ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 31 августа 1994 г. N 1008 (СЗРФ 94-19) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательном учреждении. 2. Признать утратившими силу постановления Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждения (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о государс- твенных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин Москва 31 августа 1994 года N 1008 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1008 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об общеобразовательном учреждении I. Общие положения 1. Настоящее положение является типовым для следующих видов обще- образовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразова- тельных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий. На основе настоящего Типового положения разрабатывается типовые положения о соответствующих видах государственных, муниципальных обще- образовательных учреждений. На основе настоящего Типового положения и типового положения в соответствующем виде государственного, муниципального образовательного учреждения разрабатывает свой устав. Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое по- ложение выполняет функцию примерного. 2. Государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - общеобразовательное учреждение) реализует общеобразо- вательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Фе- дерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов. 3. Деятельность общеобразовательного учреждения строится на прин- ципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечелове- ческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, сво- бодного развития личности, автономности и светского характера образо- вания. 4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение руководс- твуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжени- ями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением. 5. Основные цели общеобразовательного учреждения - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего ос- воения образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине. 6. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспи- тание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающе- гося в самообразовании и получении дополнительного образования. 7. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность орга- низационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускаются. 8. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законода- тельством Российской Федерации порядке ответственность за качество об- щего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств орга- низации образовательного процесса возрастным психофизиологическим осо- бенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся. 9. В целях обеспечения доступности и вариантности общего образо- вания, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоп- риятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соот- ветствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреж- дений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми по- ложениями. Общеобразовательные учреждения различных видов создаются в зави- симости от конкретных задач, требований к содержанию образования, осо- бенностей образовательного процесса, режима деятельности бюджетного финансирования. 10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразова- тельные программы осваиваются в следующих формах: в очной, очно-заоч- ной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразова- ния, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования в об- щеобразовательном учреждении. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразо- вательного учреждения и осуществляются на условиях между общеобразова- тельным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся). 11. Для всех форм получения образования в рамках конкретной ос- новной общеобразовательной программы действует государственный образо- вательный стандарт. II. Организация деятельности общеобразовательного учреждения 12. Общеобразовательное учреждение создается учредителем по собс- твенной инициативе и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления в заявительном порядке. 13. Статус учредителя (учредителей) определяет организацион- но-правовую форму общеобразовательного учреждения. Учредителями государственного общеобразовательного учреждения мо- гут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации, в том числе государс- твенные органы управления образованием: федеральные (центральные), ве- домственные, субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения явля- ются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство общеобразовательных учреж- дений, основанное на объединении имущества, находящегося в федераль- ной, субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собствен- ности, а также в собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц. Учредительными документами общеобразовательного учреждения явля- ются решение о его создания или договор учредителей, а также устав уч- реждения. 14. Передача государственных общеобразовательных учреждений в ве- дение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних. 15. Отношения между учредителем (учредителями) и общеобразова- тельным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. 16. Права юридического лица у общеобразовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направ- ленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации. Общеобразовательное учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установлен- ного образца, штамп, бланки со своим наименованием. 17. Право образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у общеобразователь- ного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 18. Общеобразовательное учреждение проходит государственную акк- редитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Фе- дерации "Об образовании". 19. Общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано, пе- репрофилировано, ликвидировано по решению учредителя, если это не вле- чет нарушения обязательств общеобразовательного учреждения или если учредитель принимает на себя эти обязательства. 20. Ликвидация общеобразовательного учреждения может осущест- вляться: а) по инициативе учредителя или совета общеобразовательного уч- реждения; б) автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев изъятой лицензии; в) по решению судебных органов; г) по решению органа, осуществившего регистрацию общеобразова- тельного учреждения, в случае невыполнения последним уставных задач. 21. Ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допуска- ется только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данных учреждением. 22. Общеобразовательное учреждение может иметь филиалы, другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию по фактическо- му адресу, лицензирование, государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании". Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы, другие под- разделения в соответствии с законодательством Российской Федерации мо- гут наделяться правомочиями юридического лица, в том числе иметь са- мостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредит- ных учреждениях. 23. Общеобразовательное учреждение в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации вправе образовывать комплексы, участвовать в создании и деятельности ассоциаций, союзов и иных объединений, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования образования. 24. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специаль- но закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным учреж- дением медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педа- гогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-про- филактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на предприятия общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся. 25. Количество классов в общеобразовательном учреждении зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осущест- вления образовательного процесса, с учетом санитарных норм. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательно- го учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что опреде- ляется уставом общеобразовательного учреждения. 26. При проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах и трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 1-11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в го- родских общеобразовательных учреждений при наполняемости 25 человек, в сельских - не менее 20 человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы клас- сов с меньшей наполняемостью, а также 1-3 классов при изучении иност- ранного языка. 27. Количество и наполняемость классов общеобразовательного уч- реждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местнос- ти, определяются исходя из потребностей населения. 28. Общеобразовательное учреждение вправе открывать по желанию и запросам родителей (лиц, их заменяющих) группы продленного дня. С учетом интересов родителей (лиц, их заменяющих) по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться клас- сы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) клас- сы для обучающихся с отклонениями в развитии. Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы и классы компенсирующего обучения осуществляется органами уп- равления образованием только с согласия их родителей (лиц, их заменяю- щих) на основании заключения психолого-медико-педагогической консуль- тации. III. Образовательный процесс 29. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: I ступень - начальное образование (нормативный срок освоения - 3-4 года); II ступень - основное общее образование (нормативный срок освое- ния - 5 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2-3 года). Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть изменены на основе специальных государственных образовательных стан- дартов. 30. Общеобразовательные учреждения в зависимости от реализуемых общеобразовательных программ подразделяются на общеобразовательные уч- реждения начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. 31. Общеобразовательное учреждение начального общего образования (I ступень) обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основно- го общего образования. 32. Общеобразовательное учреждение основного общего образования (II ступень) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формиро- вания личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. 33. основное общее образование и итоговая аттестация по его за- вершения являются обязательными. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Получение основного общего образования в общеобразовательном уч- реждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10-12 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", предельный возраст полу- чения основного общего образования может быть увеличен. 34. Среднее (полное) общее образование (III ступень) является за- вершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освое- ние обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) обще- го образования, развитие устойчивых познавательных интересов и твор- ческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей лич- ности. При наличии соответствующих условий и исходя из запросов обучаю- щихся и (или) их родителей (лиц, их заменяющих) в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направ- лениям. Среднее (полное) общее образование является основной для получе- ния среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования. 35. Вариантность программ общего образования обеспечивается нали- чием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов: а) базового федерального; б) регионально-национального; в) самостоя- тельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из запро- сов обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих). 36. Содержание общего образования в конкретном учреждении опреде- ляется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми об- щеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. 37. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в об- щеобразовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения. Общеобразовательное учреждение реализует предоставленное госу- дарством право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения созданием условий для функцио- нирования необходимого числа классов и групп. Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение русского языка как государственного языка Рос- сийской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами. 38. В соответствии с уставными целями и задачами общеобразова- тельное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за преде- лами определяющих его статус основных общеобразовательных программ. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом общеобразовательного учреждения. 39. Общеобразовательное учреждение по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить професси- ональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка в общеобразовательном уч- реждении проводится только с согласия обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих). 40. Военная подготовка в гражданском общеобразовательном учрежде- нии проводится на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересован- ного ведомства. 41. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Зако- ном Российской Федерации "Об образовании" и уставом общеобразователь- ного учреждения. 42. Организация образовательного процесса в общеобразовательном учреждении строится на основе учебного плана, разрабатываемого учреж- дением самостоятельно в соответствии с примерным государственным учеб- ным планом, и регламентируется расписанием занятий. Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными доку- ментами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, опре- деленных уставом общеобразовательного учреждения на основе рекоменда- ций, согласованных с органами здравоохранения. В учебных планах общеобразовательного учреждения, имеющего госу- дарственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже количества часов, определенных государственным примерным учебным планом. 43. Учебный год в общеобразовательном учреждении, как правило на- чинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в 1 классах - 30 недель, во 2-11(12)-х классах - не менее 34 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучаю- щихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно. 44. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе систе- мы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Рос- сийской Федерации "Об образовании". IV. Участника образовательного процесса 45. Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители (лица, их заменяющие) обучающихся. 46. Порядок приема в общеобразовательное учреждение в части, не отрегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании", опре- деляется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе. 47. Учредитель устанавливает порядок приема в муниципальное обще- образовательное учреждение на ступени начального общего и основного общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению лиц, проживающих на данной территории и имеющих право на получение основно- го общего образования; не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреж- дении. Прием в школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии для получения среднего (полного) общего образования произво- дится по заявлениям поступающих на конкурсной основе. Условия конкур- са, разработанные общеобразовательным учреждением, должны способство- вать отбору наиболее подготовленных граждан к освоению программы III ступени образования и гарантировать соблюдение их прав на получение среднего (полного) общего образования. 48. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающих на обучение и (или) его родителей (лиц, их заменяющих) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении. 49. Права и обязанности обучающихся, их родителей (лиц, их заме- няющих) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уста- вом локальными актами. Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем. 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: а) на получение бесплатного общего образования (начального, ос- новного, среднего (полного) в соответствии с государственными образо- вательными стандартами; б) на выбор формы образования. Обучающиеся могут осваивать обще- образовательные программы или отдельные разделы общеобразовательных программ как в общеобразовательном учреждении, так и в форме семейного образования, самообразования или экстерната; в) на обучение в рамках государственных образовательных стандар- тов по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются ус- тавом учреждения и другими предусмотренными уставом актами, принимае- мыми учреждением; г) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурса- ми библиотеки общеобразовательного учреждения, на получение дополни- тельных (в том числе платных) образовательных услуг; д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в фор- ме, определяемой уставом учреждения; е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. 51. Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обуча- ющихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными программами, учебным планом и уставом учреждения, без их согласия и согласия роди- телей (лиц, их заменяющих). Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в обществен- ные, общественно-политические организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. 52. Общеобразовательное учреждение обязано соблюдать принципы го- сударственной политики в области образования в части раздельности светского и религиозного образования. 53. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные прог- раммы, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть ус- ловно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академи- ческую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (лиц, их заменяющих). Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего об- разования, не освоившие программу учебного года и имеющие академичес- кую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родите- лей (лиц, их заменяющих) оставляются на повторное обучение, переводят- ся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Перевод обучающегося в любом случае производится по решению орга- на управления общеобразовательного учреждения (педагогического совета). Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыду- щего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего об- разования. 54. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итого- вой аттестацией выпускников. Итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации вы- пускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобра- зовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерс- твом образования Российской Федерации. 55. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего госу- дарственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, за- веренный печатью общеобразовательного учреждения. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразова- тельной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью. 56. Выпускникам общеобразовательного учреждения, не имеющего го- сударственной аккредитации, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ о соответствующем образовании в соответствии с ли- цензией. Форма документа определяется самим общеобразовательным учреж- дением. Документ заверяется печатью общеобразовательного учреждения. 57. Обучающиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного уч- реждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреж- дения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции. Дисциплина в общеобразовательном учреждении поддерживается на ос- нове уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. При- менение методов физического и психического насилия по отношению к обу- чающимся не допускается. 58. По решению органа управления общеобразовательным учреждением и по согласованию с органами местного самоуправления за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава обще- образовательного учреждения допускается как крайняя мера педагогичес- кого воздействия исключение из данного общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших пятнадцатилетнего возраста. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства. Органы местного самоуправления совместно с родителями (лицами, их заменяющими) в месячный срок принимают решение о направлении исключен- ного в другие образовательные учреждения для продолжения обучения или его трудоустройстве. 59. Родители (лица, их заменяющие) имеют право: а) выбирать формы обучения, общеобразовательные учреждения; б) защищать законные права и интересы детей; в) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения. 60. Родители (лица, их заменяющие) обязаны выполнять устав обще- образовательного учреждения в части, касающиеся их прав и обязаннос- тей, и несут ответственность за воспитание и создание необходимых ус- ловий для получения детьми образования. 61. Другие права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) мо- гут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреж- дением договоре в соответствии с уставом учреждения. 62. Порядок комплектования персонала общеобразовательного учреж- дения регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательно- го учреждения работодателем является данное учреждение. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требова- ниям квалификационной характеристики по должности и полученной специ- альности, подтвержденную документами об образовании. К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не до- пускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинс- ким показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные прес- тупления. Перечни соответствующих медицинских. 63. Отношения работника и администрации общеобразовательного уч- реждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которо- го не могут противоречить трудовому законодательству Российской Феде- рации. Срок действия трудового договора (контракта) определяется работ- ником и работодателем при его заключении. 64. Работники общеобразовательного учреждения имеют право: а) на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения; б) на защиту профессиональной чести и достоинства. 65. Педагогические работники общеобразовательного учреждения име- ют право: а) свободно выбирать и использовать методики обучения и воспита- ния, учебные пособия и материалы, учебники. методы оценки знаний обу- чающихся; б) повышать квалификацию; с этой целью администрация создает ус- ловия, необходимые для успешного обучения работников в высших профес- сиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации; в) аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квали- фикационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения ат- тестации; г) на сокращенную рабочую неделю; на удлиненный оплачиваемый от- пуск; на получение пенсии по выслуге лет; социальные гарантии и льго- ты, установленные законодательством Российской Федерации; д) на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже чем через каж- дые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом учреж- дения; е) на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагоги- ческим работникам общеобразовательного учреждения. 66. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количест- ва часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, дру- гих конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объ- ем педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп). Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (объ- ем педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе адми- нистрации на следующий учебный год, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта. 67. Работники общеобразовательного учреждения должны удовлетво- рять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обя- заны выполнять устав общеобразовательного учреждения. V. Управление общеобразовательным учреждением 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании и уставом образовательного учреждения на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья челове- ка, свободного развития личности. 69. Общее руководство общеобразовательным учреждением осуществля- ет выборный представительный орган - совет учреждения. Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются ус- тавом общеобразовательного учреждения. 70. Непосредственное руководство государственным, муниципальным общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Прием на работу директора государственного общеобразовательного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразо- вательного учреждения и в соответствии с законодательством. Директор муниципального общеобразовательного учреждения назнача- ется решением органа местного самоуправления, если иной порядок назна- чения не предусмотрен решением органа местного самоуправления. 71. Директор общеобразовательного учреждения несет ответствен- ность перед родителями, государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предус- мотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (конт- рактом) и уставом общеобразовательного учреждения. 72. Разграничение полномочий между советом учреждения и директо- ром определяется уставом общеобразовательного учреждения. VI. Имущество и средства общеобразовательного учреждения 73. За общеобразовательным учреждением учредитель закрепляет иму- щество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьих лиц. объекты собственности, закрепленные за общеобразовательным учреж- дением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Общеобразовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжает- ся закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательства Российской Федерации и договором между общеобразовательным учреждением и собственником (уполномоченным им ор- ганом) или между собственником (уполномоченным им органом) и учредите- лем. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за общеобра- зовательным учреждением, допускается только по истечении срока догово- ра между собственником (уполномоченным им органом) и общеобразователь- ным учреждением или между собственником (уполномоченным им органом) и учредителем, если иное не предусмотрено договором. 74. Общеобразовательное учреждение с согласия учредителя вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с дейс- твующим законодательством. 75. Общеобразовательное учреждение не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов общеобразовательного учреждения (кроме основных фондов, приобретенных за счет собственных средств общеобразовательного учреждения) в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействи- тельными с момента их заключения. 76. Деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеоб- разовательного учреждения являются: собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное учреждению собственником или уполномоченным им органом; средства родителей (лиц, их заменяющих), полученные за предостав- ление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добро- вольные других физических и юридических лиц; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности; кредиты банков и других кредиторов; другие источники в соответствии с действующим законодательством. 77. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим обязательст- вам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством порядке. 78. Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения. Для малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений нор- матив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от коли- чества обучающихся. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя. 79. Общеобразовательное учреждение вправе осуществлять самостоя- тельную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться дохода- ми от этой деятельности. При осуществлении общеобразовательным учреждением предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности общеобразовательное уч- реждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законо- дательства Российской Федерации в области предпринимательской деятель- ности. 80. Общеобразовательное учреждение самостоятельно распоряжается финансовыми средствами. Общеобразовательное учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятель- ностью общеобразовательного учреждения, штатное расписание, распреде- ление должностных обязанностей. 81. Общеобразовательному учреждению принадлежит право собствен- ности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожерт- вования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельнос- ти общеобразовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объ- екты собственности. 82. При ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреж- дения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учре- дитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (лица- ми, их заменяющими). При ликвидации общеобразовательного учреждения денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств направляются на цели развития обра- зования в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения. 83. Общеобразовательное учреждение имеет право устанавливать пря- мые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном за- конодательством Российской Федерации. |