ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ г. МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 19 июля 1994 г. N 611 (ВММ 94-18) В целях усиления защиты интересов покупателей и улучшения органи- зации работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятель- ность на территории г. Москвы, правительство Москвы постановляет: 1.Утвердить Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории г. Москвы (приложение) и ввести их в действие со дня подписания постановления. 2.Департаменту потребительского рынка и услуг, префектурам адми- нистративных округов: - довести утвержденные Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории г. Москвы, до предприя- тий розничной торговли; - совместно с Мосгосторгинспекцией, Московским городским центром Госсанэпиднадзора, Главным управлением внутренних дел г. Москвы осу- ществить контроль за соблюдением Правил работы предприятий, осуществ- ляющих торговую деятельность на территории г. Москвы. 3.Временные правила работы предприятий, осуществляющих торговую деятельность на территории г. Москвы, утвержденные постановлением пра- вительства Москвы от 28.07.92 N 542, считать утратившим силу. 4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя премьера правительства Москвы Малышкова В.И. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению правительства Москвы от 19.07.94 г. N 611 ПРАВИЛА работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории г. Москвы 1.Общие положения 1.1.Настоящие Правила определяют, в соответствии с действующим законодательством, распоряжениями мэра, постановлениями правительства Москвы, порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую деятельность на территории г. Москвы, независимо от их орга- низационно-правовых форм, форм собственности, форм торговли, а также объемов данной деятельности в иной уставной деятельности предприятий. 1.2.Основной задачей предприятия является розничная торговля то- варами народного потребления в ассортименте, соответствующем его то- варному профилю (типу), а также другими товарами, при наличии условий для их реализации; обеспечение высокой культуры обслуживания покупате- лей с наименьшими затратами времени на совершение покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей, в соот- ветствии с Законом РФ "О защите прав потребителей". 1.3.Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговли определенной группой товаров, выдаваемую в установленном порядке ли- цензионными службами (Московской лицензионной палатой или ее филиала- мив административных округах). 1.4.Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товар- ного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наимено- вания на русском языке. На входной двери магазина помещается табличка или делается трафа- ретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом адресе (мес- тонахождении) его собственника. В течение всего рабочего времени все двери торгового предприятия должны быть открыты для свободного доступа покупателей в торговый зал. 1.5.Товарный профиль (тип) и специализация предприятия торговли определяется его уставом. Изменение товарного профиля осуществляется по согласованию с органами местной администрации. 1.6.Торговое предприятие должно соблюдать архитектурные нормы и требования к рекламно-художественному оформлению, освещению витрин (особенно в ночное время), содержанию фасадов торгового предприятия. 1.7.Помещения торгового предприятия, прилегающие к ним территория ( не менее 5 м), находящиеся в его ведении палатки, киоски и другая мелкорозничная сеть, витрины, оборудование и торговый инвентарь, а также работа предприятия должны отвечать правилам техники безопаснос- ти, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего профиля (типа), за что руководитель торгового предприятия несет ответственность. 1.8.Режим работы предприятия торговли устанавливается по согласованию с органами местной администрации. Любые изменения режима работы предп- риятия должны согласовываться с органами местной администрации. 1.9.При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по оконча- нии рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с ус- тановленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имею- щие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены. 1.10.В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находя- щиеся в торговом зале. 1.11.Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переобору- дование и т. п. согласовывается с органами местной администрации, о чем покупатели извещаются не позднее чем за 5 дней до его закрытия специальным объявлением, в котором также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром. 1.12.средства измерений в соответствии с установленными требова- ниями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной про- верке органами Государственной метрологической службы не реже одного раза в год. положительные результаты поверки средств измерений удосто- веряются соответствующим клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Документы находятся у администрации магазина и предъявляются по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки. 1.13.На предприятиях должна быть представлена следующая информа- ция для покупателей: указывается расположение отделов, секций или продаваемых товаров; фамилия и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках; перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг; текст Закона РФ "О защите прав потребителей"; правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдель- ных видов товаров; о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан; адреса и телефоны Мосгосторгинспекции и местных органов админист- рации. 1.14.На предприятиях на доступном для покупателя месте должна на- ходиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью и печатью руководителя муниципального округа, на чьей территории данное предприятие находится, которая ежегодно прохо- дит перерегистрацию. Работники магазина не должны чинить каких-либо препятствий покупателям, желающим сделать запись в книге, для чего им создаются необходимые условия. 2.Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже 2.1.Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях тор- говли должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика, посредника (продав- ца), а также другими необходимыми документами. 2.2.Принятые предприятием в установленном порядке товары приходу- ются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозмож- ности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества) в текстовой части товарного отчета по итогам прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных ценах, а также причины невозможности оприходования. 2.3.При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, раз- мещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопаснос- ти. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должны отвечать стандартам и требованиям, предъявляемым к условиям хранения товаров, содержащимся в нормативно-технических доку- ментах и не допускать снижения качества товаров. 2.4.Товар перед поступлением в торговый зал должен быть соответс- твующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда оту- тюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие изделия из металла собраны, очищены от смазки, продовольственные това- ры - зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т. д., бутылки и консервные банки протерты). 3.Продажа товаров 3.1.Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортимент- ный перечень товаров, согласованный с органом местной администрации и центром Госсанэпиднадзора административного округа, на территории ко- торого оно расположено, действующие правила работы предприятия, сани- тарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техни- ческую документацию и соблюдать установленные в них требования. 3.2.Продажа товаров в торговом предприятии должна производиться всем гражданам на общих основаниях. Предприятие должно обеспечивать льготами, предоставленными законодательством и правительством Москвы, отдельные категории населения, а также организацию специальных видов торгового обслуживания по решению органов управления административных округов. 3.3.Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт. 3.4.К моменту открытия торговое предприятие должно быть подготов- лено к работе: в торговом зала обеспечена выкладка товаров в полном ассортименте, имеющемся в магазине, поддерживаемом в течение всего ра- бочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные мате- риалы; контрольно-кассовые машины; товары снабжены правильно оформлен- ными ценниками (наименование товара, его сорт, цена за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица, дата оформления цен- ника). 3.5.Гастрономические товары, яйцо, мясо, птица, рыба, сельди, сы- пучие, метражные и другие товары, не имеющие фабричной упаковки, обя- зательно должны отпускаться покупателю в упакованном виде - бумаге, бумажных пакетах, пергаменте, стоимость за которые с покупателя не взимается. По желанию покупателя товар может быть отпущен в целлофано- вой или полиэтиленовой упаковке, стоимость которой оплачивается им до- полнительно. Продавцы обязаны бесплатно нарезать отпускаемые гастрономические товары по просьбе покупателя. 3.6.Магазины, реализующие живую рыбу, должны быть оснащены аква- риумом. Срок реализации живой рыбы установлен двое суток. Без воды жи- вая рыба должна находиться не более 10 - 15 мин. Снулая рыба реализу- ется по ценам, сформированным как на прочую продукцию. 3.7.Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в чис- тую тару покупателей по весу или с применением стандартной мерной ем- кости. При взвешивании не допускается отлив жидких продуктов из тары покупателя в тару магазина. 3.8.В магазине самообслуживания товары, поступившие в нерасфасо- ванном виде, предварительно расфасовываются с учетом свойств товаров и спроса покупателей в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении и в зависимости от свойств товаров упаковываются в по- лиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бума- гу, сетчатую тару, пакеты, коробки и т. д. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, из- готовленных типографским способом, указывается наименование и сорт то- вара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фа- совщика. Капуста кочанная свежая, арбузы, дыни, тыква, кабачки, ананасы и другие аналогичные товары перед продажей взвешиваются и расцениваются. При этом их стоимость указывается на самом товаре или на прикрепленном к нему ярлыке цен (ценнике). 3.9.В торговом зале магазина (отдела) самообслуживания товары должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах, в прово- лочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре и тареоборудова- нии. Ценники на товары закрепляются в ценникодержателях, смонтирован- ных в оборудование или установленных на специальных стойках. В тех случаях, когда наименование товара, вес и сорт указаны на упаковке, могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара. 3.10.При продаже товаров по методу самообслуживания в магазинах (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателя- ми должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, кото- рые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания.3.11.Ра- ботникам магазина (отдела) самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других магазинах товаров, ставить на них штампы или делать другие от- метки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупателя оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, рюкзак, порт- фель, чемодан и т. п. магазин обязан обеспечить их сохранность. 3.12.Продажа товаров (Оружие, боеприпасы, комиссионные товары и др.) должна осуществляться в соответствии с утвержденными особыми пра- вилами, а также требованиями настоящих Правил. 3.13.На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предпри- ятие торговли должно иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей. 3.14.Категорически запрещается продажа товаров с истекшими срока- ми реализации. Руководитель предприятия несет ответственность за ка- чество реализуемых товаров, в том числе за своевременное продление сроков реализации в органах саннадзора. 3.15.Товары, на которые органами местной администрации установле- ны нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм. 3.16.При комплектовании подарочных наборов квалифицированными специалистами предприятия учитываются эстетические требования, харак- тер и назначение основного подарка и соответствующих ему предметов (мужская сорочка и галстук; дамская сумочка и перчатки; брошь, кольцо и серьги; авторучка и записная книжка и т. д.). При отсутствии в этих магазинах в отдельной продаже товаров, вхо- дящих в наборы, по просьбе покупателей такие наборы должны быть рас- комплектованы (кроме наборов фабричного изготовления). Запрещается обуславливать продажу одних товаров обязательным при- обретением других. 3.17.Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помеще- ний, а также до начала и после окончания установленных часов работы магазина. 3.18.Продажа товаров работникам данного магазина в каждом случае допускается только с разрешения и под контролем его администрации. 3.19.В торговом зале продовольственных магазинов на доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные весы, контроль- ные мерные кружки, мензурки, овоскоп; на предприятиях, торгующих тка- нями, - контрольные метры. Покупатель имеет право проверить цены, веса и меры отпущенных то- варов, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сер- тификата . Администрация предприятия обязана создавать для этого необ- ходимые условия. 3.20.Непродовольственные товары, отобранные покупателем, могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о вре- мени их выписки) до оплаты не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов. 3.21.Покупателю должна быть предоставлена возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение. 3.22.Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель- ность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, кото- рые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахож- дения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Минист- ров - Правительства РФ от 30.07.93 г. N 745. Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налого- вых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке. 3.23.Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке: кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя; печатает чек на контрольно-кассовой машине, на котором указывает- ся наименование предприятия, номер кассового аппарата, дата, цена по- купки; объявляет покупателю общую стоимость покупок; называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком; после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик. Запрещается закрытие касс в рабочее время для подсчета выручки при наличии очередей. 3.24.При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия. Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации. 3.25.При продаже товаров покупателю в обязательном порядке выда- ется кассовый (товарный) чек. При продаже технически сложных товаров в паспорте на изделие проставляется наименование магазина, дата продажи, штамп магазина, фамилия продавца. 3.26.Расчеты за все товары, приобретаемые в магазинах самообслу- живания, производятся только в едином узле расчета. Покупателю при расчете в обязательном порядке вручается кассовый чек, подтверждающий покупку товара в данном магазине, который должен сохраняться покупате- лем до выхода из магазина. Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты покупки), а также проверять их личные сумки, портфели и т. п. 3.27.Обмен приобретенных в розничной торговой сети непродовольст- венных товаров и возврат уплаченных за них денег производится в соот- ветствии с Законом РФ "О защите прав потребителей". 3.28.Покупатель обязан возместить торговому предприятию стоимость товара и имущества, поврежденного или уничтоженного по его вине. 4.Требования, предъявляемые к продавцам 4.1.В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей санитарно-ги- гиеническим требованиям. 4.2.Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в тор- говом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей. 4.3.При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к покупателям. При вручении покупки следует поблагодарить покупателя. 4.4.Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций. 4.5.Продавец может уходить с рабочего места только в случае заме- ны его другим продавцом. 4.6.Работником магазина запрещается на рабочих местах прием пищи и курение, для этого выделяется отдельное помещение или место. Покупателям также запрещается курить в торговом зале магазина. 4.7.Продавец, осуществляющий продовольственную торговлю, обязан знать порядок работы торгового предприятия: правила торговли товарами данной группы, правила подготовки товаров к продаже; приемы показа и упаковки товаров; принципы размещения, выкладки товаров и оформления витрин; правила хранения товаров и сроки их реализации; правила взве- шивания товаров, установки, регулировки, проверки весов и ухода за ни- ми; сроки клеймения мер, весов, гирь; правила работы кассовой машины и ухода за ней; виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и правила пользования ими; признаки платежеспособности государственных денежных знаков; установленный порядок приема и сдачи денег; правила обращения с тарой; правила санитарии и гигиены; правила техники безо- пасности и противопожарные мероприятия. Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила поль- зования холодильным оборудованием. 4.8.Продавец непродовольственных товаров обязан осуществлять предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и консультации покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними, ценах, предложение взаимозаменяемых товаров, новых и сопутст- вующих товаров; примерку, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстра- цию товаров в действии и т. д.; подсчет стоимости покупки, выписку (печатание) чека, получение денег; оформление паспорта на товар, имею- щий гарантийные сроки пользования; упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль, обмен товаров. 4.9.Продавец обязан производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку, осмотр внешнего вида изделий, переборку, протирку, очистку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т. д.); производить продажу товаров только при наличии правильно оформ- ленных ярлыков цен или ценников на товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы; сообщать администрации о случаях обнаружения товаров не соответствующих марки- ровке. 4.10.Продавец обязан знать ассортимент, классификацию, характе- ристику, назначение товаров данной группы, способы пользования и ухода за ними; правила расшифровки артикула и маркировки, розничные цены; приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза, комплектации товаров; шкалы размеров изделий и правила их определения; основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров,и способы их распознавания; основные требования к качеству товаров; виды брака; гарантийные сроки пользования товарами. 5.Контроль за соблюдением настоящих Правил 5.1.Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законами Российской Федерации и г. Москвы, постановлениями, распоряжениями правительства Москвы и распоряжениями мэра Москвы в пределах своей компетенции. К проверкам соблюдения настоящих Правил могут привлекаться специ- алисты, а также представители общественных организаций по защите прав потребителей. 5.2.Работники контролирующих органов проводят проверки предприя- тий по предъявлении служебного удостоверения, а для внештатных сотруд- ников - надлежаще оформленных документов (скрепленных подписью ответс- твенного лица и печатью организации) с указанием полномочий на право проверки предприятия. 5.3.На торговом предприятии ведется контрольный журнал установ- ленной формы, в который проверяющими вносятся записи о результатах проверки. Администрация предприятия обязана оказывать содействие проверяю- щим лицам в проведении проверки и принимать меры ук устранению недос- татков и нарушений. О принятых мерах администрация магазина делает от- метку в контрольном журнале. 5.4.За невыполнение и нарушение настоящих Правил работниками предприятия контролирующие органы (учреждения) вправе применить, в пределах своей компетенции, меры воздействия или поставить перед соот- ветствующими органами вопрос об административной или уголовной ответс- твенности. 5.5.Продавец несет ответственность перед покупателями за наруше- ние Правил работы предприятий, осуществляющих розничную торговую дея- тельность на территории г. Москвы, в порядке, установленном действую- щим законодательством. |