ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Постановление. Правительство РФ. 31.08.94 1008

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
                    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          31 августа 1994 г.

                                N 1008

                             (СЗРФ 94-19)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательном
учреждении.
     2. Признать утратившими силу постановления Совета Министров РСФСР
от 23 февраля 1991 г.  N 119 "О временных положениях, регламентирующих
деятельность учреждения (организаций) системы образования и подготовки
кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения  о  государс-
твенных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                               В. Черномырдин

            Москва
     31 августа 1994 года
            N 1008


                                                    Утверждено
                                          постановлением Правительства
                                               Российской Федерации
                                              от 31 августа 1994 г.
                                                      N 1008

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                  об общеобразовательном учреждении

                          I. Общие положения

     1. Настоящее положение является типовым для следующих видов обще-
образовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразова-
тельных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов,
лицеев и гимназий.
     На основе настоящего Типового положения  разрабатывается  типовые
положения о соответствующих видах государственных, муниципальных обще-
образовательных учреждений.
     На основе  настоящего  Типового  положения и типового положения в
соответствующем виде государственного, муниципального образовательного
учреждения разрабатывает свой устав.
     Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое  по-
ложение выполняет функцию примерного.
     2. Государственное,  муниципальное общеобразовательное учреждение
(в дальнейшем  - общеобразовательное учреждение) реализует общеобразо-
вательные программы  начального  общего,  основного  общего,  среднего
(полного) общего образования.
     Общеобразовательное учреждение является основным  звеном  системы
непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Фе-
дерации возможность реализовать гарантированное государством право  на
получение бесплатного  общего  образования  в пределах государственных
образовательных стандартов.
     3. Деятельность общеобразовательного учреждения строится на прин-
ципах демократии и гуманизма,  общедоступности, приоритета общечелове-
ческих ценностей,  жизни и здоровья человека,  гражданственности, сво-
бодного развития личности,  автономности и светского характера образо-
вания.
     4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение  руководс-
твуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжени-
ями Президента Российской Федерации,  постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации,  решениями соответствующего органа
управления образованием, настоящим Типовым положением.
     5. Основные  цели  общеобразовательного учреждения - формирование
общей культуры личности обучающихся на основе  усвоения  обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни
в обществе,  создание основы для осознанного выбора и последующего ос-
воения образовательных программ,  воспитание гражданственности и любви
к Родине.
     6. Общеобразовательное  учреждение осуществляет обучение и воспи-
тание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану
здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития
личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающе-
гося в самообразовании и получении дополнительного образования.
     7. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность орга-
низационных структур  политических партий,  общественно-политических и
религиозных движений и организаций не допускаются.
     8. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законода-
тельством Российской Федерации порядке ответственность за качество об-
щего образования  и  его  соответствие государственным образовательным
стандартам, за адекватность применяемых форм,  методов и средств орга-
низации образовательного процесса возрастным психофизиологическим осо-
бенностям,  склонностям,  способностям,  интересам, требованиям охраны
жизни и здоровья обучающихся.
     9. В целях обеспечения доступности и вариантности общего  образо-
вания, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоп-
риятные условия для обучения,  воспитания и развития граждан  в  соот-
ветствии с  их  склонностями,  способностями,  интересами и состоянием
здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных  учреж-
дений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми по-
ложениями.
     Общеобразовательные учреждения  различных видов создаются в зави-
симости от конкретных задач, требований к содержанию образования, осо-
бенностей образовательного  процесса,  режима  деятельности бюджетного
финансирования.
     10. С  учетом  потребностей и возможностей личности общеобразова-
тельные программы осваиваются в следующих формах:  в очной, очно-заоч-
ной (вечерней),  заочной; в форме семейного образования, самообразова-
ния, экстерната.
     Допускается сочетание  различных форм получения образования в об-
щеобразовательном учреждении.
     Условия и  порядок  освоения общеобразовательных программ в форме
семейного образования,  самообразования,  экстерната или  в  сочетании
различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразо-
вательного учреждения и осуществляются на условиях между общеобразова-
тельным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся).
     11. Для всех форм получения образования в рамках  конкретной  ос-
новной общеобразовательной программы действует государственный образо-
вательный стандарт.

          II. Организация деятельности общеобразовательного
                              учреждения

     12. Общеобразовательное учреждение создается учредителем по собс-
твенной инициативе и регистрируется в соответствии с законодательством
Российской  Федерации уполномоченными органами местного самоуправления
в заявительном порядке.
     13. Статус   учредителя  (учредителей)  определяет  организацион-
но-правовую форму общеобразовательного учреждения.
     Учредителями государственного общеобразовательного учреждения мо-
гут быть федеральные органы исполнительной власти  и  органы  исполни-
тельной власти  субъектов Российской Федерации,  в том числе государс-
твенные органы управления образованием: федеральные (центральные), ве-
домственные, субъектов Российской Федерации.
     Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения явля-
ются органы местного самоуправления.
     Допускается совместное учредительство общеобразовательных  учреж-
дений, основанное  на объединении имущества,  находящегося в федераль-
ной, субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собствен-
ности, а также в собственности общественных объединений (организаций),
иностранных государств, юридических и физических лиц.
     Учредительными документами  общеобразовательного учреждения явля-
ются решение о его создания или договор учредителей, а также устав уч-
реждения.
     14. Передача государственных общеобразовательных учреждений в ве-
дение органов  местного  самоуправления  допускается только с согласия
последних.
     15. Отношения  между  учредителем  (учредителями) и общеобразова-
тельным учреждением определяются договором,  заключенным между ними  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     16. Права юридического лица у общеобразовательного  учреждения  в
части ведения  уставной финансово-хозяйственной деятельности,  направ-
ленной на подготовку образовательного процесса,  возникают  с  момента
его регистрации.
     Общеобразовательное учреждение как юридическое лицо имеет  устав,
расчетный и другие счета в банковских учреждениях,  печать установлен-
ного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
     17. Право образовательную деятельность и льготы,  предоставляемые
законодательством Российской Федерации,  возникают у общеобразователь-
ного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     18. Общеобразовательное учреждение проходит государственную  акк-
редитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Фе-
дерации "Об образовании".
     19. Общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано, пе-
репрофилировано, ликвидировано по решению учредителя, если это не вле-
чет нарушения  обязательств  общеобразовательного  учреждения или если
учредитель принимает на себя эти обязательства.
     20. Ликвидация  общеобразовательного  учреждения  может  осущест-
вляться:
     а) по  инициативе  учредителя или совета общеобразовательного уч-
реждения;
     б) автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев изъятой
лицензии;
     в) по решению судебных органов;
     г) по решению органа,  осуществившего  регистрацию  общеобразова-
тельного учреждения, в случае невыполнения последним уставных задач.
     21. Ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допуска-
ется только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых
данных учреждением.
     22. Общеобразовательное  учреждение  может иметь филиалы,  другие
структурные подразделения, которые проходят регистрацию по фактическо-
му адресу, лицензирование, государственную аккредитацию и аттестацию в
порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
     Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы,  другие под-
разделения в соответствии с законодательством Российской Федерации мо-
гут наделяться  правомочиями юридического лица,  в том числе иметь са-
мостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредит-
ных учреждениях.
     23. Общеобразовательное учреждение в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации вправе образовывать комплексы,  участвовать
в создании и деятельности ассоциаций, союзов и иных объединений, в том
числе с участием учреждений,  предприятий и общественных организаций в
целях развития и совершенствования образования.
     24. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специаль-
но закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным учреж-
дением медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педа-
гогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-про-
филактических мероприятий,  соблюдение  санитарно-гигиенических  норм,
режим и качество питания обучающихся.
     Организация питания  в общеобразовательном учреждении возлагается
органами местного самоуправления на предприятия общественного питания.
В общеобразовательном  учреждении  должно быть предусмотрено помещение
для питания обучающихся.
     25. Количество  классов  в общеобразовательном учреждении зависит
от числа поданных заявлений граждан и условий,  созданных для осущест-
вления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.
     Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательно-
го учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.
     При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование
классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью,  что опреде-
ляется уставом общеобразовательного учреждения.
     26. При проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах и
трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 1-11 классах,
по информатике  и  вычислительной  технике,  физике  и химии (во время
практических занятий) допускается деление класса на две группы  в  го-
родских общеобразовательных учреждений при наполняемости 25 человек, в
сельских - не менее 20 человек.
     При наличии  необходимых средств возможно деление на группы клас-
сов с меньшей наполняемостью,  а также 1-3 классов при изучении иност-
ранного языка.
     27. Количество и наполняемость классов  общеобразовательного  уч-
реждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местнос-
ти, определяются исходя из потребностей населения.
     28. Общеобразовательное  учреждение вправе открывать по желанию и
запросам родителей (лиц, их заменяющих) группы продленного дня.
     С учетом интересов родителей (лиц, их заменяющих) по согласованию
с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться клас-
сы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) клас-
сы для обучающихся с отклонениями в развитии.
     Перевод (направление)  обучающихся  в специальные (коррекционные)
классы и классы компенсирующего обучения осуществляется  органами  уп-
равления образованием только с согласия их родителей (лиц, их заменяю-
щих) на основании заключения психолого-медико-педагогической  консуль-
тации.

                     III. Образовательный процесс

     29. Общеобразовательное  учреждение  осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями  общеобразовательных  программ  трех
ступеней образования:
     I ступень - начальное образование (нормативный  срок  освоения  -
3-4 года);
     II ступень - основное общее образование (нормативный срок  освое-
ния - 5 лет);
     III ступень - среднее  (полное)  общее  образование  (нормативный
срок освоения - 2-3 года).
     Для некоторых категорий обучающихся  нормативные  сроки  освоения
общеобразовательных программ  основного  общего образования могут быть
изменены на основе специальных государственных  образовательных  стан-
дартов.
     30. Общеобразовательные учреждения в зависимости  от  реализуемых
общеобразовательных программ подразделяются на общеобразовательные уч-
реждения начального общего образования,  основного общего образования,
среднего (полного) общего образования.
     31. Общеобразовательное учреждение начального общего  образования
(I ступень) обеспечивает развитие обучающихся,  овладение ими чтением,
письмом, счетом,  основными умениями и навыками учебной  деятельности,
элементами теоретического мышления,  простейшими навыками самоконтроля
учебных действий,  культурой поведения и речи, основами личной гигиены
и здорового образа жизни.
     Начальное общее образование является базой для получения основно-
го общего образования.
     32. Общеобразовательное учреждение основного  общего  образования
(II ступень)  обеспечивает  освоение  обучающимися общеобразовательных
программ основного общего образования,  условия становления и формиро-
вания личности обучающегося,  его склонностей, интересов и способности
к социальному самоопределению.
     Основное общее  образование является базой для получения среднего
(полного) общего образования,  начального и среднего профессионального
образования.
     33. основное общее образование и итоговая аттестация по  его  за-
вершения являются  обязательными.  Требование обязательности основного
общего образования применительно к конкретному обучающемуся  сохраняет
силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее
образование не было получено обучающимся ранее.
     Получение основного  общего образования в общеобразовательном уч-
реждении с отрывом от производства  ограничивается  восемнадцатилетним
возрастом обучающегося.
     Для категорий обучающихся,  указанных в пунктах 10-12  статьи  50
Закона Российской Федерации "Об образовании", предельный возраст полу-
чения основного общего образования может быть увеличен.
     34. Среднее (полное) общее образование (III ступень) является за-
вершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освое-
ние обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) обще-
го образования,  развитие устойчивых познавательных интересов и  твор-
ческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной
учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к
обязательным предметам  вводятся предметы по выбору самих обучающихся,
направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей лич-
ности.
     При наличии соответствующих условий и исходя из запросов  обучаю-
щихся и (или) их родителей (лиц,  их заменяющих) в общеобразовательном
учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направ-
лениям.
     Среднее (полное) общее образование является основной для  получе-
ния среднего  профессионального (по сокращенным ускоренным программам)
и высшего профессионального образования.
     35. Вариантность программ общего образования обеспечивается нали-
чием и соотношением в структуре их содержания  следующих  компонентов:
а) базового федерального;  б) регионально-национального;  в) самостоя-
тельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из  запро-
сов обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
     36. Содержание общего образования в конкретном учреждении опреде-
ляется программами,  разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми об-
щеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных
образовательных стандартов.
     37. Язык (языки),  на котором ведутся обучение и воспитание в об-
щеобразовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом
учреждения.
     Общеобразовательное учреждение  реализует  предоставленное  госу-
дарством право на получение основного  общего  образования  на  родном
языке, а  также на выбор языка обучения созданием условий для функцио-
нирования необходимого числа классов и групп.
     Во всех  имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных
учреждениях изучение русского языка как  государственного  языка  Рос-
сийской Федерации  регламентируется  государственными образовательными
стандартами.
     38. В  соответствии  с  уставными целями и задачами общеобразова-
тельное учреждение может реализовывать дополнительные  образовательные
программы и  оказывать дополнительные образовательные услуги за преде-
лами определяющих его статус основных общеобразовательных программ.
     Виды и  формы  дополнительных образовательных услуг,  в том числе
платных, определяются уставом общеобразовательного учреждения.
     39. Общеобразовательное  учреждение по договоренности и совместно
с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить професси-
ональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в
том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности.
     Начальная профессиональная  подготовка  в общеобразовательном уч-
реждении проводится только с согласия обучающихся и их родителей (лиц,
их заменяющих).
     40. Военная подготовка в гражданском общеобразовательном учрежде-
нии проводится на факультативной основе с согласия обучающихся и (или)
родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересован-
ного ведомства.
     41. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе  форм,
средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Зако-
ном Российской Федерации "Об образовании" и уставом  общеобразователь-
ного учреждения.
     42. Организация образовательного процесса  в  общеобразовательном
учреждении строится на основе учебного плана,  разрабатываемого учреж-
дением самостоятельно в соответствии с примерным государственным учеб-
ным планом, и регламентируется расписанием занятий.
     Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными доку-
ментами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, опре-
деленных уставом общеобразовательного учреждения на основе  рекоменда-
ций, согласованных с органами здравоохранения.
     В учебных планах общеобразовательного учреждения,  имеющего госу-
дарственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание
отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже количества
часов, определенных государственным примерным учебным планом.
     43. Учебный год в общеобразовательном учреждении, как правило на-
чинается 1 сентября.
     Продолжительность учебного года в  1  классах  -  30  недель,  во
2-11(12)-х классах - не менее 34 недель.
     Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года
не менее 30 календарных дней,  летом - не менее 8 недель.  Для обучаю-
щихся в первых классах в течение года  устанавливаются  дополнительные
недельные каникулы.
     Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается
общеобразовательным учреждением самостоятельно.
     44. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе систе-
мы оценок,  формы,  порядка  и  периодичности промежуточной аттестации
обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Рос-
сийской Федерации "Об образовании".

               IV. Участника образовательного процесса

     45. Участниками  образовательного  процесса в общеобразовательном
учреждении являются обучающиеся,  педагогические работники учреждения,
родители (лица, их заменяющие) обучающихся.
     46. Порядок приема в общеобразовательное учреждение в  части,  не
отрегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании",  опре-
деляется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется  в
его уставе.
     47. Учредитель устанавливает порядок приема в муниципальное обще-
образовательное учреждение  на  ступени  начального общего и основного
общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению лиц,
проживающих на данной территории и имеющих право на получение основно-
го общего образования;  не проживающим на данной территории может быть
отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреж-
дении.
     Прием в школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи,
гимназии для получения среднего (полного) общего образования  произво-
дится по заявлениям поступающих на конкурсной основе.  Условия конкур-
са, разработанные общеобразовательным учреждением,  должны способство-
вать отбору  наиболее  подготовленных граждан к освоению программы III
ступени образования и гарантировать соблюдение их  прав  на  получение
среднего (полного) общего образования.
     48. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающих
на обучение  и  (или)  его родителей (лиц,  их заменяющих) с уставом и
другими документами,  регламентирующими  организацию  образовательного
процесса в учреждении.
     49. Права и обязанности обучающихся,  их родителей (лиц, их заме-
няющих) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уста-
вом локальными актами.
     Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем.
     50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:
     а) на  получение бесплатного общего образования (начального,  ос-
новного, среднего (полного) в соответствии с государственными  образо-
вательными стандартами;
     б) на выбор формы образования.  Обучающиеся могут осваивать обще-
образовательные программы  или  отдельные  разделы общеобразовательных
программ как в общеобразовательном учреждении, так и в форме семейного
образования, самообразования или экстерната;
     в) на обучение в рамках государственных образовательных  стандар-
тов по  индивидуальному  учебному плану,  на ускоренный курс обучения.
Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются ус-
тавом учреждения и другими предусмотренными уставом актами,  принимае-
мыми учреждением;
     г) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурса-
ми библиотеки общеобразовательного учреждения,  на получение  дополни-
тельных (в том числе платных) образовательных услуг;
     д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в фор-
ме, определяемой уставом учреждения;
     е) на уважение человеческого достоинства,  на свободу  совести  и
информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
     51. Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обуча-
ющихся к труду,  не предусмотренному общеобразовательными программами,
учебным планом и уставом учреждения,  без их согласия и согласия роди-
телей (лиц, их заменяющих).
     Принуждение обучающихся,  воспитанников к вступлению в обществен-
ные, общественно-политические организации,  движения и партии, а также
принудительное привлечение их к  деятельности  этих  организаций  и  к
участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
     52. Общеобразовательное учреждение обязано соблюдать принципы го-
сударственной политики  в  области  образования  в  части раздельности
светского и религиозного образования.
     53. Обучающиеся,  освоившие в полном объеме образовательные прог-
раммы, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть ус-
ловно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академи-
ческую задолженность по одному предмету.
     Ответственность за  ликвидацию  ими академической задолженности в
течение следующего учебного года возлагается на их родителей (лиц,  их
заменяющих).
     Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего  об-
разования, не  освоившие программу учебного года и имеющие академичес-
кую задолженность по двум и более предметам,  по усмотрению их родите-
лей (лиц, их заменяющих) оставляются на повторное обучение, переводят-
ся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение  в  форме
семейного образования.
     Перевод обучающегося в любом случае производится по решению орга-
на управления общеобразовательного учреждения (педагогического совета).
     Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу  предыду-
щего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего об-
разования.
     54. Освоение  общеобразовательных  программ  основного  общего  и
среднего (полного) общего образования завершается обязательной  итого-
вой аттестацией выпускников.
     Итоговая аттестация  выпускников  общеобразовательных  учреждений
осуществляется в  соответствии с Положением об итоговой аттестации вы-
пускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобра-
зовательных учреждений  Российской Федерации,  утверждаемым Министерс-
твом образования Российской Федерации.
     55. Выпускникам  общеобразовательного учреждения,  имеющего госу-
дарственную аккредитацию,  после прохождения ими  итоговой  аттестации
выдается документ государственного образца об уровне образования,  за-
веренный печатью общеобразовательного учреждения.
     Выпускники, достигшие  особых  успехов при освоении общеобразова-
тельной программы среднего (полного) общего образования,  награждаются
золотой или серебряной медалью.
     56. Выпускникам общеобразовательного учреждения,  не имеющего го-
сударственной аккредитации,  после прохождения ими итоговой аттестации
выдается документ о соответствующем образовании в соответствии  с  ли-
цензией. Форма документа определяется самим общеобразовательным учреж-
дением. Документ заверяется печатью общеобразовательного учреждения.
     57. Обучающиеся  обязаны выполнять устав общеобразовательного уч-
реждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреж-
дения;  уважать  честь  и достоинство других обучающихся и работников;
выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом
и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
     Дисциплина в общеобразовательном учреждении поддерживается на ос-
нове уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов.  При-
менение методов физического и психического насилия по отношению к обу-
чающимся не допускается.
     58. По решению органа управления общеобразовательным  учреждением
и по  согласованию  с  органами  местного самоуправления за совершение
противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава обще-
образовательного учреждения  допускается как крайняя мера педагогичес-
кого воздействия исключение из данного общеобразовательного учреждения
обучающихся, достигших пятнадцатилетнего возраста.
     Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попече-
ния родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
     Органы местного самоуправления совместно с родителями (лицами, их
заменяющими) в месячный срок принимают решение о направлении исключен-
ного в другие образовательные учреждения для продолжения обучения  или
его трудоустройстве.
     59. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
     а) выбирать формы обучения, общеобразовательные учреждения;
     б) защищать законные права и интересы детей;
     в) участвовать  в  управлении  общеобразовательным  учреждением в
форме, определяемой уставом учреждения.
     60. Родители (лица,  их заменяющие) обязаны выполнять устав обще-
образовательного учреждения в части,  касающиеся их прав и  обязаннос-
тей, и  несут ответственность за воспитание и создание необходимых ус-
ловий для получения детьми образования.
     61. Другие права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) мо-
гут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреж-
дением договоре в соответствии с уставом учреждения.
     62. Порядок комплектования персонала общеобразовательного  учреж-
дения регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательно-
го учреждения работодателем является данное учреждение.
     На педагогическую  работу  принимаются лица,  имеющие необходимую
профессионально-педагогическую квалификацию,  соответствующую требова-
ниям квалификационной  характеристики по должности и полученной специ-
альности, подтвержденную документами об образовании.
К педагогической  деятельности в общеобразовательном учреждении не до-
пускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинс-
ким показаниям,  а также лица, имевшие судимость за определенные прес-
тупления. Перечни соответствующих медицинских.
     63. Отношения  работника и администрации общеобразовательного уч-
реждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которо-
го не  могут противоречить трудовому законодательству Российской Феде-
рации.
     Срок действия  трудового договора (контракта) определяется работ-
ником и работодателем при его заключении.
     64. Работники общеобразовательного учреждения имеют право:
     а) на участие в управлении учреждением  в  порядке,  определяемом
уставом учреждения;
     б) на защиту профессиональной чести и достоинства.
     65. Педагогические работники общеобразовательного учреждения име-
ют право:
     а) свободно  выбирать и использовать методики обучения и воспита-
ния, учебные пособия и материалы,  учебники. методы оценки знаний обу-
чающихся;
     б) повышать квалификацию;  с этой целью администрация создает ус-
ловия, необходимые  для успешного обучения работников в высших профес-
сиональных образовательных учреждениях,  а также в учреждениях системы
переподготовки и повышения квалификации;
     в) аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квали-
фикационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения ат-
тестации;
     г) на сокращенную рабочую неделю;  на удлиненный оплачиваемый от-
пуск; на получение пенсии по выслуге лет;  социальные гарантии и льго-
ты, установленные законодательством Российской Федерации;
     д) на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже чем через каж-
дые 10  лет  непрерывной  преподавательской работы.  Порядок и условия
предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом учреж-
дения;
     е) на дополнительные льготы,  предоставляемые в регионе педагоги-
ческим работникам общеобразовательного учреждения.
     66. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям
и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количест-
ва часов по учебному плану и программам,  обеспеченности кадрами, дру-
гих конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении.
     Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы)  больше  или
меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с
письменного согласия работника.
     Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объ-
ем педагогической работы) не может быть уменьшен  в  течение  учебного
года по  инициативе  администрации,  за исключением случаев уменьшения
количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества
классов (групп).
     Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (объ-
ем педагогической  работы)  не может быть уменьшен по инициативе адми-
нистрации на следующий учебный год,  за исключением случаев, указанных
в абзаце третьем настоящего пункта.
     67. Работники общеобразовательного учреждения  должны  удовлетво-
рять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обя-
заны выполнять устав общеобразовательного учреждения.

            V. Управление общеобразовательным учреждением

     68. Управление общеобразовательным учреждением  осуществляется  в
соответствии с  Законом Российской Федерации "Об образовании и уставом
образовательного учреждения на принципах демократичности,  открытости,
приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья челове-
ка, свободного развития личности.
     69. Общее руководство общеобразовательным учреждением осуществля-
ет выборный представительный орган - совет учреждения.
     Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются ус-
тавом общеобразовательного учреждения.
     70. Непосредственное  руководство государственным,  муниципальным
общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую
аттестацию директор.
     Прием на работу директора  государственного  общеобразовательного
учреждения осуществляется в порядке,  определяемом уставом общеобразо-
вательного учреждения и в соответствии с законодательством.
     Директор муниципального  общеобразовательного учреждения назнача-
ется решением органа местного самоуправления, если иной порядок назна-
чения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
     71. Директор общеобразовательного  учреждения  несет  ответствен-
ность перед родителями,  государством, обществом и учредителем за свою
деятельность в соответствии с функциональными  обязанностями,  предус-
мотренными  квалификационными требованиями,  трудовым договором (конт-
рактом) и уставом общеобразовательного учреждения.
     72. Разграничение  полномочий между советом учреждения и директо-
ром определяется уставом общеобразовательного учреждения.

       VI. Имущество и средства общеобразовательного учреждения

     73. За общеобразовательным учреждением учредитель закрепляет иму-
щество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое
им у третьих лиц.
     объекты собственности, закрепленные за общеобразовательным учреж-
дением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
     Общеобразовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжает-
ся закрепленным за ним учредителем на  праве  оперативного  управления
имуществом в  соответствии  с назначением имущества,  уставными целями
деятельности, законодательства Российской Федерации и договором  между
общеобразовательным учреждением и собственником (уполномоченным им ор-
ганом) или между собственником (уполномоченным им органом) и учредите-
лем.
     Изъятие и (или) отчуждение имущества,  закрепленного за общеобра-
зовательным учреждением, допускается только по истечении срока догово-
ра между собственником (уполномоченным им органом) и общеобразователь-
ным учреждением  или между собственником (уполномоченным им органом) и
учредителем, если иное не предусмотрено договором.
     74. Общеобразовательное  учреждение  с согласия учредителя вправе
сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с  дейс-
твующим законодательством.
     75. Общеобразовательное учреждение не  вправе  заключать  сделки,
возможными последствиями  которых  является отчуждение основных фондов
общеобразовательного учреждения (кроме основных фондов,  приобретенных
за счет  собственных средств общеобразовательного учреждения) в пользу
третьих лиц.  Такие сделки и договорные отношения являются  недействи-
тельными с момента их заключения.
     76. Деятельность  общеобразовательного  учреждения  финансируется
его учредителем в соответствии с договором между ними.
     Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов  общеоб-
разовательного учреждения являются:
     собственные средства учредителя;
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество, переданное учреждению собственником или уполномоченным
им органом;
     средства родителей (лиц, их заменяющих), полученные за предостав-
ление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добро-
вольные других физических и юридических лиц;
     доход, полученный  от  реализации  продукции и услуг,  а также от
других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
     кредиты банков и других кредиторов;
     другие источники в соответствии с действующим законодательством.
     77. Общеобразовательное  учреждение отвечает по своим обязательст-
вам в пределах находящихся в его распоряжении  денежных  средств.  При
недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает
учредитель в установленном законодательством порядке.
     78. Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется
на основе государственных и местных нормативов  в  расчете  на  одного
обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения.
     Для малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений  нор-
матив финансирования  должен учитывать затраты,  не зависящие от коли-
чества обучающихся.
     Привлечение дополнительных  средств  не  влечет за собой снижения
нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования  из  бюджета
учредителя.
     79. Общеобразовательное учреждение вправе осуществлять  самостоя-
тельную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться дохода-
ми от этой деятельности.
     При осуществлении общеобразовательным учреждением предусмотренной
его уставом предпринимательской деятельности  общеобразовательное  уч-
реждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законо-
дательства Российской Федерации в области предпринимательской деятель-
ности.
     80. Общеобразовательное учреждение  самостоятельно  распоряжается
финансовыми средствами.
     Общеобразовательное учреждение  устанавливает  работникам  ставки
заработной платы  (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки
в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании
решения аттестационной  комиссии;  определяет виды и размеры надбавок,
доплат и других выплат стимулирующего характера  в  пределах  средств,
направляемых на  оплату  труда,  а также структуру управления деятель-
ностью общеобразовательного учреждения,  штатное расписание, распреде-
ление должностных обязанностей.
     81. Общеобразовательному учреждению принадлежит  право  собствен-
ности на  денежные  средства,  имущество и иные объекты собственности,
переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожерт-
вования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельнос-
ти общеобразовательного учреждения и приобретенные на эти доходы  объ-
екты собственности.
     82. При ликвидации или реорганизации общеобразовательного  учреж-
дения, осуществляемых,  как правило, по окончании учебного года, учре-
дитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся  в  другие
общеобразовательные учреждения  по согласованию с их родителями (лица-
ми, их заменяющими).
     При ликвидации  общеобразовательного учреждения денежные средства
и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом
платежей по  покрытию обязательств направляются на цели развития обра-
зования в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения.
     83. Общеобразовательное учреждение имеет право устанавливать пря-
мые связи с зарубежными предприятиями,  учреждениями и  организациями,
осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в
банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном за-
конодательством Российской Федерации.