О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ. Постановление. Правительство РФ. 31.08.94 1064

          О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          31 августа 1994 г.

                                N 1064

                             (РГ 94-181)


     В целях  реализации  Указа  Президента Российской Федерации от 11
августа 1994 г. N 1681 "Об основных направлениях государственной поли-
тики Российской  Федерации в отношении соотечественников,  проживающих
за рубежом" Правительство Российской Федерации постановляет:

     1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной по-
литики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих
за рубежом.
     2. Утвердить  перечень  первоочередных  мероприятий  по поддержке
соотечественников в государствах - участниках Содружества  Независимых
Государств, Латвийской  Республике,  Литовской  Республике и Эстонской
Республике на 1994-1995годы согласно приложению.
     3. Образовать Правительственную Комиссию по делам соотечественни-
ков за рубежом (далее именуется - Комиссия) с включением в  ее  состав
представителей Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти,  Администрации Президента Российской Федерации,
Федерального Собрания, а также представителей общественных организаций
Российской Федерации (по согласованию).
     Назначить председателем  Правительственной комиссии по делам соо-
течественников за  рубежом  Заместителя   Председателя   Правительства
Российской Федерации Шахрая Сергея Михайловича.
     4. Председателю Комиссии с учетом предложений Министерства иност-
ранных дел Российской Федерации,  Министерства Российской Федерации по
делам национальностей и региональной политике и Федеральной миграцион-
ной службы  России,  согласованных  с указанными в пункте 3 настоящего
постановления органами и организациями,  представить на утверждение  в
Правительство Российской Федерации персональный состав Комиссии и про-
ект Положения о Правительственной комиссии по делам  соотечественников
за рубежом.
     5. Установить,  что на Комиссию возлагается осуществление коорди-
нации деятельности федеральных органов власти,  органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и  общественных  организаций,  а
также контроль  за деятельностью министерств и ведомств Российской Фе-
дерации по реализации Основных  направлений  государственной  политики
Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за ру-
бежом, систематическое информирование Правительства Российской Федера-
ции и Президента Российской Федерации о ходе реализации  Основных  на-
правлений государственной политики Российской  Федерации  в  отношении  
соотечественников проживающих за рубежом.
     Комиссия обеспечивает реализацию  первоочередных  мероприятий  по
поддержке соотечественников  в  государствах  - участниках Содружества
независимых Государств,  Латвийской Республике,  Литовской  Республике
и Эстонской Республике.
     6. В целях организационно-технического  обеспечения  деятельности
Комиссии образовать  Секретариат  Правительственной  комиссии по делам
соотечественников за  рубежом   в   составе   Аппарата   Правительства
Российской Федерации.

                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                         В.ЧЕРНОМЫРДИН


            Основные направления государственной политики
         Российской Федерации в отношении соотечественников,
                        проживающих за рубежом

     В результате сложных,  порой трагических событий в истории России
миллионы наших  соотечественников были вынуждены покинуть родную землю
и обрести вторую родину во многих странах мира.
     Демократические преобразования  в нашей стране последних лет соз-
дали условия для отношений взаимопонимания и сотрудничества  с  сооте-
чественниками за рубежом.
     Новая Россия  открыла  возможность  соотечественникам  -  жертвам
исторических потрясений  и репрессий и их потомкам при желании восста-
новить российское гражданство и вернуться на историческую родину.
     Россия благодарна правительствам и народам стран,  давшим россия-
нам приют и возможность сохранить родной язык и национально-культурную
самобытность.
     Миллионы наших соотечественников за пределами Российской  Федера-
ции на  пространстве  бывшего СССР в условиях незавершенности процесса
становления новых  независимых  государств  и формирования межгосудар-
ственных отношений еще определяются в выборе своей дальнейшей судьбы.
Наши соотечественники за рубежом столкнулись со сложной экономической,
культурной и психологической ситуацией и,  безусловно, нуждаются в по-
мощи и поддержке России.
     По своему  правовому положению выходцы из России относятся к трем
различным категориям: граждане России, граждане государства проживания
(меньшинства) и лица без гражданства (апатриды) - граждане,  имеющие и
не имеющие вид на жительство в стране фактического проживания.
     Учитывая их  различный юридический статус,  стратегической линией
политики России по отношению к соотечественникам за  рубежом  является
содействие их  добровольной  интеграции  в политическую,  социальную и
экономическую жизнь новых независимых государств,  адаптации к местной
культуре при сохранении собственной культурной самобытности.
     Такая политика направлена на предотвращение массового исхода  на-
ших соотечественников из этих государств,  который может крайне болез-
ненно сказаться на судьбе миллионов россиян, давно осевших за предела-
ми своей исторической родины.
     в случае возникновения в каких-либо регионах бывшего  СССР  конф-
ликтных ситуаций,  угрожающих жизни и благополучию наших соотечествен-
ников, российское государство должно быть готово к такому развитию со-
бытий. Более того,  Россия должна обеспечить прием на своей территории
также тех,  кто не смог или не мел возможности адаптироваться к  новой
ситуации и решил вернуться на свою историческую родину.
     Российская Федерация исходит из того,  что россияне вправе  оста-
ваться в тех  государствах,  где  они родились или проживают в течение
многих лет,  что эти страны несут ответственность за обеспечение всего
комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и куль-
турных прав этих лиц.  Однако все новые независимые государства, вклю-
чая Россию,  испытывают  сегодня  серьезные экономические и финансовые
трудности, находятся в  стадии  становления  своей  государственности,
когда непросто учитывать специфические запросы проживающих на их  тер-
ритории выходцев из других государств. В этой связи Российская Федера-
ция готова помочь правительствам  новых независимых государств удовле-
творить потребности проживающих там россиян в обеспечении их  законных
прав.
     Помощь России  соотечественникам  должна  оказываться  на  основе
соответствующих двусторонних  соглашений,  путем  принятия  мер,  сог-
ласованных с органами государственной  власти  соответствующей страны.
При этом как содержание договоров, так и сами меры по поддержке сооте-
чественников за рубежом должны учитывать специфику ситуации  в  каждой
стране.
     Те трудности и тяготы,  которые переживают наши соотечественники,
оказавшиеся за рубежом,  не могут быть безразличны для России.  Прави-
тельство Российской Федерации намерено  всеми  способами,  признанными
международным правом,  не допускать ущемления прав своих соотечествен-
ников за рубежом.  Решение вопросов финансового, экономического, соци-
ального, военно-политического сотрудничества России с конкретными  го-
сударствами будет ставиться в зависимость от реальной позиции их руко-
водства в  области  соблюдения прав и интересов россиян на их террито-
рии. Однако любые вынужденно жесткие  меры  должны  приниматься  после
серьезного анализа ситуации с учетом интересов тех людей,  которых они
призваны защищать.
     Основные направления  государственной политики Российской Федера-
ции в отношении соотечественников за рубежом определяют круг мер,  ко-
торые необходимо осуществить для оказания им эффективной помощи, и го-
ловные министерства,  ответственные за их реализацию.  Эти меры  носят
позитивный характер и призваны помочь правительствам новых независимых
государств с одной стороны,  и нашим соотечественникам с другой, быст-
рее и эффективнее решить проблемы переходного периода.

          I. Политико-правовые и информационные мероприятия
     1. Провести переговоры с правительствами государств ближнего  за-
рубежья о  заключении  соглашений  по  учреждению русскоязычных радио-
и телепрограмм, периодических  печатных  изданий,  а  также  о беспре-
пятственном функционировании этих средств массовой информации при соб-
людении ими законодательства соответствующего государства.
     2. Представлять  российским  средствам массовой информации сведе-
ния, позволяющие регулярно сообщать о  предпринимаемых  Правительством
Российской федерации мерах по защите гражданских, политических, эконо-
мических, социальных и культурных  прав  соотечественников  в  странах
ближнего зарубежья,  а также объективно освещать события в ближнем за-
рубежье, обращая особое внимание на положение соотечественников и  за-
щиту их прав.
     3. В случае необходимости ставить вопрос о правах соотечественни-
ков на  заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств -
участников Содружества Независимых  Государств,  а  также  на межгосу-
дарственных переговорах с Латвийской Республикой,  Литовской Республи-
кой, Эстонской Республикой.
     4. Осуществлять  взаимодействие с российскими общественными орга-
низациями и использовать имеющиеся в их распоряжении возможности  под-
держки соотечественников,  а также с русскими и славянскими общинами и
другими общественными организациями в странах ближнего зарубежья.
     Ответственные за   реализацию   мер  головные  министерства:  МИД
России, Минсотрудничество России, Миннац России.

                       II. Дипломатические меры
     5. Обеспечивать  защиту  прав  соотечественников с использованием
действующих международных механизмов по защите прав человека и  нацио-
нальных меньшинств.
     6. В случае необходимости добиваться включения вопросов,  связан-
ных с обеспечением прав соотечественников,  в повестки дня Генеральной
Ассамблеи ООН,  Комиссии ООН по правам человека,  Подкомиссии  ООН  по
предупреждению дискриминации и защите меньшинств,  Исполкома программы
Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также направления миссий
ООН по установлению фактов в те государства, где нарушаются эти права.
Использовать возможности института Верховного комиссара ООН по  правам
человека для защиты прав соотечественников там, где они нарушаются.
     7. При необходимости поднимать проблему обеспечения  прав  сооте-
чественников на  форумах  Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе (СБСЕ) и совещаниях Совета государств Балтийского моря  (СГБМ).
Добиваться реализации  рекомендаций Верховного комиссара СБСЕ по делам
национальных меньшинств и выводов миссий СБСЕ по установлению  фактов.
Проводить линию  на  завершение  работы  по учреждению поста Комиссара
СГБМ по правам человека и вопросам меньшинств.
     8. Использовать  возможности  неправительственных организаций для
воздействия на общественное мнение в тех государствах  ближнего  зару-
бежья, где нарушаются права человека, и для оказания помощи соотечест-
венникам.
     9. Настаивать  на  скорейшем создании Комиссии по правам человека
СНГ, предусмотренной Уставом СНГ,  и активно использовать  возможности
этого органа для защиты прав человека в странах СНГ.
     10. Добиваться скорейшего подписания и ратификации Конвенции  СНГ
об обеспечении  прав лиц,  принадлежащих к национальным или языковым и
религиозным меньшинствам.  использовать ее механизм  для  защиты  прав
соотечественников в государствах - участниках СНГ.
     11. Использовать механизм Соглашения СНГ о помощи беженцам и  вы-
нужденным переселенцам  для  оказания помощи в экстремальных ситуациях
соотечественникам, переселяющимся в Россию из государств -  участников
СНГ.
     12. Провести переговоры о заключении двусторонних соглашений меж-
ду Правительством  Российской  Федерации  и правительствами государств
ближнего зарубежья о содействии лицам, переселяющимся из России в одно
из этих государств и из государств ближнего зарубежья в Россию.
     13. Добиваться заключения соглашений со странами  ближнего  зару-
бежья по  вопросам  гражданства  с целью обеспечения соотечественникам
социально-экономических и политических прав, используя для этого имею-
щиеся у государства возможности.
     14. Способствовать развитию связей общественности России,  в  том
числе по  линии  религиозных организаций,  для поддержки русскоязычных
общин в странах ближнего зарубежья в соответствии с  законодательством
страны пребывания.
     15. Воздействовать через российскую и  мировую  общественность  и
международные организации на органы государственной власти стран ближ-
него зарубежья на предмет изменения законодательства в целях обеспече-
ния гражданских прав некоренного населения.
     Ответственный за реализацию мер: МИД России.

                    III. Экономические мероприятия
     16. Поощрять  связи  российских предприятий с предприятиями стран
ближнего зарубежья,  на которых преимущественно работают соотечествен-
ники, и развитие между ними взаимовыгодной кооперации в соответствии с
законодательством каждой из стран.
     17. Использовать  меры по выкупу у государства ближнего зарубежья
(в том числе при погашении задолженности) собственности тех  предприя-
тий, на которых среди работающих преобладают соотечественники.
     18. Содействовать разработке конкретных  программ  сотрудничества
общественных и  коммерческих  структур  России  и  ближнего зарубежья,
включая создание совместных предприятий, фондов и т.п., с целью оказа-
ния помощи  соотечественникам  на  основе  соединения  их финансовых и
иных возможностей.
     19. Оказывать поддержку российскому предпринимательству, програм-
мам по кооперации с целью привлечения средств для развития  социальной
и культурной сферы соотечественников,  в том числе путем создания бан-
ков и других коммерческих структур.
     20. Проработать вопросы содействия созданию системы специализиро-
ванных банков,  помогающих осуществлению проектов обустройства  вынуж-
денных мигрантов.
     21. Учитывать интересы соотечественников при проведении перегово-
ров по   заключению   двусторонних   соглашений  между  Правительством
Российской Федерации и правительствами государств ближнего зарубежья о
торгово-экономическом сотрудничестве.
     22. Провести переговоры о заключении двусторонних соглашений меж-
ду Правительством  Российской  Федерации  и правительствами государств
ближнего зарубежья о трудовой деятельности и социальной  защите  граж-
дан, работающих за пределами своих государств.
     23. Принимать в необходимых  случаях  соответствующие  меры,  до-
пускаемые современным  международным  правом  и используемые в мировой
практике, по отношению к тем государствам,  в которых грубо нарушаются
права соотечественников. В отношении таких государств вводить  ограни-
чения, включающие в себя: сокращение торгово-экономических связей; из-
менение таможенного режима;  отмену льгот физическим и юридическим ли-
цам соответствующих государств,  осуществляющих свою  деятельность  на
территории России.
     Ответственные за реализацию мер:  Минэкономики России, Минсотруд-
ничество России, МВЭС России, Банк России.
     
               IV. Социальные и культурные мероприятия
     24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально не-
защищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие
Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в  об-
ласти пенсионного обеспечения.  Подготовить и подписать соглашения по-
вопросам социального обеспечения с теми государствами  ближнего  зару-
бежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.
     25. На основе двусторонних соглашений  создавать  в  государствах
ближнего зарубежья  российские  госпитали на базе имеющихся военных (в
том числе окружных) госпиталей бывшей Советской  Армии  с  максимально
возможным сохранением  материальной и научной базы,  а также кадрового
потенциала этих госпиталей.
     26. Содействовать  созданию  в  крупных  центрах  России (Москва,
Санкт-Петербург, Псков,  Смоленск,  Курск,  Ростов-на-Дону, Краснодар,
Ставрополь, Астрахань,  Оренбург,  Челябинск, Омск, Новосибирск и др.)
региональных обществ по связям с соотечественниками.
     27. Урегулировать  на  межправительственном уровне комплекс проб-
лем, связанных с социальными  условиями  пребывания  российских  воен-
нослужащих за  рубежом (обучение детей,  медобслуживание членов семей,
беспошлинный ввоз и вывоз имущества и др.).
     28. Оказывать  на  основе соответствующих соглашений техническую,
информационную и финансовую помощь русскоязычным периодическим издани-
ям странах ближнего зарубежья.
     29. Провести переговоры о заключении двусторонних  соглашений  со
странами ближнего  зарубежья о сотрудничестве в области культуры и об-
разования, в том числе о создании и  поддержке  российских  культурных
центров (библиотек, клубов).
     30. В рамках двустороннего культурного  сотрудничества  регулярно
проводить мероприятия  по  поддержке деятельности русских и славянских
центров за рубежом,  включая  проведение  фестивалей,  выставок,  кон-
курсов, гастролей  театров,  творческих коллективов и исполнителей,  а
также иные акции подобного рода, направленные на сохранение и развитие
русской культуры.
     31. Оказывать по согласованию с государственными  органами  соот-
ветствующих стран  материальную  помощь русским библиотекам,  архивам,
музеям, театрам,  музыкальным и хореографическим ансамблям,  художест-
венным студиям и другим творческим коллективам,  расположенным в горо-
дах ближнего зарубежья.
     32. Принимать  меры по оформлению прав собственности или приобре-
тению в собственность России находящихся за рубежом объектов,  в част-
ности, из  числа освобождаемых российскими военными учреждениями,  для
передачи их на законном основании российским культурным центрам,  биб-
лиотекам, клубам,  школам,  театрам  и другим культурным и медицинским
учреждениям.
     33. Организовывать работу по сохранению и сбору русскоязычной ли-
тературы, периодики,  архивных и других материалов и документации, ко-
торые могут быть использованы для работы в культурных центрах и библи-
отеках ближнего зарубежья.
     34. добиваться  на  основе взаимности развития культурных связей,
сохранения памятников культурного и исторического наследия.
     35. Учитывая   необходимость  изучения  соотечественниками  языка
страны проживания,  добиваться эффективной реализации  соответствующих
учебных программ.
     36. На основе двусторонних соглашений принимать участие в решении
организационно-педагогических проблем  образования  на русском языке в
странах ближнего зарубежья (обеспечение учебниками,  пособиями, подго-
товка и повышение квалификации педагогических кадров, обмен студентами
и учащимися).
     37. Провести переговоры с государствами ближнего зарубежья об уч-
реждении в них российских  университетов,  институтов,  факультетов  и
гимназий.
     38. Предусматривать возможность приема соотечественников из ближ-
него зарубежья  в  высшие  и  средние  специальные  учебные  заведения
России, их материальной поддержки, развитие межвузовского обмена.
     39. Разработать и осуществить меры по удовлетворению потребностей
русскоязычного населения ближнего зарубежья в книжной продукции, в том
числе научной и учебной литературе.
     Ответственные за реализацию мер  головные  министерства:  Минсот-
рудничество России,  Миннац России,  Минкультуры России,  Минсоцзащиты
России.
     
     ПРИМЕЧАНИЕ. Перечень первоочередных мероприятий по поддержке соо-
течественников в государствах  -  участниках  Содружества  Независимых
Государств6 Латвийской Республике,  Литовской Республике  и  Эстонской
Республике на 1994-1995 годы не публикуется.