О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СОКРАЩЕНИЮ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 08.09.94 1021

                О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СОКРАЩЕНИЮ
                  НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          8 сентября 1994 г.

                                N 1021

                             (РГ 94-178)


     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря
1993 г.  N 2145 "О мерах по введению иммиграционного контроля" и в це-
лях принятия неотложных мер по предупреждению и сокращению неконтроли-
руемой внешней миграции на территорию Российской Федерации иностранных
граждан и  лиц  без  гражданства  Правительство  Российской  Федерации
постановляет:
     1. Федеральной миграционной службе России, Министерству иностран-
ных дел  Российской  Федерации,  Министерству  Российской Федерации по
сотрудничеству с государствами - участниками  Содружества  Независимых
Государств, Министерству  внутренних  дел Российской Федерации,  Феде-
ральной службе контрразведки Российской Федерации  в  2-месячный  срок
представить в Правительство Российской Федерации согласованные предло-
жения по межправительственным двусторонним и многосторонним соглашени-
ям между  Российской  Федерацией  и государствами - участниками Содру-
жества Независимых  Государств,  Латвийской   Республикой,   Литовской
Республикой и Эстонской Республикой по предотвращению неконтролируемой
миграции иностранных граждан и лиц без гражданства.
     2. Федеральной  миграционной службе России,  Министерству юстиции
Российской Федерации,  Министерству труда  Российской  Федерации,  Ми-
нистерству экономики   Российской   Федерации,  Министерству  финансов
Российской Федерации,  Министерству иностранных дел Российской Федера-
ции, Федеральной   службе   контрразведки  Российской  Федерации,  Ми-
нистерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе за-
нятости России  совместно с другими заинтересованными федеральными ор-
ганами исполнительной власти в 2-месячный срок  представить  в  Прави-
тельство Российской Федерации предложения об иммиграционной квоте при-
ема иностранных граждан и лиц без гражданства,  ищущих убежища на тер-
ритории Российской Федерации, и ее размерах.
     3. Федеральной миграционной службе России, Министерству иностран-
ных дел Российской Федерации, министерству финансов Российской Федера-
ции в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации
предложения по  созданию  при посольствах Российской Федерации в госу-
дарствах наибольшего исхода иностранных граждан и лиц без гражданства,
ищущих убежища  на  территории Российской Федерации,  представительств
Федеральной миграционной службы России.
     4. Министерству  иностранных дел Российской Федерации совместно с
Федеральной миграционной службой России в  2-месячный  срок  дополнить
должностные обязанности  соответствующих государственных служащих ука-
занного Министерства в целях предупреждения неконтролируемой  миграции
на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граж-
данства, ищущих убежища.
     5. Федеральной миграционной службе России, Государственному коми-
тету Российской Федерации по управлению государственным  имуществом  в
1994 году  по  согласованию с соответствующими органами исполнительной
власти субъектов  Российской  Федерации   создать   в   Краснодарском,
Приморском и  Хабаровском  краях,  Волгоградской,  Иркутской,  Ленинг-
радской, Липецкой,  Московской,  Новгородской,  Новосибирской,   Орен-
бургской, Пермской  и  Читинской областях центры временного размещения
иммигрантов.
     6. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить своевре-
менное и целевое финансирование создания указанных в пункте 5  настоя-
щего постановления  центров  временного размещения иммигрантов за счет
средств федерального бюджета,  выделяемых  на  реализацию  Федеральной
миграционной программы.
     7. Министерству  здравоохранения  и  медицинской   промышленности
Российской Федерации,  Государственному комитету санитарно-эпидемиоло-
гического надзора Российской Федерации в  пределах  своей  компетенции
совместно с  Федеральной  миграционной  службой России и Министерством
социальной защиты населения Российской Федерации:
     утвердить в 2-месячный срок нормативные документы, регламентирую-
щие санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования для раз-
мещения иностранных  граждан и лиц без гражданства,  ищущих убежища на
территории Российской Федерации,  в местах временного  содержания  при
постах иммиграционного  контроля и в центрах временного размещения им-
мигрантов;
     разработать в  3-месячный  срок  порядок организации медицинского
обслуживания (амбулаторное, стационарное обследование и лечение, меди-
ко-санитарная экспертиза)  иностранных  граждан и лиц без гражданства,
ищущих убежища на территории  Российской  Федерации  и  находящихся  в
местах временного  содержания  при  постах  иммиграционного контроля и
центрах временного размещения иммигрантов;
     обеспечить места временного содержания при постах иммиграционного
контроля и центры временного размещения иммигрантов  необходимым меди-
цинским имуществом, оборудованием и медикаментами.
     8. Министерству внутренних дел  Российской  Федерации совместно с
Федеральной миграционной службой России в целях обеспечения личной бе-
зопасности иностранных граждан и лиц без гражданства,  ищущих  убежища
на территории Российской Федерации,  в 2-месячный срок утвердить поря-
док их сопровождения в места временного содержания при постах иммигра-
ционного контроля и центры временного размещения иммигрантов.
     9. Федеральной миграционной службе России:
     совместно с  Министерством  внутренних  дел  Российской Федерации
осуществлять временное поселение иностранных граждан и лиц  без  граж-
данства, подавших  ходатайство  о  признании их беженцами в Российской
Федерации, для обеспечения их безопасности в центры временного  разме-
щения иммигрантов;
     с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации,  Фе-
деральной службы  контрразведки  Российской Федерации производить про-
верку достоверности сведений, представленных иностранными гражданами и
лицами без  гражданства для обоснования ходатайства о признании их бе-
женцами в Российской Федерации,  и по ее результатам принимать решения
в отношении   указанных   лиц   в   соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     10. Министерству  внутренних дел Российской Федерации совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
     проводить в  пределах  своей компетенции в целях предупреждения и
сокращения неконтролируемой  миграции  соответствующие  мероприятия по
выявлению иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находя-
щихся на территории Российской Федерации;
     применять установленные  законодательством  Российской  Федерации
меры воздействия в отношении  иностранных  граждан  и  лиц  без  граж-
данства, ищущих убежища на территории Российской Федерации и допускаю-
щих противоправные действия.
     11. Федеральной миграционной службе России, Министерству внутрен-
них дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел  Российской
Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации,  Фе-
деральной пограничной службе - Главному командованию Пограничных войск
Российской Федерации,  Министерству  юстиции  Российской  Федерации  в
2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации пред-
ложения по  урегулированию  процедуры депортации иностранных граждан и
лиц без гражданства, которым отказано в предоставлении убежища на тер-
ритории Российской Федерации.
     12. Федеральной миграционной службе России, Министерству экономи-
ки Российской  Федерации,  Федеральной  службе  занятости России,  Ми-
нистерству социальной  защиты  населения  Российской  Федерации,   Ми-
нистерству сельского  хозяйства и продовольствия Российской Федерации,
Министерству образования  Российской  Федерации,  Министерству   труда
Российской Федерации,  Государственному комитету санитарно-эпидемиоло-
гического надзора Российской Федерации совместно  с  заинтересованными
федеральными органами  исполнительной власти,  органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в 2-месячный срок представить  в
Правительство Российской  Федерации  предложения  о  расселении,  про-
фессиональной подготовке и переподготовке,  трудоустройстве  иностран-
ных граждан  и  лиц  без  гражданства,  получивших  статус  беженцев в
Российской Федерации, их социальной поддержке, социальном обеспечении.
     13. Федеральной  службе  занятости  России в 3-месячный срок пре-
дусмотреть создание в структуре своих органов подразделений (групп) по
профессиональной подготовке  и переподготовке,  трудоустройству иност-
ранных граждан и лиц без  гражданства,  получивших  статус  беженца  в
Российской Федерации.
     14. Федеральной миграционной службе России,  Министерству юстиции
Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации
по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации,  Вер-
ховным Судом  Российской Федерации в 2-месячный срок представить пред-
ложения о взаимодействии органов государственной власти Российской Фе-
дерации при рассмотрении в судах дел по вопросам, связанным с миграци-
ей иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,  ищущих  убежища  в
Российской Федерации.
     15. Утвердить прилагаемое Положение "О порядке работы с иностран-
ными гражданами и лицами без гражданства,  прибывающими и находящимися
в России в поисках убежища,  определения их правового статуса, времен-
ного размещения и пребывания на территории Российской Федерации".

                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                         В.ЧЕРНОМЫРДИН

                              ПОЛОЖЕНИЕ
         о порядке работы с иностранными гражданами и лицами
        без гражданства, прибывающими и находящимися в России
         в поисках убежища, определения их правового статуса,
           временного размещения и пребывания на территории
                         Российской Федерации

     1. Настоящее Положение о порядке работы с иностранными гражданами
и лицами  без гражданства,  прибывающими и находящимися в России в по-
исках убежища, определения их правового статуса, временного размещения
и пребывания на территории Российской Федерации (далее именуется - По-
ложение) устанавливает порядок работы центрального аппарата  Федераль-
ной миграционной  службы  России  (далее  именуется - ФМС России) и ее
территориальных органов по определению правового статуса прибывающих и
находящихся в России иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих
убежища (далее именуются - иммигранты), их регистрации, учету, времен-
ному размещению и пребыванию на территории Российской Федерации.
     2. ФМС России и ее территориальные органы в своей деятельности  п
решению вопросов,  указанных  в  пункте 1 настоящего Положения,  руко-
водствуются Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,  постановле-
ниями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международ-
ными обязательствами России, а также настоящим Положением.
     3. ФМС России и ее территориальные органы  выполняют  возложенные
на них задачи во взаимодействии с пограничными, таможенными и правоох-
ранительными органами,  федеральными органами исполнительной власти  и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     4. Процедура определения правового статуса иммигранта включает:
     подачу и  принятие  ходатайства о признании иммигранта беженцем в
Российской Федерации,  анкетирование иммигранта и прибывших с ним чле-
нов его семьи,  достигших 18-летнего возраста (при условии, что каждый
из них поддерживает ходатайство иммигранта и не настаивает  на  подаче
личного ходатайства);
     принятие ФМС России и ее территориальными органами решения  о ре-
гистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Фе-
дерации;
     индивидуальное собеседование  с иммигрантом и членами его семьи с
оформлением опросного листа;
     проверку достоверности сведений и причин прибытия, сообщенных им-
мигрантом;
     принятие решения о признании иммигранта беженцем в Российской Фе-
дерации;
     выдачу иммигранту удостоверения беженца в Российской Федерации.
     5. Рассмотрение ходатайства иммигранта,  равно  как  и  процедура
признания его  беженцем в Российской Федерации,  может быть прекращено
на любом этапе,  если в ходе рассмотрения вопроса обоснованно установ-
лено, что он сообщил о себе ложные сведения.
     6. Иммигрант и прибывшие с ним члены его семьи по требованию  ор-
ганов здравоохранения и государственного санитарно-эпидемиологического
надзора проходят обязательный медицинский осмотр,  а при необходимости
санитарную обработку,  лабораторные исследования в лечебно-профилакти-
ческом учреждении и вакцинацию.
     7. Иммигранты, не имеющие соответствующих документов, удостоверя-
ющих личность,  в соответствии с нормами международного права проходят
процедуру идентификации, а при необходимости и дактилоскопии в органах
внутренних дел.
     8. Ходатайство,  анкета,  медицинская  документация о прохождении
профилактического осмотра, иные документы и материалы, необходимые для
принятия решения  о признании иммигранта беженцем в Российской Федера-
ции, формируются в его личное дело.
     9. На всех этапах работы с иммигрантом ему должна быть предостав-
лена возможность для полного изложения фактов, дополняющих обоснование
ходатайства, и защиты законных прав,  включая помощь со стороны квали-
фицированного переводчика, юриста, а при необходимости и врача.
     10. ФМС   России   совместно   с  Министерством  иностранных  дел
Российской Федерации и при необходимости с привлечением  международных
организаций решает вопрос о сроках пребывания на территории Российской
Федерации иммигрантов,  изъявивших желание получить убежище  в  других
государствах, но в течение не более трех месяцев.
     11. Государственные служащие ФМС России,  осуществляющие работу с
иммигрантами, вправе:
     проводить собеседования с иммигрантами для получения от них необ-
ходимой информации об обоснованности причин их прибытия и права на по-
лучение статуса беженца в Российской Федерации;
     получать от соответствующих структур Министерства иностранных дел
Российской Федерации,  правоохранительных и других федеральных органов
исполнительной власти информацию о внутриполитической,  санитарно-эпи-
демиологической и другой обстановке в  тех  государствах,  из  которых
прибыли иммигранты,  а  также об изменениях в паспортно-визовом режиме
других государства и правилах пребывания в Российской Федерации иност-
ранных граждан и лиц без гражданства;
     безвозмездно получать от физических и юридических лиц, учреждений
и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую
для  осуществления проверки в центрах временного размещения  иммигран-
тов, за исключением случаев,  когда законодательством Российской Феде-
рации предусмотрен иной порядок ее получения;
     использовать в  установленном  порядке  существующие в Российской
Федерации информационно-коммуникационные системы.
     12. Действия, препятствующие исполнению государственными служащи-
ми ФМС России и ее территориальных органов своих служебных  обязаннос-
тей по проверке иммигрантов, влекут за собой административную или уго-
ловную ответственность в  порядке,   установленном   законодательством
Российской Федерации.
     13. Основанием для начала процедуры признания иммигранта беженцем
в Российской  Федерации является его письменное ходатайство.  При этом
ходатайство подается иммигрантом незамедлительно по прибытии на терри-
торию Российской Федерации в территориальный орган ФМС России с указа-
нием обоснованных  причин  въезда   или   пребывания   на   территории
Российской Федерации.
     В случае если:
     иммигрант, прибывший   на   законном   основании   на  территорию
Российской Федерации,  по  прибытии  заявил  государственным  служащим
поста иммиграционного  контроля  о  желании  получить статус беженца в
Российской Федерации и убедительно обосновал свое решение,  то его хо-
датайство регистрируется   непосредственно  на  посту  иммиграционного
контроля в месте пересечения им государственной границы Российской Фе-
дерации;
     иммигрант, прибывший на законном основании в Российскую Федерацию
и длительное время проживающий на ее территории, намерен в силу объек-
тивных и обоснованных причин получить статус беженца в Российской  Фе-
дерации, то он должен обратиться в территориальный орган ФМС России по
месту своего пребывания с соответствующим ходатайством;
     иммигрант, вынужденный незаконно пересечь государственную границу
Российской Федерации в силу причин, изложенных в части первой статьи 1
Закона Российской Федерации "О беженцах", должен немедленно заявить об
этом государственному  служащему   поста   иммиграционного   контроля,
представителю пограничных войск или таможенных органов. В случае подт-
верждения обоснованности заявления иммигранта в целях обеспечения  его
безопасности он в сопровождении сотрудников правоохранительных органов
направляется в место временного содержания при  посте  иммиграционного
контроля до принятия соответствующего решения;
     в месте пересечения государственной границы Российской  Федерации
отсутствует пост иммиграционного контроля,  а иммигрант, въехавший не-
законно на территорию Российской Федерации,  заявил о намерении  полу-
чить статус беженца в Российской Федерации, то он задерживается погра-
ничными ил другими компетентными органами  на  срок,  необходимый  для
сообщения о  нем  в ближайший территориальный орган ФМС России с целью
передачи его этому органу и проведения работы по определению правового
статуса иммигранта.
     14. Прием ходатайств о признании беженцем в Российской  Федерации
проводится государственными служащими постов иммиграционного контроля,
ФМС России и ее территориальных органов.
     Государственные служащие  поста иммиграционного контроля осущест-
вляют, как правило,  первичное рассмотрение ходатайства  иммигранта  о
признании его беженцем в Российской Федерации.
     Государственные служащие ФМС России и ее территориальных органов,
на которых возложены обязанности по работе с иммигрантами,  должны оз-
накомить иммигрантов с их правами и обязанностями, изложенными в Зако-
не Российской Федерации "О беженцах".
     15. Решение о регистрации ходатайства о признании иммигранта  бе-
женцем в  Российской  Федерации принимается ФМС России и ее территори-
альным органом на основании соответствия сведений,  сообщенных  иммиг-
рантом, положениям  части  первой статьи 1 Закона Российской Федерации
"О беженцах" в срок, не превышающий пяти дней со дня его подачи.
     В случае, когда причины подачи ходатайства о признании иммигранта
беженцем в Российской Федерации являются обоснованными (или явно  нео-
боснованными) и не требуется дополнительное разбирательство, решение о
регистрации (отказе о регистрации) ходатайства по возможности принима-
ется в день его подачи.
     16. Иммигранту,  подавшему ходатайство о признании его беженцем в
Российской Федерации, может быть отказано в регистрации ходатайства на
основании Закона Российской Федерации "О беженцах" и норм  международ-
ного права.
     В регистрации  ходатайства  о  признании  иммигранта  беженцем  в
Российской Федерации может быть также отказано, если иммигрант:
     уже подавал на рассмотрение ходатайство о предоставлении ему убе-
жища в Российской Федерации и в этом ему было отказано;
     имеет гражданство третьего государства,  где он не  преследуется,
или официальные власти третьего государства признают право иностранно-
го гражданина или лица без гражданства на пребывание в ней (вид на жи-
тельство, иное);
     прибыл непосредственно с территории другого государства,  где  он
временно пребывал  до  приезда в Российскую Федерацию,  не подвергался
преследованиям или мог в установленном порядке получить убежище;
     мог до  прибытия  в  Российскую  Федерацию выехать в третье госу-
дарство, в котором имеет близких родственников;
     отказывается при  установлении его личности дать необходимые све-
дения о себе и обстоятельствах своего прибытия;
     не хочет  из-за  опасений последствий своего несанкционированного
выезда из государства своего постоянного проживания или  из-за  совер-
шенного проступка,  преступления  в  этом  государстве  возвращаться в
государство постоянного проживания;
     женат (замужем)  на (за) гражданке (гражданином) Российской Феде-
рации и может в установленном порядке воспользоваться правом на оформ-
ление своего  пребывания в Российской Федерации на основании действую-
щего законодательства;
     имеет разрешение на проживание в Российской Федерации (вид на жи-
тельство, иное).
     17. Регистрация ходатайства иммигранта о признании его беженцем в
Российской Федерации ФМС России или ее территориальным  органом  явля-
ется актом нормативного характера,  устанавливающим законность времен-
ного пребывания данного лица на территории Российской Федерации.
     18. Документы,  удостоверяющие  личность  иммигранта и членов его
семьи, сдаются им в ФМС России или в ее территориальный  орган,  заре-
гистрировавший его  ходатайство  о признании из беженцами в Российской
Федерации.
     19. Иммигранту выдается свидетельство о регистрации ходатайства о
признании его беженцем в Российской Федерации,  заменяющее на срок его
действия документ, удостоверяющий личность иммигранта.
     20. иммигрант, не имеющий соответствующих документов, удостоверя-
ющих его  личность,  или законных оснований для въезда и нахождения на
территории Российской Федерации,  после подачи письменного ходатайства
о признании  беженцем  в  Российской Федерации в целях обеспечения его
безопасности на период проверки достоверности представленных им сведе-
ний направляется в сопровождении государственных служащих правоохрани-
тельных органов в центр временного размещения иммигрантов.
     21. Центр временного размещения иммигрантов:
     является структурным подразделением ФМС России и местом  пребыва-
ния указанной категории лиц;
     предназначен для временного размещения иммигрантов (до трех меся-
цев), чьи  ходатайства о признании их беженцами в Российской Федерации
зарегистрированы и приняты к рассмотрению, до определения их правового
статуса на территории Российской Федерации;
     используется для уточнения цели  и  мотива  прибытия  иммигранта,
проверки представленных  им доказательств,  окончательного определения
наличия законных оснований для признания его беженцем в Российской Фе-
дерации;
     предназначен для организации бесплатного проживания, питания, ме-
дицинского и другого обеспечения иммигранта, а также начального изуче-
ния русского языка и законодательства Российской Федерации;
     используется для  организации  обязательного медицинского освиде-
тельствования пребывающих в нем иммигрантов, в том числе на туберкулез
и СПИД.  Иммигранты, у которых выявлены инфекционные и другие контаги-
озные заболевания,  изолируются. При признании их носителями СПИДа или
отказе от медицинского освидетельствования иммигранты могут быть депо-
ртированы с территории Российской Федерации в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
     22. Иммигрантам, находящимся в центре временного размещения, ока-
зывается содействие  в  обращении в официальные представительства дру-
гих государств, которые могли бы предоставить  им  убежище, представи-
тельство Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, а так-
же по  их  требованию  в  установлении  связей  с   представительством
государства их  гражданства  или постоянного проживания и в выполнении
соответствующих паспортно-визовых процедур.
     23. При выявлении среди иммигрантов, находящихся в центре времен-
ного размещения, иностранных граждан и лиц без гражданства, не отвеча-
ющих требованиям Закона Российской Федерации "О беженцах",  других за-
конодательных актов Российской Федерации, а также Конвенции ООН о ста-
тусе беженцев,  государственными служащими центра проводится предвари-
тельная работа по их депортации с территории Российской Федерации.
     24. В  случае отказа в регистрации ходатайства о признании иммиг-
ранта беженцем в Российской Федерации иммигрант уведомляется об отказе
и его дальнейшее нахождение на территории Российской Федерации регули-
руется законодательством,  определяющим порядок пребывания иностранных
граждан на территории Российской Федерации.
     Копия уведомления об отказе вместе с письмом ФМС  России  или  ее
территориального органа,  принявшего решение по ходатайству иммигранта
о признании его беженцем в Российской Федерации,  направляется в соот-
ветствующие органы внутренних дел Российской Федерации для последующей
депортации иммигранта с территории Российской Федерации.
     25. Собеседование  с  иммигрантом  может быть предварительным (на
постах иммиграционного контроля в пунктах пересечения  государственной
границы Российской  Федерации)  и  основным (после направления в центр
временного размещения иммигрантов).
     Собеседование проводится  в  целях предоставления иммигранту воз-
можности сообщить дополнительные сведения,  подтверждающие  обоснован-
ность причин,  вынудивших  его покинуть государство своего постоянного
проживания и искать убежища  на  территории  Российской  Федерации,  а
государственным служащим ФМС России сделать вывод как о признании, так
и непризнании его беженцем в Российской Федерации.
     Собеседование проводится в соответствии с методическими указания-
ми инструкциями,  разрабатываемыми ФМС России,  а также изложенными  в
"Руководстве по  процедурам  м критериям определения статуса беженцев"
Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
     Сведения, касающиеся  личности  иммигранта,  членов его семьи,  и
другая информация,  полученная дополнительно  при  собеседовании,  за-
носятся в опросный лист.
     26. Решение о признании иммигранта беженцем в Российской  Федера-
ции принимается  руководителем ФМС России или соответствующего ее тер-
риториального органа на основании представленного  ему  заключения  по
ходатайству иммигранта  о  признании его беженцем в Российской Федера-
ции, а также материалов личного дела иммигранта не позднее  чем  через
три дня  после  их  получения и не позднее чем через три месяца со дня
регистрации ходатайства.
     27. Иммигранту,  признанному  беженцем в Российской Федерации,  и
членам его семьи,  достигшим 18-летнего возраста, выдается удостовере-
ние беженца  установленного образца и оформляется карточка регистрации
беженца. При этом свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о
признании его  беженцем в Российской Федерации изымается и приобщается
к общему делу иммигранта,  получившего статус беженца в Российской Фе-
дерации (далее именуется - беженец).
     Удостоверение беженца в Российской Федерации, выданное в установ-
ленном порядке,  является документом,  удостоверяющим личность беженца
(прибывших с ним членов его семьи) в Российской Федерации и дающим ему
(им) право  находиться  на территории Российской Федерации на законном
основании.
     28. При  перемене  беженцем  места пребывания он обязан сняться с
учета в ФМС России или в соответствующем ее территориальном органе,  к
которому он был прикреплен,  и в 3-дневный срок после переезда (исклю-
чая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальном орга-
не ФМС России по месту прибытия.
     29. При изменении фамилии,  имени (имен),  семейного положения  и
состава семьи  беженец  обязан  в  3-дневный  срок с момента изменения
сообщить об этом в территориальный орган ФМС России по месту учета.
     30. Постановка  на учет ФМС России или ее территориальным органом
является основанием для регистрации (прописки) беженца в органах внут-
ренних дел по месту его пребывания.
     31. В случае необходимости поездок беженца за пределы  Российской
Федерации ФМС России оформляет ему проездной документ беженца установ-
ленного образца,  порядок выдачи которого регулируется соответствующей
инструкцией.
     За выдачу проездного документа с беженца взимается в  установлен-
ном законодательством  Российской  Федерации  порядке  государственная
пошлина и оплата стоимости бланков в размерах,  равных  при  получении
заграничного паспорта.
     32. Ходатайство  о  признании  беженцем  в  Российской  Федерации
иностранного гражданина  или лица без гражданства,  находящегося за ее
пределами, принимается  учреждением   Министерства   иностранных   дел
Российской Федерации  в  государстве  его постоянного проживания.  При
этом формы работы с иностранным гражданином или лицом без  гражданства
должны учитывать  положение  в  этом  государстве и возможные для него
последствия.
     Ходатайство иностранного  гражданина  или  лица без гражданства о
признании его беженцем в Российской Федерации,  поданное в  учреждение
Министерства иностранных дел Российской Федерации,  вместе с заполнен-
ной анкетой и заключением этого учреждения о соответствии причин, выд-
вигаемых иностранным гражданином или лицом без гражданства в поддержку
его ходатайства,  критериям статуса беженца,  предусмотренным в Законе
Российской Федерации  "О  беженцах" и Конвенции ООН о статусе беженца,
дипломатической почтой направляются в ФМС России для принятия  решения
о его регистрации.
     Датой обращения иностранного гражданина или лица без  гражданства
по вопросу  получения статуса беженца в Российской Федерации считается
дата получения ФМС России указанных документов.
     Сообщение ФМС России о регистрации ходатайства иностранного граж-
данина или лица без гражданства о признании его беженцем в  Российской
Федерации или  об отказе в этом направляется в учреждение Министерства
иностранных дел Российской Федерации, принявшее его ходатайство.
     При принятии  ФМС  России решения о регистрации ходатайства даль-
нейшее рассмотрение вопроса о признании иностранного гражданина бежен-
цем в  Российской  Федерации и собеседование проводятся уполномоченным
государственным служащим  учреждения  Министерства   иностранных   дел
Российской Федерации, после чего документы для принятия окончательного
решения направляются дипломатической почтой в ФМС России.
     Решение ФМС  России о признании иностранного гражданина или лица-
без гражданства беженцем в Российской  Федерации  направляется в соот-
ветствующее учреждение Министерства иностранных дел Российской Федера-
ции дипломатической почтой для оформления въездных документов.
     Удостоверение беженца  в Российской Федерации выдается ФМС России
соответствующему иностранному  гражданину  или  лицу  без  гражданства
после его прибытия на территорию Российской Федерации.
     33. В случае признания иммигранта беженцем в Российской Федерации
ФМС России  и ее территориальные органы совместно с федеральными орга-
нами исполнительной власти и органами исполнительной власти  субъектов
Российской Федерации оказывают ему содействие в расселении и адаптации.
     При расселении и адаптации должны учитываться особенности беженца
(этнические, социально-психологические  и  другие),  а  также экономи-
ческие возможности принимающих субъектов Российской Федерации.
     Беженцу при расселении определяется место жительства и предостав-
ляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он мо-
жет пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской
Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение.
     34. Статус беженца в Российской Федерации утрачивается по основа-
ниям, предусмотренным в Законе Российской  Федерации  "О  беженцах"  и
Конвенции ООН о статусе беженцев.
     Основаниями для утраты статуса  беженца  Российской  Федерации  в
соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах" являются:
     приобретение гражданства Российской Федерации или  другого  госу-
дарства;
     добровольное использование защиты государства, территорию которо-
го иммигрант вынужден был покинуть;
     выезд на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
     Дополнительными основаниями для утраты иммигрантом статуса бежен-
ца в Российской Федерации в соответствии с Конвенцией  ООН  о  статусе
беженцев являются:
     добровольное восстановление в гражданстве  государства,  которого
он был лишен;
     добровольное возвращение на постоянное жительство а  государство,
где у него имелись опасения стать жертвой преследований;
     невозможность отказываться от защиты государства своего  постоян-
ного жительства, так как обстоятельств, на основании которых иммигрант
был признан беженцем,  более не существует,  причем ссылки на  причины
чисто экономического характера во внимание не принимаются;
     возможность вернуться в государство своего постоянного  жительст-
ва, так как обстоятельств,  на основании которых иммигрант был признан
беженцем, более не существует.
     Иммигрант лишается  статуса  беженца  в  Российской Федерации ФМС
России и ее территориальными органами, если он:
     умышленно сообщил  ложные  сведения,  послужившие  основанием для
признания его беженцем в Российской Федерации;
     совершил преступление на территории Российской Федерации.
     35. Иммигранту, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен
или он  лишился  его в силу причин,  изложенных в пункте 34 настоящего
Положения, предлагается выехать из Российской Федерации.  В случае от-
каза от   добровольного  выезда  иммигрант  депортируется  за  пределы
Российской Федерации в установленном порядке.
     36. ФМС  России и ее территориальные органы организуют и осущест-
вляют учет и сохранность личных дел беженцев.
     Территориальные органы ФМС России ведут учет и производят первич-
ную обработку  статистической  информации  и  в  установленные   сроки
представляют ее в ФМС России и местные статистические органы.