ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА 1994-1995 ГОДЫ. Распоряжение. Правительство РФ. 08.09.94 1456-Р

                 ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
                   КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ПРОДУКЦИИ
                      СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА
                           1994 - 1995 ГОДЫ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          8 сентября 1994 г.

                               N 1456-р

                             ( ЭЖ 94-40 )



                          1. Общие положения
     Программа демонополизации и развития конкуренции на  рынках  про-
дукции строительного комплекса на 1994 - 1995 годы ( далее - Программа
) разработана на основе положений Государственной программы  демонопо-
лизации экономики  РФ ( основные направления и первоочередные меры ) и
является ее неотъемлимой частью.
     1.1. Процесс  демонополизации  в строительном комплексе рассчитан
на долгосрочную перспективу и предполагает ежегодное уточнение целей и
авторитетов.
     1.2. Настоящая Программа устанавливает цели приоритеты  демонопо-
лизации на  1994 - 1995 годы на основе анализа структуры товарных рын-
ков по продукции строительного комплекса, уровня и форм проявления от-
раслевого монополизма.
     1.3. Основной целью Программы является создание условий для  фор-
мирования конкурентной  среды  на  товарных  рынках  РФ по приоритеным
группам товаров ( работ, услуг ) строительного комплекса.
     1.4. Для достижения поставленной цели приняты следующие направле-
ния демонополизации и развития конкуренции в строительном комплексе :
     реализация антимонопольных  мер при приватизации в соответствии с
Государственной программой приватизации государственных и  муниципаль-
ных предприятий в РФ и постановлением Совета Министров - Правительства
РФ от 11 августа 1993 г. N 763 ;
     реализация комплекса первоочередных мер по развитию малого предп-
ринимательства в РФ,  утвержденного постановлением Совета Министров  -
Правительства РФ от 11 мая 1993 г. N 446 ;
     реализация в рамках принятой Госстроем России по  согласованию  с
Минфином России  и Минэкономики России Программы " Структурная перест-
ройка базы строительной индустрии и промышленности строительных  мате-
риалов в  условиях  перехода  к рынку " мероприятий по развитию произ-
водства материалов и конструкций, пользующихся повышенным спросом ;
     развитие и  распространение  практики проведения подрядных торгов
на строительство объектов, производство строительно-монтажных, проект-
ных, изыскательских  и  других видов работ,  обеспечение равноправного
участия в торгах отечественных и иностранных подрядчиков ;
     совершенствование лицензирования строительной,  научной и проект-
ной деятельности,  сертификации продукции, государственного надзора за
качеством и организационно-правовым порядком строительства как инстру-
ментов защиты прав потребителей и выравнивания условий  функционирова-
ния предприятий и организаций на строительном рынке ;
     реализация проектов демонополизации  предприятий  и  организаций,
являющихся временными монополистами на соответствующих рынках ;
     организация информационного обеспечения осуществляемых  мероприя-
тий по  демонополизации и развитию конкуренции в отрасли с использова-
нием отраслевой печати и других изданий.
     1.5. Строительный  комплекс  представляет собой совокупность под-
рядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов
и строительной индустрии,  механизации, транспорта, проектных, изыска-
тельских, научно-исследовательских и ряда других организаций,  что оп-
ределяет его  многоотраслевую структуру и широкую номенклатуру проиво-
димой продукции ( работ, услуг ).
     В качестве  приоритетов первого этапа демонополизации в настоящей
Программе рассмотрены рынки подрядных работ,  некоторых  видов  строи-
тельных материалов, научно-технической и проектной продукции.


          2. Развитие конкуренции на рынках подрядных работ
     В структуре  производства валового внутреннего продукта экономики
России доля строительства составляет около 8 процентов.
     Рынок подрядных  работ  изначально формировался в соответствии со
Схемой размещения производительных сил с ориентацией на решение  задач
развития соответствующего региона. В результате федеральный рынок под-
рядных работ представляет собой совокупность региональных рынков.
     В ходе  проводимых  в строительном комплексе преобразований число
подрядных организаций продолжает увеличиваться и на начало  1994  года
составило 71  тысячу  (  против 68 тысяч по состоянию на 1 января 1992
года ) с численностью работающих 4,3 млн. человек. В ходе приватизации
происходит разукрупнение  строительных  организаций,  выделение  из их
состава отдельных подразделений,  способных производить готовую строи-
тельную продукцию.  Кроме того,  на подрядный рынок постепенно выходят
новые, в основном малые негосударственные организации. Их количество к
настоящему времени достигло 49 тысяч.
     В 1993 году строительными организациями всех  форм  собственности
выполнены работы в объеме 15,5 трлн. рублей. При этом государственными
организациями освоено 32 процента общего объема подрядных работ, орга-
низациями смешанной  формы собственности - 44 процента,  частными - 21
процент.
     В результате  общего экономического кризиса масштабы капитального
строительства за последние годы резко сократились.  Объем  капитальных
вложений за счет всех источников финансирования в 1993 году уменьшился
по сравнению с 1990 годом на 57 процентов.
     В условиях  продолжающегося  спада инвестиционной активности сум-
марная мощность подрядных  организаций  существенно  превысила  плате-
жеспособный спрос.  Как в целом по РФ, так и по отдельным регионам за-
казчики не испытывают затруднений в выборе подрядчика.
     Отдельные проявления  монополизма  могут  иметь  место на местных
рынках в связи с узкой специализацией отдельных подрядных организаций.
Учитывая локальный  характер  таких монополий,  меры по их устранению,
согласованные по  объектам  федеральной  собственности   с   Минстроем
России, должны  предусматриваться в соответствующих региональных прог-
раммах демонополизации. При этом в качестве товара ( строительной про-
дукции ) следует рассматривать вид специализированных строительно-мон-
тажных работ или услуг ( например, земляные, монтажные, санитарно-тех-
нические, отделочные  работы,  услуги  автотранспортных  предприятий и
т.д. ).
     В то  же время,  если по объемам строительно-монтажных работ под-
рядный рынок в настоящее время в целом удовлетворяет  потребности  ин-
весторов, то по показателям качества работ и услуг,  срокам выполнения
работ, мобильности многие подрядные организации не отвечают требовани-
ям потребителя  и  не  выдерживают конкуренции с иностранными фирмами,
получившими свободный доступ на российский рынок.
     Процесс формирования  полноценного рынка подрядных работ в нынеш-
них экономических условиях требует  государственного  регулирования  и
поддержки.
     Главной задачей на ближайший период является содействие  развитию
конкуренции, повышению конкурентоспособности строительных организаций.
     В этих целях в 1994-1995 годах предусматривается :
     продолжить совершенствование  структуры  подрядного  рынка в ходе
приватизации ;
     разработать и реализовать программу поддержки малого предпринима-
тельства в строительстве ;
     содействовать привлечению  на  российский  рынок  частных,  в том
числе иностранных подрядчиков ;
     обеспечить государственную поддержку в модернизации и переоснаще-
нии производственной базы подрядных организаций,  насыщении строитель-
ного рынка современной строительной техникой,  машинами,  механизмами,
инструментом, новыми   эффективными   строительными   материалами    и
конструкциями ;
     осуществлять разумные протекционистские меры в отношении  отчест-
венных подрядчиков  при  проведении подрядных торгов с участием иност-
ранных фирм ;
     содействовать формированию инфраструктуры подрядного рынка,  соз-
данию лизинговых, инжиниринговых, консалтинговых и других фирм, обслу-
живающих строительные организации ;
     совершенствовать систему управления качеством  строительной  про-
дукции, в том числе путем усиления государственной архитектурно-строи-
тельного надзора и лицензирования строительной деятельности.
     Учитывая, что  эффективность  формирования  конкурентной среды на
подрядном рынке напрямую связана с нормализацией положения дел  в  ин-
вестиционной сфере, Программой предусматриваются некоторые меры по ак-
тивизации инвестиционной деятельности.


              3. Развитие рынков строительных материалов
     Промышленность строительных материалов охватывает более 20 подот-
раслей и производств и имеет в своем составе свыше 14 тыс. предприятий
с численностью промышленно-производственного персонала около 1,6  млн.
человек. Удельный  вес  продукции  в  общем объеме промышленности РФ в
1993 году составил около 3,3 процента.
     Производственный потенциал промышленности строительных материалов
создавался для удовлетворения потребностей различных отраслей народно-
го хозяйства России и имел общероссийское значение.
     В последние годы в промышленности строительных  материалов  из-за
значительного роста цен на сырье, энергоресурсы, продукцию машиностро-
ения, снижения инвестиционной активности произошел  спад  производства
основных видов  продукции,  что  объективно отражает сокращение плате-
жеспособного спроса на нее.
     Коэффициент использования  производственных  мощностей составляет
по производству цемента 40 процентов,  стекла - 52 процента,  стеновых
материалов - 58 процентов, сборного железобетона - 54 процента, мягких
кровельных материалов - 28 процентов,  строительной керамики - 59 про-
центов, санитарно-технических изделий - 52 процента,  асбестоцементных
изделий - 38 процентов.
     Кроме того, резкое увеличение транспортных тарифов сделало некон-
курентоспособными большинство видов строительных материалов,  произво-
димых различными предприятиями в разных регионах России.  В результате
произошло сужение географических границ товарных  рынков.  Федеральный
рынок, в том виде как он формировался, практически распался.
     В этих условиях, при незагруженности мощностей предприятий и объ-
ективном сужении границ рынков,  меры по устранению отдельных проявле-
ний монополизма должны предусматриваться в региональных программах де-
монополизации. При  этом  проекты  демонополизации временных монополий
федерального уровня на данном этапе подлежат согласованию с  Минстроем
России.
     По мере стабилизации в инвестиционной  сфере  уровень  спроса  на
продукцию отрасли будет восстанавливаться, однако в условиях нарастаю-
щей конкуренции требования к ее ассортименту  и  качеству  существенно
ужесточаются.
     Основными приоритетными направлениями развития рынков  строитель-
ных материалов являются :
     в производстве цемента  -  расширение  ассортимента  и  внедрение
энергосберегающих технологий. Действующие на российском рынке предпри-
ятия по производству цемента в состоянии практически  полностью  удов-
летворить потребности  строителей  отрасли.  Некоторое увеличение мощ-
ностей по производству цемента предусматривается для нормализации  ре-
гиональных рынков в Кемеровской, Читинской областях и Республике Тыва.
Одновременно планируется развитие производства альтернативных  цементу
вяжущих материалов  за счет ввода в действие в 1994 - 1995 годах новых
мощностей по производству извести и гипса,  а также увеличения выпуска
сухих смесей и низкомарочных цементов ;
     в производстве стеновых материалов - расширение номенклатуры мел-
коштучных изделий на основе керамики,  гипса и бетона,  стимулирование
создания производств малой и средней мощности.  В связи  с  изменением
структуры капитальных  вложений в пользу объектов социального назначе-
ния и ориентации в жилищном строительстве на увеличение объемов малоэ-
тажного строительства  в 1994 -1995 годах предусматривается ввод новых
мощностей по производству ячеистых блоков, керамического и силикатного
кирпича ;
     в производстве асбеста и асбестоцементных изделий - совершенство-
вание производства  и расширение ассортимента мелкоразмерных волнистых
кровельных материалов и других цементно-волокнистых изделий для  инди-
видуального строительства ;
     в производстве кровельных и гидроизоляционных материалов -  орга-
низация производства кровельных элементов  повышенной долговечности ;
     в производстве строительной керамики - внедрение нового эффектив-
ного технологического  оборудования и технологий с использованием оте-
чественного сырья,  расширения ассортимента,  улучшения качества и ди-
зайна продукции ;
     в производстве теплоизоляционных материалов - расширение  номенк-
латуры теплоизоляционных материалов на основе базальтов, вермикулитов,
доломитов, гипса,  увеличение объемов производства несгораемых  и  не-
токсических утеплителей ;
     в стекольной промышленности - организация производства новых  ви-
дов стекол с заданными теплотехническими и оптическими свойствами, со-
вершенствование технологий производства стекла ;
     в производстве  санитарно-технического  оборудования  - переход к
ресурсо- и энергосберегающим конструкциям изделий улучшенного дизайна,
создание автономных  систем  отопления,  водоснабжения и биохимической
очистки канализации.
     Особое внимание будет уделено развитию сырьевой базы.
     Напряженная ситуация складывается на  рынке  огнеупоров.  Потреб-
ность в  конструкционных  и  теплоизоляционных  огнеупорных материалах
продолжает расти и в ближайшие годы не может быть полностью удовлетво-
рена, так как отсутствуют освоенные месторождения магнезиального сырья
не только в России,  но и в ближнем зарубежье.  В 1994  -  1995  годах
предполагается вовлечь в эксплуатацию новые месторождения магнезитов и
оливинитов в Иркутской и Мурманской областях.
     Государственная поддержка  необходима также для развития отечест-
венной сырьевой базы тугоплавких глин и каолинов,  используемых как  в
производстве строительной керамики, так и в электротехнической, легкой
и других отраслях промышленности, что позволяет создать дополнительную
конкурентную среду для действующих сырьевых предприятий.
     Важным элементом системы мер по  повышению  конкурентоспособности
продукции отрасли  станет  введение  ее  сертификации.  Сертификация в
строительстве будет осуществляться как  добровольная,  за  исключением
тех случаев,  когда  действующим  законодательством установлена обяза-
тельная сертификация.
     На ряду  с реализацией мероприятий по повышению конкурентоспособ-
ности отечественных производителей строительных материалов и  изделий,
должен быть  задействован  комплекс мер по совершенствованию структуры
товарных рынков, в том числе :
     увеличение числа  поставщиков  и  объема поставок продукции путем
импорта из-за рубежа или другого региона ;
     устранение барьеров  для выхода на рынок ( снижение транспортных
и таможенных тарифов,  предоставление льгот по налогообложению, ликви-
дация межрегиональных  барьеров  для движения товаров,  информационное
обеспечение и др. ) ;
     приватизация действующих  предприятий  и создание юридических лиц
на базе их структурных подразделений при условии  сохранения  основно-
гоьпроизводства и наличия спроса на эту продукцию ;
     развитие предпринимательства и  создание  малых  предприятий  для
насыщения рынков продукцией ;
     включение продукции монопольных предприятий  в  рыночные  системы
реализации на конкурентных рынках, в том числе зарубежных ;
     реализация продукции путем организации торгов, аукционов ;
     информирование покупателей о ценах на товары в других регионах.


         4. Развитие конкуренции на рынках научно-технической
                        и проектной продукции
     На территории РФ на начало 1992 года  функционировали  около  200
научно-исследовательских организаций,  а  также 3,1 тыс.  организаций,
осуществляющих проектирование,  инженерные изыскания и  другие  услуги
для капитального строительства.
     178 научно-исследовательских,  проектных и изыскательских органи-
заций, находящихся  в  сфере ведения министерства,  наделены головными
функциями в области строительства,  стандартизации и нормирования. Они
в основном  и  составляют  научно-технический  потенциал строительного
комплекса.
     В ходе приватизации из состава научно-исследовательских и проект-
ных организаций выделяются в самостоятельные с правами юридических лиц
структурные подразделения. В настоящее время приватизировано около по-
ловины всех организаций.  Создаются малые  инновационные  предприятия,
инжиниринговые центры.
     Данные статистические отчетности и экспертных оценок свидетельст-
вуют о происходящих в процессе становления рыночных отношений, либера-
лизации цен на научную и проектную продукцию, значительных структурных
преобразований существующей сети значительных структурных преобразова-
ниях существующей сети научно=исследовательских,  проектных и  изыска-
тельских организаций,  неразрывно  связанных  с положением дел в капи-
тельном строительстве,  вызванным устойчивой тенденцией снижения  объ-
емов капитальных вложений.
     Общий объем  научно-исследовательских  и  проектно-изыскательских
работ, выполненный  собственными  силами  организаций  различных  форм
собственности, в сопоставимых ценах сократился примерно вдвое.
     Начиная с  1990  года происходило нарастающими темпами сокращение
численности работников организаций  практически  всех  форм  собствен-
ности, среднесписочная  численность сократилась примерно на 40 процен-
тов.
     Специфической особенностью  научно-проектного  комплекса является
традиционно низкая норма прибыли по сравнению с отраслями материально-
го производства,  что является одной из причин отставания темпов роста
оплаты труда в этой сфере,  замедления темпов развития негосударствен-
ных организационно-правовых форм деятельности.  В связи с падением ин-
вестиционной активности,  прежде всего в промышленных отраслях, в наи-
более сложном положении оказались специализированные проектные органи-
зации, обеспечивающие  разработку  проектной  документации  на  строи-
тельство объектов производственного узкоотраслевого назначения.
     В процессе становления рынка научно0исследовательских,  проектных
и изыскательских  работ и услуг произошло существенное изменение задач
и функциональных связей организаций, расширение сферы их деятельности.
     Проектные организации в новых условиях все больше выступают в ка-
честве консалтинговых фирм,  привлекаются заказчиками ( инвесторами ),
страховыми конторами, банками для проведения прединвестиционных иссле-
дований, выступают в роли менеджеров инвестиционных проектов и  прини-
мают на  себя на договорной основе выполнение задач,  традиционно вхо-
дивших в функции заказчика.
     Изыскательские организации наряду с проведением комплексных инже-
нерных изысканий для строительства все чаще привлекаются для  реализа-
ции региональных программ,  связанных с комплексным развитием террито-
рий, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, мониторингом
опасных процессов,  проведением  экологических исследований,  ведением
Земельного кадастра.
     Снижение платежеспособного  спроса  на научно-исследовательскую и
проектную продукцию и,  как следствие, незагруженность разрабатывающих
ее организаций, привело к деформации сформировавшегося рынка этой про-
дукции, распаду федерального рынка на региональные.
     В этих  условиях  меры по устранению отдельных проявлений монопо-
лизма организациями-разработчиками научно-технической и проектной про-
дукции, учитывая специализацию научных и проектных организаций, должны
предусматриваться в региональных программах демонополизации.
     В целях развития конкуренции, повышения конкурентоспособности на-
учно-исследовательских, проектных,  конструкторских  и  изыскательских
организаций в 1994-1995 годах предусматривается :
     создание юридических лиц на базе структурных подразделений в ходе
приватизации ;
     содействие становлению рыночных  структур  с  различными  формами
собственности, реализации продукции на торгах, аукционах ;
     воссоздание фонда проектной  продукции  массового  применения  на
принципиально новой методологической основе с первоочередным проектным
обеспечением малого и среднего предпринимательства ;
     создание нормативной базы и содействие организации центров серти-
фикаци проектной продукции и материалов инженерных изысканий ;
     продолжение лицензирования  проектной  и  изыскательской деятель-
ности ;
     подготовка предложений  к  проектам  законодательных актов РФ и в
первую очередь об интеллектуальной собственности и  о  государственной
научно-технической политике,  а  также  разработка комплекта норматив-
но-методических документов по классификации,  инвентаризации,  порядку
пользования архивными  фондами  научно-исследовательских,  проектных и
изыскательских организаций ;
     уточнение сети  на научно-исследовательских и проектных организа-
ций, осуществляющих головные функции федерального уровня для  принятия
мер по предупреждению монопольных проявлений.

                 5. Финансовое обеспечение Программы
     Финансирование предусматриваемых настоящей Программой мероприятий
по демонополизации  и развитию конкуренции предполагается осуществлять
в рамках  государственных  программ  приватизации,  поддержки   малого
предпринимательства, конверсии,  структурной  перестройки  экономики и
других.
     При этом  за счет средств государственного бюджета могут финанси-
роваться мероприятия по развитию рынков продукции, определяющей жизне-
деятельность строительного  комплекса  России  в целом,  а также науч-
но-исследовательские и опытно-конструкторские разработки  в  этой  об-
ласти.
     Часть мероприятий  может  быть  профинансирована  за  счет  госу-
дарственных инвестиционных  кредитов,  в  том  числе завершение строи-
тельства предприятий,  продукция  которых  необходима  для  реализации
программы " Жилище ".  Кредитование развития этих производств позволит
в короткие сроки насытить рынок широким ассортиментом как массовых от-
носительно дешевых, так и дорогих высококачественных материалов, изде-
лий и конструкций.
     Выделение государственных инвестиционных кредитов необходимо так-
же на развитие производства машиностроительной продукции,  так как де-
фицит оборудования  является  сдерживающим фактором увеличения выпуска
эффективных строительных материалов.
     Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование науч-
но-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию  новых
видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработке новых и со-
вершенствованию применяемых технологий,  мероприятий по повышению тех-
нического уровня  продукции,  работ по стандартизации,  сертификации и
лицензированию продукции.
     Организация производства  массовых видов местных строительных ма-
териалов из имеющегося в регионах сырья по относительно простым техно-
логиям будет  осуществляться  за счет собственных средств предприятий,
местных бюджетов, частных, в том числе иностранных инвестиций.
     Собственные средства  предприятий  будут  направляться  на техни-
ческое перевооружение и расширение действующих производств,  организа-
цию производства  новых конкурентоспособных видов продукции,  пользую-
щихся спросом на строительном рынке ( цемент, стеновые, кровельные ма-
териалы и др. ).
     Частные вложения капитала следует ожидать в производства с  быст-
рыми сроками окупаемости ( цементно-песчаная черепица, столярные изде-
лия, деревообработка и др.  ), в новые технологии по производству про-
дукции, соответствующей  требованиям  мировых стандартов ( современные
кровельные материалы, новые виды герметиков, клеев, высококачественные
огнеупорные материалы и др. ), а также в организацию производства про-
дукции, пользующейся спросом на мировом рынке.



                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2
                                           к Программе демонополизации
                                             и развития конкуренции на
                                        рынках продукции строительного
                                           комплекса на 1994-1995 годы


     ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА,
        ЯВЛЯЮЩИХСЯ СУБЪЕКТАМИ ВРЕМЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
                                УРОВНЯ *)


 -----T----------------------T-----------------T----------T----------¬
 ¦ N  ¦Наименование          ¦ Наименование    ¦ Объем    ¦ Удельный ¦
 ¦ п/п¦и местонахождение     ¦ продукции       ¦ про-ва   ¦ вес про- ¦
 ¦    ¦предприятий           ¦                 ¦ в 1993 г.¦ дукции   ¦
 ¦    ¦                      ¦                 ¦          ¦ в общем  ¦
 ¦    ¦                      ¦                 ¦          ¦ V про-ва ¦
 ¦    ¦                      ¦                 ¦          ¦ по РФ    ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 1. ¦АО"Ураласбест"г.Асбест¦асбест           ¦456424 т  ¦  54%     ¦
 ¦    ¦Свердловской области  ¦хризотиловый     ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 2. ¦АО"Оренбургасбест"    ¦асбест           ¦343280 т  ¦  41%     ¦
 ¦    ¦г.Ясный Оренбургской  ¦хризолитовый     ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦области               ¦                 ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 3. ¦Государственное       ¦природный        ¦10 тыс.т  ¦  100%    ¦
 ¦    ¦предприятие           ¦графитовый       ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦" Красноярскграфит "  ¦порошок          ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦г.Заозерный           ¦                 ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦Красноярского края    ¦                 ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 4. ¦Горно-обогатительный  ¦слюда мусковит   ¦100 т     ¦  60%     ¦
 ¦    ¦комбинат "Мамслюда"   ¦промсырец        ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦пос. Мама Иркутской   ¦сырье для бумаг  ¦5 тыс.т   ¦  70%     ¦
 ¦    ¦области               ¦и помола         ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 5. ¦АО "Борский стекольный¦спецстекло       ¦24,5 млн. ¦  50%     ¦
 ¦    ¦завод" г.Бор-3        ¦                 ¦кв.м      ¦          ¦
 ¦    ¦Нижегородской области ¦                 ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 6. ¦АО "Саратовский завод ¦стекло           ¦4,5 млн.  ¦  55%     ¦
 ¦    ¦технического стекла"  ¦полированное и   ¦кв.м      ¦          ¦
 ¦    ¦г.Саратов             ¦витражное        ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 7. ¦АО"Старьстекло"       ¦автостекло -     ¦4,6 млн.  ¦  65%     ¦
 ¦    ¦пос. Старь            ¦рассеиватели,    ¦кв.м      ¦          ¦
 ¦    ¦Брянской области      ¦сигнальное стекло¦          ¦          ¦
 ¦    ¦                      ¦и т.п.           ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 8. ¦АО"Салаватстекло",    ¦стекло           ¦16,0 млн. ¦  45%     ¦
 ¦    ¦г.Салават,Республика  ¦полированное     ¦кв.м      ¦          ¦
 ¦    ¦Башкортостан          ¦стеклопакеты     ¦1000 тыс. ¦  47%     ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 9. ¦Арендное производствен¦графит           ¦7 тыс.т   ¦  100%    ¦
 ¦    ¦ное объединение       ¦обогащенный      ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦"Уралграфитвермикулит"¦вермикулит       ¦20 тыс.т  ¦  70%     ¦
 ¦    ¦г.Кыштым              ¦                 ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦Челябинской области   ¦                 ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 10.¦ПО"Волгоцеммаш"       ¦вращающиеся      ¦4 шт.     ¦  80%     ¦
 ¦    ¦г.Тольятти            ¦цементные        ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦Самарской области     ¦печи             ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 11.¦Государственный       ¦научно-техничес- ¦324,0     ¦  90-100% ¦
 ¦    ¦научно-исследовательс-¦кая продукция в  ¦млн.руб   ¦          ¦
 ¦    ¦кий центр             ¦области теории   ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦" Строительство "     ¦сооружений,сейс- ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦г.Москва              ¦мостойкости и ог-¦          ¦          ¦
 ¦    ¦                      ¦нестойкости зда- ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦                      ¦ний и сооружений ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 12.¦Научно-исследовательс-¦научно-          ¦338,8     ¦  80%     ¦
 ¦    ¦кий,проектно-конструк-¦техническая      ¦млн.руб   ¦          ¦
 ¦    ¦торский и технологи-  ¦продукция в      ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦ческий институт бетона¦области теории   ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦и железобетона        ¦бетона и         ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦(НИИЖБ), г.Москва     ¦железобетона     ¦          ¦          ¦
 +----+----------------------+-----------------+----------+----------+
 ¦ 13.¦Научно-исследовательс-¦научно-          ¦225,3     ¦  90%     ¦
 ¦    ¦кий и конструкторско- ¦техническая      ¦млн.руб   ¦          ¦
 ¦    ¦технологический инсти-¦продукция в      ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦тут водоснабжения,ка- ¦области теории   ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦нализации,гидротехни- ¦водоснабжения,   ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦ческих сооружений и   ¦канализации,     ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦инженерной гидрогеоло-¦дренирования     ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦гии (НИИ ВОДГЕО)      ¦                 ¦          ¦          ¦
 ¦    ¦г.Москва              ¦                 ¦          ¦          ¦
 L----+----------------------+-----------------+----------+-----------
 *) Хозяйствующие субъекты, перечисленные в приложении, не злоупотреб-
ляют занимаемым или доминирующим положением. Уровень цен на их продук-
цию сопоставим с ценами на аналогичную продукцию  других  производите-
лей-поставщиков, действующих на общероссийском рынке.
     Платежеспособный спрос на  продукцию  удовлетворяется  полностью.
Производственные мощности этих предприятий недоиспользуются.
     В связи с изложенным специальных мер по демонополизации указанных
временных монополий на данный период не требуется.
     За из деятельностью устанавливается наблюдение.