ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА 1994 - 1995 ГОДЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 8 сентября 1994 г. N 1456-р ( ЭЖ 94-40 ) 1. Общие положения Программа демонополизации и развития конкуренции на рынках про- дукции строительного комплекса на 1994 - 1995 годы ( далее - Программа ) разработана на основе положений Государственной программы демонопо- лизации экономики РФ ( основные направления и первоочередные меры ) и является ее неотъемлимой частью. 1.1. Процесс демонополизации в строительном комплексе рассчитан на долгосрочную перспективу и предполагает ежегодное уточнение целей и авторитетов. 1.2. Настоящая Программа устанавливает цели приоритеты демонопо- лизации на 1994 - 1995 годы на основе анализа структуры товарных рын- ков по продукции строительного комплекса, уровня и форм проявления от- раслевого монополизма. 1.3. Основной целью Программы является создание условий для фор- мирования конкурентной среды на товарных рынках РФ по приоритеным группам товаров ( работ, услуг ) строительного комплекса. 1.4. Для достижения поставленной цели приняты следующие направле- ния демонополизации и развития конкуренции в строительном комплексе : реализация антимонопольных мер при приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципаль- ных предприятий в РФ и постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 августа 1993 г. N 763 ; реализация комплекса первоочередных мер по развитию малого предп- ринимательства в РФ, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г. N 446 ; реализация в рамках принятой Госстроем России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России Программы " Структурная перест- ройка базы строительной индустрии и промышленности строительных мате- риалов в условиях перехода к рынку " мероприятий по развитию произ- водства материалов и конструкций, пользующихся повышенным спросом ; развитие и распространение практики проведения подрядных торгов на строительство объектов, производство строительно-монтажных, проект- ных, изыскательских и других видов работ, обеспечение равноправного участия в торгах отечественных и иностранных подрядчиков ; совершенствование лицензирования строительной, научной и проект- ной деятельности, сертификации продукции, государственного надзора за качеством и организационно-правовым порядком строительства как инстру- ментов защиты прав потребителей и выравнивания условий функционирова- ния предприятий и организаций на строительном рынке ; реализация проектов демонополизации предприятий и организаций, являющихся временными монополистами на соответствующих рынках ; организация информационного обеспечения осуществляемых мероприя- тий по демонополизации и развитию конкуренции в отрасли с использова- нием отраслевой печати и других изданий. 1.5. Строительный комплекс представляет собой совокупность под- рядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации, транспорта, проектных, изыска- тельских, научно-исследовательских и ряда других организаций, что оп- ределяет его многоотраслевую структуру и широкую номенклатуру проиво- димой продукции ( работ, услуг ). В качестве приоритетов первого этапа демонополизации в настоящей Программе рассмотрены рынки подрядных работ, некоторых видов строи- тельных материалов, научно-технической и проектной продукции. 2. Развитие конкуренции на рынках подрядных работ В структуре производства валового внутреннего продукта экономики России доля строительства составляет около 8 процентов. Рынок подрядных работ изначально формировался в соответствии со Схемой размещения производительных сил с ориентацией на решение задач развития соответствующего региона. В результате федеральный рынок под- рядных работ представляет собой совокупность региональных рынков. В ходе проводимых в строительном комплексе преобразований число подрядных организаций продолжает увеличиваться и на начало 1994 года составило 71 тысячу ( против 68 тысяч по состоянию на 1 января 1992 года ) с численностью работающих 4,3 млн. человек. В ходе приватизации происходит разукрупнение строительных организаций, выделение из их состава отдельных подразделений, способных производить готовую строи- тельную продукцию. Кроме того, на подрядный рынок постепенно выходят новые, в основном малые негосударственные организации. Их количество к настоящему времени достигло 49 тысяч. В 1993 году строительными организациями всех форм собственности выполнены работы в объеме 15,5 трлн. рублей. При этом государственными организациями освоено 32 процента общего объема подрядных работ, орга- низациями смешанной формы собственности - 44 процента, частными - 21 процент. В результате общего экономического кризиса масштабы капитального строительства за последние годы резко сократились. Объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования в 1993 году уменьшился по сравнению с 1990 годом на 57 процентов. В условиях продолжающегося спада инвестиционной активности сум- марная мощность подрядных организаций существенно превысила плате- жеспособный спрос. Как в целом по РФ, так и по отдельным регионам за- казчики не испытывают затруднений в выборе подрядчика. Отдельные проявления монополизма могут иметь место на местных рынках в связи с узкой специализацией отдельных подрядных организаций. Учитывая локальный характер таких монополий, меры по их устранению, согласованные по объектам федеральной собственности с Минстроем России, должны предусматриваться в соответствующих региональных прог- раммах демонополизации. При этом в качестве товара ( строительной про- дукции ) следует рассматривать вид специализированных строительно-мон- тажных работ или услуг ( например, земляные, монтажные, санитарно-тех- нические, отделочные работы, услуги автотранспортных предприятий и т.д. ). В то же время, если по объемам строительно-монтажных работ под- рядный рынок в настоящее время в целом удовлетворяет потребности ин- весторов, то по показателям качества работ и услуг, срокам выполнения работ, мобильности многие подрядные организации не отвечают требовани- ям потребителя и не выдерживают конкуренции с иностранными фирмами, получившими свободный доступ на российский рынок. Процесс формирования полноценного рынка подрядных работ в нынеш- них экономических условиях требует государственного регулирования и поддержки. Главной задачей на ближайший период является содействие развитию конкуренции, повышению конкурентоспособности строительных организаций. В этих целях в 1994-1995 годах предусматривается : продолжить совершенствование структуры подрядного рынка в ходе приватизации ; разработать и реализовать программу поддержки малого предпринима- тельства в строительстве ; содействовать привлечению на российский рынок частных, в том числе иностранных подрядчиков ; обеспечить государственную поддержку в модернизации и переоснаще- нии производственной базы подрядных организаций, насыщении строитель- ного рынка современной строительной техникой, машинами, механизмами, инструментом, новыми эффективными строительными материалами и конструкциями ; осуществлять разумные протекционистские меры в отношении отчест- венных подрядчиков при проведении подрядных торгов с участием иност- ранных фирм ; содействовать формированию инфраструктуры подрядного рынка, соз- данию лизинговых, инжиниринговых, консалтинговых и других фирм, обслу- живающих строительные организации ; совершенствовать систему управления качеством строительной про- дукции, в том числе путем усиления государственной архитектурно-строи- тельного надзора и лицензирования строительной деятельности. Учитывая, что эффективность формирования конкурентной среды на подрядном рынке напрямую связана с нормализацией положения дел в ин- вестиционной сфере, Программой предусматриваются некоторые меры по ак- тивизации инвестиционной деятельности. 3. Развитие рынков строительных материалов Промышленность строительных материалов охватывает более 20 подот- раслей и производств и имеет в своем составе свыше 14 тыс. предприятий с численностью промышленно-производственного персонала около 1,6 млн. человек. Удельный вес продукции в общем объеме промышленности РФ в 1993 году составил около 3,3 процента. Производственный потенциал промышленности строительных материалов создавался для удовлетворения потребностей различных отраслей народно- го хозяйства России и имел общероссийское значение. В последние годы в промышленности строительных материалов из-за значительного роста цен на сырье, энергоресурсы, продукцию машиностро- ения, снижения инвестиционной активности произошел спад производства основных видов продукции, что объективно отражает сокращение плате- жеспособного спроса на нее. Коэффициент использования производственных мощностей составляет по производству цемента 40 процентов, стекла - 52 процента, стеновых материалов - 58 процентов, сборного железобетона - 54 процента, мягких кровельных материалов - 28 процентов, строительной керамики - 59 про- центов, санитарно-технических изделий - 52 процента, асбестоцементных изделий - 38 процентов. Кроме того, резкое увеличение транспортных тарифов сделало некон- курентоспособными большинство видов строительных материалов, произво- димых различными предприятиями в разных регионах России. В результате произошло сужение географических границ товарных рынков. Федеральный рынок, в том виде как он формировался, практически распался. В этих условиях, при незагруженности мощностей предприятий и объ- ективном сужении границ рынков, меры по устранению отдельных проявле- ний монополизма должны предусматриваться в региональных программах де- монополизации. При этом проекты демонополизации временных монополий федерального уровня на данном этапе подлежат согласованию с Минстроем России. По мере стабилизации в инвестиционной сфере уровень спроса на продукцию отрасли будет восстанавливаться, однако в условиях нарастаю- щей конкуренции требования к ее ассортименту и качеству существенно ужесточаются. Основными приоритетными направлениями развития рынков строитель- ных материалов являются : в производстве цемента - расширение ассортимента и внедрение энергосберегающих технологий. Действующие на российском рынке предпри- ятия по производству цемента в состоянии практически полностью удов- летворить потребности строителей отрасли. Некоторое увеличение мощ- ностей по производству цемента предусматривается для нормализации ре- гиональных рынков в Кемеровской, Читинской областях и Республике Тыва. Одновременно планируется развитие производства альтернативных цементу вяжущих материалов за счет ввода в действие в 1994 - 1995 годах новых мощностей по производству извести и гипса, а также увеличения выпуска сухих смесей и низкомарочных цементов ; в производстве стеновых материалов - расширение номенклатуры мел- коштучных изделий на основе керамики, гипса и бетона, стимулирование создания производств малой и средней мощности. В связи с изменением структуры капитальных вложений в пользу объектов социального назначе- ния и ориентации в жилищном строительстве на увеличение объемов малоэ- тажного строительства в 1994 -1995 годах предусматривается ввод новых мощностей по производству ячеистых блоков, керамического и силикатного кирпича ; в производстве асбеста и асбестоцементных изделий - совершенство- вание производства и расширение ассортимента мелкоразмерных волнистых кровельных материалов и других цементно-волокнистых изделий для инди- видуального строительства ; в производстве кровельных и гидроизоляционных материалов - орга- низация производства кровельных элементов повышенной долговечности ; в производстве строительной керамики - внедрение нового эффектив- ного технологического оборудования и технологий с использованием оте- чественного сырья, расширения ассортимента, улучшения качества и ди- зайна продукции ; в производстве теплоизоляционных материалов - расширение номенк- латуры теплоизоляционных материалов на основе базальтов, вермикулитов, доломитов, гипса, увеличение объемов производства несгораемых и не- токсических утеплителей ; в стекольной промышленности - организация производства новых ви- дов стекол с заданными теплотехническими и оптическими свойствами, со- вершенствование технологий производства стекла ; в производстве санитарно-технического оборудования - переход к ресурсо- и энергосберегающим конструкциям изделий улучшенного дизайна, создание автономных систем отопления, водоснабжения и биохимической очистки канализации. Особое внимание будет уделено развитию сырьевой базы. Напряженная ситуация складывается на рынке огнеупоров. Потреб- ность в конструкционных и теплоизоляционных огнеупорных материалах продолжает расти и в ближайшие годы не может быть полностью удовлетво- рена, так как отсутствуют освоенные месторождения магнезиального сырья не только в России, но и в ближнем зарубежье. В 1994 - 1995 годах предполагается вовлечь в эксплуатацию новые месторождения магнезитов и оливинитов в Иркутской и Мурманской областях. Государственная поддержка необходима также для развития отечест- венной сырьевой базы тугоплавких глин и каолинов, используемых как в производстве строительной керамики, так и в электротехнической, легкой и других отраслях промышленности, что позволяет создать дополнительную конкурентную среду для действующих сырьевых предприятий. Важным элементом системы мер по повышению конкурентоспособности продукции отрасли станет введение ее сертификации. Сертификация в строительстве будет осуществляться как добровольная, за исключением тех случаев, когда действующим законодательством установлена обяза- тельная сертификация. На ряду с реализацией мероприятий по повышению конкурентоспособ- ности отечественных производителей строительных материалов и изделий, должен быть задействован комплекс мер по совершенствованию структуры товарных рынков, в том числе : увеличение числа поставщиков и объема поставок продукции путем импорта из-за рубежа или другого региона ; устранение барьеров для выхода на рынок ( снижение транспортных и таможенных тарифов, предоставление льгот по налогообложению, ликви- дация межрегиональных барьеров для движения товаров, информационное обеспечение и др. ) ; приватизация действующих предприятий и создание юридических лиц на базе их структурных подразделений при условии сохранения основно- гоьпроизводства и наличия спроса на эту продукцию ; развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков продукцией ; включение продукции монопольных предприятий в рыночные системы реализации на конкурентных рынках, в том числе зарубежных ; реализация продукции путем организации торгов, аукционов ; информирование покупателей о ценах на товары в других регионах. 4. Развитие конкуренции на рынках научно-технической и проектной продукции На территории РФ на начало 1992 года функционировали около 200 научно-исследовательских организаций, а также 3,1 тыс. организаций, осуществляющих проектирование, инженерные изыскания и другие услуги для капитального строительства. 178 научно-исследовательских, проектных и изыскательских органи- заций, находящихся в сфере ведения министерства, наделены головными функциями в области строительства, стандартизации и нормирования. Они в основном и составляют научно-технический потенциал строительного комплекса. В ходе приватизации из состава научно-исследовательских и проект- ных организаций выделяются в самостоятельные с правами юридических лиц структурные подразделения. В настоящее время приватизировано около по- ловины всех организаций. Создаются малые инновационные предприятия, инжиниринговые центры. Данные статистические отчетности и экспертных оценок свидетельст- вуют о происходящих в процессе становления рыночных отношений, либера- лизации цен на научную и проектную продукцию, значительных структурных преобразований существующей сети значительных структурных преобразова- ниях существующей сети научно=исследовательских, проектных и изыска- тельских организаций, неразрывно связанных с положением дел в капи- тельном строительстве, вызванным устойчивой тенденцией снижения объ- емов капитальных вложений. Общий объем научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, выполненный собственными силами организаций различных форм собственности, в сопоставимых ценах сократился примерно вдвое. Начиная с 1990 года происходило нарастающими темпами сокращение численности работников организаций практически всех форм собствен- ности, среднесписочная численность сократилась примерно на 40 процен- тов. Специфической особенностью научно-проектного комплекса является традиционно низкая норма прибыли по сравнению с отраслями материально- го производства, что является одной из причин отставания темпов роста оплаты труда в этой сфере, замедления темпов развития негосударствен- ных организационно-правовых форм деятельности. В связи с падением ин- вестиционной активности, прежде всего в промышленных отраслях, в наи- более сложном положении оказались специализированные проектные органи- зации, обеспечивающие разработку проектной документации на строи- тельство объектов производственного узкоотраслевого назначения. В процессе становления рынка научно0исследовательских, проектных и изыскательских работ и услуг произошло существенное изменение задач и функциональных связей организаций, расширение сферы их деятельности. Проектные организации в новых условиях все больше выступают в ка- честве консалтинговых фирм, привлекаются заказчиками ( инвесторами ), страховыми конторами, банками для проведения прединвестиционных иссле- дований, выступают в роли менеджеров инвестиционных проектов и прини- мают на себя на договорной основе выполнение задач, традиционно вхо- дивших в функции заказчика. Изыскательские организации наряду с проведением комплексных инже- нерных изысканий для строительства все чаще привлекаются для реализа- ции региональных программ, связанных с комплексным развитием террито- рий, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, мониторингом опасных процессов, проведением экологических исследований, ведением Земельного кадастра. Снижение платежеспособного спроса на научно-исследовательскую и проектную продукцию и, как следствие, незагруженность разрабатывающих ее организаций, привело к деформации сформировавшегося рынка этой про- дукции, распаду федерального рынка на региональные. В этих условиях меры по устранению отдельных проявлений монопо- лизма организациями-разработчиками научно-технической и проектной про- дукции, учитывая специализацию научных и проектных организаций, должны предусматриваться в региональных программах демонополизации. В целях развития конкуренции, повышения конкурентоспособности на- учно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских организаций в 1994-1995 годах предусматривается : создание юридических лиц на базе структурных подразделений в ходе приватизации ; содействие становлению рыночных структур с различными формами собственности, реализации продукции на торгах, аукционах ; воссоздание фонда проектной продукции массового применения на принципиально новой методологической основе с первоочередным проектным обеспечением малого и среднего предпринимательства ; создание нормативной базы и содействие организации центров серти- фикаци проектной продукции и материалов инженерных изысканий ; продолжение лицензирования проектной и изыскательской деятель- ности ; подготовка предложений к проектам законодательных актов РФ и в первую очередь об интеллектуальной собственности и о государственной научно-технической политике, а также разработка комплекта норматив- но-методических документов по классификации, инвентаризации, порядку пользования архивными фондами научно-исследовательских, проектных и изыскательских организаций ; уточнение сети на научно-исследовательских и проектных организа- ций, осуществляющих головные функции федерального уровня для принятия мер по предупреждению монопольных проявлений. 5. Финансовое обеспечение Программы Финансирование предусматриваемых настоящей Программой мероприятий по демонополизации и развитию конкуренции предполагается осуществлять в рамках государственных программ приватизации, поддержки малого предпринимательства, конверсии, структурной перестройки экономики и других. При этом за счет средств государственного бюджета могут финанси- роваться мероприятия по развитию рынков продукции, определяющей жизне- деятельность строительного комплекса России в целом, а также науч- но-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в этой об- ласти. Часть мероприятий может быть профинансирована за счет госу- дарственных инвестиционных кредитов, в том числе завершение строи- тельства предприятий, продукция которых необходима для реализации программы " Жилище ". Кредитование развития этих производств позволит в короткие сроки насытить рынок широким ассортиментом как массовых от- носительно дешевых, так и дорогих высококачественных материалов, изде- лий и конструкций. Выделение государственных инвестиционных кредитов необходимо так- же на развитие производства машиностроительной продукции, так как де- фицит оборудования является сдерживающим фактором увеличения выпуска эффективных строительных материалов. Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование науч- но-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработке новых и со- вершенствованию применяемых технологий, мероприятий по повышению тех- нического уровня продукции, работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции. Организация производства массовых видов местных строительных ма- териалов из имеющегося в регионах сырья по относительно простым техно- логиям будет осуществляться за счет собственных средств предприятий, местных бюджетов, частных, в том числе иностранных инвестиций. Собственные средства предприятий будут направляться на техни- ческое перевооружение и расширение действующих производств, организа- цию производства новых конкурентоспособных видов продукции, пользую- щихся спросом на строительном рынке ( цемент, стеновые, кровельные ма- териалы и др. ). Частные вложения капитала следует ожидать в производства с быст- рыми сроками окупаемости ( цементно-песчаная черепица, столярные изде- лия, деревообработка и др. ), в новые технологии по производству про- дукции, соответствующей требованиям мировых стандартов ( современные кровельные материалы, новые виды герметиков, клеев, высококачественные огнеупорные материалы и др. ), а также в организацию производства про- дукции, пользующейся спросом на мировом рынке. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Программе демонополизации и развития конкуренции на рынках продукции строительного комплекса на 1994-1995 годы ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ СУБЪЕКТАМИ ВРЕМЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ *) -----T----------------------T-----------------T----------T----------¬ ¦ N ¦Наименование ¦ Наименование ¦ Объем ¦ Удельный ¦ ¦ п/п¦и местонахождение ¦ продукции ¦ про-ва ¦ вес про- ¦ ¦ ¦предприятий ¦ ¦ в 1993 г.¦ дукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в общем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ V про-ва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по РФ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 1. ¦АО"Ураласбест"г.Асбест¦асбест ¦456424 т ¦ 54% ¦ ¦ ¦Свердловской области ¦хризотиловый ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 2. ¦АО"Оренбургасбест" ¦асбест ¦343280 т ¦ 41% ¦ ¦ ¦г.Ясный Оренбургской ¦хризолитовый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 3. ¦Государственное ¦природный ¦10 тыс.т ¦ 100% ¦ ¦ ¦предприятие ¦графитовый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦" Красноярскграфит " ¦порошок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г.Заозерный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Красноярского края ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 4. ¦Горно-обогатительный ¦слюда мусковит ¦100 т ¦ 60% ¦ ¦ ¦комбинат "Мамслюда" ¦промсырец ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пос. Мама Иркутской ¦сырье для бумаг ¦5 тыс.т ¦ 70% ¦ ¦ ¦области ¦и помола ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 5. ¦АО "Борский стекольный¦спецстекло ¦24,5 млн. ¦ 50% ¦ ¦ ¦завод" г.Бор-3 ¦ ¦кв.м ¦ ¦ ¦ ¦Нижегородской области ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 6. ¦АО "Саратовский завод ¦стекло ¦4,5 млн. ¦ 55% ¦ ¦ ¦технического стекла" ¦полированное и ¦кв.м ¦ ¦ ¦ ¦г.Саратов ¦витражное ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 7. ¦АО"Старьстекло" ¦автостекло - ¦4,6 млн. ¦ 65% ¦ ¦ ¦пос. Старь ¦рассеиватели, ¦кв.м ¦ ¦ ¦ ¦Брянской области ¦сигнальное стекло¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т.п. ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 8. ¦АО"Салаватстекло", ¦стекло ¦16,0 млн. ¦ 45% ¦ ¦ ¦г.Салават,Республика ¦полированное ¦кв.м ¦ ¦ ¦ ¦Башкортостан ¦стеклопакеты ¦1000 тыс. ¦ 47% ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 9. ¦Арендное производствен¦графит ¦7 тыс.т ¦ 100% ¦ ¦ ¦ное объединение ¦обогащенный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Уралграфитвермикулит"¦вермикулит ¦20 тыс.т ¦ 70% ¦ ¦ ¦г.Кыштым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Челябинской области ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 10.¦ПО"Волгоцеммаш" ¦вращающиеся ¦4 шт. ¦ 80% ¦ ¦ ¦г.Тольятти ¦цементные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Самарской области ¦печи ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 11.¦Государственный ¦научно-техничес- ¦324,0 ¦ 90-100% ¦ ¦ ¦научно-исследовательс-¦кая продукция в ¦млн.руб ¦ ¦ ¦ ¦кий центр ¦области теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦" Строительство " ¦сооружений,сейс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г.Москва ¦мостойкости и ог-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нестойкости зда- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ний и сооружений ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 12.¦Научно-исследовательс-¦научно- ¦338,8 ¦ 80% ¦ ¦ ¦кий,проектно-конструк-¦техническая ¦млн.руб ¦ ¦ ¦ ¦торский и технологи- ¦продукция в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческий институт бетона¦области теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и железобетона ¦бетона и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(НИИЖБ), г.Москва ¦железобетона ¦ ¦ ¦ +----+----------------------+-----------------+----------+----------+ ¦ 13.¦Научно-исследовательс-¦научно- ¦225,3 ¦ 90% ¦ ¦ ¦кий и конструкторско- ¦техническая ¦млн.руб ¦ ¦ ¦ ¦технологический инсти-¦продукция в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тут водоснабжения,ка- ¦области теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нализации,гидротехни- ¦водоснабжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих сооружений и ¦канализации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инженерной гидрогеоло-¦дренирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гии (НИИ ВОДГЕО) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г.Москва ¦ ¦ ¦ ¦ L----+----------------------+-----------------+----------+----------- *) Хозяйствующие субъекты, перечисленные в приложении, не злоупотреб- ляют занимаемым или доминирующим положением. Уровень цен на их продук- цию сопоставим с ценами на аналогичную продукцию других производите- лей-поставщиков, действующих на общероссийском рынке. Платежеспособный спрос на продукцию удовлетворяется полностью. Производственные мощности этих предприятий недоиспользуются. В связи с изложенным специальных мер по демонополизации указанных временных монополий на данный период не требуется. За из деятельностью устанавливается наблюдение. |