О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ, ПОЛУЧАЮЩИМ ДОХОДЫ ОТ ИГОРНОГО БИЗНЕСА ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 9 сентября 1994 г. N НП-6-01/336 (Д) Государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации По поручению Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.12.93 N НП-6-01/434 налоговыми органами была проведена проверка соблюдения налогового законодательства и деятельности предприятий игорного бизнеса за 1993 год и I квартал 1994 года. Материалы проверки рассмотрены на коллегии Госналогслужбы России 25 августа 1994 года. Обращено внимание: - на недостаточное внимание налоговых органов по контролю за деятельностью предприятий игорного бизнеса; - на состояние исполнительской дисциплины в налоговых органах, допустивших несвоевременное выполнение задания Госналогслужбы; - на несвоевременность расчетов с бюджетом по налогам; - на несовершенство законодательства по налогообложению и контролю за этим видом деятельности. В связи с этим предлагается в срок до 1 марта 1995 года сообщить о проведенных проверках предприятий игорного бизнеса и по результатам проверок дать предложения по внесению изменений в налоговое законодательство, а также предложения по методике проверок игорных заведений. Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет обобщенную информацию по основным вопросам, выявленным этой проверкой и Рекомендации по проверке предприятий игорного бизнеса для сведения и руководства в работе. Приложение: по тексту. Государственный советник налоговой службы 1 ранга Н.В.Попов Приложение к письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.09.94 N НП-6-01/336 О практике применения налогового законодательства по предприятиям, получающим доходы от игорного бизнеса, и о результатах проверки деятельности этих предприятий за 1993 год и 1 квартал 1994 года По поручению Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.12.93 N НП-6-01/434 налоговыми органами была проведена проверка соблюдения налогового законодательства и деятельности предприятий игорного бизнеса за 1993 год и 1 квартал 1994 года. Анализ материалов этой проверки показал следующее. По данным, поступившим от налоговых органов 87 территорий Российской Федерации (из 89), зарегистрировано 496 плательщиков налога от игорного бизнеса. Проверкой охвачено 454 предприятия или 91 процент. Игорный бизнес развивается в Москве - 86 предприятий, Санкт-Петербурге - 57, Ростове-на-Дону - 12, Владивостоке - 7; в краях: Краснодарском и Ставропольском - соответственно 51 и 14; в областях: Ленинградской, Московской, Волгоградской, Мурманской - соответственно 20, 15, 10 и 9, что составляет 56% от зарегистрированных в Российской Федерации предприятий игорного бизнеса. В 18 регионах Российской Федерации в настоящее время этот вид деятельности отсутствует. Факты списания фальшивых денег и недостач по кассе установлены в ряде предприятий гг. Санкт-Петербурга, Владивостока и Тюменской области и оформлены соответствующими актами. По данным, представленным налоговыми органами, в 21 регионе Российской Федерации имели место нарушения установленных сроков представления расчетов налога и его уплаты. В результате чего начислено пени на сумму около 1 млрд. рублей. Проверками установлено, что на предприятиях игорного бизнеса имеет место включение в себестоимость оказываемых услуг следующих затрат, повлекших занижение дохода: - расходы, не подтвержденные оправдательными документами; - сумма аренды списана полностью на затраты казино вместо распределения пропорционально выручке, получаемой по каждому виду деятельности; - списание командировочных расходов сверх установленных норм; - процент за кредит, используемый на приобретение квартиры; - списание износа МБП, использование которого не связано с деятельностью казино; - расходы на общехозяйственные услуги, не связанные с деятельностью казино; - ввиду отсутствия раздельного учета финансовых результатов по видам деятельности применялась ставка налога в размере 38 процентов (у 5 предприятий Краснодарского края); - расходы на рекламу сверх установленных норм; - услуги нотариуса при открытии счета в банке; - проценты за кредит в банке сверх установленной ставки ЦБР; - расходы на ремонт жилья; - расходы на приобретение лицензии на реализацию вино-водочных изделий; - расходы на страхование риска непогашения кредита; - расходы на оплату услуг адвокатов; - проценты по ссуде на приобретение основных средств. В двух игорных заведениях Чувашской Республики установлены факты включения в себестоимость представительских расходов сверх установленных норм на общую сумму 511 тыс. рублей. Договоров сервисных услуг и менеджмента с иностранными юридическими лицами не заключалось. Проверка показала, что расходы на благотворительные цели осуществляли 16 предприятий на общую сумму 5,6 млн. рублей. Пункты обмена валюты имеются на предприятиях игорного бизнеса г. Санкт-Петербурга, Хабаровска, Приморского края, Ленинградской области. В остальных регионах страны жетоны для игры в залах игровых автоматов и фишки (чипы) для игры в казино приобретаются за рубли. По результатам проверок предприятий игорного бизнеса, проведенных по заданию Госналогслужбы России, налоговыми органами предъявлено к взысканию в бюджет и доначислено около 4 млрд. рублей. Вместе с тем, в ряде регионов организация работы по контролю за деятельностью предприятий игорного бизнеса поставлена не на должном уровне. Отдельным налоговым инспекциям следует также обратить серьезное внимание на состояние исполнительской дисциплины. Так, в установленный срок к 15.06.94 информация поступила только от 18 государственных налоговых инспекций. По состоянию на 23 июня 1994 года 23 территории Российской Федерации не представили материалы проверок (25%) и Госналогслужбой России в адрес налоговых инспекций этих регионов были отправлены телеграммы о срочном представлении информации с объяснением причин задержки исполнения задания. В их числе оказались Белгородская, Владимирская, Калужская, Курская, Липецкая, Пермская, Самарская, Тамбовская, Тульская, Челябинская области, Алтайский и Хабаровский края, г. Москва. Несмотря на указанное уведомление на 1 июля 1994 года не получена информация о функционировании этого вида деятельности от 2 регионов Российской Федерации (Чеченская Республика и Ямало-Ненецкий автономный округ). Государственные налоговые инспекции по Нижегородской, Ленинградской областям и г. Москве подошли формально к выполнению задания Госналогслужбы России и представили заключения по проверкам игорных заведений без цифровой информации о суммах доначислений, штрафных санкциях, пени и о мерах, принятых к предприятиям, осуществляющим свою деятельность без лицензий. Так, ГНИ по Нижегородской области в своем заключении и акте проверки сообщает, что ввиду отсутствия лицензии на право занятия игорным бизнесом с фирмы "Лабиринт" взыскивается сумма НДС с доходов в размере 99,9 тыс. руб. и, кроме того, представили 2 акта проверки предприятий, в которых нет ни одного слова об игорной деятельности. Госналогинспекции по г. Москве направлено 18.07.94 письмо с просьбой в максимально возможно короткий срок представить цифровую информацию. Эта информация была представлена лишь через две недели, т.е. 01.08.94. Проверка показала, что 315 предприятий игорного бизнеса в Российской Федерации осуществляли свою деятельность без специального разрешения (лицензии) на право занятия этой деятельностью, или 64 процента. В остальных регионах Российской Федерации государственные налоговые инспекции не приняли никаких мер к игорным заведениям, осуществляющим свою деятельность без специального разрешения (лицензии). В Приморском и Хабаровском краях, Ленинградской, Сахалинской областях, Республике Башкортостан администрациями территорий выдается временное разрешение на игорную деятельность, в котором требования к работе казино не установлены. Налоговыми органами Республики Коми, Ивановской и Московской областей, Чукотского и Таймырского автономных округов, Ростовской области, г. Санкт-Петербурга подготовлены материалы по 24 предприятиям, осуществлявшим игорную деятельность без лицензии, для передачи в арбитражный суд о взыскании в бюджет суммы выручки за минусом уплаченных налогов (например, в г. Санкт-Петербурге - на сумму 486,9 млн. рублей). В 466 зарегистрированных предприятиях игорного бизнеса контрольно-кассовые машины не установлены (93%). Начальник Управления налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц - государственный советник налоговой службы II ранга А.А.Зенка Р Е К О М Е Н Д А Ц И И по проверке предприятий игорного бизнеса Контроль за соблюдением налогового законодательства по предприятиям игорного бизнеса осуществляется в порядке, установленном для всех предприятий. Налоговым органам целесообразно производить проверку совместно с органами налоговой полиции, согласовав вопросы проверки и свои действия. Бухгалтерский учет должен осуществляться на основании Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 20.03.92 N 10. Общие положения проведения игр и учет доходов в казино. Игра проводится согласно общим международным правилам игры. Правила должны размещаться в игровых залах на видном месте и обязательны для всех посетителей казино. Ставки делаются жетонами, приобретенными в кассе казино, либо деньгами, если это предусмотрено правилами игры. Минимальные и максимальные ставки для данной игры указываются в правилах игр. По окончании игры посетители сдают жетоны в кассу и получают деньги. Учет доходов должен производиться на русском языке, ежедневно и раздельно по каждому игровому столу (месту) в специальных журналах, пронумерованных, сброшюрованных и скрепленных печатью лицензиата, в которых должен учитываться суммарный итог работы игрового стола (места) за смену, резервный фонд в начале и в конце смены, ежедневная выручка. В журналах учета доходов от игровых автоматов должны отражаться: дата, ежедневное снятие показаний счетчиков вброшенных и выданных жетонов, ежедневная фиксация выручки, ежедневное снятие счетчиков крупных выигрышей, выдаваемых из кассы по кредиту. В журналах учета по игровому столу должны отражаться: дата, сумма выданных из кассы жетонов в начале смены, сумма сданных со стола в кассу жетонов в конце смены, каждый случай выдачи жетонов из кассы на стол во время рабочего дня, сумма денег в кассе стола. Итоги работы смены игорного заведения подводятся в журналах учета по каждому игровому столу (месту) и подписываются менеджером, крупье и инспектором (контролером), а в журналах учета доходов по игровым автоматам - техником, обслуживающим автоматы, и сдаются кассиру, который составляет сводную ведомость доходов игрового заведения за смену на основании этих журналов и оприходует выручку в общеустановленном порядке. Сводная ведомость доходов подписывается менеджером игрового заведения и кассиром. Лицензиат должен проводить ревизию (инвентаризацию) по каждому игровому автомату один раз в месяц и составлять акт проверки. В акте проверки указывается дата и время проведения проверки, номер автомата, полученный при регистрации лицензии, предыдущие и текущие показания счетчиков, доход по каждому автомату и суммарный доход по игровому залу. Акт подписывается лицензиатом, кассиром и техником, обслуживающим автоматы. Игровые автоматы с денежным выигрышем должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции и ежегодно проходить перерегистрацию, а в случае окончания амортизационного срока списываться с баланса игорного заведения с уведомлением регистрирующего органа. К эксплуатации допускаются игровые автоматы, удовлетворяющие следующим требованиям: 1. Управление осуществляется компьютером автомата, из которого есть вывод информации о количестве вброшенных или проданных жетонов (или проданных и оплаченных кредитов для безжетонных автоматов), а также реального процента выигрыша посетителей (или автомата), которые должны быть сравнимы с показаниями электромеханических счетчиков. 2. Запрещается изменение выигрыша на игровой таблице автомата (на стекле автомата). Автомат работает только с механическим считыванием выигрыша. Запрещается обнуление счетчиков. 3. Процент выигрыша посетителей должен составлять не менее 70% от количества вброшенных жетонов. При проверке следует рассмотреть следующие вопросы: Получена ли лицензия на право занятия игорным бизнесом. Зарегистрированы ли игровые автоматы в государственной налоговой инспекции по месту регистрации игорного заведения. Соблюдается ли порядок ведения кассовых операций в казино, утвержденный решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации 22 сентября 1993 г. N 40 в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации". Правомерность отнесения на себестоимость материальных затрат, произведенных игорным заведением в отчетном периоде. Правомерность произведенных благотворительных расходов. Соблюдение норм представительских расходов на подготовку и учебу работников казино. Соблюдается ли срок представления в налоговые органы расчета суммы налога и производится ли уплата налога в 5-ти дневный срок. При применении данных рекомендаций следует иметь в виду, что Общие положения проведения игр и учет доходов казино не отражены в каких-либо законодательных актах Российской Федерации, и налоговым органам целесообразно поставить вопрос перед местными органами власти о принятии документа, регламентирующего порядок работы этой отрасли (выдача лицензии, сбор за открытие казино, правила эксплуатации игровых автоматов с денежным выигрышем, порядок учета доходов от игорного бизнеса). Начальник Управления налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц - государственный советник налоговой службы II ранга А.А.Зенка |