РЕГЛАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. Постановление. Пленум Экономического Суда СНГ. 05.07.94

              РЕГЛАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА
                        НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    ПЛЕНУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                            5 июля 1994 г.

                              (ЗН 94-11)


     Настоящий Регламент определяет порядок деятельности Экономическо-
го Суда  Содружества  Независимых  Государств (далее - Суд) в пределах
его компетенции.

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ РЕГЛАМЕНТЕ

       Содружество Независимых Государств (далее - Содружество)
     1.1. Данное понятие охватывает государства, подписавшие и ратифи-
цировавшие учредительные  документы  Содружества  и  подпадающие   под
юрисдикцию Суда.

                    Органы и институты Содружества
     1.2. Данное понятие включает в себя постоянные и временные  орга-
низационные структуры Содружества, созданные в соответствии с Уставом  *
Содружества, договорами, соглаше- стоянное представительство госу-     *
дарства - участника Содружест-                                          *
     1.3. Полномочный  орган  государства  -  полномочное   постоянное
представительство государства-участника  Содружества  в Исполнительном
Секретариате Содружества,  либо специально уполномоченный государством
орган, либо должностное лицо.

                           Акты Содружества
     1.4. Данное понятие охватывает договоры, соглашения, решения, за-
явления, меморандумы и иные волеизъявления глав государств,  глав пра-
вительств, ратифицированные (если  это  необходимо)  государствами,  а
также иные  акты,  подписанные  главами  государств или главами прави-
тельств, носящие обязывающий характер.

                Акты органов и институтов Содружества
     1.5. Данное  понятие включает в себя акты обязывающего характера,
принятые (изданные) полномочными органами и институтами Содружества  в
пределах их компетенции.
     1.6. Сроки,  предусмотренные Регламентом, начинают исчисляться на
следующий день после календарной даты или наступления события, которы-
ми определяются его начало.
     Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно мо-
жет быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
     Если в  государстве - участнике Содружества,  где документ счита-
ется предъявленным или иная обязанность выполненной,  день,  следующий
за названной датой,  является нерабочим или праздничным, срок начинает
исчисляться в первый последующий рабочий день.
     Если последний день соответствующего срока является нерабочим или
праздничным в государстве - участнике Содружества,  в котором документ
считается предъявленным или иная обязанность выполненной, срок истека-
ет в двадцать четыре часа первого последующего рабочего дня.
     Право на  совершение процессуальных действий прекращается с исте-
чением установленного Регламентом или назначенного Судом срока.  Доку-
менты, поданные в Суд по истечении процессуального срока,  оставляются
без рассмотрения и возвращаются, если Судом не будет принято иное  ре-
шение.
     1.7. Фиксированный вил связи - любой  вид  связи,  обеспечивающий
фиксирование отправления документа или задокументированной информации.
Сторона, отправляющая  документ  или  задокументированную  информацию,
должна представить  достаточные  доказательства отправки документа или
задокументированной информации конкретному адресату.

                      Стороны (участники) спора
     1.8. Под  сторонами  (участниками)  спора  подразумеваются  госу-
дарства - участники Содружества в лице их полномочных органов и инсти-
тутов Содружества, на которые распространяется юрисдикция Суда. Сторо-
нами (участниками) спора в Суде могут быть и иные государства  в  лице
их полномочных органов,  отвечающие требованиям и соблюдающие условия,
закрепленные в пункте 1.13 настоящего  Регламента,  если  такое  право
вытекает из межгосударственных и межправительственных договоров,  сог-
лашений, а также соглашениями между самими спорящими сторонами.

                        Нормативная база Суда
     1.9. Нормативную базу организации и деятельности Суда составляют:
     - Устав Содружества Независимых Государств,  принятый  22  января
1993 года;
     - Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 го-
да;
     - Соглашение глав государств - участников Содружества  о  статусе
Экономического Суда  Содружества  Независимых Государств т 6 июля 1992
года;
     - Положение  об  Экономическом Суде Содружества Независимых Госу-
дарств, утвержденное Соглашением Совета глав государств  -  участников
Содружества от  6  июля  1992 года (далее - Положение об Экономическом
суде Содружества);
     - Соглашение  глав государств - участников Содружества о мерах по
обеспечению улучшения  расчетов  между  хозяйственными   организациями
стран - участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 го-
да;
     - иные акты Содружества;
     - общепризнанные принципы международного права;
     - настоящий Регламент.

                        Цели деятельности Суда
     1.10. Суд создан и действует в целях:
     - обеспечения  единообразного  применения  договоров,  соглашений
государств - участников Содружества и основанных на них  экономических
обязательств путем разрешения споров,  вытекающих из экономических от-
ношений;
     - устранения  правовых  пробелов  в законодательстве государств -
участников Содружества посредством создания судебных прецедентов.
     1.11. Деятельность  Суда в осуществлении правосудия не подотчетна
и не подконтрольна никаким должностным лицам  и  органам  Содружества.
Государство - участник Содружества не может воспрепятствовать деятель-
ности Суда по причине несогласия с позицией,  занятой Судом.  Деятель-
ность Суда  может  быть  прекращена  лишь по решению Совета глав госу-
дарств - участников Содружества в том же порядке,  в  котором  принято
решение о создании Суда.

                           Компетенция Суда
     1.12. Суд разрешает:
     а) межгосударственные экономические споры, возникающие при испол-
нении экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества и
его институтов;
     б) межгосударственные споры о соответствии  нормативных  и других
актов государств - участников Содружества,  принятых по экономическим-
вопросам, соглашениям и иным актам Содружества;
     в) другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на
их основе иных актов Содружества, отнесенные к ведению Суда соглашени-
ями государств - участников Содружества;
     г) споры о толковании межгосударственных  и  межправительственных
договоров, соглашений государств - участников Содружества.
     1.13. Суд может принять к своему производству и разрешить по  су-
ществу спор:
     - между государствами - участниками Содружества, ни одно из кото-
рых не является  участником  Соглашения  о статусе Экономического Суда
Содружества;
     - между  государствами  -  участниками  Содружества,  являющимися
участниками Соглашения о статусе Экономического  Суда  Содружества,  с
одной стороны,  и государствами - участниками Содружества, не являющи-
мися участниками Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества,
с другой;
     - между государствами, одно из которых является участником Согла-
шения о статусе Экономического Суда Содружества,  а другое не является
участником Содружества;
     - между государствами,  ни одно из которых не является участником
Содружества;
     - между органами и институтами Содружества;
     - между органом и институтом  Содружества,  с  одной  стороны,  и
государством - участником Содружества,  не являющегося участником Сог-
лашения о Статусе Экономического Суда Содружества, с другой;
     - между  органом  и  институтом Содружества,  с одной стороны,  и
государством, не являющимся участником Содружества, с другой;
     - между  хозяйствующими субъектами одного транснационального объ-
единения;
     - между другими субъектами.
     Указанные споры могут быть  переданы  на  рассмотрение  суда  при
условии, что  это прямо предусмотрено межгосударственными договорами и
соглашениями. Такие споры рассматриваются Судом по процедуре, установ-
ленной настоящим Регламентом.
     1.14. Суд не может отказаться от разрешения спора за  отсутствием
или неясностью подлежащей применению нормы права.
     1.15. Суд осуществляет толкование в соответствии с пунктом 5  ПО-
ложения об Экономическом Суде Содружества и в порядке, предусмотренном
разделом 13 настоящего Регламента.
     1.16. Суд  не  принимает к рассмотрению,  не разрешает споры и не
осуществляет толкование, если решение этих вопросов предусмотрено ины-
ми процедурами.
     1.17. Вопрос о компетенции Суда в отношении конкретного дела  ре-
шается самим Судом.

                           Обращение в Суд
     1.18. С заявлениями в суд о  реализации  Судом  полномочий,  пре-
дусмотренных пунктом  1.12  настоящего Регламента,  обращаются заинте-
ресованные государств - участники Содружества в  лице  их  полномочных
органов и полномочных представителей, а также органы, институты Содру-
жества в лице их руководителей.
     1.19. С заявлениями в суд о реализации полномочий,  предусмотрен-
ных подпунктами "1" и "2" пункта 5  Положения  об  Экономическом  Суде
Содружества, обращаются высшие органы власти и управления и государств
- участников Содружества и  органы,  институты  Содружества,  а  также
высшие хозяйственные, арбитражные суды и иные высшие органы разрешаю-
щие в государствах экономические споры (далее  -  органы,  разрешающие
экономические споры).
     1.20. Заявления и другие  документы,  адресованные  Суду,  должны
быть представлены фиксированным видом связи,  оформлены в соответствии
с правилами о документации и подписаны должностным  лицом,  полномочия
которого у  Суда  не должны вызывать сомнений,  либо должны быть подт-
верждены специальной доверенностью или иным надлежащим документом.
     1.21. Суд не возбуждает дел по собственной инициативе.


                          2. СТРУКТУРА СУДА
     2.1. Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (далее -
коллегия), полный состав Суда (далее -Экономический Суд), Пленума Суда.
     2.2. Суд может начать работать, если в установленном порядке изб-
рано шесть и более судей.
     2.3. Высшим  коллегиальным  органом Суда является Пленум.  Состав
Пленума, его компетенция определяются  Положением об Экономическом Су-
де Содружества и разделом 9 настоящего Регламента.
     2.4. Коллегиальным органом Суда, решающим организационные, кадро-
вые и другие вопросы,  а также вопросы, связанные с судопроизводством,
но не входящие в компетенцию Пленума  и  Председателя  Суда,  является
Экономический Суд в составе всех избранных (назначенных) в установлен-
ном порядке судей.  решение Экономического Суда правомочно, если в его
заседании участвует и принимает участие в голосовании две трети, но не
менее шести судей.
     2.5. Экономический Суд:
     а) избирает из своего состава Председателя Суда, его заместителей
с последующим  их  утверждением  Советом  глав государств - участников
Содружества и распределяет обязанности между ними;
     б) определяет составы коллегий;
     в) назначает генерального секретаря Суда и генеральных советников
Суда;
     г) определяет основные направления деятельности Суда;
     д) утверждает Положение о структурных подразделениях аппарата Су-
да;
     е) рассматривает   штатно е расписание,  смету  расходов  Суда  и
представляет их в установленном порядке на утверждение;
     ж) определяет время и продолжительность судебных каникул;
     з) утверждает правила внутреннего распорядка Суда и другие  доку-
менты, регламентирующие деятельность Суда;
     и) утверждает Положение о научно-консультационном  Совете  и  его
персональный состав;
     к) выполняет иные функции, предусмотренные Положением об Экономи-
ческом Суде Содружества и настоящим Регламентом.
     2.6. Коллегии Суда формируются в количестве пяти судей и назнача-
ются Экономическим Судом сроком на один год.
     В необходимых случаях  может  быть  образована  коллегия  Суда  в
составе трех судей, а также для разрешения конкретного дела независимо
от сформированных коллегий.
     Дело, начатое одной коллегией Суда, должно быть рассмотрено  этой
же коллегией.  Замена судей в коллегии Суда производится Председателем
Суда и возможна в случае болезни,  нахождения в командировке, отпуске,
отстранения от должности в установленном порядке, удовлетворения хода-
тайства об отводе или самоотводе.
     Решение, определение,  вынесенное любым составом Суда,  считается
вынесенным самим Судом.
     2.7. Порядок избрания (назначения) судьи определяется  Положением
об Экономическом Суде Содружества.  Десятилетний срок полномочий судьи
исчисляется со дня его  избрания  (назначения).  По  завершении  срока
судья продолжает исполнять свои обязанности впредь до замещения места.
     2.8. Каждый судья обязан при вступлении в должность  на заседании
Экономического Суда принять присягу следующего  содержания:  "Торжест-
венно клянусь честно и добросовестно  исполнять свои обязанности, быть
беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть".
     2.9. Судья не  является  представителем  государства,  избравшего
(назначившего) его.  Он  также  не  может  представлять интересы госу-
дарства его избравшего (назначившего) в силу  специального  поручения,
невзирая на уровень органа (должностного лица),  давшего такое поруче-
ние.
     2.10. Гарантии независимости, привилегии и иммунитеты судей уста-
навливаются Положением об Экономическом Суде Содружества и другими ак-
тами Содружества.
     2.11. Председатель Суда осуществляет процессуальные,  организаци-
онно-распорядительные функции  в соответствии с Положением об Экономи-
ческом суде Содружества и настоящим Регламентом.
     Заместители Председателя  суда исполняют обязанности Председателя
Суда в случае его отсутствия на рабочем месте по болезни, нахождения в
отпуске или командировке.
     2.12. Генеральный секретарь Суда  и  генеральные  советники  суда
назначаются на три года, должны иметь высшее юридическое образование и
не менее пяти лет стажа по специальности.
     2.13. Генеральный  секретарь  Суда  организует  делопроизводство,
связанное с работой Суда, выполняет административные функции в отноше-
нии аппарата  Суда,  а  также выполняет иные функции,  предусмотренные
настоящим Регламентом и Положением о генеральном секретаре Суда.
     2.14. Генеральные советники Суда действуют в соответствии с Поло-
жением о службе генеральных советников Суда и  выполняют  обязанности,
вытекающие из пункта 8.15 настоящего Регламента.
     2.15. Структурные подразделения аппарата суда действуют на  осно-
вании Положений о них,  утверждаемых Экономическим Судом, и работают в
тесном взаимодействии между собой.  Распределение  обязанностей  между
сотрудниками структурного подразделения осуществляет руководитель это-
го подразделения.
     2.16. При Суде действует научно-консультативный Совет, персональ-
ный состав и Положение о нем утверждаются Экономическим Судом.

                 Заседания Суда. Порядок работы Суда
     2.17. Заседания Суда проводятся в зависимости от содержания заяв-
ленного в Суд требования,  категории подлежащего рассмотрению  дела  и
других факторов,  следующим составом судей,  число которых обязательно
должно быть нечетным:
     а) Экономическим Судом;
     б) коллегией Суда в количестве трех и пяти конкретно определенных
судей;
     в) коллегией Суда, назначенной Экономическим Судом для разрешения
конкретного дела.
     2.18. Все решения,  определения и постановления Суда, в том числе
и Пленума, принимаются простым большинством голосов.
     2.19. Суд работает постоянно,  за исключением  судебных  каникул,
сроки и длительность которых устанавливается Экономическим Судом.
     Во время судебных каникул действует одна коллегия, состав которой
определяется Председателем суда, с необходимым количеством сотрудников
аппарата. В период судебных каникул обязанности  Председателя  Суда  в
месте пребывания  Суда  исполняются его заместителем или одни из судей
по усмотрению Председателя. В экстренных случаях Председатель Суда мо-
жет созвать судей во время судебных каникул.
     2.20. Суд соблюдает все праздники,  официально принятые на терри-
тории его местонахождения.

             3. ЯЗЫК, СУДОПРОИЗВОДСТВО И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
     3.1. Судопроизводство и делопроизводство в Суде осуществляются на
языке межгосударственного общения, принятого в Содружестве.
     3.2. Все документы,  касающиеся возбуждения дела и  осуществления
судопроизводства, представляются  сторонами  в  Суд  на языке межгосу-
дарственного общения.

                 4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ СУДА
     4.1. Работа  Суда  носит открытый  характер.  Данное положение не
относится к обсуждению Судом вопросов  при вынесении им решений, опре-
делений и  постановлений,  ход  обсуждения  которых всегда и при любых
обстоятельствах носит сугубо конфиденциальный характер  и  разглашению
ни в целом, ни в какой-либо части не подлежит.
     4.2. Суд вправе в ходе подготовки дела к судебному разбирательст-
ву и  в любой стадии судебного процесса обращаться устно и письменно к
специалистам за консультациями, знакомиться с хозяйственной, правопри-
менительной и иной практикой.
     4.3. Суд не вправе публично высказывать свое мнение по рассматри-
ваемому делу до принятия окончательного решения, а также не вправе да-
вать никому советы и консультации по конкретным обстоятельствам, кото-
рые могут быть предметом рассмотрения в судебном заседании.

                 5. ПРИМЕНИМОЕ ПРАВО. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
     5.1. Суд рассматривает дела и разрешает споры на основе  примени-
мых норм материального права, применяя:
     а) акты Содружества;
     б) акты органов и институтов Содружества;
     в) договоры и соглашения государств - участников Содружества;
     г) взаимоприменимые нормы актов бывшего Союза ССР;
     д) международные конвенции как общие, так и специальные, устанав-
ливающие правила, определенно признанные спорящими сторонами;
     е) общепризнанные  принципы  международного права,  международный
обычай как  доказательство  всеобщей  практики,  признанный в качестве
правовой нормы;
     ж) общие  принципы права,  признанные в государствах - участниках
Содружества;
     з) постановления Пленума и решения Суда, носящие прецедентный ха-
рактер;
     и) постановления Пленума и решения Суда,  обладающие преюдициаль-
ной силой в отношении конкретного дела, рассматриваемого Пленумом.
     5.2. На всех этапах судопроизводства Суд применяет правила насто-
ящего Регламента.
     Вопросы, не урегулированные настоящим Регламентом, разрешаются по
справедливости и доброй совести при условиях:
     - равного отношения к спорящим сторонам;
     - предоставления каждой  стороне  возможности  надлежащей  защиты
своих интересов.
     5.3. Доказательствами по делу являются любые фактические  данные,
на основании  которых Суд устанавливает наличие или отсутствие обстоя-
тельств, обосновывающих требования или возражения сторон, а также иные
обстоятельства, имеющие значение для правильного, всестороннего и объ-
ективного разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоя-
тельства, на  которые  она ссылается как на основание своих требований
или возражений.  Суд принимает только те доказательства, которые имеют
отношение к рассматриваемому делу.
     5.4. Проверка доказательства производится в порядке,  установлен-
ном Судом, рассматривающим дело.
     5.5. При осуществлении правосудия в рамках настоящего  Регламента
стороны равны перед Судом.

                     6. ОТВОД И САМООТВОД СУДЬИ.
                   ЗАМЕНА СУДЬИ В СОСТАВЕ КОЛЛЕГИИ
     6.1. В  ходе  заседаний  Суда,  но  до вынесения решения,  судья,
участвующий в рассмотрении дела, должен сообщить Председателю Суда лю-
бые факты и обстоятельства, которые могут вызвать  сомнения в его неп-
редвзятости и независимости от любой из сторон по делу.
     6.2. Любая  сторона  по  делу,  а  также любое иное государство -
участник спора, имеющее основание считать себя в качестве третьей сто-
роны как имеющей,  так и не имеющей самостоятельных требований,  может
заявить требование об отводе судьи от  участия  в  рассмотрении  дела,
основанное на  утверждении о недостаточной независимости судьи или лю-
бом ином правомерном и значимом мотиве. Это требование оформляется за-
явлением, передаваемом  в ходе распорядительных заседаний Суда,  но не
позже начала слушания дела, на имя председателя Суда. В заявлении ука-
зываются факты и обстоятельства, на которых основывается требование об
отводе судьи от участия в рассмотрении дела.
     Основанием для заявления с требованием об отводе судьи или колле-
гии Суда не может служить национальная принадлежность  судьи  или  его
гражданство.
     6.3. Председатель Суда,  получив сообщение судьи о  самоотводе, а
также заявление от участника спора об отводе судьи от участия в  деле,
в трехдневный срок направляет его коллегии Суда.
     6.4. Коллегия Суда решает вопрос о принятии либо отклонении заяв-
ленных требований об отводе или самоотводе судьи,  о чем выносит опре-
деление.
     6.5. Замена судьи в коллегии Суда производится Экономическим  Су-
дом:
     а) по просьбе судьи или подаче им заявления об отставке;
     б) случае принятия Судом решения об отводе или самоотводе судьи;
     в) если Экономический Суд решит,  что судье препятствуют (де  юре
или де  факто)  выполнять свои функции, или он их не выполняет в соот-
ветствии с настоящим Регламентом,  или в  установленные  сроки  -  при
условии, что  у  Экономического Суда есть для постановки этого вопроса
достаточно информации и оснований;
     г) в случае смерти судьи;
     6.6. Решение суда об удовлетворении ил отклонении ходатайства  об
отводе и самоотводе является окончательным.

                 7. ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
     7.1. Сторона,  желающая прибегнуть к примирению,  в том числе и с
участием судебного  посредника,  направляет  в Суд соответствующее хо-
датайство любым фиксированным средством связи. Такое ходатайство может
быть направлено как государством, чьи права или интересы нарушены, так
и государством,  к которому заявлено требование, а также обеими сторо-
нами.
     7.2. Суд обязан удовлетворить требования сторон об урегулировании
спора путем  примирительных  процедур,  предоставив для этого просимый
срок, но не свыше трех  месяцев.  В  этом  случае  дело  откладывается
рассмотрением на указанный срок.
     7.3. В случае отсутствия ответа в указанный срок,  либо при отри-
цательном ответе,  ходатайство  о  применении примирительной процедуры
считается отвергнутым, а сама процедура несостоявшейся.

                    8. СУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
     8.1. Дела возбуждаются по письменному заявлению сторон, указанных
в пункте 1.8 настоящего Регламента в лице их полномочных органов. Сог-
ласия другой  стороны  (других сторон) в споре на рассмотрение данного
дела Судом не требуется.  Если одна из сторон отказывается  или  не  в
состоянии участвовать в заседании, судебное производство осуществляет-
ся несмотря на такой отказ или отсутствие стороны.
     8.2. В  заявлении, предъявляемом в Суд,  обязательно указываются:
предмет спора, требования стороны-заявителя,  нарушенное  правоотноше-
ние, фактические и  правовые обстоятельства, на которых сторона-заяви-
тель основывает свои требования и ссылку на  доказательства, подтверж-
дающие эти обстоятельства,  а также другие, необходимые для всесторон-
него, полного и объективного рассмотрения дела обстоятельства  и  дан-
ные. Заявления и документы (или их копии) подаются в Суд, в количестве
экземпляров, равном числу сторон в деле.
     8.3. Поступившее заявление регистрируется в порядке,  установлен-
ном Судом,  после чего Председатель Суда направляет заявление коллегии
Суда и одновременно назначает судью-докладчика и генерального советни-
ка. Коллегия Суда, в десятидневный срок с момента поступления  заявле-
ния, выносит  определение о принятии дела к своему производству,  либо
об отказе в принятии по основаниям,  установленным пунктом 8.4 настоя-
щего Регламента, и возвращении заявления обратившейся стороне.
     В случае принятия дела к производству,  копии определения Суда  с
приложением копий документов, подтверждающих требования  заявителя,  в
пятидневный срок со дня вынесения определения,  направляются генераль-
ным секретарем Суда  всем сторонам по делу и заинтересованным государ-
ствам - участникам Содружества, при необходимости также органам и  ин-
ститутам Содружества.
     8.4. Основанием для отказа в принятии  заявления  к  рассмотрению
является неподсудность дела Суду.
     8.5. Если государство -  участник  Содружества,  либо  орган  или
институт Содружество  считает,  что решение Суда по делу сможет затро-
нуть его интерес правового характера,  он  может  обратиться  с  хода-
тайством о вступлении в дело.
     В случае удовлетворения ходатайства Суд направляет другим  участ-
никам спора  копии  заявления  о  вступлении в дело и иных документов,
приложенных к заявлению.
     8.6. При  вынесении  определения  о  принятии дела к рассмотрению
Суд, в порядке, установленном пунктом 8.3 настоящего Регламента, может
указать в определении любые временные меры, которые должны быть приня-
ты для обеспечения прав каждой из  сторон.  Впредь  до  окончательного
решения о  делу  сообщение о предлагаемых  временных  мерах немедленно
доводится до сведения всех заинтересованных сторон, которым, по мнению
Суда, это сообщение необходимо направить.
     8.7. Коллегия Суда, в срок не позднее 30 дней после получения ма-
териалов дела,  приводит распорядительное заседание, на котором решает
вопросы:
     а) об  устранении,  при необходимости,  недостатков в заявлении с
указанием срока их устранения;
     б) о мерах, которые должны быть приняты для обеспечения прав каж-
дой из сторон в деле по  вынесению  окончательного  решения  с  учетом
последствий решения, принимаемого в соответствии с пунктом 8.6 настоя-
щего Регламента;
     в) о том, какие действия должна совершить и какие поручения долж-
на выполнить каждая сторона в процессе подготовки к судебному  заседа-
нию с  указанием сроков совершения этих действий и выполнения этих по-
ручений;
     г) о назначении экспертизы;
     д) о поручении генеральному советнику Суда;
     е) другие вопросы.
     8.8. По результатам распорядительного заседания Суд выносит опре-
деление, которое  в трехдневный срок направляется всем сторонам по де-
лу, и при необходимости, другим адресатам.
     В определении должно быть указано:
     а) персональный состав Суда и генеральный советник;
     б) стороны  в  деле  и и х адреса, по которым должны направляться
уведомления, сообщения и другие процессуальные документы;
     в) предмет спора;
     г) какие действия должна совершить каждая из сторон,  а также ка-
кие поручения Суда выполнить и к какому сроку;
     д) поручение,  в случае необходимости,  о проведении экспертизы с
указанием лица,  которому поручается ее проведение,  вопросы,  которые
ставятся перед экспертом;
     е) какие свидетели должны быть вызваны на заседание Суда;
     ж) время и место заседания Суда;
     з) детали относительно применяемых процедурных правил;
     и) другие обстоятельства,  которые Суд считает  необходимыми  для
вынесения решения.

                           Судопроизводство
     8.9. Судопроизводство состоит из двух частей: письменной  и  уст-
ной. Соглашение сторон о разрешении спора допускается Судом на  основе
только письменных материалов.  Однако и при наличии такого  соглашения
Суд может назначить устное разбирательство, если  письменных  материа-
лов, по его мнению,  недостаточно для разрешения спора по  существу  и
вынесения объективного, законного и обоснованного решения.
     8.10. Письменное судопроизводство состоит из  направлений  сторо-
нами в споре  друг другу состязательных документов фиксированным видом
связи. Каждый документ,  предъявляемый одной  из  сторон, должен  быть
сообщен участникам спора в заверенной копии.
     8.11. Устная часть судопроизводства состоит в заслушивании  Судом
представителей сторон, свидетелей, экспертов, генерального советника.
     8.12. Для передачи извещений и других  процессуальных  документов
иным лицом,  кроме полномочных представителей, Суд на всех стадиях су-
допроизводства вправе обратиться непосредственно к правительству госу-
дарства, на  территории которого извещение или иной процессуальный до-
кумент должен быть вручен.  То же правило применяется в случаях, когда
необходимо принять меры к получению доказательств на месте.
     8.13. До  начала   судебного   разбирательства   сторона   вправе
предъявить встречные требования, которые оформляются в том же порядке,
что и основные.  Предъявление при  рассмотрении  основного  требования
регрессивных требований к третьей  стороне не допускается.  Регрессные
требования могут предъявляться в качестве основных с новым возбуждени-
ем дела в Суде.
     8.14. Устная часть судопроизводства происходит непрерывно,  кроме
времени, отведенного на отдых.  В случае необходимости собирания новых
доказательств для проверки доводов и возражений сторон, Суд откладыва-
ет дело слушанием и выносит определение.
     При длительности перерыва свыше пяти дней судьи этой коллегии Су-
да могут участвовать в рассмотрении других дел.
     8.15. Суд может в любой части судопроизводства и на любой  стадии
судебного разбирательства:
     а) потребовать от сторон предоставления дополнительных документов
или объяснений;
     б) поручать проведение расследования генеральному советнику суда,
экспертизы - конкретному лицу,  организации, а также органу или инсти-
туту Содружества по своему усмотрению;
     в) при  достижении  сторонами мирового соглашения прекратить дело
производством;
     г) запрашивать необходимые материалы от органов,  институтов Сод-
ружества, организаций, субъектов хозяйствования и должностных лиц.
     Требования Суда,  предъявляемые в пределах его компетенции, явля-
ются обязательными.
     8.16. Участники  процесса  вправе знакомиться с материалами дела,
делать выписки, снимать копии, заявлять отводы, ходатайства, представ-
лять доказательства, задавать вопросы с разрешения  председательствую-
щего по делу, давать Суду письменные и устные объяснения, представлять
свои доводы по возникающим в ходе судебного процесса вопросам,  возра-
жать против ходатайств и доводов участников дела, обжаловать определе-
ния, решения  Суда  и добросовестно пользоваться всеми процессуальными
правами, предоставленными настоящим Регламентом.
     8.17. Уставная  часть  судопроизводства  -  это  непосредственное
заседание Суда, которое проводится в специально оборудованном зале су-
дебного заседания.
     8.18. Дела рассматриваются в открытом заседании,  если  Судом  не
будет принято иное решение.
     Порядок в зале судебного заседания обеспечивается председательст-
вующим, все распоряжения которого для лиц,  присутствующих в зале, яв-
ляются обязательными.
     8.19. Фото-, видео- и киносъемка в зале судебного заседания может
производиться только с разрешения председательствующего в порядке,  им
определенном. Данное  ограничение  распространяется  как на участников
судебного процесса, так и на приглашенных лиц. С разрешения Суда засе-
дание может транслироваться по радио и телевидению.

                          Судебное заседание
     8.20. В судебном заседании ведется протокол,  в котором  фиксиру-
ются:
     а) показания свидетелей, выступления экспертов, специалистов;
     б) заявленные ходатайства сторон и других участвующих в деле лиц;
     в) дополнительные доказательства, представленные сторонами в уст-
ной части судопроизводства.
     8.21. Судебное заседание ведется под руководством председательст-
вующего, который, открывая заседание:
     - определяет порядок ведения заседания;
     - объявляет состав Суда;
     - сообщает,  кто  участвует  в  качестве  представителей  сторон,
экспертов, иных участников процесса;
     - разъясняет участникам процесса права и обязанности и  оказывает
содействие в их осуществлении;
     - руководит заседанием,  обеспечивая выяснение всех обстоятельств
дела.
     8.22. Председательствующий в ходе заседания Суда:
     - принимает  необходимые  меры к обеспечению полноты и всесторон-
ности судебного разбирательства, фиксации его хода и результатов;
     - устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;
     - останавливает участников заседания, если они касаются вопросов,
не имеющих отношения к данному делу;
     - лишает участников заседания слова при  двукратном  неисполнении
требований председательствующего;
     - предупреждает присутствующих в зале заседания граждан и  работ-
ников средств  массовой  информации  о недопущении нарушения порядка в
зале заседания;
     - переносит заседание из открытого в закрытое;
     - объявляет перерыв в заседании Суда для отдыха,  с  наступлением
нерабочего времени,  для  обеспечения участникам заседания возможности
подготовиться к заключительному выступлению, а также при возникновении
обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания,  либо в силу
иных причин.
     8.23. Все  присутствующие  на судебном заседании встают при входе
Суда в зал и выходе его из зала. Участники судебного заседания обраща-
ются к   Суду,  выступают,  дают  объяснения,  произносят  речи  стоя.
Присутствующие обращаются к судьям  Экономического  Суда  со  словами:
"Уважаемый судья, уважаемый Суд, уважаемый председатель, ваша честь".
     8.24. Неявка стороны,  надлежащим образом извещенной о времени  и
месте судебного заседания, не препятствует разбирательству дела.
     8.25. Сторона может просить  Суд  о  разбирательстве  дела  в  ее
отсутствие.
     8.26. Эксперт обязан явиться в судебное заседание и дать заключе-
ние по поставленным ему вопросам в письменной форме. Заключение должно
содержать подробное описание проведенных исследований, выводы и  обос-
нованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве
экспертизы установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по по-
воду которыё вопросы ему не были поставлены, он вправе включить выводы
об этих обстоятельствах в свое заключение. Эксперт в той мере, в какой
это необходимо  для  проведения экспертизы,  имеет право знакомиться с
материалами дела,  участвовать в судебном заседании, просить председа-
тельствующего о  представлении ему дополнительных материалов.  Эксперт
может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы
недостаточны, или если он не обладает необходимыми знаниями для прове-
дения данной экспертизы.
     8.27. К  участию в деле могут быть привлечены в качестве свидете-
лей должностные лица и иные работники органов, институтов Содружества,
других предприятий,  организаций и учреждений, органов государственной
власти и управления,  общественных организаций государств - участников
Содружества, международных органов и организаций,  граждане государств
- участников Содружества и иных государств.
     Эти лица  обязаны  явиться в Суд по вызову, сообщить известные им
сведения и обстоятельства по делу, по предложению Суда дать объяснения
в письменном виде,  ответить на вопросы судей и с разрешения председа-
тельствующего - участвующих в деле других лиц.  Суд по своему усмотре-
нию может ограничить выступления свидетелей.
     8.28. Переводчик, приглашенный Судом к участию в деле, обязан пе-
реводить объяснения,  заявления лиц,  не владеющих языком,  на котором
ведется судопроизводство, а этим лицам - объяснения, заявления  участ-
ников процесса,  а также распоряжения председательствующего в  заседа-
нии, определение и решение Суда.
     8.29. Эксперты,  свидетели  и  переводчики дают письменное обяза-
тельство в том, что им разъяснены их права и обязанности.
     8.30. Суд,  в  случае  необходимости сбора доказательств вне мест
расположения Суда вправе обратиться к соответствующему органу,  разре-
шающему экономические  споры  государстве  - участнике Содружества,  с
просьбой произвести определенные процессуальные действия.  Такое обра-
щение оформляется  определением,  в котором кратко излагается существо
спора, указываются обстоятельства,  подлежащие выяснению, уточнению, а
также срок его исполнения, и направляется в вышеуказанный орган.

                Судебные прения. Оценка доказательств
     8.31. В судебных прениях выступают  участники  процесса,  которые
могут ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, исследованные
в судебном заседании. Первыми выступают представители стороны заявите-
ля, вторыми - стороны,  отвечающей по делу. Представители третьей сто-
роны, заявившей самостоятельные требования на предмет спора, выступают
после представителей первых двух сторон.  Представители третьей сторо-
ны, не заявившей самостоятельных требований,  выступают после предста-
вителей третьей стороны с самостоятельными требованиями. Представители
органов, институтов Содружества,  принимающие участие  в  процессе  по
инициативе самого   органа,  института  Содружества,  выступают  после
представителей сторон.
     После произнесения  речей  участники  судебных прений могут обме-
няться репликами.  Право последней реплики всегда принадлежит предста-
вителю отвечающей стороны. Устная часть судопроизводства в Суде завер-
шается изложением генеральным советником Суда письменного  заключения.
Он же предлагает Суду и проект решения по рассматриваемому делу.
     Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанно-
му на  всестороннем,  полном  и  объективном исследовании всех обстоя-
тельств дела,  руководствуясь нормами применимого права. Никакие дока-
зательства для  Суда  не имеют заранее установленной силы.  Заключение
эксперта обсуждается и оценивается Судом в совокупности с другими  до-
казательствами по делу и может быть отклонено полностью или частично.
     8.32. Суд при рассмотрении дела вправе объявить перерыв в заседа-
нии на срок не более 30 дней.

                          Вынесение решения
     8.33. Если Суд сочтет, что все обстоятельства дела достаточно вы-
яснены, он  объявляет  устную часть судопроизводства по делу закончен-
ной и приступает к вынесению решения.
     8.34. Решение выносится в письменной форме на закрытом совещании,
принимается простым большинством голосов и подписывается всеми судьями
состава Суда. Если один из судей не может подписать решение, председа-
тельствующий удостоверяет это обстоятельство своей подписью с указани-
ем причин.  Воздержаться от голосования при вынесении решения судья не
может.
     Ходом обсуждения  рассматриваемого дела руководит председательст-
вующий, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно вы-
ражать свое мнение, добиваясь всесторонности и полноты обсуждения, ор-
ганизуя голосование, фиксацию и изложение решения.
     8.35. Решение споров,  предусмотренных подпунктами "б",  "в", "г"
пункта 1.12 настоящего Регламента, производится Судом с учетом необхо-
димой ее корректировки в сторону упрощения судебной процедуры.
     8.36. Решение Суда принимается с  учетом  достигнутого  сторонами
соглашения, если оно не противоречит нормам применимого сторонами пра-
ва, фактическим обстоятельствам,  материалам дела и настоящему  Регла-
менту.
     8.37. В случае несогласия с решением, принятым по делу, судья из-
лагает свое мнение в письменной форме и передает Председателю Экономи-
ческого Суда.
     8.38. Решение Суда состоит из  вводной,  описательной,  мотивиро-
вочной и резолютивной частей.
     Во вводной части решения указываются наименование суда, принявше-
го решение,  состав Суда, дата принятия решения, номер дела, фамилии и
инициалы секретаря,  представителей сторон,  других лиц, участвующих в
деле, и их должности.
     В описательной части решения указываются предмет заявленных  тре-
бований и возражений стороны, к которой заявлены  требования,  позиция
третьей стороны,  как заявившей  самостоятельные требования,  так и не
имеющей их, другие обстоятельства, имеющие отношение к делу.
     В мотивировочной  части  решения  указываются  выводы экспертизы,
заключение органа (лица),  которому в соответствии  с  подпунктом  "б"
пункта 8.15  настоящего  Регламента  поручалось расследование по делу,
содержание заключения генерального советника Суда,  краткое  изложение
установленных Судом  обстоятельств дела,  в частности,  факт нарушения
участником спора соглашений, других актов Содружества или актов  орга-
нов и институтов Содружества, либо отсутствие  нарушений,  обоснование
решения.
     Резолютивная часть решения должна содержать констатацию факта на-
рушения обязательств,  либо отсутствие нарушений, определение мер, ко-
торые рекомендуется принять участнику спора в целях устранения наруше-
ния и его последствий, решение о судебных расходах, срок и порядок об-
жалования решения.
     Решение подписывается судьями.
     8.39. Решение Суда  должно  соответствовать положениям договоров,
соглашений, иных актов Содружества и актам органов,  институтов Содру-
жества, а также взаимопримененимым нормативным актам.
     8.40. После окончания закрытого совещания Суда,  принявшего реше-
ние, по  усмотрению Суда,  может быть сформулирована в письменном виде
резолютивная часть решения,  которая  объявляется  сторонам  председа-
тельствующим, и  в  случае  отсутствия  одной из сторон, ей сообщается
письменно. Одновременно объявляется дать объявления полного текста ре-
шения.
     8.41. В течение  установленного  Судом срока,  не превышающего 30
дней со дня объявления резолютивной части решения, стороны должно быть
направлено решение в полном объеме, оформленное в соответствии с пунк-
том 8.38 настоящего Регламента.
     8.42. Председатель  Суда,  в  случае необходимости может продлить
сроки, указанные в пункте 8.41 настоящего Регламента.
     8.43. Решение Суда считается вынесенным в месте судебного  разби-
рательства и в день, когда оно подписано судьями.
     8.44. Суд по ходатайству стороны, заявленному в пределах 30-днев-
ного срока со дня получения ею решения,  может вынести  дополнительное
решение, если  основное  не  содержит ответа на все требования сторон.
Дополнительное решение  выносится  на  основе  нового судебного разби-
рательства с  вызовом  сторон  по  правилам  устной  части  судопроиз-
водства.
     8.45. Явные опечатки и искажения,  не затрагивающие сути решения,
а также арифметические ошибки могут быть исправлены  определением Суда
по ходатайству  стороны  либо по собственной инициативе без нового су-
дебного разбирательства.
     8.46. Дополнительное  решение и определение об исправлении ошибок
являются составной частью основного решения Суда.
     8.47. После вынесения основного и дополнительного решений ни один
из судей Состава не вправе делать каких0либо заявлений, касающихся су-
дебного разбирательства.
     8.48. Решение Суда вступает в силу немедленно после  его  вынесе-
ния, если в самом решении не указано иное.
     8.49. Решение Суда может быть обжаловано сторонами в Пленум.  По-
дача жалобы не влечет за собой приостановления исполнения решения.
     8.50, Решение Суда может носить прецедентный характер для органов
государств и институтов Содружества, а также органов, разрешающих эко-
номические споры в государствах - участниках Содружества.
     8.51. Решение  может быть официально истолковано только коллегией
Суда, вынесшей решение, по ходатайству сторон, других участников дела,
органов и лиц, которым направлено решение, а также по инициативе само-
го Суда. Если коллегия Суда, вынесшая решение по делу, по уважительным
причинам не может быть созвана для толкования решения, оно осуществля-
ется Экономическим Судом.
     О толковании решения Суда выносит определение.
     8.52. Толкование решения должно быть осуществлено в  соответствии
с действительным  содержанием  решения  Суда  и не может придавать ему
смысл, который не мог подразумеваться при вынесении решения.

              Отложение спора и прекращение производства
     8.53. При  невозможности рассмотрения дела в данном заседании,  и
если в интересах правильного разрешения спора,  требуются дополнитель-
ное разбирательство  и  проведение  экспертизы,  Суд  откладывает  его
рассмотрение. О времени и месте проведения следующего заседания участ-
ники судебного процесса извещаются непосредственно в Суде,  а если это
невозможно, извещение направляется им дополнительно.
     8.54. Суд прекращает производство по делу определением:
     а) если оно не подлежит рассмотрению в Суде;
     б) если спорящие стороны заключили мировое соглашение, утвержден-
ное Судом;
     в) если спор между этими же сторонами, о том же предмете и по тем
же основаниям рассмотрен,  или передан  на  рассмотрение  Совету  глав
государств Содружества в соответствии с ч.  1 статьи 10 и ч.  3 статьи
17 Устава Содружества Независимых Государств,  или  другому  органу  в
соответствии с межгосударственными и межправительственными договорами,
соглашениями;
     г) если сторона-заявитель отзывает свои требования из Суда;
     д) если отсутствуют предпосылки,  необходимые для рассмотрения  и
разрешения дела по существу.

                         Обжалование решения
     8.55. Сторона,  не согласная с решением Суда,  вправе  обжаловать
его в Пленум.
     Жалоба подается не позднее трех месяцев со дня получения  решения
Суда.
     8.56. Жалоба подается Председателю Суда или лицу,  его замечающе-
му, который  в трехдневный срок жалобу вместе с материалами дела пере-
дает судье, не принимавшему участие в рассмотрении дела.
     После изучения  материалов  дела и доводов,  изложенных в жалобе,
судья составляет заключение о необходимости пересмотра дела на Пленуме
Суда, либо  об  отсутствии  оснований для пересмотра дела.  Заключение
судьи рассматривается на заседании Экономического Суда, по результатам
которого выносится определение.  Определение Экономического Суда обжа-
лованию не подлежит.
     8.57. В  случае передачи жалобы на рассмотрение Пленума секретарь
Пленума направляет всем заинтересованным сторонам копии жалобы и  при-
ложенных к ней документов с просьбой представить свои замечания по жа-
лобе и обеспечить участие в Пленуме своих представителей.

                    9. ПЛЕНУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА
     9.1. Пленум состоит из Председателя Суда, его заместителей, судей
и руководителей высших государственных органов,  разрешающих  в  госу-
дарствах -  участниках Содружества экономические споры (членов Пленума
Суда).
     9.2. Пленум  проводит  свои заседания не реже одного раза в квар-
тал. О времени и месте созыва Пленума и  вопросах,  выносимых  на  его
рассмотрение, члены Пленума уведомляются секретарем Пленума не позднее
15 дней до заседания Пленума.
     9.3. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей
его состава.
     9.4. Решение Пленума считается принятым,  если за него проголосо-
вало большинство присутствующих членов Пленума.
     В случае  принятия решения по жалобе при равенстве голосов жалоба
оставляется без удовлетворения.
     Участвующие в заседании члены Пленума Суда не вправе воздержаться
от голосования. Решение Пленума является окончательным.
     9.5. Пленум Суда:
     а) рассматривает жалобы на решения Суда;
     б) принимает  рекомендации  по обеспечению единообразной практики
применения договоров, соглашений, других актов Содружества, его  орга-
нов и институтов при разрешении споров;
     в) разрабатывает и вносит на рассмотрение  государств-участников,
органов и  институтов Содружества предложения по устранению коллизий в
законодательстве государств - участников Содружества;
     г) утверждает Регламент Суда,  вносит в него изменения и дополне-
ния;
     д) принимает или утверждает акты, регулирующие деятельность Суда,
если это не входит в компетенцию Экономического Суда, Председателя Су-
да.
     9.6. На заседаниях Пленума по  приглашению  Председателя  Пленума
могут присутствовать  полномочные  представители  органов,  институтов
Содружества и другие лица.
     9.7. Председатель Суда по должности является Председателем Плену-
ма. Секретарь Пленума избирается членами  Пленума  из  своего  состава
большинством голосов,  по усмотрению Пленума,  открытым или тайным го-
лосованием, сроком на пять лет.
     9.8. Председатель  совместно  с секретарем Пленума организуют всю
работу Пленума, включая организацию делопроизводства, подготовку дел и
иных материалов для проведения заседаний.
     9.9. Вопросы на рассмотрение заседания  Пленума  подготавливаются
Председателем совместно с секретарем Пленума.  Вопросы,  требующие бе-
зотлагательного решения, а также иные вопросы в повестку дня очередно-
го и внеочередного  заседания  Пленума включаются по предложению более
половины членов Пленума, а также по инициативе Председателя Суда, либо
лица, его замещающего.  Рассмотрение жалоб на решения Суда по конкрет-
ным делам в повестку дня очередного заседания Пленума включается авто-
матически.
     9.10. По вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума, представля-
ются материалы в виде:
     - обзора (обобщения) судебной практики Суда;
     - жалобы на решение Суда по конкретному делу с приложениями к жа-
лобе и со всеми материалами дела;
     - проекта  постановления  Пленума,  содержащего  рекомендации  по
обеспечению единообразной практики применения актов  Содружества,  его
органов и институтов;
     - проекта постановления Пленума, содержащего вносимые на рассмот-
рение государств - участников Содружества, органов и институтов Содру-
жества  предложения  по  устранению коллизий в законодательстве  госу-
дарств - участников Содружества;
     - докладных записок по наиболее актуальным вопросам  деятельности
Суда, в  которых излагаются сущность и обоснование,  представленных на
заседание Пленума материалов,  предложения о согласовании проектов до-
кументов и оставшихся несогласованными по ним разногласиям.  К доклад-
ной записке прилагаются необходимые документы и  проект  постановления
Пленума.
     9.11. Материалы,  внесенные на  рассмотрение  заседания  Пленума,
представляются секретарю  Пленума  в  надлежаще  оформленном виде,  не
позднее 30 дней до заседания.  В исключительных  случаях  Председатель
Пленума этот срок может сократить до разумного предела.
     9.12. Не позднее 15 дней до заседания Пленума  Председатель  сов-
местно с  секретарем Пленума назначает докладчика из числа членов Пле-
нума и передает докладчику жалобу с приложениями к ней и все материалы
дела. Как правило, Председатель и секретарь Пленума не могут быть док-
ладчиками.
     9.13. Материалы на  заседание Пленума представляют:  Председатель
Пленума, секретарь Пленума,  члены Пленума Суда, а также  руководители
подразделений аппарата Суда.
     Лица, представляющие материалы на заседание Пленума, ответственны
за своевременную, качественную и полную подготовку материалов.
     9.14. К подготовке материалов на заседания Пленума могут  привле-
каться члены  научно-консультативного Совета Суда,  работники органов,
разрешающих в государствах - участниках Содружества экономические спо-
ры, работники органов и институтов Содружества, специалисты и  научные
работники учреждений и организаций государств - участников Содружества.
     9.15. Машинописные,   копировальные   и  организационные  работы,
обеспечивающие деятельность Пленума,  осуществляет аппарат Суда в  по-
рядке, установленном Председателем Суда.
     9.16. Работой Пленума руководит председательствующий,  поочередно
избираемый из  числа  Председателей Высших хозяйственных,  арбитражных
судов государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда
Содружества по фамилиям в порядке русского алфавита.
     Сопредседательствующим на Пленуме является  Председатель  Пленума
Суда.
     9.17. Очередность рассматриваемых на заседании  Пленума  вопросов
определяется повесткой, если Пленум не решит иное.
     9.18. Для подготовки проекта постановления Пленума при рассмотре-
нии вопросов,  указанных в  подпунктах "б" и "в" пункта 9.5 настоящего
Регламента, Пленум может образовать  редакционную  комиссию  из  числа
членов Пленума, в необходимых случаях, и членов научно-консультативно-
го Совета Суда.
     9.19. Рассмотрение дела  по  жалобе  на решение суда начинается с
доклада об обстоятельствах дела, содержания жалобы, всех обстоятельст-
вах, имеющих  отношение  к  делу,  и мнения докладчика по изложенным в
жалобе доводам.  По окончании доклада челны Пленума вправе задать док-
ладчику вопросы по существу рассматриваемого дела.
     9.20. Члены  Пленума  вправе   задавать  вопросы   присутствующим
представителям сторон и другим лицам.
     9.21. После  доклада члена президиума и ответов  приглашенных  на
заседание представителей сторон и других лиц, Пленум переходит  к  за-
крытому обсуждению жалобы, полученной в ходе  заседания  информации  и
предложений докладчика. В закрытом обсуждении вправе  участвовать  то-
лько члены Пленума.
     9.22. Решение  Пленума по жалобе выносится в форме постановления,
в котором указываются:
     - дата и место проведения заседания Пленума;
     - краткое изложение содержания решения Суда,  на которое подана в
Пленум жалоба;
     - краткое содержание жалобы с указанием оснований,  по  которым в
жалобе поставлен вопрос об отмене или изменении решения Суда;
     - краткое содержание возражений на жалобу, других обстоятельств и
материалов, имеющих прямое отношение к рассматриваемому делу;
     - мотивы, по которым принимается постановление Пленума со ссылкой
на нормы применимого Судом права и материалы дела;
     - выводы по результатам рассмотрения жалобы;
     - действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующим и в
деле, и Судом при отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение;
     - действия, которые рекомендуется выполнить государствам - сторо-
нам по делу.
     Постановление Пленума  подписывается  Председателем  и секретарем
Пленума.
     9.23. В заседании Пленума ведется протокол.
     В протоколе,  помимо изложенного в пункте 9.22 настоящего  Регла-
мента должны быть указаны:
     - фамилии и инициалы полномочных представителей сторон  и  других
лиц, приглашенных на заседание Пленума;
     - краткое содержание судебных прений.
     По окончании   заседания Пленума протокол подписывается Председа-
телем и секретарем Пленума Суда.
     9.24. Пленум, рассматривающий дело по жалобе на решение Суда,
     а) вправе:
     - оставить решение Суда без изменений,  а жалобу без удовлетворе-
ния;
     - отменить  решение суда полностью или в части и передать дело на
новое рассмотрение;
     - отменить решение Суда полностью или в части и оставить заявлен-
ные требования без рассмотрения;
     - отменить решение Суда полностью или в части и прекратить произ-
водство по делу;
     - изменить решение Суда;
     - отменить решение Суда и принять новое решение по делу.
     Пленум при направлении дела на новое рассмотрение вправе указать,
в какой коллегии Суда подлежит рассмотрению данное дело. Если постано-
вление Пленума такого  указания  не  содержит,  этот  вопрос  решается
Председателем Суда с учетом конкретных обстоятельств  дела и оснований
отмены решения.
     б) не вправе:
     - устанавливать  или считать доказанными обстоятельства,  которые
не были установлены или отвергнуты в ранее принятом решении Суда;
     предрешать при  отмене  решения  Суда и направлении дела на новое
рассмотрение вопросы  о  достоверности  или  недостоверности   доказа-
тельств, о преимуществе одних доказательств перед другими, какая норма
материального права должна применяться и  какое  решение  должно  быть
принято при новом рассмотрении дела.
     9.25. Решение Пленума объявляется председательствующим на заседа-
нии Пленума после его принятия.
     9.26. Постановление Пленума,  в пятидневный срок после его оформ-
ления, направляется сторонам, участвовавшим в деле, в органы, разреша-
ющие экономические споры в государствах  -  участниках  Содружества, а
также органы и институты Содружества по усмотрению Председателя Плену-
ма.
     9.27. Решение Пленума вступает в силу немедленно после его приня-
тия и обжалованию не подлежит.

                     10. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ СУДА
     10.1. Стороны  обязаны  принять  меры  по исполнению  решения,  в
установленный Судом срок.  Если срок не установлен,  решение  подлежит
исполнению в разумный срок.
     10.2. Исполнение решения Суда, налагающего денежное и иное обяза-
тельство на  юридических или физических лиц  государства,  обеспечива-
ется судебными органами этого государства по  правилам,  установленным
для исполнения судебных решений.
     10.3. Государство,  в отношении которого  принято  решение  Суда,
обеспечивает его  исполнение, если  иное не предусмотрено в договорах,
соглашениях государств - участников Содружества.
     Если Суд признает, что государство - член Экономического Союза не
выполнило одного из обязательств, возлагаемых на него Договором о соз-
дании Экономического Союза,  государство обязано принять меры, связан-
ные с выполнением решения Суда.
     10.4. Решение Пленума исполняется в порядке, предусмотренном дан-
ным разделом настоящего Регламента.
     10.5. Неисполненные в срок решения Суда приводятся в исполнение в
соответствии с договорами, соглашениями государств - участников Содру-
жества и национальным законодательством, регулирующим порядок исполне-
ния судебных решений.
     10.6. В случае неисполнения государством - участников Содружества
решения Суда и Пленума,  заинтересованная сторона вправе обратиться  в
Совет глав  государств  -  участников  Содружества  в  соответствии со
статьями 10 и 17 Устава Содружества или  ином  порядке,  установленном
соглашениями государств - участников Содружества.
     10.7. Суд оказывает содействие сторонам в  выполнении  каких-либо
последующих после  принятия  окончательного  решения  по делу формаль-
ностей, которые могут оказаться необходимыми.

                        11. ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЯ
     11.1. Единственным  основанием  приема Судом заявления от стороны
по делу о пересмотре решения служит ходатайство  о  вновь  открывшихся
обстоятельствах, которые  могут оказать решающее влияние на исход дела
и которые при вынесении решения не были известны Суду или стороне.
     11.2. Производство по пересмотру решения открывается определением
Суда, которым устанавливается наличие обстоятельств,  дающих основания
к пересмотру  дела  по вновь открывшимся обстоятельствам.  При наличии
этих обстоятельств ходатайство о пересмотре решения удовлетворяется.
     11.3. Ходатайство  о  пересмотре  решения  по  вновь  открывшимся
обстоятельствам должно быть подано не позднее трех месяцев после  отк-
рытия таких  обстоятельств  и не может быть заявлено по истечению трех
лет с момента вынесения решения.
     11.4. Судопроизводство  по вновь открывшимся обстоятельствам осу-
ществляется по той же процедуре, что и обычное судопроизводство.

                12. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ, СОСТАВ РАСХОДОВ
     12.1. Судебные расходы состоят из издержек,  связанных с рассмот-
рением дела.
     12.2. К  издержкам,  связанным  с  рассмотрением дела Судом,  от-
носятся:
     - суммы,  подлежащие выплате экспертам и специалистам, привлекае-
мым для дачи заключений или участия в судебном процессе;
     - расходы по переводу материалов дела;
     - расходы, связанные с рассмотрением спора с выездом на место;
     - расходы, связанные с исполнением судебного решения;
     - расходы, связанные с вывозом свидетелей;
     - иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

                     Определение размера издержек
     12.3. Расходы по экспертизе и заключениям специалистов,  переводу
материалов дела,  когда они производятся за вознаграждение,  определя-
ются Судом в решении с учетом установленных в надлежащем порядке  ста-
вок и затраченного времени.
     Экспертам, специалистам и свидетелям возмещаются понесенные ими в
связи с явкой в Суд расходы по проезду и найму жилого помещения и вып-
лачиваются суточные в размерах,  установленных  законодательством  для
работников, направляемых в служебные командировки.
     Переводчик получает вознаграждение за работу,  выполненную им  по
поручению Суда,  если  эта  работа не входит в круг его служебных обя-
занностей.
     Расходы, связанные  с  исполнением  решения Суда,  возмещаются по
фактическим затратам.
     В иные расходы включаются и суммы, уплачиваемые Суду государства-
ми, не являющимися участниками Соглашения о статусе Экономического Су-
да, в связи с рассмотрением споров с их  участием. Размер взноса опре-
деляется Судом в каждом конкретном случае.
     При обращении в Суд сторона,  не являющаяся участником Соглашения
об Экономическом Суде Содружества,  уплачивает судебные расходы в раз-
мере 10  процентов от суммы  предъявленных требований (в валюте требо-
ваний), а при обращении в Суд с требованиями имущественного  характера
уплачиваются судебные расходы в сумме 100 тысяч российских рублей.
     Указанные суммы зачисляются на расчетный счет Экономического Суда
и используются на хозяйственные расходы.

                   Распределение судебных расходов
     12.4. Судебные расходы относятся:
     - на виновную сторону;
     - пропорционально размеру удовлетворенных требований.
     Если дело возникло вследствие неправильных действий стороны,  Суд
вправе отнести на нее расходы в полном размере.
     Если стороны  процессе слушания заключили мировое соглашение,  то
расходы относятся на обе стороны в равных долях.

                            13. ТОЛКОВАНИЕ
     13.1. С  запросами о толковании могут обращаться в Суд высшие ор-
ганы власти и управления государств, органы и институты Содружества, а
также высшие органы, разрешающие в государствах экономические споры.
     13.2. Запрос представляется Суду в письменном виде и  должен  со-
держать точное изложение вопроса, по которому требуется толкование.  К
нему прилагаются документы, разъясняющие суть запроса.
     13.3. Если  в  запросе  о толковании содержится просьба о срочном
рассмотрении заявления,  суд принимает  меры  к  удовлетворению  такой
просьбы.
     13.4. Запрос о толковании рассматривается,  как правило, Экономи-
ческим Судом.
     В необходимых случаях толкование может быть осуществлено Пленумом.
     13.5. Толкование  по запросу выносится в форме решения или поста-
новления и должно содержать:
     - дату вынесения решения или постановления;
     - краткое изложение запроса о толковании;
     - фактические обстоятельства;
     - правовые обоснования;
     - ответы на вопросы, поставленные перед Судом.
     13.6. Толкование,  вынесенное Экономическим судом,  подписывается
Председателем суда,  а толкование,  данное Пленумом, - Председателем и
секретарем Пленума.
     13.7. Процедура  порядка  толкования  определяется Судом в каждом
конкретном случае.

                     14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     14.1. Настоящий Регламент вступает в силу с момента его утвержде-
ния Пленумом.
     14.2. раз1яснения по применению настоящего Регламента даются Эко-
номическим Судом, а толкования его положений - Пленумом.
     14.3. При обращении в Суд положения настоящего Регламента являют-
ся обязательными для любой из сторон, органов и институтов Содружества.
     14.4. Решения Суда и постановления Пленума подлежат обязательному
опубликованию в изданиях Содружества и средствах  массовой  информации
государств - участников Содружества.
     14.5. Суд принимает  меры  к  тому, чтобы буква и  дух настоящего
Регламента были соблюдены.