РАЗЪЯСНЕНИЯ "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 1992 Г."О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" (ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ). Приказ. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). 15.08.94 90

             РАЗЪЯСНЕНИЯ "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
           ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 1992 Г.
                     "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

                              ПРИЛОЖЕНИЕ

             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
                        ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

                          15 августа 1994 г.

                                 N 90

                              (ЭЖ 94-39)


         1. О субъектах правоотношений, регулируемых Законом
          Российской Федерации "О защите прав потребителей"
                     (Сноска 1. - далее - Закон.)

     Согласно преамбуле  Закона   потребителем   является   гражданин,
использующий, приобретающий,  заказывающий либо имеющий намерение при-
обрести или заказать товары (работы,  услуги) для личных бытовых нужд.
В связи  с  этим  нормы закона не распространяются на предпринимателей
(физических лиц и юридических лиц),  приобретающих  продукцию,  товары
или использующих результаты работ (услуг) в целях их дальнейшей  пере-
работки либо перепродажи, а также на  юридических  лиц,  приобретающих
товары или использующих результаты работ  (услуг)  для  удовлетворения
собственных нужд,  даже если они были приобретены (заказаны) в рознич-
ной торговле или в сфере бытового и иных видов обслуживания населения.
     Имущественные права лиц,  на которых не распространяется Закон "О
защите прав потребителей",  связанные с приобретением товаров, исполь-
зованием результатов работ (услуг),  регулируются нормами основ  граж-
данского законодательства Союза ССР и республик,  ГК РСФСР, других за-
конодательных и иных  нормативных  актов6  действующих  на  территории
Российской Федерации.


          2. О предмете правоотношений, регулируемых Законом

     По смыслу Закона под товарами понимаются готовые изделия, которые
реализуются гражданину-потребителю продавцом по договору купли-продажи
для удовлетворения его личных бытовых нужд. Сырье, материалы, комплек-
тующие изделия, полуфабрикаты и т.п.  могут рассматриваться в качестве
товара только в тех случаях, когда они реализуются гражданину-потреби-
телю продавцом по договору купли-продажи для удовлетворения его личных
бытовых нужд в качестве самостоятельной товарной единицы.
     Под работами  понимается  деятельность исполнителя,  материальные
результаты которой передаются гражданам-потребителя для удовлетворения
их личных бытовых нужд (строительство жилых домов, ремонт обуви).
     Под услугами понимается деятельность исполнителя,  не оставляющая
материального результата (транспортные,  консультативные, медицинские,
санитарно-гигиенические услуги,  услуги,связи и другие),  полезный эф-
фект (результат)   которой  используется  гражданами-потребителями для
удовлетворения их личных бытовых нужд.
     К работам  и  услугам  по  смыслу Закона относится и деятельность
исполнителя по заказу потребителя,  выполняемая первым с  привлечением
третьих лиц  (предоставление услуг по ремонту и содержанию жилых поме-
щений).


           3. Документы, подпадающие под понятие "стандарт"

     В соответствии  с  преамбулой  Закона  к  понятию  "стандарт" от-
носятся: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строи-
тельные нормы и правила,  другие документы, которые согласно законода-
тельству Российской Федерации устанавливают обязательные требования  к
качеству товаров (работ,  услуг). Органы государственного управления в
пределах своей компетенции утверждают или согласовывают указанные  до-
кументы нормативного  характера и осуществляют контроль за соблюдением
содержащихся в них обязательных требований к  качеству  (безопасности)
товаров (работ,  услуг). Согласно п. 1 ст. 5 Закона по отдельным груп-
пам товаров (видам работ,  услуг)  обязательные  требования  по  безо-
пасности устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.
     В связи с этим правила,  содержащиеся в государственных  стандар-
тах, строительных  нормах и правилах,  не устанавливающие обязательные
требования к качеству (безопасности) товаров (работ,  услуг),  а также
иная нормативно-техническая  документация  под  понятие  "стандарт"  в
смысле Закона "О защите прав потребителей" не подпадают.
     Согласно ч.  1  ст.  4 Закона данные правила и  нормативно-техни-
ческая документация являются предметом соглашения сторон и  после сог-
ласования становятся условиями соответствующего договора.


              4. Об обязательных требованиях стандартов

     В преамбуле, п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 40, Закона содержатся указания
на обязательные требования стандартов.
     К ним относятся:
     1) требования  к продукции,  работам и услугам по их безопасности
для окружающей среды,  жизни, здоровья и имущества, требования техники
безопасности и производственной санитарии;
     2) требования  по  технической и информационной совместимости,  а
также взаимозаменяемости продукции;
     3) основные  потребительские  (эксплуатационные)  характеристики,
методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортирова-
нию, хранению, применению и утилизации продукции;
     4) правила и нормы,  обеспечивающие техническое и  информационное
единство при  разработке,  производстве,  использовании (эксплуатации)
продукции, выполнении работ и оказании  услуг,  в  том  числе  правила
оформления технической документации,  допуски и посадки, общие правила
обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рациональ-
ного использования  всех  видов  ресурсов,  термины  и их определения,
условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и орга-
низационно-технические правила и нормы.


           5. Об определении условия о качестве в договоре
             купли-продажи, договорах о выполнении работ
                           и оказании услуг

     Статья 8 Закона содержит перечень информации, которая должна пре-
доставляться потребителю,  в  том  числе  и о качестве товаров (работ,
услуг). В соответствии с п.  3 ст.  58  Основ  гражданского  законода-
тельства Союза ССР и республик предложение о заключении договора, сде-
ланное одному или нескольким конкретным лицам,  является  предложением
заключить договор (офертой),  если оно достаточно определенно выражает
намерение лица, сделавшего предложение, читать себя связанным в случае
его принятия  (акцепта). Предложение является достаточно определенным,
если в нем указаны существенные условия договора или порядок их  опре-
деления. К  таким условиям,  в частности,  относятся указание на стан-
дарт, обязательным требованиям которого должны соответствовать  товары
(работы, услуги), технические условия, иную нормативно-техническую до-
кументацию изготовителя,  на основании которой осуществляется реализа-
ция товаров  (работ,  услуг)  потребителю,  перечень основных потреби-
тельских свойств,  гарантийные обязательства, срок службы или годности
и другие данные, перечисленные в п. 2 ст. 8 Закона. Указанные условия,
на основании которых осуществляется продажа товаров, принятые потреби-
телем, являются условиями договора купли-продажи, договоров о выполне-
нии работ (оказании услуг).
     Предложение, сделанное неопределенному кругу лиц, рассматривается
как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано предложением.
     Если на  продаваемые товары имеется эксплуатационная документация
(технический паспорт,  инструкция по эксплуатации и т.п.), условия до-
говора купли-продажи в соответствии с п.  3 ст. 8 Закона должны содер-
жаться в указанной документации.
     В соответствии  с п.  3 ст.  8 Закона условия о качестве договора
купли-продажи могут быть доведены до потребления указанием сведений на
ярлыке либо путем нанесения сведений о качестве товара (маркировки) на
этикетке, самом товаре или его упаковке, а также иными способами, при-
нятыми для отдельных видов товаров.
     В договорах о выполнении работ или оказании услуг отдельные усло-
вия об их качестве могут содержаться в Правилах о выполнении отдельных
видов работ (оказании отдельных видов услуг).


      6. О соответствии качества товара (работы, услуги) обычно
                      предъявляемым требованиям

     Соответствие качества товара (работы,  услуги) обычно предъявляе-
мым требованиям согласно ч. 1 ст. 4 Закона означает:
     1) соответствие качества товара (работы,  услуги) уровню развития
науки, техники и технологии.
     2) пригодность товара (работы, услуги) для целей, для которых то-
вар (работа, услуга) такого рода обычно используется.


                 7. О сроках службы и сроках годности

     Сроки службы устанавливаются на товары  (результаты  работ)  дли-
тельного пользования, свойства которых потребляются постепенно по мере
их эксплуатации (свойства телевизора, автомобиля и т.п. используются в
течение нескольких  лет,  при  этом они снижаются не сразу,  а по мере
использования товара) и использование которых по истечении  определен-
ного периода  времени либо представляет опасность для жизни и здоровья
потребителей, окружающей среды,  либо  становится  нецелесообразным  в
соответствии с их назначением.
     По смыслу п.п.  2,  3 ст.  5 и п.  2 ст. 18 Закона сроки годности
устанавливаются на  товары,  потребительские  свойства  которых  могут
ухудшаться с течением времени или  могут  представлять  опасность  для
жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды по истечении
определенного периода времени.
     Закон предусматривает случаи обязательного установления на товары
9результаты работ) срока службы или годности и случаи установления со-
ков службы  или  годности по усмотрению изготовителя (исполнителя) или
по соглашению с потребителем.
     В связи с этим следует иметь в виду, что:
     1. В соответствии с п.  2 ст.  5 Закона сроки  службы  (годности)
должны устанавливаться на товары (результаты работ), использование ко-
торых по истечении определенных сроков представляет опасность для жиз-
ни, здоровья  потребителей  и  окружающей среды,  либо может причинить
вред имуществу потребителей. Установление на такие товары  (результаты
работ) срока службы (годности) является обязательным требованием, нап-
равленным на обеспечение безопасности жизни  и  здоровья  потребителей
или охрану окружающей среды.
     В соответствии с п.  1 ст. 5 Закона указанные требования устанав-
ливаются в стандартах (включая государственные стандарты, строительные
нормы и правила,  санитарные нормы и правила и другие  нормативы)  или
законодательных актах. Следовательно, требование об обязательном уста-
новлении срока службы или срока годности на товары (результаты работ),
использование которых   по  истечении  определенного  периода  времени
представляет опасность для жизни,  здоровья потребителей и  окружающей
среды, либо может причинить вред имуществу потребителей,  предусматри-
вается в стандартах, определяющих в соответствии с действующим на тер-
ритории Российской Федерации законодательством обязательные требования
к качеству товаров (результатов работ),  либо  законодательных  актах,
устанавливаются такие требования.
     Конкретная же продолжительность срока  службы или срока  годности
в соответствии  с ч.  2 ст.  4 закона определяется самим изготовителем
(исполнителем) в технических условиях, иной нормативно-технической до-
кументации, на основании которой осуществляется реализация товара (ре-
зультата работы), или в договоре.
     2. Установление  срока  службы  на товары (результаты работ),  не
указанные в п.  2 ст. 5 закона, является не обязанностью, а правом из-
готовителя (исполнителя). В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона изготови-
тель (исполнитель) обязан обеспечить возможность использования  товара
(результата работы) по назначению в течение десяти лет, если иной срок
службы не установлен им самим или по соглашению с  потребителем.  Иной
срок службы  как  меньшей, так и большей продолжительности, чем десять
лет, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать,  исходя из своих
возможностей обеспечить  использование  товара  (результата работы) по
назначению.
     Таким образом, по смыслу Закона изготовитель (исполнитель) вправе
сам установить срок службы.
     Согласно п.  2 ст.  8 Закона на товары,  потребительские свойства
которых могут ухудшаться с течением времени (продукты питания,  парфю-
мерно-косметические товары, медикаменты, изделия бытовой  химии  и  т.
д.), должен указываться срок годности.
     Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона срок годности опре-
деляется либо периодом времени,  в течение которого товар  пригоден  к
использованию, либо  датой,  до  наступления  которой товар пригоден к
использованию, изготовитель обязан сообщить потребителю соответственно
период времени  с  указанием  календарной даты изготовления товара или
календарную дату, до наступления которой товар пригоден к  использова-
нию.


            8. Запрет на реализацию товаров (работ, услуг)
           без сертификата, установленный п. 5 ст. 5 Закона

     Согласно преамбуле закон регулирует отношения,  возникающие между
потребителями и предпринимателями.  В связи с этим нормы Закона  расп-
ространяются только на отношения между указанными субъектами. Следова-
тельно, согласно п. 5 ст. 5 Закона запрещается реализация гражданам по
договорам купли-продажи,  подряда  и  другим договорам товаров (работ,
услуг) без сертификата, если они подлежат обязательной сертификации.
     На реализацию   товаров  (работ,  услуг)  в  сфере  коммерческого
(предпринимательского) оборота указанный запрет  не  распространяется,
если иное не установлено Законом.


     9. О применении правил, установленных п.п. 2, 3 ст. 7 Закона

     При применении п.п.  2,  3 ст. 7 Закона следует иметь в виду, что
правила, обязывающие  иметь вывеску с указанием профиля и форм органи-
зации деятельности,  фирменного наименования (если оно имеется) и  ин-
формации о режиме работы, обязанности указывать на вывеске юридический
адрес (местонахождение собственника),  а также обязанности  информиро-
вать потребителей  о применяемых правилах реализации товаров (выполне-
ния работ,  оказания услуг),  распространяются как на предприятия тор-
говли, бытового и иных видов обслуживания, осуществляющие свою  деяте-
льность по месту постоянного нахождения, так и на торговлю  во времен-
ных помещениях, с лотков, на ярмарках вне постоянного места нахождения
торгового предприятия, предприятия бытового или  иных  видов  обслужи-
вания.


     10. Маркировка товара не должна включать его розничную цену

     Цена товара является существенным условием договора  купли-прода-
жи, в  отсутствии  которого  этот  договор считается незаключенным.  В
соответствии с п.  2 ст.  8 Закона информация о товаре в  обязательном
порядке должна содержать цену и условия приобретения товаров. При этом
информация, предусмотренная п.  2 ст.  8 Закона, доводится до сведения
потребителя, в  том числе и с помощью маркировки товаров (п.  3 ст.  8
Закона). Вместе с тем следует иметь в виду,  то маркировку товаров  по
общему правилу осуществляет их изготовитель,  а розничную цену опреде-
ляет продавец.  Розничная цена товаров  в  зависимости  от  конкретных
условий приобретений  товаров для последующей перепродажи потребителям
у разных продавцов может существенно различаться.  Кроме того, сущест-
вует ряд товаров, на которые не распространяются требования  о  марки-
ровке. Учитывая это,  розничная цена товара не должна включаться в его
маркировку.
     Розничная цена товара должна быть сообщена потребителю  способом,
принятым для продажи отдельных видов товаров (например, с помощью цен-
ника).


             11. О месте происхождения продуктов питания

     Согласно п.  3  ст.  8  Закона продукты питания,  упакованные или
расфасованные в Российской Федерации, должны быть снабжены информацией
о месте их происхождения.
     Под местом происхождения продуктов питания понимается:
     1) для импортных товаров - страна, где они произведены (выращены);
     2) для отечественных товаров - республика  в  составе  Российской
Федерации, область,  край, автономная область, автономный округ, город
федерального значения в составе Российской Федерации, где они произве-
дены (выращены).


              12. Предоставление потребителю информации
                       о товаре, работе, услуге

     Согласно ч.  2 ст.  6 Закона информация о товарах (работах, услу-
гах) должна в наглядно и в доступной форме доводиться до сведения пот-
ребителей при  заключении  договоров  о реализации товаров (выполнении
работ, оказании услуг) способами,  принятыми в отдельных сферах обслу-
живания. в  связи с этим предоставление данной информации на иностран-
ном языке является ее непредставлением.  Потребителю должен быть сооб-
щен перевод  информации,  содержащейся  на  товаре (результате работы,
услуги), изложенной на иностранном языке,  в форме,  указанной в п.  3
ст. 8  Закона.  Правовые последствия непредставления перевода информа-
ции, изложенной на иностранном языке,  наступают в соответствии со ст.
10 Закона.


                 13. Предпродажная подготовка товара
                   и последствия ее неосуществления

     Если Правилами продажи отдельных видов товаров или договором меж-
ду изготовителем и продавцом  предусмотрена  обязанность  продавца  по
осуществлению предпродажной  подготовки товара,  то в случае ее неосу-
ществления потребитель вправе требовать соразмерного уменьшения покуп-
ной цены, т.к. согласно ст. 4 Закона продавец обязан передать потреби-
телю товар, соответствующий по качеству обязательным требованиям стан-
дартов, условиям договора,  обычно предъявляемым требованиям,  а также
информации о товаре, предоставленной продавцом. Невыполнение указанной
обязанности продавцом  должно рассматриваться как нарушение им условия
договора купли-продажи.


     14. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю
            дополнительные услуги, оказываемые им за плату

     Согласно п.  3 ст. 14 Закона продавец (исполнитель) не вправе на-
вязывать потребителю  дополнительные услуги,  оказываемые им за плату.
Под дополнительными услугами должны пониматься такие,  которые создают
дополнительные удобства  при  приобретении  товаров (использовании ре-
зультатов работ,  услуг), например: раскрой ткани и подгонка одежды по
фигуре, фасовка и упаковка,  доставка на дом и т.д.  Если такие услуги
оказываются продавцом (исполнителем) за плату, то они не могут навязы-
ваться потребителям,  то  есть  предоставляться без его согласия,  а в
случае их предоставления без согласия потребителя - потребитель вправе
требовать возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия
дополнительных услуг.
     Если основная  услуга не может быть оказана без совершения допол-
нительных действий, последние могут рассматриваться как дополнительные
услуги и считаются составной частью основной услуги.


                       15. О расчете неустойки

     В соответствии  со  статьей  21  Закона  продавец,   изготовитель
(предприятия, выполняющие их функции) несут ответственность в виде не-
устойки в размере одного процента стоимости товара за каждый день  за-
держки выполнения требований потребителя о предоставлении на время ре-
монта (замены) аналогичного товара,  а также за каждый день  просрочки
сроков, указанных  в  статьях 19 и 20.  При расчете неустойки в случае
повышения цены на товар следует исходить из его  стоимости  на  момент
предъявления соответствующего  требования,  а в случае снижения цены -
исходя из стоимости товара на момент покупки.
     При добровольной  уплате  неустойки  соответствующим  требованием
считается требование,  за просрочку выполнения  которого  взыскивается
неустойка.


         16. О расчетах с потребителем в случае приобретения
                       им товара с недостатками

     При применении ст. 22 Закона следует иметь в виду, что:
     1) При замене товара с недостатками на товар той же марки  (моде-
ли, артикула) как в случае повышения цены на товар,  так и в случае ее
снижения перерасчет стоимости не производится.
     если потребитель  предъявил  продавцу (изготовителю) требование о
замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула),
а товар  снят с производства или прекращены его поставки,  то согласно
п. 3 ст.  73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик
обязательство продавца  (потребителя)  в  части  такой замены является
прекращенным невозможностью исполнения.  В связи  с  этим  потребитель
вправе предъявить иные требования, предусмотренные статьей 17 Закона.
     2) Если потребитель потребовал замены товара  с  недостатками  на
товар другой марки (модели, артикула), то:
     а) в случае,  если цена заменяемого товара на момент предъявления
требования известна,  то  перерасчет  стоимости производится исходя из
этой цены;
     б) в случае,  если цену заменяемого товара на момент предъявления
требования  установить невозможно,  и сторонам не  удалось  достигнуть
соглашения о  размере  этой  цены,  то  перерасчет может производиться
исходя из цены заменяемого товара, установленной Бюро товарных экспер-
тиз.


           17. Изъятия, установленные п/п "д" ст. 17 Закона

     Согласно п/п "д" п. 1 ст. 17 Закона в отношении товаров, реализу-
емых розничными комиссионными торговыми предприятиями, требования пот-
ребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или  возмещении
расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (п/п "а" ст.
17 Закона) и о замене на товар  аналогичной  марки,  модели,  артикула
(п/п "в" п.  1 ст.  17 Закона) подлежат удовлетворению с согласия про-
давца.
     Данные исключения распространяются на товары с недостатками, про-
данные потребителям розничными комиссионными торговыми  предприятиями,
только в случаях, если они были приняты ими от граждан по договору ко-
миссии и потребитель был заранее об этом проинфомирован, о чем имеется
документальное подтверждение (ст.  ст. 119-121) Основ гражданского за-
конодательства). При этом следует иметь в виду, что действие настоящей
статьи распространяется  как на розничные комиссионные торговые предп-
риятия, к которым в соответствии с действующим  законодательством  от-
носятся любые предприятия независимо от форм собственности, на которых
они основаны, и их организационно-правовых форм, так и на граждан, за-
нимающихся предпринимательской  деятельностью  без образования  юриди-
ческого лица, в случаях, когда указанные субъекты осуществляют  реали-
зацию товаров, принятых ими от граждан по договору комиссии.
     если розничным комиссионным предприятием  потребителю  реализован
товар с недостатками,  на который имеется неистекший гарантийный срок,
то потребитель не лишается права,  в случае недостижения соглашения  с
продавцом, требовать  безвозмездного устранения недостатков или возме-
щения расходов по их устранению либо замены товара от изготовителя или
предприятия, созданного им для этих целей,  или предприятия, выполняю-
щего указанные требования на основании договора с изготовителем (п.  3
ст. 17 Закона).


      18. Обязанность разработки специальных правил безопасного
        использования, хранения, транспортировки и утилизации
                        товаров (работ, услуг)

     Согласно п.  4 ст.  5 Закона обязанность  разработки  специальных
правил безопасного использования, хранения, транспортировки и утилиза-
ции товаров (работ, услуг) возлагается на изготовителя  (исполнителя).
При этом,  поскольку  в соответствии с п.  3 ст.  10 Закона необходимо
исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных поз-
наний о  свойствах  и  характеристиках  приобретаемых  товаров (работ,
услуг), изготовитель (исполнитель) должен обеспечить изложение указан-
ных правил в доступной форме,  в том числе с помощью общепринятых сим-
волов и терминов.  Указанные правила могут быть приведены в эксплуата-
ционной документации, на упаковке, таре, товарном ярлыке либо на самом
изделии.


                    19. О применении ст. 26 Закона

     При применении ст. 26 Закона необходимо иметь в виду следующее:
     1) Обязанность заключить договор о выполнении работ или  оказании
услуг с потребителем возлагается только  на  исполнителя,  занимающего
доминирующее положение на рынке. Доминирующее положение определяется в
ст. 4  Закона  РСФСР от 22 марта 1991 г.  "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
     2) основаниями, дающими право исполнителю, занимающему доминирую-
щее положение на рынке, отказаться от заключения договора о выполнении
работ или оказании услуг с потребителем являются случаи,  когда выпол-
нение работы (оказание услуги) выходит за рамки уставной  деятельности
исполнителя или превышает его производственные возможности.
     Выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки уставной де-
ятельности исполнителя,  если такой вид деятельности прямо не указан в
учредительных документах или не объявлен им (в том числе не  указан  в
правилах бытового  и иных видов обслуживания).  При этом деятельность,
соответствующая уставным задачам,  даже при отсутствии прямых указаний
об этом  в  учредительных  документах  считается  входящей в рамки его
уставной деятельности.
     При решении вопроса о том,  что выполнение работы (оказание услу-
ги) выходит за рамки производственных возможностей исполнителя,  необ-
ходимо иметь в виду следующее:
     а) под производственными возможностями исполнителя понимаются его
объективные возможности выполнить конкретный заказ потребителя (эконо-
мические, финансовые, технологические и т.д.);
     б) поскольку ст. 26 Закона на исполнителя, занимающего доминирую-
щее положение на рынке, возлагается обязанность организовать свою про-
изводственную или  иную  хозяйственную деятельность так, чтобы потреб-
ности граждан  удовлетворялись  надлежащим  образом  и   бесперебойно,
исполнитель должен доказать,  что и, приняв все зависящие от него мер,
он не мог выполнить конкретный заказ потребителя.  В связи с  этим  не
могут рассматриваться  в качестве таких оснований отсутствие на момент
принятия заказа достаточного количества сырья и материалов,  имеющихся
у исполнителя, недостаточность квалификации работников исполнителя для
выполнения заказа,  недопоставка  комплектующих  изделий  и   запасных
частей и т.д.
     Обязанность доказывания того,  что  выполнение  работы  (оказание
услуги) выходит  за  рамки  уставной деятельности или производственных
возможностей исполнителя, согласно ст. 26 закона возлагается на испол-
нителя, занимающего доминирующее положение на рынке.


                20. О праве предъявлять иски в защиту
                  неопределенного круга потребителей

     В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 39 Закона ГКАП России и его тер-
риториальным управлениям предоставлено в случае обнаружения  нарушения
прав потребителей право предъявлять иски в суд и арбитражный суд.  При
этом Закон не конкретизирует,  т.е.  не устанавливает  ограничений  на
предъявление этими  органами  исков  исключительно  в защиту отдельных
потребителей. В связи с этим ГКАП России и его территориальные  управ-
ления вправе  предъявлять иски и в защиту неопределенного круга потре-
бителей.
     Согласно п.  2 ст.  42 и ст. 44 Закона такие иски вправе предъяв-
лять общественные организации потребителей и  органы  по  защите  прав
потребителей при местной администрации.


               21. Предписания об устранении нарушений,
               направляемые на основании ст. 40 Закона

     В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 40 Закона органы государственно-
го управления,  осуществляющие контроль за безопасностью товаров  (ра-
бот, услуг), направляют предписания об устранении нарушений требований
по безопасности (в пределах предоставленных им полномочий).
     Например, к  числу таких нарушений Закон относит несоблюдение из-
готовителем (продавцом, исполнителем) требований:
     о разработке  и  доведении  до  сведения потребителей специальных
правил безопасного использования, хранения, транспортировки и утилиза-
ции товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 4 ст. 5 Закона;
     о соблюдении установленного порядка обязательной сертификации то-
варов (работ,  услуг), подлежащих обязательной сертификации на основа-
нии абз. 1 п. 5 ст. 5 Закона;
     о запрете реализации потребителя товаров (работ, услуг), подлежа-
щих обязательной сертификации,  без сертификата (абз. 2 п. 5 ст. 5 За-
кона);
     о доведении до сведения потребителей  информации  о  сертификации
товаров (работ, услуг), подлежащих  обязательной  сертификации (абз. 8
п. 2 ст. 8 Закона);
     о приостановке производства товаров (результатов работ),  которые
при соблюдении потребителем правил использования, хранения либо транс-
портировки  причиняют  или  могут  причинить вред его жизни, здоровью,
окружающей среде и имуществу до устранения причин опасных свойств про-
дукции, а  также  о  снятии таких товаров (результатов работ) с произ-
водства, если указанные причины устранить не представляется  возможным
(п. 6 ст. 5 Закона);
     об установлении срока службы (годности) на товары (результаты ра-
бот), использование которых по истечении определенного срока представ-
ляет опасность для жизни,  здоровья потребителей, окружающей среды или
может причинить  вред имуществу потребителей.  Указанное требование не
распространяется на товары (результаты работы),  безопасность  которых
обеспечивается не менее чем в течение 10 лет (п. 3 ст. 5 Закона), т.е.
в течение срока службы, установленного Законом;
     о запрете  реализации  товаров  (результатов  работ) по истечении
срока годности (п. 2 ст. 18 Закона);
     о доведении  до сведения потребителей установленного срока службы
(годности) товара (результата работы),  необходимых действиях  по  его
истечении и возможных последствиях при невыполнении указанных действий
(абз. 2 п. 2 ст. 5 Закона);
     об обеспечении  безопасности  товаров  (работ,  услуг)  в течение
установленного срока их службы (годности) (п. 3 ст. 5 Закона);
     о соответствии товаров (работ, услуг), передаваемых потребителям,
обязательным требованиям стандартов,  обеспечивающих безопасность жиз-
ни, здоровья потребителя,  охрану окружающей среды, а также предотвра-
щающих причинение вреда имуществу потребителя,  и другим  требованиям,
установленным законодательством  Российской  Федерации  (ч.  1 ст.  4,
абз.1 п. 1 ст. 5 Закона).
     Законодательными актами  Российской  Федерации  могут  быть  пре-
дусмотрены и иные случаи нарушения  требований  по  безопасности,  для
устранения которых  указанные  органы вправе направлять предписания об
их устранении.