ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ В СФЕРЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Приказ. Государственный комитет РФ по высшему образованию (Госкомвуз России). 17.08.94 841

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ В
             СФЕРЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
               И ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА
             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

                                ПРИКАЗ

             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                        ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

                          17 августа 1994 г.

                                N 841

                            (БКВШ 94 - 10)

     В целях  дальнейшего  совершенствования  научно-исследовательской
деятельности высших  учебных заведений и в соответствии с Положением о
Государственном комитете Российской Федерации по высшему  образованию,
утвержденным постановлением    Совета    Министров   -   Правительства
Российской Федерации от 23 октября 1993 г.  N 1083, приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемое Положение об экспертизе в сфере научной
деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета
Российской федерации по высшему образованию.
     2. Руководителям подведомственных учебных заведений и организаций
руководствоваться в своей деятельности указанным Положением.
     3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляют за собой.

 Первый заместитель председатель                           А.Тихонов

                                                          УТВЕРЖДЕНО
                                          приказом Госкомвуза России
                                        от 17 августа 1994  г.  N 841


                              ПОЛОЖЕНИЕ
              об экспертизе в сфере научной деятельности
     учебных заведений и организаций Государственного комитета
             Российской Федерации по высшему образованию

     Настоящее Положение разработано в  соответствии  с  Положением  о
Государственном комитете  Российской Федерации по высшему образованию,
концепции развития вузовского сектора науки в условиях перехода к  ры-
ночной экономике  и призвано обеспечить их организационную и норматив-
ную поддержку.

                         1. Общие положения

     1.1. Экспертиза в сфере научной деятельности учебных заведений  и
организаций Государственного  комитета Российской Федерации по высшему
образованию (далее - экспертиза) представляет собой специализированную
оценочно-аналитическую или исследовательскую деятельность,  направлен-
ную на информационное обеспечение решений по важнейшим проблемам науки
высшей школы.
     1.2. Экспертиза является составной частью механизма  формирования
политики Государственного комитета Российской Федерации по высшему об-
разованию в организационном,  структурном, профессиональном, бюджетном
и правовом отношениях.
     1.3. Экспертиза представляет собой систему реализации  официально
установленных и   регламентированных  принципов  и  правил  подготовки
экспертно-аналитических данных по различным вопросам научной, техноло-
гической, технической  деятельности  учебных  заведений  и организаций
Госкомвуза России.
     1.4. экспертиза как система объединяет Республиканский исследова-
тельский научно-консультативный центр экспертизы  при  Государственном
комитете Российской Федерации по высшему образованию,  филиалы и отде-
ления этого центра,  в том числе Аналитический центр сопровождения на-
учных исследований высшей школы,  иные экспертные учреждения,  а также
взаимодействующие с ними независимые экспертные формирования  (советы,
комиссии, коллективы),   создаваемые   на   базе   научных  учреждений
Российской академии наук,  отраслевых академий, высших учебных заведе-
ний,отраслевых исследовательских институтов, консультативных фирм, на-
учных обществ.
     1.5. Экспертиза, проводимая по заданиям Государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию,  может  организоваться  и
выполняться на  договорных началах по обращениям других министерств и,
ведомств, общественных и научных организаций,  а также негосударствен-
ных учреждений (предприятий, фирм, фондов) для обоснованности принима-
емых ими решений.
     1.6. Результаты  экспертизы оформляются в виде официальных заклю-
чений, подготавливаемых   Республиканским   исследовательским    науч-
но-консультативным центром экспертизы или иным экспертным предприятием
на основе анализа и обобщения мнений независимых экспертов по экспере-
ментируемой проблеме,  исходя  из  полученного задания и относящихся к
нему материалов.
     1.7. Экспертиза  осуществляется в соответствии с действующими за-
конами и нормативными  актами  Российской  Федерации,  постановлениями
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию,
а также настоящим Положением.

                          2. Цели экспертизы

     Целями экспертизы  в сфере научной деятельности учебных заведений
и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высше-
му образованию являются:
     -всесторонний анализ вариантов решений, связанных с выбором прио-
ритетов научно-технического и технологического развития,  стимулирова-
ние развития современных направлений  науки,  практической  реализации
новых научных идей;
     -объективная оценка теоретической и  народнохозяйственной  значи-
мости представленных  на  экспертизу  научных работ фундаментального и
прикладного характера, а также научно-технических и социально-экономи-
ческих программ и проектов;
     -проведение экспертной   работы  для  государственных  и  негосу-
дарственных  предприятий  и  учреждений,  научное  и  методологическое
обеспечение  новых  форм  социально-экономической,  финансовой  и  хо-
зяйственной деятельности (в пределах компетенции Госкомвуза России);
     -изучение и творческое применение зарубежного опыта осуществления
экспертизы, организация эффективного использования накопленных мировой
наукой знаний в условиях осложняющихся экологических,  ресурсных и де-
мографических проблем.

                  3. Принципы организации экспертизы

     Экспертиза в сфере научной деятельности учебных заведений и орга-
низаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему  об-
разованию строится на принципах:
     -системности организации экспертной работы и единства  ее  норма-
тивно-методологического обеспечения;
     -независимости привлекаемых к работе  экспертов  и  объективности
принимаемых заключений по результатам экспертизы;
     -соответствия используемой информации и технической базы условиям
проводимой экспертизы;
     -комплексности и научной обоснованности экспертных оценок;
     -гласности результатов экспертизы.

                         4. Задачи экспертизы

     Основными задачами  экспертизы в сфере научной деятельности учеб-
ных заведений и организаций Государственного комитета Российской Феде-
рации по высшему образованию являются:
     -организация и  проведение  комплексной  независимой   экспертизы
исследовательских, опытно-конструкторских  и  эксперементальных работ,
научно-технических и гуманитарных программ и проектов,  новых  научных
идей, технологий, приемов труда;
     -проведение комплексной независимой экспертизы научных  результа-
тов, достигнутых   учебными  заведениями  и  организациями  Госкомвуза
России, и оценка на этой основе уровня их научно-технического и  соци-
ально-экономического развития;
     -проведение комплексной экспертно-аналитической оценки приоритет-
ных направлений и оригинальных разработок в сфере науки и техники, оп-
ределение эффективных путей решения сложных народнохозяйственных задач
применительно к специфике высшей школы;
     -привлечение научной общественности к активному участию в решении
вопросов эффективности экспертной работы, организации научных исследо-
ваний фундаментального и прикладного характера;
     -анализ возможных последствий реализации альтернативных вариантов
решений, принимаемых на разных уровнях  управления  научно-техническим
развитием высшей школы (в пределах компетенции Госкомвуза России).

                        5. Объекты экспертизы

     5.1. Объекты  экспертизы в сфере научной деятельности учебных за-
ведений и организаций Государственного комитета  Российской  Федерации
по высшему  образованию  и характер проводимых экспертно-аналитических
оценок определяются в каждом конкретном случае ее заказчиками  в  лице
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию,
его управлений, а также подведомственных ему организаций, обращающихся
к экспертизе.
5.2. Объектами экспертизы являются проекты, разработки, программы, ре-
ализация которых  отвечает  интересам  государства  и  требует от него
привлечения значительных финансовых,  материальных и, интеллектуальных
ресурсов.
     5.3. К объектам экспертизы могут быть отнесены:
     -проекты и результаты прогнозных и коньюктурных исследований, оп-
ределяющих приоритеты научно-технического и технологического развития;
     -межвузовские, межотраслевые,  региональные  и  другие  программы
фундаментальных и прикладных исследований,  предлагаемые к  выполнению
за счет средств госбюджета, а также разделы этих программ;
     -международные и межгосударственные программы научного  сотрудни-
чества, инновационные проекты, поисковые разработки, эксперементальные
исследования в различных областях знания,  в том числе самостоятельные
этапы этих работ;
     -промежуточные и конечные результаты выполнения  указанных  прог-
рамм, проектов,  работ начиная с момента организации исследований и до
предъявления готового проекта;
     -новые научные   идеи,   современные  технологии,  приемы  труда,
способствующие росту эффективности общественного производства,  разви-
тию социальной  сферы,  экономичному расходованию ресурсов,  улучшению
экологической ситуации;
     -научные аспекты разработок и предложений,  относящихся к системе
организации науки высшей школы и элементам ее инфраструктуры (в преде-
лах компетенции Госкомвуза России).
     Приведенный перечень объектов экспертизы является открытым и  мо-
жет корректироваться органами управления наукой высшей школы в зависи-
мости от конкретных условий ее развития.

                        6. Субъекты экспертизы

     6.1. Субъектами экспертизы в сфере научной  деятельности  учебных
заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию являются юридические и физические лица, а также
общественные объединения, выполняющие основные функции, связанные с ее
организацией и проведением.
     6.2. по  характеру  своего участия в процессе экспертизы субъекты
подразделяются на ее заказчиков (заявителей), организаторов (подрядчи-
ков) и исполнителей (экспертов).
     6.3. Заказчиками  экспертизы  выступают  Государственный  комитет
Российской Федерации  по высшему образованию как распорядитель бюджет-
ных ассигнований,  его управления и подведомственные организации, дру-
гие министерства  и  ведомства,  негосударственные  учреждения (фирмы,
фонды, и др.), заинтересованные в получении экспертного заключения.
     6.4. Организаторами  экспертизы являются Республиканские исследо-
вательские научно-консультативный центр экспертизы,  его филиалы и от-
деления, а также другие экспертные учреждения (предприятия),  проводя-
щие конкретную организационную работу в соответствии с настоящим Поло-
жением.
     6.5. исполнителями экспертизы являются отдельные ученые и специа-
листы, учреждения  науки  (исследовательские институты,  испытательные
центры), высшие учебные заведения,  существующие или специально созда-
ваемые экспертные формирования (советы, комиссии, творческие коллекти-
вы), общественные,  коммерческие и иные  организации,  профессионально
занимающиеся экспертно-аналитической деятельностью.
     6.6. Субъекты экспертизы в своей деятельности пользуются правами,
предоставленными им существующими законами Российской Федерации,  нор-
мативными документами органов государственного управления, постановле-
ниями (приказами)  Государственного  комитета  Российской Федерации по
высшему образованию.

                      7. Организация экспертизы

     7.1. Организационную основу экспертизы в сфере  научной  деятель-
ности учебных   заведений   и  организаций  Государственного  комитета
Российской Федерации по высшему образованию составляют отношения между
ее субъектами - заказчиками,  организаторами,  исполнителями,  взаимо-
действующими в рамках выполняемых ими функций.
     7.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулирует
задание ее организатору по согласованным стандартам,  обеспечивает фи-
нансирование проводимых работ, рассматривает представляемые ему офици-
альные экспертные заключения. 7.3. организатор разрабатывает программу
проведения экспертизы  в  соответствии с принятой технологической схе-
мой, осуществляет поиск экспертов и заключает договоры  с  ними,  пре-
доставляет в  распоряжение  экспертов  объект экспертизы и необходимые
методические материалы,  оказывает информационную, техническую, норма-
тивно-правовую поддержку работе экспертов на всех ее этапах, подготав-
ливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение.
     7.4. Исполнитель  экспертизы  (эксперт)  непосредственно  изучает
представленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, под-
готавливает и передает организатору экспертизы обоснованное заключение
по всем вопросам, указанным в договорных документах.
     7.5. По  усмотрению  заказчика или организатора экспертизы оценка
сложных в том или ином отношении объектов  может  проводиться  разными
экспертами одновременно  и независимо с последующим сопоставлением по-
лученных результатов.
     7.6. Экспертное  заключение служит основанием для приемки резуль-
татов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматри-
ваемых им  при  подготовке  решений,  в  интересах которых проводилась
экспертиза.
     7.7. Конкретное применение результатов проведенной экспертизы от-
носится к компетенции Государственного комитета  Российской  Федерации
по высшему образованию, действующего в соответствии со своими полномо-
чиями и существующим законодательством.
     7.8. Субъекты  экспертизы  в  сфере  науки высшей школы несут от-
ветственность за нарушение ее принципов,  организационных  и  правовых
норм ее проведения,  своих договорных обязательств в порядке, установ-
ленном существующими нормативными актами.

          8. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы

     8.1. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы в сфере науч-
ной деятельности  заведений  и  организаций  Государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию  включает  законодательные
акты Российской Федерации,  нормативные документы Государственного ко-
митета Российской Федерации по высшему образованию, а также научно-ме-
тодические разработки,  регламентирующие  отношения  и правила взаимо-
действия между субъектами экспертизы, технические схемы ее проведения,
общие требования  к  экспертам,  возможности получения и использования
служебной информации.
     8.2. Нормативно-методическое  обеспечение экспертизы разрабатыва-
ется по инициативе Государственного комитета Российской  Федерации  по
высшему образованию,  других министерств , специализированных эксперт-
ных организаций,  учреждений науки и общественных формирований  исходя
из реальных  запросов практики и требований совершенствования механиз-
мов управления развитием науки в высшей школе.
     8.3. На   организационно-методологическом  и  научно-методическом
уровнях обеспечение экспертизы осуществляет Республиканский исследова-
тельский научно-консультативный   центр   экспертизы  и  (или)  другие
экспертные предприятия, имеющие право:
     -привлекать к  проведению  экспертизы на договорной (контрактной)
основе научные или иные организации,  зарубежные фирмы, временные тру-
довые коллективы, а также отечественных и иностранных ученых и специа-
листов;
     -финансировать научно-методические  разработки  и организационные
мероприятия, направленные на совершенствование экспертизы  и  создание
систем ее обеспечения;
     -получать в установленном порядке всю необходимую  информацию  об
объектах экспертизы  независимо  от их характера,  мест расположения и
прав пользования;
     -предоставлять экспертам  в установленном порядке необходимую для
проведения конкретных экспертиз информацию в соответствии с существую-
щими правилами пользования ею;
     -рассматривать спорные  вопросы  по  организации   и   проведению
экспертизы, а  также  участвовать  в  их  обсуждениях в соответствии с
действующим законодательством;
     -отклонять или  направлять  на доработку заключения,  выполненные
экспертами с  нарушениями  законодательных  норм,  порядка  проведения
экспертизы, требований настоящего Положения;
     -привлечь на договорной основе ученых  и  специалистов  различных
исследовательских учреждений, высших учебных заведений, других органи-
заций для проведения научных работ по проблемам экспертизы;
     -взаимодействовать в пределах своей компетенции с ведомственными,
общественными и иными  экспертными  организациями  и  подразделениями,
экспертными органами  суверенных  республик и иностранных государств с
целью проведения консультаций,  комплексных экспертиз, обмена опытом и
научно-методическими разработками;
     -проводить в установленном порядке совещания, семинары, конферен-
ции по вопросам экспертизы в сфере науки высшей школы,  а также публи-
ковать информацию о результатах проведения экспертиз, их методическом,
организационном и техническом обеспечении.
     8.4. Конкретные разработки  нормативно-методического  обеспечения
экспертизы проводятся  коллективами  ученых  и  специалистов на основе
использования имеющихся достижений в этой области, учета отечественно-
го опыта, строгого соответствия законам Российской Федерации.

        9. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы

     9.1. Спорные вопросы по существу проведения экспертизы или ее ор-
ганизации (несогласие с результатами экспертизы,  нарушения экспертами
заданий или сроков выполнения экспертных работ, явные ошибки в оценках
и др.) рассматриваются заказчиком и организаторами указанных  работ  в
порядке, установленном существующим законодательством, постановлениями
Правительства Российской Федерации, приказами Государственного комите-
та Российской  Федерации по высшему образованию,  другими нормативными
актами.
     9.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для приме-
нения административных или экономических санкций против ее организато-
ров и  исполнителей  (за исключением случаев,  оговоренных гражданским
законодательством Российской Федерации).
     9.3. Госбюджетное финансирование научных программ, проектов, тех-
нических разработок,  эксперементальных и других работ, получивших по-
ложительные экспертные  заключения,  но оказавшихся малоэффективными в
силу не раскрытых при экспертизе причин,  не является  основанием  для
применения экономических санкций против организаторов или исполнителей
экспертных работ.
     9.4. Заказчик  и  организаторы  экспертизы  в  сфере высшей школы
пользуются правом высказывать публичное осуждение  исполнителям,  про-
ведшим некачественную экспертизу.