О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СОКРАЩЕНИЮ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 8 сентября 1994 г. N 1021 (РГ 94-178) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2145 "О мерах по введению иммиграционного контроля" и в це- лях принятия неотложных мер по предупреждению и сокращению неконтроли- руемой внешней миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Федеральной миграционной службе России, Министерству иностран- ных дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Феде- ральной службе контрразведки Российской Федерации в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации согласованные предло- жения по межправительственным двусторонним и многосторонним соглашени- ям между Российской Федерацией и государствами - участниками Содру- жества Независимых Государств, Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой по предотвращению неконтролируемой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. 2. Федеральной миграционной службе России, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству труда Российской Федерации, Ми- нистерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федера- ции, Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, Ми- нистерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе за- нятости России совместно с другими заинтересованными федеральными ор- ганами исполнительной власти в 2-месячный срок представить в Прави- тельство Российской Федерации предложения об иммиграционной квоте при- ема иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на тер- ритории Российской Федерации, и ее размерах. 3. Федеральной миграционной службе России, Министерству иностран- ных дел Российской Федерации, министерству финансов Российской Федера- ции в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию при посольствах Российской Федерации в госу- дарствах наибольшего исхода иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации, представительств Федеральной миграционной службы России. 4. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой России в 2-месячный срок дополнить должностные обязанности соответствующих государственных служащих ука- занного Министерства в целях предупреждения неконтролируемой миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граж- данства, ищущих убежища. 5. Федеральной миграционной службе России, Государственному коми- тету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в 1994 году по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать в Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях, Волгоградской, Иркутской, Ленинг- радской, Липецкой, Московской, Новгородской, Новосибирской, Орен- бургской, Пермской и Читинской областях центры временного размещения иммигрантов. 6. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить своевре- менное и целевое финансирование создания указанных в пункте 5 настоя- щего постановления центров временного размещения иммигрантов за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы. 7. Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственному комитету санитарно-эпидемиоло- гического надзора Российской Федерации в пределах своей компетенции совместно с Федеральной миграционной службой России и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации: утвердить в 2-месячный срок нормативные документы, регламентирую- щие санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования для раз- мещения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации, в местах временного содержания при постах иммиграционного контроля и в центрах временного размещения им- мигрантов; разработать в 3-месячный срок порядок организации медицинского обслуживания (амбулаторное, стационарное обследование и лечение, меди- ко-санитарная экспертиза) иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации и находящихся в местах временного содержания при постах иммиграционного контроля и центрах временного размещения иммигрантов; обеспечить места временного содержания при постах иммиграционного контроля и центры временного размещения иммигрантов необходимым меди- цинским имуществом, оборудованием и медикаментами. 8. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой России в целях обеспечения личной бе- зопасности иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации, в 2-месячный срок утвердить поря- док их сопровождения в места временного содержания при постах иммигра- ционного контроля и центры временного размещения иммигрантов. 9. Федеральной миграционной службе России: совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществлять временное поселение иностранных граждан и лиц без граж- данства, подавших ходатайство о признании их беженцами в Российской Федерации, для обеспечения их безопасности в центры временного разме- щения иммигрантов; с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, Фе- деральной службы контрразведки Российской Федерации производить про- верку достоверности сведений, представленных иностранными гражданами и лицами без гражданства для обоснования ходатайства о признании их бе- женцами в Российской Федерации, и по ее результатам принимать решения в отношении указанных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. 10. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: проводить в пределах своей компетенции в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции соответствующие мероприятия по выявлению иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находя- щихся на территории Российской Федерации; применять установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия в отношении иностранных граждан и лиц без граж- данства, ищущих убежища на территории Российской Федерации и допускаю- щих противоправные действия. 11. Федеральной миграционной службе России, Министерству внутрен- них дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Фе- деральной пограничной службе - Главному командованию Пограничных войск Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации пред- ложения по урегулированию процедуры депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, которым отказано в предоставлении убежища на тер- ритории Российской Федерации. 12. Федеральной миграционной службе России, Министерству экономи- ки Российской Федерации, Федеральной службе занятости России, Ми- нистерству социальной защиты населения Российской Федерации, Ми- нистерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации, Министерству труда Российской Федерации, Государственному комитету санитарно-эпидемиоло- гического надзора Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о расселении, про- фессиональной подготовке и переподготовке, трудоустройстве иностран- ных граждан и лиц без гражданства, получивших статус беженцев в Российской Федерации, их социальной поддержке, социальном обеспечении. 13. Федеральной службе занятости России в 3-месячный срок пре- дусмотреть создание в структуре своих органов подразделений (групп) по профессиональной подготовке и переподготовке, трудоустройству иност- ранных граждан и лиц без гражданства, получивших статус беженца в Российской Федерации. 14. Федеральной миграционной службе России, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Вер- ховным Судом Российской Федерации в 2-месячный срок представить пред- ложения о взаимодействии органов государственной власти Российской Фе- дерации при рассмотрении в судах дел по вопросам, связанным с миграци- ей иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища в Российской Федерации. 15. Утвердить прилагаемое Положение "О порядке работы с иностран- ными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, времен- ного размещения и пребывания на территории Российской Федерации". Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН ПОЛОЖЕНИЕ о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации 1. Настоящее Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в по- исках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации (далее именуется - По- ложение) устанавливает порядок работы центрального аппарата Федераль- ной миграционной службы России (далее именуется - ФМС России) и ее территориальных органов по определению правового статуса прибывающих и находящихся в России иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища (далее именуются - иммигранты), их регистрации, учету, времен- ному размещению и пребыванию на территории Российской Федерации. 2. ФМС России и ее территориальные органы в своей деятельности п решению вопросов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, руко- водствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановле- ниями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международ- ными обязательствами России, а также настоящим Положением. 3. ФМС России и ее территориальные органы выполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с пограничными, таможенными и правоох- ранительными органами, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Процедура определения правового статуса иммигранта включает: подачу и принятие ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Федерации, анкетирование иммигранта и прибывших с ним чле- нов его семьи, достигших 18-летнего возраста (при условии, что каждый из них поддерживает ходатайство иммигранта и не настаивает на подаче личного ходатайства); принятие ФМС России и ее территориальными органами решения о ре- гистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Фе- дерации; индивидуальное собеседование с иммигрантом и членами его семьи с оформлением опросного листа; проверку достоверности сведений и причин прибытия, сообщенных им- мигрантом; принятие решения о признании иммигранта беженцем в Российской Фе- дерации; выдачу иммигранту удостоверения беженца в Российской Федерации. 5. Рассмотрение ходатайства иммигранта, равно как и процедура признания его беженцем в Российской Федерации, может быть прекращено на любом этапе, если в ходе рассмотрения вопроса обоснованно установ- лено, что он сообщил о себе ложные сведения. 6. Иммигрант и прибывшие с ним члены его семьи по требованию ор- ганов здравоохранения и государственного санитарно-эпидемиологического надзора проходят обязательный медицинский осмотр, а при необходимости санитарную обработку, лабораторные исследования в лечебно-профилакти- ческом учреждении и вакцинацию. 7. Иммигранты, не имеющие соответствующих документов, удостоверя- ющих личность, в соответствии с нормами международного права проходят процедуру идентификации, а при необходимости и дактилоскопии в органах внутренних дел. 8. Ходатайство, анкета, медицинская документация о прохождении профилактического осмотра, иные документы и материалы, необходимые для принятия решения о признании иммигранта беженцем в Российской Федера- ции, формируются в его личное дело. 9. На всех этапах работы с иммигрантом ему должна быть предостав- лена возможность для полного изложения фактов, дополняющих обоснование ходатайства, и защиты законных прав, включая помощь со стороны квали- фицированного переводчика, юриста, а при необходимости и врача. 10. ФМС России совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации и при необходимости с привлечением международных организаций решает вопрос о сроках пребывания на территории Российской Федерации иммигрантов, изъявивших желание получить убежище в других государствах, но в течение не более трех месяцев. 11. Государственные служащие ФМС России, осуществляющие работу с иммигрантами, вправе: проводить собеседования с иммигрантами для получения от них необ- ходимой информации об обоснованности причин их прибытия и права на по- лучение статуса беженца в Российской Федерации; получать от соответствующих структур Министерства иностранных дел Российской Федерации, правоохранительных и других федеральных органов исполнительной власти информацию о внутриполитической, санитарно-эпи- демиологической и другой обстановке в тех государствах, из которых прибыли иммигранты, а также об изменениях в паспортно-визовом режиме других государства и правилах пребывания в Российской Федерации иност- ранных граждан и лиц без гражданства; безвозмездно получать от физических и юридических лиц, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для осуществления проверки в центрах временного размещения иммигран- тов, за исключением случаев, когда законодательством Российской Феде- рации предусмотрен иной порядок ее получения; использовать в установленном порядке существующие в Российской Федерации информационно-коммуникационные системы. 12. Действия, препятствующие исполнению государственными служащи- ми ФМС России и ее территориальных органов своих служебных обязаннос- тей по проверке иммигрантов, влекут за собой административную или уго- ловную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 13. Основанием для начала процедуры признания иммигранта беженцем в Российской Федерации является его письменное ходатайство. При этом ходатайство подается иммигрантом незамедлительно по прибытии на терри- торию Российской Федерации в территориальный орган ФМС России с указа- нием обоснованных причин въезда или пребывания на территории Российской Федерации. В случае если: иммигрант, прибывший на законном основании на территорию Российской Федерации, по прибытии заявил государственным служащим поста иммиграционного контроля о желании получить статус беженца в Российской Федерации и убедительно обосновал свое решение, то его хо- датайство регистрируется непосредственно на посту иммиграционного контроля в месте пересечения им государственной границы Российской Фе- дерации; иммигрант, прибывший на законном основании в Российскую Федерацию и длительное время проживающий на ее территории, намерен в силу объек- тивных и обоснованных причин получить статус беженца в Российской Фе- дерации, то он должен обратиться в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с соответствующим ходатайством; иммигрант, вынужденный незаконно пересечь государственную границу Российской Федерации в силу причин, изложенных в части первой статьи 1 Закона Российской Федерации "О беженцах", должен немедленно заявить об этом государственному служащему поста иммиграционного контроля, представителю пограничных войск или таможенных органов. В случае подт- верждения обоснованности заявления иммигранта в целях обеспечения его безопасности он в сопровождении сотрудников правоохранительных органов направляется в место временного содержания при посте иммиграционного контроля до принятия соответствующего решения; в месте пересечения государственной границы Российской Федерации отсутствует пост иммиграционного контроля, а иммигрант, въехавший не- законно на территорию Российской Федерации, заявил о намерении полу- чить статус беженца в Российской Федерации, то он задерживается погра- ничными ил другими компетентными органами на срок, необходимый для сообщения о нем в ближайший территориальный орган ФМС России с целью передачи его этому органу и проведения работы по определению правового статуса иммигранта. 14. Прием ходатайств о признании беженцем в Российской Федерации проводится государственными служащими постов иммиграционного контроля, ФМС России и ее территориальных органов. Государственные служащие поста иммиграционного контроля осущест- вляют, как правило, первичное рассмотрение ходатайства иммигранта о признании его беженцем в Российской Федерации. Государственные служащие ФМС России и ее территориальных органов, на которых возложены обязанности по работе с иммигрантами, должны оз- накомить иммигрантов с их правами и обязанностями, изложенными в Зако- не Российской Федерации "О беженцах". 15. Решение о регистрации ходатайства о признании иммигранта бе- женцем в Российской Федерации принимается ФМС России и ее территори- альным органом на основании соответствия сведений, сообщенных иммиг- рантом, положениям части первой статьи 1 Закона Российской Федерации "О беженцах" в срок, не превышающий пяти дней со дня его подачи. В случае, когда причины подачи ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Федерации являются обоснованными (или явно нео- боснованными) и не требуется дополнительное разбирательство, решение о регистрации (отказе о регистрации) ходатайства по возможности принима- ется в день его подачи. 16. Иммигранту, подавшему ходатайство о признании его беженцем в Российской Федерации, может быть отказано в регистрации ходатайства на основании Закона Российской Федерации "О беженцах" и норм международ- ного права. В регистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Федерации может быть также отказано, если иммигрант: уже подавал на рассмотрение ходатайство о предоставлении ему убе- жища в Российской Федерации и в этом ему было отказано; имеет гражданство третьего государства, где он не преследуется, или официальные власти третьего государства признают право иностранно- го гражданина или лица без гражданства на пребывание в ней (вид на жи- тельство, иное); прибыл непосредственно с территории другого государства, где он временно пребывал до приезда в Российскую Федерацию, не подвергался преследованиям или мог в установленном порядке получить убежище; мог до прибытия в Российскую Федерацию выехать в третье госу- дарство, в котором имеет близких родственников; отказывается при установлении его личности дать необходимые све- дения о себе и обстоятельствах своего прибытия; не хочет из-за опасений последствий своего несанкционированного выезда из государства своего постоянного проживания или из-за совер- шенного проступка, преступления в этом государстве возвращаться в государство постоянного проживания; женат (замужем) на (за) гражданке (гражданином) Российской Феде- рации и может в установленном порядке воспользоваться правом на оформ- ление своего пребывания в Российской Федерации на основании действую- щего законодательства; имеет разрешение на проживание в Российской Федерации (вид на жи- тельство, иное). 17. Регистрация ходатайства иммигранта о признании его беженцем в Российской Федерации ФМС России или ее территориальным органом явля- ется актом нормативного характера, устанавливающим законность времен- ного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. 18. Документы, удостоверяющие личность иммигранта и членов его семьи, сдаются им в ФМС России или в ее территориальный орган, заре- гистрировавший его ходатайство о признании из беженцами в Российской Федерации. 19. Иммигранту выдается свидетельство о регистрации ходатайства о признании его беженцем в Российской Федерации, заменяющее на срок его действия документ, удостоверяющий личность иммигранта. 20. иммигрант, не имеющий соответствующих документов, удостоверя- ющих его личность, или законных оснований для въезда и нахождения на территории Российской Федерации, после подачи письменного ходатайства о признании беженцем в Российской Федерации в целях обеспечения его безопасности на период проверки достоверности представленных им сведе- ний направляется в сопровождении государственных служащих правоохрани- тельных органов в центр временного размещения иммигрантов. 21. Центр временного размещения иммигрантов: является структурным подразделением ФМС России и местом пребыва- ния указанной категории лиц; предназначен для временного размещения иммигрантов (до трех меся- цев), чьи ходатайства о признании их беженцами в Российской Федерации зарегистрированы и приняты к рассмотрению, до определения их правового статуса на территории Российской Федерации; используется для уточнения цели и мотива прибытия иммигранта, проверки представленных им доказательств, окончательного определения наличия законных оснований для признания его беженцем в Российской Фе- дерации; предназначен для организации бесплатного проживания, питания, ме- дицинского и другого обеспечения иммигранта, а также начального изуче- ния русского языка и законодательства Российской Федерации; используется для организации обязательного медицинского освиде- тельствования пребывающих в нем иммигрантов, в том числе на туберкулез и СПИД. Иммигранты, у которых выявлены инфекционные и другие контаги- озные заболевания, изолируются. При признании их носителями СПИДа или отказе от медицинского освидетельствования иммигранты могут быть депо- ртированы с территории Российской Федерации в соответствии с законода- тельством Российской Федерации. 22. Иммигрантам, находящимся в центре временного размещения, ока- зывается содействие в обращении в официальные представительства дру- гих государств, которые могли бы предоставить им убежище, представи- тельство Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, а так- же по их требованию в установлении связей с представительством государства их гражданства или постоянного проживания и в выполнении соответствующих паспортно-визовых процедур. 23. При выявлении среди иммигрантов, находящихся в центре времен- ного размещения, иностранных граждан и лиц без гражданства, не отвеча- ющих требованиям Закона Российской Федерации "О беженцах", других за- конодательных актов Российской Федерации, а также Конвенции ООН о ста- тусе беженцев, государственными служащими центра проводится предвари- тельная работа по их депортации с территории Российской Федерации. 24. В случае отказа в регистрации ходатайства о признании иммиг- ранта беженцем в Российской Федерации иммигрант уведомляется об отказе и его дальнейшее нахождение на территории Российской Федерации регули- руется законодательством, определяющим порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Копия уведомления об отказе вместе с письмом ФМС России или ее территориального органа, принявшего решение по ходатайству иммигранта о признании его беженцем в Российской Федерации, направляется в соот- ветствующие органы внутренних дел Российской Федерации для последующей депортации иммигранта с территории Российской Федерации. 25. Собеседование с иммигрантом может быть предварительным (на постах иммиграционного контроля в пунктах пересечения государственной границы Российской Федерации) и основным (после направления в центр временного размещения иммигрантов). Собеседование проводится в целях предоставления иммигранту воз- можности сообщить дополнительные сведения, подтверждающие обоснован- ность причин, вынудивших его покинуть государство своего постоянного проживания и искать убежища на территории Российской Федерации, а государственным служащим ФМС России сделать вывод как о признании, так и непризнании его беженцем в Российской Федерации. Собеседование проводится в соответствии с методическими указания- ми инструкциями, разрабатываемыми ФМС России, а также изложенными в "Руководстве по процедурам м критериям определения статуса беженцев" Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Сведения, касающиеся личности иммигранта, членов его семьи, и другая информация, полученная дополнительно при собеседовании, за- носятся в опросный лист. 26. Решение о признании иммигранта беженцем в Российской Федера- ции принимается руководителем ФМС России или соответствующего ее тер- риториального органа на основании представленного ему заключения по ходатайству иммигранта о признании его беженцем в Российской Федера- ции, а также материалов личного дела иммигранта не позднее чем через три дня после их получения и не позднее чем через три месяца со дня регистрации ходатайства. 27. Иммигранту, признанному беженцем в Российской Федерации, и членам его семьи, достигшим 18-летнего возраста, выдается удостовере- ние беженца установленного образца и оформляется карточка регистрации беженца. При этом свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем в Российской Федерации изымается и приобщается к общему делу иммигранта, получившего статус беженца в Российской Фе- дерации (далее именуется - беженец). Удостоверение беженца в Российской Федерации, выданное в установ- ленном порядке, является документом, удостоверяющим личность беженца (прибывших с ним членов его семьи) в Российской Федерации и дающим ему (им) право находиться на территории Российской Федерации на законном основании. 28. При перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в ФМС России или в соответствующем ее территориальном органе, к которому он был прикреплен, и в 3-дневный срок после переезда (исклю- чая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальном орга- не ФМС России по месту прибытия. 29. При изменении фамилии, имени (имен), семейного положения и состава семьи беженец обязан в 3-дневный срок с момента изменения сообщить об этом в территориальный орган ФМС России по месту учета. 30. Постановка на учет ФМС России или ее территориальным органом является основанием для регистрации (прописки) беженца в органах внут- ренних дел по месту его пребывания. 31. В случае необходимости поездок беженца за пределы Российской Федерации ФМС России оформляет ему проездной документ беженца установ- ленного образца, порядок выдачи которого регулируется соответствующей инструкцией. За выдачу проездного документа с беженца взимается в установлен- ном законодательством Российской Федерации порядке государственная пошлина и оплата стоимости бланков в размерах, равных при получении заграничного паспорта. 32. Ходатайство о признании беженцем в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося за ее пределами, принимается учреждением Министерства иностранных дел Российской Федерации в государстве его постоянного проживания. При этом формы работы с иностранным гражданином или лицом без гражданства должны учитывать положение в этом государстве и возможные для него последствия. Ходатайство иностранного гражданина или лица без гражданства о признании его беженцем в Российской Федерации, поданное в учреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации, вместе с заполнен- ной анкетой и заключением этого учреждения о соответствии причин, выд- вигаемых иностранным гражданином или лицом без гражданства в поддержку его ходатайства, критериям статуса беженца, предусмотренным в Законе Российской Федерации "О беженцах" и Конвенции ООН о статусе беженца, дипломатической почтой направляются в ФМС России для принятия решения о его регистрации. Датой обращения иностранного гражданина или лица без гражданства по вопросу получения статуса беженца в Российской Федерации считается дата получения ФМС России указанных документов. Сообщение ФМС России о регистрации ходатайства иностранного граж- данина или лица без гражданства о признании его беженцем в Российской Федерации или об отказе в этом направляется в учреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации, принявшее его ходатайство. При принятии ФМС России решения о регистрации ходатайства даль- нейшее рассмотрение вопроса о признании иностранного гражданина бежен- цем в Российской Федерации и собеседование проводятся уполномоченным государственным служащим учреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, после чего документы для принятия окончательного решения направляются дипломатической почтой в ФМС России. Решение ФМС России о признании иностранного гражданина или лица- без гражданства беженцем в Российской Федерации направляется в соот- ветствующее учреждение Министерства иностранных дел Российской Федера- ции дипломатической почтой для оформления въездных документов. Удостоверение беженца в Российской Федерации выдается ФМС России соответствующему иностранному гражданину или лицу без гражданства после его прибытия на территорию Российской Федерации. 33. В случае признания иммигранта беженцем в Российской Федерации ФМС России и ее территориальные органы совместно с федеральными орга- нами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают ему содействие в расселении и адаптации. При расселении и адаптации должны учитываться особенности беженца (этнические, социально-психологические и другие), а также экономи- ческие возможности принимающих субъектов Российской Федерации. Беженцу при расселении определяется место жительства и предостав- ляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он мо- жет пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение. 34. Статус беженца в Российской Федерации утрачивается по основа- ниям, предусмотренным в Законе Российской Федерации "О беженцах" и Конвенции ООН о статусе беженцев. Основаниями для утраты статуса беженца Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах" являются: приобретение гражданства Российской Федерации или другого госу- дарства; добровольное использование защиты государства, территорию которо- го иммигрант вынужден был покинуть; выезд на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Дополнительными основаниями для утраты иммигрантом статуса бежен- ца в Российской Федерации в соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженцев являются: добровольное восстановление в гражданстве государства, которого он был лишен; добровольное возвращение на постоянное жительство а государство, где у него имелись опасения стать жертвой преследований; невозможность отказываться от защиты государства своего постоян- ного жительства, так как обстоятельств, на основании которых иммигрант был признан беженцем, более не существует, причем ссылки на причины чисто экономического характера во внимание не принимаются; возможность вернуться в государство своего постоянного жительст- ва, так как обстоятельств, на основании которых иммигрант был признан беженцем, более не существует. Иммигрант лишается статуса беженца в Российской Федерации ФМС России и ее территориальными органами, если он: умышленно сообщил ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем в Российской Федерации; совершил преступление на территории Российской Федерации. 35. Иммигранту, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или он лишился его в силу причин, изложенных в пункте 34 настоящего Положения, предлагается выехать из Российской Федерации. В случае от- каза от добровольного выезда иммигрант депортируется за пределы Российской Федерации в установленном порядке. 36. ФМС России и ее территориальные органы организуют и осущест- вляют учет и сохранность личных дел беженцев. Территориальные органы ФМС России ведут учет и производят первич- ную обработку статистической информации и в установленные сроки представляют ее в ФМС России и местные статистические органы. |