ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды России). 18.07.94 222

            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
               НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
                       И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

                           18 июля 1994 г.

                                N 222

                             ( ЭЖ 94-40 )



     В целях реализации статьи 41 Закона РФ  "  Об  охране  окружающей
природной среды " ( раздел VI ),  подготовки к выполнению обязательств
РФ связи с подписанием международной Конвенции " Об оценке воздействия
на окружающую среду в трасграничном контексте " и в соответствии с По-
ложением о Министерстве охраны окружающей среды природных ресурсов  РФ
приказываю :
     Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и  ве-
домствами РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ Положение об
оценке воздействия на окружающую среду в РФ (приложение ).

     Министр
     В.И.Данилов-Данильян

                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ
                                          к приказу Минприроды России
                                            от 18 июля 1994 г., N 222


                              ПОЛОЖЕНИЕ
            об оценке воздействия на окружающую среду в РФ

                          1. Общие положения
     1.1. Оценка воздействия на окружающую среду  (ОВОС)  -  процедура
учета экологических  требований  законодательства  РФ при подготовке и
принятии решений о социально-экономическом развитии общества.
     1.2. ОВОС  организуется и осуществляется с целью выявления и при-
нятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных непри-
емлимых для общества экологических и связанных с ними социальных, эко-
номических и других последствий реализации хозяйственной или иной дея-
тельности. *)
     1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации,  обосновывающей
развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности,  перечень
которых приведен в приложении, является обязательным. Целесообразность
проведения ( или продолжения начатых работ ) ОВОС для объектов и видов
деятельности, не вошедших в перечень обязательных,  определяется орга-
нами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориаль-
ных органов Минприроды РФ. При несогласии органа исполнительной власти
субъекта РФ  с  предложением территориального органа Минприроды России
орган исполнительной власти  принимает  решение  с  учетом  заключения
Минприроды России.
     В случае разногласий между органом исполнительной власти субъекта
РФ и  Минприроды  России  спор  может быть разрешен арбитражном суде в
установленном порядке.
     1.4. ДЛя объектов и видов хозяйственной или иной деятельности, не
вошедших в указанный перечень,  а также в случае  прекращения  начатых
работ по  ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обя-
зан сделать краткий вывод о допустимости  предполагаемого  воздействия
на окружающую среду.
     1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика  о  до-
пустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду.
Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документа-
ции, должны  быть  разработаны  с  учетом  различного  рода  возможных
последствий ее реализации.
     1.6. Информация  о  состоянии окружающей среды,  используемая при
проведении ОВОС,  подготавливается с помощью методов и средств измере-
ний, удовлетворяющих требованиям законодательства РФ и нормативных до-
кументов по обеспечению единства измерений.
     1.7. Обосновывающая  документация  представляется инициатором/за-
казчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии  с
Законом РФ  "  Об  охране  окружающей  природной среды " ( раздел 5 ).
Обосновывающая документация по реализации видов  и  объектов  деятель-
ности, перечень  которых приведен в приложении к настоящему Положению,
без результатов  проведения  ОВОС  на  государственную   экологическую
экспертизу в Минприроды России и/или его териториальные органы не при-
нимается.

                        2. Область применения
     2.1. ОВОС  организуется и проводится при подготовке следующих ви-
дов обосновывающей документации :
     (1) концепций,  программ  ( в том числе инвестиционных ) и планов
отраслевого и территориального социально-экономического развития ;
     (2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов ;
     (3) градостроительной документации ( генеральных планов  городов,
проектов и схем детальной планировки и т.д. ) ;
     (4) документации по созданию новой техники,  технологии, материа-
лови вещеcтв ;
     (5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство,  техни-
ко-экономических обоснований  и/или проектов строительства новых,  ре-
конструкции, расширения и технического перевооружения действующих  хо-
зяйственных и/или иных объектов и комплексов.
     2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей раз-
работку нескольких видов обосновывающей документации,  ОВОС проводится
поэтапно с учетом детализации видов,  источников и уровней  намечаемой
деятельности на окружающую среду.
     
          3. Требования к содержанию деятельности по оценке
                   воздействия на окружающую среду
     3.1. Для  выявления  и  принятия необходимых и достаточных мер по
предупреждению возможных неприемлимых последствий в процессе анализа и
оценки воздействия  намечаемой деятельности на окружающую среду разра-
ботчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены :
     (1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта ;
     (2) разумные альтернативы намечаемой деятельности ;
     (3) характеристика проектных и иных предложений контексте сущест-
вующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом  ранее
принятых решений о ее социально-экономическом развитии ;
     (4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предпола-
гаемой реализации  намечаемой  деятельности  в  соответствующих прост-
ранственных и ременных рамках ;
     (5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее
альтернатив ;
     (6) мера и мероприятия по предотвращению неприемлимых для общест-
ва последствий осуществления принимаемых решений ;
     (7) предложения  по  разработке  программы мониторинга реализации
подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анали-
за.
     3.2. Порядок проведения ОВОС ( процедура ) при подготовке каждого
вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего
Положения, устанавливается Минприроды России.
     
              4. Обязанности участников проведения ОВОС
     4.1. При проведении ОВОС :
     (1) Инициатор/инвестор
     обеспечивает финансирование всех исследований и работ,  необходи-
мых для проведения ОВОС ;
     (2) Инвестор/заказчик
     организует проведение ОВОС в процессе  подготовки  обосновывающей
документации ;
     осуществляет широкий обзор ( общественные слушания )  предложений
о возможной  реализации намечаемой деятельности на конкретной террито-
рии, кроме объектов специального назначения, информация о которых тре-
бует конфиденциальности ;
     (3) Разработчик ( в пределах своей компетенции )
     проводит ОВОС ;
     рассматривает и учитывает экологические условия и требования  при
подготовке обосновывающей документации.
     4.2. Органы исполнительной власти  субъектов  РФ  при  подготовке
принятии ими  решения  о санкционировании ( разрешении ) осуществления
проекта намечаемой деятельности :
     (1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации ;
     (2) выдают ( или согласовывают ) обоснованные экологические усло-
вия и  требования для проработки предложений по реализации проекта на-
мечаемой деятельности ;
     (3) принимают решения о санкционировании реализации проекта наме-
чаемой деятельности при условии  соблюдения  экологических  требований
законодательства РФ,   а   также   ясного  представления  о  возможных
последствиях его осуществления.
     
                       5. Общественные слушания
     5.1. Заинтересованным  общественным объединениям и неправительст-
венным организациям  рекомендуется  оказывать  содействие  разработчи-
ку/заказчику в проведении общественных ( публичных ) слушаний и обсуж-
дений в средствах массовой информации проектных и иных  предложений  о
реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки :
     (1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой
деятельности на окружающую среду ;
     (2) достоверности представленных результатов ОВОС ;
     (3) полноты  и  достаточности предлагаемых в обосновывающей доку-
ментации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
     5.2. Заказчик  с участием разработчика проводит общественные слу-
шания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и  иных
предложений в целях :
     (1) информирования общественности о проекте  намечаемой  деятель-
ности или разрабатываемых проектных предложениях ;
     (2) выявления   и   фиксации   всех   возможных   неблагоприятных
последствий реализации хозяйственных и иных решений ;
     (3) поиска взамоприемлимых альтернатив, позволяющих предотвратить
неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятелнь-
ости.
     5.3. Общественные  (  публичные ) слушания и обсуждения организу-
ются  проводятся :
     (1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализа-
ции принимаемого решения носят общенациональный характер ;
     (2) на местном уровне или уровне субъекта РФ,  когда преимущества
издержки реализации проекта намечаемой  деятельности  распространяются
на определенный географический регион в пределах субъекта РФ.
     
                 6. Ответственность за правонарушения
     Инициатор/заказчик намечаемой деятельности разработчик  обосновы-
вающей документации  по  ее  развитию в соответствии с Законом РФ " Об
охране окружающей среды " ( раздел XIII ) несут ответственность за :
     (1) невыполнение правил проведения ОВОС ;
     (2) нарушения процедуры оценки воздействия  на  окружающую  среду
при подготовке обосновывающей документации ;
     (3) предоставление неполных результатов проведения  ОВОС  ли  не-
достоверности информации о них.
               
     
     
                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                                 к положению об оценке
                                             воздействия на окружающую
                                                            среду в РФ
     
            ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ
             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ
             ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ОЦЕНКА
              ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОВОДИТСЯ
                        В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
     
     1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс.т/год и более.
     2. Предприятия   по   добыче   природного   газа   мощностью  500
млн.куб.м/год и более.
     3. Нефтеперерабатывающие  заводы  и  установки  для газификации и
сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки
и более.
     4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепло-
вой мощностью 300 мВт ил более,  а также атомные электростанции и дру-
гие сооружения с ядерными реакторами ( за исключением исследовательст-
ких установок  для производства и конверсии расщепляющихся и воспроиз-
водящих материалов,  максимальная мощность которых не превышает 1  кВт
постоянной тепловой нагрузки ).
     5. Золоотвалы ТЭЦ т котельных с объемом золы 100  тыскуб.м/год  и
более.
     6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста
и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью :
     (1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс.т и более ;
     (2) фрикционных материалов - 50 т и более ;
     (3) других видов применения асбеста - 200 т и более.
     7. Предприятия химической промышленности всех видов.
     8. Производство целлюлозы  бумаги мощностью 200 т/сутки и более.
     9. Крупные  склады  для  хранения  50 тыс.куб.м и более нефтяных,
нефтехимических и химических продуктов.
     10. Мкробиолоические производства.
     11. Крупные производства строительных материалов ( цемент,  стек-
ло, известь, керамика ).
     12. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и
предприятия цветной металлургии :
     (1) спекание,  обжиг и прокаливание железной  руды  в  установках
мощностью 1 млн.т/год и более ;
     (2) все коксовые печи ;
     (3) установки  для производства чушкового чугуна и нерафинирован-
ной стали мощностью 1 млн.т/год и более ;
     (4) установки для производства стали из металлолома мощностью 200
тыс.т/год и более ;
     (5) установки  для  обработки  цветных  тяжелых металлических руд
мощностью 100 тыс.т/год и более ;
     (6) установки для производства,  извлечения обработки цветных ме-
таллов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или
электролитическими методами мощностью 100 тыс.т/год и более.
     13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии :
     (1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1
млн.т/год  и более ;
     (2) все коксовые печи и коксохимические производства ;
     (3) установки  для  производства  чугуна  и  стали  мощностью   1
млн.т/год и более ;
     (4) установки для обработки руд тяжелых и цветных металлов,  про-
изводства, извлечения  или  обработки цветных металлов,  их соединений
или других сплавов термическими,  химическими  или  электролитическими
методами мощностью 100 тыс.т/год и более.
     14. Установки по производству,  обогащению,  регенерации ядерного
топлива, объекты  и/или полигоны по удалению и переработке радиоактив-
ных отходов,  боеприпасов и реакторных отсеков ;  установки по  произ-
водству радиоизотопов.
     15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.
     16. Крупные  ускорительные  комплексы  для  получения интенсивных
пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.
     17. Медицинские центры,  осуществляющие в широких масштабах ради-
оизотопные диагностические и терапевтические процедуры.
     18. Космодромы,  аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для
испытаний, утилизации,  уничтожения и захоронения ( затопления ) хими-
ческого оружия, ракетных топлив.
     19. Объекты и/или полигоны термической,  химической  переработки,
утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
     20. Строительство автомобильных дорог,  автострад,  трасс для ма-
гистальных железных  дорог  дальнего  сообщения  и аэропортов с длиной
основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.
     21. метрополитены.
     22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.
     23. Порты,  терминалы, судоверфи, международные паромные перепра-
вы, а также внутренние водные  пути  и  порты  для  внутреннего  судо-
ходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
     24. Крупные плотины высотой 15 м и более,  водохранилища  с  пло-
щадью поверхности 2 кв.км и более, магистральные каналы, гидромелиора-
тивные системы и системы водоснабжения крупных городов.
     25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод
с годовым стоком более 5 %  от объема стока бассейна реки.
     26. Водозаборы   подземных  вод  с  объемом  забираемой  воды  10
млн.куб.м/год и более.
     27. Крупномасштабная  добыча,  извлечение  и  обогащение металли-
ческих руд и угля :
     (1) предприятия по добыче,  извлечению и обогащению железной руды
на месте мощностью 1 млн.т/год и более ;
     (2) предприятия по добыче,  извлечению и обогащению угля нежелез-
ной руды на месте мощностью 100 тыс.т/год и более ;
     (3) предприятия по добыче,  извлечению и обогащению угля на месте
мощностью 100 тыс.т/год и более ;
     (4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особен-
но в акваториях.
     28. Разведка,  добыча  нефти и газа,  лицензируемые виды геологи-
ческих изысканий.
     29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью
вырубки более 200 га или вырубка древесины на площадях более 20 га при
переводе лесных  земель  в  нелесные в целях,  не связанных с ведением
лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
     30. Крупные животноводческие комплексы :
     (1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более ;
     (2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и
более ;
     (3) молочные - 1200 коров и более.
     31. Звероводческие комплексы.
     32. Птицефабрики на 400 тыс.  кур-несушек, 3 млн. бройлеров и бо-
лее.
     33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности,  расположенные
на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых  не  связана  с
режимом этих территорий.