состояния судна, экипажа, оборудования требованиям нормативно-распорядительных документов, регламентирующих безопасность судоходства. 6.8.2. Установление обстоятельств, причин и последствий аварий или эксплуатационного происшествия. 6.8.3. Оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц. 6.8.4. Выявление должностных лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия с указанием невыполненных позиций нормативно-распорядительных документов. 6.9. На основании представленных документов государственный инспектор линейного отдела судоходной инспекции бассейна готовит мотивированное заключение и рекомендации проведения профилактических мер по предупреждению аварийности. 6.10. Выделение технических средств и возмещение затрат по проведению экспертиз, экспериментов, натурных исследований, медицинского освидетельствования относится на владельцев судов, виновных в транспортном происшествии. 7. Порядок рассмотрения материалов расследования транспортных происшествий 7.1. Начальник линейного отдела судоходной инспекции по материалам расследования: 7.1.1. Выносит постановление о правомерности представленного заключения, определяет причину, вид и классификацию транспортного происшествия. 7.1.2. Направляет документы по авариям начальнику Государственной речной судоходной инспекции бассейна на рассмотрение и утверждение, а заключение по эксплуатационным происшествиям - владельцам судов и гидротехнических сооружений. 7.2. Начальник Государственной речной судоходной инспекции бассейна после получения материалов расследования аварии: 7.2.1. Рассматривает материалы и в 3-х дневный срок утверждает заключение линейного отдела судоходной инспекции или, в случае несог- ласия с ним, отменяет его и выносит свое мотивированное постановление. При необходимости начальник Государственной речной судоходной инспекции бассейна направляет материалы на дорасследование с продлением срока до 10 дней. 7.2.2. Направляет заключение по материалам расследования владель- цам судов и гидротехнических сооружений - участникам происшествия. 7.2.3. Заключения по расследованным транспортным происшествиям по итогам за месяц направляются также в Государственную речную судоходную инспекцию Российской Федерации. 7.3. Судовладельцы и руководители гидротехнических сооружений с получением заключения расследования транспортного происшествия в 5- дневный срок: 7.3.1. Принимают решение в части ответственности должностных лиц, виновных в транспортном происшествии. 7.3.2. Сообщают в Государственную речную судоходную инспекцию бассейна о принятых мерах и мероприятиях по предупреждению транспортных происшествий. 7.4. Органы государственного судоходного надзора по результатам расследования в соответствии с действующим законодательством применяют к лицам, нарушившим требования нормативно-распорядительных документов, административные и материальные санкции. 7.5. При несогласии с заключением начальника Государственной речной судоходной инспекции бассейна по аварии владелец судна и (или) гидротехнического сооружения в период 10-ти дней с момента получения заключения может направить обоснованный протест Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации, а по заключению начальника линейного отдела на эксплуатационное происшествие - Государственной речной судоходной инспекции бассейна. 7.6. Органы Государственной речной судоходной инспекции бассейна материалы расследования по авариям, а по эксплуатационным происшествиям - заключения направляют в транспортную прокуратуру для принятия решения в соответствии с законом. 8. Отчетность и учет транспортных происшествий 8.1. Транспортные происшествия учитываются владельцами судна или гидротехнического сооружения вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности. 8.2. Транспортные происшествия, последовавшие по причине неудовлетворительного содержания пути и гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода, относят на учет Государственных предприятий водных путей и каналов и владельца гидротехнического сооружения. 8.3. Транспортное происшествие с судном под иностранным флагом на внутренних судоходных путях Российской Федерации независимо от грузоподъемности, вместимости, мощности двигателя и назначения расследуется Государственной речной судоходной инспекцией бассейна в соответствии с настоящим Положением. 8.4. Вопросы имущественной ответственности по результатам транспортных происшествий (спасательные операции, технические, коммерческие и другие) рассматриваются в установленном законом порядке. 8.5. Все аварии и эксплуатационные происшествия на внутренних судоходных путях Российской Федерации регистрируются в Государственной речной судоходной инспекции бассейна, а также владельцами судов и гидротехнических сооружений в специальных журналах. 8.6. Государственные речные судоходные инспекции бассейнов представляют Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации отчет об авариях за прошедший месяц по форме, утвержденной Госкомстатом Российской Федерации. 8.7. Государственная статистическая отчетность по авариям на внутренних судоходных путях Российской Федерации утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по представлению Министерства транспорта Российской Федерации. Начальник Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации М.А.Беляев СОГЛАСОВАНО ПИСЬМАМИ: Прокуратура Российской Федерации N 23-12-94 от 18.03.94 Госкомстат Российской Федерации N 10-7-8/61 от 16.02.94 ПРИЛОЖЕНИЕ I Перечень передаваемых судовладельцу, государственной речной судоходной инспекции и диспетчерскому аппарату транспортного предприятия сведений по транспортному происшествию 1. Дата, местное время, название транспортного объекта, принад- лежность. 2. Место происшествия, километр на навигационной карте, ближайший населенный пункт, порт (пристань), гидротехническое сооружение и т.п. 3. Откуда и куда следует транспортный объект, в грузу или балласте, род груза и его количество, число пассажиров, сведения о судах состава, его общие размеры и осадка. 4. Условия погоды, направление и сила ветра, волнение, видимость. 5. Наличие навигационных знаков на штатных местах и их исправность. 6. Сведения о вахтенных ходовой рубки и машинного отделения (фамилия, имя, отчество, должность, наличие диплома). 7. Краткие сведения о другом объекте транспортного происшествия. 8. Сведения о случившемся (вид транспортного происшествия, наличие и характер повреждений, жертвы и телесные повреждения людей, загрязнение окружающей среды). 9. Другие сведения, позволяющие оценить транспортное происшествие и принять решение о необходимости привлечения технических средств для оказания помощи и ликвидации последствий. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 АКТ транспортного происшествия Акт транспортного происшествия должен содержать следующие обяза- тельные сведения. 1. Год, дата, месяц, сведения о составителях (должность, фамилия, имя, отчество, а для свидетелей - местожительство каждого). 2. Основные данные о транспортных объектах и гидротехнических сооружениях (название, тип, мощность, грузоподъемность, габариты, род груза и др.). 3. Сведения о вахтенных начальниках - участниках транспортного происшествия (должность, возраст, специальное образование, общий стаж работы на речном транспорте, в командных должностях и занимаемой должности, рабочий диплом или свидетельство, дата их получения и кем выданы). 4. Гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах и их соответствие нормативным требованиям и др. 5. Оценка действий перед транспортным происшествием и обстоятельств, имеющих отношение к нему. 6. Обстоятельства транспортного происшествия (подробное описание происшествия с указанием последовательности всех маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и т.д.). 7. Последующие действия экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасанию людей и груза. 8. Количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена, местожительство, год рождения. 9. Повреждения корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые должны быть оформлены "Судовым техническим актом". 10. Последствия повреждения (затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и т.п.). 11. Соответствие сплотки плота и оборудования требованиям сплотки и формирования плота. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с приложениями направляются в линейный отдел судоходной инспекции, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия. К акту транспортного происшествия прилагаются следующие документы: выписка из вахтенного (судового) журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием в момент происшествия и после него; выписка из машинного и других журналов, если их ведение предусмотрено на данном транспортном объекте и если это необходимо; объяснительные от всех причастных лиц, в первую очередь от вахтенных, и свидетельские показания, если они имеются; схема с обозначением места транспортного происшествия, а также последовательных расположений транспортных объектов и др.; копия навигационной карты участка транспортного происшествия; судовой технический акт; другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию (копии радиограмм, приказов, распоряже- ний, курсограмм, фотографии, тахограммы, акты о тралении или промерах глубин, выхода из строя механизмов, устройств, приборов, акты приемки плота к буксировке, сборке аварийной древесины и т.п.). Все представляемые документы должны быть заверены подписью капитана (командира) транспортного объекта и скреплены судовой печатью. |