ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 8 сентября 1994 г. N 1035 (СЗРФ 94-20) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 2. Признать утратившими силу постановление Правительства Российс- кой Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1011 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружаю- щей среды" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Феде- рации, 1993, N 4, ст. 305). Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин Москва 8 сентября 1994 года N 1035 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1035 ПОЛОЖЕНИЕ о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 1. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполни- тельной власти, осуществляющим государственное управление в области гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окру- жающей природной среды, работ по активному воздействию на гидрометео- рологические и другие геофизические процессы. Росгидромет и его подведомственные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в об- ласти охраны окружающей природной среды по вопросам мониторинга состо- яния и загрязнения окружающей природной среды и их деятельность в этой части координируется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в преде- лах их компетенции. 2. Росгидромет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распо- ряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоря- жениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положе- нием. 3. Росгидромет и его подведомственные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами испол- нительной власти, органами исполнительной субъектов Российской Федера- ции, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организация- ми и гражданами. 4. Основными задачами Росгидромета являются: гидрометеорологическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, населения и Вооруженных Сил Российской Федера- ции и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния при- родных объектов; оценка климатических изменений, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземном космическом пространстве; осуществление активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления в интересах народного хозяйс- тва; государственный надзор за проведение предприятиями, учреждениями и организациями работ по активному воздействию на гидрометеорологичес- кие и другие геофизические процессы и явления; выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации по вопросам гидрометеорологии гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Миро- вого океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на гидромете- орологические процессы. 5. Росгидромет в соответствии с возложенными на него задачами: организует и проводит наблюдения, оценку и прогноз состояния ат- мосферы, почв, поверхностных вод суши, морской среды, сельскохозяйс- твенных культур и пастбищной растительности, околоземного пространс- тва, трансграничного переноса загрязняющих веществ, а также сбор гид- рометеорологической информации, ее анализ и обобщение; обеспечивает предоставление информации о возникновении опасных стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, об экс- тремальных загрязнениях окружающей среды, в том числе для обеспечения аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах стихийных бедствий, промышленных аварий и других чрезвычайных ситуациях, о мете- орологических, агрометеорологических и гидрологических условиях и из- менениях климата, радиационной обстановке на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве; совершенствует систему предупреждения народного хозяйства, орга- нов государственной власти, населения и Вооруженных Сил Российской Фе- дерации о стихийных гидрометеорологических, гелиогеофизических явлени- ях и экстремальных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей сре- ды; организует и обеспечивает мониторинг загрязнения окружающей при- родной среды, в том числе наблюдения за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся загрязнению в результате чернобыльской и дру- гих радиационных катастроф; осуществляет разработку и составление краткосрочных и долгосроч- ных прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, и гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, глобальных и ре- гиональных изменений климата, радиационной обстановки и региональных изменений климата, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения, включая радиоактив- ное, окружающей среды; подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды для ежегодного государственного доклада; обеспечивает развитие и функционирование государственной службы наблюдений, системы сбора, хранения, обработки, анализа и распростра- нения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды; проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проблемам гидрометеорологии, гелиогеофизики, загрязнения окружающей среды, активного воздействия на гидрометеорологические и другие геофи- зические процессы, гидрометеорологического приборостроения; организует проведение комплексных экспедиций, в том числе Рос- сийской антарктической экспедиции; осуществляет организационно-техническое и методическое руководс- тво подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями; осуществляет разработку методов и технических средств получения, сбора, обработки и распространения космической, гидрометеорологичес- кой, гелиогеофизической, океанографической, природно-ресурсной инфор- мации; осуществляет разработку методов и технических средств активного воздействия на гидрометеорологические процессы, обеспечивает работу противолавинной службы; обеспечивает в пределах своих полномочий контроль за соблюдением требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и монито- ринга окружающей среды, выполняемых предприятиями, учреждениями и ор- ганизациями независимо от их организационно-правовых форм; ведет государственных гидрометеорологический фонд данных и госу- дарственный фонд данных о загрязнении окружающей среды, а также цент- рализованный учет информации и предоставление ее потребителям; издает научно-техническую литературу о климатических, агроклима- тических условиях и водных ресурсах, гидрометеорологическом режиме мо- рей и океанов, загрязнении окружающей среды и его последствиях, о ра- ботах по активному воздействию на гидрометеорологические процессы, а также ежемесячный научно-технический журнал "Метеорология и гидроло- гия"; обеспечивает регулярное информирование населения о фактических и ожидаемых условиях, стихийных гидрометеорологических явлениях через средства массовой информации; осуществляет специализированное гидрометеорологическое обслужива- ние на договорной основе за плату; осуществляет в установленном порядке лицензионную деятельность при проведении: гидрометеорологических, океанографических и гелиогео- физических работ, мониторинга загрязнения окружающей природной среды; гидрометеорологической экспертизы проектов на строительство и освоение территорий; работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; организует проведение экспертизы результатов наблюдений за гидро- метеорологическими, гелиогеофизическими процессами, загрязнением окру- жающей среды, работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы; разрабатывает и осуществляет меры по подготовке, переподготовки и повышению квалификации кадров для подведомственных органов управления, предприятий, учреждений и организаций; осуществляет координацию деятельности федеральных органов испол- нительной власти по уменьшению негативного влияния хозяйственной дея- тельности на климат и предотвращению отрицательных последствий измене- ния климата для экономики и природной среды, а также осуществляет ко- ординацию их деятельности по участию Российской Федерации в работах по выполнению рамочной Конвенции ООН об изменении климата; осуществляет обмен гидрометеорологической информации о данными о состоянии загрязнения окружающей среды с иностранными государствами и международными организациями; разрабатывает и осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, подготавливает и утверждает в установленном порядке нормативные акты по охране труда, участвует в расследовании аварий, групповых несчастных случаев и слу- чаев со смертельным исходом, анализирует причины травматизма и профес- сиональных заболеваний работников подведомственных предприятий, учреж- дений и организаций и принимает меры по их установлению; осуществляет определение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на Росгидромет задачами и в пре- делах своей компетенции. Не подлежит опубликованию. 6. Росгидромет совместно с другими федеральными органами исполни- тельной власти: разрабатывает планы и схемы обеспечения соответствующих отраслей народного хозяйства гидрометеорологической и гелиогеофизической инфор- мацией, данными о загрязнении окружающей среды, а также формы их реа- лизации; ведет в установленном порядке государственный учет вод по коли- чественным и качественным показателям, а также государственный водный кадастр; участвует в разработке норм и правил расчета гидрометеорологичес- ких характеристик для строительного проектирования; участвует в экспертизе гидрометеорологического обоснования схем размещения производительных сил и крупных народно-хозяйственных объек- тов, технико-экономических обоснований и проектов строительства и ре- конструкции таких объектов; определяет перечень приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений по профилю своей деятельности, разрабатывает техни- ческие требования на эти приборы и аппаратуру и участвует в планирова- нии их производства и распределения, проводит стандартизацию основных положений, правил и норм метрологического обеспечения, осуществляет метрологический контроль, в том числе поверку и аттестацию метрологи- ческих, гидрологических, океанографических, агрометеорологических и других специализированных приборов и устройств; согласовывает условия гидрометеорологического и гелиогеофизичес- кого обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций, оценки ущерба, причиненного стихийными явлениями; осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды с иностранными государствами и международными организациями, заключает с ними международные договоры по вопросам, относящимся к его компетен- ции, координирует участие федеральных органов исполнительной власти в международном сотрудничестве по вопросам гидрометеорологии и монито- ринга окружающей природной среды; принимает в пределах установленной компетенции решения по вопро- сам гидрометеорологии и мониторинга состояния загрязнения окружающей среды, обязательные для исполнения предприятиями, учреждениями и орга- низациями независимо от их организационно-правовых форм; осуществляет разработку нормативно-методической базы лицензионной деятельности при проведении: гидрометеорологических, океанографических и гелиогеофизических работ, мониторинга загрязнения окружающей природ- ной среды; гидрометеорологической экспертизы проектов на строительство и освоение территорий; работ по активному воздействию на гидрометеоро- логические и геофизические процессы и явления. 7. В систему Росгидромета входят территориальные органы управле- ния, гидрометеорологические станции и посты, пункты наблюдения за заг- рязнением окружающей среды и федеральные предприятия, учреждения и ор- ганизации. 8. Росгидромет в пределах своей компетенции имеет право: издавать единые в Российской Федерации технические и методические указания по проведению гидрометеорологических наблюдений и работам, видам мониторинга окружающей среды, а также определять порядок предос- тавления результатов наблюдений другими государственными органами ис- полнительной власти; запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных ор- ганов исполнительной власти, их территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм оперативную информацию и другие материалы по гидрометеорологии, актив- ному воздействию на гидрометеорологические и другие процессы и загряз- нению окружающей среды, необходимые для осуществления возложенных на него задач; представлять в установленном порядке интересы Российской Федера- ции во Всемирной метеорологической организации, других международных организациях по вопросам, входящим в его компетенцию; разрабатывать тарифы на специализированное гидрометеорологическое обеспечение и услуги, включая разработку цен на оборудование, выпуска- емое подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, и реализовывать свою продукцию на договорных условиях; создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном по- рядке свои территориальные органы, а также принимать решение об орга- низации и закрытии на территории Российской Федерации гидрометеороло- гических станций и постов, пунктов наблюдения за загрязнением окружаю- щей природной среды; в установленном порядке создавать, реорганизовать и ликвидировать федеральные учреждения и организации в пределах выделенных бюджетных ассигнований и штатной численности, утверждать их уставы (положения), назначать и освобождать от должности руководителей подведомственных предприятий, учреждений и организаций, заключать, изменять и растор- гать контракты с этими руководителями; оперативного управления закрепленным имуществом в соответствии с действующим законодательством. 9. Росгидромет возглавляет руководитель, который назначается на должность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель имеет заместителей, в том числе первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством Российской Фе- дерации. 10. Руководитель Росгидромета в соответствии с настоящим Положе- нием: осуществляет руководство деятельностью Росгидромета; руководит работой коллегии; издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения; утверждает структуру и штатное расписание, а также смету расходов на содержание центрального аппарата Росгидромета в пределах установ- ленных численности работников, фонда оплаты труда и ассигнований; назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата и руководителей территориаль- ных органов Росгидромета; определяет должностные обязанности и степень ответственности сво- их заместителей и руководителей структурных подразделений центрального аппарата. 11. В Росгидромете образуется коллегия в составе руководителя (председатель коллегии) и заместителей руководителя по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата, учреждений и организаций Росгидромета. Персональный состав коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждается Правительством Рос- сийской Федерации. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руко- водителя. 12. Руководитель Росгидромета и его заместители несут персональ- ную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды задач, а члены коллегии этой Службы - за принятые ею решения. 13. Для создания рассмотрения важнейших проблем в области гидро- метеорологии и мониторинга окружающей среды при Росгидромете создается научно-технический совет. Персональный состав научно-технического со- вета и положение о нем утверждаются руководителем Росгидромета. 14. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружаю- щей среды и ее территориальных органов осуществляется за счет ассигно- ваний из федерального бюджета. 15. Росгидромет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. |