ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 18 июля 1994 г. N 222 ( ЭЖ 94-40 ) В целях реализации статьи 41 Закона РФ " Об охране окружающей природной среды " ( раздел VI ), подготовки к выполнению обязательств РФ связи с подписанием международной Конвенции " Об оценке воздействия на окружающую среду в трасграничном контексте " и в соответствии с По- ложением о Министерстве охраны окружающей среды природных ресурсов РФ приказываю : Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и ве- домствами РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ (приложение ). Министр В.И.Данилов-Данильян ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу Минприроды России от 18 июля 1994 г., N 222 ПОЛОЖЕНИЕ об оценке воздействия на окружающую среду в РФ 1. Общие положения 1.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. 1.2. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и при- нятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных непри- емлимых для общества экологических и связанных с ними социальных, эко- номических и других последствий реализации хозяйственной или иной дея- тельности. *) 1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является обязательным. Целесообразность проведения ( или продолжения начатых работ ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется орга- нами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориаль- ных органов Минприроды РФ. При несогласии органа исполнительной власти субъекта РФ с предложением территориального органа Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом заключения Минприроды России. В случае разногласий между органом исполнительной власти субъекта РФ и Минприроды России спор может быть разрешен арбитражном суде в установленном порядке. 1.4. ДЛя объектов и видов хозяйственной или иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обя- зан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду. 1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о до- пустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документа- ции, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации. 1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измере- ний, удовлетворяющих требованиям законодательства РФ и нормативных до- кументов по обеспечению единства измерений. 1.7. Обосновывающая документация представляется инициатором/за- казчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом РФ " Об охране окружающей природной среды " ( раздел 5 ). Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятель- ности, перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его териториальные органы не при- нимается. 2. Область применения 2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих ви- дов обосновывающей документации : (1) концепций, программ ( в том числе инвестиционных ) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития ; (2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов ; (3) градостроительной документации ( генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д. ) ; (4) документации по созданию новой техники, технологии, материа- лови вещеcтв ; (5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, техни- ко-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, ре- конструкции, расширения и технического перевооружения действующих хо- зяйственных и/или иных объектов и комплексов. 2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей раз- работку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней намечаемой деятельности на окружающую среду. 3. Требования к содержанию деятельности по оценке воздействия на окружающую среду 3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлимых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разра- ботчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены : (1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта ; (2) разумные альтернативы намечаемой деятельности ; (3) характеристика проектных и иных предложений контексте сущест- вующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии ; (4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предпола- гаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих прост- ранственных и ременных рамках ; (5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив ; (6) мера и мероприятия по предотвращению неприемлимых для общест- ва последствий осуществления принимаемых решений ; (7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анали- за. 3.2. Порядок проведения ОВОС ( процедура ) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России. 4. Обязанности участников проведения ОВОС 4.1. При проведении ОВОС : (1) Инициатор/инвестор обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходи- мых для проведения ОВОС ; (2) Инвестор/заказчик организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации ; осуществляет широкий обзор ( общественные слушания ) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной террито- рии, кроме объектов специального назначения, информация о которых тре- бует конфиденциальности ; (3) Разработчик ( в пределах своей компетенции ) проводит ОВОС ; рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации. 4.2. Органы исполнительной власти субъектов РФ при подготовке принятии ими решения о санкционировании ( разрешении ) осуществления проекта намечаемой деятельности : (1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации ; (2) выдают ( или согласовывают ) обоснованные экологические усло- вия и требования для проработки предложений по реализации проекта на- мечаемой деятельности ; (3) принимают решения о санкционировании реализации проекта наме- чаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства РФ, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления. 5. Общественные слушания 5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительст- венным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчи- ку/заказчику в проведении общественных ( публичных ) слушаний и обсуж- дений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки : (1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду ; (2) достоверности представленных результатов ОВОС ; (3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей доку- ментации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия. 5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные слу- шания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях : (1) информирования общественности о проекте намечаемой деятель- ности или разрабатываемых проектных предложениях ; (2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений ; (3) поиска взамоприемлимых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятелнь- ости. 5.3. Общественные ( публичные ) слушания и обсуждения организу- ются проводятся : (1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализа- ции принимаемого решения носят общенациональный характер ; (2) на местном уровне или уровне субъекта РФ, когда преимущества издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта РФ. 6. Ответственность за правонарушения Инициатор/заказчик намечаемой деятельности разработчик обосновы- вающей документации по ее развитию в соответствии с Законом РФ " Об охране окружающей среды " ( раздел XIII ) несут ответственность за : (1) невыполнение правил проведения ОВОС ; (2) нарушения процедуры оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации ; (3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС ли не- достоверности информации о них. ПРИЛОЖЕНИЕ к положению об оценке воздействия на окружающую среду в РФ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОВОДИТСЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ 1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс.т/год и более. 2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн.куб.м/год и более. 3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более. 4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепло- вой мощностью 300 мВт ил более, а также атомные электростанции и дру- гие сооружения с ядерными реакторами ( за исключением исследовательст- ких установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроиз- водящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки ). 5. Золоотвалы ТЭЦ т котельных с объемом золы 100 тыскуб.м/год и более. 6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью : (1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс.т и более ; (2) фрикционных материалов - 50 т и более ; (3) других видов применения асбеста - 200 т и более. 7. Предприятия химической промышленности всех видов. 8. Производство целлюлозы бумаги мощностью 200 т/сутки и более. 9. Крупные склады для хранения 50 тыс.куб.м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. 10. Мкробиолоические производства. 11. Крупные производства строительных материалов ( цемент, стек- ло, известь, керамика ). 12. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии : (1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн.т/год и более ; (2) все коксовые печи ; (3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинирован- ной стали мощностью 1 млн.т/год и более ; (4) установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс.т/год и более ; (5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс.т/год и более ; (6) установки для производства, извлечения обработки цветных ме- таллов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс.т/год и более. 13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии : (1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн.т/год и более ; (2) все коксовые печи и коксохимические производства ; (3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн.т/год и более ; (4) установки для обработки руд тяжелых и цветных металлов, про- изводства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс.т/год и более. 14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактив- ных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков ; установки по произ- водству радиоизотопов. 15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии. 16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер. 17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах ради- оизотопные диагностические и терапевтические процедуры. 18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения ( затопления ) хими- ческого оружия, ракетных топлив. 19. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов. 20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для ма- гистальных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более. 21. метрополитены. 22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более. 23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные перепра- вы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судо- ходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более. 24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с пло- щадью поверхности 2 кв.км и более, магистральные каналы, гидромелиора- тивные системы и системы водоснабжения крупных городов. 25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5 % от объема стока бассейна реки. 26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн.куб.м/год и более. 27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металли- ческих руд и угля : (1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн.т/год и более ; (2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля нежелез- ной руды на месте мощностью 100 тыс.т/год и более ; (3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс.т/год и более ; (4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особен- но в акваториях. 28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологи- ческих изысканий. 29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площадях более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. 30. Крупные животноводческие комплексы : (1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более ; (2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более ; (3) молочные - 1200 коров и более. 31. Звероводческие комплексы. 32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и бо- лее. 33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий. |