ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ Г.МОСКВЫ. Постановление. Правительство Москвы. 19.07.94 611-ПП

 
               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ,
            ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
                        НА ТЕРРИТОРИИ г. МОСКВЫ
                                               
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  
                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                         
						     19 июля 1994 г.
                
                                 N 611
          
                              (ВММ 94-18)
                
     
     В целях усиления защиты интересов покупателей и улучшения органи-
зации  работы  предприятий, осуществляющих розничную торговую деятель-
ность на территории г. Москвы, правительство Москвы постановляет:
     1.Утвердить Правила работы предприятий, осуществляющих  розничную
торговую деятельность на территории г. Москвы (приложение) и ввести их
в действие со дня подписания постановления.
     2.Департаменту  потребительского рынка и услуг, префектурам адми-
нистративных округов:
     - довести утвержденные Правила работы предприятий, осуществляющих
розничную торговую деятельность на территории г. Москвы, до  предприя-
тий розничной торговли;
     -  совместно с Мосгосторгинспекцией, Московским городским центром
Госсанэпиднадзора, Главным управлением внутренних дел г.  Москвы  осу-
ществить  контроль за соблюдением Правил работы предприятий, осуществ-
ляющих торговую деятельность на территории г. Москвы.
     3.Временные правила работы предприятий,  осуществляющих  торговую
деятельность на территории г. Москвы, утвержденные постановлением пра-
вительства Москвы от 28.07.92  N 542, считать утратившим силу.
     4.Контроль  за  исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя премьера правительства Москвы Малышкова В.И.
     
                              Премьер правительства Москвы  Ю.М.Лужков
                              
     
                                               Приложение
                                  к постановлению правительства Москвы
                                         от 19.07.94 г.  N 611
                                                      
     
                                ПРАВИЛА
         работы предприятий, осуществляющих розничную торговую
                 деятельность на территории г. Москвы
     
                           1.Общие положения
     1.1.Настоящие Правила определяют, в  соответствии  с  действующим
законодательством,  распоряжениями мэра, постановлениями правительства
Москвы, порядок розничной  торговли  на  предприятиях,  осуществляющих
торговую  деятельность на территории г. Москвы, независимо от их орга-
низационно-правовых форм, форм собственности, форм торговли,  а  также
объемов данной деятельности в иной уставной деятельности предприятий.
     1.2.Основной  задачей предприятия является розничная торговля то-
варами народного потребления в ассортименте, соответствующем  его  то-
варному  профилю (типу), а также другими товарами, при наличии условий
для их реализации; обеспечение высокой культуры обслуживания покупате-
лей с наименьшими затратами времени на  совершение  покупки,  оказание
дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей, в соот-
ветствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
     1.3.Каждое  предприятие  должно  иметь лицензию на право торговли
определенной группой товаров, выдаваемую в установленном  порядке  ли-
цензионными  службами (Московской лицензионной палатой или ее филиала-
мив административных округах).
     1.4.Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием  товар-
ного  профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наимено-
вания на русском языке.
     На входной двери магазина помещается табличка или делается трафа-
ретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом адресе (мес-
тонахождении) его собственника. В течение всего рабочего  времени  все
двери торгового предприятия должны быть открыты для свободного доступа
покупателей в торговый зал.
     1.5.Товарный  профиль  (тип) и специализация предприятия торговли
определяется его уставом. Изменение товарного  профиля  осуществляется
по согласованию с органами местной администрации.
     1.6.Торговое  предприятие  должно соблюдать архитектурные нормы и
требования к  рекламно-художественному  оформлению,  освещению  витрин
(особенно в ночное время), содержанию фасадов торгового предприятия.
     1.7.Помещения торгового предприятия, прилегающие к ним территория
(  не  менее  5 м), находящиеся в его ведении палатки, киоски и другая
мелкорозничная сеть, витрины, оборудование  и  торговый  инвентарь,  а
также  работа предприятия должны отвечать правилам техники безопаснос-
ти, санитарным, противопожарным и  другим  требованиям,  установленным
для  предприятий  соответствующего профиля (типа), за что руководитель
торгового предприятия несет ответственность.
1.8.Режим  работы предприятия торговли устанавливается по согласованию
с органами местной администрации. Любые изменения режима работы предп-
риятия должны согласовываться с органами местной администрации.
     1.9.При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по  оконча-
нии рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с ус-
тановленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имею-
щие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
     1.10.В  магазинах  самообслуживания  при закрытии их на обеденный
перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели,  находя-
щиеся в торговом зале.
     1.11.Закрытие  предприятия на санитарный день, ремонт, переобору-
дование и т. п. согласовывается с органами  местной  администрации,  о
чем  покупатели  извещаются  не  позднее чем за 5 дней до его закрытия
специальным объявлением, в котором также указывается адрес  ближайшего
предприятия, торгующего аналогичным товаром.
     1.12.средства  измерений в соответствии с установленными требова-
ниями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной  про-
верке  органами  Государственной метрологической службы не реже одного
раза в год. положительные результаты поверки средств измерений удосто-
веряются соответствующим клеймом и свидетельством о поверке на  каждый
прибор.  Документы  находятся у администрации магазина и предъявляются
по первому требованию покупателей, а  также  лиц,  уполномоченных  для
проверки.
     1.13.На  предприятиях должна быть представлена следующая информа-
ция для покупателей:
     указывается расположение отделов, секций или продаваемых товаров;
     фамилия и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах
или нагрудных знаках;
     перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
     текст Закона РФ "О защите прав  потребителей";
     правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдель-
ных видов товаров;
     о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
     адреса и телефоны Мосгосторгинспекции и местных органов админист-
рации.
     1.14.На предприятиях на доступном для покупателя месте должна на-
ходиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная,
заверенная подписью и печатью руководителя муниципального  округа,  на
чьей  территории данное предприятие находится, которая ежегодно прохо-
дит перерегистрацию. Работники магазина не  должны  чинить  каких-либо
препятствий  покупателям, желающим сделать запись в книге, для чего им
создаются необходимые условия.
     
          2.Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
   2.1.Приемка товаров по количеству и качеству на  предприятиях  тор-
говли должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными
актами и сопроводительными документами поставщика, посредника (продав-
ца), а также другими необходимыми документами.
     2.2.Принятые предприятием в установленном порядке товары приходу-
ются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозмож-
ности  оприходования  товара датой его фактического поступления (вызов
эксперта, проверка цены, качества) в текстовой части товарного  отчета
по  итогам  прихода  делается  запись о поступлении товара с указанием
поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в  отпускных
ценах, а также причины невозможности оприходования.
     2.3.При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, раз-
мещении  и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники
предприятия обязаны соблюдать принципы товарного соседства, санитарные
правила, нормы складирования и требования противопожарной  безопаснос-
ти.  Режим  хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки
хранения) должны отвечать стандартам и  требованиям,  предъявляемым  к
условиям хранения товаров, содержащимся в нормативно-технических доку-
ментах и не допускать снижения качества товаров.
     2.4.Товар перед поступлением в торговый зал должен быть соответс-
твующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда оту-
тюжена,  куски  ткани оправлены, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие
изделия из металла собраны, очищены от смазки, продовольственные това-
ры - зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т. д., бутылки и
консервные банки протерты).
     
                           3.Продажа товаров
     3.1.Торговое предприятие обязано иметь утвержденный  ассортимент-
ный  перечень товаров, согласованный с органом местной администрации и
центром Госсанэпиднадзора административного округа, на территории  ко-
торого  оно расположено, действующие правила работы предприятия, сани-
тарные и ветеринарные правила и другую  необходимую  нормативно-техни-
ческую документацию и соблюдать установленные в них требования.
     3.2.Продажа  товаров  в торговом предприятии должна производиться
всем гражданам на общих основаниях.  Предприятие  должно  обеспечивать
льготами,  предоставленными законодательством и правительством Москвы,
отдельные категории населения, а также организацию  специальных  видов
торгового  обслуживания по решению органов управления административных
округов.
     3.3.Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных  напитков,
пива, табачных изделий и игральных карт.
     3.4.К моменту открытия торговое предприятие должно быть подготов-
лено  к  работе:  в торговом зала обеспечена выкладка товаров в полном
ассортименте, имеющемся в магазине, поддерживаемом в течение всего ра-
бочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные мате-
риалы; контрольно-кассовые машины; товары снабжены правильно оформлен-
ными ценниками (наименование товара, его сорт, цена за вес или единицу
товара, подпись материально ответственного лица, дата оформления  цен-
ника).
     3.5.Гастрономические товары, яйцо, мясо, птица, рыба, сельди, сы-
пучие,  метражные и другие товары, не имеющие фабричной упаковки, обя-
зательно должны отпускаться покупателю в упакованном  виде  -  бумаге,
бумажных  пакетах,  пергаменте,  стоимость  за которые с покупателя не
взимается. По желанию покупателя товар может быть отпущен в целлофано-
вой или полиэтиленовой упаковке, стоимость которой оплачивается им до-
полнительно.
     Продавцы обязаны бесплатно нарезать отпускаемые  гастрономические
товары по просьбе покупателя.
     3.6.Магазины,  реализующие живую рыбу, должны быть оснащены аква-
риумом. Срок реализации живой рыбы установлен двое суток. Без воды жи-
вая рыба должна находиться не более 10 - 15 мин. Снулая рыба  реализу-
ется по ценам, сформированным как на прочую продукцию.
     3.7.Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в чис-
тую  тару покупателей по весу или с применением стандартной мерной ем-
кости. При взвешивании не допускается отлив жидких продуктов  из  тары
покупателя в тару магазина.
     3.8.В  магазине самообслуживания товары, поступившие в нерасфасо-
ванном виде, предварительно расфасовываются с учетом свойств товаров и
спроса покупателей в специально выделенном и  оборудованном  для  этой
цели  помещении и в зависимости от свойств товаров упаковываются в по-
лиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную  бума-
гу, сетчатую тару, пакеты, коробки и т. д.
     На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, из-
готовленных типографским способом, указывается наименование и сорт то-
вара,  его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фа-
совщика.
     Капуста кочанная свежая, арбузы, дыни, тыква, кабачки, ананасы  и
другие аналогичные товары перед продажей взвешиваются и расцениваются.
При этом их стоимость указывается на самом товаре или на прикрепленном
к нему ярлыке цен (ценнике).
     3.9.В  торговом  зале  магазина  (отдела) самообслуживания товары
должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах, в прово-
лочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре  и  тареоборудова-
нии.
     Ценники  на товары закрепляются в ценникодержателях, смонтирован-
ных в оборудование или установленных на  специальных  стойках.  В  тех
случаях,  когда  наименование  товара, вес и сорт указаны на упаковке,
могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара.
     3.10.При продаже товаров по методу самообслуживания  в  магазинах
(кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателя-
ми  должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, кото-
рые покупатель обязан взять при входе в зал  самообслуживания.3.11.Ра-
ботникам  магазина  (отдела) самообслуживания не разрешается требовать
от покупателей предъявления при входе в торговый зал  приобретенных  в
других  магазинах товаров, ставить на них штампы или делать другие от-
метки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупателя
оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку,  рюкзак,  порт-
фель, чемодан и т. п. магазин обязан обеспечить их сохранность.
     3.12.Продажа  товаров  (Оружие, боеприпасы, комиссионные товары и
др.) должна осуществляться в соответствии с утвержденными особыми пра-
вилами, а также требованиями настоящих Правил.
     3.13.На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предпри-
ятие торговли должно иметь сертификаты установленной  формы,  выданные
уполномоченными  на  то  органами, удостоверяющие качество товаров, их
безопасность для жизни и здоровья людей.
     3.14.Категорически запрещается продажа товаров с истекшими срока-
ми реализации. Руководитель предприятия несет  ответственность за  ка-
чество  реализуемых  товаров,  в  том числе за своевременное продление
сроков реализации в органах саннадзора.
     3.15.Товары, на которые органами местной администрации установле-
ны нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.
     3.16.При  комплектовании  подарочных  наборов  квалифицированными
специалистами  предприятия учитываются эстетические требования, харак-
тер и назначение основного подарка  и  соответствующих  ему  предметов
(мужская  сорочка и галстук; дамская сумочка и перчатки; брошь, кольцо
и серьги; авторучка и записная книжка и т. д.).
     При отсутствии в этих магазинах в отдельной продаже товаров, вхо-
дящих в наборы, по просьбе покупателей такие наборы должны  быть  рас-
комплектованы (кроме наборов фабричного изготовления).
     Запрещается обуславливать продажу одних товаров обязательным при-
обретением других.
     3.17.Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помеще-
ний,  а  также  до начала и после окончания установленных часов работы
магазина.
     3.18.Продажа товаров работникам данного магазина в каждом случае
допускается только с разрешения и под контролем его администрации.
     3.19.В торговом зале продовольственных магазинов на доступном для
покупателей  месте должны быть установлены контрольные весы, контроль-
ные мерные кружки, мензурки, овоскоп; на предприятиях, торгующих  тка-
нями, - контрольные метры.
     Покупатель имеет право проверить цены, веса и меры отпущенных то-
варов, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сер-
тификата . Администрация предприятия обязана создавать для этого необ-
ходимые условия.
     3.20.Непродовольственные  товары,  отобранные  покупателем, могут
храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о  вре-
мени их выписки) до оплаты не более одного часа.
     В  отдельных  случаях этот срок может быть продлен администрацией
предприятия до двух часов.
     3.21.Покупателю должна быть предоставлена  возможность  оставлять
на  хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок
до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по  сохранной
квитанции  отдельно  от  непроданных  товаров без взимания платы за их
хранение.
     3.22.Денежные расчеты с населением  за  товары  осуществляются  с
обязательным  применением  контрольно-кассовых  машин,  за исключением
случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий  (в
том  числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель-
ность без образования юридического лица, в  случае  осуществления  ими
торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, кото-
рые  в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахож-
дения могут осуществлять денежные расчеты с населением без  применения
контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Минист-
ров - Правительства РФ от 30.07.93 г.  N 745.
     Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налого-
вых  органах  по месту нахождения предприятий торговли в установленном
порядке.
     3.23.Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
     кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно
на виду у покупателя;
     печатает чек на контрольно-кассовой машине, на котором указывает-
ся наименование предприятия, номер кассового аппарата, дата, цена  по-
купки;
     объявляет покупателю общую стоимость покупок;
     называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком;
     после  окончательного  расчета  кладет  полученные  от покупателя
деньги в кассовый ящик.
     Запрещается закрытие касс в рабочее время  для  подсчета  выручки
при наличии очередей.
     3.24.При  поступлении  от покупателя претензии по расчетам кассир
обязан сообщить об этом администрации предприятия.
     Возврат из кассы денег покупателям производится  в  установленном
порядке по разрешению администрации.
     3.25.При  продаже товаров покупателю в обязательном порядке выда-
ется кассовый (товарный) чек. При продаже технически сложных товаров в
паспорте на изделие проставляется наименование магазина, дата продажи,
штамп магазина, фамилия продавца.
     3.26.Расчеты за все товары, приобретаемые в магазинах  самообслу-
живания,  производятся  только  в  едином узле расчета. Покупателю при
расчете в обязательном порядке вручается кассовый чек,  подтверждающий
покупку товара в данном магазине, который должен сохраняться покупате-
лем до выхода из магазина.
     Работникам  магазина  запрещается  применять двойной контроль при
выходе покупателей (проверку правильности  оплаты  покупки),  а  также
проверять их личные сумки, портфели и т. п.
     3.27.Обмен приобретенных в розничной торговой сети непродовольст-
венных  товаров и возврат уплаченных за них денег производится в соот-
ветствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
     3.28.Покупатель обязан возместить торговому предприятию стоимость
товара и имущества, поврежденного или уничтоженного по его вине.
     
                4.Требования, предъявляемые к продавцам
     4.1.В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной
одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей  санитарно-ги-
гиеническим требованиям.
     4.2.Продавец  обязан следить за наличием товаров в продаже в тор-
говом зале согласно ассортиментному  перечню,  своевременно  пополнять
запасы товаров, не допускать образования очередей.
     4.3.При  осмотре  и  выборе  покупателями товаров продавец должен
быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и  корректно
относиться к покупателям.
     При вручении покупки следует поблагодарить покупателя.
     4.4.Взвешивание  и отмеривание товара за прилавком должны вестись
таким образом, чтобы покупатель мог  видеть правильность этих операций.
     4.5.Продавец может уходить с рабочего места только в случае заме-
ны его другим продавцом.
     4.6.Работником магазина запрещается на рабочих местах прием  пищи
и курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.
     Покупателям также запрещается курить в торговом зале магазина.
     4.7.Продавец,  осуществляющий  продовольственную торговлю, обязан
знать порядок работы торгового предприятия: правила торговли  товарами
данной  группы,  правила подготовки товаров к продаже; приемы показа и
упаковки товаров; принципы размещения, выкладки товаров  и  оформления
витрин;  правила хранения товаров и сроки их реализации; правила взве-
шивания товаров, установки, регулировки, проверки весов и ухода за ни-
ми; сроки клеймения мер, весов, гирь; правила работы кассовой машины и
ухода за ней; виды торгового оборудования, инвентаря,  инструментов  и
правила  пользования  ими; признаки платежеспособности государственных
денежных знаков; установленный порядок приема и сдачи  денег;  правила
обращения  с тарой; правила санитарии и гигиены; правила техники безо-
пасности и противопожарные мероприятия.
     Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила поль-
зования холодильным оборудованием.
     4.8.Продавец  непродовольственных  товаров  обязан   осуществлять
предложение  и  показ  товаров, помощь в выборе товаров и консультации
покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах  ухода
за ними, ценах, предложение взаимозаменяемых товаров, новых и сопутст-
вующих  товаров; примерку, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстра-
цию товаров в действии и т. д.;  подсчет  стоимости  покупки,  выписку
(печатание) чека, получение денег; оформление паспорта на товар, имею-
щий  гарантийные  сроки  пользования; упаковку товаров, выдачу покупки
или передачу ее на контроль, обмен товаров.
     4.9.Продавец обязан производить полную  предпродажную  подготовку
товара  (проверку  наименования, количества, комплектности, сортности,
цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку,
осмотр внешнего вида изделий, переборку,  протирку,  очистку,  сборку,
комплектование,  проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т.
д.); производить продажу товаров только при наличии  правильно  оформ-
ленных ярлыков цен или ценников на товары по группам, видам и сортам с
учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы; сообщать
администрации  о случаях обнаружения товаров не соответствующих марки-
ровке.
     4.10.Продавец обязан знать ассортимент,  классификацию,  характе-
ристику, назначение товаров данной группы, способы пользования и ухода
за  ними;  правила  расшифровки артикула и маркировки, розничные цены;
приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза,  комплектации  товаров;
шкалы размеров изделий и правила их определения; основные виды сырья и
материалов, идущих на изготовление товаров,и способы их распознавания;
основные  требования к качеству товаров; виды брака; гарантийные сроки
пользования товарами.
     
              5.Контроль за соблюдением настоящих Правил
     5.1.Контроль за работой  предприятий  осуществляется  органами  и
службами,  имеющими  на это право в соответствии с законами Российской
Федерации и г. Москвы, постановлениями,  распоряжениями  правительства
Москвы и распоряжениями мэра Москвы в пределах своей компетенции.
     К проверкам соблюдения настоящих Правил могут привлекаться специ-
алисты,  а также представители общественных организаций по защите прав
потребителей.
     5.2.Работники контролирующих органов проводят проверки  предприя-
тий по предъявлении служебного удостоверения, а для внештатных сотруд-
ников - надлежаще оформленных документов (скрепленных подписью ответс-
твенного  лица  и печатью организации) с указанием полномочий на право
проверки предприятия.
     5.3.На торговом предприятии ведется контрольный  журнал  установ-
ленной  формы,  в  который  проверяющими вносятся записи о результатах
проверки.
     Администрация предприятия обязана оказывать содействие  проверяю-
щим  лицам в проведении проверки и принимать меры ук устранению недос-
татков и нарушений. О принятых мерах администрация магазина делает от-
метку в контрольном журнале.
     5.4.За невыполнение  и  нарушение  настоящих  Правил  работниками
предприятия  контролирующие  органы  (учреждения)  вправе применить, в
пределах своей компетенции, меры воздействия или поставить перед соот-
ветствующими органами вопрос об административной или уголовной ответс-
твенности.
     5.5.Продавец несет ответственность перед покупателями за  наруше-
ние  Правил работы предприятий, осуществляющих розничную торговую дея-
тельность на территории г. Москвы, в порядке, установленном  действую-
щим законодательством.