ВЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СБСЕ. Декларация. Парламентская ассамблея СБСЕ. 08.07.94

                            8 июля 1994 г.
                                                                              
                                                                              
                              (МЖП 95-3)                                      
                                                                              

     Парламентская Ассамблея СБСЕ на своей сессии в Вене 4-8 июля 1994
года приняла следующие резолюции:                                             
     Политические вопросы и безопасность;                                     
     Экономические вопросы, наука, технология и окружающая среда;             
     Демократия, права человека и гуманитарные вопросы.                       
                                                                              
                 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ                          
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     1. Подтверждая  ключевую  роль  свободно  избранных  и  полностью        
представительных парламентов   в   создании   климата  безопасности  и        
сотрудничества в регионе СБСЕ;                                                
     2. Осознавая  ту  роль,  которую  члены парламента могут играть в        
процессе поддержания мира и безопасности в Европе;                            
     3. Учитывая важность того,  чтобы национальные парламенты стран -        
участниц СБСЕ    максимально    учитывали    резолюции,     одобренные        
Парламентской Ассамблеей;                                                     
     4. Отмечая решающую роль СБСЕ в предупреждении конфликтов;               
     5. Полная   решимости   постоянно   наблюдать   за  деятельностью        
правительственных органов   в   этой   сфере   и    в    этой    связи        
развивать отношения  с  Президентом  Совета и с Генеральным секретарем        
СБСЕ;                                                                         
     6. Учитывая,  что Парламентская  Ассамблея  СБСЕ  выполняет  роль        
консультирующего органа;                                                      
     7. Учитывая важность  того,  чтобы  Совет  Министров  максимально        
принимал во     внимание     резолюции,     принятые     Парламентской        
Ассамблеей;                                                                   
     8. Будучи   озабоченной   отсутствием   установленной   процедуры        
рассмотрения Советом  Министров СБСЕ резолюций Парламентской Ассамблеи        
СБСЕ;                                                                         
     9. Отмечая,  что  другие  международные  органы,  например  Совет        
Европы, установили   формальные   процедуры   учета   в   деятельности        
правительственных структур  точек зрения соответствующих парламентских        
ассамблей;                                                                    
     10. Будучи  твердо  убежденной  непрерывно  использовать форумы и        
комитеты Парламентской Ассамблеи СБСЕ для процесса достижения  мира  и        
стабильности и для Европы;                                                    
     11. Сожалея о продолжавшихся нарушениях принципов и  обязательств        
СБСЕ в ряде отдельных районов СБСЕ;                                           
     12. Признавая,  что нежелание государств-участников  осуществлять        
полное и  эффективное  использование  существующих механизмов СБСЕ для        
оценки соответствия и внесения вклада в мирное  урегулирование  споров        
обусловливает необходимость    рационализации   правил   процедуры   и        
тщательной ревизии процедур СБСЕ в сфере принятия решений;                    
     13. Сознавая,  что для того, чтобы СБСЕ стало центральным форумом        
по предотвращению  конфликтов  в  регионе  СБСЕ,  необходимо   создать        
эффективные непрерывные   и   транспарентные   отношения   с   другими        
организациями, непосредственно     задействованными    в    разрешении        
вопросов безопасности в Европе.  Каждая  из  этих  организаций  должна        
действовать   в   рамках   своих  собственных  полномочий  и  избежать        
дублирования;                                                                 
     14. Отмечая  конструктивную  роль,  которую  играет  СБСЕ  в деле        
защиты прав национальных меньшинств,  что  является  важным  средством        
раннего предупреждения конфликтов;                                            
     15. Отдавая себе отчет в том,  что третья  сторона  может  играть        
определенную роль  в  урегулировании  конфликтов  в  регионе  СБСЕ при        
непосредственном политическом контроле со стороны СБСЕ  и  с  согласия        
всех заинтересованных сторон;                                                 
     16. Полагая,  что  Будапештская   конференция   по   рассмотрению        
деятельности  СБСЕ  явится новой вехой в развитии СБСЕ как организации        
коллективной безопасности и определит ее место  в  рамках  европейской        
безопасности;                                                                 
     17. Будучи убежденной, что СБСЕ должно уделять большее внимание в        
своей работе раннему предупреждению и предотвращению конфликтов;              
     18. Считая,  что это могло бы быть достигнуто - это было отражено        
в Парижской Хартии - расширением ответственности и обязанностей Центра        
по предотвращению конфликтов (ЦПК) в Вене;                                    
     19. Вновь   подтверждая  важность  политических  консультаций  на        
высшем уровне для налаживания отношений и определения дальнейших целей        
среди стран - участниц СБСЕ;                                                  
     20. Напоминая достигнутое в рамках  Парижской  Хартии  соглашение        
проводить встречи   глав   государств   или  правительств  в  связи  с        
проведением последующих мероприятий;                                          
     21. Будучи убежденной, что важность таких встреч на высшем уровне        
такова, что они  не  должны  собираться  лишь  для  того,  чтобы  быть        
созванными;                                                                   
     22. Будучи убежденной, что в том случае, если СБСЕ сталкивается с        
оказывающими на нее давление вызовами, требуется большая оперативность        
в принятии решений;                                                           
     23. Считая   желательным  разрабатывать  и  дальше  всеобъемлющую        
концепцию безопасности,  что приведет к координации деятельности  СБСЕ        
во всех трех основных измерениях;                                             
     24. Будучи  убежденной,  что  безопасность  в   Европе   является        
неделимой и  что  ее принципы,  нормы и стандарты должны применяться в        
равной мере во всем регионе СБСЕ;                                             
     25. Будучи  убежденной,  что  СБСЕ играет центральную роль в деле        
продвижения всех  аспектов   европейской   безопасности   среди   всех        
стран-участниц совместно  с  другими региональными организациями.  Они        
действуют, взаимно усиливая друг друга. Каждая организация вносит свой        
собственный вклад;                                                            
     26. Будучи убежденной, что СБСЕ вносит вклад в поддержание мира и        
стабильности, как  и Европейский Союз,  через свою инициативу по Пакту        
стабильности;                                                                 
     27. Признавая    значение    документов,    принятых    Парижской        
Инаугурационной конференцией,  для  заключения  Пакта  стабильности  в        
Европе;                                                                       
     28. Будучи    убежденной    в   важности   для   стабильности   и        
безопасности в Европе целей этой инициативы,  предпринятой Европейским        
Союзом;                                                                       
     29. Отмечая   с   удовлетворением,   что   основными   принципами        
Конференции являются те же принципы, что и у СБСЕ;                            
     30. Отмечая тот факт,  что СБСЕ будет призвано участвовать как  в        
процессе дипломатических   переговоров   в   рамках   Конференции   по        
стабильности в  Европе,  так  и   в   последующей   реализации   Пакта        
стабильности;                                                                 
     31. Приветствуя    поддержку,     выраженную     на     Парижской        
Инаугурационной конференции,     началу    процесса    дипломатических        
переговоров, которые приведут к заключению Пакта стабильности;                
     32. Исходя  из  решения  НАТО о создании механизма партнерства во        
имя мира  и  решения  ЗЕС  об  учреждении   статуса   ассоциированного        
партнера, каждое из которых совместно с концепцией комбинированных сил        
может обеспечивать выполнение соответствующих миротворческих  операций        
под эгидой  СБСЕ,  осуществление  резолюций  Совета Безопасности ООН и        
подготовку условий для расширения НАТО из ЗЕС  на  те  демократические        
государства, которые стремятся в них вступить;                                
     33. Оставаясь озабоченной продолжающимся присутствием российского        
военного персонала   и   техники  в  Эстонии  и  Латвии  в  отсутствие        
двусторонних соглашений,  одобренных   парламентами   заинтересованных        
стран;                                                                        
     34. Отмечая, что конфликт в Нагорном Карабахе продолжается с 1988        
года, в  результате  чего  пострадали  тысячи  людей и появилось более        
миллиона беженцев;                                                            
     35. Напоминая,  что в марте 1992 года была создана Минская группа        
СБСЕ в целях содействия прекращению огня и в дальнейшем для подготовки        
почвы для   проведения  переговоров  по  политическому  урегулированию        
конфликта;                                                                    
     36. Признавая,  что  Минская  группа являлась центральным органом        
СБСЕ и механизмом прекращения кровопролития в Нагорном  Карабахе,  она        
целенаправленно работала  ради  достижения  этих  целей,  несмотря  на        
подрывающее эту работу непрекращающееся противостояние;                       
     37. Сознавая,  что  наряду  с  Арменией  и  Азербайджаном членами        
Минской группы являются также Беларусь,  Франция,  Германия,  Венгрия,        
Италия, Россиия,    Швеция,    США   и   Турция,   которые   постоянно        
принимали активное участие в  работе  группы  и  в  формулировании  ее        
предложений;                                                                  
     38. Приветствуя тот факт,  что Минская группа СБСЕ, координатором        
которой является   Ян   Элиассон,  выдвинула  план,  предусматривающий        
прекращение огня,  разъединение воюющих сторон,  возвращение беженцев,        
международное наблюдение за прекращением огня, что ведет к переговорам        
по прекращению конфликта;                                                     
     39. Принимая   к  сведению  информацию,  касающуюся  вывода  14-й        
Армии Российской   Федерации   с   территории   Республики    Молдова,        
призывает к  скорейшему  последовательному,  безусловному и полному ее        
выводу;                                                                       
     40. Принимая  к  сведению  подписание  28  апреля 1994 года общей        
декларации Правительства Молдовы и руководства Приднестровья и выражая        
надежду,  что  этот  шаг позволит двум сторонам реализовать прогресс в        
решении приднестровской  проблемы,  и  призывая  стороны  использовать        
данное обстоятельство для достижения,  с помощью Миссии СБСЕ,  мирного        
решения конфликта, основанного на уважении независимости, суверенитета        
и  интегральной  целостности  Молдовы,  а  также  и на принципах СБСЕ,        
относящихся к   правам   человека,    включая    права    национальных        
меньшинств;                                                                   
     41. Учитывая те обстоятельства,  что в  истории  СБСЕ  соглашения        
заключались между  сторонами  с различными политическими системами,  и        
будучи убежденной,  что  такие  соглашения   внесли   свой   вклад   в        
регулирование государственных   отношений,   независимо   от  сути  их        
политической ориентации,  и также будучи убежденной,  что стабильность        
европейских отношений  сегодня  по-прежнему зависит от преемственности        
этих существующих соглашений;                                                 
     42. Призывая    СБСЕ,   ее   государства-участники   и   особенно        
Будапештскую встречу                                                          
     43. Рассмотреть  возможность  разработки формальной процедуры для        
рассмотрения резолюций и рекомендаций Парламентской Ассамблеи:                
     - в   качестве   первого   шага  рекомендовать  Комитету  старших        
       должностных лиц СБСЕ и Постоянному  комитету  в  Вене  включить        
       резолюции Ассамблеи в их повестку дня;                                 
     - включить резолюцию и рекомендации Ассамблеи  в  ее  собственную        
       повестку как этап в создании формальной процедуры;                     
     - советовать действующему Председателю Совета министров выступать        
       перед  Ассамблеей на ее ежегодных сессиях с докладом по выводам        
       и результатам   действий   соответствующих    правительственных        
       органов;                                                               
     44. Вновь   подтвердить   приверженность    государств-участников        
принципам  Парижской  Хартии,  которая устанавливает принципы взаимной        
безопасности между суверенными государствами;                                 
     45. Вновь  подтвердить,  что  каждое  государство-участник  имеет        
право присоединиться  к  региональным  организациям по своему выбору в        
соответствии со   своими   требованиями   в   сфере   безопасности   и        
экономики;                                                                    
     46. Создать   условия,    обеспечивающие    успех    переговоров,        
направленных на заключение Пакта стабильности;                                
     47. Продолжать  усилия  по   укреплению   потенциала   СБСЕ   как        
региональной структуры,  обеспечивающей  безопасность в соответствии с        
задачами этой организации,  а также  целями  VIII  главы  Устава  ООН,        
стремиться разрешить  споры и конфликты исключительно на земле стран -        
участниц СБСЕ;                                                                
     48. Активно   содействовать  быстрому  выводу  войск  и  военного        
оборудования, незаконно находящихся или занимающих территорию  другого        
государства - участника СБСЕ;                                                 
     49. Вновь подтвердить,  что при сложившихся  обстоятельствах  нет        
необходимости дублировать   в   Европе   структуры   ООН.  СБСЕ  имеет        
достаточно возможностей для  предотвращения  конфликтов  и  проведения        
текущих политических консультаций;                                            
     50. Отметить,  что принудительные  меры  являются  исключительной        
прерогативой Совета  Безопасности  ООН  в  соответствии  с  главой VII        
Устава. Если такие меры требуются трудно урегулируемыми,  СБСЕ  должно        
вынести этот  вопрос в Совет Безопасности без ущерба для права каждого        
государства обратиться за помощью к ООН;                                      
     51. Считать  предложение,  выдвинутое Германией и Нидерландами по        
выработке совместной повестки дня Будапештской встречи  ,  эффективным        
методом по усилению политического значения СБСЕ;                              
     52. Рассмотреть возможность передачи спора или конфликта на любой        
стадии и  на  обязательной  основе  в  Совет  Безопасности  ООН  в тех        
случаях, когда возможности СБСЕ исчерпаны и требуются меры принуждения        
- если  потребуется  -  без  согласия  сторон,  вовлеченных в спор или        
конфликт;                                                                     
     53. согласиться  с  тем,  что  в исключительных случаях,  когда к        
государству - участнику  обращен  призыв  развернуть  межоппозиционные        
силы, СБСЕ   должно   наблюдать   за   реализацией   соглашений  между        
участниками конфликта   и   за   соответствием   действий   этих   сил        
международно признанным стандартам;                                           
     54. Установить   непосредственную   ответственность    СБСЕ    за        
предотвращение конфликтов  в  регионе  СБСЕ  и  добиться более лучшего        
использования сравнительных преимуществ СБСЕ в этой области;                  
     55. Развивать   и  укреплять  оперативную  деятельность  СБСЕ,  в        
особенности путем более  тесного  сотрудничества  между  председателем        
Совета министров СБСЕ и Генеральным секретарем СБСЕ;                          
     56. Улучшить эффективность механизмов СБСЕ и  процессов  принятия        
решений   путем  превращения  их   в  более    действенные   механизмы        
СБСЕ и   предусмотреть   возможность    принимать    рекомендации    и        
заявления, если    это    необходимо,    без    согласия    нарушителя        
договоренностей СБСЕ;                                                         
     57. Предусмотреть, чтобы Верховный Комиссар по делам национальных        
меньшинств для       реализации       своего      мандата      обладал        
достаточными ресурсами и пользовался  политической  поддержкой стран -        
участниц;                                                                     
     58. Поддерживать, укреплять и расширять деятельность долгосрочных        
миссий СБСЕ;                                                                  
     59. Подчеркнуть    важность    продвижения    в   рамках   Форума        
сотрудничества в   области    безопасности    с    целью    достижения        
соглашения   между  государствами   СБСЕ  по созданию  стабилизирующих        
мер и  мер  укрепления  доверия   для   сокращения   напряженности   и        
вспышек военных    действий,    включая    создание    практичного   и        
эффективного Кодекса   поведения,   включая   создание   и    принятие        
Кодекса   поведения  для  цивилизованного  использования   вооруженных        
сил и  демократичного  контроля  за  этим,  обеспечение   гармоничного        
контроля  за вооружениями как на региональном,  так и на более широком        
уровне;                                                                       
     60. Сконцентрировать   внимание   на   разработке   Хартии   прав        
национальных меньшинств,  которая могла бы включать согласованные  для        
всего региона   СБСЕ   принципы,   стандарты  и  механизм  их  полного        
обеспечения;                                                                  
     61. Включить  в  деятельность Центра по предотвращению конфликтов        
следующие элементы:                                                           
     - систему  наблюдения  -  в  сотрудничестве  с исследовательскими        
       институтами, неправительственными организациями  и  т.д.  -  за        
       политическим развитием  в  регионе СБСЕ для раннего распознания        
       тенденций, которые в  конце  концов  могут  привести  к  острым        
       конфликтам;                                                            
     - интенсивное    изучение    условий,    которые    могут    быть        
       идентифицированы как потенциальные источники кризисов;                 
     - программу мер по устранению различий и причин для конфликтов на        
       самой возможно ранней стадии;                                          
     - серьезные попытки достижения примирения в  тех  случаях,  когда        
       конфликт уже возник;                                                   
     - программу мер по воссозданию функциональных социальных моделей         
       и по  разрешению  оставшихся  конфликтов  в тех случаях,  когда        
       течение конфликта    остановлено,    к    примеру,    благодаря        
       вмешательству третьей стороны;                                         
     62. Сотрудничество  с  НАТО,  с  ССАС  с  целью  обеспечения   их        
поддержки принципов СБСЕ;                                                     
     63. Развивать тесные и согласованные  рабочие  отношения  с  ООН,        
обеспечивая более эффективное вовлечение ООН в ситуацию в Европе, если        
этого требуют обстоятельства;                                                 
     64. Отказаться  от  практики  проведения саммитов СБСЕ два раза в        
год. Ассамблея   рекомендует,   чтобы   саммиты   теперь    назывались        
Советом министров  по  мере  необходимости  и не реже чем раз в четыре        
года;                                                                         
     65. Утвердить   процедуру  принятия  решений,  которая  более  не        
требовала бы консенсуса или консенсуса минус один.  Отправным  пунктом        
для дискуссии  могло бы стать требование консенсуса в 90 процентов как        
членства, так и финансового вклада государств;                                
     66. Созывать  семинары  в  Центре  предотвращения  конфликтов  по        
вопросам правовых гуманитарных обязательств стран-членов,  основываясь        
на экспертизе Международного комитета Красного Креста;                        
     67. Развивать и поддерживать на более широком  уровне  адекватные        
меры, направленные на обеспечение мира,  безопасности и сотрудничества        
со странами Средиземноморья и Ближнего Востока;                               
     68. Однозначно  поддержать  деятельность посла Элиасона и Минской        
группы, включая предоставление имеющихся необходимых ресурсов в  плане        
личного состава и финансирования;                                             
     69. Настоятельно требовать полного  вывода  российских  войск  из        
всех балтийских стран к 31 августа этого года;                                
     70. Настоятельно призывать политиков  и  прессу  воздержаться  от        
использования для  независимых  балтийских и других соседних с Россией        
стран обидного термина "ближнее зарубежье";                                   
     71. В отношении укрепления системы стандартов СБСЕ:                      
     - Будапештский саммит СБСЕ  должен  принять  Кодекс  поведения  в        
       сфере политической и военной безопасности,  который расширяет и        
       совершенствует основные  принципы  СБСЕ.  Принцип  неприменения        
       силы должен быть  определен  более  четко  через  международные        
       правила, ограничивающие      размещение     вооруженных     сил        
       (гармонизация бывших   военных   доктрин   в   соответствии   с        
       принципами Кодекса   поведения;  соответствие  с  международным        
       гуманитарным правом;  запрет  на  размещение  вооруженных  сил,        
       ограничивающее осуществление  прав  человека,  и  т.д.),  через        
       соглашение о   введении   жестких   ограничений   на   передачу        
       вооружения и  через  обязательства осуществлять демократический        
       контроль над вооружениями;                                             
     - Необходима   дальнейшая  разработка  правила  сотрудничества  в        
       миротворческих миссиях  СБСЕ.  Предложения  по   этому   поводу        
       содержаться в  рекомендациях  Европейского  Союза,  а  также  в        
       рекомендациях других    государств.     Следует     рассмотреть        
       предложения Польши по приведению вооруженных сил в соответствие        
       с оборонными целями;                                                   
     - Принятие  такого  Кодекса  поведения  в  сфере  политической  и        
       военной безопасности может способствовать большей  стабильности        
       в Европе.  В  долгосрочном  плане  Кодекс должен включать более        
       широкие аспекты  в  соответствии   с   расширенной   концепцией        
       безопасности СБСЕ;                                                     
     - Это особенно относится к  экологической  безопасности.  В  этой        
       связи следует   учесть  соответствующие  предложения  делегаций        
       Австрии и Венгрии;                                                     
     72. В   отношении   разоружения,   контроля  над  вооружениями  и        
региональной безопасности:                                                    
     - Разоружение   и   контроль   над   вооружениями  могут  оказать        
       значительный вклад   в   раннее   предотвращение    вооруженных        
       конфликтов. В создании нового порядка безопасности, основанного        
       на сотрудничестве  и  взаимном  доверии,  задача   СБСЕ   будет        
       состоять в    возведении    эффективных    барьеров   на   пути        
       использования вооруженных  сил.   В   этом   контексте   особая        
       поддержка должна  быть  оказана  таким действиям СБСЕ,  которые        
       направлены на предотвращение распространения  оружия  массового        
       уничтожения и ограничение передачи обычных вооружений;                 
     - Будапештский  саммит  должен  придать  больший политический вес        
       Форуму СБСЕ  по  сотрудничеству  в  области безопасности и дать        
       новый толчок    контролю    за    обычными    вооружениями    и        
       разоружению.     Правительства      призваны        предпринять        
       соответствующие инициативы  на  Форуме СБСЕ по сотрудничеству в        
       области безопасности;                                                  
     - "гармонизация   обязательств",    касающихся    контроля    над        
       вооружением и разоружением в рамках  СБСЕ,  представляет  собой        
       первостепенную задачу  накануне форума.  Гармонизация,  которая        
       должна включать  в  себя  обмен  информацией,   верификацию   и        
       ограничение вооружений,  будет представлять значительный шаг по        
       направлению к общей  зоне  безопасности  СБСЕ.  Это  не  окажет        
       воздействия на  Договор  СБСЕ,  обычные  вооружения  в  Европе,        
       распространяющиеся от Атлантики до Урала.  На  самом  деле  как        
       фундамент европейской   стабильности   он   должен   оставаться        
       нетронутым;                                                            
     - Тем не менее,  сегодня мы должны смотреть в будущее.  Поскольку        
       обязательства, касающиеся разоружения,  в рамках Договора  СБСЕ        
       по обычным вооружениям в Европе должны быть реализованы к концу        
       1995 года,  в  будущем  году  должна  быть  заложена  база  для        
       переговоров по  будущим  мерам в области разоружения.  Будапешт        
       должен проложить  дорогу  для  таких   переговоров   в   рамках        
       упомянутого Договора и определить рамки этих переговоров;              
     - Это будет предусматривать всеобъемлющее радикальное  сокращение        
       обычных вооружений,   военных   расходов   и  вооруженных  сил,        
       выходящее за рамки договора по обычным вооружениям в  Европе  и        
       охватывающее по возможности все страны СБСЕ;                           
     - Соглашения по ограничению военно-воздушных сил особенно  важны.        
       СБСЕ должно  организовать  постоянные переговоры в этой области        
       вне зависимости от  в  равной  степени  необходимых  глобальных        
       договоренностей;                                                       
     - Это  включает  реструктурирование  обычных   вооруженных   сил,        
       которое еще  в  большей  степени  ограничивает  их  возможности        
       перенести военные действия за границу,  а  также  подразумевает        
       качественный контроль за вооружениями;                                 
     - В будущем одним из наиболее важных вопросов будет  региональная        
       безопасность. В  этой связи больше внимания должно быть уделено        
       организации региональных    форумов.     Особенно     ощущается        
       необходимость разработки  концепции  регионального  разоружения        
       для Балканского  региона  как  составной  части  всеобъемлющего        
       мирного урегулирования;                                                
     - Кроме того,  на столе находятся и другие предложения, например,        
       по созданию   регионального  "Балтийского"  форума.  Необходимо        
       предпринять незамедлительные шаги по их осуществлению,  имея  в        
       виду необходимость    учитывать   интересы   всех   участвующих        
       государств. Необходимо  быть  уверенным,   какие   региональные        
       форумы могут быть полезными в этих сферах;                             
     73. Призвать национальные парламенты:                                    
     - рассмотреть  возможность  создания  формальной  процедуры   для        
       рассмотрения резолюций,   принятых   Парламентской   Ассамблеей        
       СБСЕ;                                                                  
     - организовать дебаты по проблематике СБСЕ для  отражения  работы        
       Парламентской Ассамблеи   СБСЕ  как  составной  части  процесса        
       СБСЕ;                                                                  
     74. Парламентская Ассамблея СБСЕ:                                        
     - считает,  что  Хельсинки  содействовали  прогрессу в отношениях        
       между Словенией  и Италией,  начатых уже в 1975 году в качестве        
       относительно успешной   модели   разрешения    проблем    между        
       государствами-соседями со сложной историей и непрочным статусом        
       меньшинств в этих странах;                                             
     - приветствует успех "Соглашения Озимо",  подписанного Италией  и        
       Словенией, в качестве позитивного примера сотрудничества  между        
       странами, одна  из  которых  недавно  получила  независимость и        
       пережила распад в прошлом многонациональной страны;                    
     - настоятельно  призывает   правительства   Италии   и   Словении        
       продолжить их в целом дружественные отношения и в конце  концов        
       добавить к этим соглашениям новые, которые улучшат существующее        
       экономическое и политическое сотрудничество в духе Хельсинки  и        
       "Озимо";                                                               
     - выражает свое признание усилиям, предпринятым Минской группой в        
       связи с  конфликтом  в Нагорном Карабахе,  и выступает в пользу        
       плана и попыток СБСЕ,  направленных на урегулирование конфликта        
       на основе переговоров и в соответствии с принципами СБСЕ.              
                                                                              
                        ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ,                                
                         НАУКА, ТЕХНОЛОГИЯ И                                  
                           ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА                                   
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     1. Будучи   убежденной   во   взаимозависимости    трех    корзин        
хельсинского Заключительного  акта,  и  в  особенности в существовании        
связей между   общей   безопасностью,   человеческим   измерением    и        
экономическим  сотрудничеством  в   процессе  демократических  перемен        
в странах   Центральной    и    Восточной    Европы    и    в    новых        
независимых государствах,    образовавшихся   в   результате   распада        
Советского Союза;                                                             
     2. Признавая важность экономического реформирования,  развития  и        
сотрудничества в   реализации  всеобъемлющей  концепции  безопасности,        
включающей экономическое и социальное благосостояние;                         
     3. Сознавая, что в каждой реформируемой стране заметно отличаются        
специфические условия проведения  реформ,  что  исключает  возможность        
существования универсального    процесса,    стратегии    или   темпов        
реформирования;                                                               
     4. Будучи  убежденной,  что   решающую   роль   в   экономическом        
реформировании играют  активный  частный сектор,  эффективная рыночная        
экономика и экономические общественные службы,  для  развития  которых        
необходимо наличие    соответствующих    практических,    правовых   и        
административных институтов, структур и механизмов;                           
     5. Признавая,  что  при определении скорости экономических реформ        
необходимо учитывать политические,  экономические и социальные условия        
каждой страны,  включая  существование  систем  эффективной социальной        
поддержки;                                                                    
     6. Сознавая,  что снижающийся уровень здоровья населения, высокие        
уровни безработицы и  нищеты  в  сочетании  с  урезанием  системы  мер        
социальной защиты  являются  одними  из  наиболее  сложных  проблем  в        
течение переходного периода;                                                  
     7. Будучи  убежденной,  что социальная политика является ключевым        
элементом экономических реформ в  странах,  движущихся  в  направлении        
рыночной экономики,  и  что  реформы  должны  проводиться  в социально        
приемлемых формах;                                                            
     8. Будучи   убежденной   в   важности   человеческого  фактора  в        
переходный период   и   в   необходимости    общественной    поддержке        
экономических реформ  для  обеспечения  непрерывности этого процесса в        
демократических обществах;                                                    
     9. Признавая  жизненно  важную  роль,  которую играют иностранные        
инвестиции в   экономическом   реформировании   посредством   передачи        
капитала, современных технологий,  ной-хау и управленческих навыков, а        
также в результате облегчения доступа к рынку;                                
     10. Будучи  убежденной в необходимости сохранить окружающую среду        
стран Центральной и Восточной Европы и новых  независимых  государств,        
образовывающихся в результате распада Советского Союза;                       
     11. Признавая,  что для достижения  прекращения  экспорта  оружия        
необходимо успешное        проведение        конверсии       оборонной        
промышленности;                                                               
     12. Призывает  западные страны - участницы СБСЕ признать,  что их        
политическим и экономическим интересам соответствует  оказание  помощи        
государствам Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза        
в реформировании их экономик и выполнении социальных  программ  и  что        
развитие этого процесса может быть только постепенным;                        
     13. Призывает западные страны,  и  особенно  страны  Европейского        
Союза, разработать и передать странам Восточной и Центральной Европы и        
бывшего Советского Союза технологии, позволяющие им производить товары        
и услуги, используя меньшее количество энергии и сырья;                       
     14. Призывает страны Центральной и  Восточной  Европы  и  бывшего        
Советского Союза  провести  в рамках их возможностей реформы в области        
социальной политики   в   целях   уменьшения    социальных    издержек        
экономического реформирования;                                                
     15. Призывает реформируемые страны уделять  достаточное  внимание        
при определении  экономической и промышленной политики важным вопросам        
охраны окружающей среды и рекомендует  создание  масштабных  программ,        
направленных на преодоление загрязнения почв,  воздуха и воды, решение        
проблемы захоронения опасных отходов и общего ухудшения экологии и  на        
реализацию международно  признанных стандартов безопасности на ядерных        
установках;                                                                   
     16. Призывает   реформируемые   страны   осуществлять   стратегии        
устойчивого развития,  направленные на экономический рост,  достаточно        
прочный с  социальной точки зрения и сохраняющий их основные ресурсы и        
окружающую среду для будущих поколений;                                       
     17. Настоятельно    призывает    западные    страны,    осознавая        
международные последствия  деградации  окружающей  среды,  особенно  в        
результате работы  ядерных установок,  сотрудничать и помогать странам        
Восточной Европы  в  решении   их   экологических   проблем,   которым        
Европейский Союз  решил  уделить  особое внимание,  в первую очередь в        
ликвидации последствий    планетарной    чернобыльской    радиационной        
катастрофы, однако  предусматривая при этом,  чтобы вопросы окружающей        
среды и права местных жителей должным  образом  учитывались  странами,        
получающими западную помощь;                                                  
     18. Осознавая  губительные  последствия  чернобыльской  трагедии,        
дальнейшего функционирования  Чернобыльской АЭС для Европы и генофонда        
человечества, рекомендует  западным  странам  Парламентской  Ассамблеи        
СБСЕ создать    новы    конструктивные    механизмы    экономического,        
научно - технического   сотрудничества,  а  также  финансовой   помощи        
и компенсации  Украине   затрат   по   закрытию   Чернобыльской   АЭС,        
решению связанных   с  этим  неотложных  экологических  и  медицинских        
проблем;                                                                      
     19. Настоятельно  рекомендует  странам  Центральной  и  Восточной        
Европы и бывшего  Советского  Союза  уделить  первоочередное  внимание        
созданию соответствующих  правовых  основ,  в  частности  определяющих        
имущественные права и обязанности, с учетом того, что эти основы имеют        
решающее значение  для успешной приватизации и привлечения иностранных        
инвестиций, особенно от компаний средних размеров;                            
     20. Настоятельно  призывает  к тесному сотрудничеству между всеми        
государствами - участниками  СБСЕ  в  борьбе  с  растущей  угрозой  со        
стороны международно   организованной   преступности   для  социальных        
структур и населения всех стран,  а также для зарубежных инвестиций  и        
роста национальных компаний в реформируемых странах;                          
     21. Обращает внимание реформируемых государств  на  необходимость        
неотложного укрепления  всех  правовых  и  иных  механизмов  борьбы  с        
преступностью, в  первую  очередь  с  организованной  преступностью  и        
другими видами преступлений в целях обеспечения безопасности граждан и        
частных предприятий;                                                          
     22. Настоятельно  призывает  государства  Центральной и Восточной        
Европы и бывшего Советского Союза также  отдавать  приоритет  развитию        
здоровых и  эффективных  банковских  систем для поддержки как развития        
национальных частных  предприятий,   так   и   поощрения   иностранных        
инвестиций;                                                                   
     23. Настоятельно рекомендует реформируемым странам создать  новые        
механизмы регионального  экономического сотрудничества как эффективное        
средство, способствующее экономическому развитию и созданию стабильных        
политических институтов;                                                      
     24. Приветствует заключение европейских соглашений и соглашений о        
партнерстве и  сотрудничестве  с  Европейским  Союзом и призывает ЕС и        
другие европейские ассоциации заключать подобные соглашения с  другими        
заинтересованными странами,  что  будет  способствовать политической и        
экономической интеграции в Европу реформируемых  стран  Центральной  и        
Восточной Европы;                                                             
     25. Призывает западные страны,  в частности  страны  Европейского        
Союза, поддержать  процесс  экономических  реформ посредством снижения        
торговых барьеров и в этой связи приветствует усилия по  экономической        
либерализации, а  именно  подписание  соглашений в рамках Уругвайского        
раунда переговоров  ГАТТ,  и  призывает  западные  страны  осуществить        
правильную реализацию    этих    соглашений   с   помощью   механизмов        
Международной торговой организации и обеспечить быстрое  присоединение        
к ГАТТ реформируемых стран;                                                   
     26. Призывает  западные  страны  продолжать  поддерживать  усилия        
стран Центральной  и  Восточной  Европы  и бывшего Советского Союза по        
проведению экономических и политических  реформ  путем  предоставления        
значительной целевой  и  скоординированной  финансовой  и  технической        
помощи;                                                                       
     27. Принимает   к   сведению   предложение   о  сотрудничестве  в        
предоставлении экономической   помощи    малым    новым    независимым        
государствам (таким  как  Республика  Молдова  и др.) и инвестировании        
средств в их экономики и поддерживает разработку проекта программы  по        
реализации этого предложения;                                                 
     28. Призывает  западные   страны   и   международные   финансовые        
институты оказывать    целенаправленное   техническое   и   финансовое        
содействие малому  и   среднему   бизнесу   и   программам   поддержки        
предпринимательства и   развития   национального   бизнеса  в  странах        
Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза;                    
     29. Призывает    международные    финансовые   учреждения   лучше        
координировать свою деятельность в предоставлении технической, научной        
и финансовой  помощи  реформируемым  странам  Центральной  и Восточной        
Европы и бывшего Советского Союза с целью ускорения их экономического,        
научного и   социального   развития   в   соответствии   с   основными        
требованиями охраны окружающей среды;                                         
     30. Настоятельно призывает международные финансовые институты при        
осуществлении ими  программ  помощи  полностью  учитывать   социальные        
аспекты такой  помощи  как  составной  части  своей  ответственности и        
взятых на себя обязательств;                                                  
     31. Призывает  СБСЕ  продолжать  играть  активную роль в развитии        
диалога и в  стремлении  расширить  сотрудничество  между  всеми,  кто        
предоставляет экономическую,   финансовую  помощь  и  помощь  на  цели        
развития, и   учитывает   работу,   проведенную    другими    крупными        
организациями;                                                                
     32. Призывает парламенты стран  -  участниц  СБСЕ  продолжать  их        
усилия по   поддержке   экономической  трансформации  в  реформируемых        
странах и призывает правительства  государств-членов  включать  членов        
парламента в свои делегации на заседаниях Экономического форума СБСЕ и        
также призывает  к  регулярному   присутствию   члена   Экономического        
комитета Парламентской  Ассамблеи  на заседаниях Экономического форума        
СБСЕ.                                                                         
                                                                              
                             ДЕМОКРАТИЯ,                                      
                            ПРАВА ЧЕЛОВЕКА                                    
                        И ГУМАНИТАРНЫЕ ВОПРОСЫ                                
                                                                              
                           САМООПРЕДЕЛЕНИЕ                                    
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     1. Напоминая   принцип  VIII  хельсинского  Заключительного  акта        
"равноправие и право народов  распоряжаться  своей  судьбой",  который        
государства-участники СБСЕ  выразили  решимость уважать и осуществлять        
на практике;                                                                  
     2. Напоминая  статью  I  Международных  пактов  об экономических,        
социальных и культурных правах и о гражданских и политических  правах,        
а также    соответствующие    положения    Декларации    о   принципах        
международного права,    касающихся    дружественных    отношений    и        
сотрудничества между    государствами   в   соответствии   с   Уставом        
Организации Объединенных  Наций  и  Венской   декларацией,   а   также        
программой действий Всемирной конференции по правам человека;                 
     3. Напоминая также,  что насилие в любом его виде не  может  быть        
использовано как  инструмент для достижения или осуществления права на        
самоопределение;                                                              
     4. Признавая,  что  право  народов  на  самоопределение  является        
частью человеческого   измерения   СБСЕ   и   уважение   этого   права        
жизненно важно   для   укрепления   безопасности  и  сотрудничества  в        
Европе;                                                                       
     5. Отмечая,  что  принцип  VIII  включает  право  всех  народов в        
условиях полной свободы определять,  когда  и  как  они  желают,  свой        
внутренний и  внешний  политический статус без вмешательства извне,  и        
осуществлять по своему усмотрению  свое  политическое,  экономическое,        
социальное и культурное развитие;                                             
     6. Признавая,  что принцип VIII подкрепляется принципами IV и  VI        
хельсинского Заключительного акта,  призывающими к самоопределению при        
уважении территориальной целостности и сохранении существующих  границ        
государств-участников;                                                        
     7. Считая,  что  подлинно  демократическая  политическая  система        
является существенным и неотъемлемым аспектом права на самоопределение        
и его эффективное использование;                                              
     8. Сознавая,  что вопросы,  связанные с самоопределением народов,        
могут оказать   влияние   на   продолжающийся   кризис   в   некоторых        
государствах - участниках СБСЕ;                                               
     9. Признавая,  что выработка общего понимания  самоопределения  и        
его соотношения   с   территориальной   целостностью   и  стабильность        
государств СБСЕ могла  могла  бы  содействовать  устранению  различий,        
касающихся прав народа на самоопределение;                                    
     10. Будучи  убеждена,  что  сохранение  языкового  и  культурного        
своеобразия как  составной  части  культурного  наследия  человечества        
ведет к  укреплению  предпосылок  для  создания  мирных  отношений   и        
сосуществования различных этнических групп;                                   
     11. Отмечая,  что систематическое отрицание прав человека и  прав        
национальных меньшинств    является   препятствием   для   мирного   и        
демократического развития государств - участников СБСЕ;                       
     12. Отмечая   также,   что   в  некоторых  случаях  межэтническая        
нетерпимость и  насилие  провоцируются  демагогами,   эксплуатирующими        
скрытые предрассудки и манипулирующими информацией;                           
     13. Отмечая  особую  роль  женщин  в   развитии   образовательных        
программ ради обеспечения мира,  распространении ценностей терпимости,        
гуманности и справедливости,  которые являются  основополагающими  для        
мирного сосуществования в регионе СБСЕ;                                       
     14. Будучи   убеждена,    что    выработка    общего    понимания        
самоопределения должна    осуществляться   с   учетом   общепризнанных        
подходов, практикуемых    институциональными    механизмами    системы        
ООН;                                                                          
     15. Призывает  государства  - участники СБСЕ предоставить народам        
пути и средства для мирного осуществления их права на  самоопределение        
и, в  частности,  поддержать независимые средства массовой информации,        
стремящиеся к объективности;                                                  
     16. Призывает  государства - участники СБСЕ сотрудничать со всеми        
сторонами, готовыми   осуществлять   свою   деятельность   в    рамках        
демократически принятых   законов,   в   деле   поиска   справедливого        
разрешения разногласий    в     отношении     права     народов     на        
самоопределение;                                                              
     17. Напоминает,   что   действие   права   на  свободу  слова  не        
прекращается, когда оно используется для  выражения  целей  не  только        
отдельных лиц, но и групп;                                                    
     18. Призывает государства -  участники  СБСЕ  предоставить  своим        
народам право  на  выбор  пути и средства для мирного осуществления их        
права самоопределение;                                                        
     19. Подтверждает,  что  в  тех  случаях,  когда  попытки добиться        
самоопределения законным  путем  приводят  к  репрессиям   или   когда        
отрицаются права национальных меньшинств,  должен быть рассмотрен весь        
спектр возможностей СБСЕ,  включая политический диалог,  использование        
механизма человеческого измерения и направление миссий докладчиков или        
экспертов;                                                                    
     20. Подтверждает,    что    достижения,   обретенные   в   рамках        
самоопределения, не могут быть отменены без  ясного  и  демократически        
выраженного согласия тех, кого они прямо затрагивают;                         
     21. Призывает Совет Министров включить в повестку дня Постоянного        
комитета обсуждение  вопроса  о  самоопределении  и  связанных  с этим        
вопросов территориальной целостности и стабильности государств в целях        
определения разумных  пределов  самоопределения  таким образом,  чтобы        
дать возможность территориям,  где сосуществуют различные национальные        
группы, внедрить   новые   формы  самоуправления  и  гарантировать  на        
институциональном уровне сохранение и развитие языкового и культурного        
разнообразия на этих территориях;                                             
     22. Призывает государства - участники СБСЕ предпринять дальнейшие        
усилия по  продвижению  трансграничного  экономического  и культурного        
сотрудничества как  инструмента,  обеспечивающего  солидарность  между        
приграничными этническими     и    языковыми    группами    и    между        
соответствующими меньшинствами,  а также  упрочение  мирных  отношений        
между государствами.                                                          
                                                                              
                               БЕЖЕНЦЫ                                        
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     23. Подчеркивая,   что   проблемы   миграции   и  беженцев  имеют        
первоочередное значение для государств - участников СБСЕ;                     
     24. Отмечая,    в    частности,    что    крупные   внезапные   и        
дестабилизирующие массовые   передвижения   людей    часто    являются        
результатом напряженности,  существующей  между  различными группами в        
обществе;                                                                     
     25. Отмечая  также,  что массовые и дестабилизирующие перемещения        
порождаются экономическими проблемами;                                        
     26. Будучи убежденной,  что СБСЕ должно реагировать на эту угрозу        
безопасности и стабильности путем развития всестороннего регионального        
подхода по отношению к массовым передвижениям людей;                          
     27. Рекомендует СБСЕ принять подход, преследующий четыре основные        
цели:                                                                         
     1) предотвращать  вынужденные  передвижения   людей   совместными        
усилиями,  в  частности,  направленными  на  создание  демократических        
институтов,  внимание  к  соблюдению  обязательств  по   человеческому        
измерению   и  использование  раннего  предупреждения,  предотвращения        
конфликтов и инструментов превентивной дипломатии;                            
     2) оказывать  помощь  странам,  являющимся  источниками  массовых        
миграций,  в создании экономических и социальных  структур,  способных        
предотвратить  эти  перемещения населения;                                    
     3) в тех ситуациях, когда превентивные усилия не достигли успеха,        
обеспечить  защиту  насильно  перемещенных  лиц  и  осуществлять поиск        
долговременных решений в отношении их обустройства, и                         
     4) возвращение в их жилища и во владение своим имуществом; и СБСЕ        
и  государства  -  участники  должны  использовать  процесс  СБСЕ  для        
облегчения реализации этого права;                                            
     28. Призывает  государства   -   участники   СБСЕ,   которые   не        
присоединились к   международным  соглашениям  по  вопросам  беженцев,        
проявить добрую волю в деле признания выработанных в этих  соглашениях        
стандартов.                                                                   
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     29. Настоятельно  рекомендует  неукоснительно применять следующие        
инструменты СБСЕ  с  целью  предотвращения   вынужденных   перемещений        
людей:                                                                        
     - Инструмент   общих   обязательств   и   ценностей   в    рамках        
       человеческого измерения  и  процесс  контроля  за  соблюдением.        
       Путем проведения  строгих  проверок   соблюдения   обязательств        
       государствами - участниками СБСЕ может определить потенциальные        
       районы напряженности  на  возможно  более   ранней   стадии   и        
       предпринять важные  политические  шаги  по  отношению  к любому        
       соответствующему государству,  оказавшемуся  затронутым   этими        
       проблемами. Привлечение  внимания  правительств  к  результатам        
       внимательного изучения ситуации международным сообществом может        
       побудить их    разрешить    внутренние   противоречия   мирными        
       средствами, включая  региональные  круглые   столы,   как   это        
       предусмотрено в    заключительном   документе   Инаугурационной        
       конференции по Пакту стабильности в Европе.                            
     - Институт    СБСЕ,    занимающийся    вопросами    строительства        
       демократических институтов,  а именно Бюро  по  демократическим        
       институтам и  правам человека (БДИЧ).  Проводимые БДИЧ семинары        
       по человеческому измерению,  выездные семинары, созданные банки        
       данных со  списками  экспертов  преследуют цель оказания помощи        
       реформируемым государствам в создании  системы,  где  уважаются        
       права человека и законы.                                               
     - Различные   механизмы   СБСЕ    по    расследованию,    раннему        
       предупреждению и предотвращению конфликтов,  включая Верховного        
       Комиссара по   национальным   меньшинствам   (ВКНМ),   механизм        
       человеческого измерения   и   различные  специальные  миссии  в        
       государства-участники, включая те из них,  которые направляются        
       Парламентской Ассамблеей   СБСЕ.   Эти   механизмы  могут  быть        
       использованы для  определения  и  реагирования   на   нарушения        
       обязательств по  СБСЕ  и  другие угрозы безопасности задолго до        
       того, как они приведут к ситуациям массового исхода  населения.        
       Вместе с  тем  Парламентская  Ассамблея  по-прежнему убеждена в        
       том, что   решающее   значение   имеет    дополнение    раннего        
       предупреждения политическим        обязательствам       раннего        
       вмешательства.                                                         
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     30. Будучи   убежденной,   что   в   случае   безрезультативности        
превентивных мер  СБСЕ  должно  быть готово прореагировать на ситуацию        
массового исхода населения;                                                   
     31. Рекомендует   государствам  -  участникам  СБСЕ  предоставить        
временное убежище в соответствии с их  национальным  законодательством        
лицам, которые   покинули   свои   жилища   в  результате  вооруженных        
конфликтов или других серьезных беспорядков и нуждаются в защите до их        
прекращения;                                                                  
     32. Рекомендует СБСЕ разработать методы быстрого реагирования для        
разделения бремени,   включая  финансовую  и  техническую  помощь  тем        
приграничным странам,  в  которых   размещается   значительное   число        
перемещенных лиц,  и/или  принять  на  себя  обязательство  разместить        
перемещенных лиц в своих собственных странах, а также оказать помощь в        
обеспечении конечной репатриации или,  в случае необходимости,  нового        
размещения перемещенных лиц.                                                  
                                                                              
                        МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ                                
                   ПО ДЕЛАМ О ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ                           
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     33. Преисполненная   решимости   обеспечить,   чтобы  виновные  в        
нарушениях международного  гуманитарного  права  в  бывшей   Югославии        
понесли личную ответственность за свои действия;                              
     34. Признавая,  что  в  соответствии   с   уставом,   учреждающим        
Международный трибунал  по  делам  о  военных  преступлениях  в бывшей        
Югославии, который был принят 6 мая 1993  г.  Советом  Безопасности  в        
соответствии с  главой  VII  Устава  ООН,  его  решения  о выдаче лиц,        
которым предъявлены  обвинения,  являются   обязательными   для   всех        
государств - членов ООН и подлежат немедленному исполнению;                   
     35. Сознавая.  что  многим   государствам   -   участникам   СБСЕ        
потребуется принятие    соответствующих    законов    для   приведения        
национального законодательства   в   соответствие   с   международными        
обязательствами;                                                              
     36. Признает Ассамблею как форум обмена  информацией  о  принятии        
законов, необходимых   для   обеспечения   гармонизации  национального        
законодательства и международных обязательств;                                
     37. Настоятельно    рекомендует   парламентариям   государств   -        
участников СБСЕ  предпринимать  усилия  в  целях   быстрого   принятия        
соответствующего национального  законодательства  и обеспечить,  чтобы        
Международный трибунал по  делам  о  военных  преступлениях  в  бывшей        
Югославии был информирован о статусе этого законодательства,  если это        
еще не было сделано;                                                          
     38. Поддерживает   учреждение  Международного  трибунала,  в  чью        
юрисдикцию будет входить выдвижение обвинений по  случаям  геноцида  и        
других преступлений    против    человечества,    включая    убийства,        
истребление, порабощение,  изгнание, заключение, пытки, изнасилования,        
преследования по  политическим,  расовым  и  религиозным  убеждениям и        
другие негуманные акты,  направленные против гражданского населения  и        
серьезно нарушающие  Женевскую  конвенцию  1949  года и дополнительные        
Протоколы к ней, принятые в 1977 году.                                        
     39. Признает   необходимость  принятия  Европейской  хартии  прав        
национальных меньшинств;                                                      
     40. Призывает  Совет  Министров  обеспечить тесное сотрудничество        
правительств государств  -  участников   СБСЕ   посредством   принятия        
национальными     законодательными      органами      соответствующего        
законодательства;                                                             
     41. Призывает  парламенты  государств  - участников информировать        
Международный секретариат  о  шагах,  предпринятых  в  целях  принятия        
соответствующего законодательства;                                            
     42. Соглашается  рассмотреть  на  последующих  заседаниях   шаги,        
предпринятые государствами  -  участниками  СБСЕ  в целях приведения в        
соответствие национальных законодательных систем с  их  международными        
обязательствами;                                                              
     43. Призывает  глав  государств  и  правительств  на  встрече   в        
Будапеште в  декабре  этого  года назначить специального докладчика по        
деятельности трибунала    по    военным    преступлениям.    Докладчик        
(докладчица) должен    быть   уполномочен   следить   за   выполнением        
государствами - участниками СБСЕ решений трибунала и информировать  об        
этом Комитет старших должностных лиц СБСЕ, Совет Министров и Совещание        
глав государств и правительств.                                               
                                                                              
                   РАСИЗМ, КСЕНОФОБИЯ, АНТИСЕМИТИЗМ                           
                      И АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ                               
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     44. Считая,  что  устранение  расизма  и  расовой   дискриминации        
является основной целью для государств - участников СБСЕ,  а также для        
мирового сообщества;                                                          
     45. Выражая   озабоченность   тем,  что  иностранцы,  мигрирующие        
рабочие и другие уязвимые группы  все  в  большей  степени  становятся        
мишенью для расового насилия и расовой дискриминации;                         
     46. Отмечая,  что расизм,  ксенофобия, антисемитизм и агрессивный        
национализм создают     этническую,    политическую    и    социальную        
напряженность как  внутри,  так  и  между  государствами  и  подрывают        
международную стабильность  и  усилия  по укреплению уважения к правам        
человека и к основным свободам;                                               
     47. Напоминая  Стокгольмские  и  Римские решения Совета Министров        
СБСЕ, на которых были приняты решения включать эти вопросы в  повестку        
дня СБСЕ;                                                                     
     48. Рекомендует  Совету  продолжать  шаги  в  этом   направлении,        
обращая специальное внимание на все аспекты этих проблем, предусмотрев        
конкретный вклад Верховного Комиссара по национальным  меньшинствам  и        
Бюро по демократическим институтам и правам человека.                         
                                                                              
                         МИГРИРУЮЩИЕ РАБОЧИЕ                                  
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     49. Напоминая  соответствующие  параграфы  Хельсинской декларации        
Парламентской Ассамблеи,  в которых среди прочего выражается серьезная        
озабоченность тем,  "что климат нетерпимости и неприязни к иностранцам        
продолжает сохраняться  во  многих  странах  СБСЕ,   включая   страны,        
обладающие значительным   демократическим   опытом,  что  периодически        
приводит к  насилию  и  дискриминации  по  отношению  к   иммигрантам,        
беженцам, лицам, пытающимся получить политическое убежище, мигрирующим        
рабочим, представителям меньшинств,  нетрудоспособным лицам  и  другим        
категориям населения, чувствующим себя отличными от других или чуждыми        
данной стране"   (N   23),   а   также   подчеркивается,   что    "все        
страны-участницы должны  принять  меры для полной интеграции легальных        
мигрантов и  "резидентов-иностранцев",   проживающих   на   постоянной        
основе, включая  предоставление  им  политических  прав и гражданства"        
(N 16);                                                                       
     50. Учитывая,  что  иностранцы,  постоянно  проживающие в стране,        
иностранные граждане,  а также мигрирующие рабочие и  члены  их  семей        
становятся объектами неприемлемой практики,  приводящей к нарушению их        
прав;                                                                         
     51. Признавая,  что  проблемы интеграции в обществе и защиты этих        
групп могут быть более эффективно решены путем предоставления им права        
гражданства;                                                                  
     52. Отмечая также,  что конвенции о правах мигрирующих рабочих не        
были подписаны  и ратифицированы несколькими государствами,  в которых        
находится существенное число мигрирующих рабочих;                             
     53. Приветствуя  семинар  по мигрирующим рабочим,  организованный        
СБСЕ;                                                                         
     54. Рекомендует,  чтобы соответствующие органы СБСЕ,  в частности        
Комитет старших  должностных  лиц   в   сотрудничестве   с   Бюро   по        
демократическим институтам и правам человека, наблюдали за изменениями        
в этой сфере и информировали  Парламентскую  Ассамблею  о  достигнутых        
результатах;                                                                  
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     55. Учитывая    обязательства    Турции   как   члена   различных        
международных организаций уважать основные  демократические  ценности,        
уважать права  человека  и  фундаментальные  свободы  и  действовать в        
соответствии с принципами правового государства;                              
     56. Признавая   право  правительства  Турции  предпринимать  меры        
против терроризма и защищать суверенитет,  территориальную целостность        
и единство Турции;                                                            
     57. Считая,   что   лишение    иммунитета    членов    парламента        
Турции подрывает     демократическое     функционирование    Турецкого        
государства;                                                                  
     58. Приглашает   Председателя   Парламентской   Ассамблеи    СБСЕ        
выступить с  инициативой содействовать немедленному освобождению шести        
арестованных курдских парламентариев;                                         
     59. Предлагает, чтобы парламентская делегация СБСЕ, возглавляемая        
Председателем Парламентской Ассамблеи СБСЕ,  посетила Турцию с миссией        
призвать власти   Турции   освободить  арестованных  парламентариев  и        
восстановить иммунитет шести курдских парламентариев;                         
                                                                              
                    Парламентская Ассамблея СБСЕ,                             
                                                                              
     60. Осуждая  терроризм  во  всех  его   формах   и   призывая   к        
международному сотрудничеству  в  борьбе с терроризмом и поиску мирных        
решений проблем меньшинств во всех странах;                                   
     61. Будучи  озабоченной  эскалацией  противостояния  между силами        
безопасности Турции и террористами ПКК,  в результате которого погибли        
тысячи людей  и более тысячи деревень были эвакуированы и разрушены из        
соображений безопасности;                                                     
     62. Напоминая,    что   конституционный   суд   Турции   запретил        
деятельность прокурдской демократической  партии  и  лишил  тринадцать        
законно избранных  членов  Великого  Национального  Собрания Турции их        
парламентского статуса   из-за   содержания   их   выступлений   и/или        
письменных документов;                                                        
     63. Отмечая,  что обвинители настаивают на смертном  приговоре  в        
отношении всех тринадцати парламентариев,  включая Ахмета Турка, Лейла        
Зана, Хатипа Дикле,  Орхана Догана и Сирри Сакика,  которые были взяты        
под стражу  без  предъявления  обвинения  с 3 марта 1994 года;  Седата        
Юртаса и Селима Садака,  которые были задержаны 1  июля,  и  депутатов        
Ремзи Карталя,  Махмуда Килинка, Наифа Гунеза, Низаметтина Тогука, Али        
Жигита и Зубеира Ядара, которые ищут убежища в Европе;                        
     64. Помня,  что  Копенгагенский  документ  СБСЕ  1990  года вновь        
подтвердил приверженность    стран-участниц    принципам    свободного        
волеизъявления, права на мирное собрание,  создание ассоциации,  право        
отдельных лиц и групп создавать свои собственные  политические  партии        
или другие   политические   организации   с   необходимыми   правовыми        
гарантиями, дающими им возможность  конкурировать  друг  с  другом  на        
основе равенства перед законом;                                               
     65. Осуждает все акты терроризма и выражает свою озабоченность по        
поводу гибели людей в результате террористических актов ПКК;                  
     66. Поддерживает  усилия  правительства  Турции   по   борьбе   с        
терроризмом;                                                                  
     67. Отмечает  ухудшающуюся  ситуацию   в   Турции   в   контексте        
приверженности СБСЕ принципам свободы слова, объединений, передвижения        
и праву создания политических партий, отвергающих насилие;                    
     68. Призывает   Турцию   освободить   всех  заключенных,  недавно        
задержанных только  за  выражение  своих   взглядов   без   пропаганды        
насилия;                                                                      
     69. Призывает Председателя Парламентской Ассамблеи СБСЕ назначить        
и координировать деятельность делегации в регион для оценки ситуации в        
области прав человека в юго-восточной Турции;                                 
     70. Призывает Председателя Парламентской Ассамблеи СБСЕ назначить        
делегацию по выяснению фактов  для  оценки  ситуации  в  области  прав        
человека в  юго-восточной Турции и подготовить доклад,  основывающийся        
на выявленных фактах,  который  должен  быть  представлен  Постоянному        
комитету и Парламентской Ассамблее;                                           
     71. Призывает СБСЕ  рассмотреть  возможность  направления  миссии        
экспертов или   наблюдателей   в   Турцию  в  рамках  так  называемого        
Московского механизма.