О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 31 августа 1994 г. N 1064 (РГ 94-181) В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 "Об основных направлениях государственной поли- тики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной по- литики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. 2. Утвердить перечень первоочередных мероприятий по поддержке соотечественников в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике на 1994-1995годы согласно приложению. 3. Образовать Правительственную Комиссию по делам соотечественни- ков за рубежом (далее именуется - Комиссия) с включением в ее состав представителей Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, а также представителей общественных организаций Российской Федерации (по согласованию). Назначить председателем Правительственной комиссии по делам соо- течественников за рубежом Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Шахрая Сергея Михайловича. 4. Председателю Комиссии с учетом предложений Министерства иност- ранных дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике и Федеральной миграцион- ной службы России, согласованных с указанными в пункте 3 настоящего постановления органами и организациями, представить на утверждение в Правительство Российской Федерации персональный состав Комиссии и про- ект Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. 5. Установить, что на Комиссию возлагается осуществление коорди- нации деятельности федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественных организаций, а также контроль за деятельностью министерств и ведомств Российской Фе- дерации по реализации Основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за ру- бежом, систематическое информирование Правительства Российской Федера- ции и Президента Российской Федерации о ходе реализации Основных на- правлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников проживающих за рубежом. Комиссия обеспечивает реализацию первоочередных мероприятий по поддержке соотечественников в государствах - участниках Содружества независимых Государств, Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике. 6. В целях организационно-технического обеспечения деятельности Комиссии образовать Секретариат Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом в составе Аппарата Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом В результате сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю и обрести вторую родину во многих странах мира. Демократические преобразования в нашей стране последних лет соз- дали условия для отношений взаимопонимания и сотрудничества с сооте- чественниками за рубежом. Новая Россия открыла возможность соотечественникам - жертвам исторических потрясений и репрессий и их потомкам при желании восста- новить российское гражданство и вернуться на историческую родину. Россия благодарна правительствам и народам стран, давшим россия- нам приют и возможность сохранить родной язык и национально-культурную самобытность. Миллионы наших соотечественников за пределами Российской Федера- ции на пространстве бывшего СССР в условиях незавершенности процесса становления новых независимых государств и формирования межгосудар- ственных отношений еще определяются в выборе своей дальнейшей судьбы. Наши соотечественники за рубежом столкнулись со сложной экономической, культурной и психологической ситуацией и, безусловно, нуждаются в по- мощи и поддержке России. По своему правовому положению выходцы из России относятся к трем различным категориям: граждане России, граждане государства проживания (меньшинства) и лица без гражданства (апатриды) - граждане, имеющие и не имеющие вид на жительство в стране фактического проживания. Учитывая их различный юридический статус, стратегической линией политики России по отношению к соотечественникам за рубежом является содействие их добровольной интеграции в политическую, социальную и экономическую жизнь новых независимых государств, адаптации к местной культуре при сохранении собственной культурной самобытности. Такая политика направлена на предотвращение массового исхода на- ших соотечественников из этих государств, который может крайне болез- ненно сказаться на судьбе миллионов россиян, давно осевших за предела- ми своей исторической родины. в случае возникновения в каких-либо регионах бывшего СССР конф- ликтных ситуаций, угрожающих жизни и благополучию наших соотечествен- ников, российское государство должно быть готово к такому развитию со- бытий. Более того, Россия должна обеспечить прием на своей территории также тех, кто не смог или не мел возможности адаптироваться к новой ситуации и решил вернуться на свою историческую родину. Российская Федерация исходит из того, что россияне вправе оста- ваться в тех государствах, где они родились или проживают в течение многих лет, что эти страны несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и куль- турных прав этих лиц. Однако все новые независимые государства, вклю- чая Россию, испытывают сегодня серьезные экономические и финансовые трудности, находятся в стадии становления своей государственности, когда непросто учитывать специфические запросы проживающих на их тер- ритории выходцев из других государств. В этой связи Российская Федера- ция готова помочь правительствам новых независимых государств удовле- творить потребности проживающих там россиян в обеспечении их законных прав. Помощь России соотечественникам должна оказываться на основе соответствующих двусторонних соглашений, путем принятия мер, сог- ласованных с органами государственной власти соответствующей страны. При этом как содержание договоров, так и сами меры по поддержке сооте- чественников за рубежом должны учитывать специфику ситуации в каждой стране. Те трудности и тяготы, которые переживают наши соотечественники, оказавшиеся за рубежом, не могут быть безразличны для России. Прави- тельство Российской Федерации намерено всеми способами, признанными международным правом, не допускать ущемления прав своих соотечествен- ников за рубежом. Решение вопросов финансового, экономического, соци- ального, военно-политического сотрудничества России с конкретными го- сударствами будет ставиться в зависимость от реальной позиции их руко- водства в области соблюдения прав и интересов россиян на их террито- рии. Однако любые вынужденно жесткие меры должны приниматься после серьезного анализа ситуации с учетом интересов тех людей, которых они призваны защищать. Основные направления государственной политики Российской Федера- ции в отношении соотечественников за рубежом определяют круг мер, ко- торые необходимо осуществить для оказания им эффективной помощи, и го- ловные министерства, ответственные за их реализацию. Эти меры носят позитивный характер и призваны помочь правительствам новых независимых государств с одной стороны, и нашим соотечественникам с другой, быст- рее и эффективнее решить проблемы переходного периода. I. Политико-правовые и информационные мероприятия 1. Провести переговоры с правительствами государств ближнего за- рубежья о заключении соглашений по учреждению русскоязычных радио- и телепрограмм, периодических печатных изданий, а также о беспре- пятственном функционировании этих средств массовой информации при соб- людении ими законодательства соответствующего государства. 2. Представлять российским средствам массовой информации сведе- ния, позволяющие регулярно сообщать о предпринимаемых Правительством Российской федерации мерах по защите гражданских, политических, эконо- мических, социальных и культурных прав соотечественников в странах ближнего зарубежья, а также объективно освещать события в ближнем за- рубежье, обращая особое внимание на положение соотечественников и за- щиту их прав. 3. В случае необходимости ставить вопрос о правах соотечественни- ков на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств, а также на межгосу- дарственных переговорах с Латвийской Республикой, Литовской Республи- кой, Эстонской Республикой. 4. Осуществлять взаимодействие с российскими общественными орга- низациями и использовать имеющиеся в их распоряжении возможности под- держки соотечественников, а также с русскими и славянскими общинами и другими общественными организациями в странах ближнего зарубежья. Ответственные за реализацию мер головные министерства: МИД России, Минсотрудничество России, Миннац России. II. Дипломатические меры 5. Обеспечивать защиту прав соотечественников с использованием действующих международных механизмов по защите прав человека и нацио- нальных меньшинств. 6. В случае необходимости добиваться включения вопросов, связан- ных с обеспечением прав соотечественников, в повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии ООН по правам человека, Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Исполкома программы Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также направления миссий ООН по установлению фактов в те государства, где нарушаются эти права. Использовать возможности института Верховного комиссара ООН по правам человека для защиты прав соотечественников там, где они нарушаются. 7. При необходимости поднимать проблему обеспечения прав сооте- чественников на форумах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и совещаниях Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Добиваться реализации рекомендаций Верховного комиссара СБСЕ по делам национальных меньшинств и выводов миссий СБСЕ по установлению фактов. Проводить линию на завершение работы по учреждению поста Комиссара СГБМ по правам человека и вопросам меньшинств. 8. Использовать возможности неправительственных организаций для воздействия на общественное мнение в тех государствах ближнего зару- бежья, где нарушаются права человека, и для оказания помощи соотечест- венникам. 9. Настаивать на скорейшем создании Комиссии по правам человека СНГ, предусмотренной Уставом СНГ, и активно использовать возможности этого органа для защиты прав человека в странах СНГ. 10. Добиваться скорейшего подписания и ратификации Конвенции СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным или языковым и религиозным меньшинствам. использовать ее механизм для защиты прав соотечественников в государствах - участниках СНГ. 11. Использовать механизм Соглашения СНГ о помощи беженцам и вы- нужденным переселенцам для оказания помощи в экстремальных ситуациях соотечественникам, переселяющимся в Россию из государств - участников СНГ. 12. Провести переговоры о заключении двусторонних соглашений меж- ду Правительством Российской Федерации и правительствами государств ближнего зарубежья о содействии лицам, переселяющимся из России в одно из этих государств и из государств ближнего зарубежья в Россию. 13. Добиваться заключения соглашений со странами ближнего зару- бежья по вопросам гражданства с целью обеспечения соотечественникам социально-экономических и политических прав, используя для этого имею- щиеся у государства возможности. 14. Способствовать развитию связей общественности России, в том числе по линии религиозных организаций, для поддержки русскоязычных общин в странах ближнего зарубежья в соответствии с законодательством страны пребывания. 15. Воздействовать через российскую и мировую общественность и международные организации на органы государственной власти стран ближ- него зарубежья на предмет изменения законодательства в целях обеспече- ния гражданских прав некоренного населения. Ответственный за реализацию мер: МИД России. III. Экономические мероприятия 16. Поощрять связи российских предприятий с предприятиями стран ближнего зарубежья, на которых преимущественно работают соотечествен- ники, и развитие между ними взаимовыгодной кооперации в соответствии с законодательством каждой из стран. 17. Использовать меры по выкупу у государства ближнего зарубежья (в том числе при погашении задолженности) собственности тех предприя- тий, на которых среди работающих преобладают соотечественники. 18. Содействовать разработке конкретных программ сотрудничества общественных и коммерческих структур России и ближнего зарубежья, включая создание совместных предприятий, фондов и т.п., с целью оказа- ния помощи соотечественникам на основе соединения их финансовых и иных возможностей. 19. Оказывать поддержку российскому предпринимательству, програм- мам по кооперации с целью привлечения средств для развития социальной и культурной сферы соотечественников, в том числе путем создания бан- ков и других коммерческих структур. 20. Проработать вопросы содействия созданию системы специализиро- ванных банков, помогающих осуществлению проектов обустройства вынуж- денных мигрантов. 21. Учитывать интересы соотечественников при проведении перегово- ров по заключению двусторонних соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами государств ближнего зарубежья о торгово-экономическом сотрудничестве. 22. Провести переговоры о заключении двусторонних соглашений меж- ду Правительством Российской Федерации и правительствами государств ближнего зарубежья о трудовой деятельности и социальной защите граж- дан, работающих за пределами своих государств. 23. Принимать в необходимых случаях соответствующие меры, до- пускаемые современным международным правом и используемые в мировой практике, по отношению к тем государствам, в которых грубо нарушаются права соотечественников. В отношении таких государств вводить ограни- чения, включающие в себя: сокращение торгово-экономических связей; из- менение таможенного режима; отмену льгот физическим и юридическим ли- цам соответствующих государств, осуществляющих свою деятельность на территории России. Ответственные за реализацию мер: Минэкономики России, Минсотруд- ничество России, МВЭС России, Банк России. IV. Социальные и культурные мероприятия 24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально не- защищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в об- ласти пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по- вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зару- бежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены. 25. На основе двусторонних соглашений создавать в государствах ближнего зарубежья российские госпитали на базе имеющихся военных (в том числе окружных) госпиталей бывшей Советской Армии с максимально возможным сохранением материальной и научной базы, а также кадрового потенциала этих госпиталей. 26. Содействовать созданию в крупных центрах России (Москва, Санкт-Петербург, Псков, Смоленск, Курск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Астрахань, Оренбург, Челябинск, Омск, Новосибирск и др.) региональных обществ по связям с соотечественниками. 27. Урегулировать на межправительственном уровне комплекс проб- лем, связанных с социальными условиями пребывания российских воен- нослужащих за рубежом (обучение детей, медобслуживание членов семей, беспошлинный ввоз и вывоз имущества и др.). 28. Оказывать на основе соответствующих соглашений техническую, информационную и финансовую помощь русскоязычным периодическим издани- ям странах ближнего зарубежья. 29. Провести переговоры о заключении двусторонних соглашений со странами ближнего зарубежья о сотрудничестве в области культуры и об- разования, в том числе о создании и поддержке российских культурных центров (библиотек, клубов). 30. В рамках двустороннего культурного сотрудничества регулярно проводить мероприятия по поддержке деятельности русских и славянских центров за рубежом, включая проведение фестивалей, выставок, кон- курсов, гастролей театров, творческих коллективов и исполнителей, а также иные акции подобного рода, направленные на сохранение и развитие русской культуры. 31. Оказывать по согласованию с государственными органами соот- ветствующих стран материальную помощь русским библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художест- венным студиям и другим творческим коллективам, расположенным в горо- дах ближнего зарубежья. 32. Принимать меры по оформлению прав собственности или приобре- тению в собственность России находящихся за рубежом объектов, в част- ности, из числа освобождаемых российскими военными учреждениями, для передачи их на законном основании российским культурным центрам, биб- лиотекам, клубам, школам, театрам и другим культурным и медицинским учреждениям. 33. Организовывать работу по сохранению и сбору русскоязычной ли- тературы, периодики, архивных и других материалов и документации, ко- торые могут быть использованы для работы в культурных центрах и библи- отеках ближнего зарубежья. 34. добиваться на основе взаимности развития культурных связей, сохранения памятников культурного и исторического наследия. 35. Учитывая необходимость изучения соотечественниками языка страны проживания, добиваться эффективной реализации соответствующих учебных программ. 36. На основе двусторонних соглашений принимать участие в решении организационно-педагогических проблем образования на русском языке в странах ближнего зарубежья (обеспечение учебниками, пособиями, подго- товка и повышение квалификации педагогических кадров, обмен студентами и учащимися). 37. Провести переговоры с государствами ближнего зарубежья об уч- реждении в них российских университетов, институтов, факультетов и гимназий. 38. Предусматривать возможность приема соотечественников из ближ- него зарубежья в высшие и средние специальные учебные заведения России, их материальной поддержки, развитие межвузовского обмена. 39. Разработать и осуществить меры по удовлетворению потребностей русскоязычного населения ближнего зарубежья в книжной продукции, в том числе научной и учебной литературе. Ответственные за реализацию мер головные министерства: Минсот- рудничество России, Миннац России, Минкультуры России, Минсоцзащиты России. ПРИМЕЧАНИЕ. Перечень первоочередных мероприятий по поддержке соо- течественников в государствах - участниках Содружества Независимых Государств6 Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике на 1994-1995 годы не публикуется. |