ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ В СФЕРЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ 17 августа 1994 г. N 841 (БКВШ 94 - 10) В целях дальнейшего совершенствования научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений и в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1083, приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение об экспертизе в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской федерации по высшему образованию. 2. Руководителям подведомственных учебных заведений и организаций руководствоваться в своей деятельности указанным Положением. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляют за собой. Первый заместитель председатель А.Тихонов УТВЕРЖДЕНО приказом Госкомвуза России от 17 августа 1994 г. N 841 ПОЛОЖЕНИЕ об экспертизе в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию, концепции развития вузовского сектора науки в условиях перехода к ры- ночной экономике и призвано обеспечить их организационную и норматив- ную поддержку. 1. Общие положения 1.1. Экспертиза в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (далее - экспертиза) представляет собой специализированную оценочно-аналитическую или исследовательскую деятельность, направлен- ную на информационное обеспечение решений по важнейшим проблемам науки высшей школы. 1.2. Экспертиза является составной частью механизма формирования политики Государственного комитета Российской Федерации по высшему об- разованию в организационном, структурном, профессиональном, бюджетном и правовом отношениях. 1.3. Экспертиза представляет собой систему реализации официально установленных и регламентированных принципов и правил подготовки экспертно-аналитических данных по различным вопросам научной, техноло- гической, технической деятельности учебных заведений и организаций Госкомвуза России. 1.4. экспертиза как система объединяет Республиканский исследова- тельский научно-консультативный центр экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию, филиалы и отде- ления этого центра, в том числе Аналитический центр сопровождения на- учных исследований высшей школы, иные экспертные учреждения, а также взаимодействующие с ними независимые экспертные формирования (советы, комиссии, коллективы), создаваемые на базе научных учреждений Российской академии наук, отраслевых академий, высших учебных заведе- ний,отраслевых исследовательских институтов, консультативных фирм, на- учных обществ. 1.5. Экспертиза, проводимая по заданиям Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, может организоваться и выполняться на договорных началах по обращениям других министерств и, ведомств, общественных и научных организаций, а также негосударствен- ных учреждений (предприятий, фирм, фондов) для обоснованности принима- емых ими решений. 1.6. Результаты экспертизы оформляются в виде официальных заклю- чений, подготавливаемых Республиканским исследовательским науч- но-консультативным центром экспертизы или иным экспертным предприятием на основе анализа и обобщения мнений независимых экспертов по экспере- ментируемой проблеме, исходя из полученного задания и относящихся к нему материалов. 1.7. Экспертиза осуществляется в соответствии с действующими за- конами и нормативными актами Российской Федерации, постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, а также настоящим Положением. 2. Цели экспертизы Целями экспертизы в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высше- му образованию являются: -всесторонний анализ вариантов решений, связанных с выбором прио- ритетов научно-технического и технологического развития, стимулирова- ние развития современных направлений науки, практической реализации новых научных идей; -объективная оценка теоретической и народнохозяйственной значи- мости представленных на экспертизу научных работ фундаментального и прикладного характера, а также научно-технических и социально-экономи- ческих программ и проектов; -проведение экспертной работы для государственных и негосу- дарственных предприятий и учреждений, научное и методологическое обеспечение новых форм социально-экономической, финансовой и хо- зяйственной деятельности (в пределах компетенции Госкомвуза России); -изучение и творческое применение зарубежного опыта осуществления экспертизы, организация эффективного использования накопленных мировой наукой знаний в условиях осложняющихся экологических, ресурсных и де- мографических проблем. 3. Принципы организации экспертизы Экспертиза в сфере научной деятельности учебных заведений и орга- низаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему об- разованию строится на принципах: -системности организации экспертной работы и единства ее норма- тивно-методологического обеспечения; -независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы; -соответствия используемой информации и технической базы условиям проводимой экспертизы; -комплексности и научной обоснованности экспертных оценок; -гласности результатов экспертизы. 4. Задачи экспертизы Основными задачами экспертизы в сфере научной деятельности учеб- ных заведений и организаций Государственного комитета Российской Феде- рации по высшему образованию являются: -организация и проведение комплексной независимой экспертизы исследовательских, опытно-конструкторских и эксперементальных работ, научно-технических и гуманитарных программ и проектов, новых научных идей, технологий, приемов труда; -проведение комплексной независимой экспертизы научных результа- тов, достигнутых учебными заведениями и организациями Госкомвуза России, и оценка на этой основе уровня их научно-технического и соци- ально-экономического развития; -проведение комплексной экспертно-аналитической оценки приоритет- ных направлений и оригинальных разработок в сфере науки и техники, оп- ределение эффективных путей решения сложных народнохозяйственных задач применительно к специфике высшей школы; -привлечение научной общественности к активному участию в решении вопросов эффективности экспертной работы, организации научных исследо- ваний фундаментального и прикладного характера; -анализ возможных последствий реализации альтернативных вариантов решений, принимаемых на разных уровнях управления научно-техническим развитием высшей школы (в пределах компетенции Госкомвуза России). 5. Объекты экспертизы 5.1. Объекты экспертизы в сфере научной деятельности учебных за- ведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и характер проводимых экспертно-аналитических оценок определяются в каждом конкретном случае ее заказчиками в лице Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, его управлений, а также подведомственных ему организаций, обращающихся к экспертизе. 5.2. Объектами экспертизы являются проекты, разработки, программы, ре- ализация которых отвечает интересам государства и требует от него привлечения значительных финансовых, материальных и, интеллектуальных ресурсов. 5.3. К объектам экспертизы могут быть отнесены: -проекты и результаты прогнозных и коньюктурных исследований, оп- ределяющих приоритеты научно-технического и технологического развития; -межвузовские, межотраслевые, региональные и другие программы фундаментальных и прикладных исследований, предлагаемые к выполнению за счет средств госбюджета, а также разделы этих программ; -международные и межгосударственные программы научного сотрудни- чества, инновационные проекты, поисковые разработки, эксперементальные исследования в различных областях знания, в том числе самостоятельные этапы этих работ; -промежуточные и конечные результаты выполнения указанных прог- рамм, проектов, работ начиная с момента организации исследований и до предъявления готового проекта; -новые научные идеи, современные технологии, приемы труда, способствующие росту эффективности общественного производства, разви- тию социальной сферы, экономичному расходованию ресурсов, улучшению экологической ситуации; -научные аспекты разработок и предложений, относящихся к системе организации науки высшей школы и элементам ее инфраструктуры (в преде- лах компетенции Госкомвуза России). Приведенный перечень объектов экспертизы является открытым и мо- жет корректироваться органами управления наукой высшей школы в зависи- мости от конкретных условий ее развития. 6. Субъекты экспертизы 6.1. Субъектами экспертизы в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию являются юридические и физические лица, а также общественные объединения, выполняющие основные функции, связанные с ее организацией и проведением. 6.2. по характеру своего участия в процессе экспертизы субъекты подразделяются на ее заказчиков (заявителей), организаторов (подрядчи- ков) и исполнителей (экспертов). 6.3. Заказчиками экспертизы выступают Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию как распорядитель бюджет- ных ассигнований, его управления и подведомственные организации, дру- гие министерства и ведомства, негосударственные учреждения (фирмы, фонды, и др.), заинтересованные в получении экспертного заключения. 6.4. Организаторами экспертизы являются Республиканские исследо- вательские научно-консультативный центр экспертизы, его филиалы и от- деления, а также другие экспертные учреждения (предприятия), проводя- щие конкретную организационную работу в соответствии с настоящим Поло- жением. 6.5. исполнителями экспертизы являются отдельные ученые и специа- листы, учреждения науки (исследовательские институты, испытательные центры), высшие учебные заведения, существующие или специально созда- ваемые экспертные формирования (советы, комиссии, творческие коллекти- вы), общественные, коммерческие и иные организации, профессионально занимающиеся экспертно-аналитической деятельностью. 6.6. Субъекты экспертизы в своей деятельности пользуются правами, предоставленными им существующими законами Российской Федерации, нор- мативными документами органов государственного управления, постановле- ниями (приказами) Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 7. Организация экспертизы 7.1. Организационную основу экспертизы в сфере научной деятель- ности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию составляют отношения между ее субъектами - заказчиками, организаторами, исполнителями, взаимо- действующими в рамках выполняемых ими функций. 7.2. Заказчик устанавливает необходимость экспертизы, формулирует задание ее организатору по согласованным стандартам, обеспечивает фи- нансирование проводимых работ, рассматривает представляемые ему офици- альные экспертные заключения. 7.3. организатор разрабатывает программу проведения экспертизы в соответствии с принятой технологической схе- мой, осуществляет поиск экспертов и заключает договоры с ними, пре- доставляет в распоряжение экспертов объект экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает информационную, техническую, норма- тивно-правовую поддержку работе экспертов на всех ее этапах, подготав- ливает и представляет заказчику официальное экспертное заключение. 7.4. Исполнитель экспертизы (эксперт) непосредственно изучает представленный ему объект, формирует свою оценку данного объекта, под- готавливает и передает организатору экспертизы обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в договорных документах. 7.5. По усмотрению заказчика или организатора экспертизы оценка сложных в том или ином отношении объектов может проводиться разными экспертами одновременно и независимо с последующим сопоставлением по- лученных результатов. 7.6. Экспертное заключение служит основанием для приемки резуль- татов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматри- ваемых им при подготовке решений, в интересах которых проводилась экспертиза. 7.7. Конкретное применение результатов проведенной экспертизы от- носится к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, действующего в соответствии со своими полномо- чиями и существующим законодательством. 7.8. Субъекты экспертизы в сфере науки высшей школы несут от- ветственность за нарушение ее принципов, организационных и правовых норм ее проведения, своих договорных обязательств в порядке, установ- ленном существующими нормативными актами. 8. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы 8.1. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы в сфере науч- ной деятельности заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию включает законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Государственного ко- митета Российской Федерации по высшему образованию, а также научно-ме- тодические разработки, регламентирующие отношения и правила взаимо- действия между субъектами экспертизы, технические схемы ее проведения, общие требования к экспертам, возможности получения и использования служебной информации. 8.2. Нормативно-методическое обеспечение экспертизы разрабатыва- ется по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, других министерств , специализированных эксперт- ных организаций, учреждений науки и общественных формирований исходя из реальных запросов практики и требований совершенствования механиз- мов управления развитием науки в высшей школе. 8.3. На организационно-методологическом и научно-методическом уровнях обеспечение экспертизы осуществляет Республиканский исследова- тельский научно-консультативный центр экспертизы и (или) другие экспертные предприятия, имеющие право: -привлекать к проведению экспертизы на договорной (контрактной) основе научные или иные организации, зарубежные фирмы, временные тру- довые коллективы, а также отечественных и иностранных ученых и специа- листов; -финансировать научно-методические разработки и организационные мероприятия, направленные на совершенствование экспертизы и создание систем ее обеспечения; -получать в установленном порядке всю необходимую информацию об объектах экспертизы независимо от их характера, мест расположения и прав пользования; -предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую для проведения конкретных экспертиз информацию в соответствии с существую- щими правилами пользования ею; -рассматривать спорные вопросы по организации и проведению экспертизы, а также участвовать в их обсуждениях в соответствии с действующим законодательством; -отклонять или направлять на доработку заключения, выполненные экспертами с нарушениями законодательных норм, порядка проведения экспертизы, требований настоящего Положения; -привлечь на договорной основе ученых и специалистов различных исследовательских учреждений, высших учебных заведений, других органи- заций для проведения научных работ по проблемам экспертизы; -взаимодействовать в пределах своей компетенции с ведомственными, общественными и иными экспертными организациями и подразделениями, экспертными органами суверенных республик и иностранных государств с целью проведения консультаций, комплексных экспертиз, обмена опытом и научно-методическими разработками; -проводить в установленном порядке совещания, семинары, конферен- ции по вопросам экспертизы в сфере науки высшей школы, а также публи- ковать информацию о результатах проведения экспертиз, их методическом, организационном и техническом обеспечении. 8.4. Конкретные разработки нормативно-методического обеспечения экспертизы проводятся коллективами ученых и специалистов на основе использования имеющихся достижений в этой области, учета отечественно- го опыта, строгого соответствия законам Российской Федерации. 9. Решение спорных вопросов по результатам экспертизы 9.1. Спорные вопросы по существу проведения экспертизы или ее ор- ганизации (несогласие с результатами экспертизы, нарушения экспертами заданий или сроков выполнения экспертных работ, явные ошибки в оценках и др.) рассматриваются заказчиком и организаторами указанных работ в порядке, установленном существующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Государственного комите- та Российской Федерации по высшему образованию, другими нормативными актами. 9.2. Результаты экспертизы не могут служить основанием для приме- нения административных или экономических санкций против ее организато- ров и исполнителей (за исключением случаев, оговоренных гражданским законодательством Российской Федерации). 9.3. Госбюджетное финансирование научных программ, проектов, тех- нических разработок, эксперементальных и других работ, получивших по- ложительные экспертные заключения, но оказавшихся малоэффективными в силу не раскрытых при экспертизе причин, не является основанием для применения экономических санкций против организаторов или исполнителей экспертных работ. 9.4. Заказчик и организаторы экспертизы в сфере высшей школы пользуются правом высказывать публичное осуждение исполнителям, про- ведшим некачественную экспертизу. |